Как проверить речь ребенка 4 года
Как самостоятельно в домашних условях проверить речь ребенка и узнать, какие звуки он не выговаривает, рассказывает логопед Ярош Татьяна Александровна.
Многие родители дошкольников задаются вопросом, в каком возрасте ребенок должен научиться выговаривать те или иные звуки, а также, как самостоятельно в домашних условиях проверить речь. Вот об этом и пойдёт речь в статье.
Неточное произношение звуков у детей до 3-4 лет естественно, т.е. это физиологическое косноязычие. Но не позднее 5-6 лет ребёнок должен научиться правильно произносить все звуки родной речи. Любые нарушения в этом возрасте уже считаются дефектами произношения.
Обычно причинами речевого отставания являются:
- отклонения в строении речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная уздечка языка),
- недостаточная подвижность губ, языка, нижней челюсти.
Прежде, чем приступить к исправлению недочётов звукопроизношения, нужно выяснить, какие звуки ребёнок не выговаривает или произносит неправильно, и в чём выражается этот недостаток (искажение, пропуск, замена другим звуком).
Как самостоятельно проверить речь ребенка
- При проверке речи у ребенка в первую очередь проверяется произношение звуков «ш», «ж», «ч», «щ» (группа шипящих), «с», «сь», «з», «зь», «ц» (группа свистящих) и «р», «рь», «л», «ль» (сонорные звуки).
- Во время самостоятельной проверки речи не предлагайте ребёнку повторять за вами слова или звуки.
Такой метод не даёт достоверного представления о его самостоятельной речи. Ведь подражая взрослому, малыш часто произносит звуки лучше, чем самостоятельно. Предложите ребёнку рассказать стихотворение, пересказать сказку. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки он не выговаривает или произносит неправильно.
- Более детальную проверку, какие звуки не выговаривает ребенок, в домашних условиях без логопеда можно провести с помощью картинок.
Предложите ребёнку назвать то, что нарисовано на картинке, внимательно слушайте, как ваш малыш произносит тот или иной звук. Обследуемый звук должен находиться в словах в разных позициях ( в начале, в середине, в конце слова).
Вот примерный перечень картинок, чтобы самостоятельно проверить речь у ребенка и выяснить, какие звуки он не выговаривает:
Звук «с» — собака, санки, абрикосы, капуста, автобус
Звук «сь» — 7 (семь), гуси, лось
Звук «з» — замок, зонтик, коза, ваза
Звук «зь» — зеркало, зебра, корзинка
Звук «ц» — цыплёнок, огурцы, яйцо, заяц
Звук «ш» — шапка, шуба, шишка, карандаш
Звук «ж» — жук, ёжик, ножницы
Звук «ч» — чайник, мяч, ключ, черепаха, бочка
Звук «щ» — щётка, ящик, плащ
Звук «л» — лампа, стол, белка, стул
Звук «ль» — лиса, телефон, соль
Звук «р» — рак, рыба, шар, арбуз, зебра, виноград, сыр, помидор
Звук «рь» — редиска, огурец, грибы, пряник
Звук «й» — чайник, воробей, трамвай, скамейка
Обычно нарушение твёрдого согласного сопровождаются искажением его мягкого варианта. Например. если звук «с» произносится межзубно, то и звук «сь» будет также межзубным.
Обязательно уточните, во всех ли словах малыш неправильно произносит проверяемый звук, может ли он произносить звук изолированно. Для этого предложите ребёнку повторить за вами тот звук, который он не произносит во фразовой речи и в отдельных словах. Если ребёнок правильно произносит звук в изолированном виде, то работа по постановке звука отпадает.
В таких случаях нужно только уточнить произношение звука, а затем закрепить в словах и фразах. Если же звук всё-таки произносится искажённо, то необходимо выработать правильное положение речевых органов, при котором достигается чёткое произношение.
