Как подготовить ребенка 2 года к разлуке с мамой

Безопасность и уют для маленького человечка неразрывно связаны с присутствием мамы, она кормит, согревает, общается, знакомит с окружающим миром. Одним словом, пока мама рядом — все прекрасно. Но, к сожалению, в жизни случаются разные ситуации и порой маме приходится расставаться с малышом на несколько часов или даже дней.
Понятно, что отсутствие мамы всегда стресс для ребенка, но, с другой стороны, не стоит воспринимать временную разлуку как трагедию, ведь рано или поздно всем детям придется привыкать какое-то время обходиться без родителей. Поэтому самое важное — правильно подготовить себя и малыша к предстоящему расставанию.
От 0 до 6 месяцев
Для малыша столь раннего возраста основная тяжесть разлуки с мамой заключается в том, что он не понимает, что именно происходит, и пугается непонятных перемен.
Конечно, в первые 2—3 месяца у ребенка еще не сформировался целостный образ мамы, но он уже распознает знакомые голоса, запахи и прикосновения. Кроха ощущает присутствие мамы и нервничает, когда она уходит. Младенец еще не может бурно выражать свой протест против ее отсутствия, но в первые несколько дней разлуки начинает значительно беспокойнее спать и хуже кушать.
КОРМЛЕНИЕ
В первые месяцы жизни питание разлученного с мамой ребенка представляет серьезную проблему. Если кормящей маме нужно уехать от малыша на несколько недель, то лактацию скорее всего придется прекратить и перевести кроху на сбалансированные молочные смеси, что крайне нежелательно. При более коротких расставаниях мама может сохранить молоко и по возвращении продолжать грудное вскармливание.
За несколько дней до отъезда начните создавать «стратегический» запас сцеженного молока. Понятно, что собрать молоко на весь срок своего отсутствия практически невозможно, но даже одно кормление грудным молоком в сутки (вместо смеси) пойдет на пользу растущему организму и поможет впоследствии снова вернуться к привычному рациону. Сцеженное молоко необходимо хранить в морозильной камере (срок хранения не более 3 месяцев), лучшей упаковкой для него являются специальные «молочные» пакеты (продаются в аптеке) или полиэтиленовые пакеты для пищевого льда.
Во время самой поездки кормящей женщине также придется позаботиться о лактации: регулярно сцеживать молоко 5—6 раз в сутки, запастись специальными дышащими прокладками от подтекания молока, молокоотсосом, а также обычными гигиенически прокладками, так как нарушение привычного режима кормлений может привести к восстановлению менструального цикла.
КТО ВАС ЗАМЕНИТ?
Лучше, чтобы вашу роль взял на себя кто-то из родственников, кого кроха уже способен различать и воспринимать как близкого человека. «Временной маме» необходимо не просто рассказать об особенностях ухода и режиме дня ребенка, лучше всего провести несколько «тренировочных» купаний, кормлений, гуляний и прочих важных процедур, чтобы у всех участвующих сторон была возможность хоть немного адаптироваться друг к другу.
От 7 до 12 месяцев
Во втором полугодии малыш еще больше привязывается к маме и постоянно требует ее присутствия — именно сейчас развивается и укрепляется психологическая связь между ребенком и мамой.
Расставание в этом возрасте усугубляет появившийся у крохи страх перед незнакомыми людьми и внезапными переменами в привычном течении жизни. Поэтому основным правилом становится подготовка маленького человечка к этому неприятному событию.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ?
Отъезд мамы не должен вызывать существенных изменений в жизни малыша: все должно идти так же, как и всегда, — это поможет ребенку чувствовать себя уверенно и спокойно. Позаботьтесь, чтобы человек, который будет выполнять вашу роль, был хорошо знаком ребенку и не вызывал у него негативной реакции. Бабушки — идеальный вариант, но даже если это временная няня, ей нужно подружиться с малышом заранее.
