Как приструнить ребенка 5 лет

В систему воспитания должны входить поощрение и наказание. Но надо знать меру и в том, и в другом.
Сейчас все говорят о том, что наказывать детей нельзя — это жестоко и говорит о том, что наказывающий просто поднимает свою самооценку за счет того, кто не может ответить.
Это не так, наказывать детей необходимо. Наказание дает ребенку возможность узнать «границы», заходить за которые нельзя. Но наказывать нужно «с умом».
Почему так важно наказание?
Дело в том, что именно в пять лет (ну и еще год–полтора) дети проходят этап своей жизни, в котором они пробуют взрослых «на прочность», ищут границы допустимого. И эти границы нужно четко определять, чтобы потом ребенок понимал, что можно, а что нельзя.
Как наказывать?
Не наказывайте, если сомневаетесь, или так, чтобы ребенок излишне страдал. За один проступок нельзя наказывать столько раз, сколько вы об этом вспомните — только один раз!
Никогда не наказывайте «на будущее», наказывать нужно за что-то конкретное, уже случившееся. Ребенок должен бояться наказания, но не паниковать по этому поводу, никогда не унижайте его и не бейте, кроме разве что крайних случаев. Малыш должен понимать, что наказание неотвратимо.
Ставить в угол не обязательно – заведите стульчик в такой части комнаты, которая меньше всего используется, и сажайте на столько минут, сколько лет ребенку — не больше.
Например, наказание «Пяти минут» (или «тайм-аут»), которые ребенок сидит на стуле без книг, игрушек и телевизора, с ней / с ним никто не разговаривает, никто не подходит в течение этого времени.
Наказанием в данном случае является игнорирование ребенка, нежелание взрослых с ним общаться, для ребенка этого возраста это страшно.
Для кого-то эффективным будет наказание в виде запрета: смотреть мультики, играть любимой игрушкой или в гаджет, и т.д.
Как вести себя родителям?
Помните, что некоторые действия малыша связаны с забывчивостью или не пониманием ситуации, а не с желанием вам досадить или проверить границы. Именно поэтому память в пять лет нужно тренировать, как и внимание.
А еще в таком случае важно наладить режим дня ребенка, так как снижение памяти и внимания может происходить вследствие усталости.
- Если малыш ослушался вас, сначала объясните ему, что он сделал не так, и только если он повторит свою шалость еще раз, наказывайте. Главное – добиться от ребенка выполнения постоянно повторяющихся действий (заправить кровать, почистить зубы, мыть руки перед едой и так далее) несмотря на его пререкания. Помните, ваш малыш живет настоящим моментом – он не всегда может спрогнозировать последствия своих действий, все это ему необходимо объяснить.
- Помните, что ваш ребенок — уже член социума, ведь он ходит в садик, на детскую площадку (зачастую дети пяти лет невероятно коммуникабельны). Стоит обращать внимание, если ребенок стал проявлять агрессию, если только это не касается ситуаций, где он постоял за себя или того, кто слабее, за такое наказывать нельзя ни в коем случае.
- Не стоит наказывать детей за обман, не разобравшись в его причине: зачастую это происходит от того, что ребенок путает реальность и вымысел – слишком уж бурная фантазия у пятилеток.
- Поощряйте своего малыша, но в меру. Только за то, за что действительно стоит. Не воспитывайте в нем ложного чувства превосходства над другими, оно может больно ранить в будущем.
- А главное – любите своих детей! И сердце само покажет правильное соотношение поощрения и наказания.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Важные моменты психического развития малыша до 3 лет: о чем следует помнить?
«Я тебя не люблю!», «Ты плохая». Как реагировать на агрессию ребёнка?
Предупреждение и наказание: «Считаю до трёх!»
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник
Предыдущие статьи о физическом наказании детей вызвали много споров. Слишком мы зависимы от традиций прошлого, от собственной педагогической безграмотности, от нехватки времени на общение с собственными детьми. Хотелось бы отдельно пересмотреть и проанализировать некоторые комментарии, а пока — рекомендации.
Физическим наказаниям, однозначно, нет
Как правильно наказывать детей?
- Сомневаетесь: наказывать или нет – НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ.
- НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ, пока не разобрались в причинах проступка (а они могут быть слишком глубоки). И если не разобрались, то не наказывайте. Пусть будет меньше наказаний.
