Как понять не отстает ли ребенок в развитии в 2 года
Переживаете, что с ребенком что-то не так?
Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?
С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?
Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.
Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.
Почему происходит задержка в развитии?
По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.
Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.
При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.
Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.
Когда нужно срочно посетить специалиста?
Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:
- ребенок плохо ест без видимой причины;
- к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
- часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
- не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
- не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
- не играет в подвижные игры.
При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:
- малыш не реагирует на свое имя;
- не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
- его поведение и настроение постоянно резко меняются;
- у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
- он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.
О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.
Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:
- не слышит и не понимает обращенную речь;
- не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
- не может составить фразу из двух-трех слов;
- не отвечает на простые вопросы;
- не выражает словесно свои потребности.
Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.
Читайте также: Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?
Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?
В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,
- Создайте систему четких правил поведения. В этом пространстве будет легче и вам, и ребенку.
- Дайте малышу проявить самостоятельность и обязательно радуйтесь его успехам.
- Обсуждайте вместе его чувства и причины поведения, если он нахулиганил.
- Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на общение, интересуйтесь его мнением.
Читайте также: Ребенок глотает окончания слов: почему и как исправить?
- Работайте над пополнением словаря. Позаботьтесь о том, чтобы малыш хорошо различал предмет или действие, о котором идет речь.
- Обратите внимание на свою дикцию, выговаривайте слова четко и правильно. Старайтесь почаще читать вслух стихи, сказки и другие произведения по возрасту.
- Поощряйте игры с мелкими предметами, песком, пуговицами, водой, занятия рисованием, лепкой. Это разовьет мелкую моторику.
- Включите в досуг ребенка подвижные игры, игры на узнавание и подражание. При возможности установите в квартире детский спортивный уголок. Чаще бывайте на улице.
Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.
Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?
Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.
Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.
Источник
Содержание:
- Как понять, слышит ли ваш малыш?
- Как понять, видит ли ваш малыш?
- Как понять, не отстает ли малыш в развитии общих движений?
- Как понять, не отстает ли малыш в речевом развитии?
Ответить на этот вопрос вам помогут простые тесты и рекомендации психологов и коррекционных педагогов — специалистов, которыми разработаны целые программы для своевременного выявления и коррекции тех или иных особенностей развития малышей от рождения до 3 лет.
Как понять, слышит ли ваш малыш?
Важно на первом месяце жизни малыша проверить его слух — проблемы со слухом необходимо заметить как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить. Как проверить слух ребенка? Очень просто. Для этого можно воспользоваться методом, который был предложен И.В. Калмыковой (Институт раннего вмешательства, С.-Петербург). Он не требует никакого технического оснащения и доступен в домашних условиях.
Для обследования необходимы четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза», фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть заполняются:
- первая — нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
- вторая — гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
- третья — манкой, ее сотрясение создает звук интенсивностью 30-40 дБ.
Четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца наполнители в баночках следует заменять.
Желательно, чтобы обследование проводили два человека: один подает сигналы со спины малыша, а другой наблюдает за реакциями ребенка.
Малыш располагается на пеленальном столе или «сидит» на стуле на руках взрослого, взрослый вступает с ним в эмоциональный контакт. По его сигналу другой взрослый, стоящий позади малыша, трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у него баночка с крупой, а в другой — пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. Первый взрослый наблюдает за реакциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.
До 4 месяцев малыш реагирует и правым, и левым ухом на звучание баночек с гречкой и горохом, но не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует. Однако обследование и в этом возрасте следует начинать с более тихих звуков (первая — баночка, заполненная манкой, затем — гречкой и только потом — горохом), чтобы уловить реакцию малыша, поскольку при повторных предъявлениях реакции крохи быстро угасают (т.е. ребенок перестает реагировать на звуки, доступные его слуху).
В том случае, если обследование проводит один человек, то он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. При этом следует обратить особое внимание на симметричность и синхронность движений обеих ваших рук.
При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев отмечаются реакции на звучание всех трех баночек (с манкой, гречкой и горохом). Дитя определяет направление звука: поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять.
На втором году жизни, когда появились первые слова, следует проверить, слышит ли ребенок их произнесение шепотом с расстояния 6 метров. Для этого можно дать ребенку новую (незнакомую) куклу и попросить: «Покажи носик, ушки, ручки…». Сначала эти фразы произносятся обычным голосом, затем — шепотом; вначале около ребенка, а потом — в 6 метрах от него.
