Как ползание влияет на развитие ребенка

Статья о важности ползания младенцев для гармоничного развития. Автор статьи — врач-психиатр, психотерапевт Неровных Андрей Алексеевич.
Все видели на картинках рисунки человеческого мозга. Там два полушария, внешне похожих на грецкий орех. Они соединены между собой и вместе вдвоем называются мозгом человека. Левое и правое полушария мозга отвечают за организацию движений в противоположных частях тела. Левое отвечает за движения в правой части, а правое — в левой.
Два этих полушария во время своей работы дополняют и подменяют друг друга. Но в момент рождения ребенка они еще не умеют взаимодействовать и должны этому научиться. Должна сформироваться их тесная, тонкая и точная взаимосвязь. Возникает и вырабатывается эта связь исключительно в период младенчества и младшего детства. Главный способ выработки такой связи в самом младшем возрасте состоит в многочисленных стереотипных, сочетанных, перекрестных движениях верхних и нижних конечностей ребенка, как ручек, так и ножек.
Успех мероприятия зависит от количества произведенных во время ползания младенца перекрестных движений. Их может быть несколько тысяч за период младенчества, а может быть много сотен тысяч. И чем дольше и точнее координируются движения маленьких ручек и ножек любимого ползуна, тем в большей степени осуществляется, закладывается способность к координации деятельности правого и левого полушария и всего тела вслед за ними. В более позднем возрасте, конечно, появляются и другие механизмы, но мы сейчас говорим об одном, самом, наверное, первом и, поэтому, ключевом.
Вывод: Совершенствуя координацию движений, поначалу не сложную моторику ребенка, мы тем самым обеспечиваем условия для становления и калибровки сложнейших психических процессов. Банальное милое ползание обуславливает не только физическое развитие, а формирует именно психические особенности, психику ребенка, которая проявит затем себя в остальных возрастных периодах в т.ч. в школе, в зрелом возрасте и, когда он внуков вам принесет.
Возможные проблемы при отсутствии периода ползания: Среди тех, кто сейчас читает эту статью, практически каждый сталкивался с детьми, которые с большим трудом способны сосредоточиться на выполнении самых простых, не говоря уже о сложных, заданий. В детском саду, в школе, при подготовке к школе.
На этих ребятишек обычно ворчат, поругивают, требуют сосредоточиться. А называют их в глаза, и за глаза неорганизованными и невнимательными, вечно отвлекающимися, не сосредоточенными бедолагами. Вроде и соображает неплохо, интеллект хороший, но…
Когда такие дети идут в школу, прямо с первого класса они выделяются тем, что медленно и нудно читают, письменные задания выполняют крайне долго и очень неровным, некрасивым почерком. На ровном месте совершают большое количество ошибок, которые обычно относят к «глупым» ошибкам по невнимательности.
В выполнении математических заданий у них такие же трудности – простые и странные своим постоянством. Такой ребенок получает, например, правильный ответ в задаче, решает правильно, но в ответе почему-то пишет совсем другую цифру. Ребенок очень старается, пытается выполнять все как положено, но во время очередной самостоятельной работы, контрольной или диктанта, снова повторяется одна и та же беда. Вдвойне обидно, когда родители видят, что ребятенок мучается, пыхтит, старается, но у него, ничего не получается. И семья хорошая и время массу на детеныша тратится – результат один и тот же.
Высока вероятность того, что этот ребенок просто мало ползал в младенчестве и раннем детском возрасте. То есть период ползания у него был коротким или вообще отсутствовал, ребенок сначала сел, а потом практически сразу без периода ползания, начал вставать на ножки и вскоре пошел.
Звучит на первый взгляд странно, но причины этих и многих других проблем в учебной деятельности связаны с анатомическими особенностями строения мозга. А именно, наличием правого и левого полушария и их совместным функционированием. И вот перед нами замечательный ребенок, который мало ползал в младенчестве, и не сформировал качественный механизм передачи информации от правого полушария к левому! В результате происходит раскоординация психики ребенка в восприятии целостного внешнего мира.
Если ребенок мало ползал в младенческом возрасте, это взаимодействие оказывается недосформированным.
Как вы уже поняли из текста статьи очень хорошо если риски будут преодолены и у ребенка произойдет полноценный период ползания. Конечно, не только качество младенческого ползания определяет качество межполушарного взаимодействия, но в раннем возрасте, безусловно, это один из, критически важных факторов.
Ползание является тем необходимым действием, которое запускает процесс выстраивания межполушарного взаимодействия. Важно помнить, что правое полушарие отвечает за левую половину тела человека, а левое полушарие отвечает за правую. Согласованные перекрещивающиеся движения при ползании дают возможность полушариям услышать и понять друг друга, и начать выполнять единую целостную работу по формированию психики ребенка. А насколько все это будет эффективно и достаточно во многом зависит от родителей младенца. Он ведь сам может еще только ползать, и, посмотрите, как рвется это делать….
