Как правильно оценить развитие своего ребенка

Физическое развитие ребенка — это динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.

Успех работы врача — педиатра зависит от знания динамики анатомических и физиологических особенностей ребенка, его реактивности, потребностей в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах).

Как педиатр я часто сталкиваюсь с тем, что родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. И конечно же сразу возникают вопросы: когда в норме ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? Когда должен сделать первые шаги или привыкнуть к горшку?

Различия в нормах развития детей раннего возраста часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы, а иногда и тревогу у молодых родителей.

Так кто же прав и какими нормами должны руководствоваться родители и педиатр?

На сегодняшний день европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян, но нормы развития детей в России и странах Европы отличаются.

Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.

В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.   

Как формируются нормы физического развития ребенка?

В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал — это определенное количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое иногда даже в сотнях тысяч человек.

На основании анализа физических параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.

Так, собственно, и сформировались нормативы:

  • держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
  • переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
  • ползать – к 6 месяцам;
  • самостоятельно ходить – к 12 месяцам.

И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.

Для советской поликлинической медицины это было удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей.

Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности

Но в последние годы нормы физического развитя принятого на постсоветском пространстве стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками.

Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физическому развитию первого года:

повороты со спины на живот – к 4 месяцам;

ползание – к 7;

ходьба – к 12-13 месяцам.

Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.

В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично:

  • перевороты теперь с 3 до 6 месяцев;
  • ползание – с 6 до 9;
  • ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.

Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе — там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав.

Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать).

Когда-нибудь все это будет и в нашем сообществе, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.

Сейчас перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?

Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?

Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» — все показатели считаются нормой, если запаздывают на  2-3 месяца.

Выходит, все здоровы – надо только ждать.

Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная неонатальная желтуха, перенесенные заболевания в раннем возрасте.

И все же нужно ждать как будет развиваться малыш.

Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:

  • темповая задержка моторного развития;
  • заместительная гидроцефалия;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • синдром повышенной возбудимости;
  • гипертонус и другие.

но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев? — не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев.

Читайте также:  Развитие слепого ребенка с рождения

А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».

Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей.  Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей.

Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?»

На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет?

Начинается тернистый путь по врачам….

Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи.

Но родителям первого ребенка приходится очень тяжело, особенно после путешествия по просторам Интернета, где не всегда можно найти правильный ответ, плюс еще и растущее недоверие к врачам — неучи, рвачи, бездари, «поколение с купленными дипломами»….

Наверное мне повезло и с учителями, и с коллегами и даже с начальством, в наше время и в нашей стране — это большая удача!

Мое мнение — надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации.

В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.

Грубые отклонения видны и заподозрить ДЦП,  другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.

Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.

Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы).

Например:

ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».

Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику?

Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать  просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка.

Поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития. Если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо — проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций зав. педгруппой, узких специалистов, консультации в области.

Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма — в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны — не начать лечить, без причин.

Источник

педагог-психолог
Байбинова О.А.
2011г.

Для ребенка очень важно, чтобы родители принимали его таким, какой он есть, постоянно сообщали, что он им нужен и важен, что его существование для родителей – радость. Этому совету следовать легко в спокойные моменты и когда все идет хорошо. А что делать, если ребенок делает «не то», не слушается, раздражает? Как быть в этих случаях?
Рассмотрим случаи, когда ребенок делает что-то «не так», плохо, с ошибками.

Читайте также:  Как улучшить развитие ребенка

Разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: грустнеют, теряются, обижаются или бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!» Все эти детские реакции показывают, что ребенку не нравится такое обращение. Чтобы понять, почему, давайте вспомним себя детьми. Нам тоже не сразу удалось написать первую букву, вымыть чисто посуду и т.д. Это теперь эти дела кажутся нам простыми, и нам кажется, что сделать это так «просто». Но ребенку это действительно трудно, и он вправе на нас обижаться за то, что мы не ценим его старания и усилия.
Когда ваш ребенок в год делал первые неуверенные шаги, он был горд и доволен, что сделал их самостоятельно. И никакому взрослому не придет в голову в этот момент сказать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Что ты качаешься?» Потому что это нелепо и смешно. Но также смешно выглядят все критические замечания человеку (ребенку или взрослому), который учится что-то делать сам. Если ребенок выполняет дело, которое ему трудно выполнить, то, не вмешиваясь, родители наносят ребенку только вред.

