Как разговаривает ребенок в 3 года
Статья даст определение такому понятию как задержка речевого развития и подскажет методы устранения данной проблемы.
Задержка речевого развития у детей 3 лет: причины
Прежде, чем вы начнете беспокоиться и искать симптомы задержки речевого развития (ЗРР) у своего малыша, примите во внимание следующее: речевое развитие ребенка достаточно индивидуальный процесс.
Если трехлетний ребенок вашей приятельницы рассказывает на память стихи, а ваш малыш молчит — это не повод бить тревогу. Это повод внимательнее присмотреться к своему малышу и его поведению. Кроме того, малышу придется пройти медицинское обследование и, скорее всего, изменить привычный досуг.
Не забывайте, понятие «речи» у специалистов и среднестатистических родителей разное! Специалисты различают пассивную и активную фазу речи, тогда как для родителей речь — это навык говорения. Если с пассивной фазой речи у ребенка все хорошо, значит, нужно набраться терпения и немного подождать.
А теперь о причинах ЗЗР. Они носят биологический и социальный характер.
Биологические:
- Наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это весьма популярный нынче диагноз, который не входит в Международный классификатор болезней. В переводе на обычный язык диагноз означает, что существует определенное сочетание симптомов, свидетельствующих о том, что головной мозг выполняет свою работу немножко не так, как написано в умных медицинских книгах. Причинами ММД могут быть: проблемная беременность и тяжелые роды, частые болезни в младенческом возрасте с их тяжелым течением, осложнения после прививок, черепно-мозговые травмы.
- Тугоухость.
- Генетическая предрасположенность.
- Наличие ДЦП, раннего аутизма, синдрома Дауна, синдрома гиперактивности.
Важно: Доказано, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники 20 лет тому назад. Объяснение достаточно банальное: современные дети слишком поздно переходят на твердую пищу. Помните: жевание самая лучшая зарядка для мышц речевого аппарата!
Социальные/педагогические:
- Неблагоприятная социальная среда. Увы, но в данном случае речь идет о дефиците общения, которое наблюдается, в том числе, и у детей из благополучных семей.
- Эмоциональные стрессы.
- Билингвизм.
- Гиперопека.
- Чрезмерно информированная среда.
Задержка речевого развития у детей 3-3,5 лет: медикаментозное лечение
Важно: любое самолечение опасно! Заниматься медикаментозным лечением ребенка без предписаний специалиста — преступление!
Если ваш малыш не разговаривает, и нет положительной динамики в его развитии, значит стоит обратиться к группе специалистов. Обязательно проконсультируйтесь с
- педиатром, наблюдающим ребенка с рождения,
- детским неврологом,
- детским отоларингологом,
- логопедом,
- иногда нужна консультация детского психолога и психиатра.
Только после консультации может быть назначен общий комплекс методов по преодолению ЗРР, в который входит и медикаментозное лечение.
Как правило, для медикаментозного лечения используются препараты, активно питающие нейроны головного мозга и участвующие в создании новых нейронных связей. Кроме того, в этот комплекс может входить препарат, активирующий работу речевых центров головного мозга человека. В некоторых назначениях могут присутствовать йодосодержащие лекарственные средства.
Чаще всего используются следующие препараты:
- глицин,
- когитум,
- кортексин,
- мильгамма,
- пантогам,
- семакс,
- тонотен,
- фенибут,
- церебролизин,
- церепро,
- энцефабол.
Важно: Дозировку и длительность курса назначает лечащий врач!
Кроме медикаментозного лечения обязательно назначается комплекс коррекционно-развивающих занятий, включающий
- расширение понятийного аппарата,
- разработку крупной и мелкой моторики,
- предметно-сенсорную терапию,
- музыкотерапию,
- массаж, в т.ч. пальчиковый,
- зарядка, в т.ч. пальчиковая,
- логоритмику,
- арттерапию,
- артикуляционную гимнастику.
Как научить разговаривать ребенка в 3 года: упражнения
Вы будете удивлены, но даже обычную прогулку можно превратить в занимательное упражнение, поскольку развивают речь не карточка Домана или модная игрушка, а общение со взрослым человеком.
1. Выразительно комментируйте все, что делает ребенок. Например, ребенок открывает дверь. Взрослый внятно говорит: «(Имя ребенка), открывает дверь!» и т.д. Особенно хорошо это делать во время прогулки. Ведь так можно не только называть предмет, но и озвучивать его. Например: «Смотри, это кошка. Кошка рыжего цвета. Кошка говорит «мяу»!» и т.д.
2. По возможности, озвучивайте все действия малыша: упал — «бу-бух», идет — «топ-топ», хлопает в ладоши — «хлоп-хлоп», ложиться спать — «баю-бай».
Оба упражнения нужно начинать делать как можно раньше.
3. Замечательный вариант веселого занятия: утренняя зарядка в сопровождении веселых стишков.
Стишки для утренней зарядки малыша
4. Обязательно выучите и проговаривайте веселые песенки-потешки с повторяющимся окончанием. Например,
Малышечек вяки-вяки,
Поросенок хрюки-хрюки,
А теленок муки-муки,
Индюшок курлы-курлы.
5. Занимайтесь развитием фонематического слуха. Пример упражнений для развития фонематического слуха вы найдете ниже.
Игры для развития фонематического слуха
6. Дыхательные упражнения, которые вы вполне можете делать с ребенком самостоятельно: задувать свечи, надувать воздушный шарик, задувать ватный шарик в ворота, дуть через соломку в стакан с водой. Главная задача таких упражнений: научить ребенка вырабатывать воздушную струю необходимой силы и продолжительности.
Примеры упражнений для развития речевого дыхания
7. Артикуляционная гимнастика призвана укрепить мышцы речевого аппарата ребенка. В качестве методического материала можно использовать специальный плакат со всем комплексом артикуляционных упражнений. Упражнения для такой гимнастики представлены в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений ».
Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений
Как научить разговаривать ребенка в 3 года: игры
Не забывайте о пластилине, рисовании ладошками и пальчиками, мозаике, тактильном лото и т.д. Кроме того, замечательно влияет на развитие речи пальчиковый кукольный театр, главными актерами в котором являются животные.
Игрушки для пальчикового кукольного театра
Совершенно не повредят крохе и сеансы пальчиковой гимнастики.
Пример пальчиковой гимнастики для развития речи
Как научить разговаривать ребенка в 3 года: развивающие занятия
Высокую оценку специалистов, работающих с различными дефектами речи, получили разработки отца и дочери Железновых. Музыкальные материалы Железновых часто используются на занятиях логоритмикой. Множество материалов для проведения занятий находится в свободном доступе на тематических сайтах.
Категории детей, которым занятия по логоритмике необходимы
Ребенок в 3, 3,5 года не разговаривает — что делать: Комаровский
В конце статьи вы можете ознакомится с видеоуроком Школы доктора Комаровского, отвечающим на основные вопросы родителей относительно задержки речевого развития ребенка.
Видео: ШДК: Как помочь ребенку научиться разговаривать? Энтеросорбенты — Доктор Комаровский
Источник
Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.
Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.
Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.
Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.
Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.
Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.
Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.
Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.
Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.
Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.
Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.
Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.
Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!
Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?
Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.
Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.
Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!
Источник: https://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/
Источник
Пока гос сад недоступен можно водить в развивашки, там детки и общение.
Вождь
Нам нельзя пока к детям. В сад не ходим из-за этого. У сына онкология. Поэтому все общение наше с детьми это на свежем воздухе на площадке.
не представляю… а он в сад ходит? у нас в группе вроде все говорящие были… у меня ребенок так говорил где-то в 1,3… в том возрасте с ним работал такой метод: если он что-то хочет, но не говорит, я ему не даю/не делаю и тд. говорю, что не понимаю что ему надо, скажи словами. говорил
MFaveа вот у нас не работает такой метод(
MFave
Мы ходили четыре месяца, потом сын заболел(онкология) и пришлось отказаться от сада. Тоже так делаю, захочешь скажешь.но увы, не говорит, и очень часто заканчивается истерикой на пол дня.
У моей дочки толчком к началу говоренья послужил стресс, когда я на неделю легла на операцию и она жила у бабушки, это произошло в начале апреля этого года, ей было 2,2 до этого речи у нас не было, а когда я вернулась из больницы, доча уже произносила разные слова, и за 2 месяца у нас прогресс скаканул так, что сейчас в 2,4 она говорит предложениями, знает и различает цвета, считает на русском и английском до 10, называет и показывает правильно геометрические фигуры, говорит свои Имя и Фамилию, правильно употребляет в речи мужской и женский род.
Мэри
Вот я тоже читала про толчки такого рода. Стрессы конечно ему устраивать не буду, и так ему хватает, а вот приятными и новыми эмоциями я его стараюсь не обделять.
Если ничего нельзя, остается только продолжать заниматься. Развивать мелкую моторику, разговаривать, читать. И ждать.
Наташа
Вот вроде все это и делаем, а так хочется уже слышать речь
МамаОляпонимаю вас, у меня двое старших в 3 года заговорили, младший сын пока тоже не особо рвется, ему 2,5.
Наташа
А до этого они хоть что-нибудь говорили?
МамаОляОчень мало, отдельными словами.
МамаОляпри этом заниматься не хотели, старшие вообще электровеники, ни минуты на месте. какой там пластилин, книги, карандаши? младший спокойнее, но сажаю, книгу открываю, начинает орать, отпускаю, а что делать?