- Наказывая, не переходите на КРИК – ребёнок просто перестанет его воспринимать. И однажды он не поспешит на Ваш же КРИК О ПОМОЩИ.
- Наказывайте СРАЗУ после проступка, иначе можете нанести очень глубокую обиду ребёнку, уже забывшему о проступке, и непонимающему за что его наказывают.
- Никогда не напоминайте О ПРОСТУПКЕ, за который ребёнок понёс наказание.
- НЕ УНИЖАЙТЕ ребёнка наказанием перед чужими людьми.
- Малыш всегда должен знать, за что он наказан, и видеть СПРАВЕДЛИВОСТЬ наказания. Наказание должно быть соизмеримо с проступком.
- Лучшее воздействие на провинившегося ребёнка оказывает не ГНЕВ родителей, а их ОГОРЧЕНИЕ или ИСПОРЧЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ из-за неразумного проступка чада.
- Используйте в качестве наказания ЛИШЕНИЕ ВАШЕГО ВНИМАНИЯ (на непродолжительное время). Для малыша нет ничего хуже, а для исправления его поведения нет ничего действеннее, если расстроенная мама перестала с ним разговаривать.
- Наказание должно быть соизмеримо с возрастом ребёнка: если трёхлетнему ребёнку позволительно сильно замараться во время прогулки, то для 5-6-летнего это уже недопустимо (разве что в качестве исключения).
- Когда ругаете ребёнка, не насмехайтесь и не навешивайте на него ЯРЛЫКИ (глупый, неряха, лентяй), иначе он станет таким. Ругайте только за совершенный проступок.
- Всегда после первого проступка НЕ ТОЛЬКО РУГАЙТЕ, но и РАЗЪЯСНЯЙТЕ, что сделал ребёнок неправильно. При повторении аналогичного проступка можно усилить наказание (угол, сидение на стуле в одиночестве), как НЕ УСВОИВШЕМУ РАЗЪЯСНЕНИЕ с первого раза.
- Не наказывайте ребёнка, если сами находитесь не в духе или устали от собственных проблем.
- Рассказывайте малышу сказки с моральным уклоном, в которых неодобрительно отзывайтесь о скверных поступках героев. Иногда включите в сказку героя, совершающего «нехороший поступок» Вашего ребёнка, но никаких намёков или сравнений при этом не допускайте. Малыш всё сам поймёт и ещё раз переживёт в душе.
- Иногда позвольте наказать ребёнка «самой жизни»: спорил с мамой, не желая надевать варежки – замёрзли ручки, тогда сам поймёт правоту мамы.
- Наказывайте ребёнка только в случае умышленного нарушения правил, а совершивший проступок в результате недомыслия или ошибки заслуживает лишь порции серьёзной разъяснительной беседы с яркими примерами.
- Оцените собственные требования: не слишком ли они насыщены запретами, и имеются ли альтернативные возможности избежать некоторых проступков (ребёнок рисует на обоях – а может быть выделить на стене специальное место для этого, куда прикрепить кусок ватмана).
- Приучите себя даже маленького кроху обо всём предупреждать заранее: заканчивай игру, скоро обед; начинай прощаться с детками – скоро закончится прогулка и т.д. Таким образом сможете избежать многих ненужных негативных эмоций.
- В непринципиальных вопросах умейте уступить ребёнку, не вызывая его излишнего упрямства и возможного последующего наказания.
- В семье разработайте единую тактику наказаний и постарайтесь, чтобы её придерживались все родственники: и отец, и мать, и бабушки с дедушками.
Пусть попытается сам осознать — за что наказан?
Конечно, и двух десятков правил мало, чтобы ответить на вопрос: Как правильно наказывать детей? – слишком это серьёзная тема.
Лучший ответ – это наказывая, прислушиваться к своему сердцу, чтобы не навредить ребёнку, и всегда показывать ребёнку, что он любим, несмотря ни на что.
*****************************************************************
Другие мои статьи и видео:
1. Как турецкие султаны решали свои семейно-брачные проблемы? Нам в помощь – турецкий сериал «Великолепный век» (начало)
2. Как легко продавать на АВИТО детские вещи, если у вас есть маленький ребёнок? Лайфхак для родителей
3. Годовалый внук Миша отдыхает в Сочи, где оттачивает свои навыки хождения. Ходить он начал 1,5 месяца назад
Всем мира и добра!
