Как отдать ребенка в школу в 5 лет в беларуси
Первоклассником можно будет стать в 5, 6 и 7 лет?
Фото: Павел МАРТИНЧИК
Особенно новость о том, что детей в школу, возможно, начнут принимать не с шести, а с пяти лет, количество учеников в классе увеличат до 30 человек при нынешней норме в 20 — 25 учеников, а факультативы по субботам можно будет проводить не только для учеников 9 — 11-х классов, но еще и для 5 — 8-клашек.
После поднявшейся шумихи новость прокомментировали в Министерстве образования, пояснив суть возможных изменений. Мол, если раньше, чтобы отдать в школу ребенка, не достигшего 6 лет, нужно было получать разрешение министерства, то теперь сделать это будет проще. Получить добро на первый класс в неполные шесть лет родители смогут прямо в школе и без лишней волокиты.
— Судя по опыту знакомых, которые первый класс с ребенком уже пережили, в 6 лет школьную программу тяжело осилить не только ребенку, но и родителям. Нервы у всех на пределе, — негодует мама 5-летнего ребенка Ольга. – Даже и в мыслях нет поступить так со своей дочерью. Мы в куклы-песочницы еще не наигрались, какая школа?
Но есть и родители, которые в силах своего 5-летнего чада более чем уверены.
— Сын читает с 4 лет, зачем ждать 6 и 7? Ребенок умный, способный, активный. Раньше пойдет в школу, раньше выпустится. Зачем терять время и годы? – уверена мама 5-летнего Мирослава Татьяна.
Мы спросили, что о возможных нововведениях думают профессионалы — педагоги и школьные психологи.
«В пять лет ребенку нужно играть, а не учиться»
Педагог:
— Дети в школу с пяти лет? Я категорически против, — рассказывает педагог начальных классов из Минска Наталья. — У меня был ученик, который пошел в школу в неполные пять лет. Интеллектуально хорошо подготовленный мальчик, но сидел, как цветочек на первой парте. Через 15 минут начинал опускать головку. Писать не мог. Моторика слабо развита. Проблемы с позвоночником — неминуемы. Физкультминутка не спасет. Разница в год в этом возрасте огромная. Ребенок выпадает в классе даже в плане общения.
— Если изменения примут, в одном классе могут оказаться и пятилетний, и семилетний ребенок…
— Сочетать физические и интеллектуальные возможности детей с такой разницей в возрасте очень сложно. Умение концентрироваться и общаться в этих возрастах у ребенка абсолютно разные. Отсюда случаи, когда в 8 — 9-м классе, ученик ведет себя не совсем типично. Учится хорошо, но в поведении как ребенок. Причина? Рано пошел в школу, не доиграл…
Если хочется подтолкнуть ребенка вверх в плане образования, гораздо гуманнее отдать его в школу в шесть лет, и если он будет показывать выдающиеся результаты, сможет перепрыгнуть через класс. Знаю детей, которые с середины 3-го класса перепрыгнули в середину 4-го. Но потом у этого ребенка все равно были проблемы. Учится отлично, а психологические проблемы есть. Не адаптировался в плане общения.
Психолог:
— Если бы первый класс был организован, как детский сад — занятия, кормление, сон, и все в игровой форме, — это было бы вполне допустимо, — говорит педагог-психолог гимназии №50 Минска Татьяна Казакова. — Но у нас таких условий практически нет. Чтобы развились определенные психологические структуры, нужно, чтобы ребенок был развит физиологически. К примеру, произвольное внимание, за счет которого ребенок силой воли заставляет сконцентрировать на чем-то свое внимание, в лучшем случае начинает развиваться с шести лет.
— Какие последствия возможны, если неподготовленный ребенок пошел в школу с 5 лет?
