Как распознать ребенка аутиста в 5 лет

Как распознать ребенка аутиста в 5 лет thumbnail

Слово «аутизм» все чаще звучит с экранов телевизоров, о нем пишут и говорят, создаются специальные сообщества родителей, чьи дети страдают расстройствами аутистического спектра. Что же это за болезнь? По каким признакам ее можно диагностировать у ребенка и поддается ли она терапии?

Что такое аутизм, по каким причинам он возникает у маленьких детей?

Аутизм — патологический процесс, для которого характерны проблемы с социальной адаптацией, речью, умственным развитием. Если рассматривать аутизм с широкой точки зрения, то это комплекс патологий (расстройств аутистического спектра) с похожей симптоматикой.

До середины 20 века болезнь встречалась очень редко. В настоящее время наблюдается существенное увеличение количества маленьких пациентов с таким недугом, что вызывает серьезные опасения у медиков.

Точные причины развития патологии не установлены. Специалисты едины во мнении, что аутизм возникает при наличии одновременно нескольких факторов, таких как:

  • наследственная предрасположенность;
  • поражения центральной нервной системы (например, неправильное развитие и функционирование отделов мозга);
  • нарушения обменных процессов, гормональные сбои;
  • наличие в анамнезе инфекционных заболеваний вирусной и бактериальной природы;
  • отравление ртутью (об этом подробнее читайте в этой статье);
  • частый прием антибактериальных препаратов;
  • химическое воздействие на материнский организм во время вынашивания ребенка.

По каким признакам можно догадаться, что ребенок страдает аутизмом?

Для того чтобы своевременно обнаружить первые проявления аутизма, родители должны внимательно наблюдать за поведением ребенка и его реакциями на окружающий мир. Характерные для заболевания симптомы, как правило, в большей степени выражены в возрасте 1,5-2 лет. У ребенка могут наблюдаться лишь незначительные отклонения (нарушение речевой функции), в более тяжелых формах присутствует большинство признаков патологии.

Симптоматика аутизма:

  • Проблемы с речью. Практически все аутисты в детском возрасте не разговаривают или значительно отстают в речевом развитии от сверстников. Дети имеют небогатый словарный запас, однако могут повторять слова, услышанные где-то. Они не пользуются речью для общения, а если говорят о себе, то в 3-м лице.
  • Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, в том числе родителями. Малыши отрицательно реагируют на проявления ласки, не любят сидеть на руках, редко отличают маму и папу от других людей.
  • Проблемы с социализацией. Аутисты не умеют общаться и испытывают дискомфорт, находясь в обществе детей. Если кто-то навязывает им свое общение, они могут убежать и спрятаться.
  • Агрессивность. Если у малыша что-то не получается, это может спровоцировать истерику и вызвать гнев. Он направит свои эмоции на себя самого или на окружающих.
  • Отсутствие интереса к игрушкам или приверженность только к одному предмету. Абстрактное мышление у таких детей развито слабо, поэтому они не способны изображать какие-либо действия и фантазировать.
  • Страх перед изменениями. Малыши-аутисты подчиняются определенным правилам и распорядку, выполняют одни и те же действия на протяжении долгого времени. Если происходят какие-либо перемены (даже незначительные), ребенок впадает в гнев и испытывает сильные переживания.

Физиологические признаки, которые часто наблюдаются у аутистов:

  • сниженный иммунитет;
  • судорожные состояния;
  • острое или притупленное сенсорное восприятие;
  • активный рост бактерий и дрожжевых грибков в желудочно-кишечном тракте;
  • нарушения функционирования поджелудочной железы;
  • синдром раздраженного кишечника.

Особенности лечения

Главные методы лечения заболевания — психотерапия и социальная адаптация. Терапия аутизма является длительным и сложным процессом, тяжелым как физически, так и морально. Родители должны приготовиться к тому, что лечение может не только способствовать снижению проявлений патологии, но и не принести положительного результата спустя годы.

Рекомендации для родителей:

  • Терапия должна проводиться не только в условиях стационара, но и дома, в детском саду, в общественных местах. Родители должны посещать психолога, как и ребенок.
  • Следует найти хорошего специалиста по психиатрии для долгосрочных занятий с малышом, поскольку смена врачей может способствовать ухудшению состояния маленького пациента.
  • Повторение — важнейшее условие эффективной терапии. Нужно систематически повторять ребенку определенные вещи, а когда он их запомнит, следует время от времени возвращаться к ним.
  • Мама и папа, уделяющие много времени и сил лечению ребенка, должны отдыхать. Нет ничего зазорного в том, чтобы ездить на море вдвоем раз в год для восполнения энергии и улучшения настроения.
  • Важно сформировать распорядок дня малыша.
  • Нелишним будет опыт общения родителей с мамами и папами аутистов. Так проблема будет восприниматься легче, а полученные знания помогут найти верное направление лечения.
  • Необходимо научиться овладевать вниманием ребенка, обращаясь к нему несколько раз по имени. Ни в коем случае нельзя допускать повышения голоса и появления агрессивных интонаций.
  • Запрещено менять обстановку, к которой привык малыш.

