Как привить самостоятельность ребенку 2 года

Татьяна Бабенко
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей 2–3-х лет»

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельностьпонимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям – 2-3-х лет, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых, стремление действовать по собственной инициативе, владение навыками самообслуживания и опрятности«.

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

• умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Косвенно воспитание у малыша самостоятельности начинается уже в первый день его жизни, когда стараниями родителей создается теплая, дружелюбная атмосфера в семье – важнейшая предпосылка для оптимального развития ребенка.

С раннего возраста необходимо подводить детей к решению простых задач, чтобы постепенно приучать их к выполнению определенных требований. Второй и третий год жизни являются наиболее значимым периодом в становлении самостоятельности ребенка. Любимая фраза малыша «я сам» в этот период жизни должна скорее радовать родителей, а не тревожить, заставляя нервничать и переживать. В этом возрасте малыш стремится выполнить любые действия с предметами самостоятельно и потому важно вовремя поддержать ребенка в его стремлении. Отечественные педагоги отмечают, что дети 2–3 лет проявляют желание не только отображать действия взрослого в игре, но и подражать их реальным трудовым действиям. Родители должны поддерживать стремление детей к самостоятельности, а не подавлять ее, обучая детей их первым трудовым действиям. Третий год жизни – период интенсивного развития самостоятельности и промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов,упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие.

В воспитании самостоятельности у малышей следует начинать с самого простого – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, убирать игрушки, дружно играть, выполнять несложные поручения взрослого. Сначала надо обязательно очень точно показать малышу, что он должен делать. Взрослый объясняет, показывает (могут быть натуральные действия, например, при умывании, или инсценированные с предметами, если нужно, часть работы выполняет сам. В процессе показа и после него ребенку задают разнообразные вопросы, чтобы направить его внимание на основные действия, помочь уяснить содержание того или иного требования, способ его выполнения, чтобы ребенок понял, почему так нужно поступать. Как правило, когда ребенок сам проявил инициативу в освоении какого-то дела, он очень быстро усваивает нужную информацию и схватывает все на лету. По мере накопления малышом конкретных сведений взрослые меньше показывают, а больше предоставляют детям возможность действовать по словесному указанию. Однако, чтобы движения, действия детей были точны, вначале объяснения носят подробный характер, постепенно переходят к общим напоминаниям. После того, как ребенок освоит отдельные движения, необходимо положительно настроить его на выполнение каждого задания. Важно при этом, чтобы ребенок ощущал доверие родителей к себе. Поэтому обращаться к нему в этом случае надо таким образом, чтобы в высказывании взрослых звучала положительная мотивировка,например: «А теперь ты можешь раздеться самостоятельно, а потом мы пойдем купаться».

В возрасте от 2 до 3 лет, когда у ребенка проявляется выраженная потребность многое сделать самостоятельно, формулировка «ты можешь» отвечает стремлению ребенка, способствует его развитию. Крайне важна и оценка, поощрение ребенка, привлечение внимания посторонних к проявлениям его самостоятельности. Каждый самостоятельный поступок малыша обязательно нужно отмечать и хвалить его за это. Снял ребенок колготки – необходимо сразу же похвалить его, даже если пришлось терпеливо ждать, пока он закончит эту еще трудную для него процедуру. При этом родители должны также помнить, что не стоит смеяться над неумелыми действиями малыша. Только так можно помочь ребенку. Только так он с радостью будет выполнять необходимые действия. А это, в свою очередь, прибавляет ему уверенности в себе, и делает его самостоятельным. Тогда ребенок будет самостоятельно стараться найти себе занятие, стараться справиться с ним и даже окажет помощь тому малышу, который в ней нуждается. Главное, чтобы взрослые каждый день давали ребенку почувствовать, что он уже в состоянии самостоятельно сделать то или другое дело.

В возрасте 2–3 лет самостоятельностьпроявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка:

• Совершенствуются навыки самообслуживания;

В возрасте двух лет ребенок уже достаточно уверенно пользуется ложкой и вилкой, ест сам из тарелки, пьет из чашки. Малыш сам, без напоминания может умыться и вымыть руки с мылом, вытирая потом полотенцем. Самостоятельно расстегивает большие пуговицы на одежде, замок на куртке, снимает верхнюю одежду, когда она расстегнута, может даже надеть и снять маечку, трусики, шапку, варежки. Если удобная застежка на обуви, то сам может обуться.

