Как помочь моторному развитию ребенка

Задержка моторного развития или задержка двигательных функций опорно-двигательной системы малыша — это особенность развития, при которой ребенок не осваивает необходимых навыков, либо приобретение их происходит с серьезным отставанием во времени.

Конечно, не стоит бить тревогу, если младенец начинает переворачиваться не в 3, а в 4 месяца. То, во сколько произойдет тот или иной «прорыв» в жизни маленького человека, во многом зависит от наследственности, интенсивности занятий, наконец, строения его тела. Но есть очевидные «отклонения», заметив которые родителям необходимо немедленно проконсультироваться с педиатром.

Давайте разберемся, что и в каком возрасте должен уметь делать ваш малыш?

Сосательный рефлекс

Сосание груди — самый первый и, пожалуй, самый важный навык младенца. По тому, как он это делает, можно многое сказать о самом ребенке, в худшем случае заподозрить что-то неладное. Маму должны насторожить причмокивание или чавканье во время сосания, задержка дыхания, одышка со стоном, срыгивание после каждого кормления в количестве более 2-х чайных ложек, трещины на сосках, частые лактостазы, предпочтение одной груди. Все это — признаки неправильного захвата груди. Помните, что верное обращение ребенка с грудью напрямую влияет на его гармоничное и своевременное развитие. Если малыш захватывает грудь плохо, это обязательно скажется на пищеварении ребенка, прибавке в весе, повышенном газообразовании. А отсюда возникают и «материнские» проблемы: от трещин на сосках до лактостаза.

Я за тобой наблюдаю…

В возрасте месяца вы уже можете определить еще один немаловажный навык малыша: способность следить за предметом. Обратите внимание на то, как он это делает — долго ли смотрит на него, отводит ли глазки в сторону, отдает ли предпочтение при этом обеим сторонам или только одной? В последнем случае можно говорить о застрявшем шейном позвонке, не позволяющем ребенку полноценно осматривать окружающий мир.

Смотреть сверху вниз

В 2 месяца кроха начинает удерживать головку, причем, уже не только на животике, но и в вертикальном положении. То есть если малыша взять «столбиком», он свободно сможет крутить головкой по сторонам и не будет ее запрокидывать. Этот навык дает понять, что в шее нет никакого напряжения, ничто не мешает малышу развиваться дальше. Нередко случается, что ребенок «овладевает» этим навыком раньше, где-то в первый месяц жизни. Родители гордятся данным фактом, а зря. Умение подолгу удерживать головку в таком возрасте говорит вовсе не о раннем развитии, а о сильном тонусе мышц шеи и спины, что в свою очередь сопровождается повышением внутричерепного давления, а соответственно, плохим засыпанием и быстрой утомляемостью.

Лежать тоже нужно уметь

С 2 до 3 месяцев ребеночек должен научиться правильно лежать на животике. «Правильно» означает, что его головка часто находится в вертикальном положении, а значит, он может вращать ею и следить по сторонам. Ручки малыша в этот момент опираются на локотки и предплечья. Ребенок может даже перебирать игрушки, находящиеся прямо перед ним. Такое положение способствует развитию мелкой моторики. А опираясь на предплечья, малыш активирует речевой центр мозга, что в дальнейшем поможет ему правильно, хорошо и вовремя научиться говорить.

Очень часто в подобной позе детки поджимают один или сразу оба локотка к животику, либо заводят их за спину. В результате малышам становится трудно удерживать голову, они начинают капризничать. Родители решают, что ребенку неудобно и, вместо того чтобы научить его правильному положению тела, попросту избегают столь важную позу.

Дорогие родители, если у вашего ребенка наблюдается дискомфорт при нахождении в позе «на животике», это говорит о наличии блока, либо о напряжении в шее или плечевом поясе. Если его вовремя не устранить, ручкам ребенка будет сложно полноценно развиваться и своевременно осваивать окружающее пространство. Последствия могут заключаться в неовладении самыми простыми навыками, такими, например, как выставление рук вперед во время падения!

Полный «переворот»

С 3-х до 4-х месяцев большинство детей осваивают переворот со спинки на живот. Правильно это выглядит следующим образом: ребеночек сначала подтягивает ножки к животику, иногда хватая их руками, затем заваливается на бочок, еще больше группируется, ложится на личико и перекатывается на животик. В новом положении он растягивается и с интересом разглядывает все по сторонам.