ПРОЩАЕМСЯ
Не покидайте ребенка, когда он спит: пробуждение принесет с собой слишком сильный стресс. Малыш обязательно должен попрощаться с уходящей мамой, посмотреть на нее и помахать ручкой. Психологи утверждают, что подготовить малыша к разлуке с мамой можно… предоставив ребенку больше свободы передвижения по комнате. Это помогает ему быстрее осознать свою индивидуальность и немножко приучает к самостоятельности. Полезно и обучение игре «в прятки». Если малыш привыкнет к мысли, что спрятанная игрушка или человек продолжают существовать, он легче осознает: мама ушла, но обязательно вернется.
А ЧТО ПО СРОКАМ?
Старайтесь не уезжать от ребенка на срок более 3—5 дней, ведь даже самые прекрасные няни и бабушки не смогут заменить крохе маму.
Я ВЕРНУЛАСЬ!
Если малыш буквально «повисает» на вновь появившейся маме — дайте ему такую возможность, носите почаще на руках, говорите с крохой, пусть он снова привыкнет к обществу мамы. Не стоит сразу же набрасываться на малыша с поцелуями и создавать впечатление, что мама виновата или жалеет его, иначе в следующий раз реакция на разлуку может быть более негативной. Если ребенок встречает маму настороженно, уделите максимум внимания общению.
ИДЕМ В ЯСЛИ, ЗНАКОМИМСЯ С НЯНЕЙ
Если крохе предстоит в скором времени поступить в ясли или общаться с приходящей няней, к подготовке придется подойти иначе, ведь тут речь идет о регулярном отсутствии мамы и приучению ребенка к новому режиму дня.
Для начала выясните особенности режима дня в яслях или подробно расскажите няне о привычках крохи. На непривычный режим питания и сна малыша необходимо начать переводить не позже, чем за 2 недели до начала «новой жизни», и делать это придется постепенно. Замечательно, если мама сможет провести первые 1—2 дня в яслях вместе с ребенком, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке.
Не забывайте регулярно рассказывать воспитателям и няне о самочувствии малыша (особенно если накануне он плохо спал, кушал или приболел), а также расспрашивайте их о том, как прошел день.
К новой няне маленькому человечку тоже необходимо привыкнуть, и лучше это делать в мамином обществе.
Пусть малыш возьмет с собой в ясли (и тем более к бабушке) любимую игрушку, это помогает пережить разлуку с мамой.
От 1 года до 5 лет
На втором году жизни малыш продолжает приобретать новые навыки. Он все лучше говорит и понимает обращенные к нему слова, а вместе с речью развиваются его мыслительные способности.
Ребенок теперь хорошо осознает, что такое расставание, способен понять объяснения мамы и привыкнуть к мысли, что «так надо». Разлуку для малыша заметно облегчает его новая способность мысленно представлять себе близких людей и важные предметы даже в тех случаях, когда он не видит их, — это называется символическим представлением, которое постепенно формируется у человека вместе с речью. Малыш теперь вполне способен делать выводы и предвидеть дальнейшее развитие событий: если мама одевается и собирается — значит, скоро уйдет.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ
К счастью, ребенок в возрасте до 5 лет не способен долго переживать и огорчаться — ведь у него всегда находится повод для радости: новая игра, что-то интересное. С каждым днем он становится все более самостоятельным и может некоторое время сам себя развлекать. К тому же малыш перестает с опаской воспринимать окружающий мир и превращается в неутомимого исследователя, все незнакомое завораживает его и притягивает, но не пугает.
КТО ВАС ЗАМЕНИТ?
Начиная с 2—3 лет, кроха легко и охотно идет на контакт даже с незнакомыми людьми, особенно тогда, когда видит положительную реакцию родителей на этого человека. Малыш гораздо больше начинает интересоваться сверстниками, чем взрослыми, способен довольно долго играть в компании и даже делиться игрушками с другими детьми (если родители объясняли ему, что это правильно), с большим удовольствием ходит в гости к другим детям и общается на интересные темы.
