Как растянуть уздечку языка ребенку 5 лет

Каждый третий родитель, который приходит к логопеду, говорит врачу, что у его ребенка короткая уздечка и немедленно просит ее подрезать. Однако можно растянуть укороченную подъязычную связку с помощью специальной гимнастики и избежать операции. Из статьи вы узнаете о том, как делать с ребенком 10 артикуляционных упражнений и применять логопедический массаж для растягивания  уздечки языка.

10 артикуляционных упражнений для растяжки уздечки языка у ребенка

На сегодняшний день разработан ряд эффективных упражнений, которые хорошо помогают в растяжении короткой уздечки языка. Все эти манипуляции уже проверены многими родителями и детьми, которые смогли с их помощью достигнуть необходимых результатов. Если правильно и регулярно выполнять все упражнения, то можно добиться растяжения уздечки и избежать операционного вмешательства.

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать во время выполнения артикуляционных упражнений:

  • каждое упражнение следует выполнять медленно, без спешки с максимальной отдачей;
  • во время упражнений рот необходимо открывать максимально широко и с улыбкой;
  • следует учитывать, что такая тренировка – это большая физическая нагрузка для языка, поэтому малышу необходимо давать время от времени отдыхать при выполнении упражнений.

Комплекс упражнений для растяжки короткой уздечки языка:

  1.  «Маляр». Выполнять упражнение необходимо с широко открытым ртом и улыбкой. Кончиком языка следует провести по небу, начиная от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть не должна двигаться. Сопровождается выполнение упражнения стишком:

    Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.

  2. «Барабан». Выполняется с открытым ртом и улыбкой. Суть упражнения — это многократное произношение буквы [Д]. Выговаривать ее необходимо как можно более четче. Во время произношения звука язык должен упираться в верхние зубы, а рот следует держать открытым. В процессе выполнения этого упражнения ребенок может непроизвольно закрывать рот, для того, чтобы этого не происходило, следует зажать между его зубами палочку, примерно 1 см шириной, это может быть ручка от зубной щетки или какой-нибудь другой предмет. 

    В барабан мы сильно бьем и все вместе мы поем: «Д – д – д – д!»

  3. «Дотянись до носа». Также как и в предыдущих упражнениях, рот, необходимо открыть и улыбаться. Краешек языка необходимо тянуть к носу и опускать к верхней губе. Родителям необходимо следить, чтобы во время выполнения этих манипуляций, губы и нижняя челюсть были неподвижны, а язык не сжимался.
  4. «Качели». Ребенку следуют улыбнуться и открыть рот, на счет «раз-два» попеременно дотрагиваться то до верхних, то до нижних зубов. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  5. «Футбол». Суть упражнения заключается в том, что кончиком языка необходимо поочередно упираться то до одной щеки, то до другой, как бы качая мячик во рту.
  6. «Котенок». Это упражнение детям очень нравится. На небольшую тарелку нужно положить немного варенья, мороженого или сметаны и позволить ребенку слизать лакомство, как котенок.
  7. «Гармошка». Язык следует прижать к небу и, не отрывая его, открывать и закрывать рот.

    На гармошке я играю, рот пошире открываю, к нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

  8. «Лошадка». Исходное положение: улыбнуться и открыть рот. Пощелкать языком, как стучат лошадки. Кончик языка не должен вытягиваться и подворачиваться вниз, а нижней челюсти необходимо оставаться неподвижной.

    Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой. В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.

  9. «Грибок». Язык должен быть прижат к небу – это шляпка грибочка, а уздечка – это ножка, губы следует держать в улыбке.
  10. «Дотянись до подбородка». В процессе выполнения десятого упражнения, малышу следует языком тянуться до кончика подбородка, чем дальше он сможет дотянуться, тем больше будет растяжение уздечки.

В процессе выполнения упражнений можно использовать дополнительные предметы, например, резиновое колечко, его можно вырезать из пипетки. Ребенок открывает рот, кладет кольцо на кончик языка, прижимает его к небу и закрывает рот.

Как делать логопедический массаж при короткой уздечки языка у детей?

Очень эффективно помогает удлинить подъязычную связку специальный массаж. Ребенок может делать его самостоятельно или с помощью родителей.

