Как помочь своему ребенку в общем развитии речи

Плач младенца ― не просто способ привлечь к себе внимание родителей, а его первые слова! Сначала он способен только на это, но со временем голосовые связки окрепнут и малыш начнет издавать более сложные звуки. Родители могут и должны помогать ему в этом, потому что от становления речи зависит дальнейшее развитие ребенка. Уже доказано, если с ребенком мама «вела беседы» еще до того, как он родился, то это способствует раннему становлению речи. Одного этого недостаточно. Обоим родителям нужно выучить правила, как общаться и играть с ребенком, чтобы он научился говорить.

Норма развития речи от рождения до дошкольного возраста

Каждый ребенок имеет индивидуальные темпы развития, это касается в том числе и становлению речи. Некоторые детки начинают понимать, что в состоянии удовлетворить свои потребности, не выражая их, и отчасти в этом виноваты родители. Другие же по своему характеру молчуны и до 2-3 лет могут общаться только отдельными словосочетаниями. Несмотря на все это, есть нормы развития речи. На них нужно ориентироваться, но не считать железными правилами.

До того, как ребенок пойдет в школу, он должен уметь четко говорить все буквы, чтобы в будущем не было проблем с правильным написанием слов.

Могут ли патологии вызвать задержку?

Чем больше доступны маленьким малышам физические умения, тем активнее развивается их речевая деятельность. Это имеет научное объяснение. Любые физические движения – это напряжения мышц, а приводит их в тонус мозговой ствол. В речевой деятельности участвуют также мышцы языка, губ, голосовые связки, легкие. Логично предположить, что на них также воздействует один и тот же участок мозга.

Сложно протекающая беременность с частыми токсикозами и болезнями, а также тяжелые роды могут спровоцировать задержку речевого развития. Это связано с негативным воздействием на тот же мозговой ствол, из-за чего нарушается его нормальная деятельность.

В группе риска оказываются дети, у которых зафиксированы внутриутробное обвитие пуповины вокруг шеи, гипоксия. Как следствие, такие дети рождаются с нарушениями мышечного тонуса, из-за чего они могут отставать в развитии. Чтобы ребенок мог вовремя научиться говорить, негативные последствия нужно устранять на ранних этапах (массажи, парафиновые обертывания, ванночки).

Почему важно развивать мелкую моторику

Мнение всех педиатров и логопедов сводится к тому, что для раннего  развития речи нужно стимулировать мелкую моторику пальцев. Это действительно так, упражнения для мелкой моторики активизируют моторный центр. Он расположен близко к речевому центру, поэтому при этом начинают пробуждаться и его участки.

В дошкольных учреждениях в обязательные занятия включают лепку из пластилина, аппликации, а также пальчиковую гимнастику в игровой форме. Дома родители тоже должны не забывать заниматься со своим малышом, положительное влияние оказывают:

  • пальчиковые игры – ладушки, сорока-белобока и др.;
  • массаж ладошек;
  • листание страниц (на первых порах нужно выбирать детские книжки с грубыми страницами);
  • разрывание бумаги;
  • рисование пальцами;
  • складывание разных предметов – пирамидки, матрешки, миски разных размеров;
  • пазлы, мозаики;
  • рисование на песке.

Маленькие дети могут пробовать на вкус заинтересовавшие их предметы. Помните об этом, старайтесь не давать им играться тем, чем он может подавиться или проглотить.

Как помочь ребенку быстрее научиться разговаривать

С самого рождения детский мозг начинает обрабатывать и систематизировать все звуки, которые слышит. Впоследствии он начнет узнавать знакомые звуки, голоса, распознавать интонацию. К тому времени у него скопится достаточный запас, который малыш будет пытаться имитировать.

Очень смешно выглядит, как дети «разговаривают» по телефону. Все это они когда-то видели, теперь пытаются воспроизвести это. Именно многократное повторение знакомых слов и звуков поможет ребенку выучить новый для себя этап. Разговаривайте больше с ребенком, но это не должен быть один лишь родительский монолог. Запомните правила, которые помогут научить малыша говорить.

  • В разговоре с малышами не используйте сложные предложения. Например, если его заинтересовала собака во время прогулки, говорите: собака побежала.
  • Чем больше малыш слышит живую речь, тем больше становится его пассивный словарный запас. Знакомьте его с окружающим миром, предметами. Объясняйте суть вещей, даже если считаете, что он этого не понимает.
  • Чтобы малыш понял, как произносить звуки, ему важно видеть лицо говорящего.
  • Во время своей речи делайте паузу, чтобы дать ребенку высказаться, особенно, если видите его желание это сделать.
  • Чтение детской книжки с комментированием картинок обязательно. Постарайтесь заинтересовать его и просите повторять, кто изображен на картинке.
  • Включенный телевизор не заменит общение. Если малыш занят просмотром мультика, присоединитесь к нему и продолжайте с ним общение.
  • Не упрощайте названия вещей. Если вы вместо машины говорите «би-би», ему проще воспроизвести эти звуки, а не более сложное слово.
Читайте также:  Центр развития ребенка остров

Частые ошибки, из-за которых ребенок позже начинает разговаривать

Задача родителей – создать такую домашнюю атмосферу, чтобы у ребенка была возможность развиваться и учиться говорить. Родители должны общаться между собой не на повышенных тонах, резкие крики могут расстроить малыша и вызвать испуг.

