Как проверяет логопед ребенка в 3 года

Как проверяет логопед ребенка в 3 года thumbnail

Чек-лист по умениям ребенка. Легко повторить дома самостоятельно.

Когда ко мне приходят родители с запросом запустить речь у ребенка, я работаю не только над речью, но и над общим развитием. Почему это важно? До этого писала, что речь — одна из высших функций. И если ребенок отстает в каких-то аспектах (мышление, память, внимание), то речь не будет развиваться нормально.

Что я проверяю у неговорящего ребенка трех лет

  • Понимание инструкций.Можно попросить все что угодно: встать, прыгнуть и выйти из комнаты, взять игрушку и положить маме на колени, например.
  • Знание цветов. Ребенок 3 лет знает основные цвета: зеленый, красный, синий, желтый.
  • Знание форм. Отлично подходит сортёр. В этом возрасте малыш уже умеет подбирать фигуру под правильный разъем, а не тыкает круг куда попало, пока случайно не попадет в нужный разъем. То есть ребенок уже учится и умеет думать.
  • Различение понятий «один — много». Ребенок должен показывать, где один предмет, а где несколько.
  • Различение понятий «большой — маленький». Просим показать, где большой орех, а где маленький, где большая шишка, а где маленькая. Подойдут любые предметы.
  • Умение различать неречевые звуки. Проверяется в игре. Возьмите звучащие игрушки, например, погремушку, колокольчик, дудочку (что угодно), покажите сначала, как звучит каждая игрушка, потом попросите ребенка отвернуться. Подудели в дудочку, ребенка просите повернуться и показать, что у нас звучало. И так со всеми муз. игрушками.
  • Понимать, что съедобное, а что нет. В игре кормим игрушку тем, что есть в холодильнике. Предлагаем ей хлеб, сыр — ребенок определяет это, как съедобное, кладет на тарелку. Предлагайте кукле кубики, лего и т.д. Ребенок должен понимать, что это есть нельзя, складываем под стол, например.
  • Знание звукоподражаний. Ребеночек может показывать пальчиком, если не говорит. Я спрашиваю, покажи, кто говорит «му-му», а кто говорит «гав-гав».
  • Понимание простых слов. Также по картинкам или игрушкам спрашиваем, где мышка, где мишка, где хрюшка. И т.д.
  • Понимание глаголов. Тоже можно проверить по картинкам или по инструкциям ребенку: встань, иди, ляг. По картинкам — просим показать, где девочка спит, где девочка рисует. Если ребенок знает мало глаголов, я использую специальные игры и книгу Т. Н. Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе».
  • Важно! Обязательно проверяем речевой аппарат, может ли ребенок следующее:
  1. открыть и закрыть рот
  2. высунуть язык и убрать обратно
  3. улыбнуться, а потом сделать губами трубочку
  4. поднять язык вверх к губам, а затем опустить вниз
  5. сделать серию движений: открыть рот — улыбнуться — сделать губами трубочку (взрослый показывает серию сразу, ребенок должен повторить по памяти)

Если ребенок не может выполнить или ему удается сделать это с трудом, возможно, ребенок не говорит именно из-за этого. Не чувствуя положение губ, языка, щек, ребенок не сможет говорить. Такое состояние называется диспраксией (у одних авторов) или апраксией (у других). Поможет артикуляционная гимнастика (особенно нравится методика Лынской М. И., описано в книге «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика») и общее моторное развитие (танцы, ЛФК).

Это тот минимум, на который я обращаю внимание на диагностике. А, самое главное, любая мама и любой папа может сам прорабатывать дома каждый пункт из моего чек-апа, обязательно, в игре и с хорошим настроем.

P.S. Про нормы речевого развития я писала здесь.

Источник

«Наш папа тоже молчал до трех лет, а потом сразу предложениями заговорил…», «Мы в семье его понимали, нам казалось, что все в порядке…», «Мальчики позже начинают говорить, вот мы и не беспокоились…» С такими объяснениями от родителей часто сталкиваются специалисты по речевому развитию. Учитель-дефектолог с 20-летним стажем Антонина Судиловская обращает внимание на проблему, о которой нельзя молчать.