— Расскажу на примере. Сейчас много образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой детей к школе, чуть ли не с двухлетнего возраста. Да, там все проходит в игровой форме. Но когда такой суперподготовленный ребенок приходит в школу, получается, что он развит на опережение. В психологии это называется «развитие ближайшей зоны». То есть, развит не по годам. Есть опасность, что в школе ребенок потеряется. То есть поймет, что он все это уже знает, и выключится из учебного процесса. Но все это, конечно, индивидуально. В моей практики был ребенок, который перепрыгнул со второго в тритий класс. Во втором классе оценки не ставили, а в 3 детей уже оценивали. Он был к этому не готов. К тому же психология не всегда успевает за физиологическим развитием. В каждом возрасте есть определенный вид деятельности, который присущ именно этому возрасту. К примеру, сейчас этот ребенок учится в 10 классе, но никак не может наладить общение со сверстниками. У него нет друзей. В то время, когда у всех главным видом деятельности были межличностные отношения, у этого ребенка на первом месте была усиленная учебная деятельность.
— Кто больше страдает от раннего школьного перегруза – мальчики или девочки?
— Мальчики. У девочек есть особенность – у них психология может опережать физиологию. Они могут быстрее адаптироваться к условиям. Даже когда дети приходят в 5 класс, девочки уже взрослые, самостоятельные, а мальчики еще горькие дети по большому счету. Я бы даже рекомендовала мальчиков отдавать в школу позже. К примеру, девочку можно с шести лет, а мальчика с семи.
В пять лет у ребенка не развита моторика. А от этого напрямую зависит развитие интеллекта. Чем лучше развита моторика, тем лучше развивается интеллект.
Школа с 5 лет — рано или поздно?
«30 человек в классе? К этому мы уже привыкли»
Педагог:
— Норма в гимназии — 20 человек в классе, в обычных школах — 25. Чтобы научить ребенка писать, ему нужно уделить внимание. Подойти, с каждым поводить в тетрадочке его рукой… Но большой трагедии по поводу увеличения количества учеников в классе я бы не делала. У нас и так хронический перебор учеников. Привыкли и научились с этим справляться…
Психолог:
— Маленькому ребенку нужно уделять много внимания. И если этого не происходит, он будет выпрашивать его капризами и слезами. В результате страдает и этот ребенок, и более взрослые ученики в классе, которые в силу своего возраста уже меньше тянут одеяло на себя.
«Факультативы по выходным — потерянный день»
Педагог:
— Факультативы по выходным — потерянный день. Надо встать, собраться, дойти, отсидеть на факультативе. Пока ребенок вернется домой — пройдет полдня. Нагрузка слишком большая, ребенок не отдохнет и не сможет нормально работать на протяжении следующей недели. Думаю, шестой день в школе пошел бы на пользу только детям в социально опасном положении. Если родители пьют, пусть лучше дети придут в субботу в школу. Но именно эти дети как раз не приходят в субботу — ни на факультативы, ни на спортландию.
Психолог:
— У ребенка должна быть возможность видеться с родителями. Выходные дни — возможность развить эмоциональную сферу ребенка. Это архиважно, — уверяет Татьяна Геннадьевна. — Ребенку необходимо быть с близкими людьми, которые будут его обнимать, жалеть, любить, хвалить и слушать. Если этого не происходит, ребенок пойдет с проблемами по жизни. Это может вылиться даже в проблему выбора второй половинки и на отношения в его будущей семьи.
Компетентно
Мы попросили ответить психолога на самые насущные родительские вопросы о первоклашках
— Во сколько лет ребенок готов пойти в школу?
— В полные 6 лет. Если речь идет об одаренных детях, но это бывает крайней редко, такого ребенка можно раньше отдавать в школу только после консультации со специалистом. К примеру, с психологом. При этом мальчиков в школу лучше отдавать позже, чем девочек.
— Если ребенок активный и любознательный, может, отдать его в школу пораньше? С его тягой к новой информации у него ведь явно получится?
— Активность не является показателем готовности ребенка к школе. Если родители собрались отвести ребенка к школу, и они к этой школе приписаны, советую опять же проконсультироваться со школьным психологом. Он поможет разобраться, готов активный ре6енок к школе или нет.