Если малыш до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание баночек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет), в возрасте старше 4 месяцев не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой, или не может найти источник звука, а на втором году жизни — не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то нужно показаться врачу сурдологу (специалисту, занимающемуся проблемами нарушения слуха).
Вам может показаться, что гораздо легче сходить в детскую поликлинику к лор-врачу. Но, к сожалению, даже опытному отоларингологу сложно диагностировать нарушения слуха у ребенка в раннем возрасте. Поэтому необходимо, чтобы детская поликлиника направила вас с малышом в близлежащий сурдологопедический центр или сурдологопедический кабинет.
Как понять, видит ли ваш малыш?
Уточнить возможности зрительной функции малыша также можно в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы малыш был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света. Вы можете проверить прослеживающие движения глаз малыша.
Необходимо взять интересную для малыша игрушку и посмотреть, сосредотачивается ли он на ней, прослеживает ли за ней вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях; есть ли реакция сужения зрачка при приближении игрушки на расстояние 15-20 см и расширение зрачка при удалении ее на расстояние 60-80 см. Следует обратить внимание на то, следит ли малыш за игрушкой глазами, одинаково ли двигаются глазные яблоки вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, плавно или прерывисто они двигаются при прослеживании.
К возрасту 4 месяцев малыш с хорошим зрением должен прослеживать за игрушкой вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях, у него должна быть реакция сужения зрачка при приближении предмета и расширение при его удалении.
С 6-месячного возраста можно попытаться выявить, видит ли ваш малыш мелкие предметы (метод разработан А.А. Невской, Институт раннего вмешательства, С.-Петербург). Для этого посадите ребенка к себе на колени перед столом, на котором одновременно рассыпаны крошки белого и черного хлеба. Важно, чтобы белые крошки были рассыпаны на темной скатерти, а крошки черного хлеба — на белом фоне. Если малыш не тянется к ним, а в ситуациях бодрствования не обращает внимания на мелкие предметы и детали игрушек, это может быть одним из признаков неблагополучия в его зрительной сфере. Постарайтесь проконсультироваться у врача офтальмолога (специалиста, занимающегося проблемами нарушения зрения).
Как понять, не отстает ли малыш в развитии общих движений?
Понаблюдайте, может ли ваш кроха к 4 неделям удерживать голову в положении на животе; умеет ли он к концу 3-го месяца лежать на животе, выгибая спину и опираясь на предплечья. Обратите внимание, что к 3-4 месяцам у ребенка должен исчезнуть повышенный тонус в мышцах, а к 6 месяцам он может свободно переворачиваться со спины на живот и с живота на спину. В 7 месяцев должен хорошо ползать (много, быстро, в разных направлениях). К 8 месяцам может сам садиться, сидеть и ложиться; придерживаясь руками за барьер, сам должен вставать, стоять и опускаться; переступать, держась за барьер. Обратите внимание, может ли ваш малыш стоять самостоятельно и делать первые шаги в возрасте от 11 до 12 месяцев. Может ли свободно пройти 20 шагов к 1 году 3 месяцам. Бегает ли он свободно к полутора годам. Может ли ударить по мячу ногой без вашей поддержки за руки к 1 году 9 месяцам.
При отсутствии этих умений мы советуем вам посетить детского невролога.
Как понять, не отстает ли малыш в речевом развитии?
Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности. Гулит ли ваш ребенок в возрасте от 2 до 4 месяцев. Начал ли он произносить слоги лепета в возрасте 5-8 месяцев. Много или мало у крохи слогов лепета, есть ли в них разные интонации. Подражает ли малыш новым слогам, которые слышит от вас в возрасте 10 месяцев. Появились ли первые слова-обозначения к году. Подражает ли вам, произнося простые слова в возрасте полутора лет. Использует ли при общении с вами фразу из 2-3 слов в возрасте 2 лет.
Оценить речевые возможности вашего малыша вам поможет педагог логопед (специалист, занимающийся проблемами речи). Попросите его также проверить слух вашего ребенка.
Если вы заметили неблагополучие в развитии своего ребенка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра, сурдолога, офтальмолога и детского невролога, но и у детского психолога и коррекционного педагога. Для этого в стране создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их родителям.
Службы и центры ранней помощи активно работают уже многие годы, их количество постоянно растет. В этих центрах совместно с врачами работают высококвалифицированные специалисты: психологи, которые проконсультируют вас по трудным проблемам развития и воспитания ребенка, а также педагоги, которые будут проводить занятия с вашим ребенком.