Как проверяет логопед ребенка в 3 годаУдивительно, что в современном обществе до сих пор бытует миф о том, что к логопеду нужно обращаться только после трех лет. В итоге за помощью к нам приходят слишком поздно, когда отставание в речевом развитии может достигать нескольких лет. Восполнение этого пробела — сложная коррекционная задача, требующая зачастую организации специальных условий обучения и воспитания. А ведь проблему можно было предотвратить или, по крайней мере, сократить в раннем возрасте.

Речь — сложный психический процесс, отражающий работу многих систем нашего организма: слуховой функции, внимания, памяти, мышления. Характер зарождения и развития речи говорит об особенностях формирования смежных процессов. Так, отсутствие словарного запаса в определенном возрасте может сигнализировать о снижении слуха, расстройствах аутистического спектра и ряде неврологических проблем.

Выявление причины задержки помогает вовремя определить комплекс мероприятий для запуска речи. В некоторых случаях для этого может понадобиться не только занятие у зеркала по постановке звуков, но и работа по общему моторному  развитию, активизация познавательного потенциала  или подбор слухового аппарата. 

Маркеры, на которые нужно обратить внимание

Безусловно, не нужно паниковать, если ребенок говорит меньше слов, чем соседский. Все дети разные и их развитие идет неравномерно. Но есть определенные маркеры, на которые следует обратить внимание:

— в 1 год полностью отсутствуют лепетные слова и звукоподражания типа «ляля», «мама», «ав-ав» и т.п.;

— в 1,5 года малыш стабильно не реагирует на собственное имя;

— в 2 года нет простых предложений типа «ляля бах», «папа, дай», «дай биби» и попыток назвать полные слова типа «упа» вместо «упало», ребенок не понимает фразы «принеси мне ложку» или «дай маме мяч»;

— в 2-2,5 года ребенок не отвечает на простые вопросы «Кто это?», «Что это?», а просто повторяет их за взрослым;

— с 2 до 3 лет нет резкого прироста словаря хотя бы до 300 слов.

Такие особенности речи должны стать поводом для обращения к неврологу, лору и логопеду в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Как минимум, родители получат рекомендации о том, как взаимодействовать с малышом для активизации его речевого потенциала, как максимум — более детальную диагностику и раннюю коррекционную помощь от профессионалов.
 

В случае подозрения на речевое нарушение до 3 лет распространенное заключение специалистов — ЗРР (задержка речевого развития). Этот диагноз предполагает стойкое отставание в развитии всех компонентов устной речи. Страдает понимание обращенной речи, полнота, точность и количество произносимых слов, интонационная окраска речи. 

Причины ЗРР разнообразны. Они могут быть связаны как с незначительными функциональными задержками, вызванными, например, частыми болезнями или бедной коммуникационной средой малыша, так и более серьезными поражениями речевых центров головного мозга, полученными в результате инфекций, интоксикаций, травм, асфиксий, применения ряда препаратов в период беременности, родов и новорожденности.

В любом случае, если оставить проблему без внимания есть высокая вероятность, что в старшем возрасте разрыв между речевым недоразвитием и нормой достигнет нескольких лет и ребенку придется заниматься в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. 

Как помогут специалисты?

Что могут предложить специалисты для преодоления речевых проблем в столь нежном возрасте?

Невролог по показаниям может выписать препараты, улучшающие мозговое кровообращение и тем самым активизирующие речевые центры.

Опытный логопед скорее всего начнет работу с такой базовой задачи, как подготовка ребенка к развитию речевых навыков. Для этого понадобятся внимание ребенка, умение подражать крупным и мелким движениям, понимание ряда инструкций, осознание структуры занятия. Все это формируется в процессе игры и общеразвивающих упражнений.
 

