Как правильно держать карандаш ребенку 3 года

Как правильно держать карандаш ребенку 3 года thumbnail

Учиться писать ручкой или карандашом рекомендуется задолго до школы. Оптимальный возраст – 3-4 года. Это позволит избежать проблем с учебой в будущем и необходимости переучивать дошкольника.

Важно с первых дней помочь ребенку держать карандаш в правильном положении. Если предложить трехлетнему малышу нарисовать что-либо, он, скорее всего, схватит его всей ладонью. Запомнив неправильную позицию пальцев на карандаше и ручке, переучиться даже в первом классе ему будет сложно.

Письмо и рисование – два смежных навыка, поэтому обучаться им рекомендуется параллельно. Буквы будут получаться аккуратнее, а рука – меньше уставать. Способов, как научить ребенка держать ручку правильно, масса. Ниже мы предлагаем эффективные варианты обучения. Можно использовать все подходы, один за другим, либо остановиться на одном, если он сразу даст результат.

Как научить трехлетнего ребенка держать ручку и карандаш правильно: объясняем базовые принципы

Чтобы помочь дошкольнику правильно держать карандаши и ручки, необходимо показать ему их правильное положение – под углом. Верхний край предмета должен указывать на плечо. Покажите ребенку, какими пальцами он удерживается, назовите их.

Сначала ручку или карандаш ставят на средний палец, слегка придерживая их указательным и большим. Остальные 2 пальчика (безымянный и мизинчик) не участвуют, а сгибаются к ладони. Руку твердо ставят на стол. Она не должна висеть или ерзать. Следите, чтобы малыш не напрягал кисти, рисуя карандашом. Они должны оставаться в расслабленном состоянии.

Правильно держать карандаш

Во время обучения ребенка правильно удерживать ручку, поможет нехитрое упражнение – «пинцетный захват». Необходимо, чтобы он поставил перо на бумагу в вертикальном положении, а затем ухватил его тремя пальцами за верх. Он должен постепенно опустить их вниз, пока пальчики не станут в правильное положение для работы. От пера до пальцев должно оставаться около 2 сантиметров.

Описанное упражнение хорошо подходит для освоения письменных навыков. Чтобы показать, как держать карандаш правильно, пригодится тот же подход. Однако желательно работать с более крупными принадлежностями для рисования. Малышу будет легче запомнить положение пальчиков. Допускается даже нарисовать отметки на карандаше в местах их расположения, чтобы малыш смог сначала сверять правильность техники.

Ручки для обучения дошкольников письму лучше брать стандартные. Допустимая длина – около 15 сантиметров, толщина – средняя, без граней (они могут давить на нежную кожу малыша). Не стоит покупать сувенирные канцелярские принадлежности или использовать предметы, изготовленные в рекламных целях. Это должна быть обычная ручка (карандаш), максимально комфортная для детской ладони.

Как с помощью игр научить правильно держать ручку при письме?

Существует множество простых игр, обучающих держать канцелярские принадлежности правильно. Разберем самые распространенные из них:

