Как расположить к себе ребенка 5 лет
Как часто вы попадаете в компанию, где есть дети? Хорошо ли вы ладите с детьми или же это у вас плохо получается? В этой статье мы хотим поделиться с вами советами, как быстро найти общий язык с чужими детьми в разных ситуациях.
Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача — развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми — частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).
Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?
Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.
1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому
Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.
Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.
Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый — взрослый», а с позиции «ребёнок — ребёнок». Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород». Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».
2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка
Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый — ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.
3. Не хвалите ребёнка напрямую
Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.
Всё, что требуется при первой встрече, — это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:
— Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.
Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.
Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.
— Ух ты, это фиксик? — спрашиваете вы.
— Фиксик, — отвечает ребёнок после небольшой паузы.
— А как зовут этого фиксика? — развиваете диалог вы.
Предмет общего интереса — это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.
Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:
— Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, — обращается он к ребёнку.
— Они ведь синие, — отвечает тот.
— Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?
— Они же у вас на носу, — с улыбкой отвечает ребёнок.
После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.
4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице
Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».
В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.
5. Говорите о его вещах и игрушках
Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».
Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.
Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход — предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.
6. Станьте своим среди детей
Самый лучший способ ладить с детьми — это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.
Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.
7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях
Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.
Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.
Этот список не может быть закончен без вашего участия. Если вам есть что добавить, напишите об этом в комментариях ниже.
Источник
На чтение 10 мин.
Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.
Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны
Психология ребенка в пятилетнем возрасте
Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.
Общение с родителями -важны фактор психологического развития
Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).
Психологические тесты для 5-ти лет
По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.
Эмоциональная и познавательная стороны развития
В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.
Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.
Эмоциональное развитие детей 5-ти лет
Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.
В целом на протяжении этого периода у детей активно развивается познавательная сфера.
Способен ребенок и накапливать знания о тех объектах окружающего мира, которых никогда не видел воочию. Например, об определенных животных, странах, автомобилях и т.д. Эти знания формируют у него конкретное отношение к миру (любовь к домашним питомцам, страх диких животных и т.д.). Этим багажом знаний и впечатлений малыш стремится поделиться со сверстниками.
Возраст почемучек – 5-6 лет
Коммуникабельность детей пяти лет
У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.
Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».
Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.
Общение со сверстниками – важный компонент развития
Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.
Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.
Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.
Родители должны уделять внимание физическому развитию детей
Как наладить доверительные отношения с ребенком
На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.
Любознательность в 5 лет – основа интеллектуального развития
Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.
Сравнение с другими детьми недопустимо
Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.
Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте
Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.
Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.
- Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
- Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
- Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.
Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.
- В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
- Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
- Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.
Развитие способностей и обучение – подготовка к школе
- Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
- Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.
Развивающие игры – очень важный момент в развити
И последний пункт выделен отдельно. Это игры
С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.
Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей
Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!
Источник
От автора: Это практические наблюдения о взаимодействии родителей и детей, о том как расположить ребенка к себе, улучшить понимание и научиться общаться с ним.
Альтернатива ремню или как Расположить к себе ребенка.
«Счастье это когда тебя понимают!»
Понимать другого — значить услышать, встать на его место и примерить на себя его рубаху, и ощутить как это, где жмет, а может в самый раз. Понять — это постичь образ мыслей, состояние другого, его настроение. Такое осознавание другого, происходит, когда у нас есть похожий опыт, к которому мы можем обратиться, обладание такими сведениями помогает нам присоединиться к человеку и подумать, почувствовать, что он думает или чувствует на это счет.
А что дает понимание другому человеку, которого пытаются понять – ему становиться легко, его услышали, поняли, взяли часть его страданий на себя.
Для чего понимать?
Чтобы понять нужно, обратиться к своему опыту, такой опыт приходит с проживанием разных событий, с их осмыслением. У ребенка пока таких представлений о себе не много, он только собирает еще свой багаж, а родитель его помощник и учитель в этом.
В чем основная потребность ребенка — в безусловной любви, когда его принимают такого, какой он есть, когда даешь любовь и не просишь ничего взамен. Такое отношение взрослого самым наилучшим образом помогает ребенку услышать, чего от него хотят родители. Ребенок расположится к родителю, услышит его, поверит в его искренность и интерес к себе, увидит неподдельное участие.
Все это помогает подготовить почву, на которую воспитание ложиться наилучшим образом.
Умение слышать и понимать своих детей.
Одна из важных составляющих такого понимания это эмоции.
Ощутить, почувствовать, понять, увидеть, услышать, что сейчас чувствует ребенок, что с ним происходит в данной конкретной ситуации. Ведь эмоции это психофизиологическая реакция человека, его отношение к происходящему. Распознаванию эмоций дети постепенно научаются, причем распознавать эмоции других людей получается проще, чем свои.
Совсем маленький ребенок ощущает себя всем телом, любая потребность это дискомфорт во всем теле, и различение нюансов в своем состоянии происходит постепенно.
