Как организовать режим ребенку от 1 года до 2 лет
Белишко Оксана Александровна
Консультация для родителей «Режим дня детей раннего возраста в домашних условиях с года до двух лет»
«Режим дня детей раннего возраста в домашних условиях (с года до двух лет)»
Цели:
-способствовать тому, чтобы родители будущих воспитанников были заинтересованы в соблюдении режима дня в семье;
-расширить представления и обогатить педагогические умения;
-повысить уровень педагогической культуры родителей.
Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Режим очень важен для здоровья. Правильно подобранный режим способствует благополучному развитию нервной системы малыша, а также закладывает и формирует у него нужные привычки. Выбор дневного режима для ребенка этого возраста тесно связан с режимом его сна.
Дети, в годик, обычно по-прежнему предпочитают спать 2 раза в день. Продолжительность дневного сна в общей сложности составляет около 3-х часов, а ночного – 10-11 часов.
Исходя из потребности в двухразовом дневном сне, можно рекомендовать такой режим дня для малыша в возрасте от года до полутора лет:
7:00 пробуждение
7.30-7.40 гигиенические процедуры
8:00 –8:10 зарядка
8:20–8:50 завтрак
9:00-10:00 игры
10:00-11:00 прогулка
11:15 — 11:25 2-ой завтрак (легко усваивающиеся продукты)
11:30 –13:00 первый дневной сон
13:00 –14:00 взбадривающая гимнастика, игры
14:00 –14:25 обед
14:30 –16:00 прогулка
16:10 –17:40 второй дневной сон
17:50 –18:00 полдник
18.00 –19:10 прогулка
19:20 –19:40 ужин
19:50 –20:40 спокойные игры
20:40 –21:00 Подготовка ко сну
21:00 –Спокойной ночи!
После полутора лет малыш переходит на одноразовый дневной сон.
Можно порекомендовать следующий приблизительный режим дня для детей,которые готовы перейти или уже перешли на одноразовый дневной сон:
7:00 пробуждение, гигиенические процедуры
8:00 –8:10 зарядка
8:30 –8:45 завтрак
8:45 –9:50 игра
10:00 –10:10 2-ой завтрак (легко усваивающиеся продукты)
10:20 –12:20 прогулка
12:30 –12:55 обед
13:00 –15:30/16:00 дневной сон
16:30 –16:45 полдник
17:00 –19:00 прогулка
19:00 –19:20 ужин
19:20 –20:40 спокойные игры
20:40 -21:00 подготовка ко сну
21:00- спокойной ночи!
При выборе режима для малыша желательно учитывать его индивидуальные особенности и привычки. (Например, ребенок любит подольше поспать в первый дневной сон, а второй сон у него получается короче).
Соблюдение режима создает жизненный ритм, облегчает ребенку засыпание, переход от одного занятия к другому, помогает маме наилучшим образом распределить свое время между уходом за малышом и выполнением других дел, да и на личный отдых маме тоже нужно выкроить время.
Режим дня должен быть гибким и может варьироваться в зависимости от самочувствия, вашего и ребенка, от погоды и других обстоятельств.
Следует помнить, что ранний возраст это познания окружающего пространства и себя. Значит, период бодрствования должен быть максимально насыщен полезными для ребёнка мероприятиями. Чёткий план действий, согласованный с физиологическими биоритмами, помогает организовать деятельность ребенка с оптимальной отдачей.
И так разберемся по порядку:
Утро
Утро для большинства людей любого возраста начинается около 7.00 часов. Индивидуальные предпочтения могут смещать время пробуждения, но для своих расчётов примем среднестатистический срок.
Ребёнок получил свою порцию крепкого ночного сна и проснулся полным энергии.Вокруг него уже кипит жизнь семьи: приведение себя в порядок, сборы на работу, последние наставления и напоминания друг другу о задачах на грядущий день.
Зарядка
Тем не менее, родители должны выделить небольшой отрезок времени на проведение утренней зарядки для малыша. Конечно, это не будет классическая утренняя гимнастика с соблюдением всей череды упражнений к такому готовы редкие семьи. Но небольшая разминка, в которой присутствуют элементы игры в соответствии с возрастом ребёнка,должна быть обязательно:
-для детей второго года жизни подойдут подражательные движения присядем несколько раз, как зайчики в лесу; вытянемся, как подъёмный кран, потопаем, как слон; попрыгаем, как мячики;
В общем включайте всю свою фантазию и богатый житейский опыт!
Можно провести зарядку для самых маленьких например такую;
Привлеките внимание ребенка, скажите, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. На носочках и на пяточках. Спросите у малыша, как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Игрушки тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.
Как научить ребенка приседать?
Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.
Упражнение «Мостик». Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки.Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»
Упражнение «Паровозик». Объясните, что нужно встать на «четвереньки» и покажет, как едет паровоз. Сопровождайте движения звуками. Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. Учитесь быстрому бегу постепенно. После бега займитесь прыжками.Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает зайчик.
Водные процедуры
Гигиенические процедуры: чистка зубов, влажное обтирание маленьких детей. Температура воды постепенно снижается, продолжительность процедуры увеличивается. Так растущий организм будет закаливаться.
1. Для того чтобы чистка зубов стала ежедневной потребностью ребёнка,следуйте простым правилам:
-другие члены семьи должны подавать пример;
— подарите ребенку красиво оформленную детскую щётку и приятную на вкус детскую пасту;
-объясните малышу пользу процедуры;
-хвалите ребенка — «какие у тебя сверкающие зубы!».
2. Привычка к холодному душу тоже будет легко привита, если его придерживаются другие члены семьи. Если же мать будет кутаться и ёжиться при одном упоминании холодной воды, вряд ли дело пойдёт дальше благих советов.
Для еще большей мотивации перед водной процедурой ребёнку используйте художественное слово.
Но всё это не сравнится с личным примером родителей.
Кормление
Зарядка и водные процедуры возбуждают аппетит. На втором году жизни малыш должен научиться пользоваться ложкой. На протяжении этого годаребенок должен осваивать навыки:
— потребность и умение мыть руки перед едой;
— аккуратно есть;
— правильно держать ложку;
— пользоваться салфеткой, самому доставать её и убирать;
— не уходить из-за стола, не окончив еды;
— не мешать есть другим членам семьи.
На прогулку
Маленькому ребенку легче всего научиться раздеваться, чем одеваться. В возрасте полутора лет они уже могут самостоятельно снять шапку, носки. Но не стоит на этом останавливаться, так как процесс раздевания связан с процессом одевания. Пусть ребенок привыкает к самостоятельности. Вы можете лишь помочь ребенку вывернуть вещи с изнаночной стороны, расстегнуть сложные застежки, при этом объясняя ему для чего вы это делаете. Положите одежду ребенка на доступное для него места, сначала он будет лазить в них, а после начнет одевать. Дети в этом возрасте очень любят подражать родителям, поэтому одевайтесь перед ребенком, когда он сам одевается, также вы можете это перевести в игру «кто быстрее оденется». В это время вы должны объяснять в каком порядке нужно одеваться.
В данном режимноммоменте формируется у ребенка навыки одевания и культуры поведения при одевании: название одежды и ее назначение.
Прогулка
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для подвижных игр. Совместные подвижные игры имеют большое значение для малышей. Движение развивает познавательную активность. А пример взрослых является важным фактором в формировании привычки здорового образа жизни.
Сон
Ребенку одного – двух лет важно спать днем около 3 часов. Можно это время разделить на два небольших отрезка отдыха, когда ребенок спит с 11 до часу дня, а потом с трех дня до пяти вечера. Главное, чтобы ему хватало этого времени. Но самым оптимальным вариантом является сон с 12 дня до трех часов дня. Этого времени достаточно, чтобы восстановить силы для активной жизни, какую и ведет ребенок, познавая окружающую действительность. Кроме того, со временем длительность дневного сна у ребенка естественным образом сокращается, как сокращается и потребность долго спать. Однако, если ребенок категорически протестует против дневного сна, следует все же настойчиво уложить его в кроватку.
Для этого подойдут разные методы: ласковые уговоры, укладывание спать игрушек, колыбельные, обещания пойти погулять после того, как малыш поспит. Но никогда не обещайте того, чего не можете выполнить или в том случае, когда не уверены, что получится сдержать слово. Перед тем как уложить ребенка спать, необходимо успокоить. Организуйте спокойные игры (например, настольные, игры — потешки и др.). Спокойные виды деятельности позволят ребятам осуществить плавный переход от активных игр к отдыху. Почитайте детскую книжку, так же подойдет стишок, мягкая игрушка, определенная последовательность действий.Главное при этом: ваш голос должен звучать доброжелательно и нежно.