Классические ошибки: некоторые малыши, прежде чем перевернуться, делают толчок пяткой, выпячивают животик вверх и переваливаются им в сторону поворота. Подобное движение усиливает изгиб поясницы, что в свою очередь способно повлиять на будущую осанку и правильную установку ножек.

Поворот — это очень сложное упражнение на координацию. Если кроха выполняет его правильно, последующие навыки будут осваиваться им значительно быстрее.

Туда-обратно

Поворот с живота на спину в норме осуществляется в 5 месяцев. Тут тоже есть свои этапы. Многим деткам очень сложно разобраться с ручками: «куда же их деть, чтобы перевернуться?»

Правильный переворот предполагает, что малыш выпрямляет ножку с той стороны, куда хочет повернуться, локоток той же ручки смещает под животик и перекатывается на бочок, а затем на спинку. Иногда ребенок просто собирается в клубок таким образом, что ручки и ножки оказываются собраны под животиком. Из этого положения ему тоже несложно перекатиться на бочок и спину.

Если в процессе выполнения этого непростого «упражнения» малыш не знает, куда деть руки, он чаще всего отставляет локоток в бок или пытается завести руку через бок за спину. В результате он сам себе выстраивает препятствие, которое оказывается практически не под силу преодолеть. Подобная ситуация говорит о том, что у крохи есть проблемы со своевременным развитием мышц рук и верхнего грудного отдела, что может негативно сказаться и на освоении последующих навыков.

Читайте также:  Развитие кругозора ребенка в 4 года

Усвоив оба вида поворотов, малыш может начать перекатываться, таким образом достигая нужных ему предметов — некий аналог ползания.

Достигая предметы

Настоящее «ползание» начинается в 6 месяцев, хотя подготовку к нему родители могут заметить уже в три месяца от роду. Этот навык приобретается в несколько этапов. Сначала ребенок, лежа на животике, подтягивает под себя ножки и приподнимает попу вверх, при этом личико остается лежать на поверхности. Порой можно наблюдать, как кроха даже проползает на лице какое-то расстояние вперед. Второй этап: малыш, лежа на животике, поднимается на прямых ручках, его грудь отрывается от поверхности, а попа остается лежать. Это немного напоминает отжимание. Первый и второй этапы могут чередоваться. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сможет соединить их воедино и встать на четвереньки. Если раньше малыш научился неправильно переворачиваться со спины на живот, ему будет очень сложно сгруппировать ручки с ножками.

Правильное положение позы «на четвереньках» предполагает, что кроха опирается на коленки и полностью раскрытые ладошки. Раскрытая ладонь напрямую влияет на баланс тела ребенка и, опять же, на развитие мелкой моторики.

После того, как малыш научился вставать на четвереньки, он начинает раскачиваться вперед и назад, плюхается, «распадается» и снова начинает все сначала. Когда навык совершенствуется, ребенок добавляет перекрестные шаги. А это в свою очередь развивает симметричную работу обоих полушарий головного мозга. Уровень глаз ребенка становится выше поверхности опоры примерно на 1/3 роста малыша. Благодаря этому в головном мозге начинают активироваться зоны, отвечающие за координацию и пространственное мышление.

Некоторые дети ползают по-пластунски. Хотя считается, что это просто один из видов ползания, стоит отметить, что данное положение способствует сохранению рук в кулачках, из-за чего мышцы спинки задействуются больше, чем мышцы животика. В результате усиливается тонус задней группы мышц.

Учимся сидеть

Многие родители ждут не дождутся, «когда же мой малыш сядет?»

Обратите внимание, детки начинают присаживаться из положения «четверенек», а не из положения «лежа на спине». Поэтому если у малыша нет навыка ползания, то сесть ему очень и очень сложно.

Чтобы сесть, ребеночек начинает ползти назад, подворачивает одну ножку под попу и садится, либо переворачивается и ползет в другую сторону. Говорить о том, что ребенок сидит или «готов сесть» можно только тогда, когда он отрывает обе ручки от опоры и сидит так 30 секунд и более.

Некоторые дети способны сидеть достаточно продолжительное время, если их посадили, но сами не садятся! Чаще они лежат и малоподвижны. Подобная ситуации говорит о том, что ребенку сложно разобраться с координацией собственного тела. С ним необходимо заниматься, развивая в первую очередь навык ползания.

Когда ребенок сидит, уровень его глаз уже находится чуть больше ½ роста малыша от поверхности опоры. А значит, крохе необходимо снова осваивать еще незнакомое пространство.

В полный рост

Примерно к 7-9 месяцам дети созревают для того, чтобы встать у опоры. Если остальные навыки уже хорошо освоены ребенком, он сможет встать достаточно быстро и легко.

Предметом гордости родителей становится факт того, что их малыш встает в кроватке. Со стороны этот процесс выглядит следующим образом: ребенка сажают в кроватку и отходят, а кроха берется ручонками за бортик, пяточками упирается в решетку, подтягивается и встает из положения сидя. С точки зрения свободы движения, это не совсем правильно. В такой ситуации у малыша во «вставании» совсем не участвуют ножки. Как правило, эти детки либо совсем не ползают, либо ползают по-пластунски.

Техника правильного «вставания» предполагает, что малыш будет подниматься из положения «четверенек». Выглядит это так: малыш подползает к опоре, хватается за нее ручками, переставляет их выше, затем подтягивает ножки и выставляет одну ножку вперед, на стопу. Дальше он перераспределяет вес тела на эту ножку и начинает выпрямляться, подтягивая вторую ножку и ставя ее на стопу. В конце он равномерно распределяет вес на обе ножки — стоит! Такое упражнение подключает мышечные цепи ходьбы: все люди ходят вперед, ставя ноги по очереди прямо перед собой.

Усвоив вставание у опоры, малыш начинает присаживаться на «корточки» и вставать обратно, тем самым отрабатывая навык «вставание с места». Тут же ребенок учится перемещаться вдоль опоры приставным шагом. Обратите внимание, что приставной шаг формирует речевые зоны мозга.

Подъем!

Считается нормой, если ребенок начинает ходить в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев (у недоношенных детей сроки могут быть увеличены до 1 года 6 месяцев). Но перед тем, как пойти, малышу нужно научиться вставать с места. Для этого ему необходимы все предыдущие навыки, приобретенные за прошедшее от рождения время: навык ползания вперед и назад, вставание у опоры, приседание на «корточки» и обратно.

Со стороны «вставание с места» в идеале выглядит следующим образом: малыш на «четвереньках» подтягивает одну, а затем вторую ножки, ставит их на стопы, усаживается на «четвереньки», отрывает ручки от поверхности опоры и выпрямляется. Ура, малыш стоит! Отсюда до первых шагов проходит, обычно, совсем немного времени: интерес к познанию мира очень велик, желание добраться до нужного предмета быстро перебарывает страх падения.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка красноармейский волгоград

Ходить тоже нужно правильно

К сожалению, многие детки ходят на цыпочках. При таком положении стопы ребенка неравномерно распределяют весовую нагрузку, малышу не хватает достаточной площади опоры. Человеку обязательно необходимо задействовать пятки во время ходьбы. Если этого не происходит, основная нагрузка оказывается на коленных и тазобедренных суставах. Но задние мышечные цепи развиты сильнее. Ребенок сам не сможет справиться с нагрузкой и начнет подстраиваться. В результате, мышцы малыша будут оставаться в том же напряжении, начнут растягиваться и неадекватно выполнять свою функцию. Неправильное осуществление на начальном этапе навыка ходьбы может существенно отразиться на здоровье человека в будущем.

Стимулированию ходьбы на цыпочках способствует «ведение» детей за ручку, когда малыш вынужден высоко поднимать руки вверх. В этот момент выключается работа мышечных цепей ходьбы, ребенок тянется за мамой и вынужден подниматься на цыпочки.

Для правильного стимулирования навыка ходьбы необходимо, чтобы кроха опирался на ножки, а руки находились у него на уровне груди. Если вам обязательно держать его при этом за руку, наклонитесь так, чтобы ребенку было комфортно и не было необходимости задирать ручки вверх.

Звенья одной цепи

Двигательная активность очень важна для детей. Она помогает ребенку развиваться гармонично и быть здоровым. Вы можете заметить, что все навыки как части пирамидки: стоит одной детали выпасть, и фигура лишится одного из своих опорных звеньев.

Если вы обратили внимание, что ваш малыш что-то делает неправильно или не вовремя, стоит обратиться к специалисту. Из моего опыта общения с родителями скажу, что далеко не все мамы и папы могут адекватно и должным образом оценить способности своего ребенка. Безусловно, каждый малыш индивидуален и развивается согласно своему собственному внутреннему «плану-графику». Но если у него появились проблемы, необходимо разобраться в них их и оказать посильную помощь. Это чем-то сродни косоглазию или плоскостопию — если выявить их в раннем возрасте, то можно обойтись гимнастикой, а вот если запустить, может потребоваться серьезная медицинская помощь!

