Как понять заикается ли ребенок в 3 года
В группе было много вопросов про заикание. Давайте для начала разберемся, что такое ритм речи.
Ритм речи и как он формируется у детей
- ритм речи — сложный феномен, поскольку в спонтанной устной речи он не всегда бывает правильным и равномерным
- чередование ритмических единиц — слов и фраз происходит не через абсолютно равные промежутки
- слова и фразы отделяются друг от друга паузами и дыханием
- речевой ритм всегда опирается на смысловую сторону высказывания
- благодаря ритму речь звучит плавно и легко воспринимается
В устной речи есть два ритма — слоговой и словесный. В речевом развитии дети сперва осваивают слоговой ритм, через лепетную речь и первые слова. Позже формируется словесный ритм, когда в речи появляется фраза.
Ритм речи совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. При этом у детей могут быть незначительные ритмические нарушения — запинки — повторение первого и последнего слога в слове, повторение целого слова несколько раз или пауза внутри слова.
Когда ребёнок развивается в условиях билингвизма, ему приходится разделять не только звуки и слова разных языков, но и количество слогов в каждом слове, продолжительность фразы и особенности расстановки ударений. Ведь каждый язык имеет свои ритмические особенности: в русском языке преобладает словесный ритм и свободное ударение, а во французском — слоговой ритм и фиксированное ударение. Поэтому в речи детей с билингвизмом повторения, остановки в речи встречаются чаще.
Что вас должно насторожить:
- запинки присутствуют в речи ребёнка каждый день;
- повторение слогов усиливается при волнении;
- возникает сильное напряжение в мышцах лица во время речи.
В этом случае, возникает риск развития заикания — нарушения ритмической организации речи из-за судорог мышц дыхательного, артикуляционного или голосового аппарата.
Как отличить настоящее заикание от временных проблем с темпом речи, которые бывают в дошкольном возрасте?
Если ваш ребенок затрудняется говорить, повторяет отдельные слоги, слова или фразы, можно предположить, что у него заикание. Это может быть временное изменение нормального темпа речи, через которое проходят все дети, когда учатся разговаривать.
Не все родители могут отличить заикание от возрастных нарушений плавности речи. Попробуем выявить основные отличия.
НОРМАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ТЕМПА РЕЧИ
- В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова только один раз при-примерно так.
- Начало речи может сопровождаться трудностями, связанные с подбором слов и попыткой точно произносить все звуки.
- Паузы в речи могут заполняться звуками типа «м-м-м» или «э-э-э».
- Нарушение темпа речи появляется в возрасте от полутора до пяти лет. Затем плавность речи восстанавливается.
ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ ЗАИКАНИЯ
- В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова более двух раз, при-при-при-примерно так.
- Возникает заметное напряжение в лицевых мышцах и мышцах вокруг рта.
- Иногда у ребёнка возникает так называемый «ступор» — отсутствие воздуха или голоса в течение нескольких секунд.
- Изменяется голос — становится тихим и зажатым.
- Запинки в речи присутствуют постоянно.
РЕБЁНОК С ТЯЖЕЛЫМ ЗАИКАНИЕМ
- В речи вашего ребёнка много очевидных запинок.
- Он произносит слова и отдельные звуки со значительным усилием и напряжением.
- Ребёнок избегает произносить некоторые слова.
- Напряжение в речи проявляется настолько сильно, что у ребёнка появляются движения, которые помогают ему расслабиться. Например, он машет рукой, или топает ногой.
- Потеря плавности речи проявляется в эмоционально значимых ситуациях.
Если в речи вашего ребёнка появились запинки и вас это очень беспокоит, обязательно обратитесь за консультацией к неврологу и логопеду.
Рекомендации для родителей
Если вы заметили запинки в речи вашего ребёнка, не тревожьтесь и внимательно изучите проблему: обратите внимание на окружение ребёнка, семейные отношения и собственную речь. Наши рекомендации помогут вам действовать так, чтобы не дать проблеме закрепиться или сгладить последствия.
- Важно обратить внимание на особенности вашего общения с ребёнком:
— говорите доброжелательно
— смотрите ребёнку в глаза
— хвалите и называйте ласковыми словами
— говорите чуть медленнее и спокойнее, чем обычно - Измените вопросы — сколько вопросов в день вы задаёте ребёнку.
Чаще всего много и некоторые из них нужно исключить. Не задавайте такие вопросы: «Что ты делаешь?», «Как ты себя ведёшь?», «Как настроение?». Избегайте альтернативных вопросов: «Ты пойдёшь на горку или на качели?».