— Нужно ли заранее готовить ребенка к школе?
— В каждой школе есть занятия по подготовке будущих первоклашек. Ребенок привыкает к школьной обстановке, к тому, что есть авторитетный педагог… Его развивают в игровой форме. Это пойдет только на пользу. Но важно не переусердствовать. Если дома у ребенка нет желания получать дополнительную информацию, заставлять его зубрить азбуку не стоит. Иначе такая гиперподготовленность даст обратный эффект. Пропадет стремление к к получению знаний, а на уроках из-за того, что ребенок и так знает больше сверстников, он просто перестанет учиться.
Источник
Новость о предстоящих изменениях в Кодексе об образовании вызвала немало жарких дискуссий как среди родителей, так и среди учителей. Особенно пылко спорили папы и мамы о новом возрасте для первоклашек: в скором времени в школу разрешат идти с 5 лет. Мнения весьма разные и порой неоднозначные, начиная от категорического несогласия с такой корректировкой и заканчивая предложением ввести норму повсеместно. «СБ» решила тоже поинтересоваться, что думают о новации эксперты и просто неравнодушные родители.
Фото Артура ПРУПАСА.
Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке:
— Вокруг этого вопроса поднялся большой ажиотаж. Но многие не обратили внимания на ключевые слова в поправках — «по желанию родителей». Никто не будет всех без разбора отправлять в первый класс в пятилетнем возрасте. По своему опыту знаю, что существуют две категории родителей: те, кто хочет отдать своего ребенка в школу в 7 лет (и мне их позиция ближе), и те, кто считает, что их чадо уже готово пойти в первый класс и в 5. Мое субъективное мнение как родителя: все–таки отдавать ребенка в школу в таком возрасте рановато. Часто родители необъективно оценивают уровень подготовки и, главное, психологической готовности своих детей. Хочу отметить, что никакие решения пока не принимались, новая редакция Кодекса об образовании в Палату представителей не поступала и многие вопросы еще будут обсуждаться.
Андрей Туровец, руководитель центра дополнительного образования «Исток», семейный психолог:
— Для незрелой психики ребенка преждевременный поход в 1–й класс чреват последствиями. Поэтому не зря существует система оценки готовности к школе. Как показывает практика, в возрасте около 5 лет и даже ближе к 6 годам очень многие дети к этому еще не готовы. Поэтому родители должны понимать, что если раньше времени подвергнуть ребенка такому стрессу, то могут возникнуть отсроченные и быстрые последствия: заболевания опорно–двигательной, дыхательной, пищеварительной и в первую очередь нервной систем. И хорошо, что законодательством предусмотрен такой возрастной коридор, который позволяет мамам и папам самим принимать подобные решения. Если они будут делать это осознанно и объективно, я думаю, ничего страшного не произойдет. Другое дело, что родители часто бывают весьма субъективны и не очень хорошо определяют качества, способности, возможности ребенка. Признаком того, что он готов к школе, является определенный уровень собранности и готовность выполнять задания, связанные с длительным сидением на одном месте. Ребенок способен контролировать свое поведение, умственная деятельность достаточно зрелая, он уже оперирует не только наглядно–образным, но и словесно–логическим мышлением. Дети, которые были в детском саду, обычно лучше подготовлены: в старших группах начинается процесс адаптации к школе. Немаловажно и наличие навыков взаимодействия ребят между собой и с педагогом. Ребенок должен уметь адекватно реагировать на посторонних взрослых и сверстников.
Фото Артура ПРУПАСА.
