Как помочь ребенку заговорить в 3 года консультация для родителей

Как помочь ребенку заговорить в 3 года консультация для родителей thumbnail

КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«Как помочь ребёнку заговорить?»

                                            Подготовил:

учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14

Киселева Э.А.

Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.

Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.

Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

2. Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»

Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

3. Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного  потока слов.

Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

5. Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и  старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к  литературе.

Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

6. Ограничивайте просмотр телевизора! Игр с телефоном!

Не используйте телевизор, телефон в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы или как умело пользуется телефоном, планшетом. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора и различных гаджетов.

Замените телевизор, гаджеты  разговорами, интересными играми и компанией других детей.

  Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.

Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.

Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи.

Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

9. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает,  пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезнапальчиковая гимнастика!

10. Исключите любые чрезмерные требования!

Разве это не должно быть очевидным?

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.

Читайте также:  График посещения врачей ребенком в 3 года

Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

    Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

Источник

Валентина Пузанова
Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?»

В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких, как первая улыбка, первых смех, первый шаг. Но, пожалуй, самые сильные эмоции у родителей вызывает первое слово их чада.

Когда Ваш ребенок вовсю разговаривает, Вам уже трудно представить, что когда-то он этого делать не умел. Так здорово знать, что малыш чувствует, что он видел во сне, как он провел день в садике и многое другое. А ребенок просто счастлив оттого, что может теперь задавать бесконечное число вопросов «Что это?» «Почему?» и «Зачем?». Он рад разделить с Вами свои эмоции, рассказать, что ему нравится делать, а что он делать ни за что не будет.

Речь многократно обогащает общение, но все же это не единственная ее функция. Уровень психического развития ребенка напрямую связан с умением говорить. Развитие речи провоцирует прогресс мышления. Ребенок теперь знает, что обозначает, например, слово мяч, и узнает его, будь он большим, маленьким, красным или синим. С помощью речи он учится классифицировать предметы, которые видит, относить их к той или иной группе по определенным признакам, например, геометрические фигуры по форме, машины по наличию колес и т. п.

Еще одна функция речи – это развитие памяти. Подумайте, с какого возраста у Вас сохранились первые воспоминания? Скорее всего, ответ придется на возраст около трех лет, когда Вы уже умели выражать словами свои ощущения. С этого времени память начинает формировать картины прошлого.

То же самое можно сказать про воображение, но относительно не прошлого, а будущего. Малыш может описывать Вам, что он будет делать завтра, представляя себе, как это будет происходить, таким образом опережая настоящее время.

Что же делать, если Вашему чаду почти 2 года, а он до сих пор ничего не говорит?

Во-первых, нужно успокоиться. Первый этап развития речи пассивный, он выражается в понимании слов и накапливании словарного запаса. Чем дольше ребенок не заговаривает, тем резче у него происходит переход от пассивного развития речи к активному. Так что уже завтра Ваш малыш может затараторить и быстро перейти от слов к предложениям. Самое главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и определял многие предметы по их названиям. Если это так, значит, развитие ребенка идет нормально.

Контактные, общительные малыши заговаривают быстрее, а спокойные, любящие играть в одиночестве – позднее. Но Вы как родитель можете непосредственно повлиять на развитие речи Вашего ребенка. Помните, что в период до 1,5 лет его нужно научить слушать. Для этого малыш должен понять, что звуки касаются непосредственно его и обращены к нему. Разговаривайте с ребенком, читайте ему, слушайте вместе музыку или сказки. Причем дети любят слушать одну и одно и то же несколько раз. Так они учатся узнавать звуки, различать слова, и пытаются их повторять. Разделите с малышом радость от узнавания звуков, поддержите его интерес к процессу осваивания речи.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок быстрее заговорил, не нужно угадывать все его желания по жестам или мимике. Покажите малышу, что Вам непонятно, о чем он просит. Пусть попытается объяснить свои желания с помощью звуков. У него должна возникнуть потребность в произнесении слов, так создайте ему эту потребность. Вам помогут совместные игры с предметами. Стимулируйте ребенка учиться называть игрушки, просить Вас подать их ему или выполнить с ними какое-то действие.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что для ускорения процесса перехода от пассивной речи к активной родителям необходимо постоянно общаться с ребенком: вместе слушать, вместе играть, читать ему вслух, говорить с ним, при этом проявляя терпение, нежность и любовь. И тогда первое слово из уст малыша не заставит себя долго ждать.