  • «Кладем ручку спать». Сначала родитель показывает игру на своем примере. Средний пальчик – это воображаемая кровать. Верхняя фаланга указательного пальца служит подушкой. Ее кладут под верхнюю часть ручки, которую затем укрывают покрывалом, используя большой палец. Пусть малыш попробует писать ручкой или карандашом простые фигуры. Если не получилось, переходите к другому упражнению.
  • «Играем с салфеткой». Пригодится бумажная салфетка. Ее необходимо разрезать на две части, чтобы было удобней. Удерживаем салфетку между ладонью, мизинчиком и безымянным пальцем. Ребенок держит в пальчиках карандаш так, чтобы и он остался в ладони, и салфетка. Пока она находится между пальцами, малыш будет точно удерживать предмет. Повторяйте упражнение с карандашом чаще, чтобы ребенок запомнил положение руки.
  • «Рисуем мелом». Мелки – простой и понятный инструмент, с помощью которого малыш учится рисовать. Чтобы сделать эти занятия полезными, просто поломайте один брусок на небольшие куски (длиною не более 3 сантиметров). Короткий мел тяжелее удерживать всей ладонью. Автоматически малыш схватит его тремя пальцами. Позже это научит его держать ручку в нужном положении.
  • «Дартс». Метание дротиков также можно обернуть в полезную забаву. Когда малыш берет дротик, его пальцы принимают то же положение, что и при рисовании. Поменяйте дротик на письменный предмет. Пусть ребенок постепенно опустит карандаш к игровому полю – бумаге.
  • «Точка на пальце». Упражнение не игровое, но оно максимально простое, поэтому, если перечисленные выше способы не обучили ребенка правильному письму, можете смело использовать этот. Просто нарисуйте на пальце небольшую, но яркую точку. Расскажите ученику, что размещая в своей руке карандаш (ручку), нужно укладывать его именно на отмеченное место. Подобную пометку можно нарисовать и на ручке. Скажите, что палец не должен съезжать за пометку.

Учимся писать при помощи специальных средств

Изготовители канцтоваров пришли на помощь родителям и предложили специальные средства, благодаря которым для ребенка письмо стало намного легче. Они представляют собой пластиковые, фигурные насадки с отверстиями в виде смешных зверушек.

Тренажер для правильного письма

Благодаря наличию выемок на ручке в необходимых местах, взять ее неправильно невозможно. Изделия делают и для левшей, и для правшей. Тренажер учит детей удерживать ручки в оптимальном положении.

Изготавливается насадка-тренажер из термопластичного эластомера. Она надевается на обычную ручку стандартных размеров без автоматического механизма. Преимущества тренажера:

  • Он учит правильной постановке фаланг пальцев при освоении техники письма.
  • Он удерживает кисти в расслабленном состоянии, что снижает усталость руки при длительных занятиях.
  • Родитель может научить ребенка писать, не контролируя процесс постоянно. Нет необходимости стоять над ним и проверять правильность письма.
  • Чтобы освоить технику работы ручкой или карандашом, требуется всего 2 месяца. После окончания этого срока малыш может продолжать заниматься, но уже без тренажера. Благодаря наработкам «мышечной памяти», пальцы сами помнят, как удерживать ручку.
Читайте также:  Норма лейкоцитов в кале у ребенка 3 года

В магазинах канцтоваров также можно найти трехгранные карандаши. Они идеально подходят для обучения малыша рисованию.

Моторика рук – важная часть обучения письму

Если ребенку не удается научиться работать с ручкой (карандашом), возьмите на вооружение упражнения для моторики. Они также поспособствуют выработке красивого почерка.
Мелкая моторика рук
Известно несколько доступных способов натренировать моторику рук в домашних условиях, используя подручные предметы:

  • Рассыпьте бусы в миске и попросите малыша собрать их обратно, нанизывая на нитку.
  • Вырезайте с малышом всевозможные фигурки.
  • Предложите ребенку развязать узелки, сделанные вами заранее.
  • Попросите маленького помощника пришить пуговицу к одежде или просто к лоскутку ткани.
  • Лепите из теста вместе, и вы получите двойной эффект: помощника на кухне и ребенка, умеющего работать с ручкой или карандашом.
  • Можно приобрести специальные турники для пальцев или обратиться к физиотерапевту (он подскажет комплекс упражнений).
  • Инсценируйте с малышом сказку. Пусть его пальчики станут воображаемыми персонажами игры.

Правильная осанка – залог красивого почерка

Перед тем, как научить ребенка держать ручку правильно, уделите внимание выработке правильного положения за столом. Чтобы освоение письменных навыков принесло только пользу, необходимо научить малыша грамотной посадке. Он должен освоить такие правила:

  1. Спину следует держать ровно.
  2. Стопы должны быть поставлены на ровную поверхность (пол или специальную подставку для ног).
  3. Локти не должны свисать, а твердо лежать на краях стола.
  4. Между столом и ребенком должно оставаться 2 сантиметра зазора.
  5. Тетрадь должна находиться под 30-градусным углом.

Обучая детей держать ручки, сидя за столом, придерживайтесь важного правила. Колени, линия бедер со спиной и руки на столе должны образовывать 3 прямых угла. Высота стула должна быть параллельной коленным складкам. К тому же, желательно, чтобы не только стул, но и стол имел регулировку.

Правильная осанка. Посадка за письменным столом

Рекомендуется регулировать не только высоту, но и уровень наклона столешницы. Угол может быть разным, в зависимости от вида деятельности малыша:

  • рисование карандашом – до 5 градусов;
  • работа с ручкой – около 15 градусов;
  • чтение – 30 градусов.

Общие советы для обучения детей

Знание техники, как научить ребенка держать ручку правильно, мало. Главное, организовать благоприятную атмосферу на занятиях. Работая с малышом, следуйте таким правилам:

  • Выбирайте правильное время. Обучение должно проходить в виде игры. Нудные, продолжительные уроки отобьют у дошкольника желание рисовать даже самым ярким карандашом. Выбирайте моменты, когда у него хорошее настроение, он спокоен и сам проявляет интерес к новому. Во время занятий обратите внимание на то, как малыш манипулирует ручкой или карандашом. Если вы заметили ошибки, исправляйте их сразу.
  • Добавьте в занятия веселье. Хорошее настроение поможет малышу быстро освоить технику работы с карандашом (ручкой). Предложите ему взять ручку и сравните пальчики с клювом птицы. Разыграйте сказку или небольшую сценку.
  • Контролируйте давление. Большинство неудач у детей в процессе освоения ручки связаны с тем, что ребенок слишком слабо или слишком сильно давит на бумагу. Спокойно покажите ребенку силу давления или возьмите для первых уроков фломастеры. С их помощью малыш гарантированно прорисует нужную линию, не напрягая руку.

Взяв на вооружение одну из техник работы с карандашом, а также общие рекомендации касательно положения малыша за столом, каждый родитель сможет без труда научить свое чадо рисовать и писать в возрасте 3-4 лет.

Источник

Мария Сосова
Консультация «Как научить ребенка держать карандаш»

Консультация: «Как научить ребенка держать карандаш»

Как научить ребенка правильно держать карандаш? Как выглядит правильный захват карандаша? Какие использовать упражнения и занятия для развития пальчиков малыша? Верно ли, что от того насколько правильно ребенок держит ручку, зависит и его почерк, и его осанка? Все эти вопросы ставят перед собой заинтересованные родители.

Для начала решим, действительно ли это необходимо, научить ребенка правильно держать карандаш? Учителя начальной школы обращают внимание на то, что это важно, потому что при правильной позиции пальцев рука меньше устаёт. Это, абсолютно верно, так как если указательный палец наверху, то на него приходится основная нагрузка, а он лучше всех приспособлен для выполнения мелких и точных движений.

Знакомить малыша с тем, как нужно держать карандаш, мы можем с того момента, когда он начинает использовать карандаш или кисточку по назначению, тогда нужный навык формируется автоматически.

Если же ситуация «запущена», и малышу уже 4, 5, 6 лет, то нам придётся действовать сразу в нескольких направлениях.

1. Первое, и самое главное,- необходимо создать положительную мотивацию для усилий ребёнка, чтобы он сам, и очень сильно, был заинтересован в достижении цели. Для этого маме нужно будет подключить всю свою смекалку, ведь только она знает, что привлечёт малыша. Может быть, это пример старшего брата – школьника, или пример отца, или ссылка на то, что так пишут все взрослые, или обещание подарить настоящую школьную ручку, или рассказ о том, что карандаш – это корабль, а пальцы – капитан, старший помощник и боцман, и у каждого из них своя работа и своё место на корабле. Фантазируйте, пробуйте, всё в ваших руках. И не забывайте хвалить и поддерживать дошкольника, не жалейте для этого эмоций, искренне радуйтесь его достижениям.

