Как растут кости у ребенка в 2 года

Как растут кости у ребенка в 2 года thumbnail

У ребенка после рождения продолжаются рост и дифференциация костной ткани, формирование скелета. В организме функции костной ткани многообразны: во-первых, это опора и защита внутренних органов, костного мозга; во-вторых, кости, по сути, являются резервуаром неорганических (кальция, фосфора, магния) и некоторых органических веществ; в третьих, костная ткань в экстремальных условиях является защитой от ацидоза, после исчерпывания функций почек и легких; в четвертых, она является «ловушкой для чужеродных веществ» (тяжелые, радиоактивные металлы и т. д.).

Архитектонику костной ткани можно разделить на два типа: трабекулярную и губчатую. Трабекулярная кость по своей структуре напоминает решетчатое строение, окружающее сосуды. Остеофиты в ней разбросаны по всей структуре. У плода и эмбриона практически все кости скелета имеют трабекулярное строение. После рождения такая структура сохраняется в позвонках, плоских костях, а также в трубчатых костях, являясь временной структурой при образовании пластинчатой кости.

Плотная кость — это окончательная структура, свойственная скелету взрослого человека. Она состоит из системы гаверсовых каналов и построена из твердого кальцифицированного матрикса. Остеофиты в ней расположены упорядоченно и ориентированы вдоль сосудистых каналов. Развитие плотной кости постепенное, по мере увеличения двигательной нагрузки.

Основными клеточными элементами костной ткани являются остеоцит, остеобласт и остеокласт. Остеогенез у человека уникален и отличается от всех представителей животного мира. Окончательная структура кости формируется после рождения, что связано с началом устойчивой ходьбы.

К моменту рождения у ребенка диафизы и эпифизы трубчатых костей уже представлены костной тканью. Из хрящевой ткани состоят все губчатые кости (кисти, стопы, череп). К рождению в этих костях образуются ядра окостенения, дающие рост плотной кости. По точкам окостенения можно судить о биологическом возрасте ребенка. Рост трубчатых костей происходит за счет ростовой хрящевой ткани. Удлинение костей происходит за счет роста хрящевой ткани в длину. Рост кости в ширину происходит за счет надкостницы. При этом со стороны костномозгового канала кортикальный слой надкостницы подвержен постоянной резорбции, вследствие чего при росте кости в поперечнике увеличивается объем костномозгового канала.

После рождения кость в своем развитии многократно перестраивается — от грубоволокнистого строения до структурной кости.

С возрастом происходит процесс остеогенеза — перемоделирования костной ткани. Плотность костей нарастает постепенно. Содержание основного минерального компонента костной ткани — гидрооксиапатита — у детей с возрастом увеличивается.

В целом в процессе костного образования выделяют три стадии:

1) образование белковой основы костной ткани; в основном оно протекает внутриутробно;

2) формирование центров кристаллизации (гидрооксиапатита) с последующей минерализацией (остеосинтез); оно свойственно послеродовому периоду;

3) остеогенез, когда происходит процесс перемоделирования и самообновления кости.

На всех стадиях остеогенеза необходимы витамин D и нормальное присутствие в пище ионов Са, Мg, Р. Непременным условием правильного формирования костной системы является пребывание на воздухе, внешняя инсоляция.

При недостатке любого из этих компонентов у ребенка развивается рахит, характеризующийся изменениями костной и мышечной системы, нарушениями со стороны центральной нервной системы.

У детей, в отличие от взрослых, чем меньше возраст, тем обильнее кровоснабжаются кости. Особенно развито кровоснабжение метафизов и эпифизов. К 2 годам формируется единая система внутрикостного кровообращения, хорошо развиты сеть эпиметафизарных сосудов, ростовой хрящ. После 2 лет число сосудов костей значительно уменьшается и снова увеличивается к пубертатному периоду.

Надкостница у детей толще, чем у взрослых. За счет нее происходит рост кости в толщину. Костномозговые полости формируются с возрастом. К 12 годам кость ребенка уже напоминает кость изрослого человека.

В развитии костей у детей можно выделить периоды, когда кости особенно чувствительны к вредным факторам.