Массаж для растяжки подъязычной связки:

  • Большим и указательным пальцем необходимо взяться за кончик языка и поднять его вверх. Рот во время массажа должен быть открыт. Пальцами другой руки, необходимо растягивающими движениями двигаться по уздечке снизу вверх, как бы вытягивая ее.
  •  Указательный и средний пальцы следует положить под язык таким образом, чтобы уздечка была между ними. Большим пальцем нужно нажать на переднюю часть языка и выполнять удлиняющие движения наружу. Во время такой манипуляции, указательный и средний пальцы должны быть неподвижны.
  • Массаж можно выполнять обычными растягиваниями языка в разные стороны. Взявшись за кончик осторожно тянуть язык наружу.

Особенности постановки звуков у детей с короткой уздечкой

В процессе проведения упражнений и массажа для растягивания подъязычной уздечки проводят постановку определенных звуков:

  • Звуки как [ч], [л], [щ], [д], [т] следует начинать ставить, тогда, когда уздечка еще не до конца растянулась.
  • Звуки [р], [ш], [ж] — эти буквы учить детей выговаривать можно после полного растяжения уздечки. Все остальные звуки произносятся ребенком без осложнений.
Читайте также:  Я часто трясу ребенка 5 лет

Во время выполнения всех упражнений следует запомнить, что их нужно выполнять:

  • регулярно;
  • с максимальной отдачей;
  • постепенно увеличивая время и количество упражнений.

Как только вы заметите у ребенка неправильное произношение звуков или он не может дотянуться до неба языком, то сразу необходимо начинать выполнять вышеописанные упражнения. Чем раньше начать занятия, тем быстрее и проще можно будет достичь результатов. Растягивание уздечки – это процедура неприятная и даже немного болезненная для ребенка. Не нужно ждать больших результатов после двух-трех дней занятий, следует набраться терпения и постепенно идти к своей цели.

Поделитесь с друзьями:

Источник

Если вы получили рекомендацию специалиста о необходимости растянуть подъязычную уздечку своему ребёнку и избежать операции, то эти 10 специальных упражнений вам просто необходимы. Так же они помогут в послеоперационный период, если вы приняли решение и согласились на её подрезание.

Возможно, вас еще терзают сомнения: подрезать или не подрезать?

В статье «Подрезать короткую уздечку? Примите решение уже сегодня!» на моём канале «Малясики»,вы можете узнать, что такое подъязычная уздечка, какую роль она играет в жизнедеятельности и нужно ли её подрезать

Существует ряд эффективных упражнений для растяжения короткой уздечки языка. Их апробировали логопеды, родители и отметили отличный результат.

Но, не стоит забывать о главном правиле: «Для достижения необходимых результатов, гимнастику для языка следует проводить регулярно!» Если у вас есть сомнения, проконсультируйтесь с логопедом, попросите показать, как правильно выполнять упражнения.

Требования, которые сопровождают манипуляции с языком:

· Ребёнок должен находится в спокойном состоянии: не возбуждён, не расстроен, не уставший

· Гимнастику проводить перед зеркалом, чтобы малыш видел своё отражение и мог себя контролировать

· Время проведения 10 – 15 минут

· Движения выполнять медленно с максимальной отдачей

· Между упражнениями делать перерыв: закрывать рот, облизывать губы, сглатывать слюну. Данная тренировка в правильном выполнении – большая физическая нагрузка на артикуляционный аппарат, поэтому отдых в 5-10 секунд необходим.

Комплекс упражнений:

1. «МАЛЯР» — Рот широко открыт — это домик языка. Язык – это маляр, который пришел красить потолок. Кончик языка – кисточка с краской. Начинаем красить «потолок». Проводим по нёбу кончиком языка от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть неподвижна (пол не поднимается!). Комментируйте ребёнку: «Маляр-язык красит медленно, аккуратно, так чтобы краска не брызгала в разные стороны. «Прокрасить» потолок надо полностью». Движения выполнять до 10 раз.

2. «БАРАБАН» — рот превращается в большой барабан – широко отрыт. Язык – это барабанная палочка. Скажите малышу: «Будем бить в барабан». Четко и многократно произносить звук [Д]. Вы заметите, что непроизвольно рот начнет закрываться. Спокойно, плавно своим большим пальцем опустите нижнюю челюсть вниз.

3. «ДОТЯНИСЬ ДО НОСА» — рот открыт, высунуть язык и тянуться им вверх, к носику. Следите, чтобы губы и нижняя челюсть не мешали, были неподвижны. С каждым разом язык будет всё ближе к носу. Мы ведь тянем уздечку!

4. «КАЧЕЛИ» — пора покачать наш язычок. Рот также широко открыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на счет «раз». На счет «два» опускается за нижние зубы. Нижняя челюсть не качается, она не подвижна! Упражнение выполнять до 10 раз в каждом направлении.

