Как распознать аутизм у ребенка 5 лет

Как распознать аутизм у ребенка 5 лет thumbnail

Слово «аутизм» все чаще звучит с экранов телевизоров, о нем пишут и говорят, создаются специальные сообщества родителей, чьи дети страдают расстройствами аутистического спектра. Что же это за болезнь? По каким признакам ее можно диагностировать у ребенка и поддается ли она терапии?

Что такое аутизм, по каким причинам он возникает у маленьких детей?

Аутизм — патологический процесс, для которого характерны проблемы с социальной адаптацией, речью, умственным развитием. Если рассматривать аутизм с широкой точки зрения, то это комплекс патологий (расстройств аутистического спектра) с похожей симптоматикой.

До середины 20 века болезнь встречалась очень редко. В настоящее время наблюдается существенное увеличение количества маленьких пациентов с таким недугом, что вызывает серьезные опасения у медиков.

Точные причины развития патологии не установлены. Специалисты едины во мнении, что аутизм возникает при наличии одновременно нескольких факторов, таких как:

  • наследственная предрасположенность;
  • поражения центральной нервной системы (например, неправильное развитие и функционирование отделов мозга);
  • нарушения обменных процессов, гормональные сбои;
  • наличие в анамнезе инфекционных заболеваний вирусной и бактериальной природы;
  • отравление ртутью (об этом подробнее читайте в этой статье);
  • частый прием антибактериальных препаратов;
  • химическое воздействие на материнский организм во время вынашивания ребенка.

По каким признакам можно догадаться, что ребенок страдает аутизмом?

Для того чтобы своевременно обнаружить первые проявления аутизма, родители должны внимательно наблюдать за поведением ребенка и его реакциями на окружающий мир. Характерные для заболевания симптомы, как правило, в большей степени выражены в возрасте 1,5-2 лет. У ребенка могут наблюдаться лишь незначительные отклонения (нарушение речевой функции), в более тяжелых формах присутствует большинство признаков патологии.

Симптоматика аутизма:

  • Проблемы с речью. Практически все аутисты в детском возрасте не разговаривают или значительно отстают в речевом развитии от сверстников. Дети имеют небогатый словарный запас, однако могут повторять слова, услышанные где-то. Они не пользуются речью для общения, а если говорят о себе, то в 3-м лице.
  • Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, в том числе родителями. Малыши отрицательно реагируют на проявления ласки, не любят сидеть на руках, редко отличают маму и папу от других людей.
  • Проблемы с социализацией. Аутисты не умеют общаться и испытывают дискомфорт, находясь в обществе детей. Если кто-то навязывает им свое общение, они могут убежать и спрятаться.
  • Агрессивность. Если у малыша что-то не получается, это может спровоцировать истерику и вызвать гнев. Он направит свои эмоции на себя самого или на окружающих.
  • Отсутствие интереса к игрушкам или приверженность только к одному предмету. Абстрактное мышление у таких детей развито слабо, поэтому они не способны изображать какие-либо действия и фантазировать.
  • Страх перед изменениями. Малыши-аутисты подчиняются определенным правилам и распорядку, выполняют одни и те же действия на протяжении долгого времени. Если происходят какие-либо перемены (даже незначительные), ребенок впадает в гнев и испытывает сильные переживания.

Физиологические признаки, которые часто наблюдаются у аутистов:

  • сниженный иммунитет;
  • судорожные состояния;
  • острое или притупленное сенсорное восприятие;
  • активный рост бактерий и дрожжевых грибков в желудочно-кишечном тракте;
  • нарушения функционирования поджелудочной железы;
  • синдром раздраженного кишечника.

Особенности лечения

Главные методы лечения заболевания — психотерапия и социальная адаптация. Терапия аутизма является длительным и сложным процессом, тяжелым как физически, так и морально. Родители должны приготовиться к тому, что лечение может не только способствовать снижению проявлений патологии, но и не принести положительного результата спустя годы.