Источник
Многие родители спорят о мерах воздействия, которые нужно применять к провинившемуся ребёнку. И часто бывает непонятно, необходимо ли наказание детей. Одни применяют физическое воздействие, другие могут проигнорировать плохое поведение, а кто-то ставит чадо в угол. Специалисты советуют помнить о главных нюансах воспитания детей, которые важны при выборе наиболее эффективного метода воздействия.
Насколько необходимо наказание
Если родители постоянно награждают шлепками ребёнка за каждую провинность, рассказывают про страшного волка в качестве наказания или оставляют надолго в тёмном углу, то такого малыша можно смело назвать несчастным. Такие воспитательные приёмы приведут к тому, что у него в будущем будет низкая самооценка и недоверие ко всему окружающему. И также не все дисциплинарные методы можно посчитать воспитательным процессом, скорее банальной жестокостью.
Но и вседозволенность приносит только вред. Если малыш будет думать, что ему ничего не будет за плохое поведение, то у него сотрутся границы хороших поступков и плохих. Получается, что наказание является обязательным, но мама и папа все равно совершают ошибки. И дитя, взрослея, припоминает родителям, что его иногда несправедливо наказывали. Если порицание возымело должный эффект, то ребенок поймёт, в чём он ошибся, и в будущем не будет так поступать.
Психологи считают, что правильное наказание детей имеет несколько важных задач:
- Корректировка нежелательного поведения ребёнка.
- Контроль над дозволенными границами.
- Возмещение вреда, причинённого малышом.
- Предотвращение подобных проступков в будущем.
Таким образом, большинство специалистов сходятся во мнении, что наказание необходимо. Остаётся только понять, как наказывать ребёнка, и с какого возраста это можно делать.
Оптимальный возраст для наказания
Если ребёнок младше двух лет, то он не поймёт связь между своим проступком и мерами пресечения, которые предпримут родители. Например, японские родители предпочитают не ругать дитя, пока ему не исполнится 3 года. Но с этого возраста чадо знакомят с новым порядком, и также появляются наказания за проступки.
До двух лет к чаду не стоит применять дисциплинарную меру. Лучше переводить внимание дитя на другие вещи. При этом нужно чётко говорить «нет» и давать понять малышу, что определённое поведение не является желательным. В три года у ребёнка начинается кризисная фаза, он начинает протестовать, не подчиняться некоторым правилам и у него могут быть истерики. Отвлечение в этом случае может не действовать, поэтому можно подключить такое наказание, как прекращение игры или отказ в покупке желаемой игрушки.
Многие родители желают знать, как наказывать ребёнка в 5 лет правильно. Необходимо учитывать, что в возрасте с трёх до пяти лет можно применять первые виды наказаний. Ведь для дитяти этого возраста устанавливаются главные правила и дисциплинарные методы. В этом возрасте чадо начинают ставить в угол, а также сажают на стул для тех, кто провинился.
Если родитель хочет знать, как наказывать ребёнка в 8 лет, то нужно учитывать, что телесные наказания должны быть отменены. Если оставить телесное наказание, то дитя в этом возрасте начинает чувствовать от такого метода унижение. Родителям следует больше бесед проводить с ребёнком, обсуждать определённые поступки. И также можно с примерами объяснять возможные причины человеческого поведения и развивать сочувствие.
Чтобы знать, как наказывать ребёнка в 10 лет, необходимо помнить, что нельзя использовать прямые обязанности (уборка, уроки) в качестве меры пресечения. Не рекомендуется сравнивать десятилетнего мальчугана с другими детьми, от этого пострадает самооценка, а хороших результатов не получится. Во время наказания не должно быть свидетелей.
Порицание нужно даже за небольшие проступки. Если этого не делать, то с каждым разом они будут все крупнее, а ребёнка будет все сложнее остановить.
Чтобы правильно выбрать дисциплинарную меру для подростка, необходимо учитывать, что в переходном возрасте молодые люди очень чувствительны к мнению других людей, они склонны к впадению в крайность. Для подростка можно применить такое наказание, как лишение привилегий, а также сокращение времени общения с приятелями.