Лучшие вопросы:
— на которые можно коротко ответить да или нет;
— вопросы с простым контекстным ответом: «Кто пришёл домой?», «Что у тебя в руке?», «Что папа делает?» - Читайте книги перед сном каждый день, без выходных.
Главная цель — научить ребёнка слушать плавную речь. Не нужно одновременно разучивать с ним стишок или просить «Покажи ворону!».По времени читайте ровно столько, сколько ребёнок готов слушать. Подбирайте такие книги, которые нравятся вам, в первую очередь. Всегда читайте с интересом и удовольствием. - Каждый день занимайтесь с ребёнком каким-нибудь продуктивным видом деятельности: собирайте конструктор,пирамидку, кубики, лепите из пластилина, рисуйте. Обязательно озвучивайте свою деятельность: «Мы возьмём красный кубик и поставим его на синий. Как красиво получается! Где же зелёный кубик? Вот сюда мы поставим конус».
- Никогда не фиксируйте внимание ребёнка на запинках. Не просите его остановиться и сказать «как надо». Это может снизить мотивацию к общению, потому что дети рано осознают, что не могут что-то сказать. Лучше отмечайте его успехи: «Как хорошо ты сейчас сказал!», «Мне нравится слушать твой голос!», «Какое интересное слово!», «Как здорово, что ты рассказал мне про школу!»
- Избегайте обеспокоенности во взгляде — радуйтесь общению с вашим ребёнком, говорите и слушайте с удовольствием. Это поможет вам сформировать речевую уверенность и сохранить непосредственность и спонтанность речи ребёнка.
- Если запинки в речи повторяются ежедневно, нужно ограничить общение с другими детьми на некоторое время. Лучше всего несколько недель или пару месяцев посидеть дома и не посещать детский сад, не ходить в гости и исключите зрелищные мероприятия.
Надеюсь, рекомендации окажутся полезными!
Логопед Анастасия.
Понравилась статья?
- Да (100%, 25 Голосов)
- Нет (0%, 0 Голосов)
Всего проголосовавших: 25
Голос
Загрузка …
Источник
Заикание — дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период. Логоневроз — это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?
Причины заикания
Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.
Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом
- Наследственность
Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.
- Тяжелая беременность матери
Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.
- Рахит
Рахит – нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.
- Черепно-мозговые травмы
Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.
Особенно опасен возраст 5 лет, когда ребенок познает мир, бегает, прыгает и хулиганит. В этот период желательно оберегать чадо от падений и ушибов, так как частые обращения к врачу связаны именно с ударами и ранами.
- Гипотрофия
Хронические расстройство питания и дистрофия — одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок — это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.
- Нарушения речи
Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: методы устранения дислалии у детей – неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.
- Психические потрясения
Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: признаки испуга у ребенка как его лечить?). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.
Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: как лечится задержка речевого развития у детей 3-х лет?). Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заикание
Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное — не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.
Симптомы и виды заикания
Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:
- Невротический логоневроз — форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
- Органическое (или неврозоподобное) заикание — следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.
Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками – например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.
Диагностика
При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.
Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.
Стоит обратиться сначала к детскому неврологу. Если же заикание вызвано психотравмирующими ситуациями, то разобраться поможет психолог.
Методы лечения
В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга – в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:
- медикаментозное лечение;
- дыхательная гимнастика;
- лечение гипнозом;
- логоритмические упражнения;
- также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.
Медикаментозное лечение
Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: чем отличается обычный «Тенотен» и «Тенотен» детский?). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.
Самостоятельно “прописывать” ребенку медикаментозные препараты для лечения заикания не допускается – заниматься этим должен исключительно врач
Гипноз
Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.
Дыхательная гимнастика
Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.
Дыхательная гимнастика помогает ребенку убрать сбивчивость речи, учит его контролировать свое дыхание и более четко произносить слова
Логоритмика
Логоритмические упражнения — это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.
Народные средства
Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.
В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».
Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное — не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.
Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним
Профилактика заикания
Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:
- Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст — от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
- Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
- Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
- Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
- Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
- Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.
Профилактика заикания, как и коррекция, — очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?
Причины заикания у детей 2-3 лет
Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.
Причинами заикания у детей в два-три года являются:
Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.
- Гипоксия в родах, преждевременные роды.
- Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
- Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
- Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
- Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
- Инфекции, перенесенные в детском возрасте, — менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
- Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
- Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
- Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.
Признаки заикания у ребенка 2-3 лет
Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.
Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.
При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.
Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.
Что делать, если ребенок заикается в 2 года или в 3 года?
Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.
Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.
Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.
До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.
Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.
Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.
Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.
Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.
Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, — песочница, переливание воды, игры с крупами.
Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.
Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.
Источник