Отсюда правило №1: «Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Если ребенок при этом делает ошибки, взрослым следует:

  • Не замечать каждую ошибку, так как порой ребенок сам знает о своих ошибках, но относится к ним более терпимо, чем взрослые. Он доволен уже тем, что у него что-то получается. К тому же он догадывается, что завтра получится лучше.
  • Ошибку лучше обсудить с ребенком потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом. Замечания всегда нужно делать на фоне общего одобрения.

Бывает, когда ребенок просит о помощи, родителям бывает некогда, неинтересно с ним заниматься или они хотят, чтобы ребенок приучился к самостоятельности. Но есть правило №2: Если ребенку трудно, и он просит о помощи, обязательно помогите ему. Очень хорошо в этом случае начать со слов: «Давай вместе!» Помочь ребенку важно, так как ребенок завтра будет делать сам то, что сегодня делает с мамой, и именно благодаря тому, что это было с мамой. Чем больше дел ребенок делает вместе с родителями, тем больше он в будущем сможет сделать самостоятельно. Поэтому оставлять ребенка одного там, где ему трудно – грубая ошибка. Дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем», «Возьми меня с собой», и если у родителей нет действительно серьезных причин для того, чтобы отказать, ответ будет только один: «Да». Если ребенку регулярно отказывать, ребенок может обозлиться, стать агрессивным, тревожным (так как чувствует себя ненужным).
Если вы помогает ребенку, то возьмите на себя только то, что он не может выполнить самостоятельно, а остальное предоставьте ему делать самому. Как только ребенок освоит новое действие, предоставьте ему возможность делать это самостоятельно. Это получится потому, что обычно дети активны, и они постоянно стремятся взять на себя то, что делаете вы.
Например: если мальчик, играя в конструктор, не может сам соединять детали и ему показывает мама (папа), как это сделать, то через некоторое время он уже старается сам это сделать, а после и другим способом. При этом следует учитывать, что:

  • Если вы очень рано переложите на ребенка свою часть (покажите как соединять детали и начнете срезу требовать, чтобы он сделал также), дело у ребенка так и не получится.
  • Если вы слишком долго и настойчиво будете выполнять за ребенка всю работу, то он никогда не научится это делать самостоятельно.

При этом, если мы говорим о том, что делает (или не делает) ребенок, как он себя ведет, очень важное значение имеет оценка ребенка, которую дают ему взрослые. Оценка ребенка родителями – это главное средство воздействия на него.

Как можно оценить ребенка, чтобы это способствовало его развитию.

Большинство оценок не дают детям никакой информации о результатах их работы, приложенных усилиях. Основные ошибки при оценивании:

  • Оценки не оценивают («Молодец!», «Хорошо!», «Умница!»);
  • Оценивается личность ребенка, а не его действия («Неумеха», «Растяпа»);
  • Ребенку чаще даются только отрицательные оценки (или только завышенные оценки), независимо от реального результата;
  • Оценивая ребенка, его сравнивают с другими детьми (чаще не в его пользу);
  • Взрослые не различают области оценивания (деятельность или поведение) и используют одни и те же оценки.

Если взрослый оценивает то, что делает ребенок, то его задача – рассказать ребенку, какие его действия приводят к хорошему результату, а какие нет. Это позволяет ребенку понять, какую он совершил ошибку и как ему действовать в дальнейшем.
Чтобы похвалить правильно ребенка за работу, необходимо описать, что ребенок делал и почему получилось хорошо (или не получилось).

Читайте также:  Возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка

«Как правильно дать оценку деятельности ребенка»

Действия и усилия ребенка

Ты постарался нарисовать небо и травку,
использовал яркие, подходящие цвета…

Результат

… и они получились у тебя очень красивые
и аккуратно закрашенные.

