Как понять заикается ли ребенок в 2 года

Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?

Причины заикания у детей 2-3 лет

Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.

Причинами заикания у детей в два-три года являются:

Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.

  • Гипоксия в родах, преждевременные роды.
  • Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
  • Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
  • Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
  • Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
  • Инфекции, перенесенные в детском возрасте, — менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
  • Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
  • Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
  • Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.

Признаки заикания у ребенка 2-3 лет

Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.

Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.

При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.

Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.

Что делать, если ребенок заикается в 2 года или в 3 года?

Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.

Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.

Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.

До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.

Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.

Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.

Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.

Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.

Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, — песочница, переливание воды, игры с крупами.

Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.

Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.

Источник

KutuzoVa, 2 ребенка27 апреля 2017, 09:41

Моя повторяет слова когда много мыслей

Лилия, 2 ребенка27 апреля 2017, 09:44

Мне кажется, в таком возрасте — это незрелость мозга. И ранняя речь — причина заикания. Не поспевает сама за собой. Обратитесь к неврологу.

к врачу не обращаюсь пока потому что хочу понаблюдать, да и боюсь стразу пичкать лекарствами непонятно как они ещё подействуют…

Раннее речевое развитие может быть причиной заикания. Но в 2 года речь еще не сформирована, поэтому рано говорить о заиканиии. Скоре всего, пассивный словарь сильно превышает активный, и ребенок очень хочет выразить свои мысли, торопится.
Будьте внимательны к дочери, не перебивайте, не одергивайте, внимательно и терпеливо выслушивайте. Ну и к неврологу все же сходите.

Язык за мыслями не успевает))) Относитесь к ребенку спокойно, не дергайте, если спешит что-либо говорить, ласково притормаживайте и внимательно выслушивайте.

Ящер27 апреля 2017, 09:58

Наоборот — слова не успевают за мыслями. У дочки так было. Тоже начала рано говорить, уверилась в своих силах и стала торопиться, не заикалась, но глотала окончания и в целом неразборчиво стала болтать. Останавливала, притормаживала, просила не торопиться.

В этом возрасте действительно может быть причиной быстрое увеличение словарного запаса и незрелость речевой системы, то что называют «не успевает за мыслями», а может быть и стрессовая ситуация, испуг, например. Часто проходит само, но есть понятие «закрепление дефекта», поэтому надо всё таки проконсультироваться со специалистом, чтобы выработать тактику поведения взрослых, находящихся рядом, и не допустить этого самого «закрепления».

Читайте также:  Ребенок 2 года норма мяса

Сходите к неврологу, нам логопед говорила что заикание очень сложно поддается коррекции, лучше сразу перестраховаться, а то запустите, представьте девочке как тяжело будет с такими сложностями.

если это реально заикание,то чем быстрее вы попадёте к неврологу,тем лучше,иначе чем дольше будет заикание,тем тяжелее от него избавляться.

или бывало, что она хочет что-то сказать, а мы взрослые в это время разговариваем и её одергивали чтоб подождала?

Не думаю, что от этого. Наоборот, Вы приучаете ребенка правилам приличия — нельзя перебивать взрослых и встревать в чужой разговор. Сейчас это вообще большая редкость — часто вижу, как мать застревает на полуслове и бросается что-то объяснять ребенку, а собеседник стоит рядом и не знает куда себя деть, неловко как-то.
На форуме люди пишут, что заикание лечится полностью. В жизни лично я не встречала излеченных — кто заикался, продолжают это делать либо просто тормозят в речи.
А вообще, мне кажется, Вам лучше не ждать пока само рассосется, а все-таки сходить к врачу. Вдруг, запустите это дело.

Грёза27 апреля 2017, 10:35

К неврологу сходите. Вам, как минимум, особый режим общения порекомендуют. Возможна и предрасположенность. Все «испуги» обычно лишь повод для её проявления.

Дрёмочка, 2 ребенка27 апреля 2017, 10:39

Руки в ноги и к лоооппду который работает с заиканием. Оон протестирует ребенка и скажет что дальше делать. У нас было мьрессовое (старшая пошла в сад). Исправили за месяц глицином, беседами с логопедом (заикологом) и просьбами говорить медленно. Чем раньше начать тем быстрее исправляется. Если запустить потом сложнее придется.