Читайте также:  Герпес у ребенка 3 года на глазу

2. Второе – привлеките на свою сторону и сделайте союзниками всех взрослых, которые имеют отношение к письменной и рисовальной деятельности ребёнка, чтобы и они поддерживали его усилия.

3. И, наконец, третье– чисто технические средства, «заставляющие» правильно располагать пальцы на карандаше: трёхгранные карандаши и ручки, специальные насадки на карандаш.

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так. Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.

Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец — с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, или фломастер, или кисточку в пальчики правильно.А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием: щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том, как держать карандаш «по-новому».

Немного тренировки, и малыш сам будет следить за своими пальчиками.

Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш. Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно.

Если не получилось с первого раза — немного подправьте положение пальцев. Если заметили, что карандаш снова в кулаке — остановите рисование и переложите его правильно. После десятка таких перекладываний даже годовалый ребенок начинает правильно держать карандаш.

Занятия,способствующие развитию захвата щепотью:

• Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.

• Можно играть с бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами.

Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге). Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три — не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке. То есть, держать-то можно, но рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками — щепоточкой.

Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно).

Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и карандаш.

Если опять начнет держать в кулачке, вернитесь назад — только мелки. И порисуйте ими еще пару недель.

Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.

Обратите особое внимание на то, как сидит ваш ребенок при рисовании.

Он должен знать правила:

• сидеть прямо;

придерживать бумагу рукой, свободной от рисования;

• локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.

Ну и конечно, развиваем мелкую моторику (шнуровки, перекладывание мелких предметов, наклейки и аппликации, пальчиковая гимнастика, рисование (пальчиками, мелками, палочками на песке и т. д.)

Развивайте пальчики малыша. Давайте малышу отщипывать пластилин, катать его между пальчиками и лепить на доску. Поиграйте «в Золушку» — смешайте разноцветные крупы и попросите ребенка рассортировать их по разным чашкам. Важно научить его напрягать и расслаблять пальцы, для этого полезны разнообразные пальчиковые игры типа игры «в замок».

Сделайте так, чтобы ребенку было интересно учиться. Приготовьте ему для занятий интересную раскраску с любимыми героями или красочную тетрадь для занятий.

Предлагаем вам небольшой, но любопытный эксперимент, который поможет вам в этом деле.

1. Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.

2. Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Посмотрите, как это сделано на фото ниже, и помогите ребенку сделать так же.

Читайте также:  Как связать рукав спицами ребенку 3 года

3. Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.

4. Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.

Исп.: воспитатель

Сосова М. С.

Источник

Малыши берут карандаши и ручки как им удобно. Как правило, это не правильный захват пишущего инструмента. Если во время не помочь ребенку сформировать умение, неправильная привычка укоренится.

Какие могут быть последствия:

— у ребенка быстро устает рука во время работы;

— формируется плохой почерк;

— уменьшается скорость письма;

— портится осанка;

-ухудшается зрение.

Когда начинать обучать правильному брать карандаш?

Приучать ребенка необходимо с самого раннего возраста. Когда малыш только начинает брать погремушку, ложку. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче в будущем ребенок сможет адаптироваться к школе. Но все же самое оптимальное время примерно в 2-3 года.

Вот так выглядит правильный захват ручки, карандаша или любого другого пишущего инструмента:

Признаки неправильного захватывания ребенком пишущего инструмента:

— удерживает карандаш в кулаке;

-сильно сдавливает карандаш в руке;

-держит большой палец на карандаше ниже указательного;

-пальцы расположены на карандаше слишком низко или слишком высоко;

-рисуя, вращает листок бумаги,а не карандаш.

-верхняя часть карандаша направлена не к шее, а к плечу.

Если вы заметили у своего малыша один или несколько из этих признаков необходимо помочь ему это исправить.

Проверить правильность захвата, можно так:

Попросить ребенка поднять указательный палец. Карандаш должен остаться на месте.

Но, прежде чем приступить обучению, правильно держать карандаш или ручку, необходимо научить ребенка сидеть за столом.

Методики, с помощью которых можно помочь ребенку научиться правильно держать пишущий инструмент:

Каждая из методик действенна на 100%, выбрать можно любую, наиболее подходящую вашему ребенку.

1. Захват «пинцетом».

Ребенок ставит карандаш грифелем вниз перпендикулярно листу бумаги. Далее необходимо захватить тремя пальцами (большой, указательный и средний) верхнюю часть карандаша. Пальцы скользят вниз до положения, при котором будет удобно писать.

2. С помощью салфетки.

Необходимо взять обычную бумажную салфетку и сложить ее в несколько раз. Ребенку нужно прижать ее к ладони 2мя пальцами (мизинцем и безымянным). Оставшиеся «рабочие» пальцы правильно захватывают карандаш. В процессе письма салфетка должна оставаться в ладони.

3.Мелки.

Обычные мелки (подойдут восковые и пастель) разломить на кусочки примерно по 3 см. Такие маленькие кусочки дети будут держать как раз 3 мя «нужными» пальцами. Они привыкают так держать и затем постепенно можно переходить к другим пишущим инструментам.

4. Метка.

Необходимо нарисовать на среднем пальце и на карандаше (примерно на 1,5 см. выше от грифеля) точки. Объяснить малышу, что эти точки должны совместиться.

Можно придумать какую — нибудь историю, про карандаш и пальцы. Например, что карандаш устал и ему нужно отдохнуть, поспать. Кроватью служит средний палец, подушкой указательный, одеялом -большой пальцы.

5. Насадка на карандаш или ручку.

Такую насадку можно купить в канцелярских отделах. Они могут быть в виде зверюшек птиц и т.д. С выемками и углублениями для правильной постановки пальцев руки.

6. Ручки-тренажеры.

В магазинах с канцтоварами можно так же приобрести и ручки — тренажеры. Такие ручки трехгранной формы, со специальной насадкой с выемками для правильной постановки пальцев ребенка.

Вообще желательно подбирать ребенку первые карандаши, ручки и фломастеры с трехгранными или шестигранными формами.

7. Игра Дартс.

Подойдет для детей 5-6 лет. Метод держания дротиков помогает малышу понять как правильно держать карандаш. Так как бросить дротик ребенок сможет только 3-мя пальцами. Игра в Дартс поможет подготовить кисть ребенка к письму.

8. С помощью резинки.

Подойдет канцелярская резинка. Ее одевают на запястье, далее перекручивают и одевают на верхний конец карандаша. Таким способом, мы добиваемся правильный наклон.

Если ребенок левша

Начинайте наблюдать за ребенком с 2-2,5 лет, какая рука у него ведущая. Но только в 4 года уже точно станет понятно левша ребенок или правша.

Если все же ребенок левша, то держать ручку нужно точно в таком же положении, но в левой руке. Важно следить, чтобы рука не была над строкой при письме.

При покупке ручки-тренажера или насадки на карандаш, следите, чтобы было указано, что они предназначены для левой руки.

Советы и правила:

— занятия должны проходить в игровой форме;

-не заставляйте ребенка;

-не долгие по времени (зависит от индивидуальности ребенка);

— занятия должны быть регулярными;

— тренируйте мышцы руки малыша, для более успешного «управления» пишущим инструментом. (Лепка из пластилина или теста, пришивание пуговиц, нанизывание бусин на нитку и т.д.).

С помощью вышеперечисленных упражнений и советов каждый родитель сможет научить ребенка правильно держать любой пишущий инструмент. Но и конечно понадобится терпение, не торопите малыша. Каждый ребенок индивидуален! Ваша поддержка и настрой поможет малышу быстрее освоить этот навык!

Источник