Как повысить стрессоустойчивость ребенка 5 лет
Профессор, директор Института возрастной физиологии Марьяна Михайловна Безруких рассказала об основных факторах развития хронического стресса и о том, как не допустить, чтобы естественное напряжение у ребенка перешло в хроническую форму.
Обычный стресс — это универсальная реакция человека на любые внешние раздражители: смену образа жизни, конфликты, сложности, неудачи… Иными словами, это совершенно нормально. А вот хронический стресс — это большая проблема, которая не дает ребенку развиваться, нормально учиться, общаться и радоваться жизни.
Как зарождается хронический стресс?
Все начинается с чувства первичной тревоги. Оно возникает, когда ребенок на короткий срок сталкивается с раздражителем: например, впервые услышал, как ссорятся мама и папа на кухне. Пошел сделать прививку. Впервые проспал, собирался в школу как на пожар и бежал до автобуса, чтобы успеть до звонка. Первичная тревога в общем не опасна для психики ребенка и даже может играть роль развивающего тренажера: мы пережили короткий стресс, осмыслили, что это такое с нами было, запомнили состояние дискомфорта и приготовились ко второй стадии — сопротивлению.
Сопротивление начинается тогда, когда раздражитель возвращается снова и снова или его воздействие вообще не прекращается. Например, постоянный страх получить двойку по математике, напряженная атмосфера дома, мама все ругает и ругает, что ты такой неряха и у тебя вечный беспорядок… Организм ребенка уже знаком с ощущением стресса и сопротивляется всеми возможными способами. Многим родителям этот период знаком как период постоянной «войны»: «Не пойду я в школу», «Не хочу в детский сад», «Не буду мыть голову», «Не хочу, чтобы вы ссорились», «Перестаньте меня ругать»… Именно на этом этапе организм детей начинает иногда «выдавать» первые психосоматические реакции: вялотекущие простуды, бессонницу, навязчивые движения.
Если на этом этапе источник беспокойства не исчезнет, мы рискуем перейти к ситуации хронического стресса, который грозит общим истощением. Ребенок чувствует себя все хуже, болеет все чаще, никак не может сосредоточиться, плохо учится и уже как будто не очень всему этому сопротивляется. На борьбу со стрессом у него уходят все жизненные силы, а на развитие и благополучную жизнь уже ничего не остается. К этому «букету» иногда присоединяются энурез и другие серьезные проблемы со здоровьем.
Где искать причину?
Хорошо, когда проблема лежит на поверхности: вы только переехали в новый дом, ребенок пошел в школу, сменил класс, у него проблемы со сверстником, конфликт с учителем, родители на грани развода, тяжело болеет любимая бабушка… Примечательно, что все эти факторы относятся к одной категории — социально-психологических. Но есть и две другие группы, которые не всегда столь очевидны даже для очень внимательных и заботливых родителей. Обо всех трех поговорим подробнее.
Физиологические факторы развития стресса:
- Голод. Утром завтракать не хотелось, в школе каша была невкусная, сразу после уроков пришлось бежать на тренировку… И вот, пять часов вечера, у ребенка в желудке за весь день побывали два печенья и бутерброд. Он голоден, возможно, даже не отдает себе в этом отчета, и его желудок уже сжимается от одной мысли, что завтра будет еще один такой же день, и снова он не успеет толком ни позавтракать, ни пообедать… Комментарии излишни: распорядок нужно наладить так, чтобы ребенок был сыт в течение дня.
- Жажда. Позаботьтесь о том, чтобы вода всегда была доступна. Давайте с собой бутылку воды на прогулки, тренировки и экскурсии, следите за тем, чтобы кулер в классе или в детском саду был всегда в рабочем состоянии. Кроме того, нужно, чтобы воспитатели и учителя случайно не «перекрывали» доступ к воде срочными делами или дисциплинарными упражнениями: даже если вы на перемене дописываете контрольную, у детей должно быть время, чтобы утолить жажду.
- Шум. Есть дети, которые особенно чувствительны к громким звукам или постоянному монотонному шуму. В первом классе они часто приходят домой и ложатся спать: устали от гула, свиста, громких голосов. Даже если ваши дети сами часто бывают источником страшного шума, нужно уважать их право отдыхать, читать, делать уроки в тишине. Не включайте телевизор и постарайтесь унять шумных младших детей, пока старшие заняты умственным трудом или отдыхают после школы.
- Кислородное голодание. На него дети жалуются реже, чем на голод и жажду, но именно перманентный недостаток кислорода часто является причиной плохого самочувствия. Следите за тем, чтобы помещение, где находится ребенок, регулярно проветривалось, и найдите возможность выходить на прогулку хотя бы на час-полтора в день.
- Травмы, болезни, общая интоксикация организма. Недолеченная простуда, наличие очага воспаления, боль, сильный ушиб — все это отнимает силы, раздражает, мучает, и на восстановление после любого недомогания нужно время. Зачастую больше, чем определяет лечащий врач.
- Физические и психоэмоциональные перегрузки. Если пришлось три часа подряд учить английский, писать по четыре контрольных на неделе, сильно выкладываться на тренировках, то нет ничего удивительного в том, что после этого у ребенка обнаруживаются признаки стресса. Обратите внимание: физические перегрузки происходят не тогда, когда ребенок много бегает или активно занимается спортом (это как раз способствует «обнулению» и выходу из состояния стресса). Больше всего нагружен ребенок, когда ему приходится долго находиться в статичных позах, не шевелиться и накапливать напряжение в теле. Чтобы расслабиться, нужно обязательно делать паузы, ограничивать нахождение в статике, делать гимнастику как для всего тела, так и для спины, шеи, пальцев и кистей рук.
- Недостаток сна. Сон — это важно. Если приходится выбирать между сном и уроками, занятиями, другими серьезными делами — выбирайте сон.
- Режим ограничения времени. У каждого человека есть свой внутренний темп, удобный и органичный для проживания жизни и выполнения различных задач. Некоторые дети по природе достаточно медлительны. Для них источником стресса является ситуация, когда им нужно постоянно успевать, бежать, спешить, укладываться во временные промежутки. Постарайтесь не торопить ребенка на каждом шагу: если только можно потерпеть, подождать хотя бы несколько минут, используйте их, чтобы дать ребенку отдых от постоянных попыток попасть в ритм жизни.
Это далеко не все факторы стресса, связанные с физиологическими недомоганиями ребенка. Хронические заболевания, неудобная одежда и обувь, вынужденные асимметричные позы, сложности с посещением туалета или просто необходимость подолгу терпеть — все это может стать стрессовым фактором.
Чем можно помочь?
Во-первых, просто не забывать об этой значимой группе причин стресса. В этом месте тоже можно «искать», если ребенок вдруг стал раздражительным, нервным, обзавелся навязчивыми движениями или стал вдруг хуже учиться.
Во-вторых, накануне серьезных социально-психологических потрясений (смена места жительства, развод родителей, начало учебы в школе, смена школы и т.д.) нужно постараться обеспечить детям максимальный базовый комфорт. Наладить питание и сон, сохранять прогулки и двигательную активность, долечиваться и давать ребенку время на восстановление.
Социально-психологические факторы развития стресса
Не будем перечислять все возможные глобальные изменения в повседневной жизни ребенка: нам и так обычно бывает ясно, почему вдруг все «посыпалось». Скажем лишь о двух факторах, наиболее скрытых и неочевидных:
- Состояние неуспеха. Детям больно, когда взрослые ими недовольны. Глубина переживаний у каждого ребенка своя, но есть и такие дети, которые просто не могут вынести, когда близкий человек демонстрирует недовольство ими. Конечно, если ребенок однажды натворил что-то из ряда вон выходящее, вы выскажете ему все, что думаете, и это будет кратковременное воздействие стресса. Но если ребенок «не вылезает» из таких ситуаций, у него развивается хронический стресс.
- Ситуация неопределенности. Об этом факторе мы часто забываем. Детям крайне необходимы прозрачные и понятные правила: за что их похвалят, а за что отругают. Что бывает в будни, а что — в выходные. Какие события произойдут завтра утром обязательно (завтрак, чистка зубов, прогулка, чтение на ночь и т.д.), а какие могут и не произойти. И это тоже нормально. Если ребенок не знает, где он будет жить через пару месяцев, не забудут ли ему пожелать спокойной ночи, будет он сыт или голоден, будут его ругать за двойку или скажут: «Ерунда, ничего страшного», — ему не на что опереться, он пребывает в постоянном нервном напряжении. Поэтому есть смысл создать более или менее единообразную систему жизни. Конечно, часть решений вы с ребенком будете принимать «по настроению», но общая канва, система понятных «можно» и «нельзя». «хорошо» и «плохо» пусть будет неизменна для всей семьи.
Чем можно помочь?
Прежде всего, не брать на себя слишком много. Понятно, что исключить из жизни ребенка внешние раздражители не получится; да это и не требуется, чтобы помочь ему справиться со стрессом. Главная задача — не упустить скрытые психологические факторы стресса, такие как частые неудачи в той или иной сфере, насмешки, которые кажутся безобидными, отсутствие близких друзей.
Эмоциональные факторы развития стресса:
- Травма привязанности. Если у ребенка утерян контакт с близкими взрослыми, он с любыми стрессовыми ситуациями справляется тяжелее и дольше.
- Недостаточный эмоциональный контакт с родителями. Мы разные: кто-то более открыт, кто-то более замкнут и внешне холоден. Закрытость родителей может быть для ребенка дополнительным стрессовым фактором.
- Недостаточно развитый эмоциональный интеллект. Психологи и педагоги отмечают, что сейчас очень часты случаи, когда дети развиты интеллектуально, они много читали, обладают энциклопедическими знаниями, хорошо усваивают новые знания, но им сложно справляться с собственными эмоциями и понимать эмоции других.
- Эмоциональное насилие. Это не только насмешки, издевательства, наказания и другие явные признаки. Игнорирование, отказ от контакта с ребенком, небезопасная и недостаточно дружелюбная атмосфера также являются источниками хронического стресса.
Чем можно помочь?
На этапе подготовки ребенка к школе, детскому саду и любому другому крупному изменению в жизни уделите внимание эмоциональному состоянию: старайтесь дать ему не только и не столько знания, сколько теплоту и поддержку. Старайтесь находить время, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним, придумайте поддерживающие практики, ритуалы, которые позволят ребенку прожить все свои эмоции: гнев, огорчение, грусть, страх.
Будет здорово, если даже в самые сложные периоды жизни вы сможете найти поддержку друг в друге: повеселиться, почитать смешную книжку или просто обняться, перед тем как вернутся на поле брани с повседневными делами.
Марьяна Безруких
Источник
Как сделать ребёнка стрессоустойчивым?
Что такое стресс, стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивый ребёнок – это, прежде всего, стабильный в поведении, уравновешенный, можно сказать даже – предсказуемый. Он всегда «здесь и сейчас» в контексте событий, к нему всегда можно обратиться. То есть он готов ко всему происходящему. Такое состояние не сказка и не чудо. Оно осознанно формируется взрослыми в двух направлениях: психологическом и биологическом. Это формирование эффективных жизненных стратегий, навыков, мировоззрения, за счёт поддержки и веры в ребёнка. Это также здоровый образ жизни, сбалансированное питание, хороший сон, что поддерживает хороший иммунитет и хороший обмен веществ, а без хорошей работы организма никакой стресс не пережить.
Стресс (от английского слова stress) – давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение. Первоначально термин использовался в физиологии для обозначения неадекватной реакции организма на неблагоприятное воздействие (Т. Селье). В работах учёных, где изучались психологические проблемы стресса, доказывается зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации, от психологической структуры личности (отношения к трудностям, неудачам, уверенности и неуверенности в своих силах и т. д.)
Люди испытывали стресс всегда, и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы неоспорима, т. к. ритм жизни становится всё более интенсивным.
Сама жизнь ребёнка – это сплошной стресс, т.к. ребёнок не управляет событиями своей жизни, любое новое внезапное решение родителей, особенно то, что касается жизни семьи, — стресс. При этом у ребёнка ещё нет эффективных навыков адаптации к жизни, он действует методом проб и ошибок. Ребёнку постоянно нужна поддержка родителей, а её часто не хватает. Стрессов не избежать, но стресс без поддержки – очень тяжело. Знаете, почему в детских садах дети болеют? Отнюдь не потому, что там больше инфекций. Первично – снижение иммунитета на фоне стресса, а уже потом инфицирование. Родителям в таких случаях надо не просто лечить и закалять ребёнка, а вселить в него ощущение их постоянной поддержки, чтобы это переросло в его уверенность, что они рядом, что он сильный, что всё хорошо и они вместе – и это чувство даст ему потом ощущение благополучия.
Условия формирования стрессоустойчивости
Благополучие ребёнка начинается с благополучия родителей. В сказках часто есть такой сюжет: два героя последовательно или одновременно в поисках решения какой-то проблемы добираются до волшебника, который открывает перед ними потаённые комнаты с сокровищами. Один набирает кучу всего, суетится и не может унести – в итоге или теряет всё или даже гибнет. А другой берёт что-то одно, часто не существенное, но именно «это» помогает потом герою достичь цели. Кто из них благополучный – т.е. кто «благо» получил? «Благо» вселяет в героя состояние веры в себя, в то, что он умеет взаимодействовать с этим миром. Получать желаемое, где надо, когда надо и сколько надо в адекватных, реальных пропорциях. Секрет благополучия – в навыках хорошей адаптированности к жизни.
Обеспечение благополучия родителями и безопасности психического состояния ребёнка – важнейшее условие профилактики неврозов и депрессивных расстройств у детей.
Мы всеми возможными способами пытаемся оградить своих детей от столкновения со стрессовыми ситуациями, а потом, когда ребёнок подрастает, удивляемся, почему он не справляется с жизненными неудачами. Слишком заботливые мамы не понимают, что стресс – это не всегда плохо, ведь это реакция организма на новую необычную ситуацию.
На самом деле стрессовые факторы могут положительно влиять на ребёнка. Например, он впервые идёт с родителями в поход или выезжает на отдых. Для ребёнка это новая обстановка, но он получает положительные эмоции, и такой стресс только на пользу.
Не меньше эмоций вызовет радуга на небе, роса на траве, совместные с родителями прогулки в лес, кормление птиц, белочек, игры, чтение на ночь книг, — вызовут у ребёнка огромное количество положительных эмоций, что, несомненно, скажется на развитии у него стрессоустойчивости.
Но научить ребёнка противостоять стрессам легче, чем научить этому уже взрослого человека, который в детстве не научился адекватно реагировать на сложные ситуации. Поэтому создание безопасной ситуации в семье, обстановки взаимопонимания и поддержки, желание помочь в любой ситуации, формирование позитивного образа «Я», самооценки ребёнка очень важны. Например, один из приёмов повышения самооценки ребёнка, принятия своего тела, имени, семьи – совместное с родителями изготовления альбома «Это я!». Работа над этим альбомом позволит ребёнку рассказать о себе, о своих положительных качествах, сам ребёнок посмотрит на себя со стороны, и может, откроет что-то очень важное.
Странички альбома:
- Это я (фотографии или рисунки).
- Меня зовут (имя, аппликация с именем, значение имени).
- Мои родители (имена, фотографии или рисунки).
- Моя семья (имена, фотографии или рисунки).
- Я живу (рисунок своего дома, фотография ребёнка).