НЕСТАНДАРТНАЯ РЕАКЦИЯ
Однако имейте в виду — малыш может очень бурно реагировать на расставание с мамой, особенно если замечает ее нервозность и тревогу по этому поводу. Эмоциональный ребенок способен устроить из ухода мамы на работу целое представление с истерикой. Единственное, что можно сделать, — успокоиться и понять, что ничего особенного в такой реакции нет, просто маленький человек растет и учится отстаивать свои интересы. Поэтому всю процедуру расставания необходимо свести к минимуму, даже если капризуля на это не настроен. Поверьте, стоит маме уйти, как малыш быстро утешится.
С другой стороны, следует внимательно следить за состоянием ребенка, особенно в тех случаях, когда дело не ограничивается кратковременными капризами. Если кроха внезапно теряет аппетит, начинает с трудом засыпать и беспокойно вести себя во время сна, постоянно болеет, не интересуется окружающим миром, все время находится в капризном или подавленном настроении — необходимо проконсультироваться с врачом и детским психологом.
ЧТО ПОМОЖЕТ?
Немного облегчить разлуку поможет альбом с семейными фотографиями. В возрасте старше 1 года ребенок вполне способен различать и узнавать изображения близких людей и с удовольствием разглядывает «картинки», где они запечатлены. Конечно, в детский сад такой альбом брать не стоит, но в гости к бабушке его вполне можно захватить вместе с любимыми игрушками. Да и сами игрушки тоже помогут сделать день без мамы не таким печальным.
Вернувшись домой, уделите хотя бы час общению с малышом: расспросите, как прошел его день, что было хорошего, интересного, о чем он думал и т. д. Лучше всего такой разговор запланировать на то время, когда ребенок уже ложится спать, — это поможет ему снять накопившееся за день нервное напряжение.
КАКИЕ СРОКИ?
Если маме предстоит длительная поездка, желательно, чтобы она не заняла более 10 дней, так как подросшему малышу мама все еще очень нужна.
Несколько советов маме
Если вам пришлось на время оставить малыша, не корите себя и не пытайтесь «наказать». Конечно, от переживаний и грустных мыслей полностью избавиться не удастся, но постарайтесь свести негативные эмоции к минимуму. Напомните себе, что эта поездка — ваш обдуманный выбор, а кроха не брошен на произвол судьбы, а на короткое время оставлен под чутким присмотром любящих и заботливых людей.
Если тревога не оставляет вас, примите легкое успокаивающее на растительной основе, немного прогуляйтесь и обязательно позвоните домой — очередное сообщение о том, что ваше чадо нормально покушало и вполне довольно жизнью, поможет успокоиться. А вот беседовать по телефону с самим малышом (если он младше 5 лет) не стоит. Вместо радости такое заочное общение приносит крохе лишь огорчение от того, что мамы нет рядом, хотя он слышит ее.
Вернувшись домой, не пугайтесь некоторых перемен в поведении ребенка. С одинаковой вероятностью малыш может как «приклеиться» к маме, так и встретить ее несколько отстраненно. Все это лишь временная реакция, главное, что от вас требуется в такой ситуации — спокойствие и чуть большее, чем обычно, внимание к ребенку.
Вы вернулись, и малыш хочет постоянно быть с вами? Дайте ему такую возможность: общайтесь, кормите, играйте, будьте всегда рядом. Пройдет пару дней, и психика малыша преодолеет стресс, вызванный внезапной разлукой с мамой, затем все вернется в привычное русло.
Малыш не проявляет радости от встречи с вами, немного смущается и выглядит замкнутым? Это — реакция на расставание с мамой. Тихонько посидите рядом, ненавязчиво включитесь в его игру, предложите свою помощь в детских делах, подарите новую игрушку. Попробуйте рассказать ребенку о своей поездке и расспросите о том, что он делал, пока вас не было. Одним словом — дайте крохе почувствовать свое общество и любовь, но без лишнего напора.
