Как разговорить ребенка в 3 года советы логопеда
Статья даст определение такому понятию как задержка речевого развития и подскажет методы устранения данной проблемы.
Задержка речевого развития у детей 3 лет: причины
Прежде, чем вы начнете беспокоиться и искать симптомы задержки речевого развития (ЗРР) у своего малыша, примите во внимание следующее: речевое развитие ребенка достаточно индивидуальный процесс.
Если трехлетний ребенок вашей приятельницы рассказывает на память стихи, а ваш малыш молчит — это не повод бить тревогу. Это повод внимательнее присмотреться к своему малышу и его поведению. Кроме того, малышу придется пройти медицинское обследование и, скорее всего, изменить привычный досуг.
Не забывайте, понятие «речи» у специалистов и среднестатистических родителей разное! Специалисты различают пассивную и активную фазу речи, тогда как для родителей речь — это навык говорения. Если с пассивной фазой речи у ребенка все хорошо, значит, нужно набраться терпения и немного подождать.
А теперь о причинах ЗЗР. Они носят биологический и социальный характер.
Биологические:
- Наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это весьма популярный нынче диагноз, который не входит в Международный классификатор болезней. В переводе на обычный язык диагноз означает, что существует определенное сочетание симптомов, свидетельствующих о том, что головной мозг выполняет свою работу немножко не так, как написано в умных медицинских книгах. Причинами ММД могут быть: проблемная беременность и тяжелые роды, частые болезни в младенческом возрасте с их тяжелым течением, осложнения после прививок, черепно-мозговые травмы.
- Тугоухость.
- Генетическая предрасположенность.
- Наличие ДЦП, раннего аутизма, синдрома Дауна, синдрома гиперактивности.
Важно: Доказано, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники 20 лет тому назад. Объяснение достаточно банальное: современные дети слишком поздно переходят на твердую пищу. Помните: жевание самая лучшая зарядка для мышц речевого аппарата!
Социальные/педагогические:
- Неблагоприятная социальная среда. Увы, но в данном случае речь идет о дефиците общения, которое наблюдается, в том числе, и у детей из благополучных семей.
- Эмоциональные стрессы.
- Билингвизм.
- Гиперопека.
- Чрезмерно информированная среда.
Задержка речевого развития у детей 3-3,5 лет: медикаментозное лечение
Важно: любое самолечение опасно! Заниматься медикаментозным лечением ребенка без предписаний специалиста — преступление!
Если ваш малыш не разговаривает, и нет положительной динамики в его развитии, значит стоит обратиться к группе специалистов. Обязательно проконсультируйтесь с
- педиатром, наблюдающим ребенка с рождения,
- детским неврологом,
- детским отоларингологом,
- логопедом,
- иногда нужна консультация детского психолога и психиатра.
Только после консультации может быть назначен общий комплекс методов по преодолению ЗРР, в который входит и медикаментозное лечение.
Как правило, для медикаментозного лечения используются препараты, активно питающие нейроны головного мозга и участвующие в создании новых нейронных связей. Кроме того, в этот комплекс может входить препарат, активирующий работу речевых центров головного мозга человека. В некоторых назначениях могут присутствовать йодосодержащие лекарственные средства.
Чаще всего используются следующие препараты:
- глицин,
- когитум,
- кортексин,
- мильгамма,
- пантогам,
- семакс,
- тонотен,
- фенибут,
- церебролизин,
- церепро,
- энцефабол.
Важно: Дозировку и длительность курса назначает лечащий врач!
Кроме медикаментозного лечения обязательно назначается комплекс коррекционно-развивающих занятий, включающий
- расширение понятийного аппарата,
- разработку крупной и мелкой моторики,
- предметно-сенсорную терапию,
- музыкотерапию,
- массаж, в т.ч. пальчиковый,
- зарядка, в т.ч. пальчиковая,
- логоритмику,
- арттерапию,
- артикуляционную гимнастику.
Как научить разговаривать ребенка в 3 года: упражнения
Вы будете удивлены, но даже обычную прогулку можно превратить в занимательное упражнение, поскольку развивают речь не карточка Домана или модная игрушка, а общение со взрослым человеком.
