Как развить мозг ребенка в 2 года
Крепитесь! Мы с вами.
С самого рождения мы взвешиваем ребенка и меряем его рост: ага, плюс 4 сантиметра. Мы замечаем, как он развивается. Мы покупаем новую одежду, не стараясь натянуть маленькую. А если покупки оказались велики, мы аккуратно складываем их в шкаф и оставляем «на вырост». Однако у нас нет таких же простых инструментов, как весы или измерительная лента, чтобы оценить психоэмоциональное взросление ребенка. Как меняется мозг ребенка из года в год и как это сказывается на поведении.
Любые проблемы во взаимоотношениях с детьми, на мой взгляд, идут от незнания. Мы не понимаем, почему дети нас не слышат, не слушаются, зачастую делают всё назло, не реагируют на жесткое «нет» или кричат тогда, когда всё, казалось бы, в порядке. Кажется, маленький человек сходит с ума, хотя вы все делаете правильно.
Многие проблемы в воспитании детей идут от непонимания того, как развивается мозг человека. Часто ребенок физически или психологически не способен к тому, что мы от него требуем, или наоборот, хочет сделать то, что ему в это время делать интересно, а нам кажется, что еще рано.
Если бы в роддоме выдавали книжку с описанием разных стадий развития мозга человека, множества конфликтных ситуаций можно было бы избежать. Родители, которые понимают, как развивается мозг ребенка, смогли бы спокойно помогать детям пройти стадии взросления. Более того, подобные знания всегда сказываются благотворно и на отношениях пары, потому что мама и папа смотрят в одном направлении.
«Есть ли какая-то книга или статья, которая описывала бы стадии развития ребенка?» – спрашиваю я психолога и в надежде смотрю ей в глаза. Нет, единой книги нет. О каждом возрасте написано много статей и книг. Поэтому совет один. Хотите понимать детей, не сходить с ума от бессилия, не посыпать голову пеплом от того, что вы не смогли воспитать нормального ребенка? Читайте как можно больше о физиологии человека.
Я попробую пройтись по основным вехам развития ребёнка и начну с двух лет. Почему 2 — это важно?
2 года — возраст, когда ребенок уже перестал быть похожим на младенца. Он ходит, говорит и даже требует, и родители начинают требовать в ответ. Большинство родителей двухлеток думают, что их дети способны контролировать эмоции и импульсы. Однако это иллюзия. Только к четырем годам мозг ребенка будет развит настолько, чтобы обеспечивать телу самоконтроль.
Ваш двухлетка истерит, залезает на стол, несмотря на запрет, или отказывается делиться? Все отлично, он развивается согласно норме.
Задача родителя — адаптировать ребенка к миру. И самоконтроль — один из навыков, который нам приходится развивать, чтобы вписаться в общественные нормы. Если бы все взрослые люди сидели на столе или кидались ботинками, наступил бы хаос. Однако существуют разные способы научить ребенка контролировать свои импульсы. Я бы назвала их революционный и эволюционный.
Эволюция — это поступательное изменение поведения ребенка под влиянием взрослых. Помогите ему научиться совладать с собой и своими эмоциями. Например, отвлеките любимой игрушкой, когда проходите магазин со сладостями, или дайте ему ощущение контроля, разрешив купить что-то совсем маленькое. Или же предложите посмотреть мультики еще 5 минут. Ощущение возможности повлиять на жизненные процессы дает ребенку успокоение.
Ужасные двухлетки (terrible twos) считаются в психологии детьми возраста недовольства (age of discontent). Ребенок еще плохо говорит, а значит, его редко понимают. Непонимание часто является причиной эмоционального коллапса ребенка. Попробуйте поговорить на иностранном языке, когда ваш словарный запас ограничен двадцатью словами! Скорее всего, вы испытаете сильное раздражение.