По мере появления способности к подражанию будут вводиться задания на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического слуха при постоянном наращивании словаря и совершенствовании грамматического строя речи.

Нужно сказать, что логопед, работающий с детьми раннего возраста, достаточно редкое явление. Попробовать отыскать таких специалистов можно в центрах раннего вмешательства при поликлиниках или в коррекционных центрах.

В некоторых садах могут открываться группы для детей с задержкой речевого развития. Уточнять эту информацию следует в районных отделах образования или центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства. При этом не следует забывать, что более 50% успеха в процессе формирования речи ребенка будет зависеть от участия родителей.

Что могут сделать родители?

Что же могут предпринять мамы и папы, не дожидаясь вмешательства специалистов или дополняя их работу?

Вот несколько рекомендаций:

  • Предлагайте ребенку твердую пищу. Жевание — это своеобразный тренажер для органов артикуляции, в результате чего улучшается кровообращение и чувствительность, нормализуется мышечный тонус. 
  • Поощряйте любые произвольные действия языком. Пусть малыш показывает язык, крутит им в разные стороны, облизывает тарелки и всяческие предназначенные для этого игрушки.
  • Дуйте на все, что может сместиться: на вату, мелкие бумажки, пламя свечи и так далее. Для внятной разборчивой речи понадобится сила выдоха.
     
  • Кривляйтесь, гримасничайте с малышом. С одной стороны, это ценный эмоциональный опыт для ребенка, с другой — артикуляционная гимнастика.
  • Учите подражать крупным движениям: «ладушки», «мишка косолапый», «как прыгает зайка», «как летит птичка». Развитие моторики идет от более крупных движений к мелким, дифференцированным. Научившись повторять движения рук, ног, ребенок сможет перейти и к упражнениям для языка, губ, щек.
  • Внимательно слушайте все, что говорит ребенок и старайтесь отвечать ему, даже если не совсем понимаете, о чем речь. Игнорирование любого обращения демотивирует общение и после очередного «тише, не мешай» ребенок просто перестанет оперировать речью и перейдет к другим приемам передачи информации.   
  • Хотите, чтобы вас слушали и пытались подражать? Говорите с ребенком эмоционально, с динамичной интонацией. Не произнесенный набор звуков речи, а именно мелодика — это первое, на что обращает внимание детский мозг. 
  • Не выполняйте все инструкции ребенка по его указательному жесту. Ситуация потребности — самая мотивирующая к коммуникации. Используйте это!
  • Помните, что речь развивается в процессе деятельности, а ведущий ее вид для ребенка — игра. Нельзя просто взять и заставить ребенка говорить. Надо постоянно сопровождать речью все его действия и создавать условия, в которых малыш захочет сам что-то сказать: башня разрушена — «Ура! Бах!», мяч прыгает — «оп-оп-оп!», собачка прибежала — «ав-ав», малыш шалит — «но-но-но», мишку спать укладываем — «баю-бай» и так с утра до вечера.
     
  • Развитие речи неразрывно связано с мыслительными процессами. Подбирая правильную речевую конструкцию, ребенок пользуется мыслительными операциями анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Как ни странно, подготовить мозг к таким действиям можно через игровые упражнения: соотнесение по цвету (желтый кубик в желтому кубику, а синий к синему), по величине (большой мишка в большую машинку, а маленький в маленькую), по форме (различные пазлы, прорези, разрезные картинки), соотношение картинок с реальными предметами.  
  • И самый важный совет! Никогда не отчаивайтесь и верьте в собственные силы и силы вашего малыша. Наберитесь терпения и не опускайте руки. Ранний возраст — слишком ценный период в развитии детской речи и его нельзя упускать.

Источник

Многие родители не относятся серьезно к нарушениям речи своих деток, упуская драгоценное время. Особенность речевых нарушений в детском возрасте – их обратимость, поскольку детский мозг очень пластичен. Его можно сравнить с кусочком свежей глины, а попробуйте что-нибудь слепить из засохшей глины.