Чаще всего это бывает из-за перевозбуждения мозга, т.е. да, мысли не успевают за словами, но причины могут быть разные. Причины (одна или в комплексе) — неврологический диагноз, нервная обстановка, слишком большое число занятий. Соответственно меры предпринимать нужно в этих направлениях: к неврологу, постоянный режим дня, много гулять, никаких гаджетов. Если ходит в сад, не посоветовала бы — там спокойную обстановку не создашь. Из развивающих занятий временно оставить только чтение ей книжек, совместное пение песен и физические действия (лазить по лестнице, лепить тесто).
Нет, замечания, чтобы подождала, не могут так повлиять, это правильное воспитание. Единственное, их надо делать спокойным тоном.

Цветок, 4 ребенка27 апреля 2017, 12:03

К неврологу. У дочери было такое, началось ближе к трем годам. Говорить она у нас начала очень рано. В 4,5 года попали к хорошему психиатру. Назначили курс лечения на 2 мес. медикаментозный, исключить полностью на это время телевизор, радио , музыку, не читать книги + много гулять, водные процедуры…. Как сказал врач, просто переизбыток информации у ребенка + слабая нервная система…Дочка перестала заикаться, ей все это помогло, к врачу больше не ходили, заикание не вернулось.

У нас был второй случай. Мыслей много, пытался сказать все и сразу, а дыхалки не хватало. Поэтому речь была похожая на легкое заикание (спатыкался на последних словах). Сходили к неврологу, та исключила свое направление и отправила к логопеду. Походили на курс занятий и все ок.

Источник

В группе было много вопросов про заикание. Давайте для начала разберемся, что такое ритм речи.

Ритм речи и как он формируется у детей

  • ритм речи — сложный феномен, поскольку в спонтанной устной речи он не всегда бывает правильным и равномерным
  • чередование ритмических единиц — слов и фраз происходит не через абсолютно равные промежутки
  • слова и фразы отделяются друг от друга паузами и дыханием
  • речевой ритм всегда опирается на смысловую сторону высказывания
  • благодаря ритму речь звучит плавно и легко воспринимается

В устной речи есть два ритма — слоговой и словесный. В речевом развитии дети сперва осваивают слоговой ритм, через лепетную речь и первые слова. Позже формируется словесный ритм, когда в речи появляется фраза.

Ритм речи совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. При этом у детей могут быть незначительные ритмические нарушения — запинки — повторение первого и последнего слога в слове, повторение целого слова несколько раз или пауза внутри слова.

Когда ребёнок развивается в условиях билингвизма, ему приходится разделять не только звуки и слова разных языков, но и количество слогов в каждом слове, продолжительность фразы и особенности расстановки ударений. Ведь каждый язык имеет свои ритмические особенности: в русском языке преобладает словесный ритм и свободное ударение, а во французском — слоговой ритм и фиксированное ударение. Поэтому в речи детей с билингвизмом повторения, остановки в речи встречаются чаще.

Что вас должно насторожить:

  • запинки присутствуют в речи ребёнка каждый день;
  • повторение слогов усиливается при волнении;
  • возникает сильное напряжение в мышцах лица во время речи.

В этом случае, возникает риск развития заикания — нарушения ритмической организации речи из-за судорог мышц дыхательного, артикуляционного или голосового аппарата. 

Как отличить настоящее заикание от временных проблем с темпом речи, которые бывают в дошкольном возрасте?

Если ваш ребенок затрудняется говорить, повторяет отдельные слоги, слова или фразы, можно предположить, что у него заикание. Это может быть временное изменение нормального темпа речи, через которое проходят все дети, когда учатся разговаривать.

Не все родители могут отличить заикание от возрастных нарушений плавности речи. Попробуем выявить основные отличия.

НОРМАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ТЕМПА РЕЧИ

  •  В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова только один раз при-примерно так.
  • Начало речи может сопровождаться трудностями, связанные с подбором слов и попыткой точно произносить все звуки.
  • Паузы в речи могут заполняться звуками типа «м-м-м» или «э-э-э».
  • Нарушение темпа речи появляется в возрасте от полутора до пяти лет. Затем плавность речи восстанавливается.
Читайте также:  Как выйти из декрета на работу если ребенку 2 года

ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ ЗАИКАНИЯ

  • В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова более двух раз, при-при-при-примерно так.
  • Возникает заметное напряжение в лицевых мышцах и мышцах вокруг рта.
  • Иногда у ребёнка возникает так называемый «ступор» — отсутствие воздуха или голоса в течение нескольких секунд.
  • Изменяется голос — становится тихим и зажатым.
  • Запинки в речи присутствуют постоянно.

РЕБЁНОК С ТЯЖЕЛЫМ ЗАИКАНИЕМ

  • В речи вашего ребёнка много очевидных запинок.
  • Он произносит слова и отдельные звуки со значительным усилием и напряжением.
  • Ребёнок избегает произносить некоторые слова.
  • Напряжение в речи проявляется настолько сильно, что у ребёнка появляются движения, которые помогают ему расслабиться. Например, он машет рукой, или топает ногой.
  • Потеря плавности речи проявляется в эмоционально значимых ситуациях.

Если в речи вашего ребёнка появились запинки и вас это очень беспокоит, обязательно обратитесь за консультацией к неврологу и логопеду.

Рекомендации для родителей

Если вы заметили запинки в речи вашего ребёнка, не тревожьтесь и внимательно изучите проблему: обратите внимание на окружение ребёнка, семейные отношения и собственную речь. Наши рекомендации помогут вам действовать так, чтобы не дать проблеме закрепиться или сгладить последствия.

  1. Важно обратить внимание на особенности вашего общения с ребёнком:
    — говорите доброжелательно
    — смотрите ребёнку в глаза
    — хвалите и называйте ласковыми словами
    — говорите чуть медленнее и спокойнее, чем обычно
  2. Измените вопросы — сколько вопросов в день вы задаёте ребёнку.
    Чаще всего много и некоторые из них нужно исключить. Не задавайте такие вопросы: «Что ты делаешь?», «Как ты себя ведёшь?», «Как настроение?». Избегайте альтернативных вопросов: «Ты пойдёшь на горку или на качели?».
    Лучшие вопросы:
    — на которые можно коротко ответить да или нет;
    — вопросы с простым контекстным ответом: «Кто пришёл домой?», «Что у тебя в руке?», «Что папа делает?»
  3. Читайте книги перед сном каждый день, без выходных.
    Главная цель — научить ребёнка слушать плавную речь. Не нужно одновременно разучивать с ним стишок или просить «Покажи ворону!».По времени читайте ровно столько, сколько ребёнок готов слушать. Подбирайте такие книги, которые нравятся вам, в первую очередь. Всегда читайте с интересом и удовольствием.
  4. Каждый день занимайтесь с ребёнком каким-нибудь продуктивным видом деятельности: собирайте конструктор,пирамидку, кубики, лепите из пластилина, рисуйте. Обязательно озвучивайте свою деятельность: «Мы возьмём красный кубик и поставим его на синий. Как красиво получается! Где же зелёный кубик? Вот сюда мы поставим конус».
  5. Никогда не фиксируйте внимание ребёнка на запинках. Не просите его остановиться и сказать «как надо». Это может снизить мотивацию к общению, потому что дети рано осознают, что не могут что-то сказать. Лучше отмечайте его успехи: «Как хорошо ты сейчас сказал!», «Мне нравится слушать твой голос!», «Какое интересное слово!», «Как здорово, что ты рассказал мне про школу!»
  6. Избегайте обеспокоенности во взгляде — радуйтесь общению с вашим ребёнком, говорите и слушайте с удовольствием. Это поможет вам сформировать речевую уверенность и сохранить непосредственность и спонтанность речи ребёнка.
  7. Если запинки в речи повторяются ежедневно, нужно ограничить общение с другими детьми на некоторое время. Лучше всего несколько недель или пару месяцев посидеть дома и не посещать детский сад, не ходить в гости и исключите зрелищные мероприятия.