1. Выразительно комментируйте все, что делает ребенок. Например, ребенок открывает дверь. Взрослый внятно говорит: «(Имя ребенка), открывает дверь!» и т.д. Особенно хорошо это делать во время прогулки. Ведь так можно не только называть предмет, но и озвучивать его. Например: «Смотри, это кошка. Кошка рыжего цвета. Кошка говорит «мяу»!» и т.д.
2. По возможности, озвучивайте все действия малыша: упал — «бу-бух», идет — «топ-топ», хлопает в ладоши — «хлоп-хлоп», ложиться спать — «баю-бай».
Оба упражнения нужно начинать делать как можно раньше.
3. Замечательный вариант веселого занятия: утренняя зарядка в сопровождении веселых стишков.
Стишки для утренней зарядки малыша
4. Обязательно выучите и проговаривайте веселые песенки-потешки с повторяющимся окончанием. Например,
Малышечек вяки-вяки,
Поросенок хрюки-хрюки,
А теленок муки-муки,
Индюшок курлы-курлы.
5. Занимайтесь развитием фонематического слуха. Пример упражнений для развития фонематического слуха вы найдете ниже.
Игры для развития фонематического слуха
6. Дыхательные упражнения, которые вы вполне можете делать с ребенком самостоятельно: задувать свечи, надувать воздушный шарик, задувать ватный шарик в ворота, дуть через соломку в стакан с водой. Главная задача таких упражнений: научить ребенка вырабатывать воздушную струю необходимой силы и продолжительности.
Примеры упражнений для развития речевого дыхания
7. Артикуляционная гимнастика призвана укрепить мышцы речевого аппарата ребенка. В качестве методического материала можно использовать специальный плакат со всем комплексом артикуляционных упражнений. Упражнения для такой гимнастики представлены в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений ».
Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений
Как научить разговаривать ребенка в 3 года: игры
Не забывайте о пластилине, рисовании ладошками и пальчиками, мозаике, тактильном лото и т.д. Кроме того, замечательно влияет на развитие речи пальчиковый кукольный театр, главными актерами в котором являются животные.
Игрушки для пальчикового кукольного театра
Совершенно не повредят крохе и сеансы пальчиковой гимнастики.
Пример пальчиковой гимнастики для развития речи
Как научить разговаривать ребенка в 3 года: развивающие занятия
Высокую оценку специалистов, работающих с различными дефектами речи, получили разработки отца и дочери Железновых. Музыкальные материалы Железновых часто используются на занятиях логоритмикой. Множество материалов для проведения занятий находится в свободном доступе на тематических сайтах.
Категории детей, которым занятия по логоритмике необходимы
Ребенок в 3, 3,5 года не разговаривает — что делать: Комаровский
В конце статьи вы можете ознакомится с видеоуроком Школы доктора Комаровского, отвечающим на основные вопросы родителей относительно задержки речевого развития ребенка.
Видео: ШДК: Как помочь ребенку научиться разговаривать? Энтеросорбенты — Доктор Комаровский
Источник
Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.
Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.
Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.
Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.
Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.
Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.
Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.
Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.
Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.
Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.
Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.
Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.
Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!
Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?
Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.
Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.
Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!
Источник: https://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/
Источник
13.11.2014
6 секретов, как разговорить ребенка
Как разговаривать с ребенком, чтобы его речь развивалась? Общаться с ним на его «марсианском» наречии или требовать нормальных слов? Обращать ли внимание на жесты или не реагировать? Как правильно строить диалог с неговорящим малышом?
Опытный логопед-дефектолог Анна Маковей делится с мамами простыми и эффективными приемами, которые помогут разговорить даже самого упрямого молчуна, сделают ваше общение с малышом интереснее и разнообразнее.
1. Долой «Скажи» и «Повтори»
Не просите кроху: «Скажи: МА-МА, ДАЙ» или «ПОВТОРИ: «БУЛЬ-ДО-ЗЕР». А уж наказывать малыша за отказ или неправильное произнесение вовсе не стоит! Очень часто подобные просьбы приводят к такому явлению, как речевой негативизм – при вышеозначенных просьбах малыш крепко сцепляет зубы и бежит от Вас стремглав, либо просто игнорирует настойчивые просьбы мамы что-либо сказать.
