Как обследовать речь ребенка в 4 года

Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).

Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.

Логопедическая диагностика дошкольников

Логопедическая диагностика состоит из следующего:

  • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
  • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
  • Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
  • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.

Логопедическая диагностика младшего дошкольника

Методика обследования речи Акименко

В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.

Исследование состояния фонематического восприятия

Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.

Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова

Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.

Занятия ребенка с логопедом

Исследование произношения и воспроизведения речи

В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

  • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
  • состояние звукопроизношения;
  • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.

В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.

Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи

На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:

  1. Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
  2. Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
  3. Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
  4. Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).

В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.

Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).

Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).

Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.

Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников

В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.

Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.

Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи

Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.

Проверка неречевых психических функций

К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:

  • состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
  • состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
  • полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).

Анкета сбора данных анамнеза

В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:

  • характер протекания беременности;
  • наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
  • травмы во время родов;
  • травмы в течение 3-х лет жизни;
  • основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).

Логопедическое обследование неречевого ребенка

Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».

Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.

Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»

Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.

Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.

Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).

Изучение невербальных компонентов коммуникации

В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.

Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.

Невербальные компоненты коммуникации

Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).

Источник

Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 4–5 лет

Читайте также:  Глисты ребенку 4 года

Задание на понимание ребёнком обращённой к нему речи.

1. Назови картинку. Выясняется понимание функционального

назначения предметов, изображённых на картинках.

Оборудование: картинки (шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт,

ножницы).

«Что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять?

Если ручки замёрзнут, что наденешь на них?

Что нужно взрослому, чтобы пришить пуговицу?

Что нужно человеку, чтобы лучше видеть?

Чем будешь резать бумагу?

Что возьмёшь на улицу, если пойдёт дождь?»

2. Покажи картинку. Выясняется понимание ребёнком ед. и мн. числа

имени сущ.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

3. Покажи картинку. Выясняется понимание ребёнком уменьшительно-

ласкательной формы существительных.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.

Отмечается: понимание обращённой речи — в полном объёме, на

бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.

Задания на проверку сформированности фонематического слуха.

1. Покажи картинку. Выясняется умение ребёнка дифференцировать слова,

близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки (коза – коса, уточка – удочка и т. д.).

2. Будь внимательным. Проверяется умение выделять определённый

гласный из звукового ряда.

Оборудование: экран.

Ребёнку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук а (у, и).

Взрослый за экраном произносит ряд звуков,например: а, м, у, с, а, п, и, а, у, о, ы, у и т. д.

3. Игра «Эхо». Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение

воспроизвести слоговые ряды в заданной

последовательности.

Взрослый произносит слоговые ряды и просит их повторить:

па-ба ___ та-да___ ка-га ___

Отмечается: фонематический слух – сформирован, недостаточен,

не сформирован.

Задания на выявление уровня развития словарного запаса.

1.Обобщение предметов по темам:

Игрушки

Посуда

Одежда

Обувь

2. Скажи наоборот. Выявляется умение употреблять слова, обозначающие

признаки предметов.

Взрослый предлагает закончить фразу:

«Слон большой, а комар …. (маленький).

У девочки волосы длинные, а у мальчика …. (короткие).

Дерево высокое, а куст …. (низкий).

Лев смелый, а заяц … (трусливый).

Дедушка старый, а внук …. (молодой).

Отмечается: словарный запас – достаточный, соответствует возрастной

норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.

Задание на проверку уровня развития слоговой структуры речи.

Повтори. Проверяется умение повторить слова, сохраняя правильность

слоговой структуры.

Стук ___ Фантик ___ Помидоры___

Посуда ___ Капуста___ Тропинка___

Кастрюля ___ Черепаха ___

Корабль ___ Тюльпан ___

Отмечается:

— Слоговая структура не нарушена.

— Негрубые дефекты слоговой структуры.

— Нарушение слоговой структуры слов:

* парафазии (замены звуков, слогов);

* элизии (пропуски звуков, слогов);

* итерации (добавление);

* персеверации (циклическое повторение);

* перестановки звуков, слогов;

* антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

Задание на обследование уровня развития активной речи.

Перескажи. Проверяется уровень развития связной речи.

Взрослый предлагает послушать рассказ и пересказать его: «У дома была лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые».

Отмечается: соответствует возрастной норме, в стадии формирования,

требует развития, не сформирована.

Задания на проверку состояния сформированности грамматического строя речи.

1. Проверяется умение употреблять имена сущ. в Им. п. мн. числа.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Предлагают рассмотреть и назвать картинки.

Охотник ___ Гнездо ___ Колесо ___

2. Скажи со словом много. Проверяется умение употреблять имена сущ. во

мн. числе в Р. п.

Дом ___ Книга ___

3. Подбери слово. Проверяется умение правильно согласовывать существительные с прилагательными, учитывая род.

Кошка пушистая и котёнок у неё (какой). ….;

лиса рыжая и лисёнок у неё (какой) …. ;

зайчиха серая и зайчонок у неё (какой) …;

собака чёрная и щенок у неё (какой) … .

4. Назови ласково. Проверяется сформированность умения образовывать

имена сущ. с уменьшительно-ласкательным

суффиксом.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького

предметов.

«Назови предметы ласково».

Стул –

Стакан –

Замок –

Цветок –

Подушка –

Шапка –

Отмечается: грамматический строй – сформирован; сформирован

недостаточно; не сформирован.

Логопедическое заключение.

Источник

           Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

  • понимание речи;
  • сформированность фонематического слуха;
  • предметный и глагольный словарь;
  • слоговая структура слов;
  • уровень развития активной речи;
  • состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

СЕРИЯ  1

Задания направлены на понимание ребенком обращен­ной к нему речи.