Безусловно, провести полноценное обследование и поставить точный диагноз может только дипломированный логопед.

Предлагаю провести тестирование (обследование речи вашего ребенка) и выяснить, нуждается ли ваш ребенок в помощи специалиста-логопеда.

1. Обследование звукопроизношения.

Проверить правильность произношения звуков (сложных по артикуляции) можно при помощи картинок, начинающихся с основных согласных звуков (или просто попросите повторять за вами слова:

с

ова,

с

ено,

з

онт,

з

ебра,

ц

апля,

ш

апка,

ж

ук,

щ

ука,

ч

ай,

л

ук,

л

ев,

р

ак,

р

ека,

ю

ла,

я

блоко, попуга

й

. Предложите ребенку называть предметы, изображенные на картинках. Желательно, чтобы ребенок называл картинки самостоятельно.

Далее оцените результаты:

Если вы обнаружили дефекты в произношении каких либо звуков речи, обратите внимание, в каком варианте они проявляются.

Если полностью отсутствует звук (например, «ампа» вместо лампа, «ука» вместо рука), либо звук заменяется более простым для произношения («сюба» вместо шуба), такой дефект может являться «возрастным косноязычием» и исправиться самостоятельно (по мере созревания речевого аппарата), если ребенку еще не исполнилось 5 лет. Однако, если это наблюдается и после 5 лет, такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих своевременно овладеть правильным произношением. Это уже нарушение звукопроизношения, когда требуется специальная логопедическая помощь.

Если вы слышите искаженное произношение некоторых звуков («хлюпающее» с неприятным для слуха оттенком, либо у ребенка при произнесении звуков С, З, Ш, Ж просовывается язык между резцами, ребенок «шепелявит», либо «картавое» Р), это нельзя относить к «возрастному косноязычию». Необходимо обратиться как можно раньше к логопеду (с 4-4,5 лет), т.к. такое искаженное произнесение звуков не пройдет с возрастом, а будет только закрепляться. Причиной такого нарушения может быть недостаточная подвижность губ и языка либо дефекты в строении речевых органов.

Ребенок умеет правильно произносить звуки, но смешивает их (говорит то «ракета», то «лакета», то «шапка», то «сапка»), причиной тому может быть затруднение в слуховой дифференциации звуков речи. Ребенок как бы не улавливает разницы в звучании сходных звуков. Слова типа СУП-ЗУБ, МИСКА-МИШКА, САЙКА-ЗАЙКА воспринимаются таким ребенком как одинаковые. Такая форма нарушения речи особенно коварна, т.к. при поступлении в школу такие звуковые замены неизбежно и на письме и при чтении. При таком нарушении обязательно проведите обследование фонематического слуха (см. ниже). Итак, если в ходе проверки будет выяснено, что ребенок 3-х – 4-х лет, заменяющий, например, звук Ш на С, не может правильно показать, где на картинках МИШКА, а где МИСКА, то это патология и нужна помощь логопеда.

2. Обследование фонематического слуха.

Родителям очень важно выяснить, может ли их ребенок различать сходные звуки речи на слух. (В норме к 2-м годам ребенок дифференцирует на слух все звуки речи). Здесь не имеется ввиду физический слух, т.к. мы будем говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом.

Затруднения в различении на слух звуков речи могут быть без труда выявлены самими родителями с помощью специальных картинок. При обследовании заинтересуйте ребенка в правильном выполнении заданий. Показывайте две картинки, их названия отличаются только звуками, которые заменяет в речи ребенок (например, РОЗА-РОЖА). Сначала объясните значение обоих слов: «Вот видишь, красная роза, а это нарисована рожа. Теперь я буду называть эти картинки, а ты будешь показывать, где рожа, а где роза». Соблюдайте условия называния картинок:

1) Картинки называйте одним словом («Где роза?», «Где рожа?»), чтобы не было слов-подсказок (например, «где красная роза?»).