Источник
Почему все специалисты говорят, что ползание – очень важный этап в развитии ребенка до года? Некоторые специалисты утверждают, что у ребенка, который пропустил этот этап, могут возникнуть трудности с формированием речи, проблемы с обучением в школе, нарушения в координации движений, что польза ползания – это то, что нельзя переоценить.
Они правы и не правы одновременно. На самом деле, можно сравнить ползание с обучением в школе. Все учились в школе, но у всех разный уровень знаний. Так и с ползанием – важно качество прохождения этого этапа. Именно качество ползания влияет на развитие ребенка и его успешность в дальнейшей жизни. Есть много примеров, когда успешный человек не ползал, и наоборот.
Почему так происходит и как сделать ползание фундаментом для человека в его дальнейшей жизни?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассматривать ползание целостно. В этот период ребенок не только осваивает некоторый моторный акт, но и обогащается эмоционально, приобретает умения, недостижимые для него раньше. Теперь по порядку.
Польза ползания для развития моторики
Ребенок научается выносить ногу от бедра, отрабатываются отношения правая рука – левая нога, нарабатываются ротационные движения позвоночника. Приобретение этих навыков дает возможность ребенку быстрее освоить ходьбу. Не раньше пойти, а встав, уже уметь ходить. Ходить ребенок учится именно в ползании. Но, как ни странно, именно в моторном отношении пропуск ползания не является критичным. Ребенок немного дольше обучается ходить, если не ползал (дольше мучает родителей, чтобы они его водили за руки), но в дальнейшем справляется со всеми трудностями. Только очень опытный специалист по моторным проявлениям может определить, что человек не ползал в детстве. А если он занимался спортом или танцами – это невозможно определить по моторным проявлениям.
Но человек целостный и развивается не по частям, а целиком. Одновременно развиваются сенсорные системы, эмоции и психика ребенка. Именно в этих областях ползание является ключевым этапом в развитии ребенка.
Я сам! – польза ползания для эмоционального развития, развития мотивации
У ребенка появляется возможность самостоятельно добираться до предметов и изучать их. Не то, что мама с папой дали, а то, что интересно именно ему. Такого не происходит, если ребенок сразу пошел. Точнее – происходит, но значительно позже. Если ребенок сразу пошел, то скорость его передвижения очень высока для малыша. Он еще не умеет так быстро ориентироваться. Садиться он не научился и достать предметы с пола может, только упав на попу. А как дальше встать? Нужно звать на помощь – опять зависимость. Ползающий ребенок в реализации своих интересов значительно успешней. Все мы имеем опыт в своей жизни, когда сами в первый раз сделали что-то новое. Все мы помним ту радость, когда САМ. И ребенок тоже испытывает кайф от самостоятельного делания. Это мощнейшая мотивация для дальнейшего развития. Возникает уверенность в своих силах.
Он может доползти до кухонного шкафа, чтобы узнать, зачем мама так часто туда заглядывает, и вынуть из него все. Потом вместе с мамой будет убирать. Какая мама позволит это ребенку, если она его водит за руки? Еще не надо забывать о настроении мамы, которая имеет свободное время (несколько секунд), пока ребенок ползет по своим делам. И как бы ребенок не нашкодил, он сделал новое и маму это радует. Эмоциональное очень важно для ребенка в это время – это двигатель его развития.
Новый взгляд – формирование зрительного пространства. Польза ползания для дальнейшего обучения в школе.
Когда ребенок ползает, его зрительное пространство развивается определенным образом. Ребенок смотрит вперед и одновременно вынужден отслеживать пространство на полу. Куда встают рука и нога. Иначе он будет спотыкаться и падать. У ребенка формируется зрительное пространство, которое является базовым для дальнейшей жизни. Если провести линии от глаз к руке и предмету, на который ребенок смотрит, то хорошо видно, что угол обзора – 90 градусов. Такой угол позволяет в дальнейшем при ходьбе видеть, куда встанет нога.
Сидя за партой, ребенок может спокойно видеть доску перед собой и тетрадь одновременно. Для ребенка, который пропустил ползание в развитии, это очень тяжело, и он постепенно начинает ложиться на парту. При постепенной вертикализации формируется навык переноса информации из горизонтальной плоскости в вертикальную. Именно этот навык нужен в обучении для списывания с доски. Если этот навык не наработан, то при списывании ребенок может менять буквы местами, пропускать цифры в задании. Можно приводить еще массу примеров, но очевидно одно – ползание является очень важным этапом подготовки ребенку к обучающему процессу.