То есть в совокупности у него есть три группы навыков: навыки самоконтроля и самоуправления, коммуникативные навыки для общения с разными категориями людей и навык интеллектуальной деятельности, то есть умение выполнять интеллектуальные задачи. Если эти три качества в наличии, то ребенок, скорее всего, готов к образовательному процессу — и можно смело отдавать его в школу. Другой вопрос, что если разновозрастные дети попадают в один класс, педагогам нужно внимательно следить за рассадкой. В возрасте с 5 до 7 лет динамика развития достаточно быстрая, отличается восприятие процесса обучения и окружающего мира. Например, у пятилетнего ребенка на фоне успехов более взрослого соседа по парте может возникнуть комплекс заниженной самооценки. Может быть негативное влияние на старшего ребенка и со стороны младшего — все же дети помладше менее усидчивы. А может быть и совершенно наоборот — младший будет брать пример со старшего. Вообще, родителям надо внимательно отнестись к вопросу оптимального возраста для поступления в школу, потому что все здесь очень индивидуально.
Фото Артура ПРУПАСА.
Сергей Азаркевич, папа 2–летнего сына:
— Я за то, чтобы ребенок шел в школу тогда, когда он к ней готов: в пять — значит, в пять. Такая возможность — это нормально, только если не делать из нее всеобщую обязанность. Другое дело, что нужен индивидуальный подход к каждому ребенку. Чтобы не мамы и папы, думающие, что «их ребенок самый умный», решали отдать его в школу пораньше, а специалисты, которые могли бы оценить, готов ли он к учебе в действительности. Потому что дети разные. Одни готовы уже и в 5 — и психологически, и физически, и умственно. Другие не будут готовы ни в 6, ни в 7. То, что открывается такая возможность, это хорошо, но главное, чтобы все в результате не вылилось в нечто неконтролируемое, когда в одном классе будут дети с разницей в два года, что в таком раннем возрасте вообще плохо, с явным несоответствием в развитии. Иными словами, нужен отбор, а не банальный набор. То есть надо вопрос контролировать, а в том, что это получится на практике, у меня большие сомнения.
Фото Артура ПРУПАСА.
Елена Павлова, методист школы раннего развития «Дарсай»:
— Тут все зависит от многих факторов и, конечно же, от самого ребенка. К примеру, если родители достаточно рано начинают заниматься со своими детьми, то они уже вполне могут быть готовы пойти в школу и в 5 лет. Надо объективно оценить и способности ребенка, и уровень уже имеющихся у него знаний, и здоровье. Немаловажно и то, как будет выстраиваться система обучения первоклашек в школе, как подходили к образованию в детских садах, посещал ли их ребенок вообще, как с ним занимались родители. У нас часто мамы с папами интересуются, готов ли их ребенок уже сесть за парту или еще стоит подождать. Наши ученики тоже очень разные: кто–то пошел в школу в 5 лет (в сентябре таким деткам исполнялось 6), а некоторые решили не спешить. Есть дети, у которых хорошие знания, но меньшая усидчивость, они могут усваивать информацию в определенной системе и игровой форме, к ним нужен особый подход. Поэтому в школе им будет тяжело адаптироваться к занятиям, высидеть весь урок и еще при этом овладеть нужными знаниями. Также родителям стоит обратить внимание, как в их школе будут формироваться такие классы. Все же в 5 и в 7 лет дети разные. А если в классе будет 30 человек, как это допускается нововведениями? К тому же поход в школу для первоклассника может оказаться серьезным стрессом: от него требуют выполнения определенных обязанностей, усидчивости, знаний. Все это непременно стоит учесть и прислушаться к рекомендациям психологов и врачей.
Оксана Якубовская, директор гимназии № 33 г. Минска:
— Конечно, говорить о плюсах и минусах начала обучения в школе с 5 лет достаточно сложно, как и вообще об оптимальном для первоклассника возрасте. Все же этот вопрос очень индивидуален для каждого отдельного ребенка. Правильно, если принимать такое решение родители будут вместе со специалистами. И хорошо, что вопрос сейчас обсуждается. Он имеет место быть. Конечно, не как узаконенная норма, а как возможность. За все годы моей работы ко мне ни разу не обращались родители с просьбой принять их ребенка в школу с 5 лет. Подавляющее большинство наших учеников сегодня, около 98% детей, пошли в первый класс в шестилетнем возрасте.