Рекомендации для родителей:

  • Терапия должна проводиться не только в условиях стационара, но и дома, в детском саду, в общественных местах. Родители должны посещать психолога, как и ребенок.
  • Следует найти хорошего специалиста по психиатрии для долгосрочных занятий с малышом, поскольку смена врачей может способствовать ухудшению состояния маленького пациента.
  • Повторение — важнейшее условие эффективной терапии. Нужно систематически повторять ребенку определенные вещи, а когда он их запомнит, следует время от времени возвращаться к ним.
  • Мама и папа, уделяющие много времени и сил лечению ребенка, должны отдыхать. Нет ничего зазорного в том, чтобы ездить на море вдвоем раз в год для восполнения энергии и улучшения настроения.
  • Важно сформировать распорядок дня малыша.
  • Нелишним будет опыт общения родителей с мамами и папами аутистов. Так проблема будет восприниматься легче, а полученные знания помогут найти верное направление лечения.
  • Необходимо научиться овладевать вниманием ребенка, обращаясь к нему несколько раз по имени. Ни в коем случае нельзя допускать повышения голоса и появления агрессивных интонаций.
  • Запрещено менять обстановку, к которой привык малыш.

Помогут ли медикаменты?

Медикаментозные средства не способны вылечить аутизм, однако с их помощью можно устранить сопутствующие симптомы заболевания.

Цели использования аптечных препаратов:

  • Устранение боли. Если малыш с аутизмом не владеет речью, он не сможет пожаловаться родителям на болевые ощущения. Мама или папа, определившие, что ребенку больно из-за роста зубов и по другим причинам, могут дать ему обезболивающее средство после получения консультации врача.
  • Борьба с сопутствующими заболеваниями. Например, проблемы с желудочно-кишечным трактом у некоторых детей можно устранить только медикаментозно.
  • Коррекция нарушений поведения. Дети-аутисты часто импульсивны и агрессивны, поэтому врачи нередко назначают нейролептики. Идеально подобранный препарат не вызовет никаких побочных реакций.
  • Развитие ребенка. Иногда ноотропы благотворно влияют на способности малышей. Например, курс препаратов в небольших дозировках способен развить речевую функцию, усидчивость.
  • Избавление от проблем со сном. Маленькие аутисты очень плохо спят по ночам. Врачи назначают седативные препараты для настройки биоритмов ребенка. Однако снотворные средства детям с аутизмом не показаны.

Аутизм — заболевание, которое требует от родителей маленького пациента временных и моральных затрат. Прогноз зависит от индивидуальных особенностей ребенка и усилий, которые затрачивают мама и папа, чтобы он легче адаптировался к социуму. Терапия длится на протяжении всей жизни, при этом многие дети начинают идти на контакт с окружающими уже через несколько месяцев после начала лечения.

Читайте также:  Калории ребенку 4 5 лет

Также узнайте первые симптомы проблем с сердцем у малыша, будьте бдительны!

Источник

Аутизм — это стойкие нарушения коммуникации! И именно это является главным отличием аутизма от множества других, схожих по симптоматике диагнозов(Сдвг,зпр,ЗПРР,уо и др).
Интеллект сохранён,либо снижен,есть случаи интеллекта выше среднего,даже гениального,но это скорее исключение чем правило.

При своевременной диагностике и ранней реабилитации прогноз более благоприятный. Реабилитация таких детей направлена на социализацию и максимально возможную самостоятельность в современном мире. Диагноз Аутизм выставляет консилиум специалистов(психиатр,невролог,психолог,логопед) после наблюдения ребёнка,беседы с родителями.

«Дебют» аутизма ,в большинстве случаев приходится на возраст 2-3 лет,хотя симптомы прослеживаются и раньше.

Как распознать аутизм у ребенка 5 лет

Чаще родители обращают внимание на такие проявления заболевания как :

* Не реагирует на своё имя(при нормальном слухе);

* Нет речи

* Не интересуется игрушками или же играет не типичными для игры предметами

* Сложности с самообслуживанием

* Уединение

* Нежелание взаимодействовать с окружающими

* Cтереотипные движения(раскачивание на месте,взмахи рук и.т.п)

* Частые истерики

* Бедность эмоциональных проявлений;

* Расторможенность или напротив вялость;

* Избирательность в еде(ест определённую пищу,ест только протёртую пищу и.т.п)

* Нет зрительного контакта либо слабый зрительный контакт. Это, пожалуй, самые яркие проявления аутизма. Бывают случаи абсолютной нормы в развитии,а затем уже регресс,утрата речи,навыков самообслуживания и вышеперечисленные проявления начинают появляться.


