Как работать с гиперактивным ребенком 5 лет

Как работать с гиперактивным ребенком 5 лет thumbnail

«Советовать человеку с СДВ (синдром дефицита внимания) стараться — примерно то же самое, что предлагать близорукому присмотреться как следует»

Эдвард Хэлловэлл 

Кто такой гиперактивный ребёнок? 

Понятие гиперактивный состоит из двух слов “гипер” – выше нормы, “активный”- действенный, деятельный. Под гиперактивностью понимают состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека выше нормы является непродуктивной и необоснованной, а также признаком неуравновешенной нервной системы.  

В основе всего лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-нервопотолог, при проведении специальной диагностики. Поэтому ставить диагноз гиперактивности ребёнка может только врач, если о ребенке говорят, что он гиперактивный — это не всегда показатель дисфункции. Часто учителя и родители так называют просто физически активных детей. 

Первые проявления гиперактивности заметны у детей в возрасте до 7 лет. По статистике, приведенной Расселлом Баркли говорится, что диагностированных мальчиков в три-шесть раз больше, чем девочек. В каждом детском коллективе встречается ребёнок, который не может подчиняться инструкциям, долго сидеть на одном месте, сохранять тишину. Не всегда, но среди таких детей и встречаются гиперактивные. Они создают дополнительные трудности учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, неконтролируемы и безответственны. Гиперактивный ребенок легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко ждёт ответа на них. 

Причины возникновения гиперактивности: 

  1. Генетические факторы (особенности строения головного мозга) 
  2. Родовые травмы 
  3. Инфекционные болезни, перенесенные в первые месяцы жизни ребёнка. 
  4. Больше причин можно найти здесь.

Внешние проявления гиперактивности

Гиперактивного ребёнка часто можно спутать с ребёнком с повышенной тревожностью. Главное их отличие в том, что последний не несет социального разрушения, как в случае с гиперактивный ребёнком, который является источником ссор, обид, драк и разного рода конфликтов и недоразумений. 

Итак, рассмотрим признаки гиперактивного ребёнка подробнее: 

1. Дефицит активного внимания. 

Ребенку трудно удержать внимание, с удовольствием берётся за задание, но не доводит до конца. Ребёнок испытывает сложности в самоорганизации и часто теряет вещи. 

2. Постоянная двигательная активность.

Неусидчивый ребёнок, спит мало в сравнении с другими детьми даже в младенчестве. Много говорит и постоянно ерзает. 

3. Импульсивность. 

Может толкнуть сверстника без видимой причины, не может дождаться своей очереди, отвечает быстро и не всегда правильно, ведь для него главное ответить, а значит привлечь к себе внимание. Не соблюдает и не подчиняется правилам. 

НО: уровень интеллектуального развития не зависит от наличия гиперактивности, может существенно быть выше возрастной нормы. 

Если несколько данных признаков существуют, то можно предполагать гиперактивность. Первое что надо сделать сообщить об этом родителям, чтобы они обратились к психологу. Но все же не всегда родители видят проблему в работе с такими детьми для педагога, отказывая в визите к психологу. 

Советы при работе с гиперактивными детьми 

  1. Ребенку легче работать в начале дня, чем в середине или в конце. Учитывая этот факт,  стоит проводить более сложные занятие в первой половине дня, более подвижные занятия, где можно выбросить энергию, переносить на вторую половину дня. 
  2. При индивидуальной работе, проявление гиперактивности отсутствует, если нет возможности включить ребёнка в групповую работу, возможно стоит рассмотреть вариант индивидуальных занятий
  3. Нагрузка ребёнка должна соответствовать возможностям. Если все остальные дети выполняют задание в течении 10 минут, а гиперактивный ребёнок управился за 5 минут, возможно не выполнив задание полностью, не стоит заставлять его закончить. Это не принесёт никакой пользы. Стоит переключить на другую деятельность. Урок необходимо планировать, добавляя разные виды деятельности, производя более частую их смену. Например, после выполнения 2-3 заданий провести физкультурную разминку или игру. Особенность таких детей в том, что они могут делать несколько дел одновременно, но не выносят однотипных заданий. 
  4. Во время урока следить, чтобы ученик был с «вами»,  а не «витал в облаках». Иногда достаточно коснуться руки ученика во время урока или задать вопрос именно ему, обратив внимание на себя. 
  5. Гиперактивные дети плохо ориентируются во времени, поэтому могут не успевать выполнить задание или потратить больше времени, чем нужно. Здесь есть два варианта – или напоминать о времени, или научить ребенка пользоваться таймером. 
  6. В связи с повышенной эмоциональностью дети остро реагируют, если с ними не играют или не общаются, ведь сами они очень общительны и любят поговорить. В такой ситуации стоит вмешаться учителю в игру для правильного распределения ролей, иначе у гиперактивного ребёнка может понизиться самооценка.   
Читайте также:  Отрицание у ребенка 5 лет