2) Картинки называйте не в определенной последовательности, а в беспорядке. Одну и ту же картинку можно называть 2-3 раза подряд, тогда ребенок не сможет случайно угадать нужную картинку и в случае неразличения смешиваемых звуков, он начнет показывать картинки невпопад.

3) При назывании картинок прикрывайте рот листом бумаги и не смотрите на называемую картинку.

— Посмотри внимательно на картинки. Это миска, это коса (объяснить значение незнакомых слов). затем уже обследуем фонематический слух ребенка. Покажи, где миска? Где мишка?

— Покажи, где коза? А где коса?

— Покажи, где усы? Где уши?

Картинки к словам с оппозиционными звуками с — з, сь — зь.

Сначала беседуем по картинкам: «Это кассета, а это газета. А это что? Да, это зуб, а это суп в тарелке и т.д. Далее проверяем дифференцирует ли ребенок на слух сходные по звучанию звуки: «Покажи, где кассета? где газета? Где суп? Где зуб?

Картинки к словам с оппозиционными звуками ш—с:

Картинки к словам с оппозиционными звуками ш-ж:

Картинки к словам с оппозиционными звуками ж-з:

Далее оцените результат:

Если при выполнении заданий ребенок постоянно задумывается, направляет руку то в сторону одной картинки, то в сторону другой, значит, он испытывает затруднения в различении звуков на слух. В этом случае у ребенка необходимо развивать слуховую дифференциацию этих звуков. Помощь логопеда здесь понадобится, но и сами родители могут проводить специальные упражнения.

3. Обследование слоговой структуры слов.

Для обследования детей 3-х лет предлагается назвать картинки с предметами, в названии которых 2 открытых слога, затем 3 открытых слога, затем 1 закрытый слог (дым, мак, сок). Оценивая результат, отметьте количество верно воспроизведенных слов (допускаются 1-2 ошибки).

Для детей 4 – 5 лет предлагаются различные типы слов: от простых к более сложным (снег, кошка, капуста, мостик, помидоры, лекарство, сковорода, пуговица, аквариум, велосипед, милиционер, парикмахерская, экскаватор и т.п.). Можно чередовать разные виды работ: ребенок сам называет картинки; взрослый называет (медленно проговаривая слова), а ребенок повторяет за ним; взрослый задает ребенку вопросы (-Где подстригают волосы?).

Для детей старше 5 лет взрослый предлагает ребенку повторить за ним предложения. Даются предложения с большой концентрацией сложных слов: Волосы подстригают в парикмахерской. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Милиционер регулирует уличное движение. Водопроводчик чинит водопровод. Строители работают на строительстве высотного дома.

Далее оцените результат:

Нарушение слоговой структуры слов может быть незначительным, когда ребенок допускает очень мало ошибок.

Если ребенок допускает много ошибок (перестановка, замена, выпадение одного или нескольких звуков, слогов («весипед», «велосибист», «скоровода», «акравиум», «мицнанер» и т.д.)), то мы говорим о нарушении звуко-слоговой структуры слов. Это нарушение речи может быть выражено как в легкой степени, так и в более тяжелой. Но в любом случае требуется помощь логопеда. Работу по совершенствованию слоговой структуры слов проводят параллельно с работой по коррекции звукопроизношения. Эта работа должна вестись длительно, систематизировано.

4. Обследование словарного запаса.

Если ребенок мало и неразборчиво говорит, может оказаться, что у него общее недоразвитие речи (когда нарушено не только звукопроизношение, но и грамматический строй речи и связная речь). Детки с таким нарушением имеют словарный запас слов в пределах 2 тысяч слов, когда в норме к 5 годам словарь ребенка должен содержать не менее 5 тысяч слов. Родители, которым интересно узнать, правильно ли развивается их ребенок, мы предлагаем провести обследование его словарного запаса.

1) Взрослый предлагает ребенку называть предметы с картинок (книга, стол, часы, пальто, кастрюля, нож, лопата, свеча, крокодил, прищепка, перо, колесо, сито, карандаш).

2) Взрослый показывает на какую либо часть тела и просит ребенка сказать, как это называется:
для детей 4-5 лет: голова, рука, пальцы, уши, шея, нос;
для детей 5-6 лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено;
для детей 6-7 лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено, подбородок, плечо.

3) Взрослый просит ребенка назвать части у игрушки (машинки, самолетика):
для детей 4-5 лет: машина — колеса, двери, окна, руль; самолет – крылья, окна, двери;
для детей 5-6лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье; самолет – крылья, окна, двери, хвост;
для детей 6-7лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник; самолет – крылья, окна, двери, хвост, кабина, колеса.

4) Предлагается назвать по картинкам детенышей животных.
Для детей 4-5 лет: котята, зайчата, козлята, щенки.
Для детей 5-6 лет: котята, зайчата, козлята, щенки, лисята, волчата, медвежата.
Для детей 6-7 лет: те же и жеребята, поросята, ягнята.

5) Предлагается ответить на вопрос по картинкам: — Что делает? (моет, причесывается, с 5 лет — шьет, стирает, подметает, трет, вешает белье, вяжет).

6) Подбор прилагательных (определений) к слову.

Предложите ребенку сказать: небо – какое?, снег – какой?, солнце – какое?, конфета – какая?

7) Назвать антонимы – игра «Скажи наоборот» (с 5 лет).

— Я скажу большой, а ты …(маленький), толстый — …, тяжелый -…, горячий -…, чистый -…, новый -…, молодой -…; с 6 лет – длинный -…, высокий-…, широкий-…

8) Побеседуйте с ребенком по вопросам (знание таких времен года, как осень и весна проверяем с 5 лет):

— Какое сейчас время года? А как ты догадалась(ся)? А что бывает в это время года? А какие времена года ты знаешь? Что идет после осени (зимы)?

9) Знание обобщающих понятий: игра «Назови одним словом» (обследуем с 4 лет – одежда, ягоды, посуда, животные; с 5 лет – овощи, фрукты, обувь, домашние и дикие животные; с 6 лет – те же и мебель, транспорт.

— Я буду называть слова, а ты подумай и скажи, как назвать их одним словом:

Платье, юбка, рубашка, брюки, куртка, носки — …одежда;
Земляника, малина, крыжовник, смородина, вишня — …ягоды;
Помидор, огурец, морковь, лук, свекла, репа — … овощи;
Яблоко, груша, банан, слива, лимон, апельсин — …фрукты;
Тарелка, чашка, чайник, кастрюля, вилка, ложка — …посуда;
Кошка, корова, собака, коза, лошадь, свинья — …домашние животные;
Лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось – дикие животные;
Тапочки, сапоги, туфли, ботинки, валенки, галоши — …обувь;
Стул, стол, кровать, диван, кресло, шкаф — …мебель;
Грузовик, трамвай, поезд, самолет, автобус, корабль — …транспорт.

10) Знание названий профессий – игра «Назови профессии» (по картинке и словесному описанию).
Для детей 4-5 лет – врач, учитель, продавец, повар, водитель.
Для детей 5-6 лет — врач, учитель, продавец, повар, водитель (шофер), дворник, летчик.
Для детей 6-7 лет — врач, учитель, продавец, повар, водитель (шофер), дворник, летчик, актер, парикмахер.

11) Образование относительных прилагательных (обследуем с 5 лет) – игра «Скажи, какой?»: шарик из ваты — …ватный шарик, сумка из кожи -…кожаная сумка, матрешка из дерева -…деревянная, шуба из меха -…, стакан из стекла -…, кубик из пластмассы -…

12) Образование притяжательных прилагательных – игра «Скажи чей? (чья, чье, чьи)» (обследуем с 5 лет): дом бабушки – бабушкин дом, шапка папы -…, зубы волка -…, платок тети -…, будка собаки -…, уши зайца -…, дупло белки -…

5. Обследование грамматического строя речи.