1. Грудной период, ранний или преддошкольный период, первые 3 года жизни, когда происходят рост и кальцификация кости, насыщение и депонирование минеральных веществ (кальций, фосфор). Легко возникают различные остеопатии — рахит, рахитопо-добные состояния. Поэтому особое значение имеет рациональное вскармливание ребенка, соблюдение им режима дня.

2. Школьный и подростковый периоды, когда завершается дифференцировка и накопление массы кости. У детей наблюдаются пограничные остеохондропатии. Факторы риска нарушения костеобразования у детей — это нарушения питания, неадекватные физические нагрузки.

Череп

Череп у новорожденного состоит из множества костей. Такие швы, как стреловидный, венечный, затылочный, открыты. Их закрытие начинается к 3—4-месячному возрасту. У доношенных детей к рождению боковые роднички закрыты. Задний, или малый, родничок, находящийся на уровне затылочных и теменных костей, бывает открыт у 25% новорожденных. Он закрывается к 4—8 неделям жизни ребенка. Большой родничок находится в месте соединения теменных и лобных костей, или венечного и стреловидного швов. Он всегда открыт, и его величина у новорожденного колеблется от 3х3 см до 1,5х2 см. В норме большой родничок закрывается к 10-18 месяцам.

Форма головы у детей может быть различной, но чаще она округлая, симметричная. Лицевой череп развивается с возрастом.

Позвоночник

Позвоночник человека — уникальное костное образование, способствующее его прямохождению, которое формируется параллельно росту ребенка. Постепенно, с возрастом позвоночник приобретает свои изгибы, принимающие на себя перемещение центра тяжести идущего или стоящего человека.

Первые изгибы позвоночника появляются с начала удержания головы и плечевого пояса, и к 2—4 месяцам формируется передний изгиб шейной части позвоночника. После развития умения прямостояния и ходьбы формируются изгиб кпереди в поясничной части позвоночника и почти одновременно грудной изгиб позвоночника. Неравномерность роста отдельных сегментов тела, позвоночника, головы и конечностей приводит к тому, что центр тяжести тела в процессе роста детей существенно перемещается. Так, если у новорожденного в вертикальном положении центр тяжести находится на уровне processus xyphoideus, то у ребенка более старшего возраста он перемещается вниз, но не достигает уровня пупка. В возрасте 5—6 лет центр тяжести уже ниже пупка, а к 13 годам — ниже уровня гребешков подвздошных костей.

Читайте также:  Что кушать ребенку в 2 года

У детей, в отличие от взрослых, фиксация позвоночника неустойчивая, несовершенная, и под влиянием внешних факторов (неправильная поза) могут возникать стойкие деформации костей позвоночника (сколиозы и патологические осанки).

Грудная клетка

Чем меньше ребенок, тем его грудная клетка относительно шире и короче, при этом ребра располагаются горизонтально. Грудная клетка ребенка более округлая, чем у взрослого человека. Поперечный ее размер у новорожденного больше среднепродольного на 25%, грудная клетка у них находится в состоянии как бы вдоха. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, при этом ребра опускаются, образуя с позвоночником тупой угол, интенсивно растет ее передний диаметр. В 3 года формируется эффективное реберное дыхание. К 12 годам грудная клетка переходит в состояние максимального вдоха, а к 15 годам завершается окончательное увеличение ее поперечного диаметра.

Кости таза у детей раннего возраста напоминают воронку. Формирование половых различий таза начинается в пубертатном возрасте.

Методы исследования костной системы и суставов

Данные по анамнезу заболевания костной системы обычно собирают со слов родителей, ближайших родственников или лиц, занимающихся воспитанием ребенка. Дети старшего возраста могут сами существенно дополнить историю заболевания. При расспросе обращают внимание на сроки появления тех или иных изменений. Во-первых, выявляют наличие болей (артралгий, миалгий, осалгий), во-вторых — изменения конфигурации костей и суставов, в третьих — состояние подвижности в суставах. При жалобах на боли отмечают их локализацию, симметричность, характер и интенсивность, продолжительность, периодичность. Затем расспрашивают о факторах, способствующих усилению или исчезновению болей (тепло, покой, лекарственные препараты). Следующий момент — установление нарушений подвижности (утренняя скованность, ограничение движений из-за боли и др.). После этого расспрашивают о связи начала и появления болей или изменений со стороны суставов, костей с каким-либо заболеванием (предшествующие инфекции, травмы).