При замене одного звука другим проводится многоэтапная работа. Кроме воспитания правильного произношения (постановка звука) и закрепления его в речи, необходимо проводить работу по различению вновь полученного звука и звука-заменителя. Например, при замене звука «ш» звуком «с» (кошка – «коска») надо провести ряд упражнений, которые научат малыша различать звуки «ш» и «с».
Проверяем речь ребенка: дефекты в строении речевых органов
Короткая уздечка языка
Чтобы выявить короткую уздечка языка, предложите ребёнку поднять язык к верхним зубам.
При очень короткой уздечке малыш совсем не сможет поднять язык. Если уздечка укорочена не сильно, то язык поднимется, но при этом его кончик окажется раздвоенным (вид сердечка), потому что уздечка будет тянуть его вниз. Если ребёнок совсем не может поднять язык, нужно сделать это гладкой ручкой чайной ложечки.
Короткая или укороченная уздечка языка даёт дефекты произношения звуков «ж», «ш», «р», «л».
Парезы мышц губ и языка
Парез – это ослабление движений мышц. Движения речевых органов при этом вялые, неточные, иногда некоординированные. Для выявления этого нарушения предложите ребёнку выполнить несколько упражнений:
- вытянуть губы трубочкой вперёд. Если ребёнок затрудняется, то это может быть признаком пареза.
- растянуть губы в улыбку. При парезе улыбка будет немного «кривой» — одна сторона губ движется меньше.
- сделать язык широким, «лопаткой». При парезе ребёнок не может этого сделать, язык постоянно сужается.
- высунуть язык изо рта. При парезе язык уклоняется в одну сторону или дрожит.
- открыть рот и в таком положении подержать его. Язык при парезе может иметь вид «комка».
- дотронуться кончиком языка до углов рта. При парезе кончик языка не сужается не попадает чётко в угол рта.
Если вы заметили у своего малыша хотя бы некоторые из этих признаков, вам потребуется помощь невропатолога, а не только работа с логопедом.
Неправильный прикус зубов
Если верхняя или нижняя челюсть малыша выдвигаются вперёд, то необходимо посетить стоматолога-ортодонта.
Проверяем речь ребенка: недоразвитие фонематического (речевого) слуха
Чтобы выявить недоразвитие фонематического (речевого) слуха, предложите ребёнку несколько игровых заданий:
- отобрать картинки с заданным звуком (например, со звуком «с»)
- придумать слова на заданный звук (для этого задания выбирайте звук, который ребёнок правильно произносит: «а», «о», «в», «м» и др.)
- хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук (правильно произносимый)
- назвать, какой звук повторяется в каждом слове: мак, мама, машина, матрёшка, мука, молоко.
Затруднения или систематические ошибки в выполнении таких заданий свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха, которое мешает становлению полноценного произношения.
С помощью таких несложных приёмов вы сможете самостоятельно в домашних условиях без логопеда проверить речь ребенка и выяснить, какие звуки он не выговаривает.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Развиваем речь ребенка: веселые скороговорки
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции
Источник
Фамилия имя ребенка_______________________________________группа__________________________
дата рождения______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
СЕРИЯ I 1.Исследование понимания лексики. Покажи, где:
1.Понимание обобщающих слов по темам
2.Дифференциация единственного и мн.числа сущест-ных
ДОМ-Е ЖИВОТНЫЕ
ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
МАШИНА-МАШИНЫ
МЕБЕЛЬ
ЛИСТ-ЛИСТЬЯ
ОБУВЬ
САПОГ-САПОГИ
3.различение предложно-падеж.конструкций
4.существительных с уменьш.-ласкательным суффиксом
птичку над деревом
Яблоко-яблочко
под деревом
Зайца-зайчика
около дерева
Стул-стульчик
на дереве
Машину-машинку
5.исследование различения слов Покажи,где:
6. Понимание двухступенчатой инструкции
Несут-везут
Возьми игрушку со стола и поставь ее в шкаф
Висит-стоит
Зайчика посади на стул,а куклу положи спать
7.различениепротивоположных по значению Посмотри на картинки, покажи где:
Большой медведь-маленький медведь
Высокий дом- низкий дом
Чистые руки- грязные руки
ОЦЕНКА:1-балл правильно выполняет задания; 0,5- выполняет после нескольких повторений;
0,25 с трудом понимает обращенную к нему речь; 0 баллов- выполняет
ВСЕГО ЗА СЕРИЮ I: 23 пробы -23 балла
СерияII. Исследование сенсомоторного уровня речи
1.Состояние фонематического восприятия. Повтори за мной :
ТА-НА
КА-ГА
ТА-ДА
ГА-ДА
БА-МА
ТА-ВА
МЯ-МА
ВСЕГО ЗА СЕРИЮ
ОЦЕНКА:1-балл точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления; 0,5-первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому; 0,25неточно оба члена с перестановкой, их заменой и пропусками; 0баллов-не воспроизводит.Всего7 проб-7 баллов.