Как же тогда быть? Секрет прост – играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:
- Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы – максимально короткими.
- «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность – хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия – так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!
- «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик – маленький. У тебя какой кубик?» — непременно делайте паузу — дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога – «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? – пауза – Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. – пауза – Добро пожаловать!»
Вопросы задавайте ненавязчиво, без требовательных ноток в голосе. Малыш не должен чувствовать подвох и давление с Вашей стороны. Если карапуз не захотел или пока не может Вам ответить, после короткой паузы ответьте сами – так Вы даете ребёнку речевой эталон, который поможет ему в дальнейшем правильно строить фразы!
Маме на заметку!
Постарайтесь контролировать себя и не срываться на «Скажи», «Повтори». Не ждите быстрых результатов. Пройдет день, два, может быть и месяц – и малыш начнет повторять за Вами! Главное – спокойно общаться и играть, вовлекать кроху в диалог, хотя бы формальный (сами задаете вопрос и после короткой паузы – отвечаете).
Если карапуз не хочет играть в предложенную Вами игру – присоединитесь к той, которая его в настоящий момент увлекает. Катает машинку? Превосходно! Попросите прокатить на машинке зайчика или съездить в магазин за продуктами или строительными материалами. А то и мелкий бумажный сор довезти до мусорного ведра! Любит греметь кастрюльками – класс! Положите в кастрюлю кубики и сварите из них кашку для зверей. Периодически пробуйте её на «сахар» и «соль», предлагайте «попробовать» и малышу – чаще всего крохи с большим энтузиазмом откликаются на такие мамины проделки =)
2. «Ти-ти! ПТИчка, леТИ» или как использовать в речи лепетные слова
Часто мамы и другие близкие люди недооценивают речевые возможности крохи. «Сколько слов малыш говорит?» — «Да два-три…». Вопрос при этом: что считать словами? Считать ли словами «топ-топ» и «би-би»? Считать ли тремя разными словами слово «А-а-а», если это «больно», «вкусно пахнет» и «спи, моя куколка, засыпай»?
Да! Это слова! Да! Считать тремя разными! Больше того, даже те звукоподражания и слоги, которые малыш произносит без отнесения к какой-либо ситуации можно превратить в словечко! Как? Сейчас расскажу.
Возьмите за правило записывать «речевую продукцию» ребёнка. Пусть это будет тетрадка, блокнот или просто листок, в который Вы будете заносить все те звуки, слоги, слова, которые малыш уже может произносить. Это даст Вам представление об артикуляционных возможностях малыша и отличный материал для выдумывания и введения в игры простых и доступных крохе слов. Например:
- «Ти-ти». На их основе вводим слова «пТИчка» и «леТИ». На прогулке насыпьте зернышки и позовите птичек: «Птичка, леТИ, покушай. Вот, леТИт птичка. Кушай!». Потом просите малыша позвать птичек.
- «Мяу» и «ми». Если есть кошечка дома – отлично. Поиграйте так: «Киска, где твоя МИска? Давай молочка нальем! Вот, киса, молоко. Лакай!» Можете передразнить, как киска лакает язычком — это хорошее артикуляционное упражнение. «Вот, киса, МЯсо, кушай!»
- «Ня-ня» превращаем в слово «няня» Придумайте игру со словом НЯНЯ: куколку возьмите и попросите малыша покачать, успокоить, спать уложить. «Куколка устала, хочет спать. Давай её укачаем! А-а-а-а, Бааай-баааай, спи, куколка (или по имени, если таковое имеется), засыпай! Спи. Вот, Саша, какая НЯНЯ хорошая! Куколка быстро уснула!»
- «Пи» превращаем в глагол «пить» (появление в речи ребёнка глаголов – добрый вестник!!! Он очень хорошо притягивает к себе существительные, прилагательные и все прочие части речи). «Пойдем» и дальше нужное присоединяете — «чай пить», «сок пить», «морс пить», «молоко пить», «кисель пить», «компот пить». «Быстро», «медленно» — «Быстро не надо пить. Надо пить медленно». «Пей маленькими глотками». «Я пью чай. Ты (дотроньтесь рукой до крошкиного плеча) пьешь — сок. Папа пьет кофе».
