Как отследить динамику развития ребенка
Карта отслеживания динамики развития обучающихся
с ОВЗ как элемент комплексного сопровождения.
Аннотация.
Служба сопровождения с начала двухтысячных годов стала неотъемлемой, составной частью
системы образования в МБОУ «Разъезженская СОШ» обеспечивая комплексную психолого-
педагогическую медико-социальную помощь в воспитании, обучении и развитии
обучающихся. Основополагающим фактором эффективного комплексного сопровождения
обучающихся с ОВЗ является согласованность действий всех участников образовательного
процесса. «Карта отслеживания динамики развития обучающихся» — это документ,
посредством которого осуществляется связь между специалистами и педагогами школы,
координируется работа Службы сопровождения образовательной организации.
Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, комплексное сопровождение, «Карта отслеживания
динамики развития обучающихся».
Каждый «особый» ребенок индивидуален и по психофизиологическим особенностям, и по
характеру проблем, испытываемых им в учебной деятельности, и по социальной ситуации
развития. Поэтому возникает необходимость в оценке индивидуального психологического
развития учащегося с ОВЗ. Проблема обучения, воспитания и развития «особого» ребенка
становится в последнее время актуальной и значимой.
В настоящее время в педагогической литературе уделяется большое внимание проблеме
организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ, но еще недостаточно
разработано практических материалов, пособий для работы педагогов и специалистов,
сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями.
В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью указывается, что к особым
образовательным потребностям относятся: обязательность непрерывности коррекционно-
развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в
процессе коррекционной работы.
Также в стандарте выделяют потребность
в
психологическом сопровождении и оптимизирующем взаимодействии со всеми субъектами
образовательного процесса (учащиеся, педагоги, семья) [1].
В нашей школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое
сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на
протяжении всего периода его обучения [2].
Целью Службы сопровождения является организация психолого-педагогического и
социального сопровождения учебно-воспитательного процесса путем реализации комплекса
превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий,
направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации
личности.
Важным условием для эффективной работы Службы сопровождения, является соблюдение
ряда принципов: принцип системного целеполагания, который заключается в том, что
цели сопровождения согласованы с целями образования, как на уровне
образовательного учреждения, так и на уровне ФГОС. Принцип целостности, при соблюдении которого служба рассматривает учебное заведение как систему, в которой все звенья взаимосвязаны,
все специалисты и педагоги взаимодействуют, что также является основой реализации
принципа взаимодействия [3].
Основой для реализации целей сопровождения является
углубленное психолого-
педагогическое изучение обучающегося с ОВЗ,
выявление его индивидуально-
психологических особенностей для оценки актуального состояния, представление прогноза
дальнейшего развития, обучения и разработки рекомендаций, определяемых задачей
обследования и составление целой картины класса.
В Службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог,
социальный педагог, учитель-дефектолог и медицинский работник. Комплексное изучение
ребенка, выбор наиболее эффективных методов работы, отбор содержания обучения с
учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется путем ведения
«Карта отслеживания динамики развития обучающихся».
В нашей школе разработана система мониторинга уровня развития обучающихся с особыми
образовательными потребностями и детей-инвалидов. С момента поступления детей с ОВЗ в
учреждение, с их семьями ведется тесная работа.
На первом этапе, в начале каждого учебного года, проводится медицинский осмотр детей, по
результатам которого врачи составляют рекомендации для обучающихся, родителей,
педагогов.
На втором этапе проводится комплексная диагностика специалистами школы.
На третьем этапе заполняется индивидуальна карта развития на каждого обучающегося,
включающая общие сведения о ребенке, результаты диагностических обследований,
рекомендации по сопровождению обучающегося и план работы с обучающимся.
На четвертом этапе заполняется комплексная карта на класс.
По результатам анализа полученных данных определяется образовательный маршрут или
принимается решение о направлении обучающиеся на территориальную или окружную
ПМПК с целью выработки рекомендаций для составления индивидуального маршрута
развития ребенка.
Основным механизмом работы Службы сопровождения является междисциплинарность –
комплексный подход к сопровождению. Одним из приоритетных направлений Службы
сопровождения
является разработка адаптированной образовательной программы.
Взаимодействие разных специалистов в режиме работы Службы сопровождения –
достаточно трудная задача, поскольку на всех участников процесса сопровождения ложится
ответственность за разностороннее изучение потенциала личности, педагогических условий,
причин возникновения трудностей у детей и построение комплексной программы мер по
оказанию помощи ребенку.
По результатам мониторинга полученные всеми специалистами данные обследования
оформляются в единую «Карту отслеживания динамики развития обучающихся».
Социальный педагог предоставляет данные о социальном статусе семьи (малообеспеченная
семья, многодетная семья, благополучная, неблагополучная). Медицинский работник
заполняет графу «Состояние здоровья» по результатам медицинского обследования,
указывая группу здоровья и наличие инвалидности. Педагог-психолог заносит в карту
данные по результатам психодиагностического исследования, которое включает в себя
изучение уровня развития познавательных процессов, уровня развития эмоциональной
сферы, уровня развития волевых качеств (учебной мотивации). Учитель-логопед дает
заключение об уровне речевого развития. Учитель-дефектолог предоставляет данные об
уровне учебных действий и рекомендует программу (для обучающихся с легкой, умеренной
и тяжелой умственной отсталостью) и группу обучения.
Карта отслеживания динамики развития обучающихся ____ класса ____________ учебного года.
*м – математика, ч – чтение, р – русский язык.
Параметры измерения | Социальный анамнез | Состояние здоровья | Особенности эмоционально- волевой сферы | Уровень развития познавательных процессов | Программа обучения | Уровень учебных действий | Уровень усвоения программы | Уровень развития трудовых навыков | ||||||||||||||||||||
Развитие эмоций | Развитие волевых качеств | Внимание | Память | Мышление | Речь | |||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя обучающегося | ||||||||||||||||||||||||||||
м | р | ч | м | р | ч | |||||||||||||||||||||||
1-я группа обучения: обучающиеся усваивают программный материал, могут работать
самостоятельно, не требуются дополнительные инструкции. Руководство практической
деятельностью данной группы учеников с помощью алгоритмов учебных и умственных
действий способствует развитию самостоятельности и активности мышления, формирует
рефлексивно-личностный компонент учебной деятельности.
2-я группа обучения: обучающиеся с выраженным недоразвитием ориентировочной
деятельности и мыслительных операций, не смогут работать с практическими заданиями на
этапе формирования знаний, здесь они выступают лишь слушателями, усваивающими
логику рассуждений, раскрывающих взаимосвязи или свойства изучаемого объекта, явления.
Требуется дополнительная инструкция. Однако на этапе закрепления знаний эта работа
будет им посильна. Они смогут или формулировать ответы на вопросы практического
задания, или находить правильные, нужные ответы из совокупности ответов.
3-я группа обучения: обучающиеся с более выраженным недоразвитием познавательных
процессов. При усвоении материала требуется дополнительная инструкция, опора, показ
действий, помощь и контроль учителя. Работают с подобными практическими заданиями
только на этапах закрепления и повторения пройденного материала посредством чтения
вопросов и соответствующих им ответов. Дидактические задачи обучения умственно
отсталых детей этой группы с помощью практических заданий будут заключаться в усвоении
логики размышления, формировании умений устанавливать простейшие логические связи в
содержании учебного материала.
Исходя из уровней учебной деятельности педагоги проектируют разноуровневые задания на
уроке для учащихся. Обучение идёт в соответствии с требованиями программы и с учётом
индивидуальных возможностей учащихся. От правильности выбранных приемов и методов
(в соответствии с уровнем учебных действий, группой обучения) во многом зависят
динамика личностного развития ребёнка его адаптивные возможности в процессе
социализации.
В процессе обучения по выбранной на основании диагностических данных программе
педагогами-предметниками заполняются графы в соответствии с уровнем усвоения
программы по основным предметам (математика, русский язык, чтение) и уровнем развития
трудовых навыков (оценивается самостоятельность выполнения, необходимость контроля и
помощи со стороны учителя).
Все этапы диагностики, отражаются в
«Карте отслеживания динамики развития
обучающихся», которую ведут специалисты Службы и педагоги. Служба сопровождения –
это постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный,
просветительский орган школы, защищающий интересы детей с особенностями в развитии в
образовательном пространстве школы, разрабатывающий целостную систему
целенаправленных совместных действий всех субъектов образовательного и социально-
педагогического пространства, мобилизирующий и концентрирующий все ресурсы для
разрешения наиболее трудной проблемной ситуации.
Таким образом, «Карта отслеживания динамического развития обучающегося» позволяет
координировать и объединять усилия специалистов (медицинских работников, психологов,
логопедов, социального педагога, дефектолога) педагогов и родителей, направленные на
решение вопросов обучения, развития, воспитания и адаптации детей с особенностями в
развитии в условиях школы, на создание оптимальной модели оказания специальной
коррекционно-педагогической помощи обучающимся.
Список литературы.
1. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие
для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2003. – 528с. – (Коррекционная педагогика).