2.Фонематического анализа и синтеза. Выдели звук «м»-мычание коровки(«р»моторчик)из слов
(пробой считается только выделение слова, содержащего звук «м» или «р»):
мышь
рыба
рама
окно
комар
дрова
дом
стол
доска
шар
ОЦЕНКА:1балл-правильно отвечает с первой попытки; 0,5-со второй попытки;
0,25-с третьей попытки; 0баллов-отвечает неправильно. Всего4пробы- 4балла
3.Артикуляционной моторики. Повтори движения.
«Улыбка-дудочка»
«качели»
«оближем губки»
«лопаточка»
«иголочка»
Всего 5проб -5 баллов
ОЦЕНКА:1балл-правильновыполняет движения; 0,5-замедленно и напряженно;
0,25- с ошибками: длительный поиск позы, отклонение, синкинезии, гиперкинезы; 0-не выполняет
4.Звуко-слоговая структура слова. Повтори слова.
свисток
подснежник
милиционер
лекарство
аквариум
Всего 5 проб-5 баллов
ОЦЕНКА:1балл-правильно и точно в темпе предъявления;0,5-замедленное послоговое воспроизведение; 0,25искажает структуру слова(пропуски и перестановки звуков и слогов);0бал. -не воспроизводит
5.Исследование звукопроизношения
Вата, сова , вилка
Шуба, кошка, малыш
Дом, удочка, еда
Чай, очки, ночь
Банка, обед, батон
Жук, ножи, ежи
Собака, миска, нос
Щука, вещи, лещ
Зайка, зонт, коза
Лапа, молоко, стол
Сено, письмо, гусь
Рыба, корова, забор
Зима,козёл,магазин
Лев, пальто, соль
Цапля, овца, палец
Репа, варенье, дверь
Нога, кино, сон
Гуси, иголка, вагон
Йод, сойка, май
Муха, лимон, дом
ОЦЕНКА:1балл-правильно в любых речевых ситуациях; 0,5-изолированно
и отраженно правильно, иногда подвергает замене или искажению;
0,25-изолированно правильно, но в речи не автоматизирован;
0-в любой позиции искажается или заменяется. 20проб-20баллов
ИТОГ ПО СЕРИИ II :41 проба,41 балл
СЕРИЯIII.Исследование грамматического строя речи и словоизменения.
Употребление существительных в единственном и множественном числе Назови их
В форме единственного числа дательного падежа
Скажи, кому дашь еду
Стул-стулья
Кошке(молоко)
Слон-слоны
Маме (цветы)
Заяц-зайцы
Зайцу (морковь)
Кошка-кошки
Медведю (мед)
3.Употребление предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы.
Откуда спрыгнула кошечка(с дивана)
Куда положили карандаш(в коробку)
Откуда взяли книгу(из шкафа)
Куда укатился мяч (под стол)
4.Употребление прилагательных и существительных в ед.и мн.числе женского, мужского,среднего рода
Флажки красные
Кофта желтая
Цветок синий
Яблоко зеленое
Оценка:1балл-образует правильно практически все слова,0,5-половину слов,0,25балла 1-2 слова, словосочетания;0-не образует слов. По серии 18проб-18 баллов.