5. «ФУТБОЛ» — Раз, два, три, забивать начнем голы. Объясните малышку, что открытый рот – это футбольное поле, щеки – ворота. Язычок станет футбольным мячом. В зеркало нам видно весть матч. Смотрим, как язык – мяч залетел в правые ворота, затем в левые ворота. При этом считаем забитые голы. В конце, на счёте 10:10, побеждает дружба. У всех перерыв (5-10 секунд)

6. «КОТЁНОК» — это станет любимым упражнением! На небольшую тарелочку положите немного варенья, йогурта, сметаны, мороженного (на ваше усмотрение). А теперь дайте ребёнку облизать это лакомство, как котёнок – язычком.

Дополнительные «вкусные» упражнения вы найдете в статье «Даём сладости и «запускаем» звукопроизношение ребёнка» на канале «Малясики»

7. «ГРИБОК» Покажите ребёнку модель грибочка с помощью рук. Для этого прямую ладонь горизонтально положите сверху на прямые вертикальные пальцы другой руки. Изображая шляпку и ножку гриба. Малыш повторяет ручную модель. Теперь такой же грибок «вырастет» во рту. Шляпка – это язык, ножка – это уздечка. Рот открыт на столько, сколько позволит длина уздечки. Язык надо присосать к нёбу, тогда уздечка станет тонкой ножкой вашего грибочка. Удерживайте такое положение как можно дольше. Сначала это может быть 2-3 секунды, со временем увеличится до 10-15.

8. «ГАРМОШКА» — это упражнение возможно сделать, только после того, как ребёнок научится удерживать «язык — грибок». Что для этого нужно? Прилепить язык к нёбу, закрывать и открывать рот, растягивая уздечку, имитировать игру на гармошке.

9. «ЛОШАДКА» — неторопливо цокать язычком, изображая лошадку. Рот широко открыт! Нижняя челюсть не подвижна! Язык должен щелкать всей своей поверхностью, а не только кончиком! Если у малыша не получается упражнение «Грибок», то видя в зеркало, как щелкает язык, прилипая при этом к нёбу, можно увидеть, как появляется «грибочек». На команду «Замри!» в верхнем положении языка, вы со временем научите ребёнка удерживать «Грибок».

Читайте также:  Игры с ребенком 5 лет в комнате

10. «ДОТЯНИСЬ ДО ПОДБОРОДКА» — аналог упражнения №3 «Дотянись до носа», только язык при этом упускаем вниз, как можно ниже. Чем дальше он будет тянуться, тем сильнее будет растяжение уздечки.

Здоровья Вам и вашему карапузу!

Подписывайтесь на канал, ставьте «лайк» и читайте еще больше о развитии ребенка

Источник

Дефекты речи у ребенка часто связаны со слишком плотной или короткой подъязычной уздечкой. Влияет этот дефект и на возможность приема пищи. Нормализовать работу языка позволяет оперативное вмешательство.

Кому и когда надо подрезать уздечку? Как это делается? В каком возрасте лучше устранить дефект?

Зачем ребенку подрезать под языком уздечку?

Причиной коррекции уздечки является нарушение функций языка. Если она короткая или расположена близко к кончику язычка, это затрудняет прием пищи и речь ребенка. Для чего нужна уздечка? Уздечка языка выполняет ряд важных функций:

  • нормальное сосание груди у грудничков и пережевывание пищи у детей в старшем возрасте;
  • правильная постановка языка при произнесении звуков;
  • развитие прикуса;
  • фиксация язычка во рту.

На фоне этого состояния проблемы с питанием могут возникнуть даже у новорожденных младенцев. Малыш или отказывается есть, или процесс кормления продолжается очень долго. В результате ребенок не получает необходимый объем пищи, нет прибавки в весе.

У детей постарше, между двумя и пятью годами, подъязычная уздечка может быть причиной проблем с речью и артикуляцией. Ребенок произносит слова неразборчиво, проглатывая окончания или начальные звуки. Иногда при падении малыша связка может порваться, вызвав кровотечение и отек. Для своевременной диагностики необходимо обратиться к педиатру и логопеду. Если уздечка языка у ребенка является причиной дефекта речи, специалисты в первую очередь предложат массаж или гимнастику. Если же это не помогло, дефект корректируют с помощью процедуры подрезания уздечки.