Задержкой моторного развития занимаются детские массажисты и остеопаты. Существуют различные методики работы в данной области. Поскольку причиной задержки моторного развития в большинстве случаев является родовая травма (родовые микросмещения костей черепа и шейных позвонков), моя задача, как остеопата, заключается в обнаружении наиболее важных микросмещений и их устранении. Обычно организм ребенка быстро реагирует на мягкие и безболезненные техники, и застрявшая или зажатая область расслабляется. Как следствие, малыш начинает быстро «догонять» своих сверстников.

С высоты своего опыта могу сказать, что дети всегда отвечают «взаимностью»: буквально через 2-3 занятия начинают самостоятельно переворачиваться, учатся правильно ползать или вставать. Ведь этим малышам требуется всего лишь немного направить организм к здоровью и балансу. Вместе с крохой мы активируем мышцы, которые раньше не работали и расслабляем перегруженные. У детей уходят напряжение, утомление и болезненность. На их место приходят расслабление, спокойствие и комфорт.

Каждой маме для своего ребенка хочется здоровья, счастья и радости. Но порой для этого необходимо приложить усилия, вовремя распознав опасность и предотвратив ее последствия. Наблюдайте за своим малышом, делайте гимнастику, учитесь основным навыкам. Но если что-то вам покажется странным, не медлите обратиться к специалистам.

Здоровья вам и вашим детям!

Источник

Когда дело доходит до использования грубых моторных навыков — таких как ходьба, прыжки и бег — ваш маленький непоседа, вероятно, не нуждается в особой поддержке, разве что, на самом начальном уровне. 

Однако, не менее важно, чтобы дети работали над своими мелкими моторными навыками — аккуратными, точными движениями пальчиков, в том числе и большого, кистями и запястьями — потому что они поддерживают множество других жизненно важных физических и умственных навыков.
«Например, составление блоков включает в себя не только сбор блоков, но и понимание того, что с ними делать, и планирование действий», — говорит Гей Джиролами, физиотерапевт и исполнительный директор Pathways Awareness Foundation , некоммерческой организации в Чикаго, которая специализируется на изучении физического развития.

Как вы можете способствовать развитию моторики?

Все родители малышей знают, что когда начинается процесс самопознания и вы постоянно слышите «Я сам!» ваш ребенок будет стараться делать все и сразу. Конечно, это невозможно, поэтому нужно помогать и поддерживать ребенка в его начинаниях. Вы сами удивитесь как быстро он овладеет тем или иным навыком, если ненавязчиво ему помогать.

Поэтому отступите и позвольте ему попробовать свои силы в простых задачах, таких как одевание, и приготовление завтрака (протяните ему лопаточку, кусочек тоста и банку варенья, и пусть он будет занят ).

Разнообразие — это пряность жизни, поэтому время от времени перемешивайте. Например, приведенные ниже действия будут основаны на мелкой моторике вашего ребенка и будут стимулировать новые.

Заполнение и выгрузка
Опорожнение контейнера требует гораздо меньшей точности, чем его наполнение. Это один из первых замечательных моторных подвигов, которым овладеет ваш малыш, и, как только он это сделает, то скорее всего захочет повторить.

Как вы вам не хотелось потом тратить время на уборку и подметание это очень важный этап в развитии и не стоит ему мешать: ваш ребенок начинает осознавать, что один объект, например ведро, может удерживать другой объект, как куча грязи. Как только он поймет их взаимодействие, то сможет и понять, что ведро может быть наполнено обратно. Подготовьтесь к этому этапу, создав игровые площадки и предлагая управляемые действия. Если вынуть блоки из большой коробки, колышки из отверстий, игрушки из сундука или другие кусочки головоломки, ваш малыш надолго будет и это отвлечет его от таких шалостей как разбрасывание мусора из ведра или высыпать собачий корм из мешка.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в дошкольном учреждении

Как только этот шаг будет пройден, начинается время приобретения навыка наполнения. Действуйте также последовательно. Возможно какие-то игрушки придется убрать. В дальнейшем усложняйте задачу – например, просите попасть кубиком в контейнер с расстояния.

Одеваться и раздеваться.
Десять минут назад ты одел своего малыша в самую удобную одежду. Теперь, когда вы готовы отправиться в путь, он снова совершенно голый!