Осмотр проводят сверху вниз (голова, туловище, конечности), при этом важно хорошее освещение. У детей раннего возраста обращают внимание на патологические изменения формы головы, которые особенно часто отмечаются при рахите. Кости черепа могут быть скошенными, асимметричными, увеличиваются лобные, теменные и затылочные бугры. Часто появляются уплотнение затылочной кости и ее сглаженность.

При врожденном сифилисе может развиваться патологическая ломкость костей черепа. У новорожденных детей деформация черепа, связанная с родовой травмой, проявляется черепицеобразным расположением костей (находят друг на друга), их вдавлением или выпячиванием, часто с последующими поднадкостничными кровоизлияниями (кефалогематомы). Могут наблюдаться и мозговые грыжи.

Голову измеряют с целью оценки физического развития или для выявления патологии (микро- и макроцефалии).

Микроцефалия развивается внутриутробно или при раннем закрытии швов (на фоне гипервитаминоза витамина D). Большая голова при макроцефалии как патологическое состояние чаще всего развивается при нарушении гемоликвородинамики — гидроцефалия. При этом роднички и даже швы всегда открыты.

При осмотре обращают внимание на возрастную пропорциональность развития лицевого и мозгового черепа.

Затем осматривают грудную клетку. Обращают внимание на ее форму, симметричность, равномерность участия в акте дыхания, различные деформации («куриная грудь», воронкообразная грудная клетка, перипневмоническая борозда Филатова—Гаррисона, сердечный горб и т. д.), свидетельствующие о врожденном или приобретенном дефекте.

Оценивают осанку ребенка в положении стоя: пятки вместе, руки по швам. При нарушениях осанки имеются боковые искривления позвоночника — сколиоз, отставание лопаток от грудной клетки, сутулость, патологический лордоз (усиление изгиба позвоночника вперед) и кифоз (усиление изгиба позвоночника назад). Особенно часто отмечаются искривления позвоночника вбок — сколиоз (это всегда патология). Подозрение на сколиоз должно быть обязательно подтверждено рентгенологически.

Необходимо исследовать болезненность позвонков при ощупывании и движении, особенно если ребенок жалуется на боли в позвоночнике.

Осмотр верхних конечностей производят с целью определения их длины и наличия деформации. Существуют нормативы развития конечностей у детей различного возраста. Длиннорукость чаще выявляют при заболеваниях соединительной ткани (болезнь Марфана). Укорочение конечностей связано с болезнью Дауна и хондродистрофией. Осматривают также и пальцы на предмет выявления симптома «барабанных палочек», остеопатий, артритов и других изменений.

При осмотре нижних конечностей у новорожденного обращают внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (при врожденном вывихе тазобедренного сустава складок больше), укорочение конечностей, Х- или О-образное искривление голеней (при рахите). Часто у детей старшего возраста диагностируют плоскостопие, являющееся патологическим состоянием. Для его определения проводят плантографию — изучают отпечаток стопы на листе бумаги.

Быстрому скрининговому осмотру костной системы и его протоколированию помогает следующая стандартная последовательность:

1. Осмотр в фас, руки вытянуты вдоль туловища. При этом определяют форму ног, положение головы, симметричность плеч, треугольников талии, исключают деформацию грудной клетки, симметричность бедер.

2. Осмотр сбоку. Определяют форму грудной клетки, живота, выступание лопаток, форму спины.

3. Осмотр со спины. Выявляют симметрию углов лопаток, форму позвоночника, форму ног, ось пяток.

4. В конце осмотра предлагают ребенку пройти по кабинету для выявления нарушений походки.

По результатам осмотра проводят тестирование: 1) без отклонений — по всем пунктам отрицательные значения; 2) незначительные отклонения, требующие наблюдение педиатра — при положительных ответах на вопросы 3—7; 3) значительные отклонения, требующие дообследования и лечения у ортопеда или вертебролога — положительные ответы на 5 вопросов (1, 2, 8, 9, 10).

Пальпация костей — врачебная процедура. Она направлена на Выявление размягчения костей, состояния родничков или швов черепа у новорожденных и грудных детей. Пальпируют также ребру, кости конечностей, обследуют суставы и на основании изменений их формы, размера и объема движений судят о той или Иной патологии. Если возникает необходимость, назначают рентгенологическое исследование. Его проводят при подозрении на Воспалительно-дистрофические изменения костей, суставов; при опухолях костей, для определения костного (биологического) возраста, при диагностике заболеваний, сопровождающихся остеопорозом, размягчением костей. Для диагностики заболевания костной системы применяют также лабораторные методы: определяют уровень Са, Р, щелочной фосфатазы в крови и моче.

Читайте также:  Ребенок 2 года не успевает на горшок

Зубы

У детей первыми зубами являются молочные зубы. Они прорезываются в определенной последовательности.

Большое значение имеет становление прикуса молочных зубов. Он формируется к 2,5—3,5 годам и характеризуется следующими позициями:

1) малые промежутки между зубами;

2) отсутствие стертости зубов;

3) дистальные поверхности верхнего и нижнего зубных резцов расположены в одной фронтальной плоскости;

4) ортогнатический прикус, когда верхние резцы немного прикрывают нижние резцы.

Следующий период развития зубов начинается в возрасте 3,5 — 6 лет. В это время возникают междузубные щели (диастемы) — между резцами или тремы — между другими зубами. Зубы уже стираются, нижние и верхние не совпадают. Ортогнастический прикус переходит в прямой. Молочный прикус зубов имеет большое значение для формирования умения пережевывать пищу и развития речи.

Период сменного прикуса начинается с появления постоянных зубов, при этом сохраняются и молочные зубы. Первые постоянные зубы прорезываются в 5 лет — это первые моляры. Затем последовательно выпадают молочные и появляются постоянные зубы. К 11 годам прорезываются вторые моляры. Третьи моляры (зубы «мудрости») появляются в возрасте 17—20 лет, а иногда даже позже. Для оценки количества постоянных зубов пользуются следующей формулой:

Х = 4n — 20, где n — возраст ребенка, лет.

У детей любого возраста часто отмечается заболевание зубов — кариес, при котором происходит постепенное разрушение структуры зуба. Поэтому в воспитании ребенка особое место занимает профилактика кариеса.

В этом плане имеют значение рациональное питание, соблюдение принципов вскармливания ребенка грудным молоком. Особое значение придают содержанию в пище фтора, как средства, предотвращающего кариес. Дети должны чистить зубы профилактическими пастами, не содержащими фтора, но он обязательно должен содержаться в пищевых продуктах. Кроме фтора ребенку необходим также кальций.

Рациональное питание должно включать и органические малоусвояемые углеводы. Последние оказывают положительное влияние на рост нормальной флоры ротовой полости. Для правильного развития зубов, профилактики кариеса необходима диета, содержащая крахмал, гликоген, дисахариды, глюкозу. Важно учить ребенка правильно пережевывать пищу. После еды обязательно нужно полоскать рот и чистить зубы пастой, по крайней мере два раза в сутки — вечером и утром.

Источник

23.08.2018

О детишках

Герман Елена Николаевна

Рост ребенка и подростка — это отражение общего состояния здоровья и благополучия. Это генетически запрограммированный процесс, который проявляется в увеличении линейных размеров организма и его органов. Он носит ступенчатый характер: периоды ускорения сменяются периодами снижения темпов, а скорости линейного и объемного роста всего тела и его частей не совпадают по времени.

Как растет ребенок и что такое боли роста? В каком возрасте они возникают и почему? В каких случаях необходима помощь врача и в чем она заключается? На эти и другие вопросы отвечает врач-остеопат Елена Владимировна Герман.

Нормы роста ребенка​​

Как растет ребенок и что такое боли роста?

Наибольшая скорость роста отмечается в утробе матери, затем она постепенно снижается после рождения до полового созревания, а затем вновь резко возрастает.

Росту новорожденного уделяется пристальное внимание, которое объясняется важностью данного параметра в общей оценке развития. В первый год жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см.  В возрасте от 1 до 4 лет дети растут со скоростью около 10 см в год, достигая к 4 годам 100 см («метровичок — пудовичок», т.е. рост 1 м, вес — примерно 16 кг). В дальнейшем рост несколько замедляется (примерная скорость роста 5 см в год) до полового созревания. Пубертатный период характеризуется скачком роста (10–15 см в год) и обусловлен влиянием соматотропного гормона гипофиза (СТГ), а также повышением продукции половых гормонов (андрогенов и эстрогенов).