Личный опыт

Я столкнулась с гиперактивным ребёнком в начале своей работы в качестве репетитора по английскому языку. Знакомая попросила позаниматься с сыном 4-х лет, до этого не имевшим опыт занятий вообще и не имеющим представление о том, что такое урок. Федор постоянно двигался, сидел на месте 3 минуты, очень увлекался насекомыми, быстро схватывал информацию. Так как пробное занятие состоялось летом, я решила, что занятия будут проходить на улице. Занятия планировали по 35 минут с частой сменой заданий. Задания тщательно подбирались, ведь если они не отвечали интересам Фёдора, замотивировать его сделать что-то было просто невозможно. 

Изучение алфавита происходило в стихотворной форме. Так Федор за одно занятие запомнил стихи на все 26 букв. Слова запоминали в формате употребления их в играх и составлении диалогов. Больше внимания уделяли разговорной форме языка, стараясь делать письменные задания за столом за 3-5 минут, чтобы Федор не терял к ним интерес. 

Гиперактивного ребёнка можно научить всему, стоит лишь придумать систему поощрений, так как наказания совсем не работают в данном случае. Систему поощрений стоит разработать вместе с родителями, чтобы и на занятиях и дома эта система мотивации ребёнка была единой. Работа с такими детьми требует очень сильных эмоциональных затрат от учителя.

Как вы работает с гиперактивными детьми? Какие пути взаимодействия с ними применяете в своей практике? 


Беднова Ольга

Поделиться ссылкой:

Источник

Елена Нариманова
Особенности работы с гиперактивными детьми 5–7 лет

Сегодня все больше детей с общим интеллектуальным развитием, соответствующим возрастной норме, и с синдромом двигательной гиперактивности, который снижает возможности такого ребенка. Моя работа поможет получить общее представление о развитии познавательных процессов у такого ребенка, определить методы целенаправленной коррекционной работы у гиперактивных детей 6-7 лет.

Эта работа рассчитана на воспитателей, учителей и родителей, детям которых поставлен диагноз «гиперактивный ребенок» или

«синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Для выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного ребенка.

Наверное, в каждом детском коллективе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.

Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Известный американский психолог В.Окленд так характеризуют этих детей:

«Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка,которые можно разделить на три блока:

— дефицит активного внимания,

— двигательная расторможенность,

— импульсивность.

Дефицит активного внимания

• Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;

• Не слушает, когда к нему обращаются;

• С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

• Испытывает трудности в организации;

• Часто теряет вещи;

• Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;

• Часто бывает забывчивым.

Двигательная расторможенность

• Постоянно ерзает;

• Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);

• Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;

• Очень говорлив.

Импульсивность

• Начинает отвечать, не дослушав вопрос;

• Не способен дождаться своей очереди,

часто вмешивается, прерывает;

• Плохо сосредоточивает внимание;

• Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);

• При выполнении заданий ведет себя по-разному

и показывает очень разные результаты,

(на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет,

на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности:

Читайте также:  Ребенок огрызается с родителями 5 лет

• беспокойство (69,7%,

• невротические привычки (69,7%,

• нарушения сна (46,3%,

• нарушение аппетита (35,9%,

• тики, назойливые движения,

• двигательная активность, неловкость и т. д.

Можно дать следующие рекомендации

для педагогов и родителей, у которых есть дети

с двигательной гиперактивностью.

1. Необходимо познакомиться с информацией о природе и проявлениях синдрома дефицита внимания и двигательной гиперактивности;

2. Используйте как можно больше наглядных средств обучения. Визуальный метод полезен для всех,он позволяет лучше сконцентрировать внимание всех детей: и с трудностями, и без них.

3. Всегда нужно закрывать дверь в комнату, где вы занимаетесь с ребенком. Чем меньше постороннего шума слышат дети, тем легче им сосредоточить свое внимание;

4. Не относитесь к ребенку как к необычному. Следует давать ему те же задания, что и остальным детям. Создайте атмосферу «равного среди равных». Родители должны знать, что им необходимо тщательно контролировать выполнение различных заданий дома и учить ребенка доводить дело до конца;

5. Работа «глаза в глаза» (лицом к лицу) с ребенком, насколько это возможно;

6. Давать возможность такому ребенку подвигаться во время занятия, походить, даже выйти и войти тихонько на свое место;

7. Дети имеют право на уважительное и вежливое обращение. Они не сами захотели жить с трудностями в обучении;

8. Помогайте детям находить в учебном материале ключевые слова и выделять их интонацией, повторением.