Родители, попробуйте сами определить, нет ли у вашего ребенка лексико-грамматического недоразвития речи или общего недоразвития речи.

1) Необходимо проверить, правильно ли ребенок употребляет в своей речи предлоги, а также, умеет ли изменять форму слова в зависимости от падежа.

Взрослый сажает на стол какую-нибудь игрушку (например, щенка), коробку, начинает выполнять с игрушкой различные действия и обращается к ребенку: — Посмотри, где сидит щенок? (На столе.) Вот он прыгнул (спрятался, перепрыгнул, запрыгнул, спрыгнул, выпрыгнул, выглянул, подошел, отошел)…куда (откуда)? (Варианты ответов: на коробку, за коробку, под коробку, в коробку, с коробки, из коробки, из-за коробки, к коробке, от коробки).

Для детей 4-5 лет допускается неумение использовать предлог из-за, все остальные предлоги ребенок с нормальным речевым развитием должен использовать верно.

2) Умение образовывать множественное число существительных – игра «Один — много»: » Я буду говорить про один предмет, а ты про много: шарф -…шарфы, мяч -…, стул — …, (с 5 лет) дом -…»

3) Умение согласовывать прилагательные с существительными (обследуем с 5 лет).

Показываем ребенку изображения предметов (желательно черно-белые)и кружки разных цветов и говорим: — Если мы закрасим этот предмет такой краской (покажем красный кружок), что у нас получится? (красный шар, красные шары, красная машина и т.д.)

Картинки: шар, шары, машина, флажок, платье, звезда, пальто, брюки.

Можно провести игру «Мой, моя». Взрослый раскладывает перед ребенком предметы (например, чашку, карандаш, шарф, машинку, куклу, полотенце, зеркальце и т.п.) и говорит: «Возьми себе предмет и скажи «Моя кукла, мое зеркальце»» и т.д.

4) Умение согласовывать существительные с числительными – игра «Посчитай». Взрослый предлагает ребенку посчитать помидоры по образцу: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Слова для обследования: помидор, ухо, стул, ручка.

При обследовании детей до 5 лет берем только числительные 1, 2.

Далее оцените результат:

если ребенок пропускает или заменяет предлоги (например, «а коробку» вместо «на коробку»), не умеет образовывать множественное число существительных, допускает ошибки в согласовании существительных с числительными, прилагательных с существительными, то вам необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, чтобы пройти более подробное обследование, уточнить диагноз и составить план коррекционной работы. Аграмматизм является довольно стойким нарушением речи и требует длительной систематизированной работы. Дети с аграмматичной речью посещают логопедические группы в течение 2 лет и за это время чаще всего нарушение полностью исправляется.

6. Обследование связной речи.

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку и рассказать, что на ней нарисовано.

Детям 4-5 лет необходимо составить 2-3 простых предложения, детям 5-6 лет – 3-5 предложений (из них 1 сложное), детям 6-7 лет – 5-6 предложений (из них не менее 2-х сложных).

Рассмотрите серию сюжетных картинок (с 5 лет 2-3 картинки, с 6 лет 3-4 картинки), разложенных в правильной последовательности. Затем взрослый перемешивает картинки и предлагает ребенку разложить картинки правильно и рассказать, что было сначала, а что потом.

Далее оцените результат:

Если ребенок не может связно, логически последовательно описать увиденное на картинке, не может правильно разложить серию картинок, с ним очень важно проводить специальные занятия по развитию связной речи. На логопедических занятиях с такими детьми уточняется и расширяется словарный запас, формируются практические навыки словообразования и словоизменения, умения употреблять простые и сложные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. В результате такой работы дети учатся передавать впечатления об увиденном, о каких-либо событиях, последовательно излагать содержание картин или серий картинок, составлять красивые рассказы – описания.

Удачи!!!

Источник