Источник

Как                   помочь ребёнку заговорить?

         

Этот вопрос волнует многих молодых мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов.  Забота о своевременном формировании речи у ребёнка — это основное условие успешного обучения в школе. Ведь через речь развивается мышление, да и мысли мы свои выражаем с помощью слова.

Любая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный запас слов) затрудняет общение ребёнка и с взрослыми, и с детьми; и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути игры, не понимают предъявляемых требований. С этими детьми очень сложно общаться и воспитателям в детском саду, и дома родителям. Как правило, такие малыши упрямы, раздражительны, много плачут и их бывает трудно успокоить.

Читайте также:  Температура 38 у ребенка в год и 3 симптомов нет

Дети всегда говорят на том языке, на котором говорят их родители. Но речевые звуки не просто механически повторяются ребенком, а выражают и отражают его собственные впечатления, его действия, его отношения, благодаря чему они становятся собственными словами маленького человека, а не детскими копиями слов взрослых. Поэтому, пытаясь помочь своему ребенку быстрее и лучше заговорить, родителям не только нужно заботиться о правильном произношении слов малышом, но и, прежде всего, стремиться к тому, чтобы ребенок, активно воспринимал мир, самостоятельно действовал в нем и выражал свои, именно свои, впечатления посредством речи.

Ниже приведены несколько приемов, направленных на развитие речи, которые можно использовать при занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3лет. Все они основаны на включении речи ребенка в его действия, общение с взрослыми восприятие разнообразных впечатлений.

                                       

Совместное рассматривание предметов.

Взрослый вместе с ребенком наблюдает за каким-нибудь объектом — живым или игрушечным. При этом взрослый выразительно рассказывает о том, что видит ребенок. Например: «Смотри, какая киса, какие у нее лапки, какой хвостик! Потрогай, какая у нее мягкая шубка. Давай ее позовем: «Киса, киса, иди сюда»».  Или: «Смотри, какая машинка! У нее колесики, вон какие дверцы, окошки, она может вот как ездить по столу… Поехала машинка, давай скажем вместе — поехала машинка» и пр.

Чтение потешек.

Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок или потешку («Ладушки», «Сороку-ворону», детские стихи А.Барто, «Курочку-Рябу» и т.д.). Когда текст уже достаточно хорошо знаком ребенку, можно делать в конце каждой строки паузу, чтобы побуждать его к произнесению недостающих слов. Например: «Я люблю свою … лошадку». Или: «Жили-были дед … и баба». Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок «подсказывает» взрослому нужные слова. Обычно такое договаривание недостающих слов приносит малышу большое удовольствие.

Рассматривание картинок.

Взрослый вместе с ребенком рассматривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. «Это кто? — спрашивает взрослый. — А это кто? Что он делает», «А где птичка?», «Покажи дерево»… Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту, же картинку.

Поручения.

Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от уровня развития речи ребенка — как пассивной, так и активной. Поручение взрослого должно быть понятно и доступно ребенку. И в то же время для его выполнения от малыша требуется определенная сосредоточенность, оно не должно выполняться механически. Наиболее простая просьба — принести игрушку, когда она лежит на виду и ничто не отвлекает от нее внимания ребенка. С таким поручением справляются уже многие годовалые дети. Более сложное поручение — найти и принести игрушку, находящуюся сначала среди двух, потом трех и более предметов. Еще труднее ребенку отыскать предмет, находящийся где-то в стороне. Малыша в возрасте старше 2 лет взрослый уже может попросить найти не один, а два предмета: «Принеси сначала мишку, а потом мячик». Так, постепенно усложняя поручения, ребенка приучают регулировать свои действия словом.

Источник

Как помочь ребенку заговорить?

Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, когда их малыш не говорит или говорит мало, в то время как его сверстники болтают без умолку. Нормально ли это?