Читайте также:  Понос светлого цвета у ребенка 2 года

В два года малыш чаще остается сухим в течение дня, он уже сам просится на горшок и самостоятельно может сходить в туалет.

К трем годам ребенок уже способен одеваться сам, если подготовлены нужные вещи. Можно заранее приготовить необходимые вещи и положить перед ребенком на диван или кровать. Также важно выделить побольше времени на самостоятельное одевание малыша, чтобы он мог спокойно собраться. При этом, по-прежнему, необходимо присутствие родителей рядом для того, чтобы организовать малыша и помочь, если есть трудные для ребенка застежки на одежде, или подсказать последовательность надевания вещей.

• Играя, ребенок самостоятельно воспроизводит с игрушками 2–3 последовательных эпизода из жизни;

Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы и таким образом передавать несложное содержание, самим осуществлять в рисунках, постройках задуманное).

Дети учатся самостоятельновыполнять простейшие трудовые поручения:

• расставить по местам игрушки;

• убрать в ящик строительный материал;

• полить растения;

• покормить рыбок и птичек;

• перед обедом расставить тарелки, салфетницы, разложить ложки.

У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: приласкать, помочь, вместе делать, наблюдать за чем-то интересным.

Для своевременного формирования самостоятельности родителисообщают детям их маленькие обязанности:

• одежду беречь;

• игрушки не разбрасывать;

• охотно выполнять поручения взрослых;

• не шуметь, когда старший брат готовит уроки, когда находишься в спальне.

Необходимо создавать условия для того, чтобы в самостоятельнойдеятельности дети могли использовать накопленные знания и опыт: дети могут раздеться, завернуть рукава, вымыть руки, если одежда удобна.

Самостоятельный, уверенный в себе ребенок легче адаптируется в окружающем мире. Он открыт для новых впечатлений и нового детского опыта.

Педагоги и психологи определили семь правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка:

1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не требовать выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.

2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).

3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам. («Вместе» с ребенком, а «не вместо него»).

4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т. п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать – признак позитивной силы).

6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).

7. В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.

Источник

Самостоятельность ребёнка ярко проявляется уже в 2 года. Мы буквально на каждом шагу слышим: «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Малыш ещё плохо справляется, ведь моторика совершенно не сформирована, но он уже очень хочет участвовать в своей жизни. В статье мы расскажем, как научить ребёнка самостоятельности и почему у него возникает потребность всё делать самому.

В 2 года ребёнок уже может накрыть себе на стол и приготовить простой перекус: намазать кусок хлеба сыром или порезать банан

Как происходит формирование самостоятельности у детей

Самостоятельность ребёнка обусловлена природой его развития — это неотъемлемый компонент становления личности. Без этого периода мы не получим взрослого человека. Если не отделиться от мамы, то и не развиться в полноценную личность.

Во время внутриутробного развития новая жизнь полностью зависит от мамы. Потом происходит рождение и физическое отделение младенца. Это первый существенный шаг к становлению отдельной личности.

Первый год жизни мы называем «внешней беременностью» — у мамы с младенцем общее эмоциональное состояние, несмотря на то, что физически они уже отделились. С прекращением грудного вскармливания расстояние между мамой и малышом увеличивается ещё больше, а уровень осознания себя как отдельной личности возрастает.

С 1 до 3 лет мы встречаемся с яркой манифестацией желания отделиться — «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Так дети выражают протест на слишком большое участие взрослого в своей жизни. Апофеоз этого процесса мы наблюдаем в возрасте трёх лет. Это не значит, что дети становятся полностью независимыми и способны жить своей жизнью. Но они уже осознают себя как отдельную единицу со своими интересами.