Вперед к цели – польза ползания для психического развития
Психическое развитие ребенка делает мощнейший скачек. Он не просто берет много нового, не просто интересуется тем, что в прямой видимости, но запоминает, что находится за углом. Вчера залез в шкаф, мама сразу бросила телефон и была со мной. Пойду еще раз оторву маму от телефона. Именно так ребенок научается удерживать цель, постепенно увеличивая это время. У него появляется не просто зрительная опора, но и умозрительная. Он представляет образ того, что хочет, и сам туда идет.
В заключении скажу, что ползание – очень важный этап в развитии ребенка. Не нужно родителям знать всех тонкостей прохождения этого этапа – ребенок сам чувствует важность ползания. Нужно просто принять, что ползать обязательно. Природа задумала это не просто так. Очень часто дети, которые сами пошли раньше ползания, затем начинают ползать.
???? Бережный подход к детям, уважение к малышам, признание безграничной ценности детского «Я САМ», а также многолетняя практика работы с детьми и родителями и опыт многодетного отца легли в основу нового авторского цикла мини-лекций Олега Леонкина для мам и пап малышей от 0 до 3-х лет «Онлайн- азбука. Действительно важное».
???? Онлайн-азбука — это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.
Онлайн-азбука принимает участие в распродаже October SALE от Олега Леонкина с 21 по 30 октября: приятно снижены цены на все курсы, также мы приготовили специальные предложения с ценами более чем в два раза ниже.
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.
Источник
На самом ли деле так важно уметь ползать? Этим вопросом часто задаются родители юного сорванца.
Больше информации и новых статей читайте на сайте ohuzhetidetki.ru
Польза от ползания
То, что ребенок развивается физически, ползая, не для кого не новость. Особенно укрепляются плечи, руки, позвоночник, улучшается координация движений. А знали ли вы, что благодаря ползанию повышается интеллект?
Известные ученые убеждены в том, что ползание учит фокусировать взгляд на ближних предметах, на собственных руках на расстоянии, необходимом для чтения, писания и рисования, то есть развивается ближнее зрение.
Также ползание влияет на развитие мелкой моторики, поскольку ребенок имеет больше пространства для исследования ручками мелких деталей. Постоянный контакт ручек с разной поверхностью действует как массаж. И главное — ребенок начинает мыслить, куда и зачем ему ползти, и каким образом. Он осознает, что может телепортироваться с места на место, достать самостоятельно желаемую игрушку. Итак, отпустив малыша на пол, можно значительно ускорить процесс развития интеллекта.
Что мешает детям ползать?
Обычно дети начинают ползать примерно в возрасте 8 месяцев, некоторые даже раньше. Если этого не происходит, возможно, ребенку что-то мешает. Проанализируйте, не слишком толстый ваш малыш. Иногда избыточный вес может повлечь задержание ползания. Недоразвитые мышцы, также могут мешать, можно укрепить их с помощью массажа. Если с малышом все в порядке и указанных выше признаков нет, однако он все равно не ползает, то, возможно, ему просто лень. Скорее всего, этот ребенок флегматик и он просто не спешит. Выяснить точную причину поможет врач-специалист. Но он не сможет повлиять на один фактор, который не дает возможность начать ползать, — на заботу родителей. Хотя, сами родители считают, что они заботятся о ребенке, на самом же деле просто мешают.
Каким образом родители мешают ползать?
Это чаще происходит в семьях с одним ребенком. Все его слишком любят и оберегают. А еще балуют и покупают все необходимое, даже больше: а именно ходунки, манежи, без которых так легко обойтись. Манеж, возможно, полезен, если мама не может постоянно находиться возле ребенка, а насчет ходунков, существует очень большое количество противоречивых мнений. Если вы их используйте, то помните об их назначении. Примерно с 5 месяцев все больше времени ребенок должен находиться на полу. Создайте благоприятные условия — положите одеяло, игрушки, подушки, устройте детский уголок.
Тесная одежда никому не удобна, а для подвижного и живого малыша подавно. Даже если достаточно широкие брюки вам кажутся комфортными, они все равно в некоторой степени сковывают движения. Поэтому лучше, если ножки и ручки ребенка будут обнаженными. Чтобы избежать покраснений на коленях, можно приобрести специальные наколенники. Носки также будут лишними, поскольку тормозят развитие осязательных ощущений ступней.
Каким образом родители могут помочь ползать?
- Первое правило уже понятно — отпустить ребенка на пол. И если вы замечаете, что ребенок не проявляет желания двигаться, стимулируйте его к этому. Воспитывайте собственным примером, то есть встаньте на колени и показывайте как нужно перемещаться. Если у вас есть старшие дети или знакомые, которые умеют ползать, то эту задачу можно переложить на них.