2. Турищева Л. В. 101 схема и таблица: в помощь школьному психологу/Л.В.Туищева.-
Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 94с. – (Золотая педагогическая
коллекция).
3.
Приказ № 1599 МИОНОБРНАУКИ России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва 19 декабря 2014 г.
Источник
Диагностика коммуникативных навыков
- Коммуникативное поведение
1.1. Вокализации
Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит?
В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?
Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?
С каким: реакция на обращение; привлечение к себе внимания; требование (принятие/отклонение) предмета, выполнения действия; протест; комментарии и др.?
1.2. Взгляд
Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой,
людьми?
Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в
поле зрения? Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? Выражает ли он/она взглядом желание о привлечениивнимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?
1.3. Мимика
Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства
(радость, удивление, грусть, злость, страх)?
Соответствует ли выражение лица ситуации?
Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?
Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?
Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию
высказывания?
Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?
Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?
1.4. Жесты
Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по
отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?
Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта?
Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения
в отношении определенных действий, среды, людей?
Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себявнимание?
Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?
Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?
1.5. Интерактивное поведение
Реагирует ли он/она на обращение?
Реагирует ли он/она на разумные требования?
Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?
ли он/она инициатором коммуникативноговзаимодействия?
Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?
Каким образом он/она реагирует на недоразумения?
Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?
Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?
Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?
- Лингвистические способности
2.1. Восприятие и понимание
Реагирует ли он/она на собственное имя?
Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий?
Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?
Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?
Понимает ли он/она простые требования?
Узнает ли он/она названные объекты?
Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?
Понимает ли он/она родовые понятия?
Понимает ли он/она фразы с конкретным значением?
Понимает ли он/она фразы с переносным значением?
Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)?
Понимает ли он/она местоимения, прилагательные?
Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»«Что?»
Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»«Куда?»
Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей?
Понимает ли он/она бытовые вопросы?
2.2. Способность речевого выражения
2.2.1. Артикуляционная моторика
Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда сложки, жевание, глотание)?
Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)движения органами артикуляционного аппарата?
Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы?
2.2.2. Речь
Продуцирует ли он/она устные высказывания?
Понятны ли его/ее высказывания?
Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»?
Может ли он/она разборчиво произносить другие слова?
2.2.3. Помощь при коммуникации
Может ли он/она устно выразить свои повседневныепотребности?
Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии,эмоциональном состоянии?
Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,ситуации, места?
Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»?
Может ли он/она задавать вопросы?
Может ли он/она отвечать на простые вопросы?
2.2.4. Чтение и письмо
Может ли он/она распознавать буквы и цифры?
Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова?
Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы?
Может ли он/она осмысленно читать предложения?
Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)?
Может ли он/она писать знакомые слова?
Может ли он/она писать простые предложения?
- Двигательные способности
Каково его/ее общее моторное развитие?
Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?
Как он/она располагается в кресле-коляске?
Какая часть его/ее тела в большей степени способна к
выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений?
Каков минимум движений, выполняемых уверенно иточно?
Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показатьна что-то?
Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени?
Как долго он/она может выполнять определенный виддеятельности и не уставать?
Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»?
Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»?
4.Когнитивные способности
4.1. Внимание
Концентрирует ли он/она внимание?
Отвлекается ли?
Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?
4.2. Восприятие
4.2.1. Зрительное восприятие
Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужениеполей зрения?
Может ли он/она фиксировать взглядом объекты илилюдей?
Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении
Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом?
Имеются ли особенности зрительного восприятия?
4.2.2. Слуховое восприятие
Какой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы(речь)?
Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды?
Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к нимизбирательное отношение?
Каково состояние фонематического восприятия?
Может ли он/она сравнивать звуки?
4.2.3. Тактильное восприятие
Каково состояние тактильного восприятия?
Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения?
Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?
Может ли он/она соотносить полученные тактильныеощущения?
4.3. Знаково-символическая деятельность
Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта?
Понимает ли он/она символы?
Имеет ли он/она представление о связи «средство-цель»?
Умеет ли он/она воспринимать причинные связи?
Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами?
Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?
Использует ли он/она игрушки?
4.4. Мышление и память
Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку?
Узнает ли он/она знакомые лица?
Может ли он/она обобщать изученное и применять егов новых ситуациях?
Распознает ли он/она структуры?
Может ли он/она решить задачу?
- Психосоциальные способности
Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что
неспособен/на выразить свои желания и потребности?
Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?
Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми?
Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении
возможности для включения в окружающую среду?
Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?
К каким объектам, действиям, видам деятельности он/
она проявляет особый интерес?
Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?
С какими другими людьми он/она преимущественно
контактирует?
В каких местах происходит коммуникация?
Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?
Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное?
Источник