Как правильно адаптировать ребенка к яслям в 2 года

Ольга Спицына
Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду»

Часто родителизадают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптацияк ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду.

Форма проведения консультации для родителей: информационно-аналитическая.

Предварительная подготовка к проведению консультации «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду:

• психолог проводит с родителями группы тестирование «Готовность моего ребенка к детскому саду»;

• воспитатель подбирает необходимый информационный материал по теме консультации;

• воспитатель вместе с психологом составляют социальные паспорта семей и проводят их анализ;

• за две недели до проведения консультации в раздевалке группы выставляется «Ящик доверия», в который родителям предлагают помещать все интересующие и вопросы по поводу адаптации детей. Перед проведением консультации все вопросы анализируются и на консультации на них даются исчерпывающие ответы.

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает ревами. Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.

Вопрос: «Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать». Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у каждого будет своя. Все зависит от степени адаптации детей.

Выделяют 3 фазы адаптационного периода:

• Легкая. Длится от 1 до 16 дней.

• Средняя. Длится от 16 до 32 дней.

• Тяжелая. Может длиться до 64 дней.

Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду

Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы исчезнут.

Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:

o не сформированы культурно-гигиенические навыки;

o он не умеет самостоятельно играть с игрушками;

o режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.

• Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.

•Биологические причины:

o сильный токсикоз у мамы в период беременности;

o осложнения при родах;

o болезни в первые три месяца жизни.

• Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.

• Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.

• Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.

Как облегчить период привыкания к детскому саду

Принимая во внимание вопросы, которые были заданы в период подготовки к консультации «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду», был сделан вывод, что, оставляя ребенка в детском саду, родители беспокоятся, как он проведет день без них. Это нормальная реакция, ведь кроха остается с чужими людьми. К тому же, нежелание малыша заходить в группу, слезы, просьбы забрать его немедленно домой любую маму заставят волноваться. Поэтому хотим поделиться важными рекомендациями, как облегчить ребенку период адаптации.

•Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений.Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.

• Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.

• Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.

• Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером, целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.

Читайте также:  Как достать сопли у ребенка 2 года

• Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать «ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не попадете.

• Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т. д.

• Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.

• Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.

Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка

Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к садику:

• Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?

• Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.

• Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.

Во время подготовки консультации для родителей вы имели возможность задать анонимно интересующий вопрос, опустив его в «Ящик доверия». Сейчас пришло время ответов на эти вопросы. (Воспитатель зачитывает вопрос и дает на него ответ).

Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду

Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду.Поиграйте со своими детишками в такие игры:

«Детский сад»

Во время игры в детскийсад может быть много сюжетных линий:

«Дети собираются на прогулку».

«Дети обедают».

«Дети приходят в детский сад».

«Дети готовятся к дневному сну».

«Дети на прогулке».

Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.

«Сочиняем сказку»

Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее.Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось,что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».

«Хорошо-плохо»

Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши,при отрицательном грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».

Варианты вопросов:

• играть с игрушками в детском саду;

• плакать утром;

• дружить с другими детками;

• стесняться попроситься в туалет;

• самостоятельно кушать суп;

• мешать деткам спать во время дневного сна;

• делать утром зарядку и т. д.

В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.

Источник

Екатерина Просвирнина
Адаптация детей 2–3 лет в детском саду

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Многие детки поначалу на удивление охотно идут в группу, достаточно легко переживают разлуку с мамочкой, но затем ревом и криками выражают свой протест. Конечно, встречаются малыши, которые не плачут и с радостью спешат к тете-воспитательнице. Но таких детей очень мало, у остальных привыкание затягивается на долгие месяцы.

Читайте также:  Костюм деда мороза ребенку 2 года

Почему так происходит?

Психологи определяют адаптацию как приспособление организма к новым условиям, требующее от него огромных энергетических затрат и зачастую приводящее к стрессу.

Что такое адаптация? Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

В привычный мир ребенка буквально врываются следующие перемены:

ему уделяется меньше персонального внимания;

меняется дневной режим;

отсутствуют близкие люди;

приходится постоянно контактировать со сверстниками;

необходимо слушаться незнакомого взрослого.

нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);

нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);

меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Последствия стресса – почему дети плохо себя ведут?

Изменения детского поведения зачастую сильно пугают родителей, что они начинают думать – этот «кошмар» никогда не закончится и малыш не сможет привыкнуть к детскому саду.Не стоит драматизировать: негативные поведенческие особенности являются обычными для многих детей, которые привыкают к новой ситуации, и исчезают по мере адаптации.

Слезы и страх.

Сначала ребёнок показывает весь спектр негативных эмоций: плачет вслед за всеми, не хочет заходить в группу, не даёт снять с себя одежду.

Снижение общительности.

Иногда, даже хорошо говорящие дети замыкаются в себе, отказываются контактировать с социумом. Это вполне естественно – у 2-3-летних малышей отсутствует сюжетно-ролевая игра, они играют параллельно друг другу.

Низкий познавательный интерес.

из – за стресса дети не интересуются интересными игрушками, вовлечь их в образовательный процесс сложно. Ребенок сидит в сторонке, предпочитая наблюдать за действиями взрослых и одногруппников.

Обратное развитие.

Ребёнок «теряет» ранее приобретенные социальные,которые успешно применял дома: перестает одеваться, использовать столовые приборы, горшок.

Деградация речи.

Дети, которые хорошо говорили, начинают опять говорить «младенческие» слова – например, бибика.

Изменение двигательной активности.

Одни дети становятся гиперактивными, другие – заторможенными и медлительными. Подобные перемены зависят от индивидуальных особенностей, в первую очередь, от типа темперамента.

Нарушение сна

В спальню идут со слезами и криком. А если засыпает, то постоянно просыпается и всхлипывает.

Пониженный аппетит

Есть дети которые спокойно садятся за стол кушать, а есть дети, которые могут «объявить голодовку». Но спустя не которое время они всё — таки садятся за стол.

Частые заболевания

Сопротивляемость организма заметно снижается, любой сквозняк способен вывести ребенка из строя на неделю. Неудивительно, что каждый раз адаптацию приходится начинать буквально с нуля.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного образования.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем ребенке, рассказывайте больше.

Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как можно более безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.

Что же для этого нужно?

1.Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».

2. Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.

3. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!

4. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.

5. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков) не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.

6. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде.

7. Заранее готовьте ребенка к временной разлуке.Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты — в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!

Читайте также:  Пшенная каша ребенку 2 года

Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день Вы приводите ребёнка на несколько часов; А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его до обеда, когда на дневной сон, а потом уже и на целый день.

Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.

Источник

мои девочки

Для любого ребенка поход в детский сад — это стресс. И задача родителей и воспитателей — чтоб этот период прошел как можно быстрее и незаметно. Поэтому психологи и педагоги вибрали основные правила для родителей, чтобы адаптация ребенка к саду прошла безболезненно и легко.

1. Отдавать ребенка в детский сад лучше всего в теплое время года, когда дети больше гуляют, когда хорошая погода и меньше вирусных инфекций.

2. За неделю-две до начала хождения в садик нужно приучать ребенка к такому же режиму дня, готовить еду, похожую на такую, которую готовят в саду. Если вы приучите ребенка заранее вставать рано и делать тихий час в те часы, как по режиму садику, ребенок на 2 стресса получит меньше непосредственно в саду.

3.Учите навыкам самообслуживания. Очень важно дома научить дитя одеваться, раздеваться, кушать ложкой, ходить на горшок.Важно чтоб ребенок мог попросить о любой помощи взрослых.

4. Сформировать ребенку положительную установку на сад. Никогда нельзя пугать ребенка садиком. Такие фразы как » не будешь слушаться — отдам в садик», или » в садике никто за тобой бегать не будет» , могут сформировать у ребенка страх к садику, он будет думать что там плохо, там плохие дети и взрослые, которые обижают. Наоборот нужно рассказывать о садике положительные вещи: что там много деток, с которыми весело играть, что воспитатели и няни добрые, будут учить деток многим интересным вещам, будут играть на улице, кататься на качелях и т.д.

я и моя доченька

5. Никогда не обманывайте ребенка. Нельзя говорить ребенку, что оставляете его просто немножко поиграть, на полчасика, а потом заберете. Нужно сразу говорить правду, что мама на работе, и заберет малыша вечером. Попросить, чтоб ребенок не скучал , а весело проводил время.

6. Приучать ребенка играть одному, без мамы, быть самостоятельным.

Не нужно слишком привязывать ребенка к себе, постоянно сидеть с ним , брать с собой на кухню, у ванную и т.д. Ребенку намного легче будет без вас в саду, если вы дома ему будете давать быть самостоятельным, непривязанным к «маминой юбке» !

7. Прищепить ребенку навыки общения. Учить ребенка делиться игрушками, общаться с детками и взрослыми, говорить, что ему нужно, что он хочет. Это важно, так как в саду это просто необходимость. Иначе ваш малыш будет сидеть в углу и молчать , что очень плохо скажется на психике в будущем.

8. Общайтесь с воспитателями уважительно и доброжелательно. Так как ребенок будет наблюдать за мамой, как она говорит с воспитателем, так же и малыш отнесется к педагогу. Если мама спокойна, приветливая и доброжелательная, ребенок со спокойной душой будет доверять » хорошей тете».

9.Обязательно прощайтесь, не убегайте от ребенка. Следует спокойно попрощаться и уйти на роботу, тогда малыш будет ждать маму и знать, что она вернется. Когда мама убегает, думая что так будет лучше, ребенок может себе напридумывать ,например, что мама его бросила и т.д. и следующий раз не отпустит маму не на секунду, и будет истерика 100%.

10. Не нужно отучать ребенка от привычек, даже вредных во время адаптации. Так как ребенок переживает стресс не нужно делать его еще больше.

11. Давайте ребенку больше внимания, любви, ласки. Ребенка нужно больше обнимать, целовать, говорить о своих чувствах к нему,проводить больше времени с ним после работы , чтобы компенсировать нехватку мамы в садике!

12. Если ребенку трудно расставаться с мамой, пусть в сад его отводит папа, бабушка или тетя. Хотя бы по началу.

13. Помните, ребенок чувствует вашу тревогу! Не нужно себя накручивать, стоять под дверью или бегать вокруг садика, переживая за свого малыша. Ведь ребенок чувствует тревогу матери, начинает сам бояться оставаться в незнакомом месте.Поэтому, контролируйте свои эмоции!

14. Принимать чувства ребенка. Нельзя ругать ребенка за сльозы.Нужно спокойно поговорить, успокоить и поддержать свое чадо, сказать, что вы его понимаете, что это нормально и скоро пройдет, что у него появляться друзья и он перестанет скучать.

Легкой вам адаптации!!!

Источник