Важными гормональными регуляторами роста являются соматотропный гормон, инсулиноподобный фактор роста 1, половые стероиды и гормоны щитовидной железы. Интересно, что снижение уровня инсулина или имеющаяся инсулинорезистентность в подростковом возрасте, отрицательно влияют на рост. Наибольший интерес вызывают пептиды, обладающие гормонально-подобными эффектами, синтезируемые в организме (факторы роста). Из взаимоотношения с соответствующими рецепторами запускают каскады сигнальных реакций клеток, которые избирательно регулируют активность генов. Открывают все новые и новые факторы роста, и информация об их свойствах очень быстро растет.

Рост будет длиться до тех пор, пока сохраняются эпифизарные пластины роста. Половые гормоны (эстроген, тестостерон) вызывают закрытие эпифизарных пластин роста в позднем подростковом возрасте. Хрящ полностью заменяется костью, и естественный рост прекращается.

Окончательный рост, которого достигает человек, зависит от размеров длинных трубчатых костей (голени и бедра). Андрогены способствуют закрытию эпифизарных зон роста и, таким образом, прекращают рост.

Боли роста признаются далеко не всеми врачами, они не рассматриваются в качестве диагноза и представляют собой клинически незначимые боли в ногах.

Как проявляются боли роста?

Дети описывают боли роста как ноющие, напряженные боли в мышцах ног выше или ниже колена, иногда под коленом (боли ограничены обычно областью колена и/или голени). Как правило беспокоят обе ноги. Некоторые дети во время таких эпизодов предъявляют жалобы на боли в животе или головные боли. Следует отметить, что это непостоянные боли, возникающие обычно в вечернее или ночное время, иногда ребенок неожиданно может проснуться ночью на фоне глубоко сна и жаловаться на боли в ноге.   Боли роста никогда не появляются в дневное время. Если это боли роста, то вне зависимости от тяжести ночного болевого приступа, утром ребенок всегда чувствует себя хорошо.

В каком возрасте встречаются?

Часто состояние имеет наследственный характер. Боли роста распространены у детей дошкольного и школьного возраста. Около половины детей могут в периоды активного роста предъявлять жалобы на неприятные, болезненные ощущения в ногах. Они немного чаще встречаются у девочек, чем у мальчиков. Отмечены некоторые факторы риска. Это бег, скалолазание или прыжки в течение дня.

Читайте также:  Чем занять ребенка в 2 года во время болезни

Почему возникают?

Причины боли роста достоверно неизвестны. Наилучшее объяснение механизма возникновения болей роста — это натяжение мышц и сухожилий при быстром увеличении в длину костей ног. Имеется несколько способов прогнозирования приблизительного окончательного роста детей. Наиболее простой способ используют для расчета окончательного роста здоровых детей, имеющих «костный» возраст, соответствующий или близкий к «паспортному». Поскольку имеется высокая положительная корреляция между ростом детей и родителей, предложены формулы для расчета роста детей в зависимости от роста родителей.

Приблизительный

окончательный рост мальчика = (рост отца (см) + рост матери (см)) + 6,5 см.

                                                                                   2

Приблизительный

окончательный рост девочки = (рост отца (см) + рост матери (см)) – 6,5 см.

                                                                                  2

Считается, что днем ребенок активен, и информация, которую его мозг получает от натянутых мышц и сухожилий, теряется в потоке информации от множества других событий. Ночью, когда ребенок засыпает, и нет никаких отвлекающих внимание факторов, болевые импульсы, которые идут от натянутых мышц и сухожилий, достигают высших нервных центров и ребенок просыпается от боли. Поэтому данное состояние наблюдается в период наиболее интенсивного роста ребенка и после высокой физической активности.

Когда нужно обратиться к врачу?

Большинству детей не нужно обращаться к врачу. Обычно активный рост у детей заставляет родителей обращаться к врачу в случаях сопутствующих симптомов в виде утомляемости, частых заболеваний, нарушений осанки и др. При их отсутствии ускоренный рост редко является причиной для беспокойства. Тем не менее, следует обратиться к врачу, если:

  • боли возникают утром и/или в дневное время; боли длительные, продолжающиеся долгое время;
  • боль настолько интенсивная, что мешает нормальной деятельности Вашего ребенка;
  • ребенок жалуется на боли в суставах;
  • дискомфорт и боль появились после травмы;
  • боли сопровождаются такими признаками и симптомами, как: отек, покраснение, какое-либо изменение кожи в болезненной зоне, кожная сыпь, повышенная утомляемость, снижение аппетита, лихорадка.