Запомните, многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены уже в раннем возрасте при условии незамедлительной квалифицированной специальной помощи, которая, будучи начата позднее, способствует лишь частичному преодолению ребенком имеющихся ограничений.
Имейте в виду: развитие ребенка в раннем возрасте (и особенно до 1 года) настолько важно, что наблюдения у педиатра и детского невролога в поликлинике по месту жительства часто бывает недостаточно. Консультация у специалистов психологов, логопедов или коррекционных педагогов не будет лишней и поможет вашему малышу расти здоровым, успешным и счастливым.
Своевременно получив помощь и поддержку центра или службы ранней помощи, вы сможете снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу!
Воспользуйтесь помощью центров и служб ранней помощи, и вы:
- получите консультацию,
- пройдете диагностику,
- посетите занятия,
- научитесь общаться и заниматься со своим малышом.
В России эта работа ведется многими специализированными учреждениями и центрами во главе с Государственным научным учреждением «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования Российской Федерации (119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, стр. 1, тел. 245-04-15, 245-03-17).
Здесь родители могут получить реальную помощь и консультации, а специалисты — обучиться методикам диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего возраста (от рождения до 3 лет).
Если вы живете не в Москве, то следует обратиться в местный или региональный департамент/управление образования и узнать, какие психолого-педагогические службы проводят работу с детьми раннего возраста с проблемами в развитии и могут дать вам консультацию или оказать помощь.
Источник
В попытке избежать задержки речевого развития (ЗРР) мамы часто обращаются к логопедам, когда малышам нет еще и 2 лет. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно понимать причины задержки речи и различать тревожные признаки. Если ваш кроха здоров, но отказывается говорить, нужно начать с использования всех возможных средства для активизации его способностей в домашних условиях.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Задержка речевого развития у ребенка». Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!
Первые признаки задержки речевого развития у детей 2 лет
Признаки ЗРР можно заметить уже в первые месяцы жизни. Тревожным сигналом для родителей должно быть отсутствие реакции на звуки голоса и другие шумы в возрасте до полугода. Позднее детки начинают «гулить», повторяя гласные звуки. К году малыш должен знать несколько слов или слогов, которыми он обозначает конкретные предметы. Очень тихий ребенок, который не лепечет, должен вызывать тревогу у взрослых.
К полутора годам ребенок должен узнавать свое имя, знать несколько десятков слов и понимать простые просьбы. Если же малютка не реагирует на звуки голоса, не выполняет элементарные просьбы, это может быть признаком задержки речи.
Двухлетка обычно может произносить 20-30 простых слов и учится составлять из них короткие предложения. В пассивном словаре ребенка несколько сотен слов, благодаря чему он хорошо понимает просьбы взрослых. Признаком ЗРР может быть нежелание повторять слова, ограниченный словарный запас, отсутствие попыток составлять предложения, незнание названий предметов обихода и частей тела.
Следует понимать, что стандартные нормы речевой активности могут варьироваться в зависимости от пола ребенка.
Для девочек отклонение от нормальных показателей в ту или иную стороны не должно превышать 2-3 месяцев. Мальчишки обычно учатся говорить медленнее, потому для них нормальным отклонением считается срок в 4-5 месяцев.
Причины задержки речевого развития у детей 2 лет
Наиболее распространенная причина ЗРР у малюток — это проблемы со слухом.
Если ребенок не различает звуки, он не сможет научиться говорить или приобретет проблемы с артикуляцией и пониманием речи. Поэтому, при любых признаках того, что ваш кроха не слышит ваш голос и другие звуки, обращайтесь к педиатру и отоларингологу. Диагностируемые нарушения слуха могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате ушной инфекции.
Психологические причины и проблемы в семье часто приводят к задержке речи.
Задержка речи у ребенка 2 лет может развиваться, если взрослые уделяют крохе мало внимания и почти не разговаривают с ним. Аналогично нехватке внимания, пробелы в развитии может вызывать и чрезмерная опека, из-за которой малыш не чувствует себя достаточно уверенно. Любые серьезные проблемы в семейном кругу негативно сказываются на освоении речи, будь то злоупотребление алкоголем, частые ссоры или развод родителей. Если причина ЗРР психологическая, помочь малышу начать говорить достаточно просто, нужно лишь создать в семье здоровые отношения и уделять больше внимания развивающим играм и разговорам.
Нередко задержку речевого развития связывают с нарушениями работы головного мозга ребенка.
Причинами могут быть болезнь матери во время беременности, длительные, затяжные или проблемные роды, а также родовая травма. ЗРР иногда развивается на фоне серьезной инфекции или тяжелой травмы, перенесенной крохой в раннем возрасте. Более того, генетическая предрасположенность к задержке речи также влияет на скорость психического и интеллектуального развития малыша.
Физиологические отклонения ребенка помогут обнаружить невролог и отоларинголог. Если в ходе обследования у вашего малыша выявлены нарушения работы головного мозга или тугоухость, решить проблему задержки речи можно, только устранив ее причину. В остальных случаях родителям нужно проводить больше времени со своим чадом и использовать правильные приемы для речевого развития.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Задержка речевого развития у ребенка». Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!
Задержка речевого развития 2 года лечение
Рассмотрим способы ускорения речевого развития малыша:
- Для развития речи ребенку важно слышать как можно больше разговоров, потому не жалейте времени на общение с ним. Читайте ему книги и стишки, пойте песенки, озвучивайте любые действия, названия окружающих предметов, вовлекайте кроху в беседу. Внятно проговаривайте каждое слово, не торопитесь, чтобы речь не превращалась в непонятную для малютки скороговорку.
- Общение с другими детками также способствует развитию речевых навыков. Молчуны начинают много разговаривать после первых недель в детском саду. Со сверстниками и детьми старшего возраста малышам легче найти общий язык, друг у друга они учатся быстрее, чем у взрослых.
- Любые занятия, заставляющие малыша активно работать пальцами, улучшают его способности к выражению своих мыслей вслух. Введите в ежедневную практику лепку из пластилина и рисование, осваивайте пальчиковые игры, запаситесь конструкторами и другими игрушками, состоящими из отдельных деталей.
- Стимулировать развитие речи в 2 года можно и при помощи массажа, уделяя особое внимание биологически активным точкам, расположенным на ладонях и ступнях. Научите малыша хорошо растирать ладошки до появления ощущения тепла, а затем аккуратно массируйте каждый пальчик и всю поверхность ладоней. Научите малыша самостоятельно массировать ножки или предложите ему походить босиком по рельефной поверхности, по коврику из гальки или массажной дорожке.
- С двух лет допустимо активное использование логоритмики (логопедической ритмики). Это направление терапии корректирует речевые проблемы за счет сочетания ритмичных движений со словами или музыкой. Существует множество упражнений со стишками, которые дети могут повторять за взрослыми, одновременно озвучивая слова и выполняя необходимые движения. Такие занятия развивают общую и мелкую моторику, а также учат крошек слаженно использовать двигательные и речевые навыки.
- Задержка речи у детей 2 3 лет приводит к тому, что малыши часто не могут четко выговаривать слова из-за слабо развитых мышц лица. Чтобы решить эту проблему, научите кроху дуть или свистеть. Хорошо развиваются мышцы и при питье через трубочку.
- Для более интенсивной проработки мышц, делайте вместе с ребенком артикуляционною гимнастику. Существует множество упражнений для языка, губ, щек и даже нижней челюсти. Регулярные занятия, продолжительностью 5-10 минут, помогут ребенку лучше управлять своими артикуляционными органами и его речь станет более четкой и разборчивой.
- Вместо скучной гимнастики можно инсценировать небольшие рассказы, например, из сборника «Сказочные истории из жизни Язычка», в ходе которых выполнять упражнения намного интереснее.
- Поскольку ЗРР зачастую связана с низкой концентрацией внимания на звуках, играйте с малышом в звуковые игры. Например, попросите кроху с закрытыми глазами угадать бытовые приборы или животных по издаваемым звукам, узнать члена семьи по голосу. Предлагайте малышу имитировать звуки, которые его окружают. Спрашивайте, как мычит коровка, как дует ветер, как лает собака.
Чтобы помочь ребенку заговорить, развивающие игры и занятия должны стать частью вашего ежедневного расписания. Уделяйте массажу, артикуляционной гимнастике и играм для развития мелкой моторики время каждый день, только в этом случае вы быстро заметите результаты и избавите свое чадо от опасного диагноза «задержка речевого развития».
Тема нашей следующей статьи: «Гигиена новорожденных: уход за новорожденной девочкой, рубцовый фимоз у новорожденного грудничка»
Источник