Помогут ли медикаменты?

Медикаментозные средства не способны вылечить аутизм, однако с их помощью можно устранить сопутствующие симптомы заболевания.

Цели использования аптечных препаратов:

  • Устранение боли. Если малыш с аутизмом не владеет речью, он не сможет пожаловаться родителям на болевые ощущения. Мама или папа, определившие, что ребенку больно из-за роста зубов и по другим причинам, могут дать ему обезболивающее средство после получения консультации врача.
  • Борьба с сопутствующими заболеваниями. Например, проблемы с желудочно-кишечным трактом у некоторых детей можно устранить только медикаментозно.
  • Коррекция нарушений поведения. Дети-аутисты часто импульсивны и агрессивны, поэтому врачи нередко назначают нейролептики. Идеально подобранный препарат не вызовет никаких побочных реакций.
  • Развитие ребенка. Иногда ноотропы благотворно влияют на способности малышей. Например, курс препаратов в небольших дозировках способен развить речевую функцию, усидчивость.
  • Избавление от проблем со сном. Маленькие аутисты очень плохо спят по ночам. Врачи назначают седативные препараты для настройки биоритмов ребенка. Однако снотворные средства детям с аутизмом не показаны.

Аутизм — заболевание, которое требует от родителей маленького пациента временных и моральных затрат. Прогноз зависит от индивидуальных особенностей ребенка и усилий, которые затрачивают мама и папа, чтобы он легче адаптировался к социуму. Терапия длится на протяжении всей жизни, при этом многие дети начинают идти на контакт с окружающими уже через несколько месяцев после начала лечения.

Читайте также:  Народные средства для лечения горла ребенку 5 лет

Также узнайте первые симптомы проблем с сердцем у малыша, будьте бдительны!

Источник

Аутизм — это стойкие нарушения коммуникации! И именно это является главным отличием аутизма от множества других, схожих по симптоматике диагнозов(Сдвг,зпр,ЗПРР,уо и др).
Интеллект сохранён,либо снижен,есть случаи интеллекта выше среднего,даже гениального,но это скорее исключение чем правило.

При своевременной диагностике и ранней реабилитации прогноз более благоприятный. Реабилитация таких детей направлена на социализацию и максимально возможную самостоятельность в современном мире. Диагноз Аутизм выставляет консилиум специалистов(психиатр,невролог,психолог,логопед) после наблюдения ребёнка,беседы с родителями.

«Дебют» аутизма ,в большинстве случаев приходится на возраст 2-3 лет,хотя симптомы прослеживаются и раньше.

Как распознать ребенка аутиста в 5 лет

Чаще родители обращают внимание на такие проявления заболевания как :

* Не реагирует на своё имя(при нормальном слухе);

* Нет речи

* Не интересуется игрушками или же играет не типичными для игры предметами

* Сложности с самообслуживанием

* Уединение

* Нежелание взаимодействовать с окружающими

* Cтереотипные движения(раскачивание на месте,взмахи рук и.т.п)

* Частые истерики

* Бедность эмоциональных проявлений;

* Расторможенность или напротив вялость;

* Избирательность в еде(ест определённую пищу,ест только протёртую пищу и.т.п)

* Нет зрительного контакта либо слабый зрительный контакт. Это, пожалуй, самые яркие проявления аутизма. Бывают случаи абсолютной нормы в развитии,а затем уже регресс,утрата речи,навыков самообслуживания и вышеперечисленные проявления начинают появляться.


Со временем все реабилитационные мероприятия прописанные малышу дают положительную динамику,не сразу,не быстро,но дают 100%!

К 5-6 годам возрастает потребность в коллективе,ребёнка нужно готовить к школе и если в раннем возрасте можно было обходиться индивидуальными занятиями,то в возрасте 6 лет стоит вопрос о посещении подготовительной группы перед школой. И здесь на первый план выходит нарушения коммуникации (в зависимости от тяжести состояния ,в разной степени). Обостряется то,что казалось бы ,было уже отработано и сглажено. Нарастает аутистическая симптоматика,могут появиться новые проявления заболевания.