Часто, чтобы сказать ребенку, что он сделал что-то не так, взрослые используют следующую схему: похвала – критика – похвала (например: «Ты хорошо нарисовал небо и облака, но дом у тебя получился немного кривой. Зато вокруг него у тебя вышла очень красивая зеленая трава»). Однако, если в предложении есть «но», то что сказано до этого человек не воспринимает. Такая оценка может запутать ребенка, он не понимает, хорошо он сделал или плохо. Лучше высказать ребенку две оценки не связанные в одну (« Ты здесь провел неровные линии, и поэтому дом вышел немного кривым. А здесь ты постарался нарисовать небо, использовал яркие и подходящие цвета, и они получились у тебя очень красивые и ярко закрашенные»). Используя эту схему, мы даем ребенку понять, что он сделал верно, а что неверно. Такое оценивание не навешивает на ребенка ярлыков и помогает ему самому исправлять в дальнейшем то, что он делает, не расстраиваясь, правильно относясь к самому себе и своей деятельности.

Литература: 1.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, Речь, 2002.

Источник

20 ноября 2011

Автор КакПросто!

Родители, как правило, мечтают, чтобы их ребенок рос умным и сильным. Если им кажется, что ребенок уступает в чем-то другим, они начинают бить тревогу. Стоит ли беспокоиться о том, чтобы ребенок непременно вписывался в существующие нормативы развития, а желательно и опережал бы по всем показателям своих сверстников?

Инструкция

Пытаясь оценить развитие своего чада, знайте, что в точности ни один ребенок не соответствует стандартной, описываемой статистикой модели. Поэтапные графики овладения различными умениями и навыками усреднены. Не забывайте, что каждый малыш, как и каждый человек, абсолютно уникален!

Не волнуйтесь, если ваш малыш не торопится с тем, чтобы начать ходить, самостоятельно кушать ложечкой в полтора года? Рамки нормативных понятий в отношении речи, ходьбы, опрятности, чтения и пр. значительно расширились. Если ваш ребенок не умеет читать в 5 лет, то ничего «ненормального» в этом нет. Не заставляйте малыша перескакивать через важные для него этапы развития, если ему еще требуется какое-то время, чтобы овладеть навыком чтения. Ребенок, испытывающий определенные затруднения в 7 лет, при поддержке родных людей, вполне способен гармонично развиваться дальше. И это совсем не значит, что у него и в дальнейшем будут какие-то проблемы.

Известный американский педиатр Т. Берри Бразелтон утверждает, что дети осваивают новые навыки неравномерно, периоды продвижения вперед сменяются паузами. В это время родителям кажется, что малыш в своем развитии остановился. На самом деле ребенок просто готовится к следующему «броску», и для этого ему могут потребоваться несколько месяцев концентрации и усилий. Не ориентируйтесь только на конечный результат, ведь такие «периоды покоя» очень нужны вашему ребенку: от них зависит его гармоничное развитие.

Рассматривайте каждую особенность развития малыша в контексте ваших семейных обстоятельств. Переезд, рождение младшего братика или сестренки, болезнь, развод родителей, другая нестандартная ситуация может способствовать замедлению продвижение вперед, возможен даже «откат» назад на некоторое время. В такой ситуации оценивайте развитие своего ребенка в целом, обращая внимание на все его области – эмоциональную, чувственную, интеллектуальную, а не только на ритм. Эмоциональная гармония нужна ребенку ничуть не меньше, чем интеллектуальный коэффициент (IQ), чтобы вырасти всесторонне развитой личностью и добиться успеха в дальнейшей жизни. Довольный собой, общительный, окруженный друзьями и обладающий чувством юмора ребенок «стартует» в жизни так же хорошо, как и малыш, умеющий читать с 5 лет. Если ваш ребенок до школы предпочитает не писать или считать, а играть, то это не значит, что шансов на школьный успех у него меньше.

Развитие каждого ребенка очень индивидуально, все нормативы представляют собой лишь примерный ориентир для любящих родителей. Обращайте на них внимание, для того чтобы при необходимости помочь малышу осваивать важные этапы. Так или иначе, родители бывают слишком субъективны в оценке способностей своего ребенка, поэтому, если возникают сомнения, поделитесь ими с психологом или врачом, который сможет посоветовать, стоят ли пристального внимания обнаруженные вами «пробелы».

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник