Как помочь ребенку заговорить в 5 лет
Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.
Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.
Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.
Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.
Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.
Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.
Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.
Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.
Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.
Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.
Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.
Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.
Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!
Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?
Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.
Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.
Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!
Источник: https://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/
Источник
От автора:
Как помочь своему ребенку легко и быстро освоить речь?
Шаг 1. Живите в режиме радио
Дочь засыпала под мои рассказы и песни, слышала их, пока бодрствовала. Скоро подключились и родственники. Дедушки и бабушки вспомнили все стихи, прибаутки и потешки, которые когда-то слышали, а потом взялись за книги и полезли в интернет.
«Разговаривать с ребенком нужно обязательно, и это неважно, что сначала он ничего не понимает, а потом, когда уже понимает, молчит в ответ, — прокомментировала руководитель филиала бюро медико-социальной экспертизы, врач-невролог Александра Пашенцева. — Причем аудиосказки или развивающие программы на планшете не могут заменить живую речь. Детям нужен вербальный контакт».
«Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, неторопливая речь окружающих взрослых, — рассказала логопед Ольга Хорева. — Активный словарь ребенка также наращивается постепенно. Детская речь приближается к взрослой только к пяти годам».
Шаг 2. Валяйте дурака
Я корчила дочке рожи, надувала и втягивала щеки. И все это под звуковой «аккомпанемент»: цоканье языком и причмокивание губами, жужжание и шипение. Дочь повторяла эти звуки за мной. Игра и развлекала ее, и тренировала артикуляционные мышцы.
«Развитие артикуляции – важная составляющая освоения речи, — подчеркивает Ольга Хорева. – Для развития артикуляции логопеды используют упражнения, которые выполняются в игровой форме. Так начинается становление звуков».
Шаг 3. Повторяйте все по много раз
Сначала повторяем простые слова – «дай», «бум» или состоящие из двух одинаковых слогов – «папа», «мама», «баба». Все это – в игре, с улыбкой, без нажима.
Если мне на глаза попадались предметы, обозначаемые словом из лексикона дочери, показывала пальцем и ждала. При этом старалась уйти от всяких «би-би» и «гав-гав».
Позже предлагала дочери повторять чуть более сложные слова. Если они были очень длинными, то сначала по слогам и только потом целиком.
«Звукоподражания очень важны, и вовсе игнорировать их не стоит. Они, как правило, служат для обозначения действий (например, поезд едет – «ту-ту», вода капает – «кап-кап», часы идут – «тик-так»), – рассказала Ольга Хорева. – Однако нужно следить, чтобы ребенок не застрял на этом этапе, и вовремя перейти на следующий – к произнесению привычных нам слов. Проще всего понять, готов ли ребенок сказать то или иное слово, проследив, какие звуки он уже выговаривает. Так, вместо «кап-кап» в какой-то момент стоит предложить ребенку произнести слово «вода». И если у него это получится, с «кап-кап» нужно попрощаться».
Шаг 4. «Не понимайте» своего ребенка
Если дочь просила о чем-то жестами, хотя могла использовать простое слово, я притворялась, что не могу догадаться, о чем она просит (в туалет, конечно, вовремя водила).
«Этот прием работает, когда ребенок в принципе уже что-то говорит. Но здесь очень важно не перегибать палку, – посоветовала Ольга Хорева. – На непонимание дети реагируют по-разному. Некоторые уходят в крик, слезы. Таким детям взрослым лучше сначала дать образец: самим произнести нужное слово».
Шаг 5. Просите расшифровать просьбу
Я просила дочку объяснить мне смысл, заложенный в одном слове. Так «дай» превращалось в «мама, дай воды».
«Чтобы помочь ребенку составить простую фразу из двух слов, проще всего задать уточняющий вопрос. Когда ребенок говорит «гулять», спросите, с кем он пойдет и куда. Простые фразы дети осваивают в норме к двум годам. Быстрее всего появляются те, что связаны с повседневными бытовыми вещами», – прокомментировала Ольга Хорева.
«Иногда так бывает, что родители занимаются с ребенком, а он молчит. А потом в три-четыре года вдруг начинает разговаривать предложениями. Это тоже вариант нормы, и такой способ освоения речи, как правило, наследуется», – рассказала Александра Пашенцева.