Юлия Таранова, мама двоих детей:
— Меня лично волнует психологическая готовность ребенка пойти в школу в пять лет. Сможет ли высидеть такой ребенок полноценный урок наравне с 7–леткой? Скорее всего, нет. Выходит, вместо того, чтобы объяснять материал тем старшим деткам, которые готовы слушать, учитель будет дополнительно отвлекаться на вовлечение в учебный процесс малышей. Лично я сомневалась, отправить мне в 1–й класс старшую августовскую дочку в 6 лет или все же дать ей еще год на игры, неторопливую подготовку к школе, взросление, укрепление как физически, так и морально. Теперь я задумываюсь, как будут уживаться за одной партой дети с разницей в полтора–два года. Склоняюсь к мысли, что отправить ребенка в школу раньше — это скорее амбиции родителей, чем готовность малыша. Получать знания ведь можно дома или в школах развития в игровой форме, для этого необязательно идти в школу с ее жесткими требованиями и правилами. Или все ради того, чтоб похвастаться перед соседкой: «А мой–то такой вундеркинд, в 5 лет в школу пошел»?
Как помочь школе
Родительским комитетам в школах официально запрещено собирать деньги на нужды учебного заведения. Всеми финансовыми вопросами впредь будут заниматься исключительно попечительские советы: обычно в школах в них входят учителя, родители, представители общественных организаций.
Фото БЕЛТА
Министерство образования и раньше подчеркивало, что функции попечительского совета членам родительского комитета брать на себя нельзя. Хотите оказать спонсорскую помощь школе? Никто не запрещает. Но никаких поборов на родительских собраниях. Все средства — только по квитанции на расчетный счет учреждения образования. Теперь правило закреплено законодательно. В Министерстве образования объяснили: это сделано для более четкого разграничения функций родительского комитета и попечительского совета. Да, члены родительского комитета учреждения образования, директора школ и их заместители вместе определяют, куда направить средства — нужно ли купить необходимое оборудование для кабинета труда, заменить окна или поставить новые парты и т.п. А вот собирать деньги может только попечительский совет: причем родители вправе сами решать, какую сумму перевести на счет.
Источник
В школу в 5 лет? Вы с ума сошли? В 7 многие еще не готовы! Не созрели! Тяжело адаптируются… А в 5 – это чистое сумасшествие! Ни за что! – так думают большинство мам дошкольников, обсуждая предстоящие изменения в кодексе об образовании
Согласно этим изменениям, теперь в школу деток можно будет отдавать с 5 лет – по желанию родителей и при согласии администрации школы.
Предстоящее нововведение испугало многих. И хоть Министерство образования в официальных комментариях пояснило, что никого насильно в 5 лет в школу отправлять не будут, родительская тревога все равно осталась.
А между тем, всегда были дети, которые шли в школу в неполные 6 лет. Ребенок BY узнал истории школьников-пятилеток.
“Моей дочке школа в 5 лет оказалась ко времени и к месту”
Мама Олеся и дочка Лиза (14 лет)
– Я отдала свою дочь в школу в 5 лет. И еще ни разу об этом не пожалела. Напротив, постоянно убеждалась, что поступила правильно.
Дочка всегда выделялась на фоне сверстников. Еще в садике, куда она пошла в 1 год и 10 месяцев, воспитатели все время предлагали перевести ее в группу к более старшим. И в каждом саду – а их мы сменили 4 – повторялось то же самое.
Девочка развивалась быстро, с 4 лет начала читать. А когда перед школой – в 4 года и 11 месяцев – мы пошли на занятия в Академию последипломного образования, где проходили курсы по подготовке к школе, нам сказали, что ребенок готов к учебе.
С малышами дошкольниками здесь преподаватели различных минских гимназий. И через 2-3 месяца занятий готовили совместное резюме. Кому-то рекомендовали заниматься год, кому-то два, кому-то советовали, что надо подтянуть. Когда дошли до нашей фамилии, сказали, что Лиза готова к школе. И это ей еще не было 5 лет!