Источник
Содержание:
- Страх сепарации: история Тиа и Белинды
- Как научить ребенка отпускать маму: 7 советов
Откуда берутся дети, которые не готовы отпускать маму на работу, оставаясь с хорошо знакомой няней или бабушкой? Дети, которые не в состоянии пережить разлуку с мамой в детском саду? Как естественный страх сепарации, свойственный младенцам после полугода, затягивается и превращается в постоянную тревогу? Очень важен стиль воспитания ребенка в возрасте 7-9 месяцев, считает Трейси Хогг, специалист по уходу за малышами, известная читателям во всем мире как Baby Whisperer — Шепчущая младенцам.
Очень многие родители считают себя хорошими, лишь если все время носят ребенка на руках, позволяют ему спать в их постели и не допускают, чтобы он плакал. Они немедленно реагируют на каждый его писк, не задумываясь ни на минуту о том, что это — нормальный звук, издаваемый младенцем, или сигнал бедствия. Если они не носят своих малышей на руках, то все время стоят над ними. Они не могут ни на минуту выйти из комнаты, чтобы ребенок не поднял крик. К тому времени, когда такие родители решаются позвонить мне, они уже оказываются лишены сна, свободы и друзей. Тем не менее они объясняют происходящее так: «Мы убеждены, что воспитание ребенка должно быть основано на привязанности».
Да, детям нужна привязанность, чтобы чувствовать свою защищенность, чтобы научиться понимать свои эмоции и читать выражения на лицах других людей. Однако младенцы испытывают доверие, когда их понимают. Вы можете носить ребенка на руках хоть весь день, позволять ему засыпать у вас на груди и ночевать в вашей постели. Однако если вы не видите его особенностей, не понимаете его и не даете ему именно того, в чем он нуждается, то, сколько бы вы ни нянчились, у него не появится чувства уверенности и защищенности.
Особенно сильно это проявляется в возрасте между семью и девятью месяцами — в тот период, когда у малыша появляется естественная сепарационная тревога. В данный момент ребенок воспринимает мать как самое важное в своей жизни. Однако его мозг еще не настолько развит, чтобы осознавать, что если мама и уходит, то не навсегда. Если правильно подбадривать ребенка и говорить с ним дружелюбным голосом («Эй, все в порядке, я уже здесь») — и, конечно, если запастись терпением, — то естественная сепарационная тревога исчезнет через один-два месяца.
А теперь задумайтесь, что происходит с ребенком, чьи родители проявляют излишнюю заботу и все время стоят над ним. Ему не позволяют расстраиваться, его никогда не учили, как самому успокоиться. Он не умеет играть самостоятельно, потому что родители считают своей обязанностью забавлять его. Когда такой ребенок начинает испытывать естественную сепарационную тревогу и зовет папу с мамой, они стремительно несутся его спасать и, не осознавая этого, еще больше усиливают его страхи. Отсюда недалеко до так называемой продолжительной сепарационной тревоги.
Страх сепарации: история Тиа и Белинды
Вот один из самых серьезных случаев продолжительной сепарационной тревоги, какие мне приходилось видеть за все годы моей работы. Сказать, что Тиа прилипчива, было бы преуменьшением. «С того момента, как я просыпаюсь, — сказала ее мать Белинда, — она все время со мной. Она может поиграть сама не более двух-трех минут. Если я не возьму ее на руки, то она будет кричать, пока ей не станет плохо».
Белинда вспомнила случай, когда они с дочерью возвращались от бабушки. Тиа, почувствовав себя брошенной, потому что сидела в машине в кресле, а не на руках у мамы, начала плакать. Белинда попыталась утешить ее, но Тиа стала плакать еще громче. Мать решила не останавливать машину, но, когда они приехали домой, у малышки началась рвота.