ИТОГ ПО СЕРИИ III :16 проб,16 баллов
_ПРИМЕЧАНИЕ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЕРИЯIV.Исследование словаря и навыков словообразования.
1.1.Предметного словаря. Посмотри и назови ,что ты видишь на картинках(по каждой теме5картинок)
посуда
обувь
семья
одежда
животные
мебель
1.2.Существительных,обозначающих части предметов. Из каких частей состоят эти предметы.
человек
Машина (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор)
кукла
Одежда(рукав, воротник, карман, пуговица, пояс)
1.3.Название профессий. Люди каких профессий изображены на картинках.
врач
воспитатель
парикмахер
повар
продавец
1.4.Глагольный словарь. Назови слова-действия:
Пять действий ребенка, которые он выполняет в течение дня
Действия к профессиям
Кто как ест (курица, кошка, собака)
Слова-действия по предъявленным картинкам (танцует, поет, идет, летит,
1.5.Словарь прилагательных. Назови.
Цвет (шесть основных цветов, черный и белый)
Качественные прилагательные(мягкое, колючее, холодное)
Форму (круглый, квадратный, треугольный)
2.Исследование словообразования
2.1.Назови ласково.
2.2.Назови детенышей
Мяч-мячик
зайца
собака
кошки
кошка
утки
заяц
лисы
белка
гуся
ОЦЕНКА:1балл-дает правильный ответ;0,5-после небольшой помощи;0,25-форму образует неверно;
0-задание не выполняет.
. ИТОГ ПО СЕРИИ IV : 32пробы,32 балла
СЕРИЯ V.Исследование связной речи.
Рассказывание знакомой сказки с использованием иллюстраций
Посмотри на картинки. Расскажи сказку «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»- по выбору).
Оценка смысловой целостности: 1проба, 5бал
5баллов-соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;2,5-ребенок незначительно искажает ситуацию, неправильно воспроизводит причинно-следственные связи;
1-выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения;
0-отсутствие рассказа
Оценка лексико-грамматического оформления 1проба, 5бал
5б-рассказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5-не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания;1-отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены;
0 баллов-рассказ не оформлен
Оценка самостоятельности выполнения 1проба, 5бал
5баллов-самостоятельноподбирает и располагает картинки;
2,5-картинки располагает с помощью;
1-раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам;
0-задание недоступно даже при наличии помощи
ИТОГ ПО СЕРИИ V :1проба,15 баллов
СЕРИЯ VI Исследование общей и мелкой моторики Выполни мои инструкции:
Общая моторика Всего:14 проб, 14 баллов
Движения рук и плечевого пояса.
Подними руки вверх (покажи, какой ты большой)
Покажи, как летают птицы, машут крыльями
Движения туловища
Покачайся, как маятник часов(тик-так)
Наклонись и возьми предмет с пола(колени не сгибать)
Движения ног и сохранение равновесия.
Выполни мои инструкции
Покажи, каким ты был маленьким(Приседание)
Покажи, как петушок стоит на одной ноге
Прыгай на одной ноге до указанного ориентира
Перешагивай через «лужи» или «камни»
(ходьба с высоким подниманием колен)
Статика
Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течение5секунд.
Динамика
Шагай, как солдат(маршировка)
Выполни подряд 3 приседания
Пространственная ориентировка по подражанию
Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки
Пройди по кругу и встать в центр
Обойди весь кабинет и встань в заданном месте
ОЦЕНКА:1балл-правильно,точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза; 0,5 правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе;
0,25-неполный объём движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются;0 баллов -не способен выполнить движения
Мелкая моторика Всего 9 проб,9 баллов
Кинестетическая основа движений
Выполни мои инструкции:
Покажи «козу рогатую»(указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты)поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе
Покажи «ушки зайчика»(указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе
Покажи «колечко»(каждый палец поочередно соприкасается с большим пальцем на одной руке, затем на другой)
Покажи «очки»одновременно двумя руками
Кинетическая основа движений
Выполни мои инструкции.
Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки
(возможно чтение потешки «Сорока-сорока…»)
Пальчики «здороваются»
(поочередное касание подушечками пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук)
«Игра на пианино»
Изменение положения кистей рук
(кулак- левая рука/ ладонь- правая рука и наоборот, двумя руками)
Кулак-ребро-ладонь
ОЦЕНКА:1балл-выполняет движения в полном объёме в нормальном темпе;0,5-заторможенность и нескоординированность движений при выполнении;0,25-наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений;0-отказывается от выполнения задания
ИТОГ ПО СЕРИИ VI : 23 пробы,23 балла
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ИТОГ:136проб,150 баллов
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата проведения:________________ / ___________логопед:___________________/_________________
Источник
Многие родители не относятся серьезно к нарушениям речи своих деток, упуская драгоценное время. Особенность речевых нарушений в детском возрасте – их обратимость, поскольку детский мозг очень пластичен. Его можно сравнить с кусочком свежей глины, а попробуйте что-нибудь слепить из засохшей глины.
Безусловно, провести полноценное обследование и поставить точный диагноз может только дипломированный логопед.
Предлагаю провести тестирование (обследование речи вашего ребенка) и выяснить, нуждается ли ваш ребенок в помощи специалиста-логопеда.
1. Обследование звукопроизношения.
Проверить правильность произношения звуков (сложных по артикуляции) можно при помощи картинок, начинающихся с основных согласных звуков (или просто попросите повторять за вами слова:
с
ова,
с
ено,
з
онт,
з
ебра,
ц
апля,
ш
апка,
ж
ук,
щ
ука,
ч
ай,
л
ук,
л
ев,
р
ак,
р
ека,
ю
ла,
я
блоко, попуга
й
. Предложите ребенку называть предметы, изображенные на картинках. Желательно, чтобы ребенок называл картинки самостоятельно.
Далее оцените результаты:
Если вы обнаружили дефекты в произношении каких либо звуков речи, обратите внимание, в каком варианте они проявляются.
Если полностью отсутствует звук (например, «ампа» вместо лампа, «ука» вместо рука), либо звук заменяется более простым для произношения («сюба» вместо шуба), такой дефект может являться «возрастным косноязычием» и исправиться самостоятельно (по мере созревания речевого аппарата), если ребенку еще не исполнилось 5 лет. Однако, если это наблюдается и после 5 лет, такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих своевременно овладеть правильным произношением. Это уже нарушение звукопроизношения, когда требуется специальная логопедическая помощь.
Если вы слышите искаженное произношение некоторых звуков («хлюпающее» с неприятным для слуха оттенком, либо у ребенка при произнесении звуков С, З, Ш, Ж просовывается язык между резцами, ребенок «шепелявит», либо «картавое» Р), это нельзя относить к «возрастному косноязычию». Необходимо обратиться как можно раньше к логопеду (с 4-4,5 лет), т.к. такое искаженное произнесение звуков не пройдет с возрастом, а будет только закрепляться. Причиной такого нарушения может быть недостаточная подвижность губ и языка либо дефекты в строении речевых органов.
Ребенок умеет правильно произносить звуки, но смешивает их (говорит то «ракета», то «лакета», то «шапка», то «сапка»), причиной тому может быть затруднение в слуховой дифференциации звуков речи. Ребенок как бы не улавливает разницы в звучании сходных звуков. Слова типа СУП-ЗУБ, МИСКА-МИШКА, САЙКА-ЗАЙКА воспринимаются таким ребенком как одинаковые. Такая форма нарушения речи особенно коварна, т.к. при поступлении в школу такие звуковые замены неизбежно и на письме и при чтении. При таком нарушении обязательно проведите обследование фонематического слуха (см. ниже). Итак, если в ходе проверки будет выяснено, что ребенок 3-х – 4-х лет, заменяющий, например, звук Ш на С, не может правильно показать, где на картинках МИШКА, а где МИСКА, то это патология и нужна помощь логопеда.