Сейчас в своей гимназии она умница-отличница-олимпиадница, даже вышла на республику. Никогда дочка не имела проблем с тем, что пошла в школу раньше сверстников.
А вот обратные примеры были. В первых классах она очень дружила с девочкой, очень умной и замечательной малышкой, но ей было откровенно скучно и в 1 классе, и во 2-м.
Она теряла интерес к учебе, так как все уже знала до школы, и родители приняли решение перевести ее со 2 класса сразу в 4-й. Этот прыжок дался ей не так легко, ей было сложнее адаптироваться к новым одноклассникам, успевать за ними быстро писать, наверстывать английский.
А моя дочка, между тем, продолжала отлично учиться, и никто не мог подумать, что она самая младшая в классе.
Усидчивость? У нас самым неусидчивым был один из самых старших мальчиков в классе. А тот, который пошел в 1 класс в 7, 2, плакал весь первый год учебы.
Я не говорю, что каждый ребенок должен идти в школу в 5 лет, все должно быть индивидуально, и смотреть надо по особенностям и способностям ребенка. Но моей дочке школа в 5 лет оказалась ко времени и к месту.
Моя средняя дочь, кстати, пошла в школу не в 5, а в 6 лет. Потому что в отличие от старшей ей было рано, и я это видела. У нее имелись некоторые логопроблемы и проблемы со зрением, и – несмотря на высокий интеллектуальный уровень – я посчитала резонным отдать ее в школу на год позже.
Что касается Лизы, то, еще раз повторюсь, я ни на минуту не пожалела, что отдала ее в школу в 5 лет.
Проблемы со сверстниками? Какие? Многие из них и не подозревали, что она на год младше. Когда пришли к ней на день рождения в 6 классе, подумали, что мы одну свечку забыли поставить.
Недавно дочка вспомнила, что за 9 лет ни разу не пропустила школу по болезни. Спросила, может, удастся отпроситься и прогулять просто так, впервые за время всей учебы.
“Сейчас, глядя на класс, я не вижу большой разницы в возрасте детей”
Мама Александра и сын Тимофей (6 лет)
– Моему сыну 6 лет исполнилось в конце сентября. Сомнений, отдавать его в школу в 5,11 или не отдавать, практически не было.
Он умел читать, писать прописи, считать. Два года до этого занимался в Детской Академии и имел хороший уровень знаний. Я не видела смысл еще год держать его в саду. Думала, чему же он в таком случае будет учиться в 1 классе?
Мы сходили в школу, и нам сказали: конечно, мы вас примем. В саду, напротив, отговаривали, предлагали еще на год остаться.
В школе, к слову, даже обрадовались, что пришел ребенок в неполные 6. Сказали, что у 6-леток мотивация к учебе выше, чем у 7-леток.
Не знаю, стоит ли всем советовать начинать учиться в неполные 6 лет. Наверное, нет. И интеллектуальная готовность, и усидчивость могут быть совершенно разными у разных детей. Тимофей всегда был спокойным и усидчивым мальчиком.
Мой второй сын (а есть еще и дочь – прим. авт) более шустрый, вопрос с его школой будем решать исходя из его особенностей и способностей.
Тестирования перед первым классом? Нет, мы ничего подобного не проходили. Я не видела в этом необходимости.
Помню, когда мы только пришли к класс, учительница спросила, кто из детей умеет читать. Подняли руки человек 5, в том числе и мой сын…
Сейчас, глядя на класс, я не вижу большой разницы в возрасте детей. Кто пошел в школу в 7, а кто в 5,11, как мой сын – никто ярко не выделяется.
Правда, есть в классе один мальчик, который пришел в 1 класс в 8 – вот он физически смотрится крупнее одноклассников. Уж не знаю, как по поводу других способностей.
Чего я боялась перед школой? Наверное, только того, что мой ребенок может оказаться слабее физически, что его могут обидеть.