Маме на заметку!
В придумывании нужно упражняться – не сразу на ум приходят словечки. Но! Терпение и труд все наши «не могу» и «не получается» перетрут =) Если в речи малыша уже довольно много слов — используйте словарь для составления простых фраз, которые можно использовать в играх.
3. «Даёшь контакт!»
Этот рецепт простой и очень естественный во взаимоотношениях мамы и малыша – чаще обнимайтесь! Барахтания, немного дурашливости, любовные пощипывания и покусывания только приветствуются! А ещё? Танцы, где Вы берётесь за руки, простые объятия после игры: «Как хорошо получилось!», да и просто посиделки на коленочках!
Для чего всё это нужно? Как тактильный контакт влияет на развитие речи? Очень хорошо влияет!
1. Возникает взаимное доверие, ощущение защищенности и комфорта.
Малыш доверяет и поэтому открыт ко всем Вашим затеям, не боится осуждения и критики. А Вы лучше понимаете кроху, его возможности и желания, становитесь менее требовательной и более расслабленной, что очень хорошо для равноправного и развивающего общения.
2. Игры проходят более естественно и комфортно, доставляют массу удовольствия и Вам и крохе. А если что-то нам очень приятно, хочется это повторить, так ведь?
3. Малыш на Вашем примере учится выражать свои чувства словами и делами, проявлять внимание к близким и оказывать им поддержку. Помните закон объятий? Четыре объятия в день нужны для выживания, восемь — для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, двенадцать объятий в день — для роста и чувства собственного достоинства. Обнимайтесь чаще!
Маме на заметку!
Все проявления Ваших чувств должны быть естественными и уместными, не стоит приставать к малышу тогда, когда он явно этого не хочет. Говорите крохе, как Вы его любите! Называйте ласковыми именами, рассказывайте о том, какой он был маленький, ничего-ничего не умел: ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать! А сейчас – всё умеет! Прыгать, бегать, самостоятельно кушать, ходить в туалет! Вот сколько всего! Такие беседы вызывают много положительных эмоций, малыш начинает гордиться собой. А следом за уверенностью в себе появляются попытки самовыражения. В речи – в том числе.
4. «Игрушки, на помощь!»
Игрушки – наши незаменимые помощники в развитии речи малыша. Они помогут внимание привлечь и познакомят с новыми словами – существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, научат пользоваться предлогами и строить фразы. Как?
С 1 года до 3 лет крохе для развития НЕОБХОДИМА манипуляция с предметами. Однако важно помнить, что развивает не сама по себе игрушка, предмет, а те действия и манипуляции, которые малыш с ними производит. А делает он это с Вашей помощью!
Как правильно играть с предметами, чтобы в речи крохи появлялись новые слова?
1. Существительные
Возьмите машинку, покажите крохе, назовите, что это: «Смотри – машина!» Продемонстрируйте все те разнообразные действия, которые с ней можно выполнять: катать, нагружать и высыпать кубики, катать любимую игрушку. Первоначально новое слово тесно связывается с тем предметом, который так назвали. Машинка – это именно вот эта – с желтой кабиной и красным кузовом! Когда кроха усвоит это понятие – «машина», покажите ему машинку другую – скажем, зелёную. Это тоже машина! И вот эта маленькая – тоже машина! И эта – с большими колесами! Так произойдет расширение понятия «машина», а малыш начнет лучше понимать речь окружающих.
2. Глаголы
Просите кроху совершить с игрушкой какие-либо действия: «Кати машинку. Вот так!», «Накладывай кубики. Вот, много кубиков положили». Кубики можно СКЛАДЫВАТЬ, СТРОИТЬ, СТУЧАТЬ, ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ, СОБИРАТЬ, РАЗБИРАТЬ, ВОЗИТЬ – вот сколько глаголов можно присоединить только к одному существительному – КУБИКИ.