Когда недопустимо наказание
Необходимо учитывать, что наказывать дитя следует за преднамеренное запрещённое действие. И наказание должно соответствовать тяжести злого деяния. Если он украл деньги, поднял руку на сестру или брата, ушёл из дома, то и последствие должно быть соответствующим.
И также перед наказанием следует выяснить мотив проступка. Убедиться, что серьёзное деяние было осуществлено осознанно, а не по ошибке или незнанию.
Нельзя порицать дитя в следующих случаях:
-
Если он совершил определённое действие в стремлении познать мир. Например, он мог шагать по лужам, чтобы выяснить их глубину. Или он мог разобрать довольно дорогой предмет, чтобы понять, как он сделан.
- За то, что он ведёт себя определённым образом из-за болезни или расстройства (невроз, психиатрическое заболевание).
- За поступки, произошедшие по неосторожности. Например, он пролил стакан воды или испачкался, когда упал.
Правила верного наказания
Дисциплинарная мера также служит для того, чтобы малыш осознал свои чувства и в будущем такие ситуации не повторялись. Для большего эффекта родителям необходимо соблюдать определённые правила:
- Необходимо быть последовательными. Возмездие необходимо за одни и те же проступки. Нельзя пускать на самотёк своенравность ребёнка, если даже у родителя нет времени проводить беседу.
- Нельзя закрывать глаза на степень тяжести проступка. Если это первое нарушение правил или ребёнок немного побаловался, то последует лишь предупреждение. Строго реагировать нужно на умышленные проступки.
- Продолжительность последствий должна иметь свои рамки. Наследник должен всегда знать, когда закончится наказание. В противном случае он потеряет следственную связь между произошедшим и наказанием, которое длится, например, три недели.
- Действия должны быть рациональными. Для этого родитель должен сначала успокоиться, а потом подумать о методе наказания.
- Муж и жена должны быть согласны друг с другом в выборе дисциплинарной меры. В противном случае могут начаться манипуляции.
- Перед глазами у ребёнка должен быть положительный пример. Ребёнок часто перенимает поведение родителей, поэтому в первую очередь они должны быть образцом желаемого поведения.
Рациональные методы порицания
Необходимо знать основные способы наказания ребёнка, к которым относятся:
- Утрата некоторых преимуществ. Этот способ наиболее эффективен из всех видов наказания детей. Например, можно ограничить на определённое время возможность играть в компьютерные игры или просмотр любимых передач.
-
Исправление ошибки. Например, если подросток разрисовал красками стол, ему нужно предоставить губку — пусть оттирает то, что натворил.
- Попросить прощения. Если отпрыск кого-то обидел, то пусть теперь попросит прощения. Если, например, он сломал карандаш, то пусть отдаст свой.
- Не замечать. Этот метод подходит больше для малышей, но нельзя применять его часто. Если малыш весь день вредничал, можно какое-то время не разговаривать с ним.
- Дополнительная помощь по дому. В качестве дисциплинарной меры для подростка могут быть дополнительные работы по дому. Например, ему можно назначить дополнительное мытье полов, протирание пыли.
И также необходимо помнить о таком способе, как осуждение. Родители должны беседовать с чадом о том, какие чувства вызвало его поведение и почему оно считается неправильным.
Источник
С детским непослушанием рано или поздно сталкиваются все родители без исключения. Бывает, что поведение любимого чада приводит в замешательство, а иногда просто ставит в тупик. И тогда взрослые задумываются о том, как наказывать ребенка правильно, чтобы не навредить детской психике и не развить в малыше ненужные комплексы.
Наказания: за и против
Споры о том, можно ли наказывать детей, давно ведут и родители, и специалисты. Противники подобных мер говорят о том, что с большой вероятностью ребенок, систематически испытывающий физическое и моральное воздействие, во взрослой жизни будет отличаться заниженной самооценкой и неуверенностью в себе. Это приведет к большим трудностям в отношениях с другими людьми и проблемам социальной адаптации.
Однако в процессе воспитания детей без наказаний не обойтись. Полное их отсутствие в жизни малыша может привести к тому, что он так и не научится нести ответственность за последствия своих поступков.
Если полностью исключить наказания, ребенок может посчитать, что родителям абсолютно все равно, что и как он делает. Такая снисходительность взрослых не изменит поведение малыша, но может привести к конфликтам. В семье обязательно должны существовать определенные правила, запреты и ограничения.
С какого возраста применять
Психологи и педагоги утверждают, что бесполезно наказывать детей до 2,5 лет. До этого возраста дети не в состоянии оценить, плохо или хорошо они поступают. Непослушание может быть следствием эмоциональных перегрузок, а также физической усталости. Если малыша накажут, он может это неправильно воспринять: кроха будет думать, что родители вдруг перестали его любить. Вместо наказания следует переключить внимание карапуза на что-либо более полезное и направить его энергию в нужное русло.
Понимание причинно-следственных связей и способность управлять своим поведением приходят после 3 лет, но не сразу, а постепенно. В этом возрасте психика еще продолжает формироваться. Не следует кричать на малыша, нужно строго, но спокойно объяснять ему, почему он не прав.
Самостоятельно отличать плохие поступки от хороших ребенок способен к 6–7 годам. Если до этого возраста меры воздействия со стороны взрослых были правильными, малыш не будет бояться признаться родителям в чем-либо, опасаясь последствий.
Что нужно учесть до применения наказания
До того, как выбрать меру воздействия за какой-либо детский проступок, родителям следует учесть:
- Наказание должно быть действием нравственной направленности. Его цель — ограничение нежелательного поведения ребенка, а также предотвращение подобных действий в дальнейшем.
- Необходимо учитывать возрастные нормы психики ребенка. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.
- Дети обычно готовы к взаимодействию с близкими людьми. Если они делают что-то наперекор взрослым, на это есть свои причины, за каждым детским поступком кроется мотив. Родителям следует разобраться в происходящем и только потом наказывать, если это необходимо.
- Следует четко разделять наказания, являющиеся педагогическими мерами, и те, которые можно квалифицировать как жестокое обращение. Иначе ребенок, испытавший страх и даже злобу, в следующий раз просто скроет содеянное, чтобы избежать негативной реакции со стороны взрослых.
Эффективность воздействия
Наказание, при котором ребенок готов будет своими силами исправить последствия своего проступка, является наиболее эффективным. Нужно не заставлять, а побуждать малыша принять такое решение. Например, убедить его собрать раскиданные вещи или игрушки. Можно сказать крохе, что игрушкам холодно лежать на полу, они будут плакать. Или убедить ребенка постарше вымыть испачканную обувь, объяснив, что его любимые ботинки могут быстро прийти в негодность, если не ухаживать за ними, и их придется выбросить. Попросить склеить порванную книгу, объяснив, что с книгами нужно обращаться бережно и рассказав о значимости книг.
Родителям следует адекватно оценивать возможности своего чада. Если малыш не в силах самостоятельно исправить то, что он сделал, ему обязательно нужно помочь.
Виды наказаний
Перед тем, как наказывать ребенка, родителям следует учесть: любая из мер воздействия, помимо соразмерности проступку, должна применяться с учетом возраста, а также психологических особенностей малыша, его темперамента и эмоциональности.
- Ограничения и запреты. К ним прибегают в случаях, когда требуется добиться от ребенка какого-либо действия. Например, если он не хочет убирать игрушки или делать уроки, то вводят ограничения, запрещая смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры. Длительность действия запрета должна соответствовать проступку, иначе ребенок может обвинить родителей в несправедливости.
- Лишение удовольствий. Действеннее будет наказать ребенка, лишив его чего-либо, чем делая ему плохое. Родителям полезно будет заранее проговорить с малышом, за какие именно нарушения он может быть лишен любимых удовольствий. Тогда ребенок будет уверен в справедливости наказания. Иначе он может не увидеть связи между своим проступком и лишением, например, воскресного похода в кино.
- Осуждение и порицание. Цель такого вида наказания — заставить ребенка почувствовать свою вину и сожалеть о плохом поступке. Эффективность такого метода заключена в возможности заложения определенной модели поведения в будущем. Ребенок не повторит того, за что ему было стыдно перед людьми, являющимися для него авторитетом и чье мнение для него важно (родители, учителя).
- Извинение. Ребенок должен уметь просить прощения за те проступки, что он совершил, а также учиться исправлять нанесенный вред. Но и родителям следует уметь извиняться перед ребенком, демонстрируя это в определенной ситуации личным примером. Например, если мама резко ответила малышу, когда он прервал разговор, можно выразить свое сожаление и извиниться перед крохой за грубый ответ.
- Игнорирование. Такой вид наказания применяется в каждом возрасте по-разному. С двухлетним крохой мама может отказаться играть, занявшись домашними делами. При каждом обращении она постоянно объясняет крохе, почему не идет с ним играть. С малышом 4 лет можно не разговаривать, но когда он сам обращается к родителям, ему объясняют, почему с ним не хотят общаться. И объясняют, что ему нужно сделать или исправить для того, чтобы мама с папой вновь с ним заговорили. Если ребенок старшего возраста, можно один раз объяснить ему, в чем он провинился, и после этого на него не реагировать.
Метод игнорирования не должен применяться часто и длиться слишком долго. Для ребенка, особенно маленького, родители — главное в жизни, и если они его игнорируют, он испытывает стресс, чувствует себя ненужным. Когда малыш выполнит то, что от него требуют, обязательно нужно похвалить его и поцеловать. - Изоляция. Данную форму наказания применяют для детей до 5–6 лет, ставя их в угол или отправляя в отдельную комнату и оставляя в одиночестве. Нельзя выключать в комнате свет, усугубляя наказание детскими страхами. Предварительно следует успокоить ребенка, попросить его подумать над своим поведением. Наказание и проступок не должны быть разделены временным промежутком, они должны следовать друг за другом. Не следует надолго изолировать ребенка, достаточно будет нескольких минут. После этого можно еще раз объяснить малышу, за что его наказали.
- Физическое наказание. Метод является самым противоречивым в процессе воспитания. Это не только пресловутая порка ремнем, но и любые шлепки, подзатыльники, удары по рукам. Такой вид воздействия может заложить в ребенке уверенность, что побеждает всегда тот, кто сильнее. Это знание он будет использовать и во взрослой жизни. Специалисты утверждают, что любая физическая расправа может привести к расстройствам психики. Если ребенок учится в школе, он может начать отставать по предметам, у него возникают проблемы в общении со сверстниками. И самое главное — физическое наказание порождает ложь. Чем сильнее давление оказывают на ребенка родители, тем хуже будет складываться ситуация с детской честностью. Ребенок предпочтет соврать в следующий раз, чем испытывать боль, которую причиняют ему самые близкие люди.
Если нервы родителей напряжены до предела, лучше выйти из комнаты и на некоторое время переключиться на занятия, которые дадут возможность прийти в себя и трезво оценить ситуацию. Ребенок за это время, скорее всего, тоже успокоится, и можно будет объяснить ему, в чем именно он неправ.
Принципы наказания
- Справедливость. К ребенку нельзя придираться и наказывать за то, что он попал под горячую руку и родители просто срывают на нем злость от ссоры друг с другом или из-за проблем на работе. В этом нет его вины. Наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно окажется эффективным.
- Соразмерность содеянному. Нужно соизмерять степень вины малыша и тяжесть наказания. Не должно быть серьезных наказаний за мелкие промахи. Но и проявлять мягкость, наказывая за серьезные проступки, не стоит. Так, наказание за проступок, который ребенок ранее уже совершал, должно быть суровее предыдущего.
- Временные рамки. Если ребенка лишают чего-либо на время, он должен знать, сколько продлится наказание. Например, запретить смотреть мультфильмы или пользоваться компьютером три дня.
- Последовательность. Всем членам семьи необходимо соблюдать последовательность в воспитании и наказании. Если мама наказала, а папа пожалел, малыш просто не будет знать, как он должен поступать. К тому же он будет думать, что всегда сможет уйти от наказания.
- Объяснение причины. Ребенок должен понимать, почему ему запрещено совершать то или иное действие. Родителям нужно спокойно поговорить с малышом, объяснить, чем плох совершенный им проступок и какие могут быть последствия.
Как не следует наказывать
- Читать нотации и утомлять ребенка длительными рассуждениями Он их просто не поймет и не воспримет. Говорить нужно четко и кратко: «Нельзя дергать кошку за хвост. Ей больно».
- Ругать ребенка за то, чего сами родители не исполняют. Это вызовет у малыша протест и может породить чувство неуважения к ним. Дети, особенно маленькие, часто повторяют действия взрослых. Поэтому, запрещая своему чаду произносить плохие слова, родители, прежде всего, должны исключить их из собственной речи.