Еще одним важным условием является то, что малыш должен слышать правильно поставленную речь. Если вместо грамотной речи ребенок слышит сюсюканье, то нет ничего удивительного в том, что он впоследствии будет произносить исковерканные слова. Придется заново переучивать, а это отнимет время. Чаще обращайтесь к нему, особенно, когда слышите, как он гулит в кроватке. Маленьким детям нравится общаться, поэтому поощряйте его желание говорить.

После одного года лучше отучить ребенка от пустышки. Пустышка провоцирует развитие неправильного прикуса, к тому же язык занимает неправильное положение во рту. Это не способствует своевременному становлению речи. То же самое касается, если малыш привыкнет сосать палец, чтобы успокоиться.

 Чтобы ваш малыш научился вовремя говорить, родители должны больше с ним разговаривать, знакомить с окружающим миром. Однако не нужно лишать общения со своими сверстниками, это будет для него хорошим стимулом.

Источник

Галина Тимкова
Консультация «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи»

С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики и интеллекта ребенка. Без сомнения, все родители хотят, чтобы их дети, став взрослыми, говорили чисто и правильно, владели богатством речи своего родного языка, достигли в жизни определенных высот, исходя из тех способностей и талантов, которые даровала им судьба, успешно учились и состоялись в жизни как личность, чувствовали себя свободно и уверенно в обществе. Неправильная речь может стать препятствием на пути выполнения этих надежд и планов.

Самым первым и, главным, условием, влияющим на правильное формирование детской речи, является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – благоприятная эмоциональная обстановка.

Речь малыша берет свое развитие до его рождения на свет, и что крайне важно уже в этот прекрасный период вынашивания, начните общаться с ним, что-то ему рассказывать, делиться положительными впечатлениями и создавать уже тогда тёплую эмоциональную атмосферу.

Общайтесь с ребенком

Гуление и агуканье крохи – это ранние признаки формирования у него речевых навыков. Скорей всего, Вы много раз замечали, что в Ваше отсутствие малыш не столь активен, а когда Вы рядом активно издает звуки и старается привлечь Ваше внимание. Кроме того, присмотревшись, Вы поймете, что ребенок пытается Вам что-то сказать и надеется на Ваш ответ. Необходимо поддерживать диалог, ведь таким образом малыш учится координировать одновременно голос и взгляд. Поэтому реагируйте на инициативу крохи, разговаривайте с ним, но произносите слова четко и понятно, давая ребенку возможность уловить звуки, тон говорящего, и, возможно, настроение.

К годику малыш начинает пользоваться указательным жестом – показывая на предметы вокруг,он пытается обратить на себя внимание родителей.Тогда маме и папе необходимо называть вещи или действия: «это стул», «кошка прыгнула» и т. д. Первые слова ребенка будут состоять из ударных слогов («ама»«мама») или из начальных букв («па»«папа») – таким образом, начнет формироваться словарный

Рекомендуем родителям формировать:

сначала пассивный, а затем активный словарь, для чего использовать как окружающую обстановку, так и специальные игры. Нужно отдавать преимущество настольным играм (таким как парные картинки, лото, детское домино и т. д., а не компьютерным играм. Родители в процессе игры могут давать знания об обобщающих понятиях (цвет, игрушки, части тела, транспорт, продукты и т. д.). Очень важно, чтобы родители выделяли хотя бы 10-15 минут в день для игровых занятий, а также использовали для развития словаря прогулку, поездку и совместный любой труд (на кухне, в огороде, в квартире).

Читайте больше

В два годика речь малыша пополняется простыми словосочетаниями, и тогда немаловажную роль играют книги. Читая своему чаду, интересные рассказы или сказки с яркими иллюстрациями к ним, вы увеличиваете словарный запас ребенка и помогаете запомнить предложения полностью. Если малышу понравилась книга, и он просит прочитать ее снова, не отказывайте ему. Возможно, ребенок не до конца разобрался в содержании и ему требуется больше времени, чтобы понять диалоги персонажей или усвоить сюжет. Вы также можете спеть песенку или прочитать потешку, предлагая малышу закончить знакомую фразу. Например,Вы начинаете: «Ладушки, ладушки! – Где были?», а ребенок продолжает – «У бабушки!»

Читайте также:  Развитие ребенка система зайцева

Чтобы родители смогли помочь формированию грамматического строя речи ребёнка, нужно выполнять определенные правила.