3. Прилагательные
Рассказывайте малышу в игре о различных качествах того предмета, которым вы в настоящий момент играете. Машинка может быть красная и синяя, большая или маленькая, тяжелая или легкая. Любимая мягкая игрушка малыша – мягкая, пушистая, бархатистая, нежная, ласковая, тёплая. Кубики твердые, жесткие, красные-желтые-синие, звонкие, деревянные, пластмассовые! «Потрогай, какая киска у нас мягонькая. Вот какая! Пушистая! Шкурка красивая, серенькая. Давай кисоньку погладим. Вот так, вот так — смотри, как кисе приятно, она глазки закрыла и песенку поёт».
4. Наречия
Мячик летит высоко, далеко; машинка едет быстро; игрушечная киска тоже бежит быстро, а черепашка ползет – медленно. У мишки каши много, а собачки – мало, дудочка играет тихо, грустно, а барабан – громко, радостно! В комнате игрушки прибрали: «Вот как стало чисто!». Озвучивайте эти и другие признаки предметов и действий, и малыш тоже начнет использовать их в речи.
5. Местоимения
В игре просите кроху: «Дай мне» и местоимение «тебе»: «Это мне кубик, а это – тебе», «Мне ложку (к примеру, играете в кухню и приготовили «кашу» из кубиков) и тебе ложку». «Моя очередь, твоя очередь». «Вот моя любимая куколка. А где твоя?», «Давай мишку укачаем. Он устал». Так легко и незаметно местоимения займут прочное место в словарике Вашего карапуза.
6. Предлоги.
Предлоги помогают ребёнку лучше понять пространственно-временные отношения и правильно строить фразы. Усвоение их происходит отлично и в игре, и в ходе уборки после неё. «Принеси мячик. Он В коробке. Спасибо!», «Ой! Кубики упали НА пол! Давай соберем!». Посади куколку ЗА стол. Будем чай пить». Давай игрушки уберем. Машинку поставим В гараж. Кубики положим В коробку. Мячики положим В ведро. А куколку куда посадим? Вот сюда – НА диванчик. Вот как хорошо стало!»
Маме на заметку!
Чтобы слова появились и закрепились в речи крохи необходимо МНОГОКРАТНОЕ повторение.
Вводимые Вами новые слова должны быть понятными ребёнку, «осязаемыми», такими, которые он сможет прочувствовать на реальном опыте. Фразы, которые Вы используете в игре, являются для малыша эталоном. Поэтому не усложняйте их. Простое предложение из 2-4 слов – то, что нужно.
5. «Мама, помоги!» или как реагировать на жестовую речь
Этот рецепт для мам деток, предпочитающих жестовую форму общения. Как реагировать, если кроха СОВСЕМ не хочет говорить, но очень выразительно жестикулирует?
1. Начните работу с себя: проанализируйте, как Вы реагируете на такое поведение малыша.
В том случае, если Вы бросаетесь выполнять желание крохи ещё до того момента, как оно успело оформиться у него в голове – речи ждать придется довольно долго. Зачем ребёнку говорить, ведь и так всё хорошо, все потребности удовлетворены и желания выполнены. А бывает ещё и так: нервы у мамы не железные. Уже в предвкушении истерики, многие готовы дать малышу всё, что угодно, лишь бы не плакал. Узнали себя? Нет? Замечательно. Значит, можно перейти к шагу 2.
2. «Оречевляем» жест ребёнка.
Что ты хочешь? – пауза — Ты хочешь рисовать! Да! Будем рисовать!
Такое построение фразы даёт малышу уверенность в том, что мама его понимает (в отличие от игнорирования жестовых просьб), мама поможет. А вслед за уверенностью, появятся и попытки самостоятельного высказывания.
3. Провоцируем малыша на просьбу или отказ.
Правила формального диалога те же, что и описаны выше: «Хочешь покатать машинку? Да (кивок головой). На», «Будешь пить сок? Не будешь (покачиваем головой из стороны в сторону). Нет».
Маме на заметку!
Поддержите малыша, похвалите за попытку сказать что-либо, пусть даже и не совсем удачную. Озвучивать жест необходимо всегда до того момента, пока малыш не начнет делать попытки заговорить самостоятельно.