Поэтому еще до школы мы начали ходить на тайский бокс. Им мы продолжаем заниматься и сейчас. А у меня появилась уверенность, что в случае чего он сможет дать отпор обидчикам. Ведь школа – это не только знания по учебникам, но и коллектив, и многое другое.
Оглядываясь назад, я не жалею, что у меня сын школьник, а не детсадовец. Ему интересно учиться. Он любит школу и бежит туда с большим удовольствием, чем ходил в детский сад.
Там уже и мотивации не было, и с дневным сном возникали проблемы. Зачем было еще мучить ребенка, оставляя на дополнительный год в детском саду? Нет, я все сделала правильно!
«Дочка пойдет в школу ровно в 6. О том, чтобы посидеть в саду даже и речи быть не может»
Мама Юлия и дочка Злата (4 года)
– Я сама была несадовским ребенком и пошла в школу в 5 лет. Меня с 3 до 5 лет воспитывали бабушка и дедушка. Мама работала. Дома не баловали, но занимались хорошо. Помню, что много читали, и я стала рано читать, с 2 лет по памяти рассказывала стихи.
В 5 лет переехали с отцом и мамой в Германию, он там служил. Меня отдали в сад, а через 3 месяца с сентября оформили меня в русскую школу. На тот момент я умела писать, читать и считать. Была рослой развитой девочкой, с нормальным иммунитетом.
От школьных нагрузок не страдала, давалось мне все достаточно легко. Но при этом я была не совсем активна в социуме, в том числе со сверстниками. Была замкнута, в коллективе середнячок. Очень ждала похвалы от учителей, помню, что «пряник» меня мотивировал, а вот «кнут» угнетал, самооценка падала от низкой оценки или отсутствия заслуженной похвалы.
Через год, уже ко второму классу, пришлось менять школу в связи с возвращением в Минск из Германии. Получается, в Беларуси пошла во 2-й класс в 6 лет. В коллективе я адаптировалась быстро, нашла 2-3 друзей по интересам. Хотела больше дружить с мальчиками.
Новая учительница была еще более строгая, чем первая. Ее похвала и внимание мне были важны, но на детей пошустрее и похитрее она обращала больше внимания, а я ж знала, что стараюсь, и огорчалась. Это я почему-то прекрасно помню. Как и свои любимые-нелюбимые уроки. Не очень я жаловала математику и физкультуру, т.к. была медлительнее лидеров. А вот иностранный язык и музыку всегда любила.
Уроки я делала сама, еще и упрашивала маму проверить дневник и задания. В этом плане родителям со мной повезло. Я все делала сама, и причем весьма успешно. Со мной не было проблем.
Рано выработала в себе самокритичность, самобичевание даже, и эти черты были со мной все годы обучения. Сама отвечала за свои знания, поступление в колледж, сама выбрала специальность, а затем институт, который закончила с красным дипломом.
Хотя вроде никогда не была заучкой, и, например, до самого вручения диплома не подозревала, что у меня будет красный диплом.
Что касается старшей дочки, которой сейчас 4,5 года, то она пойдет в школу ровно в 6 (у нее день рождения в августе). О том, чтобы еще год посидеть в саду, даже речи быть не может. Зачем?
Не вижу в этом никакого смысла и никакой пользы. Понимаю лишь те случаи, когда надо придержать ребенка по медицинским показаниям.
Мамы мальчиков, отдавая в школу детей, наверное, еще и об армии думают. Был бы у меня мальчик, наверное, его в суворовское отправила б.
Специально готовить ребенка к школе, системно занимаясь с ней дома, я не буду. С 5 лет пойдет на английский и развивашку.
Злата – моя противоположность. Я учила, много сидела с книжками. А она очень непоседливая, но при этом у нее отменная память. Предполагаю, что младшая дочь, которой еще нет двух лет, тоже такая. Но о ее школе я подумаю чуть позже.
Беседовала Ирина Горошко
А вы бы отдали своего ребенка в школу в 5 лет? Или, может, вы уже сделали свой выбор? Расскажите свою историю по адресу myhistory@rebenok.by
Источник