- Я люблю (предпочтения в еде, с какими игрушками любит играть, короткий рассказ).
- Я красивый (например, портрет ребёнка в карнавальном костюме, покупки какой-либо одежды, которая ему понравилась).
- Я сильный и ловкий (рисунок с мячом, со скакалкой).
- Я мечтаю (например, рисунок полёта в космос, изображение в качестве капитана корабля).
- Я научился (рисунок, изображающий какое-то действие, которое освоили ребёнок, например что-то мастерит).
- Я хожу в детский сад (рисунок, изображающий какую-либо ситуацию в детском саду).
- Мои друзья (рисунок с другом).
- Я увлекаюсь (рисунок, изображающий то, чем любит заниматься ребёнок. Например, играть в футбол, вышивать, создавать украшения из бисера).
Многие проницательные родители и педагоги понимают стрессоустойчивость у взрослого человека не возникает вдруг и внезапно, её основы постепенно и целенаправленно следуют развивать в дошкольном возрасте.
Стрессоустойчивость – комплексная черта, способность, которая имеет несколько характеристик. Основу стрессоустойчивости, её фундамент составляет наличие (степень сформированности) у человека самопринятия или любви к самому себе. Речь идёт о безусловном принятии самого себя таким, какой человек есть, со всеми достоинствам и недостатками. Самопринятие – это жизненная опора человека.
Вторая характеристика стрессоустойчивости – оптимизм, или общее позитивное отношение к различным событиям жизни, в т. ч. Позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому.
Третья составляющая стрессоустойчивости – овладение дошкольником стратегиями преодоления негативных эмоций, например, страха, печали, злости.
Четвёртая составляющая стрессоустойчивости – умение расслабляться.
Стрессоустойчивость человека можно сравнить с деревом:
- Корни – самопринятие – главная опора дерева, помогающая противостоять любым невзгодам и испытаниям;
- Ствол – оптимизм – постоянный позитивный контакт с миром, ориентир на лучшее, что есть в мире;
- Ветви – стратегии преодоления негативных эмоций – они включаются (разворачиваются, гнуться или сопротивляются) при опасности;
- Листья – умение расслабиться – позволяют получить позитивную энергию и питание от солнца и воздуха для роста дерева.
Способы развития стрессоустойчивости
Чтобы сформировать у ребёнка стрессоустойчивость, необходимо, чтобы, в первую очередь, он чувствовал себя защищённым.
Чтобы ребёнок был защищён, надо:
- Всегда давать ему выговориться, даже если вы считаете, что это ерунда, а у вас куда более важные дела. Ведь потом выяснится, что важнее нормального отношения в семье ничего нет. Ваш ребёнок – это ваше будущее, ваше благополучие и ваша защищённая старость;
- Постараться вместе ответить на волнующие ребёнка вопросы, помня, что ему очень важно не оставлять это на потом, а сейчас разобраться и понять в чём суть проблемы, даже годовалому младенцу. Недопонимание и нерешённость проблем ложится тяжким бременем на все существование человека, вносит диссонанс в жизнь, неуверенность в самом себе и ведёт к конфликтам с окружающими.
- Показать ребёнку, что он любим и нужен, это не должно подразумеваться, это должно быть показано и высказано, потому что, когда у ребёнка неприятности, ему нужна реальная поддержка и забота, тепло и ласка, доверие и сочувствие.
Для определения стрессоустойчивости ребёнка можно провести тест. Попросить малыша представить следующую ситуацию.
«Маленький птенчик выпал из гнезда в плохую погоду и оказался посреди леса. Как думаешь, что он будет делать?»
В зависимости от того, какой ответ даст ребёнок, можно судить о его стрессоустойчивости. Если малыш утверждает, что попробует сам найти дорогу или попросить о помощи окружающих, то в таком случае можно говорить о хорошей стрессоустойчивости. А вот если ребёнок говорит, что птенчик бы испугался, расплакался и просто ждал бы помощи, то у него неразвита стрессоустойчивость.
Источник