Как развить память ребенок 4 года
На чтение 8 мин. Обновлено 06.10.2016
Память — один из основополагающих психических процессов, заключающихся в способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Ее развитие начинается с приходом ребенка в этот мир, наиболее активно и продуктивно проходя в раннем и дошкольном детстве.
Память в 4 года развивается очень активно
Особенности развития памяти
Произвольность
Это самое важное новообразование рассматриваемого нами периода. Ребенок длительное время запоминал неосознанно или автоматически. Вернее сказать, у него запоминалось само собой, без всяческих усилий с его стороны или влияния окружающих.
Постепенно, как правило, к 4–5 годам, дети научаются регулировать процесс запоминания: подчинять его своей воле (запоминать то, что ему интересно, значимо) или воле окружающих (запоминать то, что просили запомнить). Это управление процессом и есть произвольность.
Первыми формируются навыки произвольного припоминания, одного из наиважнейших составляющих процесса памяти: ребенок 4 или 5 лет может целенаправленно, в общих чертах, припомнить картину произошедшего события.
У ребенка 4 лет уже досточный запас знаний и воспоминаний
Вслед за формированием этой способности развивается возможность преднамеренного или целенаправленного запоминания. Ребенок в первую очередь запоминает то, что ему интересно и понятно, ярко эмоционально окрашено. Например, он легко и быстро способен запомнить набор необходимых для интересной игры фигурок или выучить стихотворения в подарок на день рождения мамы.
Прочность, длительность и объем запоминания
Рост произвольности активизирует развитие таких показателей процесса запоминания, как его прочность и длительность. Недаром некоторые люди помнят очень важные или эмоционально окрашенные события, произошедшие в 4-5 лет, долгие годы, а порой и всю жизнь.
К 4-5 годам существенно возрастает объем памяти, позволяя ребенку запоминать и хранить в памяти большое количество информации.
Эмоциональность и образность памяти
Кроме всего перечисленного выше, память детей четырех, пяти лет становится эмоциональной и образной. Это означает, что ребенок не механически воспроизводит информацию, а способен это сделать эмоционально, используя образы: прочитать стих с выражением, припомнить и рассказать о событии, сравнивая его с предыдущим, провести аналогии.
Лучше всего занятия проводить в игровой форме
Конечно, на этом процессы формирования и развития памяти не останавливается. Однако его дальнейшее развитие зависит от своевременности формирования произвольности и наращивания объема памяти. От развития памяти зависят все дальнейшие достижения ребенка в обучении и жизни.
Рекомендации по развитию памяти детей
- Развиваем, играя: для детей 4-5 лет основным видом деятельности все еще остается игра, ее и используем как основной метод развития.
- Ребенок быстрее и лучше запоминает значимую (интересную) и понятную для него информацию, поэтому тренируйте память с учетом интересов и знаний ваших воспитанников.
- Старайтесь создать сильную мотивацию (стимул) для запоминания: соревнование, поощрение с учетом интересов и ценностей ребенка.
- Помните, чем ярче впечатление от информации или события, тем сильнее оно запоминается.
- Информация, используемая ребенком в деятельности, запомниться продуктивнее. Поэтому предлагайте ему сравнивать, сопоставлять и просто использовать полученную информацию в своей деятельности: играх, рисовании.
- Один из законов памяти гласит: средина всегда запоминается хуже, чем начало и концовка, поэтому уделите ее запоминанию больше времени и сил.
- И еще один важный нюанс: память является продуктом работы мозга. Мозгу для активной деятельности нужно питание: кислород, глюкоза, витамины и другие важные вещества. Поэтому для ребенка так важны прогулки на свежем воздухе, стабильный показатель уровня сахара в крови и хорошее питание, содержащее растительные масла, твердые сыры, цельнозерновые продукты, жирные сорта рыбы, бобовые, фрукты и овощи.
Настольные игры – развитие зрительной памяти
В настоящее время существует множество игр и упражнений на развитие памяти. Их вы легко найдете в специализированном магазине или просто на просторах интернета. Ниже вы ознакомитесь с примерами некоторых из них.