С 1,5-2-х лет до 3,5-4-х ребёнок начинает понимать, что мир огромен, и в нем много возможностей. Теперь он стремится к автономии. Множество разных желаний сталкиваются с минимальными возможностями. Родители постоянно мешают: нельзя переходить самостоятельно дорогу, залезать на самую крутую лестницу или пить воду из унитаза . Многое просто не получается в силу того, что пальцы не слушаются, а ноги не бегут так быстро, как хотелось бы.
Выйти из этого непростого этапа можно с разным результатом. Вы можете научить ребенка осознавать свои эмоции и в дальнейшем ими управлять. При спокойном уравновешенном подходе вы получите уверенного в себе маленького человека. Он будет чувствовать вдруг обретенный контроль и стараться многое делать сам. Он будет не бояться проявлять инициативу и гордиться своими достижениями. Это эволюция.
Революция подразумевает совершенно другой подход и другой результат. Желание ребенка исследовать мир натыкается на родительское жесткое «нет». Иногда это по делу (схватился за нож, тянется к кастрюле с кипятком), а иногда просто по накатанной. Мама осекает там, где этого делать уже не нужно. Ребенок выходит босиком на мокрую траву, мама кричит: «Стой! Нельзя!» Почему нельзя? Соприкосновение подошвы с влажной травой полезно и приятно. «А вдруг поскользнётся», – думает мама.
Ребенок требует сладости, проходя мимо отдела с шоколадками, и папа начинает угрожать, жестко хватает за руку, а выйдя из магазина еще и шлепает по попе. У таких родителей дети часто выглядят воспитанными. Они спокойно сидят за столом и реагируют на оклик родителя. Но это неосознанное поведение. Это страх. На какое-то время такая система будет работать, но даст свои нездоровые плоды ближе к переходному возрасту. Протест, непослушание, агрессия, безынициативность — родителям придется сражаться с последствиями революционного подхода. Задавленный ребенок станет задавленным взрослым или выйдет в сопротивление и протест.
Несколько советов «потерпевшим» родителям двухлеток:
Задача взрослого — постепенно давать ребенку свободу. Невозможно ограничивать всё и всегда. Определите, что точно нельзя. И покажите ребенку, что можно взамен. Если нельзя рисовать на обоях, то где можно. Как ни странно, ребенку это не всегда очевидно.
Всегда делитесь своими чувствами. «Мне сейчас неприятно», «мне обидно». Скоро наступит момент, когда ему ваши чувства станут важны.
Но не забывайте и о хорошем. «Мне так приятно, что ты это сделал», — позитивное подкрепление работает лучше негативного.
Признавайте чувства ребенка, озвучивайте их. «Ты не хочешь идти в сад? Я понимаю, ты хочешь остаться со мной дома». Нередко понимание важнее всего.
Дайте ощущение контроля над ситуацией — ок, еще 3 минуты мультфильма и всё. В ситуации истерики уносите из «зала». Театр и зрители вселяют в ребенка артистизм. Иногда достаточно просто уйти.
Источник
При рождении мозг ребенка содержит 100 миллиардов нейронов (столько звезд в Млечном пути!). В первые годы его жизни они обрастут триллионами межклеточных соединений, так называемыми нейронными синапсами. Главное правило для мозга – использовать его или совсем потерять. Синапсы, которые за счет стимуляции «не связываются» вместе, в течение нескольких лет утрачиваются. Хотя мозг ребенка и имеет некоторые усиленные неврологические способности, например, возможность изучать языки, но он при этом гораздо более подвижен и уязвим, чем мозг взрослого человека. И, что удивительно, в детском мозге в два раза больше нейронных связей, чем во взрослом.
Так что же нужно делать, чтобы эти связи не терялись, и даже наоборот приумножались?
❗️Еще до того, как ребенок родился, предоставить ему здоровое начало. Нужно следить за своим здоровьем во время беременности, и помнить о том, что некоторые лекарственные препараты оказывают разрушительное действие на мозг ребенка, находящегося в утробе матери. Многие дети, которые стали наркозависимыми еще в этот период, в дальнейшем испытывали большие трудности в обучении и могли неожиданно начинать вести себя агрессивно. Исследования также показали, что курение сигарет во время беременности приводит к тому, что дети начинают читать намного позже своих сверстников.