- Следующее упражнение наверняка поможет малышу, ведь у него уже будет цель — игрушка. Положите ее на расстоянии от ребенка так, чтобы малыш не смог добраться из положения сидя. Или положите ребенка на живот, игрушку неподалеку и подставьте ладони к пяти малыша, чтобы можно было оттолкнуться. Если же игрушка не интересует ребенка, найдите такой предмет, который заинтересует: бутылка, яблоко, бумага, ложка. Позже кладите этот предмет сбоку от малыша.
- Поможет также небольшое одеяло или матрас. Сверните его валиком и зафиксируйте. Положите под грудь ребенку так, чтобы ручки опирались об пол. Возьмите малыша за ножки и покачайте вперед-назад.
Любые упражнения следует проводить в форме игры, поэтому никогда не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится. Также учитывайте, что каждый ребенок уникален и развивается по своему собственному расписанию. Поэтому не волнуйтесь и помните, что всему свое время.
Полезные статьи:
Пора малышу садиться! Или во сколько месяцев можно присаживать и садить малыша?
Общие этапы развития ребёнка от 0 месяцев до годика
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и будете в курсе всех новых публикаций статей, а так же оставляйте свои комментарии.
Источник
Картинка найдена на просторах интернета.
Среди современных родителей существует тенденция к раннему развитию ребенка. С года учим буквы и цифры, готовим к школе с пеленок. Многие родители стремятся, чтобы их малыш поскорее сел, встал, пошел, начал читать и писать.
Мы считаем, не стоит торопиться. Всему свое время. Есть определенные последовательные этапы развития, которые ребенок проходит в первый год жизни. Именно в первый год очень важно правильное моторное развитие, освоение всех этапов движения, в том числе, ползание.
Бытует мнение, что ползание это какой-то несовершенный вид движения, и некоторые родители даже с гордостью говорят, что их ребенок не ползал, а сразу пошел.
Подобное мнение ошибочно. На первом году жизни ребенка его развитие называют психомоторным, т.е. развитие крупной и мелкой моторики напрямую связаны с развитием когнитивных функций, речи, интеллекта ребенка – закладывается фундамент на много лет вперед. Все дети индивидуальны, кто-то пополз уже в 5 месяцев, кто-то в 8. Это нормально. Но если после 8 месяцев ребенок не делает попыток ползти, стоит присмотреться, возможно, обратиться за консультацией к специалистам.
Для чего ребенку ползать? Давайте поговорим более конкретно.
- Ребенок начинает думать, куда и зачем ему ползти, принимает самостоятельные решения, учится ориентироваться в пространстве.
- Малыш ползает так – левая рука – правая нога, правая рука – левая нога, так называемое перекрестное движение регулируется противоположными полушариями. Улучшается взаимодействие между двумя полушариями мозга, развиваются ассоциативные связи.
- Развивается зрительное и слуховое восприятие.
- Сенсорное развитие – ребенок соприкасается с разными поверхностями, исследует окружающие предметы
- Развивается способность координации в пространстве – в будущем очень влияет на способность к чтению и письму и в целом на развитие речи ребенка.
- Укрепляется мышечный каркас – профилактика возможных проблем с осанкой
Конечно, мозг ребенка может компенсировать многие пробелы в естественном развитии, в том числе и пропуск этапа ползания. Но если родители понимают значимость этого этапа, то, скорее всего, помогут малышу, немного подтолкнут его. Главное, убедиться, что мышцы малыша уже достаточно развиты.
Как стимулировать ребенка к ползанью.
- Почаще выкладывайте ребенка на пол. Пол – лучший тренажер для ползания. Кровать мягкая и не способствует развитию навыка ползания, а еще и опасна для подвижного ребенка. Манеж сильно ограничивает пространство, не дает стимула для его исследования.
- Интересные яркие игрушки привлекут внимание и будут стимулом, ребенок всеми силами будет стараться добраться до них.
- Личный пример — самое лучшее средство – ползайте с малышом, будет здорово, если есть старшие братья или сестра – пример детей более заразителен.
Не секрет, что наша взрослая жизнь связана с недостатком движения, сидением в офисе, машине. Для родителей ползание также прекрасная гимнастика, которая разгружает позвоночник, позволяет лучше циркулировать крови.
Ползайте со своими малышами – радость общения и прилив новых сил обеспечены.
Была ли статья полезная для Вас? Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал.
Задавайте вопросы — обязательно ответим или подготовим соответствующий материал на интересующую Вас тему.
Статья учимся ползать на сайте первой школы для современных родителей first.school.
Источник