Как понять, все ли в порядке, произойдет этот скачок в какой-то момент или все-таки в развитии речи есть отклонения? По словам Александры Пашенцевевой, надежный способ определить патологию в речевом развитии – проследить, понимает ли ребенок обращенные к нему слова. К двум годам в норме это уже происходит.
Отсутствие гуления и попыток найти взглядом источник звука (в том числе говорящего взрослого) часто говорит о проблемах со слухом. Застой в освоении речи может указывать и на эпилепсию – когда небольшие приступы случаются ночью, «стирая» накопленную за день информацию. А иногда нарушения в развитии речи могут быть обусловлены банальной педагогической запущенностью.
Источник
Речь — одна из сложнейших функций головного мозга. Для ее развития детям нужны благоприятные условия и достаточно времени. Логопед и дефектолог Евгения Ершова в своей книге «Без паники!» рассказывает, как создать такие условия и помочь ребенку овладеть речью.
Мы совместно с крупнейшим книжным сервисом по подписке MyBook выбрали часть ее ценных профессиональных рекомендаций, которые будут полезны на разных этапах становления речи ребенка.
1. Поиграйте в артикуляционные игры
Маленький ребенок постоянно тренирует органы артикуляции, когда ест и пьет. При этом задействуются мышцы губ, щек и языка, которые в дальнейшем помогают заговорить. Если ребенок ест мало твердой пищи, получает недостаточно вкусового разнообразия, пьет только из поильника, то мышцы речевого аппарата формируются медленнее.
Помогите ребенку тренировать артикуляцию с помощью простых и увлекательных занятий, которые можно выполнять во время еды. Предложите ему:
- выплевывать косточки от вишни или арбуза;
- облизывать ложку с медом;
- перекатывать мармелад во рту;
- есть чернику и рассматривать синий язык в зеркале;
- облизывать мороженое;
- задувать свечи на торте;
- дуть в трубочку в стакане с водой.
2. Предоставьте ребенку возможность общаться
Важнейшая функция речи — общение. Дети начинают общаться задолго до того, как начинают говорить. Важно поддерживать их стремление к коммуникации, создавать условия для эмоционального и комфортного общения.
В первую очередь поддерживайте зрительный контакт, он играет огромную роль в развитии речи. Пытаясь научить ребенка речи во время игры, смотрите ему в глаза, а не на карточки с картинками. Пусть малыш видит ваше лицо и вашу улыбку, отслеживает эмоции, наблюдает, как двигаются губы и как произносятся слова.
Дайте ребенку возможность что-то сообщить, научитесь слушать. Не говорите слишком много и быстро, иначе ему будет непросто прервать вас. Делайте паузы в ожидании ответа и смотрите в лицо. Обязательно поддерживайте попытки ребенка отреагировать мимикой, не перебивая и не предугадывая все его желания.
3. Ведите речевой дневник
Записывайте в речевой дневник все звуки и слова ребенка и обязательно указывайте, что они обозначают. Помните, что первые слова совсем не похожи на настоящие, но если они произносятся осознанно и обозначают определенные предметы или явления, их без сомнения можно отнести к словам. Ребенка, который уже пользуется такими своими словами, несправедливо называть неговорящим.
Заполнять дневник удобно в виде таблицы из трех колонок: сами звуки, их значение и ситуация, в которой было произнесено слово. Записывайте наблюдения каждый день, не откладывайте и не полагайтесь на память.
Речевой дневник поможет отслеживать прогресс, особенно когда кажется, что ничего не меняется. По записям гораздо легче установить динамику, чем по памяти. Будет заметно, растет ли у ребенка словарный запас, появляются ли новые правильные звуки, формируется ли грамматический строй. Также речевой дневник пригодится для будущих консультаций с логопедом.
4. Обеспечьте совместную деятельность
В развитии речи большую роль играет речевая среда. Родителям часто кажется, что на родном языке она создается сама собой. Но если с ребенком недостаточно разговаривать, использовать ограниченное количество лексики, не играть в совместные игры и не заниматься совместной деятельностью, то речевое развитие будет замедлено.
Самая благоприятная речевая среда — не детский сад, а взаимодействие с близкими взрослыми людьми. Обеспечьте условия для полноценного общения с ребенком. Выключите дома фоновый телевизор или радио, они отвлекают и усложняют коммуникацию.
В диалоге задавайте подробные и уточняющие вопросы, которые требуют развернутых ответов, и избегайте вопросов, на которые ребенок не в состоянии ответить. Поиграйте или займитесь чем-то другим вместе. В процессе вы будете что-то рассказывать, спрашивать, просить, уточнять, тем самым создадите полноценную речевую среду.
5. Начинайте обучение иностранному языку только после усвоения родного
Если ребенок не растет в мультиязычной среде, не начинайте изучать иностранный язык слишком рано. Так как ведущим языком является русский, то сначала нужно освоить его. Начинайте обучение иностранному языку только тогда, когда нет никаких проблем с родным.
Если ребенок уже хорошо говорит на русском, правильно произносит все или почти все звуки, использует сложные грамматические конструкции, можете спокойно браться за иностранные языки. Раннее изучение иностранных языков полезно для детей: развивает фонетический слух, формирует положительное отношение к другим языкам и нациям, устраняет языковой барьер, тренирует память. В раннем возрасте проще поставить правильное произношение.
Но не забывайте, что изучение иностранного языка — нагрузка для нервной системы ребенка, поэтому ее нужно дозировать. Если требовать от ребенка слишком многого, будет хуже развиваться родной язык.
6. Не беспокойтесь об отсутствии звука «р» до 5 лет
Звук «р» — один из самых сложных в русском языке. Он относится к так называемым «поздним» звукам, которые дети осваивают позже «ранних» — таких как б, п, м, т, д, к, х.
Пропускать или неправильно выговаривать сложный «р» нормально до пяти лет, пока речевой аппарат еще недостаточно подготовлен для такой артикуляции.
Русские люди часто оценивают правильность произношения у ребенка именно по звуку «р». Эта согласная в детской речи привлекает больше всего внимания родителей. Многие взрослые специально учат детей выговаривать «р» с раннего возраста. Малыши пытаются имитировать звук, но делают это неправильно, так как органы речи еще не готовы. Они начинают рычать горлом, создавая искаженный звук. Взрослые хвалят за попытки рычания, и ошибка закрепляется. Ребенок начинает картавить, а переучить его уже сложнее.
Не надо акцентировать внимание на произношении «р», пусть закрепление звука происходит естественно. Если к шести годам ребенок не научится правильно его произносить, уже нужны специальные занятия с родителями или логопедом.
7. Играйте в словесные игры
Чтобы развивать словарный запас и тренировать произношение звуков, играйте с ребенком в словесные игры. Это веселое и полезное совместное времяпрепровождение не только улучшит речевые навыки, но и укрепит ваши отношения и развлечет в очередях или по дороге домой из детского сада. Вот несколько вариантов таких игр:
1. Классическая игра в слова: называть по очереди слова, которые начинаются с последней буквы предыдущего слова.
2. Секретный язык: придумайте собственный язык, например, добавив после каждого слова специальный слог или поменяв порядок слов в предложениях.
3. Угадывать слово по первому слогу: «Сегодня мы будем пить чай с пи…», «Я вижу на улице ма…» – предложите ребенку закончить слова.
8. Читайте книги
После трех лет для развития речи недостаточно использовать жизненные ситуации. В этом возрасте важно начать читать книги вместе с ребенком. Это обогатит его словарный запас, улучшит грамматические конструкции и поможет сделать речь более связной.
Читать можно стихи, сказки, энциклопедии — все, что ребенку интересно. Очень эффективны словари с картинками, комиксы, виммельбухи с большими подробными иллюстрациями. Многие дети любят постоянно читать одни и те же книги, заучивая наизусть большие отрывки. Это не только не бессмысленно, но и полезно для развития речи.
И главное — Евгения Ершова делает акцент на том, что каждый ребенок проходит индивидуальный путь становления речи. Не нужно обращать внимание на строгие нормы, важно наблюдать его собственный прогресс, даже если он происходит медленнее, чем в среднем у других детей.