❗️Вести с ребенком осмысленные диалоги. Отвечать на детский лепет нормально проговоренными словами, но с восторженной окраской и по возможности высоким голосом. Это приведет к тому, что в участках мозга, ответственных за понимание речи, будет накапливаться необходимый словарный запас. Играть в игры, в которых участвуют руки. Малыши хорошо реагируют на изучение простых последовательных игр.
❗️Быть внимательным. Когда ребенок сфокусировался на чем-то взглядом, нужно проследить за ним и заметить, что же так его заинтересовало. Такое «совместное внимание» подтвердит ребенку, что его интересы и наблюдения очень важны.
❗️Способствовать ранней любви к книгам у ребенка. Нужно выбирать книжки с большими и яркими картинками и разделять восторг ребенка, указывая на рисунки и издавая соответствующие им звуки – например, звуки животных. Можно модулировать тембр голоса, упрощать или, наоборот, усложнять сюжетные линии, побуждать детей говорить о книгах. В развитии ребенка восприятие устной речи является гораздо более важным, чем сама речь.
❗️Создавать ребенку с пеленок эмоциональные переживания, которые в дальнейшем позволять им ощущать свое тело привлекательным. Нужно гладить малыша по волосам и животику – исследования показали, что дети, до которых нечасто дотрагивались, имеют размеры мозга меньше нормы для своего возраста. К тому же, во время пеленания нужно устанавливать визуальный контакт с ребенком (в идеале 30-40 см от ваших глаз до его).
❗️Выбирать развивающие игрушки, которые позволяют младенцу непосредственно с ними взаимодействовать. Заводные игрушки и пирамиды позволяют ребенку научиться причинно-следственным связям и рассуждениям о том, что может произойти, если сделать так или как-то иначе.
❗️Реагировать на плач ребенка. Успокоить, приласкать – все это приводит к формированию позитивных участков в лимбической области мозга, связанной с эмоциями. Ваше спокойствие и объятия изо дня в день сигнализируют в мозг об эмоциональной безопасности.
❗️Быть внимательным к ребенку, строить доверительные отношения с ним. Младенцы, которые чувствую надежную связь с родителями, могут больше вкладываться в процессы изучения окружающего мира.
❗️Применять массаж тела ребенка, чтобы уменьшить уровень стресса у малыша и повысить ощущения им безопасности и благополучия. Любящие касания особенно стимулируют рост ребенка в самом раннем, грудном возрасте. Исследования показали, что те недоношенные дети, которым делался массаж три раза в сутки, покидали больницу гораздо раньше, чем младенцы, которые массаж не получали.
❗️Заручиться помощью детей в уборке их комнаты. Они должны знать, что плюшевых игрушек есть свое место, а у машинок, например, другое. Таким образом, они узнают о том, что такое сортировка по категориям или сериям, а это важная часть их познавательной деятельности.
❗️Устроить безопасную среду для ползания малыша. Пространственное обучение является важным, поэтому мобильный ребенок будет создавать ментальные карты из своей среды, и создавать крепкую связь с миром, в котором он живет.
❗️Петь младенцу песни, сопровождая их движениями тела или пальцев, что поможет ребенку познавать особенности больших и малых двигательных действий. Помимо этого, песни обучают ребенка ритму, рифмам и языковым структурам.
❗️Принимать во внимание особенности темперамента ребенка. Некоторые дети легко адаптируются к новым ситуациям, некоторые более застенчивы, и т.д. Но плыть по течению тоже нельзя позволять, наоборот, нужно помогать ребенку приспосабливаться к новым условиям.
❗️Сделать процессы питания положительными. Нужно громко и четко произносить название продукта, который вы даете ребенку при кормлении. Обязательно выражать радость при любых попытках малыша накормить себя самому, к какой бы грязи они не приводили. Такое поведение приведет к созданию хороших ассоциаций с едой и приемом пищи. Если же кормления проходят с боем, то это повлечет за собой создание негативных структур.