6. «Мама, говори!» — оречевление в повседневной жизни
Чтобы речь малыша развивалась, вовсе не обязательно организовывать специальные занятия и тратить час-полтора ежедневно на логопедические игры!
Проговаривайте всё, что делаете: манипулируя игрушками, называйте их цвет и те действия, которые можно с ней производить: «Вот какой мячик! Красный! Яркий! Большой! Лёгкий! Давай его покатаем: вот так! Теперь мне кати – вот как здорово катится! Лови мячик (легонько бросаете его в ручки малыша так, чтобы поймал) – вот как ловко поймал!»
Используйте повседневные ритуалы: умывание, подъем и отход ко сну, одевание для пополнения словаря крохи новыми словами и закрепления уже знакомых.
Иногда малыши не понимают наши словесные просьбы и инструкции, так как действие, которое от ребёнка требует мама, слишком обобщено и малыш просто не понимает, что именно он должен сделать! Например: «Прибери игрушки!» Что значит «прибери»? Куда их прибрать? Что сначала убрать, что потом?» Дробите деятельность на составляющие её действия и озвучивайте их: «Давай приберем игрушки. Сначала машинки поставим в гараж – вот. Поставили. Теперь давай мячи положим в корзину. Положили. Теперь кубики нужно собрать. Давай уберем их в коробку». Так детки не только пополнят словарь, научатся понимать и использовать в речи предлоги, правильно строить простые фразы, но и овладеют навыками самообслуживания и планирования своей деятельности.
Давайте малышу простые поручения:
- донести сухое белье до гладильной доски («Унеси трусики. Унеси носочки. Унеси шортики. Вот спасибо! Очень маме помог!»);
- положить на стол ложки («Давай на стол накрывать. Вот ложки. Положи, пожалуйста, на стол»);
- вытереть сухой тряпочкой пыль («Давай порядок наведем. Сначала пыль будем вытирать. Намочим тряпочку. Вот, намочили. Теперь выжмем её немного. Готово! Давай столик протрем. Вот так! (помогите – накройте своей рукой детскую ручонку с тряпочкой и проведите по столу). Всё! Чисто!»;
- выложить на стол продукты, только что принесенные из магазина.
Выполняя такую простую работу по дому, кроха усваивает названия предметов и действий, учится помогать маме. Подключайте карапуза к приготовлению еды – это очень увлекательно и полезно для развития речи!
Можно поручить почистить вареное яичко или картофелину, размешать муку в чашке с кефиром или взболтать яйца в миске, нажать кнопку на ручке блендера, а то и овощи нужные подать: «Давай будем оладьи печь! Нам нужен кефир. Где у нас кефир? Да! Вот он, в холодильнике! Давай нальем его в стакан. Вот столько, достаточно. Выливай кефир в миску. Теперь яичко разобьем: кок! Готово! Размешай немного вилкой. Вот так, спасибо!» и т.д.
Маме на заметку!
Все предложения должны быть короткими и простыми. Делайте паузы, если задаёте вопрос – давайте малышу возможность ответить. Даже если кроха произнес что-то непонятное или вовсе молчит – непременно ответьте ему: «Куда положим кубики? – «пауза или ответ малыша» — Я тоже так думаю! Положим в коробку!»
Со временем называние действий замените вопросами: «Что сначала сделаем? Куда положим кубики? Куда поставим машинку? Где у тебя маечки лежат?» и т.д.Если ребёнок предпочитает в общении использовать жесты – озвучивайте все его «слова»: Куда мяч укатился? Да! Вот он! Под кроваткой! Достань, пожалуйста. Как ловко ты его достал! Спасибо =)» Малышам нравится такое выражение понимания со стороны мамы! Со временем они и сами охотнее начинают озвучивать свои желания и действия сами.
Анна Маковей,
Логопед-дефектолог, педагог раннего развития.
Соавтор тренинга «Развиваем речь в игре» по методике Тепляковой.
Также рекомендуем прочитать:
Введите Ваш комментарий и нажмите «Отправить»:
Источник