Прежде всего, следует немного рассказать о возрастных особенностях речевого развития детей. Развитие речи ребенка в раннем детстве идет по двум основным линиям: с одной стороны, совершенствуется понимание речи взрослых, с другой формируется собственная активная речь. Что касается понимания, то специалисты считают, что уже после 6 месяцев ребенок начинает понимать речь и устанавливает связь между словом и предметом, словом и действием. Резкий скачок в развитии понимания происходит в период между годом и полутора годами. Поэтому обратите внимание на то, как ребенок реагирует на ваши слова: понимает ли он вас, когда вы просите его найти ту или иную игрушку, посмотреть на кого-либо, принести тот или иной предмет. Может ли он вместе с вами выполнить ваши указания, понимает ли объяснения, можете ли вы с ним договориться? После 2 лет ребенок должен уже в полном объеме понимать все слова взрослых, связанные с окружающими предметами.

Читайте также:  Как себя вести если ребенок не слушается в 3 года советы

  Что касается произношения, то его уровень принято определять тем количеством слов, которые ребенок активно использует в своей речи в определенном возрасте. Специалисты считают, что в норме:

•      в год ребенок имеет в своем запасе 4 слова;
•      в 1,5 года количество этих слов увеличивается до 20-30;

•      в 2 года количество возрастает до 300 слов!
При этом в период от года до двух лет ребенок в основном использует однословные предложения: «Дай», «Пить», «Мама», «Бо-бо» и так далее. К двум годам он переходит на двухсловные предложения.

Бить тревогу необходимо в том случае, если ребенок к трем годам не говорит простыми предложениями и не понимает речи взрослого. В этом случае задержка или нарушение развития речи могут являться частью общей задержки развития. Кроме того, это может быть вызвано поражением слуха ребенка. В этом случае необходимо проконсультироваться у специалистов: отоларинголога, невропатолога, психолога, логопеда.

Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. Что же можно посоветовать родителям малыша для того, чтобы стимулировать и развивать его речь?

Первое. Разговаривайте со своим ребенком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребенок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети учатся, наблюдая за взрослыми и копируя их поведение. Многие мамы постоянно читают ребенку книжки и включают ему мультфильмы, полагая, что уж тут-то он наслушается речь вдоволь. Но этого мало. Если вы прочитали сказку, посмотрели фильм, обязательно обсудите их с малышом, а еще лучше – проиграйте, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев. Ведь вы же заинтересованы в том, чтобы перевести речь ребенка из пассивного плана в активный? По мнению психологов, только желание ребенка получить от взрослого что-нибудь создает необходимость назвать предмет. Следите за своей речью и исправляйте ребенка, если он неверно произносит слова.

Второе. Четко и ясно проговаривайте слова. Ребенок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому, если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребенок. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ребенка, если он неверно произносит слова. Выполняйте вместе с детьми элементарные артикуляторные упражнения: «Дудочка», «Улыбка», «Лопаточка», «Лошадка», «Орешки».

Третье. При общении с ребенком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание; «Как говорит киска? Как говорит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолет?» Обязательно помогайте ребенку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь. С ними нужно говорить спокойным тоном, неоднократно и короткими предложениями, содержащими единственную идею. Дополнительно задавайте им какие-нибудь вопросы, на которые они должны будут ответить короткими предложениями вместо того, чтобы только говорить «да» или «нет». Кроме того, пробуйте закончить их незаконченные слова или предложения, в случае необходимости, неоднократно так, чтобы они могли научиться полностью понимать и говорить эти новые слова легко.

Четвертое. Развивайте мелкую моторику. Центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, и следовательно, помогают развитию речи. Дети любят манипулировать предметами – вот и позволяйте своему ребенку делать это. Известно, например, что китайцы издавна придерживаются такой традиции: годовалому малышу каждый день дают грецкий орех, и ребенок катает его в ладонях и между пальцами столько, сколько ему захочется (конечно, под присмотром взрослых). С этим орешком ребенок играет вплоть до 18 лет, это развивает руку и стимулирует кору головного мозга. В итоге у каждого совершеннолетнего китайца есть персональный, до блеска отполированный орешек. Для развития мелкой моторики незаменимы «пальчиковые» игры – сейчас издано немало популярных пособий для родителей с полезными и веселыми упражнениями.

Источник