❗️Обеспечить четкие реакции на детские поступки. Молодой мозг учится познавать смысл мира, поэтому при реакциях на что-то нужно быть последовательными, иначе ребенок просто запутается.
❗️Использовать позитивную дисциплину. Нужно четко обговаривать с ребенком последствия каких-то действий, при этом не пугая его и не пытаясь застыдить. Если малыш поступил неправильно, например, ударил другого ребенка, нужно опуститься до уровня его глаз и повторить правила серьезным, низким голосом.
❗️Учить ребенка эмпатии, то есть сопереживанию. Использовать понятные образы и слова, когда кто-то рядом кажется расстроенным или грустным, что позволит ребенку понять чувства другого человека. Чем больше будет эмпатического реагирования ребенком, тем больше связей в его мозге образуется.
❗️Позволять играть с разными, даже грязными материалами, такими как вода, песок, камни и т.д. Это научит малыша начальным знаниям физики, свойствам структур. Для развития мозга очень важны сенсорные игры с зерном и мелкими предметами.
❗️Выказывать радость и интерес ко всему, что делает ребенок. Искренние восторг и внимательность к детскому лепету и другим детским проявлениям вместе с нежными взглядами и улыбками обязательно приведут к поразительным результатам.
Не забывайте ставить ????????????
Источник
Учителя бьют тревогу: школьники не могут сконцентрироваться, плохо запоминают информацию, не воспринимают длинные тексты, не вникают в суть. Всему виной так называемое клиповое мышление, которое диагностируют у 80% учеников.
Наш мозг очень пластичен, и его нужно развивать. Начинать лучше с маленького возраста и совсем несложных упражнений с игровой механикой. Этого можно достичь, приобщая малыша к выполнению повседневных действий. Когда ребенок получает разный жизненный опыт и выполняет разные действия, его мозг развивается. А подключая осязание, обоняние, зрение, слух, память и вкус мы еще больше способствуем этому.
Раскрывай способности ребенка. Разблокируй мозг. Используй скрытые резервы!
Если ты хочешь развить аналитическое мышление, внимательность и способность к концентрации, внедряй эти советы. Они будут полезны не только детям, но и взрослым.
1 Вводи новые правила
Чтобы развивать и тренировать мозг, желательно делать каждый день что-то новое, не так, как привыкли. Попробуй предложить малышу чистить зубы, есть, рисовать, писать, печатать или ловить мяч другой рукой. Это упражнение поможет мозгу вырабатывать новые нейронные связи. Он начнет задействовать больше ресурсов и использовать максимум потенциала.
С рождения у большинства людей одна часть мозга является ведущей. Просто обычная замена руки поможет развить вторую часть мозга. Все прогрессивные страны уже отметили пользу писать левой рукой: развивается правое полушарие головного мозга, отвечающее за обработку невербальной информации, пространственную ориентацию, воображение, эмоциональный интеллект. Ученые выяснили, что человек, который умеет писать обеими руками, — творческий и находчивый.
Своему ребенку это испытание преподнеси как игру. За усердие малыша можно наградить небольшим подарком.
2 Больше играй
Играй с ребенком за завтраком, обедом, или ужином, параллельно тренируя обонятельную и вкусовую память. Пусть малыш закроет глаза, а ты дашь ему кусочек яблока, моркови, ложечку пюре или каши. Сначала пусть он попробует распознать запах, а потом вкус. Обычно такое упражнение детки воспринимают на «ура».
3 Тренируй память
В любую свободную минуту помогай малышу тренировать память и внимательность. Возьми какой-нибудь предмет и положи его перед ребенком. Попроси запомнить детали и закрыть глаза. Пусть он опишет предмет.
Начинай с простого, например, ручки. Постепенно усложняй задачу. Покажи маленькому исследователю куклу, затем убери ее. Задавай уточняющие вопросы. Спроси, например, какого цвета глаза, что надето на куклу, есть ли у нее бантик.
4 Используй игру «На что похоже?»
Развивай ассоциативное мышление у ребенка при помощи игры «На что похоже?». Возьми любой предмет и предложи малышу подобрать как можно больше ассоциаций к нему.
Например, ручка может быть похожа на волшебную палочку, ракету, градусник.
5 Используй игру «Что изменилось?»
Как помочь развить внимание? В этом поможет игра «Что изменилось?». Разложи пять-десять игрушек и предложи ребенку запомнить их расположение. Затем пусть малыш закроет глаза, а ты должна поменять предметы местами. Что-то убирать или заменить. Ребенку нужно найти все изменения.
В эту игру можно играть дома или на прогулке. Каждый день искать, что изменилось в комнате, во дворе, по дороге. Это поможет развить не только внимание, но и память, а также пространственную ориентацию.
6 Развивай мелкую моторику
Это хорошо известно, но мы повторим. Потому что это действительно важно! Каждый день лепите с ребенком, собирайте конструктор, делайте пальчиковые игры.
Это помогает не только подготовить руку к письму, но и способствует развитию речевых центров.
7 Используй игру «В прошлой жизни»
Помогает развить воображение и мышление. Задача ребенка — определить, чем предмет был в прошлой жизни. Например, стул был деревом, дождь был тучей, бабочка — гусеницей.
8 Проси ребенка делать что-то двумя руками
Для развития межполушарного взаимодействия — основы интеллекта — очень полезно выполнять различные действия двумя руками одновременно.
Например, пусть ребенок попробует нарисовать одной рукой круг, а другой треугольник. Одной рукой — домик, другой — солнышко. Одной рукой мнет тесто, второй раскатывает. Это достаточно сложное, но веселое упражнение.
9 Используй игру «Проверка слуха»
Для развития слуховой памяти полезно слушать звуки с закрытыми глазами. Попробуй предложить малышу услышать и определить звуки в комнате или на улице. Можно, к примеру, использовать записи звуков природы.
10 Задействуй фотографическую память
Разложи на столе мелкие предметы: игрушки, пуговицы, спички. Начинай с пяти-семи предметов. Покажи их ребенку на одну секунду, затем закрой листом бумаги или платком. Ребенок должен вспомнить, сколько предметов было.
Если малыш называет без ошибок, количество предметов можно постепенно увеличить. В эту игру интересно играть и на прогулке: смотрим на витрину магазина, закрываем глаза и называем предметы.
11 Выбирай правильные книги
Если ты будешь внедрять эти простые упражнения в ежедневную жизнь, то уже скоро заметишь результаты. Ребенок станет более внимательным и усидчивым, будет лучше запоминать и быстрее соображать.
Еще больше развить ребенка в игровой форме помогут полезные книги, которые стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление.
Рано или поздно все родители задумываются о том, как привить ребенку любовь к чтению. Некоторые ставят задачу более категорично: как заставить ребенка читать. Это зачастую принимает формы монотонной автоматизации навыка или даже наказания. Но это ошибочная тактика, которая мало что дает! Секрет успеха в развитии скоромышления и положительной мотивации. В этой книге ты найдешь авторскую систему игровых заданий, которые улучшат технику чтения и заложат прочные основы для навыка скорочтения. Опытный педагог и нейропсихолог Гюзель Абдулова подскажет, как правильно организовать занятия и легко покорить вершины скорочтения. Для младшего школьного возраста.
Развивающая методика Gakken пользуется популярностью в Японии и во всем мире. На ее основе строится обучение в японских государственных детских садах. Тетради развивают у детей логическое мышление, творческий подход в решении задач, способность к критическому мышлению. Стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление.
Эксперт
Нейропсихолог, педагог, тренер, автор 9 книг по развитию памяти и скорочтению издательства АСТ. Имеет опыт преподавания более 26 лет, руководит центром интеллектуальных технологий «Эйдос»
Источник