Почему мы должны предоставить детям самостоятельность? Почему должны радоваться, когда ребёнок отталкивает нашу руку и говорит «Я сам!»? Такое минимальное участие в собственной жизни — это будущее «Я могу!», «Я умею!», «Я чего-то стою!», «Я ценен для общества!», «Я важен!». Это то, что в подростковом возрасте станет самоуверенностью, умением принимать решения и ответственностью за последствия. Всё это начинается здесь, с полугода до года, когда мы в минимальных порциях передаём малышу этот огромный груз ответственности, который лежит на родителе. Если предоставлять возможности сразу, как только ребёнок изъявил желание, то развитию ничто не помешает.

Где и как практиковать самостоятельность ребёнка

С 6 месяцев уже можно обращать внимание на первые попытки младенца как-то поучаствовать в своей жизни. Лучший вариант, который мы можем предложить — это держание ложки. Практикуйте его сразу, как только малыш научился сидеть. Посадите его на отдельный стульчик и дайте ему ложку. И неважно, чем вы его кормите и как, ваша ложка — в вашей руке, его ложка — в его руке.

Читайте также:  Декарис ребенок 2 года

Поощряйте любые попытки младенца поучаствовать в одевании, за что-то взяться, куда-то потянуться и сделать выбор. Выбор — это очень важно, его нужно предоставлять как можно раньше. Так у ребёнка появится больше времени потренироваться в накоплении опыта.

Начинать следует всегда с двух элементов. Например, спросить: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» и показать две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера. «Какие трусы надеваем?» и предложить на выбор два варианта. Ребёнок ещё не разговаривает, но может показать — к чему потянулся, то и выбирает.

Ниже разберём на примерах, как научить ребёнка самостоятельности — что важно, а что можно проигнорировать. Расскажем, какими способами можно включить детей в совместную деятельность, которая позже перерастёт в самостоятельность.

Мытьё рук

Мытьё рук начинаем сразу, как только ребёнок начал уверенно ходить. В первую очередь обеспечьте доступ к воде с помощью специальной лесенки или скамеечки. Это позволит взобраться на неё и дотянуться до крана.

Сначала освойте поворотные движения с краном, чтобы малыш мог сам включать и выключать воду. Вы сразу заметите его интерес, как только он освоит это движение. Будьте готовы к тому, что ребёнок бесконечно долго открывает и закрывает кран, пока не освоит этот навык. Позвольте ему делать это столько времени, сколько потребуется.

Когда ребёнок научится закрывать и открывать кран, вдоволь набултыхается в воде, самое время познакомить его с мылом. Но ничего не объясняйте, в этом возрасте дети ещё не реагируют на теоретические знания в виде лекции. Лучше покажите на собственном примере — как намыливаете руки, смываете мыло и вытираете полотенцем.

Полотенце должно быть в свободном доступе — висеть на крючке, который находится на высоте роста ребёнка. То есть он вытирает руки не тогда, когда вы сняли полотенце с высокого крючка и подали. А тогда, когда у него возникло это желание.

На любом этапе это должно быть его собственное решение.

Собственное полотенце становится вещью, за которую ребёнок несёт ответственность. Если он испачкал полотенце, попросите кинуть в корзину для грязного белья или загрузить в стиральную машину. При разборе постиранного белья — повесить самостоятельно на сушилку, а когда высохнет — вернуть на крючок.

Дети очень любят возиться в воде. Это значит, что её будет вокруг очень много, особенно на первом этапе. Поэтому нужно продумать, как, что и куда переставить, подстелить, положить, чтобы пролитая вода не превратилась в ремонт или в потоп у соседей. Так вы оборудуете пространство для развития самостоятельности ребёнка и ему станет доступно то, что вы предлагаете делать. Если будет неудобно, есть вероятность, что малыш запротестует или отвергнет слишком сложную деятельность. А это нежелательно, ведь задача взрослого — мотивировать ребёнка к освоению новых навыков.

Одевание

Ребёнок начинает активно участвовать в своём одевании в 1,2—1,5 года, когда уже способен дотянуться до одежды и как-то помочь — тянуть руками вверх или вниз.

У каждого элемента одежды есть свой алгоритм. Как только освоили один вариант одевания, меняем формат и предоставляем ребёнку больше самостоятельности — где-то подтягиваем, где-то не подтягиваем. То есть на начальном этапе мы максимально участвуем, а на последнем не участвуем совсем. А вот промежуточные этапы — это про такой поступательный отход.