Надеюсь, рекомендации окажутся полезными!

Логопед Анастасия.

Понравилась статья?

  • Да (100%, 17 Голосов)
  • Нет (0%, 0 Голосов)

Всего проголосовавших: 17

Голос

 Загрузка …

Источник

Заикание в 2 года?

Млада

пользователь

26 мар 2007, 10:19

Добрый день.

Моей дочке 2 года, заговорила в полтора. Говорит распространенными предложениями, звуки выговаривает не все.
Последнее время я заметила, что она стала заикаться. Не могу точно сказать, в какой момент это началось. Но выглядит так:

Заикается на первом слоге, если в нем гласная «а» или «и» или «е». Например, широко открывает рот и тянет:» А-а-а-а-аик там лежит» ( Шарик…) Или поет: «А в песенке поется а-а-а-а а том, как мы живем».
Еще у нее такая особенность — повторяет предложения по многу раз. «мы идем гулять, идем гулять, идем гулять.»……. Как будто застревает на одной фразе.
При этом говорит очень много, постоянно и достаточно быстро.

Что это? Неужели это уже настоящее заикание? У логопеда мы не были — но дело в том, что дочка ОЧЕНЬ впечатлительная и очень боится чужих, и врачей. При входе в кабинет она просто впадает в истерику, еще не было врача, который бы смог ее успокоить, — я думаю, логопед ничего не сможет проверить пока 🙁

логомама

Sюзер

26 мар 2007, 11:14

ЦИТАТА (Млада)

При входе в кабинет она просто впадает в истерику, еще не было врача, который бы смог ее успокоить, — я думаю, логопед ничего не сможет проверить пока

Очень хорошо, что Вы обратили на это внимание, да, такие особенности имеют шанс перерасти в заикание.
Поэтому, настоятельно рекомендую Вам следовать размеренному режиму, ограничить внешние впечатления ( телевизор, массовые мероприятия…). Общаться дома в спокойной манере (это касается не только общения с ребенком). Стараться, чтоб и дочка говорила медленнее, спокойнее — останавливать, если начинает спешить.
Вполне вероятно, что все пройдет, и это лишь этап в речевом развитии, когда речь активная не поспевает за растущим пассивным словарем — хочется сказать все и сразу, но еще не очень получается. 🙂
Последите за дочкой, будут ли уменьшаться эти проявления в спокойном режиме.
Надеюсь, что Вам удасться избежать общения со специалистами, но если в ближайшие месяцы ситуация не будет меняться к лучшему, не смотря на ваши старания, то обратиться придется.

ЛИДИЯ М

Sюзер

27 мар 2007, 09:16

Могу порекомендовать мою йоговскую ученицу.Она логопед,год назад закончила университет,молодая,задорная,еще не успела возненавидеть всех детей,да и сама еще из детства не далеко ушла.Может она сможет войти в доверие к Вашей девочке и,как специалист,поймет причину.Ее тел.8-916-822-85-97Юля.На работе она творит чудеса.У нее даже аутичные дети читают стихи!

Фила

Sюзер

27 мар 2007, 11:31

у нас так было..как раз года в два..переросли…правда я все время ей спокойно говорила — не торопись, мама ждет тебя и никогда ее не подгоняла что-то сказать….и она еще раз повторяла номрально…но бывало как пластинка заезженная начнет трещать..одно и то же… 🙂
разговаривала и сейчас очень много…
это не рекомендация ни в коей мере…я к тому что может и надо к врачу-логопеду…. 😕 но у нас все переросло….

Млада

пользователь

27 мар 2007, 13:05

Лидия, спасибо за рекомендацию — но мы не в Москве живем. Если поедем туда в ближайшие месяцы — обязательно свяжусь с Вашей знакомой.

Логомама, не могли бы Вы описать, какие еще могут быть треврожные признаки?
Когда она заикается — это выглядит так, как будто у нее спазм — широко открывает рот и сначала молчание несколько мгновений — и потом повторение звука или слога.