Как проводится диагностика?

Врачи обычно могут диагностировать боли роста, не проводя лабораторно-инструментальное обследование. Однако следует помнить, что не все боли в ногах связаны с периодом интенсивного роста. С целью проведения дифференциально-диагностического поиска Ваш врач может назначить анализы крови или рентгенологическое исследование

Как проводится лечение?

Рекомендации по лечению не разработаны. Боли роста, как правило, не вызывают других проблем и не влияют на рост, постепенно затихают и исчезают в течение года или двух.

Что можно сделать самостоятельно?

1. Обнимите и успокойте ребенка.

2. Попробуйте провести аккуратный массаж. Можно погладить и потереть ноги ребенка. Дети часто положительно реагируют на нежный массаж.

3. Используйте не горячую грелку. Тепло может помочь успокоить больные мышцы. Также может помочь теплая ванна перед сном.

4. Упражнения на растяжку. Растяжение мышц ног в течение дня может помочь предотвратить боль в ночное время.

Что важно знать?

Существуют два наиболее распространенных состояния в детском и подростковом возрасте, требующих проведения дифференциально диагностического поиска. Это болезнь Севера и болезнь Осгуда Шлаттера.

Эпифизит пяточной кости (Болезнь Севера) — это состояние, проявляющееся болями в области пятки в результате отделения апофиза пяточной кости от ее тела до завершения оссификации. В пяточной кости имеется два центра окостенения: один из них активизируется сразу же после рождения, другой — обычно не ранее 8 лет. Завершение оссификации, как правило, наблюдается к 15 годам. Нарушение целостности хряща при пяточном эпифизите может быть результатом сильного тягового усилия, направленного на апофиз при сокращении или укорочении мышц голени. Может сыграть определенную роль скачкообразный рост костей без адаптивного удлинения икроножных мышц. Боли появляются у пациентов (обычно в возрасте 9–14 лет) со спортивной активностью в анамнезе, особенно у тех, кто использовал обувь без подъема пятки (такую, как кроссовки-марафонки или бутсы); болевые ощущения локализуются по краям пятки и усиливаются при вставании на цыпочки или беге. Иногда отмечается повышение локальной температуры или припухлость.

Диагноз устанавливается клинически. Лечение заключается в применении вкладышей под пятку и использовании ортезов или гипсовой повязки.

Болезнь Осгуда — Шлаттера — остеохондроз бугристости большеберцовой кости. Возникает в возрасте 10–15 лет и, как правило, является односторонней. Болезнь Осгуда — Шлаттера является одной из самых распространенных причин боли в коленях у подростков. Хотя заболевание чаще встречается среди мальчиков, этот статус меняется, т.к. девушки становятся более активными в спорте. Этиология, как полагают, травматическая — из-за чрезмерной тяги надколенника в незрелых эпифизарных вставках, что приводит к микроразрывным переломам. Характерными симптомами являются боль, отек и болезненность над бугристостью большеберцовой кости во вставке сухожилия надколенника. Системные нарушения отсутствуют.

Диагноз устанавливается клинически, иногда может по требоваться проведение рентгенография. Рентгенография колена в боковой проекции может показать фрагментацию бугристости большеберцовой кости. Тем не менее, необходимость в проведении рентгенологического обследования возникает тогда, когда есть такие сопутствующие нарушения (например, травма, артрит), которые проявляются в виде боли и отёка, распространяющиеся за пределы области бугристости большеберцовой кости или боль сопровождается покраснением и повышением локальной температуры. Лечение подбирает врач. Как правило, лечение симптоматическое (анальгетики, покой, редко иммобилизация, инъекции кортикостероидами и хирургическое вмешательство)

Чем может помочь остеопат?

Использование остеопатических техник в рамках целостного, холистического подхода позволяет повлиять на интенсивность и кратность болей роста. Боли уменьшаются или исчезают совсем.

Источник