MyBook дарит 2 недели премиум-подписки всем новым пользователям. Активируйте промокод BABY и получите доступ ко всему каталогу сервиса — электронным и аудиокнигам.
Источник
Как помочь малышу заговоритьФото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Все дети осваивают речь в разное время. Некоторые активно болтают с достаточно раннего возраста, но бывают и обратные ситуации. Родители относятся к ним по-разному. Кто-то не видит проблемы в том, что сын или дочка в 2,5-3 года молчит. Кто-то, наоборот, — слишком тревожится и удивляется, почему прикладываемые усилия не приносят быстрых результатов. О том, как помочь крохе заговорить побыстрее, — рассказывают специалисты ЦССВ «Центральный».
Советы родителям
«Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть. Какой-то малыш легко встанет на ножки и побежит сам, кому-то приходится специально формировать походку. Так же и с речью. Таким детям нужно помочь, — считает логопед Елена Перова.
Что можно сделать?
- Чаще говорите с ребенком сами. Озвучивайте все, что делаете: кормление, купание и так далее, комментируйте все происходящее. Произносите слова четко и доброжелательно.
- Прежде, чем ребенок заговорит, он должен научиться понимать обращенную к нему речь. Используйте простые конструкции: «Дай ручку», «Где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Вместе с полными формами слов употребляйте их облегченные варианты: «би-би», «ля-ля», «ам-ам».
- Пойте ребенку перед сном колыбельные, желательно одни и те же.
- Чтобы у малыша возникло желание подражать взрослому, существует множество доступных для его восприятия игр, например, «Ку-ку». Игры вызывают у крохи положительные эмоции. Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты!». Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух (ребенок может повторять только гласные: о, а, у).
- Читайте ребенку небольшие стихотворения, простые детские сказки. Побуждайте досказывать слова по мере возможности.
- Старайтесь не перегружать ребенка информацией: просмотр телевизора лучше сократить.
- Не обсуждайте при ребенке его проблему.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои особенности.
- Поможет и массаж пальчиков ладошек. Для этого можно использовать щеточки и су-джок шарики. Любимые всеми малышами игры «Сорока-белобока», «Посчитаем пальчики» тоже очень полезны. Развитие речи напрямую связано с мелкой моторикой.
Чтобы ребенок захотел разговаривать
«Не нужно требовать от детей речевой активности: настойчивым „скажи“ можно отпугнуть их. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа: „Делай, как я“ (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание», — советует логопед.
Следующий этап — привлечение к занятиям. Сначала малыш учится понимать речь и выполнять простейшие инструкции: «Дай ручку», «Покажи носик».
Затем побуждаем его к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка. Плюс рассматривание семейных фотографий.
Вызываем у малыша ориентировочный рефлекс: «Что это?», «Что там?». Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, ух), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными словами также и общеупотребительных слов («ля-ля» и «кукла»).
Когда ребенок готов заниматься, можно учиться произносить отдельные звуки, которые обычно появляются в речи первыми (гласные: а, о, у, и, э, согласные: м, б, п, г, к, д, т, х). Развиваем речевой слух и внимание, формируем у него умение передавать простейшие ритмы, уточняем и расширяем пассивный словарь по темам («Мы играем», «Покормим Мишку», «Собираемся на прогулку»). Также необходимо развивать сенсорную базу малыша, то есть познакомить его с понятиями цвета, формы, величины, количества.
Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию словарного запаса. Прежде всего, малыш осваивает существительные и глаголы. Потом они станут основой для построения фраз. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: «биби бах» — машина упала, «ляля бай» — кукла спит.
«Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг может появиться нормально произносимое слово. Обычно дети очень радуются такому успеху, несколько дней демонстрируют его окружающим», — рассказывает Елена Перова.
Есть и еще один небольшой лайфхак для родителей неговорящего малыша: освоить речь поможет домашний театр. У крохи появляется уверенность в себе, ему нравится выступать перед родителями, бабушкой и дедушкой и даже перед любимой игрушкой.
Но не стоит забывать, что все эти рекомендации носят вспомогательный характер. Если появление речи заставило себя ждать слишком долго, сначала нужно обратиться к специалистам.
Источник