Ребёнок напуган новыми обстоятельствами. Может возникнуть агрессия,самоагрессия,новые стереотипии,возможен регресс. Самое верное-это правильный выбор учебного заведения для ребёнка,где будут учтены его особенности и возможности. Этап нахождения в коллективе очень важная ступень на пути к ещё большей самостоятельности и социализации. От этого этапа будет зависеть его дальнейшее обучение в школе,взаимодействие с людьми. Да данном этапе возможна помощь тьютера.

И если в 5-6 летнем возрасте ребёнок не смог адаптироваться в коллективе,это не значит,что он не сможет этого сделать никогда,нужно пробовать позже,через время.но пробовать однозначно!
Делаю вывод,что проявления аутизма в 5-6 летнем возрасте становятся ярче и связано это с поопытками ввести в жизнь ребёнка коллектив!

Помните-дорогу осилит идущий!

Если вам необходима консультация, чтобы разобраться  в вопросах аутизма, здесь вы можете записаться.

Источник

Слово «аутизм» восходит корнями к греческому термину autos, который в переводе на русский язык означает «я сам». Это состояние, при котором человек удаляется из социума. Другими словами, он выбирает для себя жизненный сценарий по типу «изолированное я». Швейцарский психиатр Эйген Блейлер впервые ввел слово в оборот в 1911 году для обозначения симптомов, связанных с шизофренией. С 1940 года исследователи из США обозначили аутизм у детей как эмоциональные и социальные проблемы развития.

Примерно в то же время немецкий ученый Ганс Аспергер обнаружил аналогичное состояние, которое позже вошло в практику медицины в качестве синдрома Аспергера. С 1960-х годов методы лечение аутизма были сосредоточены на таких средствах, как ЛСД, электрошоковое воздействие и болевые методы изменения поведения (наказания). С 1990-х годов поведенческая и языковая терапии заняли главенствующие положения.

Когда симптомы аутизма у детей становятся очевидными?

Симптомы аутизма у детей могут отличаться, однако во всех случаях это дефекты развития, которые влияют на общение, поведение и взаимодействие с другими людьми. Одни дети начинают демонстрировать отклонения раньше, другие – на несколько месяцев позже. Однако свыше 50 % родителей отмечают у детей с ASD отклонения к тому моменту, когда ребенку исполняется 12 месяцев, а свыше 80-90 % взрослых удостоверяются в диагнозе к двум годам.

Первые годы ребенка – время резкого физического, эмоционального и социального совершенствования.

Важно, чтобы родители отслеживали возможные отклонения. У одного ребенка из 68 развивается аутизм. Нарушения в пять раз чаще диагностируются у мальчиков, чем у девочек. Это расстройства широкого спектра, поэтому симптомы аутизма могут выражаться в разной степени: от легкой до тяжелой формы. Такую информацию приводит Джухи Пандей, доктор философии, педиатрический нейропсихолог и ученый Центра аутизма детской больницы Филадельфии. 

Читайте также:  Как развести смекту ребенку 5 лет инструкция по применению

Ранние признаки болезни появляются еще до того, как ребенку исполнится три года. Симптомы могут возникнуть в 12 или 18 месяцев, однако у некоторых диагностика болезненного состояния может произойти позже – только во втором или третьем классе. Многие признаки неблагополучия со временем проходят, какие-то становятся менее выраженными.

12 симптомов аутизма, о которых родители должны рассказать педиатру

Не всегда симптомы расстройства аутистического спектра проявляются в кабинете врача, поэтому специалисты могут пропустить аутизм у детей во время немногочисленных приемов. Это объясняет, почему родителям нужно делиться своими наблюдениями, настаивать на дополнительных обследованиях при первых подозрениях Ранняя постановка диагноза улучшит результаты терапии. Перечислим лишь основные 12 симптомов аутизма у маленьких детей:

  1. Плохой зрительный контакт. Малышам свойственно смотреть на лица окружающих людей, они пытаются разглядеть детали, потрогать ручкой выступающие части, сосредоточиться на ярких чертах. Дети с аутизмом уклоняются от контакта глаз. Эти малыши не задерживают взгляд на родителе, смотрят вскользь, мимолетно. Однако отсутствие зрительного контакта не всегда является прямым симптомом аутизма. Возможно, подрастающий ребенок просто стесняется проявлять эмоции и заинтересованность.
  2. Повторяющиеся движения, жесты: хлопанье руками и вращение ими, щелчки пальцами, раскачивания взад-вперед. Зацикленность на одинаковых жестах должна насторожить родителей. Рассказать о ней врачу нужно обязательно.
  3. Скриптовый язык – именно так специалисты называют пристрастие ребенка к повторению одинаковых фраз, жаргонизмов. Иногда эти слова поются, становятся похожими на определенный мотив, который заседает у малыша в голове. Ведущие эксперты клиники Майо говорят, что это серьезный знак, который нельзя оставлять без внимания.