- Наказывать «для профилактики». Наказание должно быть только за конкретный совершенный проступок.
- Повышать голос. Ребенок может просто впасть в ступор и перестать понимать кричащего на него родителя. Лучше успокоиться и сделать внушение ровным строгим тоном.
- Откладывать наказание. Не нужно говорить, придя на детскую площадку: «Вчера ты плохо себя вел, поэтому сегодня ты не будешь кататься на качелях». Детская психика очень гибкая, и ребенок может не вспомнить, за что же именно он наказан. С его точки зрения наказание будет несправедливым и непонятным. Особенно это касается детей младшего возраста.
- Действовать непоследовательно. Если сегодня ребенку что-либо запретят, а завтра разрешат это делать, он будет сбит с толку и окончательно запутается, что можно, а что нельзя.
- Грозить заведомо невыполнимым. Не стоит говорить: «Никогда больше не пойдешь гулять!»
- Принимать воздействующие меры во время приема пищи, игр или перед сном.
- Использовать в качестве наказания физический труд или учебные занятия. В памяти ребенка останутся связанные с этим негативные впечатления, что может привести, например, к снижению мотивации к учебе.
- Запугивать малыша тем, что мама и папа не будут его любить. Для ребенка нет ничего страшнее, чем отсутствие родительской любви. Ни при каких обстоятельствах он не должен сомневаться в том, что он нужен и любим.
Наказание детей от 6 до 10 лет: правила и особенности
Часто у подросшего малыша возникает «бунт на корабле», с помощью которого ребенок пытается заявить о своих правах. Дети старше 6 лет уже осознают свои проступки и прекрасно могут отличить плохое от хорошего. Эту особенность нужно учитывать, применяя меры воздействия.
- Нельзя наказывать при свидетелях, это только унизит ребенка и спровоцирует дальнейшее упорство.
- Нельзя проводить сравнение с друзьями и одноклассниками. Ребенку больно слышать, что кого-то родители считают лучше его. Плохое поведение такие сравнения не исправят, но обеспечат малышу неуверенность в себе и своих силах.
- Нужно доводить наказание до логического конца. Если родители проявляют слабость (например, разрешают что-либо раньше установленного при наказании срока), проступки будут продолжаться, а эффективность наказания сведется к нулю.
- Следует объяснять, что нужно делать, а не запрещать. Например, фразу «Нельзя садиться за стол с грязными руками» лучше сформулировать по-другому: «Перед тем, как сесть за стол, нужно обязательно вымыть руки». Так малыш поймет, что ему не запрещают, а дают совет, как лучше поступать.
- За мелкие проступки ребенок тоже должен понести наказание. Иначе с каждым разом он все больше будет уверен в своей безнаказанности.
Когда меры воздействия недопустимы
Существуют ситуации, когда в любом возрасте применение каких-либо форм наказаний недопустимо:
- Любопытство и тяга к познанию (изучая мир, кроха тянет в рот предметы, засовывает пальцы в различные отверстия, ломает вещи и игрушки, пытаясь понять принцип их действия).
- Особенности возраста (непоседливость, невнимательность, плохая память).
- Особенности физиологии (не складываются «отношения» с горшком, не хочет ложиться спать или садиться есть).
- Неправильное поведение в связи с отсутствием опыта в жизненных ситуациях (отнимает чужие игрушки, боится и не хочет идти в поликлинику), когда родители не объяснили ему, что так делать нельзя.
- Проявление эмоций, естественных чувств (не хочет отпускать маму на работу, ревнует к младшему ребенку и поэтому обижает его).
- Неосторожное поведение (влез в лужу и испачкал одежду, случайно разбил или разлил что-либо).
- Непреднамеренные поступки (забыл выполнить какую-либо просьбу родителей или не понял, что от него требуют).
- Желание помочь (ребенок хотел сделать что-либо хорошее или полезное, но у него это не получилось).
Применяя наказание, следует соблюдать меру. Являясь в некоторых случаях необходимостью, наказание может быть лишь одним из средств, применяемых в качестве воспитания, но ни в коем случае не основным и не единственным. Неспособность родителей воздействовать на ребенка другими способами является демонстрацией их собственной несостоятельности и понижает родительский статус.
Источник