Еще она постоянно просит ей читать, знает наизусть всего Чуковского, например. Может такое быть, что обилие текстовой информации ее перегружает? Последнее время стараюсь чтение ограничить.
А так у нас дома телека вообще нет, специально я ее не развиваю — больше играем в кубики, куклы и т.д.

Отредактировано: Млада в 27 мар 2007, 13:12

логомама

Sюзер

27 мар 2007, 15:58

ЦИТАТА (Млада)

Логомама, не могли бы Вы описать, какие еще могут быть треврожные признаки?
Когда она заикается — это выглядит так, как будто у нее спазм — широко открывает рот и сначала молчание несколько мгновений — и потом повторение звука или слога.

То что Вы описываете и есть тревожный признак. :cranky:

ЦИТАТА (Млада)

Еще она постоянно просит ей читать, знает наизусть всего Чуковского, например. Может такое быть, что обилие текстовой информации ее перегружает?

Не думаю, что дело в Чуковском… а вот меня вовремя направили в нужное русло (я прочла тему в Воспитании о дедушке — и это уже не сказки… :fingal: )
Так что вот вам на лицо один из вариантов причины возникновения речевых запинок.
Думайте, что вам важнее — здоровье ребенка или «добрые» отношения со свекром. Надеюсь, вам удастся найти с ним взаимопонимание, может, на медико-психологические противопоказания такой форме воспитания он откликнется?

Отредактировано: логомама в 27 мар 2007, 15:59

Млада

пользователь

27 мар 2007, 17:32

Я понимаю, что это тревожные признаки. Я имела в виду, появление каких еще особенностей речи может сказать о том, что проблема не решается, а усугубляется?

» Дописано позже
Дело в том, что заикание началось недавно — не могу точно сказать, когда, но не больше месяца назад. А с дедушкой последние месяцы мы как раз очень редко общаемся 😕

логомама

Sюзер

27 мар 2007, 18:28

ЦИТАТА (Млада)

Я имела в виду, появление каких еще особенностей речи может сказать о том, что проблема не решается, а усугубляется?

Думаю, Вам надо следить за частотой возникновения этих судорог. Если они будут происходить реже — дело налаживается, если чаще — ухудшается.

Иришка и Катюшка

новичок

8 апр 2007, 02:12

Здравствуйте.
У меня проблема возникла буквально в последние 4-5 дней.
Девочка 2,7 лет вполне сносно говорила, чем дальше-тем лучше (я имею ввиду выговаривание слов-звуков). и вдруг ни с того ни с сего началось у нас что-то вроде заикиния. Объясню. Когда человечек играет-никаких проблем с речью не возникает, как только начинает общаться с мамой (няней-папой) возникает что-то вроде заикания, причем это происходит при построении сложного предложения, например»Я уже большая, поэтому мы с мамой и папой и няней поедем в магазин на машине с водителем Самохиным и купим мне большую машину на самой верхней полке и еще две, нет, три игрушки, а может быть четыре, потом что я большая уже и могу выбирать игрушки…» И это, к моему ужасу произносится с заиканием. Причем с солидным заиканием.
Я уже, конечно логопеда пригласила. В родне вроде заиканий нет.
Ничем не пугались, в семье все нормально.
Предположение (то же говорят врачи) речь не успевает за мозговой деятельностью и из-за этого возникают такие проблемы.
Вообще — действительно-ребенок может взять любой мультяшный диск-вставить его в магнитофон-выбрать мульт, убаваить-прибавить звук, переключить на любую программу——-может это сказывается перегрузка? У меня няня не так справляется в техникой как дочка.
Что делать?

Иришка и Катюшка

новичок

8 апр 2007, 02:19

Да, забыла, она знает алфавит где-то с 2-х лет, считаем мы до 50 и дальше…
И это не насильно-ни в коем случае, просто была азбука летом-все выучили, были цифры-тоже самое. Инифиатива дочкина.
И слова складываем.

1 посетителей читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)

Читайте также:  Что делать если ребенка в 2 года не берут в садик

здесь находятся:

Источник