• Важно четко проговаривать окончания слов, чтобы ребенок с раннего детства слышал,как изменяются слова: в падеже («иди к маме, возьми куклу», роде («собачка белая, мишка коричневый», числе («бабочка — бабочки»).

• Не менее важно четко проговаривать предлоги,выделять их интонациями голоса: «положи В корзинку, достань ИЗ коробки».

• Несложно учить ребенка словообразованию,начиная с уменьшительно-ласкательных слов: «дом-домик, шар-шарик, кот-котенок и т. д.».

• Конечно, нельзя произносить бранные, оскорбительные, грубые выражения,непонятные для ребенка слова, так как дети очень быстро начинают копировать взрослых. Речь родителей должна быть очень грамотной!

Следующая задача родителей — помочь своему ребёнку в формировании произносительной стороны речи:

Развивайте артикуляцию!

Попробуйте нехитрые упражнения, например, поиграйте с ребенком в «Голодных котят», замарав блюдце сметаной или детским пюре, предложите облизать его. Играйте в «Паровозиков»громко озвучивая их сигналы: ту-ту-ту, чух-чух-чух.Или просто покорчите перед зеркалом рожицы: хмурьтесь, поднимайте брови, выпучивайте глаза, высовывайте язык, тяните губы в разные стороны. Пощелкайте язычком как» лошадка «и остановите «лошадку» ,подув на губки и т. д. Ребенок в игре быстрее «запомнит необходимые действия, и, к тому же, процесс станет увлекательней, ведь так радостно и забавно играть вместе с мамой и папой! Кроме этого,можно обратиться за рекомендациями к логопеду!

Развивайте воздушную струю!

Уже с года учите малыша дуть на мыльные пузыри, хорошо высмаркиваться носом (без лишней утечки воздуха через рот). Покатайте бревнышки (карандаши) по ровной поверхности. Играйте в «Воздушный футбол», закатывая ватный шарик-мяч в

,сделанные вместе с малышом, ворота. А также дуйте на разные предметы,на воду, создайте «бурю» в стакане,подув в трубочку для сока и т. д. Включите воображение и превратите эти упражнения в забавные игры-минутки!

Развивайте общую моторику!

Это способствует формированию и развитию речи у детей. Занимайтесь лечебной физкультурой, катайтесь на велосипеде,самокате,роликах,коньках, плавайте в бассейне, ходите пешком,играйте в подвижные игры,вспомнив свое детство!

Развивайте мелкую моторику.

На начальном этапе играйте с пальчиками, используя не хитрые игры типа «Коза рогатая», «Киснька-мурыснька»,»Сороко-белобока»,»Ладушки» и т. д. Давайте поплавать детским ручкам в сухих бассейнах из круп, макарон. Позднее используйте пальчиковые тренинги. Занимайтесь различными видами конструирования, собирайте пазлы, бусы, пополните детский уголок шнуровками, мозаикой,приучайте ребенка к различным видам ручного творчества:лепка,аппликация,коструирование из бумаги,конструктора и других материалов.

Очень важно подходить творчески как к воспитанию, так и развитию речи у детей.

Вот общие подходы к занятиям с детьми в семье!

• Учитывайте возрастные особенности, (не спешите, но и не отставайте);

• Индивидуально подходите к ребенку, понимая, что он развивается со своей скоростью;

• Немного «забегайте вперед», ведите ребенка за собой (принцип опережающего развития);

• Двигайтесь от простого к сложному;

• Создавайте благоприятный психологический фон, поощряйте ребенка;

• Играйте с ребенком, так, чтобы он не чувствовал, что вы его учите, пусть ему будет интересно, а не скучно;

• Выделяйте время и играйте вместе с ребенком; это очень важно!

• При совершении покупок, выбирайте добрые и созидающие игрушки и игры, отказывайтесь от злых и разрушающих;

• Придерживайтесь традиционной российской культуры;

Развивайте умение ребенка общаться (коммуникативные качества);

• Выбирайте многофункциональные игры;

• Максимально используйте возможности каждой игры.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь — заслуги, прежде всего, семейного воспитания.

Любите родной язык, изучайте и совершенствуйте его

вместе с ВАШИМ ребенком!

Составила учитель-логопед : Тимкова Г. В.

Источник

Юсупова Галима
Консультация «Помощь родителей в развитии речи детей»

Помощь родителей в развитие речи детей.

В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.

1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

Читайте также:  Усвоение нормы речи зависит от развития ответ языка у ребенка

2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

3. Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья — первая школа.

4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова — это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.

5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова – заменители, такие как ням — ням (кушать, мяу (кошка) и т. п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.

6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.

7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.

8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.

9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

Если у вашего ребенка есть нарушения звукопроизношения, обязательно покажите его детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен,закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова, составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда

Желаем успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!

Источник