       

  4. Чрезмерная чувствительность, сенсорное отвращение: у ребенка вызывают негатив определенные вещи, которых он избегает. Это может быть неприятие прикосновений к гладким или мягким поверхностям, избегание объятий с людьми, определенных запахов и звуков (работающий пылесос, смывание воды в туалете). Эти раздражители заставляют ребенка запираться от окружающего мира. Проявляются такие действия в закрывании руками ушей при звучании раздражителей, глаз при виде определенных символов, поворотах головы в сторону.
  5. Осмотр игрушек, а не игра с ними. Большинство малышей производят тщательный осмотр игрушки перед тем, как использовать ее в своих целях. Однако дети с аутизмом зацикливаются на конкретных действиях. Если обычный ребенок будет гонять автомобиль по полу или управлять самолетом в воздухе, аутист начнет без передышки крутить колесо машины, внимательно рассматривать дно вертолета. Интерес таких детей проявляется к детали объекта, а не к нему самому.
  6. Игра в одиночку – не путайте с застенчивостью малыша. Тем не менее игра без стремления привлечь к ней друзей и свидетелей может являться признаком детского аутизма.
  7. Отсутствие интереса к аналоговым (имитационным) играм. Если для обычного ребенка нормально использовать игрушки не по назначению (выступление певца, где вместо микрофона используется банан), то при аутизме такая деятельность не вызывает интереса.

     

  8. Навязчивый интерес. Дети с симптомами аутизма могут зацикливаться на одной и той же теме: футбол, прогноз погоды по телевизору, рассказы о собаках и многое другое.
  9. Отсутствие реакции на имя. В возрасте 12 месяцев большинство детей будет реагировать на то, как их зовут окружающие люди. Если ребенок этого не делает, это может свидетельствовать об аутизме.
  10. Стереотипное поведение. По словам Юниса Кеннеди Шрайвера, исследователя «Национального института детского здоровья и развития человека» Америки, ребенок-аутист «застревает» на определенных привычках, интересах или актах поведения. Например, он может стремиться всегда держать в руке одну и ту же игрушку или тратить всё свое время на выстраивание определенной фигуры из мозаики, детского конструктора, маленьких машинок. Эти действия важны для ребенка с аутизмом. Совершая их, он чувствует себя спокойным и защищенным от внешнего мира. 
  11. Утрата языка и социальных навыков. Аутисты не стремятся разговаривать. Даже ребенок, который привык ранее болтать или шуметь, может прекратить это, когда повзрослеет.  
  12. Не реагирует на просьбы родителей показать вещь. Дети обычно начинают давать предметы, которые просят принести родители, с 14 месяцев. Если малыш не показывает на самолеты, собачек, кошек во время обращенных к нему вопросов, это должно насторожить. Обеспокоиться стоит и в тот момент, когда ребенок не смотрит на ту вещь, которую ему показывает взрослый.  

Если у малыша наблюдается сразу несколько симптомов, характерных для аутизма, родители обязательно должны говорить о них с врачом. Постановка диагноза и своевременно разработанная терапия способны оказать самое положительное влияние на течение сложной болезни.

Причины возникновения аутизма у детей

Основные причины аутизма остаются неизвестными. Большинство исследователей согласны, что к развитию патологии приводят генетические, метаболические, биохимические и неврологические нарушения. Некоторые ученые винят во всем факторы экологической обстановки. 

В 1998 году британские СМИ опубликовали материал о том, что в развитии аутизма виновата вакцина против кори, паротита, краснухи. Несмотря на то, что выборку исследования составили всего 12 детей, оно получило мировую огласку. В дальнейшем было проведено много изысканий по теме, но доказательств утверждение о связи вакцины и аутизма не нашлось.

Опубликовавшие материалы журналы выпустили опровержения в части достоверности результатов эксперимента. К тому же полиция Британии нашла злой умысел в таком изложении. Было выявлено, что адвокат семьи с ребенком-аутистом, который искал «неопровержимые доказательства», заплатил руководителю исследовательской группы 435 000 фунтов стерлингов (более полумиллиона долларов) для того, чтобы сфальсифицировать данные.  