Наташа
Вот и у меня такой же. Толком заниматься тяжело, но в любую его паузу, я с ним пытаюсь заниматься (мне проще, у меня один он, а у вас трое). Врач говорит, что гиперактивные дети поздно говорят. Мой даже когда спать ложится, хоть пальцами да будет крутить, у только минут через пять после засыпания успокаивается. А еще мне сложно с ним куда либо выходить, это караул. Бежит туда, куда глаза смотрят(а это все четыре стороны, так как ему нужно все и сразу)
МамаОляпоэтому мы стараемся на ходу все делать) пока дочку в садик веду и стихи учим, и детенышей животных, считать на качелях научилась. у меня еще дочка очень эмоциональная, сейчас вроде все может сказать, но речь не успевает за головой пока. а, мы проходили курс Пантогама с ней, немного помогло.
Наташа
Мы начали его, но потом пришлось отменить
Ну в три года это уже не очень хорошо. Мои в 2,7 заговорили, тоже поздно, к 3 уже все говорили. А в коллективе сверстников как?
Кукся
Мы ревогу начали бить, еще с двух лет. До 2,6 нам говорили все нормально, но прописывали лекарства. Потом случилось так, что нам нельзя ни в садик, ни прием лекарств всех что прописали. В коллективе он очень хорошо, к детям тянется, как только на площадку выходим летит когда всем, любит обнимать всех.
Забыла написать… Моя мать до трех лет вообще молчала как рыба, все думали что немая.После заговорила предложениями сразу.Но в все пройдите что невролог назначит
как это обследование нельзя? Вы так до аллалии досидите. Нужно искать причину и устранять. Ищите хорошего невролога и логопеда
Натоха Шутова
У ребенка онкология, и нам сейчас никак нельзя ни болеть ни прием лекарств
МамаОляНу банальное обследование для уточнения причины ЗРР пройти же можно. Так же, как и заниматься с логопедом. Хотя отсутствие речи- последнее, что сейчас должно вас волновать. Желаю победить недуг
Натоха Шутова
Спасибо. Обследование это стационар, а там куча инфекций, а нам сейчас этого нельзя допускать.
МамаОляНе обязательно ложиться в стационар. Достаточно пройти стандартные процедуры- триплекс сосудов, ЭЭГ сна
моему сад помог, в 3 пошёл, в 3.1 заговорил)
Лилу
+++ Мы со среды в ГКП, надеюсь на толчок, динамика есть, а там придётся общаться и будет смешанная группа с детьми старше .
Лилу
Мы пошли в сад в 2,3, в 2,7 пришлось отказаться от сада. По осени если будет все норм пойдем обратно
КристинаЕраз есть динамика, считайте что всё ок). Младший мой (2.5г) тоже пока молчит, мычит только и язык тренирует). Невролог проблемы не увидел, говорит, не будем торопиться)
Лилу
Динамика у нас вроде есть, особенно за последний месяц очень видна.
Лилу
Спасибо. ?Месяц назад копытом била нашли с мужем невролога и логопеда, а сейчас узбагоилась. А что ещё невролог сказала вам?;)
Я осознаю все причины «поздноговорения», а по мне это все же позднее: зубы ( первый в 9 месяцев), поздно жевать начал крупную пищу, иначе давился и плевал. Нас кукуруза варёная выручает и не только конечно)).
Вот здесь статья у меня в журнале может полезно будет кому-то.
https://www.baby.ru/blogs/post/542326931-427000212/
И фактор отучения от подгузника важен тоже, в 1.8-2 освоил горшок, хотя с 10 месяцев педагогически знакомились, ночной подгузник не убрала ещё, последнее звено вот осталось )).
МамаОля
Ещн вариант на месяц к бабушке)) они при смене обстановки и окружения болтать начинают вынужденно . Здоровья вашему мальчику ??
КристинаЕ
а ничего больше не сказал), деть здоров, показаться через пол-года). Просто объяснил, что каждый ребёнок индивидуален (избитая фраза)). У моих обоих так же всё позднее, и зубы, и жевание, так что я не паникую)
Лилу
Спасибо, желаю, чтоб скорее заболтал;). У старшего научится:)).
КристинаЕспасибо) От старшего он только орать как потерпевший научился))
Мой племянник заговорил только после 4 лет, к пяти плохо еще и не внятно, сейчас ему 7 болтает все без умолки, умничает много.Моя дочь до года говорила около 8 слов осознагно… По поводу речи, они сеяас почти ровесники ничем не отличаются.Новообще говорят, для скорейшего начала болтавни нужно общение малышу, детский сад
Аленка Счастливая
В садик мы ходили с августа по январь. Но потом, увы нам пришлось забыть про него. Надеюсь, если все будет хорошо с сентября опять отправить.
МамаОля
Вы знаете, писать можно многое и диагнозы ставить которых нет.Но я больше склоняюсь к тому, что каждый ребенок имеет свой характер и индивидуальность.Вот у меня сейчас расте обсалютно два разных по развитию ребенка, каждый из них в чем то или преуспевал или отставал в развитии, но я все же соавниваю по привычке с первой дочкой.Сынок скорее заговорит не скоро, в 10 мес только мама-редко! дай-да и все!!!
Источник
в сад не ходите?
Наталия
Ходили до января четыре месяца. Теперь пока дома, но надеюсь что осенью пойдем снова