У подростков активно формируется лицевой скелет, растут кости челюстей. Короткая уздечка препятствует развитию нижней челюсти, со временем она оказывается короче верхней, соответственно, нарушается прикус. В этом случае верхние зубы сильно выступают вперед. Кроме косметического дефекта, такое положение зубов приводит к нарушению пережевывания пищи — резцы не соприкасаются, трудно жевать. К тому же, повышенная нагрузка ускоряет процесс разрушения жевательных зубов.

Недоразвитость нижней челюсти становится причиной проблем с зубным рядом — всем зубным единицам не хватает места. Часть зубов будет расти с неестественным наклоном, другие могут развернуться поперек, возможно формирование второго ряда зубов. Кроме этого, неправильный прикус влияет на осанку и походку — фактическое изменение положения головы повышает давление на позвоночный столб, что в результате приводит к искривлению позвоночника. Избежать всех этих негативных проявлений поможет своевременная пластика уздечки.

У взрослых прикус и речь давно сформировались, но имеющиеся дефекты исправить простым подрезанием уже невозможно. Однако подрезание проводят и во взрослом возрасте, пластика уздечки языка помогает справиться с пародонтитом и облегчает установку зубных протезов.

Причины возникновения дефекта у детей

Короткая уздечка (анкилоглоссия) – врожденный дефект. Целый ряд причин приводит к тому, что у плода формируется маленькая уздечка. Связка закладывается в первом триместре беременности, когда формируются основные органы. Факторы, которые влияют на появление патологии:

  • наследственность (если в роду есть такой дефект, высока вероятность, что он будет и у младенца);
  • возраст матери (чем старше женщина, тем риск возрастает);
  • состояние матери во время беременности (инфекционные заболевания и хронические болезни способны спровоцировать развитие дефекта);
  • сильный ранний токсикоз (мать и малыш не получают необходимое питание, что приводит к нарушению процесса развития ребенка);
  • обстановка, в которой находится беременная — нарушения вызывают токсические вещества, алкоголь, табачный дым, радиация, некоторые лекарственные препараты;
  • частые или длительные стрессы;
  • травмы, полученные в период вынашивания.

Какие могут быть виды подъязычных уздечек?

Подъязычная связка может иметь различные дефекты. Как выглядят короткие уздечки, можно увидеть на фото. Различают 5 типов укороченной складки:

  • тонкая прозрачная пленка, которая мешает свободному движению языка;
  • тонкая плотная связка, примыкающая к самому кончику язычка, заставляет мышцу раздваиваться при движении вверх, принимая вид «сердечка»;
  • толстая складка, плотно фиксирующая кончик языка (при вытягивании мышца подворачивается, а середина выпячивается вверх);
  • связка, сращенная с мышцами, зачастую диагностируется на фоне других дефектов (расщелин неба и губы);
  • сплетение перепонки с мышцами.

Характерные признаки дефекта

Выявить дефект подъязычной уздечки можно по определенным признакам. У новорожденного ребенка о наличии патологии свидетельствуют:

  • прикусывание соска и причмокивание во время кормления;
  • отклонение от нормы набора веса;
  • продолжительное кормление, во время которого малыш капризничает;
  • частый плач, когда малыш успокаивается, получив пищу.

Чтобы проверить состояние уздечки у ребенка в старшем возрасте, нужно попросить его выполнить ряд действий. Для постановки диагноза в домашних условиях надо, чтобы малыш:

  • показал язык – при короткой связке он сможет высунуть язык на небольшое расстояние, кончик будет наклонен вниз;
  • поднял язык к небу – язык или не достанет неба, или поднимутся только края, а середина не изменит положение;
  • облизал губы – при наличии дефекта сделать это не удастся, язык не дотянется даже до верхних зубов.
Читайте также:  Загранпаспорт для ребенка 5 лет анкета образец заполнения

Определить, нормальная ли уздечка, можно по ее длине. У грудничка она должна быть более 8 мм, а у пятилетнего ребенка — от 17 мм.

Оптимальный возраст для подрезания

Если патология выявлена в роддоме, операцию лучше сделать сразу. Зачем это нужно? Коррекция даст малышу возможность правильно питаться и расти, а его ограниченная подвижность поможет врачу сделать надрез без проблем. Рассечение перепонки в этом возрасте удобно проводить и потому, что в ней еще нет кровеносных сосудов.

После 6 месяцев подросший ребенок будет мешать хирургу, уговорить его не получится, поэтому в большинстве случаев укорочение откладывают до 4-5 лет. В этот период становится понятно, может ли ребенок правильно произносить звуки, как формируется прикус. Врач определяет, требуется ли подрезать связку или можно растянуть ее с помощью массажа и специальных упражнений.