Примеры игр, развивающих память
Развитие слуховой памяти
«В магазин за покупками»
Инструкция: взрослый просит ребенка сходить в магазин за покупками и называет список товаров, состоящий из нескольких наименований, которые нужно купить. После этого очень просит купить все названное и ничего не забыть.
Для детей, достигших 4–5 лет, игру можно начать со списка в 5–6 слов. В дальнейшем стоит увеличить и разнообразить перечень, включая в него не только названия продуктов, но и других видов товаров.
Игры на развитие памяти можно проводить с самыми разными предметами
Если в игре принимает участие несколько детей, целесообразно включить соревновательный элемент: кто запомнил больше.
«Подарки друзьям»
Инструкция: взрослый предлагает ребенку отправиться в путешествие и привезти своим друзьям подарки. Он перечисляет имена друзей и потенциальный подарок каждому.
Через некоторое время путешественник «возвращается» из путешествия и навещает своих друзей. «Кого ты навестишь в первую очередь?», — спрашивает взрослый. «Какой подарок ты приготовил ему?»
Ребенок вспоминает очередность посещения друзей и называет презент для каждого.
Игра 10 предметов для детей 4-5 лет
Условия игры можно менять, предлагая ребенку запомнить не «подарок», а название страны (города), где он «покупал» подарки.
Начальный список для детей 5 лет должен содержать не менее 4-5 пунктов.
Развиваем зрительную память
«Что поезд везет…»
Оборудование:
- от 4 до 8 карточек в форме вагончиков. На обратной стороне карточки-вагончика изобразить различные предметы;
- карточка с изображением паровозика.
В игре желательно участие не менее двух детей, между которыми нужно поровну разделить карточки-вагончики.
Карточки на запоминание – отличный способ развивать зрительную память
Инструкция: сейчас мы присоединим вагончики к паровозику для его отправки в другой город. Присоединять вагончики будем по очереди, каждый раз озвучивая, что (кого) он везет. При этом карточку переворачиваем картинкой вниз. Очередной «вагончик» присоединяется только тогда, когда безошибочно перечислено все, что везут предыдущие.
Выигрывает тот игрок, кто присоединит больше вагончиков.
В случае затруднений возможны словесные подсказки в форме описания изображенного предмета, как крайний вариант — использование картинок на карточках.
Игры, развивающие двигательную память
«Повтори мой танец»
Инструкция: взрослый показывает ребенку ряд простых движений. Это могут быть притопы, хлопки, повороты и т. п. Ребенок должен их запомнить и повторить в той же последовательности.
Игра усложняется введением сопровождающих движения стишков, расширением пространства (в этом комнате хлопнем, а в этой — топнем), введением новых персонажей: танцует кукла, солдатик, мишка.
Развитие двигательной памяти – в повторении движений
Воспитателям стоит помнить, что развивать познавательные процессы, в том числе и память можно и в быту, в повседневности и это не менее увлекательно для каждой из сторон.
Например, накрывая на стол, проговорите последовательность посуды, которую запомнит и повторит, а затем и поставит ребенок. Походы в магазин или просто на прогулку по заранее составленному плану (маршруту) и его дальнейшее воспроизведение пусть станут традиционными для детей 4 или 5 лет.
Занимаясь развитием памяти с ребенком, родители скоро начинают отмечать его успехи. Результативность развития можно и нужно «измерять» с помощью специальных, предлагаемых психологами, тестов.
Их применение хорошо и в плане корректировки применения игр, ведь не все виды памяти развиваются равномерно: есть доминирующие, есть просто хорошо и недостаточно хорошо сформированные.
Оценка уровня развития памяти
1. Развитие зрительной памяти оцениваем с помощью предъявления ребенку 10 карточек с изображением простых и хорошо знакомых ему предметов. Ребенок озвучивает название изображенного предмета, после чего карточку переворачиваем изображением вниз. Когда все 10 карточек будут перевернуты, просим ребенка назвать и открыть те, которые он запомнил.
Дидактическая игра на проверку памяти
Нормой для детей четырех или пяти лет является воспроизведение 5–6 названий предметов.