Надевать вещи и снимать их – радость для малыша. Но ваш ребенок не делает это, чтобы испытывать ваше терпение. А одевание и раздевание его самого или игрушек — предоставляет ему множество возможностей для тренировки пальцев и рук. Помогите своему ребенку, создав как можно больше вариантов. По своему опыту скажу, что мой двухлетний сын иногда одевался и раздевался по 10-15 раз в день. Брал совершенно разные комплекты одежды и самостоятельно снимал и надевал их на себя. Ему просто это очень нравилось). Одежда для крошечных кукол слишком сложна и приведет только к слезам, но совладать с большими накидками или пончо для его плюшевых мишек будет гораздо проще (вы можете вырезать их из войлока). Фетровые доски с фигурками людей и сменными нарядами тоже хорошо подойдут, так как они позволяют малышам вырабатывать их чувство моды (и навыкам сортировки), не будучи слишком сложным.

Стикеры многократного использования могут также очень понравиться. Если вашему малышу особенно нравится одеваться, предоставьте большую коробку с наряженной одеждой, которой легко управлять — старое пальто и туфли папы, ваши старые шарфы и изобилие шляп. Когда дело доходит до одевания на весь день, ваш малыш будет лучше всего надевать брюки, которые имеют эластичные талии и застежки на липучках, чтобы минимизировать утреннюю борьбу. Обязательно ставьте новые .

Рисование и письмо
Где-то в возрасте от 12 до 18 месяцев ваш малыш, вероятно, попытается «писать», делая отметки на бумаге, а иногда между 18 и 24 месяцами он может удивить вас, рисуя вертикальные и горизонтальные линии и, возможно, круг.

Аплодируйте этим ранним наброскам, которые поощряют целый ряд новых способностей: рисование карандашом включает в себя мелкую моторику, например, захватывание и удержание, а также повышение зрительной хватки вашего ребенка и использование его воображения.

Снабдите своего подающего надежды художника большими листами плотной бумаги, приклеенными к столу — в конце концов, ничто так не мешает творчеству, как испуганный вопль мамы, когда карандаш скользит по скатерти или царапает стол. Если вашему малышу это не интересно, предложите несколько альтернатив: мелки для асфальта, бумага, прикрепленная к мольберту вместо плоской поверхности, или мыльные карандаши в ванне могут вызвать у него интерес.

И не забывайте рисовать пальцами. В то время как обучение тому, как держать и манипулировать орудием, важно, рисование пальцем дает тренировку мелкой моторики и развивает воображение вашего малыша.

Если он устал от красок, попробуйте подключить интерес к природе и почистите листья, желуди, или лепестки цветов.

Укладка, сортировка и нанизывание
Распределение колец на пирамидке или блоков конструктора это классика в развитии мелкой моторики. Это также фантастический способ для вашего ребенка использовать его еще более ловкие пальцы и работать над сортировкой и наращиванием навыков.

Чтобы сделать эти архитектурные занятия еще более интригующими, позвольте вашему ребенку экспериментировать с блоками разных размеров, форм и цветов и предложите множество других материалов для строительства и манипулирования. Благо сейчас различных сортеров, конструкторов и других разборных деталей огромное множество

Ваш малыш может сортировать магниты на холодильнике по цвету или размеру. Как только она справится с этим, предложите толстый шнурок и кусок войлока с прорезанными в нем отверстиями или крепкую нить и большие деревянные очень удобны в таком случае макароны разных форм.

Точение и пощипывание
Малыши любят обонять, пробовать на вкус и осязать. Если вы дадите своему ребенку много забавных материалов, чтобы его маленькие руки были заняты, он прекрасно проведет время, развивая их силу и ловкость.

Нетоксичная пластилиновая глина стимулирует движения рук и пальцев, когда ваш ребенок катит, формирует, штампует и формует материал по своему вкусу. Несколько простых инструментов, таких как легкая скалка и несколько пластиковых формочек для печенья, растягивают эту деятельность дольше. Если ваш малыш не проявляет к этому интерес, попробуйте несколько разных продуктов.

Чем мягче тесто, тем легче для маленьких рук придать форму. Настоящее съедобное тесто, конечно же, самое лучшее удовольствие, поэтому, когда вы печете, дайте ей немного оставшегося теста, чтобы превратить его в свой «пирог» и приготовить его вместе со своим.

На улице кухня с грязевыми пирогами или строительная зона из песчаного замка создают возможности для использования тех же навыков мелкой моторики. Когда ваш малыш лепит башню и аккуратно увенчивает ее пером, она даже не осознает, что оттачивает свое мастерство — но вы это сделаете!

Источник