Возраст, в котором рекомендуется хирургическое вмешательство, зависит от того, где обнаружен дефект. Короткую связку под верхней губой между передними резцами корректируют после 6 лет. Часто операцию откладывают до появления постоянных зубов.

Обрезание проводят и позже, если предпринятые ранее меры не помогли растянуть складку. В этом случае врач осмотрит малыша и предложит операцию.

Методы решения проблемы

Изменить размер и форму уздечки можно различными способами. Выбор варианта зависит от характера дефекта, возраста ребенка, индивидуальных показаний. Анкилоглоссия устраняется классическим хирургическим способом, рассечением лазером (на фото ниже) или консервативным способом, направленным на растяжение связки.

Хирургическое вмешательство

Хирургическая коррекция называется френулотомия. Связка рассекается ножницами или скальпелем. Операция у грудничка до полугода не сопровождается болевым синдромом. В перепонке нет кровеносных сосудов и нервных окончаний, рассекается она легко, а прикладывание к груди позволяет сразу успокоить малыша.

Когда ребенок подрастает, складка пронизывается кровеносными сосудами и иннервируется. Детям старше 4 лет рассечение проводится под местной анестезией, чтобы не было больно.

Короткую плотную связку рассекают полностью. Используется так называемое Z-образное иссечение с удалением тканей. Такая операция называется френэктомия. Хирургическое вмешательство выполняется в условиях стационара под общей анестезией. Способ применяют для лечения детей, которым пластику не сделали в раннем возрасте, и взрослых.

Самый сложный вид хирургического вмешательства — френулопластика. Суть френулопластики состоит в том, что из перепонки вырезают треугольный участок, затем делают надрез, в который вставляется иссеченный лоскут. Френулопластика позволяет увеличить длину уздечки до нормальных показателей.

Подрезание лазером

Пластика лазером менее травматична и не требует дополнительного зашивания раны. Риск инфицирования разреза минимальный, поскольку лазер оказывает дезинфицирующее воздействие. Преимущества:

  • быстрое заживление раны;
  • отсутствие кровотечения;
  • высокая скорость выполнения операции (лазерное подрезание выполняется под местной анестезией и занимает около 5 минут).

Во время хирургического вмешательства удаляется намеченная часть связки и накладывается аппликация с заживляющим средством. Для восстановления функций языка требуется всего 2 суток.

Упражнения для растягивания уздечки

Альтернативой операции являются упражнения для растягивания уздечки языка. Будет ли результат или необходима операция, может определить только врач. Если есть шанс растянуть связку с помощью массажа и гимнастики, специалист назначит специальные упражнения, которые придется регулярно выполнять.

Для удлинения уздечки существует много простых приемов (даже для самых маленьких). Новорожденным дают облизывать маленькую ложку, желательно серебряную. Если капнуть на верхнюю губку молоком, малыш будет стараться его слизать, что тоже поможет разработать связку.

Занятия с детьми постарше включают аналогичные приемы, вытягивание языка наружу, щелканье языком. Упражнения стоит проводить в игровой форме, чтобы малыш делал их с удовольствием. Взрослым ребятам назначают выполнять комплексы упражнений, направленных на растягивание уздечки. Один из них показан на видео.

Послеоперационный период

После операции, проходившей под общей анестезией, ребенку надо помочь справиться с последствиями наркоза, обеспечить ему покой. Он может быть плаксив и возбужден или, наоборот, слегка заторможен.

В дальнейшем основное внимание следует обратить на гигиену полости рта — следить, чтобы на зубах не оставались частички пищи и образовался налет. В первые дни желательно не давать малышу слишком горячую и холодную пищу.

Возможные последствия операции

В целом результат хирургического вмешательства по увеличению длины уздечки бывает положительным. Однако ошибки врача могут привести к осложнениям. При слишком малом количестве швов возможно проникновение инфекции из ротовой полости. Неравномерно затянутые швы способствуют смещению складки.

Однако чаще всего проблемы возникают по вине самих пациентов. Плохая гигиена ротовой полости и невыполнение полученных назначений могут спровоцировать развитие гнойного процесса. При этом у ребенка поднимается температура, начинает болеть голова, появляются другие характерные симптомы. Чтобы пластика устранила имеющиеся проблемы и не добавила новые, необходимо внимательно отнестись к состоянию ребенка после операции.

Источник