Со временем все реабилитационные мероприятия прописанные малышу дают положительную динамику,не сразу,не быстро,но дают 100%!

К 5-6 годам возрастает потребность в коллективе,ребёнка нужно готовить к школе и если в раннем возрасте можно было обходиться индивидуальными занятиями,то в возрасте 6 лет стоит вопрос о посещении подготовительной группы перед школой. И здесь на первый план выходит нарушения коммуникации (в зависимости от тяжести состояния ,в разной степени). Обостряется то,что казалось бы ,было уже отработано и сглажено. Нарастает аутистическая симптоматика,могут появиться новые проявления заболевания.

Ребёнок напуган новыми обстоятельствами. Может возникнуть агрессия,самоагрессия,новые стереотипии,возможен регресс. Самое верное-это правильный выбор учебного заведения для ребёнка,где будут учтены его особенности и возможности. Этап нахождения в коллективе очень важная ступень на пути к ещё большей самостоятельности и социализации. От этого этапа будет зависеть его дальнейшее обучение в школе,взаимодействие с людьми. Да данном этапе возможна помощь тьютера.

И если в 5-6 летнем возрасте ребёнок не смог адаптироваться в коллективе,это не значит,что он не сможет этого сделать никогда,нужно пробовать позже,через время.но пробовать однозначно!
Делаю вывод,что проявления аутизма в 5-6 летнем возрасте становятся ярче и связано это с поопытками ввести в жизнь ребёнка коллектив!

Помните-дорогу осилит идущий!

Если вам необходима консультация, чтобы разобраться  в вопросах аутизма, здесь вы можете записаться.

Источник

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Что может вызвать у ребенка аутизм?
В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?
Это можно вылечить?
Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?
Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?
Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?
Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?
Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?
Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1)      F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2)      F84.1 – атипичный аутизм;
3)      F84.2 – синдром Ретта;
4)      F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра. 

Синдром Каннера

Симптомы:

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи; 
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта; 
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Синдром Аспергера

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1)                  Контрастные желания и представления;
2)                  Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3)                  Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4)                  Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5)                  Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6)                  Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Читайте также:  У ребенка 5 лет болит голова комаровский

Синдром Ретта

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1)                  Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2)                  Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3)                  Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4)                  Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.  

Атипичный аутизм

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

  • Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

  • Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

  • Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

  • Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм? 

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», — говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1.       Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

Читайте также:  Задания для ребят 5 6 лет

2.       Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

3.       Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4.       Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5.       Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.  

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Возраст ребенка

Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

3-4 месяца

  • с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

  • начинает узнавать предметы и людей;

  • улыбается при звуке вашего голоса;

  • начинает улыбаться при общении;

  • поворачивает голову на звуки.

7 месяцев

  • начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

  • может находить не тщательно спрятанные предметы;

  • изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;

  • тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;

  • выражает радость или недовольство голосом;

  • произносит наборы звуков.

1 год

  • начинает охотно подражать окружающим;

  • становится очевидным, что ребёнок вас понимает;

  • может находить спрятанные предметы;

  • реагирует на «нельзя»;

  • изображает простые жесты, например, может указать на предмет;

  • «разговаривает» сам с собой на разные лады;

  • может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;

  • реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

1,5 – 2 года

  • подражает поведению окружающих;

  • радуется обществу других детей;

  • понимает многие слова;

  • находит тщательно спрятанные предметы;

  • указывает на называемые картинки и предметы;

  • начинает сортировать предметы по форме и цвету;

  • начинает играть в простые игры с воображением;

  • начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;

  • может выполнять простые поручения;

  • может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».

3 года

  • начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

  • может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;

  • сортирует предметы по форме и цвету;

  • сопоставляет предметы с картинками;

  • выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;

  • пользуется простыми предложениями при общении;

  • правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);

  • начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

Тест M-CHAT

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

Тест ATEK

Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение. 

Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

Важно! Центр сотрудничает с региональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

Источник