Для того чтобы облегчить процесс одевания, важно выбрать правильную одежду, обустроить удобное пространство и освоить алгоритм, то самое поступательное участие взрослого в процессе. О специальных приёмах для разных предметов одежды — 10 секретов, которые помогут ребёнку самостоятельно одеваться.

Уход за растениями

Начиная с этапа уверенного хождения, в 2—3 года, ребёнку можно доверить уход за растениями. Покажите, как поливать цветок, протирать или опрыскивать листья. Губку, лейку и опрыскиватель держите недалеко от растений, в доступном для малыша месте. Так у него появится дополнительный стимул для самостоятельных действий.

Чтобы не пострадали обои или пол, оборудуйте для цветка специальное место. Можно застелить плёнкой или поставить в глубокий поддон, в зависимости от того, к чему наблюдается склонность — поливать по 10 раз в день, или брызгать.

Губка для протирания листьев должна помещаться в ладонь малыша, а лейка и опрыскиватель быть объёмом не больше 100 мл

Безопасные растения для детей:

  • Аглаомена.
  • Драцена.
  • Нефролепис.
  • Пальма арека.
  • Плющ обыкновенный.
  • Сансевиерия, или «тёщин язык».
  • Спатифиллюм.
  • Сциндапсус.
  • Фикус.
  • Филодедрон.
  • Хамедорея.
  • Хлорофитум.

Нарезание фруктов и овощей

Дети готовы к нарезанию около 1,5 лет. Сейчас есть приспособления, которые вызывают у мамы меньше тревоги, за то, что ребёнок порежется. Это волнистые, пластиковые и закруглённые ножи. Но одна сторона всё равно должна быть режущая. В нарезании важно полное сопровождение взрослого на начальном этапе. Потому что любой нож — это повышенный уровень опасности.

Как только вы будете уверены, что навык сформирован, то можете постепенно отпускать ребёнка. Вы отходите на шаг назад, становитесь за спиной, и наблюдаете, чуть-чуть нависая. Через 2—3 месяца практики, можно уже не наблюдать и постепенно отходить.

Приготовление еды

К приготовлению еды можно привлекать в 1,2—1,3 года. Что-то перемешать, добавить, переложить, насыпать, долить — это первый этап совместной готовки.

Если вы чистите картошку, то ребёнок берёт эту картошку у вас из рук и складывает в таз с водой. Или, моет фрукты и овощи. Даже если ещё нет доступа к крану, это можно сделать в миске.

Если вы готовите тесто и что-то досыпаете, предложите малышу перемешать. Изначально для перемешивания берите жидкую субстанцию, а как только ребёнок закрепил навык, уплотняйте консистенцию.

Читайте также:  Фенистил капли дозировка ребенку 2 года

Предлагайте ребёнку украшать торты и пирожные или раскладывать ингредиенты на пицце. Конечно, у него вряд ли получится сделать красиво. Но формирование самостоятельности у детей гораздо важнее, чем симметрично разложенные маслины на пицце. Это то самое время уважительного отношения к выбору ребёнка, к его способности творить.

Если вы не готовы смириться с тем, что еда будет выглядеть не очень эстетично, разделите на двоих — вы украшаете своё пирожное, а ребёнок — своё. И пусть он делает с ним всё, что хочет. Сейчас его интерес — это не готовое пирожное и не красиво оформленное блюдо, это даже не про покушать. Ему важно собственное участие, ощущение своего могущества, что ему уже столько всего доверяют.

Кулинария начинается с простейших вещей. Таких, как салат. При его приготовлении ребёнок учится нарезанию и перемешиванию. Позже это может быть выпечка, простые печенья и кексы. Как только осваиваются определённые навыки, можно переходить на сложные рецепты — где нужно порезать, помешать, накрыть и поставить в духовку. Такая деятельность доступна ближе к трём годам.

Когда вы положите в доступное место собственную посуду, это очень поддержит самостоятельность ребёнка. И если ещё в год допустима пластиковая посуда, то уже чуть попозже, с формированием уверенного хождения, запаситесь керамической. Да, она бьётся, но это то знание, которое дети должны приобрести из своего опыта. Также, замечательная форма взаимодействия ребёнка с предметами — мытьё посуды. Оно идёт уже после того, как освоено мытьё рук.