Ситуация еще больше осложнилась тем, что Тиа стала просыпаться среди ночи; если она принималась плакать всего пару раз, то в семье эта ночь считалась «хорошей». Мартин, который все шесть месяцев разделял трудности с женой, не мог успокоить дочь, так как она признавала только Белинду. За целый день та выматывалась, постоянно нося малышку на руках или слушая ее крики. Это лишало ее возможности чем-либо заняться или найти хоть сколько-нибудь времени для Жасмин, трехлетней сестры малышки. О времени, которое можно было бы провести вместе с мужем, речи и вовсе не шло.
Я попросила Белинду спустить малышку вниз, продолжая болтать с ней, и, не прекращая диалога, заняться домашними делами. При этом если Белинде требовалось выйти из комнаты, то она все равно должна была разговаривать, чтобы Тиа продолжала слышать голос мамы. Я рекомендовала ей, если Тиа вдруг заплачет и станет звать ее, опуститься рядом с малышкой на колени, но не поднимать ее на руки. Она могла утешить ее, обнять и подержать в объятьях, сколько малышка ей позволит. Я советовала ей говорить: «Ну, вот, у тебя все в порядке. И я здесь, с тобой». Как только Тиа начнет успокаиваться, Белинда должна была отвлечь ее какой-нибудь игрушкой или песенкой — чем-нибудь, что могло бы заставить девочку забыть о страхах.
Я сообщила Белинде и Мартину, что приеду через шесть дней. Но они позвонили мне через три. Им казалось, что мои рекомендации совсем не помогают. Во время моего второго приезда, хотя Белинда и Мартин не достигли особого прогресса, я смогла заметить, что Тиа ведет себя немного лучше, особенно находясь в гостиной. Но в кухне, где Белинда занималась разными хозяйственными делами, Тиа была по-прежнему невыносима.
Я попыталась понять, в чем разница. В гостиной Тиа играла на коврике в окружении игрушек — множества вещей, отвлекающих внимание. На кухне же ее сажали в развивающий тренажер, в котором Белинде было сложнее отвлечь внимание ребенка, потому что малышке быстро надоедали все эти ручки, ролики и другие приспособления, которые ее уже давно не забавляли. К тому же Тиа чувствовала себя взаперти. Она не только была вдали от мамы — пусть даже на расстоянии не более полуметра, — она еще не имела возможности двигаться.
Я предложила им принести в кухню большой игровой коврик и некоторые из любимых игрушек девочки. Эти новшества позволили отвлечь ребенка. И теперь, если мама отказывалась взять девочку на руки, Тиа могла по крайней мере подползти к ней поближе. Медленно, но она стала отвлекаться на более долгие промежутки времени, ее способность играть самостоятельно также возросла.
В очередной раз приехав спустя месяц, я подумала, что попала в совсем другую семью. Теперь Белинда не занималась постоянно утешением малышки и стала больше времени проводить с Жасмин.
Как научить ребенка отпускать маму: 7 советов
Если вашему малышу от семи до девяти месяцев и он внезапно начинает плакать, когда вы выходите из комнаты, то это может быть началом естественной сепарационной тревожности. Такое случается у многих детей, когда они чувствуют, что мама их покинула. Естественная сепарационная тревожность не перейдет в затяжную, если вы будете делать следующее:
- приседать рядом с ребенком, оказываясь на одном уровне с ним, когда он расстроен, и утешать его словами и объятиями, но не поднимать его на руки;
- отвечать на плач ребенка в спокойной и оптимистичной манере;
- следить за тоном своего голоса — и не повторять панических интонаций ребенка;
- как только малыш немного успокоится, стараться отвлечь его;
- играть с ребенком в «ку-ку», чтобы он видел, что хотя вы уходите на минуту, но снова возвращаетесь;
- играть, прячась от него за угол, чтобы малыш привыкал к коротким периодам вашего отсутствия;
- уходя из дома, просить кого-нибудь из членов семьи или няню поднести ребенка к двери, чтобы помахать ему на прощание; может, он будет непрерывно плакать во время вашего отсутствия, это естественно, если он привязан к вам, — но вы должны укреплять доверие.
Источник