9. Больше поощряйте ребенка. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение;

10. Создайте список правил, которые ребенок должен выполнять.Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует.

11. Поощряйте взаимодействие между детьми. Взаимопомощь и ощущение общности создаст более спокойную и терпеливую атмосферу со стороны детей;

12. Желательно записывать на доске или в тетради для родителей указания по проведенным занятиям в группе, так как дети не могут самостоятельно запомнить устные указания и повторить их родителям. Да и родителям легче будет беседовать с детьми о событиях дня;

13. Связывайтесь с родителями для передачи позитивных впечатлений. Создайте вместе с родителями систему поощрений, которая поддержит ребенка и послужит продвижению общих целей;

14. Обеспечивайте такому ребенку наиболее простые, прямые, последовательные и индивидуальные инструкции;

15. Придавайте инструкциям направляющий характер;

16. Приучайте к организованности в каждой сфере деятельности, тренируйте навыки организованности — это активно влияет на развитие ребенка с гиперактивностью;

17. Планируйте занятия так, чтобы дети могли активно в них участвовать, в том числе вставать, перемещаться по помещению или площадке, двигаться на своих местах;

18. Составляйте планы деятельности, семейных мероприятий так, чтобы они были интересными и содержательными, при этом обеспечьте различные возможности для поддержания активности на месте и движений в течение всего дня;

19. Используйте различные формы и приемы обучения;

20. Разрабатывайте задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении;

21. Варьируйте способы оценки успешности обучения и воспитания в соответствии с положительным настроем и сильными качествами ребенка с гиперактивностью.

У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивность – медицинский диагноз и особенность психики некоторых деток. Задача родителей и психологов научить такого ребенка самоконтролю и для этого разработаны специальные упражнения.

К проявлениям гиперактивности врачи относят излишнюю импульсивность малыша, повышенную двигательную активность. Дефицит внимания проявляется невозможностью сосредоточиться, рассеянность и, нередко все это провоцирует проблемы в отношениях окружающими, сложности в учебе и как следствие – пониженная самооценка.

Гиперактивный ребенок

pixabay.com

Причины появления СДВГ окончательно еще не установлены. Пики его проявления совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, в 3 года, когда у ребенка быстро увеличивается словарный запас, и в 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Соответственно, работа с гиперактивными детьми особенно необходима в периоды возрастных кризисов одного года, трех и семи лет. А к семи годам ребенок, как правило, поступает в школу. Вот и получается «два в одном»: внутренние проблемы гиперактивного ребенка усугубляются мощным внешним стрессом – поступлением в первый класс.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 правил общения с гиперативным ребенком: советы психолога

В работе с гиперактивным ребенком неоценимую помощь оказывают расслабляющие упражнения и упражнения на телесный контакт. Они способствуют лучшему осознанию ребенком своего тела, а впоследствии помогают ему контролировать двигательную активность. Попробуйте часть упражнений проделать с ребенком сами. Единственное и необходимое условие успеха – ваше спокойствие и чувство юмора.

Упражнение 1. Разговор с руками

  • Направлено на обучение навыку контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, предложите ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней, затем оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?

Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Упражнение 2. Разговор с телом

  • Направлено на обучение ребенка владеть своим телом.

Это упражнение — модификация предыдущего. Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги – подойдет кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы.

«Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Гиперактивный ребенок упражнения

Fotolia

Упражнение 3. Клубочек

  • Направлено на обучение одному из приемов саморегуляции.

Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда такая игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

Упражнение 4. Археология

  • Игры с песком и водой хорошо успокаивают ребенка и особенно подходят для гиперактивных детей.

В эти игры не обязательно играть только летом на пляже, их можно организовать и дома. Подберите подходящие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки, чтобы облегчить неизбежную уборку, песок можно заменить крупой, предварительно прогретой в духовке.

Пример:

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно откапывает руку — делает «археологические раскопки». При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Если ребенок коснется ладони взрослого, они меняются ролями.

Гипрактивность игры с песком

pixabay.com

Упражнение 5. Маленькая птичка

  • Направлено на развитие мышечного контроля.

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Будьте терпеливы и последовательны и у вас обязательно все получится. Помните: дорогу осилит идущий. Здоровья и радости вам и вашим семьям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Очень активный ребенок: это гиперактивность?
Как научить ребенка делиться: советы психолога

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник