Как развить дикцию ребенку 4 года
Зачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится. Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи малыша, как шепелявость, нечеткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребенка со временем не превратилась в «речевую кашу». В противном случае логопеду предстоит немало потрудиться, чтобы сделать речь дошколенка грамотной, внятной и красивой.
Почему так важно заниматься развитием дикции у детей
Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.
Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:
- Нарушение произношения звуков;
- Отсутствие некоторых звуков в речи;
- Замена глухих звуков на звонкие;
- Сокращение длинных и сложных слов;
- Перестановка слогов местами;
- Смягчение звуков;
- Замена звуков на сходные по звучанию.
В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.
Эффективные упражнения для дикции
Главная трудность при произношении слов – необходимость быстро изменять положение языка во рту. Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную тренировку.
Упражнения для развития мышц речевого аппарата
1. Упражнения для разминки губ:
«Рупор» — необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».
«Трубочка» — максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».
«Улыбочка» — необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.
«Бублик» — максимально растянуть губы, произнося звук «о».
2. Упражнения для разминки языка:
«Лошадка» — необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;
«Лопатка» — открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.
«Конфетка» — надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.
«Маятник» — необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.
«Иголочка» — максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.
«Грибочек» — дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.
«Индюшок» — высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).
«Кружечка» — открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.
«Барабанщик» — необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».
Важно! Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.
3. Упражнения для красивого тембра голоса:
«Протяжные слоги» — сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).
«Кью-икс» — произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.
«Звукорежиссер» — одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.
Занятия с ребенком по развитию дикции в домашних условиях
Самым лучшим и эффективным способом по усвоению навыков говорить четко внятно является игра. Развитие дикции для всех возрастных групп быстрее пойдет в игровых упражнениях и интересных заданиях. Помимо развития артикуляционного аппарата такие занятия благотворно влияют на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком, а так же просто приносят ему радость и удовольствие от общения с родителями.
Игры, развивающие речь ребенка:
«Повторюшка» — тренировка заключается в повторении ребенком отдельных звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Мама или папа читают стихотворение, малыш повторяет конечные слоги каждой строчки.
«Ферма» — это игра напоминает предыдущую, но звуки необходимо произносить максимально чётко. Родители читают стихотворение про обитателей фермы, а чадо проговаривает звуки, издаваемые животными.
«Отгадай кто» — играть в нее следует после того, как освоили 2 предыдущие. Картинки животных (можно купить в магазине или сделать самостоятельно) поместить в непрозрачный мешочек. Ребенок вытягивает карточку и произносит тот звук, который соответствует животному на картинке. Веселее играть в компании.
«Пантомима» — это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике. Ребенку предлагается исключительно при помощи лица показать разнообразные эмоции. Таким способом осуществляется хорошая тренировка мышц речевого аппарата.
«Полицейский» — для игры понадобятся свистки. Дети при команде «нарушитель» или «преступник» начинают дуть в свисток. При вдохе живот раздувается, при выдохе – сжимается. Плечи во время этого процесса остаются на месте.
«Рычащий лев» — игра направлена на отработку произношения определенного звука. Детям предлагается набор слов, четверостиший, скороговорок, отрывков прозаического текста (можно подать как этапы конкурса), где наиболее часто встречается определенный звук. Ребята зачитывают вслух предложенные слова и отрабатывают звук.
Скороговорки
Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.
Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных.
Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как улучшить дикцию речи:
- На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука;
- Текст произносится медленно и максимально четко;
- Желательно заниматься перед зеркалом;
- Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.
Помимо игр и скороговорок при работе над дикцией ребенка очень важно уделять внимание голосу и речевому дыханию.
Враги красивой речи
Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна.
Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:
- Слова – паразиты — «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы. Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
- Нецензурная брань — дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала. Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
- Сленг — использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.
Полезные советы по улучшению дикции ребенка
Многие проблемы с речью ребенка родители могут решить самостоятельно в домашних условиях. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации и положительный эффект не заставит себя ждать. Рекомендации родителям, как развить дикцию дошколенка:
- Больше разговаривайте с малышом на различные темы;
- Беседуя, соблюдайте грамотность и чистоту собственной речи;
- Говорите слова четко внятно, с интонацией;
- Когда ребенок говорит – не перебивайте, дайте ему высказать мысль;
- Проводите занятия по расширению кругозора и словарного запаса;
- Читайте книги. Это могут быть сказки, развивающие книги, журналы. Отправляясь в поликлинику или другое место, где необходимо провести время в ожидании, захватите рассказ или сказку вместо гаджета с игрушками;
- Проводите занятия, развивающие мелкую моторику, что благотворно влияет на улучшение дикции. Поделки из круп, рисование, лепка из теста и пластилина, аппликации прекрасно подойдут;
- Старайтесь ежедневно в игровой форме проводить артикуляционную гимнастику;
- Хвалите малыша за каждое речевое достижение;
- Заведите традицию перед сном делиться впечатлениями дня. Пусть ребенок расскажет, что ему больше всего запомнилось, понравилось или вызвало огорчение.
Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. Практически каждый мальчик или девочка имеют нарушение произношения звуков, слогов и слов. Важно уделять особое внимание этой проблеме. Необходимо заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе, но и для профилактики. Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки. Речь ребенка будет чистой и красивой.
Источник
Арасланова Ксения
Развитие дикции у дошкольников
О том, как важно для ребенка хорошо освоить речь, знает большинство родителей. Они уделяют внимание её развитию, волнуются, если замечают, что их малыш отстает в освоении слов от сверстников. Но зачастую, говоря о развитии речи, они прежде всего заботятся о том, чтобы у ребенка был хороший словарный запас, правильное употребление слов и построение фраз. Хорошая дикция не стоит в списке приоритетов.
Дикция – это степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов нашей речи.
Когда у дошкольника неправильное произношение звуков или слабая техника речи, взрослые зачастую умиляются и считают это возрастной особенностью, не видя в этом нарушение дикции, которое требует какой-то дополнительной заботы. Проблемы с дикцией начинают особенно проявляться у школьников, когда плохое произнесение звуков приводит к затруднениям в письме, а плохая дикция голоса порождает коммуникационные проблемы. Вот тогда-то взрослые всерьез начинают задаваться вопросом – как улучшить дикцию и речь. Чтобы понять как улучшить дикцию, нужно прежде всего разобраться с причинами, порождающими проблемы с произношением звуков и слов у ребенка.
Как развить дикцию
Отработка дикции ребенка начинается с самого раннего возраста, когда родители об этом, бывает, ещё и не задумываются. Это происходит, если вы сами обладаете развитой дикцией, и говорите с малышом, четко и правильно артикулируя звуки. Это помогает заложить у ребенка представление о правильном звучании речи, формирует фонематический слух, которые при завершении формирования органов, осуществляющих артикуляционную функцию, позволят ему без особых проблем овладеть техникой речи. Важна также для дикции интонация, выразительность речи взрослых, которые окружают ребенка. Монотонная невыразительная речь даже при правильном произношении звуков воспринимается тяжело, а у дошкольника, который физически не в состоянии произносить сложные звуки, неправильные интонации и монотонность делают её совсем непонятной. Это может привести к неуверенности малыша в своих силах и затруднить в будущем коммуникационные навыки. Чтобы не допустить этого, необходимо читать детям любой текст с выражением, играть голосом и привлекать детей к игре, где они будут говорить за игрушку или персонаж сказки. Если у ребенка серьезные логопедические проблемы, то о том, как выработать дикцию, лучше посоветоваться со специалистом. Логопед сегодня есть практически в каждом детском саду.
Для улучшения дикции необходимо уделить внимание следующему:
• Развивать артикуляторный аппарат ребенка, в чем помогут артикуляционные игры и гимнастика.
• Формировать правильное речевое дыхание
• Развивать фонематический слух
Скороговорки для развития речи и дикции детей
Один из лучших способов тренировать артикуляционный аппарат – это говорить. Но не просто говорить, а играть с ребенком, произнося веселые, намеренно усложненные для произношения скороговорки.
Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных. Скороговорки для хорошей дикции, то же, что гимнастика. Заставляя малыша произносить сложные для него звуки и сочетания, скороговорка помогает вырабатывать беглость их произношения, тренирует нужные мышцы. Текст скороговорки хорошо продуман и является артикуляционной игрой, тренирующей соответствующую группу мышц. Чтобы правильно повторить скороговорку, надо её хорошо расслышать. Это развивает фонематический слух ребенка.
Для того, чтобы игра со скороговорками пошла на пользу дикции ребенка, а не привела к разочарованию, соблюдайте простые правила:
Прежде чем учить скороговорку с ребенком, произнесите её сами, четко артикулируя звуки и слова.
Не требуйте от малыша, чтобы он выучил и повторил весь текст сразу. Вначале повторите с ним отдельные сложные слова, помогая ему произносить их.
После того, как все слова освоены, произносим вместе скороговорку медленно и четко. И только после этого «включаем скорость».
Занятия должны длиться от 5 до 10 минут в зависимости от возраста ребенка.
Примеры скороговорок:
• Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас;
• Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку;
• Синичка, синичка, воробью сестричка
• Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.
• Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.
• Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
• Чудак под диванчик прячет чемоданчик.
• Говорил попугай попугаю:
Я тебя попугай попугаю.
Отвечал ему попугай:
попугай попугай попугай!
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
• Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.
• Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
• Кощея щами не угощают.
• Хищник в роще рыщет — хищник пищу ищет.
• Щенок в чащу дощечку тащит.
• Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
• Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры, а для бобрят добры.
• Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
мишку мылом не домыла.
• Фаня в гостях у Вани. У Вани в гостях Фаня.
Дикция и артикуляционная гимнастика для детей
Другой способ, улучшающий дикцию, это специальные упражнения для дикции или артикуляционная гимнастика. Это упражнения для речевого аппарата, укрепляющие и развивающие мышцы, которые участвуют в произношении слов. Они полезны для всех детей, а не только тех, у кого есть логопедические проблемы.
Упражнения для развития мышц речевого аппарата
1. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти:
• «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
• «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт, на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
• «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
• «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
• «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков «а» или «э» на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.
2. Упражнения для разминки губ:
• «Рупор» — необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».
• «Трубочка» — максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».
• «Улыбочка» — необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.
• «Бублик» — максимально растянуть губы, произнося звук «о».
3. Упражнения для разминки языка:
• «Лошадка» — необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком.
• «Лопатка» — открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.
• «Мячик» — надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.
• «Часики» — необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.
• «Иголочка» — максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.
• «Грибочек» — дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.
• «Индюшок» — высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).
• «Чашечка» — открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.
• «Барабанщик» — необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».
4. Упражнения для красивого тембра голоса:
• «Протяжные слоги» — сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).
• «Кью-икс» — произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.
• «Звукорежиссер» — одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.
Для эффективного выполнения гимнастики запомните несколько правил:
1. Гимнастика не должна утомлять малыша, поэтому длиться не более десяти минут.
2. Чтобы закрепить навыки правильного выполнения заданий, гимнастика обязательно делается перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своих языка, губ и т. д.
3. Упражнения выполняются без спешки, размеренно, не более 4 – 5 за один сеанс.
4. Если у малыша что-то не получается, то можно помочь ему ручкой чайной ложки.
5. Гимнастику нужно делать ежедневно.
6. Комплекс упражнений должен быть правильно подобран. Лучше всего посоветоваться с логопедом.
Развиваем речевое дыхание
Для хорошей дикции важна постановка правильного дыхания у ребенка. Он должен развивать его и уметь его контролировать. Для этого пойте с ребенком, дайте ему делать мыльные пузыри, учите его целенаправленно выдыхать. Лучше всего это делать в форме игры. Например:
• «Снежок». Дуть на кусочек ватки, чтобы она летала.
• «Буря». Дуть через трубочку в сосуд с водой, то усиливая, то ослабляя «бурю».
• «Ветерок». Дуть на свечу плавно и легко, чтобы отклонять пламя, а не потушить его.
• «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
• «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».
• «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимания на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
Делая каждый день даже 3-4 упражнения, вы скоро заметите улучшение техники речи вашего ребенка.
Рекомендации родителям по улучшению дикции ребенка:
1. Больше разговаривайте с малышом на различные темы;
2. Беседуя, соблюдайте грамотность и чистоту собственной речи (исключите «слова- паразиты», жаргоны и нецензурную брань);
3. Говорите слова четко внятно, с интонацией;
4. Когда ребенок говорит – не перебивайте, дайте ему высказать мысль;
5. Проводите занятия по расширению кругозора и словарного запаса;
6. Читайте книги. Это могут быть сказки, развивающие книги, журналы. Отправляясь в поликлинику или другое место, где необходимо провести время в ожидании, захватите рассказ или сказку вместо гаджета с игрушками;
7. Проводите занятия, развивающие мелкую моторику, что благотворно влияет на улучшение дикции. Поделки из круп, рисование, лепка из теста и пластилина, аппликации прекрасно подойдут;
8. Старайтесь ежедневно в игровой форме проводить артикуляционную гимнастику;
9. Хвалите малыша за каждое речевое достижение;
10. Заведите традицию перед сном делиться впечатлениями дня. Пусть ребенок расскажет, что ему больше всего запомнилось, понравилось или вызвало огорчение.
Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. К 5 годам у ребенка должно быть сформировано правильное звукопроизношение. Овладение правильным звукопроизношением зависит не только от анатомо-физиологических особенностей, но и от особенностей психики ребенка, нервной системы, состояния внимания, памяти, от слуховой и зрительной выдержки. Не редко, даже после 5 лет, звукопроизношение детей может страдать. Над формированием звукопроизношения необходимо начинать работать как можно раньше, а не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе. Только регулярный и системный подход поможет справиться с этой задачей, речь ребенка будет чистой и красивой.
Правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.
Источник