Споры о Тимеросале

Через год после шумихи в британских средствах массовой информации периодически стали появляться сведения о связи Тимеросала с аутизмом. Соли ртути использовались для предотвращения роста патогенных грибов и бактерий в детских вакцинах. Несмотря на то, что серьезных доказательств возникновения аутизма из-за Тимеросала не было, соединение было выведено из большинства лекарственных препаратов для детей к 2001 году по настоянию Американской академии педиатрии и Службы общественного здравоохранения США.

Выяснением связи Тимеросала и аутизма ученые занимались на протяжении длительного времени, но ни одно из исследований не показало научно обоснованного факта взаимосвязи.

Количество больных аутизмом детей продолжало стремительно расти, несмотря на то, что опасное соединение было изъято из большинства детских вакцин. В 2004 году Комитет по проверке иммунизации Института медицины Америки опубликовал отчет по этой теме. Группа ученых рассмотрела все исследования вакцин и аутизма, опубликованные и не вышедшие на страницах прессы. Итогом стал 200-страничный отчет, в котором опровергалась связь болезни и лекарств.     

Существует ли профилактика аутизма? Что делать, чтобы ребенок был здоров?

К 2018 году не установлены точные причины возникновения аутизма у детей, но большинство исследователей единодушны: гены играют ключевую роль. Бытует мнение, что малыш может родиться с нарушениями развития, если его мать подвергалась во время беременности воздействию определенных химических компонентов. Однако точного метода определения аутизма в утробе матери не существует.

Хотя родители никак не могут предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством, папа и мама способны снизить риски такого развития событий. Для этого необходимо организовать сбалансированное питание, заниматься посильной физической нагрузкой, проходить скрининги и исследования для исключение известных науке дефектов плода. Следует пить прописанные врачом витамины и добавки. Обязательно согласовывать принимаемые во время беременности лекарства, чтобы исключить риски осложнений. Нужно избегать алкоголя и сигарет.   

Методы диагностики аутизма у детей

Ранняя диагностика аутизма может оказать существенное влияние на жизнь ребенка с диагнозом ASD. Однако установить болезнь на начальном этапе не всегда просто. Для этого не существует лабораторных тестов. Врачи полагаются на наблюдения за поведением детей, внимательно относятся к рассказам обеспокоенных родителей.

Аутистические расстройства имеют широкий спектр симптомов. Одни люди, «пребывающие в спектре», имеют серьезные умственные недостатки. Другие очень умны и способны жить самостоятельно.

Первый этап диагностики проходит под контролем педиатра в 18 и 24 месяца. В это время врач осматривает ребенка, следит за реакциями, разговаривает с малышом. Родителям задают вопросы об истории семьи, о поведении ребенка. Ориентируются на следующие признаки:

  • У ребенка должна быть улыбка к шести месяцам.
  • К девяти месяцам он должен уметь имитировать звуки и менять выражение лица.
  • Бормотание и воркование с его стороны должно быть отчетливым к моменту исполнения 12 месяцев.

Проверяются особенности зрительного контакта, признаки взаимодействия с окружающими людьми, реакции на привлечение внимания, чувствительность к свету, звукам. Исследуются качество сна, пищеварения, реакции раздражительности и злости. Серьезные опасения вызывают две основные категории:

  1. Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием.
  2. Ограниченные и повторяющиеся модели поведения.    

Может быть рекомендовано генетическое тестирование, чтобы исключить другие причины возникновения негативных симптомов. К обследованию подключаются иные специалисты: детские неврологи, психологи. Еще одним полезным ресурсом диагностики является опросник (модифицированный тест) M-CHAT для детей раннего возраста. Достаточно пройти его, ответив на ряд вопросов, чтобы узнать, есть ли повод для волнений.

Лечение аутизма

В лечении детей с аутизмом используются программы индивидуального подбора, которые формируются в зависимости от степени тяжести отклонений. Одной из ведущих стратегий является модель раннего старта Денвера или игровая терапия (ESDM). Суть ее – в поощрении положительных откликов, совместных действий с родителями. Благодаря модели обучения происходит:

  • увеличение социального взаимодействия;
  • снижение факторов беспокойства для ребенка с аутизмом;
  • улучшение навыков общения;
  • поощрение самовыражения и соответствующих ситуации реакций.

Востребован прикладной анализ поведения (ABA), поощряющий систему вознаграждений за развитие ситуативного поведения. Также есть много других моделей, которые используют врачи. Все они подбираются персонально и направлены на устранение негативных симптомов аутизма у конкретного ребенка.

Фото: Рexels

Источник

Читайте также:  Атипичные мононуклеары в крови у ребенка 5 лет