2. Обследование фонематического слуха.
Родителям очень важно выяснить, может ли их ребенок различать сходные звуки речи на слух. (В норме к 2-м годам ребенок дифференцирует на слух все звуки речи). Здесь не имеется ввиду физический слух, т.к. мы будем говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом.
Затруднения в различении на слух звуков речи могут быть без труда выявлены самими родителями с помощью специальных картинок. При обследовании заинтересуйте ребенка в правильном выполнении заданий. Показывайте две картинки, их названия отличаются только звуками, которые заменяет в речи ребенок (например, РОЗА-РОЖА). Сначала объясните значение обоих слов: «Вот видишь, красная роза, а это нарисована рожа. Теперь я буду называть эти картинки, а ты будешь показывать, где рожа, а где роза». Соблюдайте условия называния картинок:
1) Картинки называйте одним словом («Где роза?», «Где рожа?»), чтобы не было слов-подсказок (например, «где красная роза?»).
2) Картинки называйте не в определенной последовательности, а в беспорядке. Одну и ту же картинку можно называть 2-3 раза подряд, тогда ребенок не сможет случайно угадать нужную картинку и в случае неразличения смешиваемых звуков, он начнет показывать картинки невпопад.
3) При назывании картинок прикрывайте рот листом бумаги и не смотрите на называемую картинку.
— Посмотри внимательно на картинки. Это миска, это коса (объяснить значение незнакомых слов). затем уже обследуем фонематический слух ребенка. Покажи, где миска? Где мишка?
— Покажи, где коза? А где коса?
— Покажи, где усы? Где уши?
Картинки к словам с оппозиционными звуками с — з, сь — зь.
Сначала беседуем по картинкам: «Это кассета, а это газета. А это что? Да, это зуб, а это суп в тарелке и т.д. Далее проверяем дифференцирует ли ребенок на слух сходные по звучанию звуки: «Покажи, где кассета? где газета? Где суп? Где зуб?
Картинки к словам с оппозиционными звуками ш—с:
Картинки к словам с оппозиционными звуками ш-ж:
Картинки к словам с оппозиционными звуками ж-з:
Далее оцените результат:
Если при выполнении заданий ребенок постоянно задумывается, направляет руку то в сторону одной картинки, то в сторону другой, значит, он испытывает затруднения в различении звуков на слух. В этом случае у ребенка необходимо развивать слуховую дифференциацию этих звуков. Помощь логопеда здесь понадобится, но и сами родители могут проводить специальные упражнения.
3. Обследование слоговой структуры слов.
Для обследования детей 3-х лет предлагается назвать картинки с предметами, в названии которых 2 открытых слога, затем 3 открытых слога, затем 1 закрытый слог (дым, мак, сок). Оценивая результат, отметьте количество верно воспроизведенных слов (допускаются 1-2 ошибки).
Для детей 4 – 5 лет предлагаются различные типы слов: от простых к более сложным (снег, кошка, капуста, мостик, помидоры, лекарство, сковорода, пуговица, аквариум, велосипед, милиционер, парикмахерская, экскаватор и т.п.). Можно чередовать разные виды работ: ребенок сам называет картинки; взрослый называет (медленно проговаривая слова), а ребенок повторяет за ним; взрослый задает ребенку вопросы (-Где подстригают волосы?).
Для детей старше 5 лет взрослый предлагает ребенку повторить за ним предложения. Даются предложения с большой концентрацией сложных слов: Волосы подстригают в парикмахерской. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Милиционер регулирует уличное движение. Водопро?