2. Для определения развития слуховой памяти просим ребенка внимательно прослушать ряд слов, а затем повторить то, что заполнил (последовательность значение не имеет). Ребенку зачитывают 10 простых слов: зонт, куст, стол, гвоздь, гриб и т. д.
Согласно возрастным нормативам, ребенок 5 лет в норме запоминает 4–5 слова. Этот же тест можно провести с использованием числового ряда, состоящего из 5–6 цифр. Пятилетки легко воспроизводят 3–4 из них.
3. Двигательную или мышечную память оцениваем с помощь повтора несложных движений, которые демонстрируем ребенку: хлопок, постучать в дверь, топнуть ногой, взять книгу. Всего 5–6 действий.
Игра в магазине – ребенок вспоминает, что надо купить
Как правило, дети в 4 или 5 лет воспроизводят весь ряд полностью.
Проведя такое несложное тестирование, вы сможете сделать вывод о достаточности развития разных видов памяти вашего ребенка, доминирующей памяти и скорректировать дальнейшее развитие процесса. Останавливаться на достигнутом не стоит, даже если все показатели относятся к возрастной норме.
Почему?
Этот возраст является очень благоприятным, как говорят психологи — сензитивным, для развития памяти. Позднее развить те или иные ее показатели будет значительно сложнее.
От уровня развития этого процесса зависит очень многое, и в первую очередь — успешность адаптации к школе и результативность самого процесса обучения.
Оставить комментарий
Источник
Память и внимание — важнейшие психические функции, участвующие в интеллектуальном развитии ребёнка. Тренировать их нужно уже с младшего дошкольного возраста. Независимо от того, какие развивающие методики вы предпочтёте, какие дидактические материалы выберете и каким стилям воспитания будете следовать, без способности ребёнка запоминать объекты, хранить их в долговременной памяти и при необходимости воспроизводить эффективного обучения не получится. При этом очень важно, чтобы упражнения на развитие памяти соответствовали возрасту маленького ученика.
Особенности памяти ребёнка 3-4 лет
- Как и прочим психическим процессам, памяти в этом возрасте недостаёт произвольности. Доминирует непроизвольное запоминание.
- Важную роль играет двигательная и наглядно-образная память.
- Из 10 предложенных слов ребёнок запоминает, как правило, 2.
- Из 10 предметов запоминается не более 4-х.
- Запоминаются объекты, которые вызвали живой интерес и яркие эмоции, но они отлично сохраняются долговременной памятью.
Для родителей важно понять: в младшем дошкольном возрасте ребёнок отлично запоминает, но запоминает только то, что ему интересно. Поэтому раннее развитие даёт отличные результаты в воспитании юного интеллектуала и эрудита, но лишь в том случае, когда занятия выстраиваются в форме увлекательной игры, с учётом индивидуальных особенностей конкретного малыша.
Мы предлагаем внимательным мамам и папам, которые хотят вырастить успешного и счастливого наследника, простые упражнения на развитие памяти.
Упражнение 1: «Пошла Муха на базар»
Замечательные, ритмичные, богатые выразительными живыми образами стихи Чуковского знают и любят все. Мы предлагаем вам взять за основу упражнения для развития памяти строчку из чудесной «Мухи-Цокотухи».
Вам понадобятся 8–10 разных предметов. Это могут быть игрушки, например:
- плюшевый мишка;
- резиновый пупс;
- вертолётик;
- машинка большая;
- машинка маленькая;
- кукла;
- игрушечный чайник;
- кубик.
На прогулке можно использовать игрушки, которые вы взяли с собой, сумку, салфетки, подручный материал (шишки, камешки и пр).
Разложите предметы перед малышом и произвольно назовите несколько из них. Делайте это в таком формате:
- Пошла Муха на базар и купила мишку;
- Пошла Муха на базар и купила кубик;
- Пошла Муха на базар и купила вертолётик.
А теперь попросите ребёнка собрать в корзинку для покупок всё, что «купила Муха». Постепенно упражнение можно усложнять:
- Увеличивать количество покупок;
- Просить складывать в корзинку предметы строго в том порядке, в котором их покупала Муха;
- Называть предметы, которых нет среди выложенных (проверка реакции ребёнка на нестандартную ситуацию, его внимательности и находчивости).