Уборка

Уборка — глобальная сфера участия ребёнка в жизни семьи. К ней мы относим протирание пола и пыли с полок, сметание со стола и подметание пола. В уборке важней не столько навык, сколько правильно подготовленное пространство. Изначально малыш участвует в уборке совместно со взрослым, а позже поместите в свободный доступ его собственные ведро, тряпку и щётку.

Начинайте с кафельного пола или линолеума, где количество разлитой воды не имее большого значения. А с ростом навыка, когда вы увидите, что воды на полу немного, можно приступать к деревянному полу

Роль взрослого в развитии самостоятельности детей

Основная задача взрослого — предоставить настолько много свободы, чтобы ребёнок перестал в нём нуждаться. Это и про то, как научить ребёнка самостоятельности и про то, как отдать ему ответственность за свою жизнь. Что важно знать, чтобы не опустить руки и вместе радоваться процессу освоения малышом новых навыков?

Запаситесь терпением. Если у вас есть чёткое осознание цели и её значимости, то большого запаса терпения не понадобится. Вы будете понимать, насколько важна самостоятельность ребёнка и вам не придётся перебарывать себя. Вы будете радоваться и подмечать всё новые и новые успехи. Да, до сих пор, как и полгода назад не получается надеть кофту самостоятельно. Но полгода назад малыш вообще никакого элемента не делал сам, а сейчас он уже находит руками переднюю часть; вы ему продеваете замок, а он тянет вверх собачку.

Выражайте радость. Показывайте ребёнку радость от любой деятельности, какой бы она ни была. Гречка по всему полу рассыпалась — «Здорово, я люблю подметать!»; вода разлилась — «У нас есть тряпка, я очень люблю собирать воду тряпкой!»; руки испачкал — «О! Я так люблю мыть руки! Пойдём с тобой мыть руки?». Этот эмоциональный фон передаётся детям. Так вы показываете, что это не обязательства, которые они в этом возрасте ещё не в состоянии взять на себя. А что это здорово, что это совместная деятельность, от которой вы вместе получаете удовольствие.

Будьте готовы помочь в любой момент. Если ваш ребёнок что-то научился делать сам, то это совершенно не значит, что начиная с этого момента вы ему больше никогда не поможете. У него, как и у взрослого есть разные эмоциональные состояния — не выспался, хочет есть, устал, начинает заболевать, когда ещё симптомы не видны. Поэтому мы всегда с радостью и готовностью идём на помощь. И этим самым демонстрируем свою поддержку и показываем, что мы не оставляем ребёнка одного бороться с трудностями жизни, а всегда готовы его поддержать и очень любим помогать другим.

Наблюдайте. Только через наблюдение мы видим, как дети уже освоили навык. И здесь нужно иметь храбрость отойти на задний план в нужный момент. Не передержать, не допустить гиперопеки, а отойти.

Забудьте про идеальный вариант. Не стремитесь к нему, не мучайте себя и ребёнка. Не будут идеально стоять книги на полке, не будет идеально украшен пирог или подметён пол. Этого ничего не должно быть. Должна быть совместная радость и желание вместе что-то делать, идти вперёд. Вам двигаться к намеченной цели, а ребёнку — к формированию самостоятельности и уверенности в себе в будущем.

Предоставляйте возможности. Любая деятельность детей — это деятельность, предварительно продуманная взрослым. Предоставить возможность — это значит обеспечить доступ на уровне роста, соразмерность, чтобы тряпка , губка или мыло помещались в ладони.  Всё продумывается, но не объясняется, но показывается. И показывается столько раз, сколько нужно.

Не поправляйте. На этапе формирования новых навыков, желательно ребёнка не поправлять и не корректировать. Кроме случаев, когда видите вред для ребёнка, окружающих людей или предметов — здесь мы вмешиваемся. А во всех остальных ситуациях смотрим и радуемся, как ребёнок осваивает мир и пространство вокруг.

Статья подготовлена по материалам семинара Тамары Киселёвой, эксперта курса «Одеваюсь сам!»

Фото предоставлено ММЦ «Отрада»

Источник