Обратите внимание на свет в спальной комнате. Он должен быть приглушенным, шторы по возможности закрыты. Включите детям спокойную музыку (например, колыбельные, классические произведения). Она позволит детям успокоиться и расслабиться. Кроме того, слушание музыки развивает творческие способствовать, что не мало важно для всестороннего развития ребенка. Если ребенок долго не засыпает или боится оставаться в одиночестве, посидите с ним, пока он не уснет. Многие родители считают, что если малыша надолго оставить одного, то он все равно со временем угомонится. Да, это верно,но лишь отчасти: уставши кричать и плакать, ребенок нередко действительно засыпает, но такой сон тревожный, неспокойный. Не нужно позволять своему ребенку страдать, важно, чтобы он всегда чувствовал вашу любовь, что вы находитесь рядом.
При двухразовом дневном сне первый должен начинаться до 12.00, второй — до 16.00, а между последним дневным и ночным сном должно проходить не менее четырех часов
2. Вечером многие дети категорически отказываются вовремя идти в кровать.Еще бы: в восемь часов вечера только начинается «настоящая»,интересная жизнь: приходит с работы папа, возвращается старшая сестра с прогулки, все садятся у телевизора или за столом на кухне, что — то обсуждают, смеются, делятся впечатлениями. А маленькому пора спать. Ребенок может воспринимать данную ситуацию, как несправедливость. Ему хочется быть частью этой взрослой жизни, пусть даже он еще не научился, как следует, разговаривать!Что нужно сделать взрослым: нужно ужинать немного пораньше, чтобы ребенок мог принять в нем участие, посидеть со всей семьей. Если отец возвращается с работы в то время, когда ребенку нужно ложиться спать, следует немного «отодвинуть» время укладывании. Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы ребенок вовремя ложился спать вечером. Тогда утром не возникнут проблемы с ранним подъемом. Ложиться спать вечером маленькому ребенку нужно не позднее 20 – 21 часа.
Важно помнить, что самые первые годы жизни малыша очень важны для его развития. Именно в этот период формируется не только иммунитет, но и психика малыша. На здоровья малыша влияет хороший сон, свежий воздух, движение, климат в семье, и даже творчество. Каждый из этих факторов играет непосредственно свою роль.
Помните уважаемые родители, залог здоровья малыша,
1. Сон – это лучшее средство для укрепления иммунитета. Также сон влияет и на рост малыша. А для этого надо соблюдать режим дня: днем тихий час, а вечером укладывать малыша желательно в одно и то же время. Вот тогда малыш будет высыпаться.
2. Свежий воздух – влияет на формирование головного мозга, для укрепления нервной системы, и для закаливания. Поэтому гулять с малышом надо каждый день в любую погоду и не забывать о проветривании комнат.
3. Движение — это жизнь. А значит, чтобы ребенок полноценно развивался, необходимо больше двигаться, поэтому подвижных игр разного характера должно быть много.
4. Климат в семье тоже влияет на развитие малыша. Очень важно в какой обстановке растет малыш. Если ребенок чувствует больше доброты, тепла от своих родных, тогда он и получает больше ласки в детстве. А это важно для физического и психического развития.
5. Творчество важно для развития здоровой личности. Когда малыш поет, играет на музыкальных инструментах, рисует и т. д. – он учится правильно понимать, выражать свои чувства.
Удачи Вам, уважаемые родители, наших будущих воспитанников! В воспитании и развитие малышей! Следует помнить, лишь о том, что режим дня – великая вещь. Это залог успеха в будущем, гарантия равновесия между деятельностью и отдыхом.
Источник
15.04.2015
За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.
Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.
Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет
1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов
В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик» (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.
Лексические темы
С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок. Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.
Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:
1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей «а-а», «побибикай машинкой — «би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).
Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Логоритмика — танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает — мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – «принеси куклу, дай мячик»).
Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет
Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.
1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет
1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет
1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения для детей в быту
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.
Источник