Упражнение 2: «Добрый волшебник»
Все дети любят волшебников. Они с надеждой ищут под подушкой гостинчик от Николая, а в Новый год старательно разучивают стишки для Дедушки Мороза. Предложите крохе помочь волшебникам собрать мешок с подарками для детей.
Для игры вам понадобится вместительный мешок. Можно использовать цветастую наволочку, детский рюкзачок и даже любой пакет — главное, чтобы содержимое не просматривалось.
Положите в мешок 8–10 разных предметов, знакомых ребёнку.
А теперь попросите кроху назвать предметы, которые лежат в мешке.
Как вариант: вы называете произвольный предмет, а ребёнок должен ответить, есть такой в мешке волшебника или нет.
Оформить это можно следующим образом:
— Ваня хочет вертолётик! Он есть у доброго волшебника?
— Дааааа!
— Таня хочет пупсика. Танечка получит свой подарок?
— Нееееет!
Чтобы игра стала ещё увлекательнее, можно придумать поощрения за каждый правильный ответ — например, маленький сувенирчик, мамин поцелуй и пр. Можно договориться так: за каждый правильный ответ мама должна прыгнуть три раза, за каждый неправильный три раза прыгает малыш. Таким образом мы вносим в упражнения на развитие памяти ещё и элементы физического развития.
Упражнение 3: «Повторюшкин»
Игра в повторялки — отличное упражнение на развитие двигательной памяти. Правила можно менять, вносить свои корректировки, подстраивать условия под количество игроков. Суть развивающей игры состоит в том, что ребёнок должен повторить за взрослым несложные движения:
- хлопаем в ладоши;
- топаем ножками;
- прыгаем;
- приседаем;
- крутимся на месте;
- бегаем самолётиком (с расставленными в стороны ручками).
Играть можно под музыку, тогда у нас уже получается свой собственный танец. Движения можно сопровождать стишками, усложняя упражнение и расширяя диапазон его развивающего воздействия.
Упражнение 4: «По образцу»
Для этого упражнения удобно использовать обычные счётные палочки. Если их нет, подойдут любые — веточки, карандаши, коктейльные трубочки. Иногда советуют вместо счётных палочек использовать спички, но мы не разделяем такие рекомендации, полагая, что не стоит нарушать истинность аксиомы «Спички детям не игрушки».
Выложите из палочек несложный рисунок:
- геометрическую фигуру;
- цветочек;
- домик;
- цифру;
- букву.
Попросите малыша повторить рисунок по образцу. В усложнённом варианте ребёнку предлагается изучить рисунок, затем конструкция разбирается, и кроха должен воссоздать её по памяти.
Можно превратить это упражнение на память в задание на развитие воображения: попросите малыша создать картину из заданного числа палочек.
Упражнение 5: «Угадайка»
Отличная игра на тренировку тактильной памяти. Помимо памяти, это упражнение (впрочем, как и упражнение 4) развивает ещё и мелкую моторику. Суть проста до безобразия: завяжите ребёнку глаза и поочерёдно вкладывайте в ручки самые разнообразные предметы. Кроха на ощупь должен угадать, что это. Если не получается назвать предмет, помогите ребёнку описывать свои ощущения, задавая ему наводящие вопросы:
- Это большое или маленькое?
- Оно тёплое?
- Этот предмет мягкий?
Чем больше ощущений, тем веселее и, что немаловажно, полезнее получится занятие. Пусть малыш узнаёт на ощупь:
- любимца публики кота ваську;
- застывшее желе;
- лист бумаги;
- папу;
- пластмассовый кубик;
- шерстяной носок.
«Угадайку» можно превратить в семейное развлечение, которое станет прекрасным вариантом совместного досуга.
Советы «Эврики»
- Не бойтесь менять предложенные правила — вплоть до полного преображения упражнений в нечто новое.
- Никто не знает вашего ребёнка так хорошо, как вы. Смело приспосабливайте предлагаемые упражнения под вашего малыша.
- Не обязательно преподносить упражнения как занятия. Называйте их игрой. Это вполне соответствует действительности, но для детского слуха звучит гораздо привлекательнее.