Пониманию своих эмоций, что со мной происходит, что я чувствую и что с этим делать, необходимо ребенку учиться. Родителям нужно учить разделять ребенка, такие чувства как гнев, вина, стыд.
Наше сопереживание ребенку, а потом называние эмоций и чувств, которые испытывает ребенок, помогает ему лучше узнать себя и ощущать себя нужным и ценным для родителя, а также повышает готовность воспринимать взрослого как друга, учителя, наставника.
Как это работает?
1. Взрослый понимает неопытность ребенка и признает за ним право испытывать все чувства, на которые способны люди и также право ребенка реагировать не очень адекватно, как результат незрелости и не понимания себя и ситуации.
Многие родители думают, что дети делают им что-то на зло, специально, хотят навредить, позлить, вывести из себя, отнять время. Бывает внешне так все и выглядит, но послание у ребенка другое, он стремится, чтобы на него обратили внимание, не знает, что делать с этими чувствами и в этой ситуации, как себя вести, ждет сопереживания и поддержки.
2. Взрослому нужно понять чувство, что происходит с ребенком, что он чувствует, из-за чего он испытывает эти эмоции и какие они по интенсивности.
3. Поделиться этим знанием о чувствах с ребенком, дать ему, ребенку о себе представление, знание, что с ним происходит, почему ему плохо.
Плюс разделить с ним его переживания, поддержать ребенка в этом состоянии.
И на эту благодатную почву прекрасно ложиться воспитание.
4. Сказать, что же надо делать и как можно поступить, дать на выбор несколько вариантов решения и исхода проблемы.
Весь этот алгоритм помогает разрешить многие проблемы в поведении ребенка и за одно, выстроит позитивные взаимоотношения, улучшить взаимодействие с ребенком, и как следствие, не будет затянувшихся ссор, конфликтов, непослушания.
Как иллюстрация этого алгоритма, прекрасный пример, рассказанный одной мамой:
Одна девочка со своими родителями отмечала 6-летие, в гостях у нее два дня были подруги, ей было очень весело, все время в центре внимания. Когда праздник закончился и гости уехали, мама с дочкой пошли на улицу прогуляться. И вдруг ребенок на улице начал по нарастающей ныть, говорить, что хочет обратно праздник, чтобы вернулись подруги, что ей скучно, и все это опять повторялось по кругу.
Девочка не успокаивалась на объяснения, что все заканчивается, и гостям пора домой, что ты хорошо провела время, праздник был замечательный, радуйся этому.
Как часто мы, родители, пытаемся рационально все объяснить, говорим, что надо делать и ведь все правильно говорим, но это не работает, ребенок как будто не слышит наших разумных доводов.
Девочка сильнее продолжала ныть, жаловаться, требовать, у мамы уже начало подниматься раздражение, ее не слышат! У мамы появились опасения, во-первых, что она не справляется с ситуацией, и начнет так действовать, что это не приведет к улучшению, а возможно только к осложнению ситуации. Во-вторых, что потом она будет жалеть, что не сдержалась. Были мысли прикрикнуть, сказать хватит ныть, ты не благодарная, ничего для тебя делать больше не буду, не заслуживаешь, наказать лишением чего то или просто шлепнуть по попе и сказать успокойся))). У нее в голове пронеслись все эти варианты, но опыт подсказал, что эти пути не эффективны, ребенок все равно будет плакать, но уже не от грусти по подружкам, а от суровости и непонимания мамы.
Поразмыслив обо всем этом, мама приняла интуитивное решение, которое оказалось потом самым верным.
Мама присела к дочке, посмотрела в ее глаза, обняла и сказала: «Я понимаю как тебе грустно, это очень печально, когда все такое интересное заканчивается и не возможно это вернуть, мне тоже понравился праздник, было очень весело, но праздник закончился, и ты сейчас грустишь, это нормально, твоим подругам сейчас наверно тоже грустно. Давай погрустим вместе, ты можешь поплакать, мы можем пойти домой, я тебя понимаю и люблю». Так постояв, обнявшись, они вдвоем пошли дальше, несколько минут ребенок молчал, а потом как не бывало, весело сказал: «Мам, а пойдем на площадку погуляем» Такая резкая перемена настроения очень впечатлила маму, насколько просто, оказалось, решить было ситуацию, где уже назревал конфликт из-за непонимания.
А она всего то и сделала, просто пожалела ребенка, назвала чувства, которые испытывал ребенок, сообщила о нормальности и адекватности чувств и состояния ребенка в этот момент, предложила какое-то решение.
Обращение к потребностям и чувствам ребенка, любого возраста, помогает решить многие проблемы взаимопонимания.
Эти спасительные мысли, о том как сделать наилучшим способом, всегда приходят к нам в голову, просто надо захотеть их услышать.
Источник