- Играйте-упражняйтесь в любое удобное время. Развивать память можно во время прогулки на детской площадке или по дороге в детский сад, во время паузы между другими занятиями или в несколько свободных минут перед сном.
- Упражнения на развитие памяти стимулируют внимательность, равно как и наоборот: развивая внимательность, вы работаете над памятью ребёнка. Поэтому не лишним будет узнать, какие упражнения помогают развить внимание в 3-4 года.
Наслаждайтесь родительством, проводите время с ребёнком с пользой и удовольствием для всех членов семьи! «Эврика» всегда поможет!
Источник
Консультация для родителей «Игры, развивающие память детей среднего дошкольного возраста»
Для того чтобы развить память у ребенка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, материал и описание игр и упражнений. При соблюдении этих условий уровень памяти ребенка дошкольника может практически достичь уровня подростка. Новорожденный не обладает памятью. Позже она появляется в виде узнавания. У дошкольников развито автоматическое запоминание. Поэтому желательно начать учить английский, немецкий или другой язык до того, как малыш пойдет в школу. Так как основа любого иностранного языка это слова, которых много и которые дошкольник заучит достаточно быстро.
Вообще развитие памяти детей необходимо начинать как можно раньше и продолжать постоянно. Доказано, что уже дошкольники могут эффективно использовать некоторые из мыслительных действий для запоминания. Развитие речи дошкольника во многом завит от развития его памяти.
Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. В зависимости от длительности сохранения информации память может быть кратковременной и долговременной. Кроме того память бывает зрительная и слуховая. Память – это способность принимать новую информацию и сохранять ее.
Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. А как поступает ребенок 4-5 лет? Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию.
В этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо все потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем легче ребенку запомнить информацию. Другими словами, чтобы ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть. Чтобы сформировать у ребенка произвольную память, учитывайте, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт – он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре. Предлагаю вам игры, в которые можно играть дома.
«Фотоаппарат»
Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.
Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.
«Найди отличия».
Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.
Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки либо любые 2 одинаковых предмета, которые есть под рукой (например пуговицы, но не одинаковые)
Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.
«Сорока — белобока»
Цель: развивать концентрацию внимания, память.
Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).
Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.
«Сыщики»
Цель: развивать ассоциативное мышление, память.
Описание: необходимо выбрать, кто из вас будет играть роль «разбойника», а кто — «сыщик». Рассказать ребенку какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщика» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщик» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должен найти изменения в его внешности.
«Опиши предмет»
Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.
Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).
Описание: дети под руководством взрослого выбирают знакомый предмет. Взрослый предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку.
«Повтори орнамент»
Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.
Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).
Описание: взрослый дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.
«Запомнил – нарисовал»
Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.
Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.
Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.
«Какая она»
Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.
Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.
«Прислушайся»
Попросите малыша прислушаться к звукам вашего дома. Затем предложите ребенку рассказать о том, что он услышал (скрип половицы, работающий телевизор, шелест переворачиваемых страниц и т.п.). После чего прислушайтесь к звукам, доносящимся от соседей, с улицы и т.п. Комментируйте предполагаемое происхождение каждого звука (проехал автобус, хлопнула дверь подъезда, чирикает воробей и т.п.).
«Смотри и запоминай»
В течение нескольких секунд показывайте ребенку картинку с несложной композицией. Уберите ее и попросите малыша описать все то, что он видел. На первых занятиях помогайте ребенку, задавая уточняющие вопросы: «А девочка на картинке была в синем или в желтом платье? Она стояла или сидела? И т.п.». В дальнейшем используйте рисунки с большим количеством деталей, время показа картинки сократите до одной секунды.
«Пройди лабиринт»
Рисуйте запутанные лабиринты, придумывая интересные задания. Например: «Помоги мышке попасть в норку», «Что зайка съест на обед — морковь или капусту?», «Где, чья игрушка?». Предлагайте ребенку пройти по лабиринту с помощью карандаша или пальца. В дальнейшем просите его прослеживать путь без вспомогательных предметов.
Педагог – психолог: Карманова Оксана Сергеевна
Источник