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки – машинка, матрешка, миш­ка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе рас­кладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Пока­жи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с нит­кой, зонт, ножницы.

      Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных карти­нок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ори­ентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы луч­ше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за

Оборудование: машинка,  коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол­нить следующие действия:   «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под ко­робку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существи­тельного.

Оборудование: картинки с изображением одного и не­скольких предметов.

    Методика обследования: перед ребенком попарно рас­кладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»

Читайте также:  Если ребенок много пьет воды в 4 года

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

Формирование связной речи у ребенка и тесно связан­ное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В ус­воение звуковой стороны языка входят два взаимосвязан­ных процесса: развитие восприятия звуков (фонематиче­ский слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматривают­ся состояние фонематического слуха, готовность артику­ляционного аппарата к произнесению звуков и произно­шение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформирован­ности фонематического слуха.

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слу­ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

    Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инст­рукцией и возможность произнести звукоподражание.

  1. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

   Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и миш­ка, сабля и цапля, уши и усы)»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уров­ня развития предметного и глагольного словаря.

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние пред­метного словаря по темам: «Игрушки»,  «Одежда»,  «Наше тело»

Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.

      Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, сло­гом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, зна­комых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, мо­ет, танцует, катается, кормит, прыгает.

     Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки с изображением различных действий и от­ветить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает де­вочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, сло­гом, звукоподражанием, словом.

  1. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем – большой. По­сле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка про­износить слова различной слоговой структуры. Слова да­ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с от­крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени­ем согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапо­ги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, ба­тон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.

     Методика обследования: взрослый показывает картин­ку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять сло­ва различной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития ак­тивной речи.

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ.  Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки – зайка, мишка.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показы­вает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бега­ет; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демон­стрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косола­пый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.

Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением дей­ствий,   часто   встречающихся   в   жизни   детей:   мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цве­ты, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девоч­ка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыга­ет со скакалкой.

     Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Ес­ли ребенок не справляется с заданием, то задаются во­просы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос сло­вом, фразой, грамматически правильно строить предложе­ния, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состоя­ния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

И н н е р в а ц и я    м и м и ч е с к о й    м у с к у л а т у р ы:

движение оскаливания (улыбнись Петрушке);

надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);

наморщивание (удивись, увидев Петрушку);

нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обяза­тельно в игровой форме.

С т р о е н и е    а р т и к у л я ц и о н н о г о    а п п а р а т а:

губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, от­крытый боковой);

язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Д в и ж е н и я    а р т и к у л я ц и о н н о г о    а п п а р а т а:

Читайте также:  Что делать если ребенок 4 года игнорирует

уточнение возможности движений губами:

  • раздвинуть углы губ («улыбка» – улыбнись Петрушке);
  • выдвинуть губы вперед («трубочка» – вытяни губки и поцелуй киску);
  • округлить губки («баранка»);

уточнение возможности движений языком:

  • высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язы­чок);
  • высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
  • пощелкай язычком (лошадка поскакала);
  • «часики»;

упражнение для выявления подвижности мягкого неба:

произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится тре­буемое движение по словесной инструкции или по пока­зу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладко­му шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верх­ней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ре­бенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизволь­ных движений, насильственных движений, саливация. Су­щественное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключе­ния, застревания на одном движении. С этой целью мож­но использовать следующие упражнения:

«улыбка» – «трубочка» (улыбнись Петрушке – поце­луй его);

«трубочка» – «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыб­нись ему);

высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок – по­тяни его к носику);

высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику – по­кажи его Петрушке).

Выясняется возможность удержания определенной позы:

«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотогра­фировать);

«покажи язычок киске».

При обследовании артикуляционного аппарата обраща­ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс­ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.

При обследовании произношения отдельных звуков де­тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные:  м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: сь, зь, ль.

Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как пла­чет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)»  и т. д.

Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания го­лоса.

В случае затруднений прибегают к отраженному про­изнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, ана­лизируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесе­ния звуков. Методика предъявления изолированных зву­ков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.

Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.

                                      СХЕМА ПРОТОКОЛА

   ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

СЕРИЯ  1

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ

Покажи, где зайчик _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми матрешку ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми машинку _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ

Покажи,  что ты наденешь  на голову,  когда пойдешь гулять __________________________

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?     ______________________________________

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________

Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________

Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ

Спрячь машинку в коробку______________________________________________________

Поставь машинку на коробку______________________________________________________

Спрячь машинку под коробку____________________________________________________

Поставь машинку за коробку _____________________________________________________

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ

Покажи, где шар и шары ________________________________________________________

Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________

Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________

Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________

Покажи, где стул и стулья________________________________________________________

СЕРИЯ 2

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ

Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________

Скажи, как мычит корова _______________________________________________________

Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________

Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________

  1. ДАЙ КАРТИНКУ

Покажи, где коса и коза __________________________________________________________

Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________

Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________

Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________

Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________

СЕРИЯ 3

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ

Игрушки _____________________________________________________________________

Предметы_____________________________________________________________________

Части тела______________________________________________________________________

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ

Что делает мальчик? ____________________________________________________________

Что делает девочка? ____________________________________________________________

Что делает мама? _______________________________________________________________

Что делают дети?_______________________________________________________________

  1. СКАЖИ КАКОЙ

Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________

Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________

СЕРИЯ 4

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ

Пила, рыба, часы_______________________________________________________________

Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________

Мяч, лук, нож _________________________________________________________________

Диван, лимон, батон ____________________________________________________________

Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________

СЕРИЯ 5

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ

Назови, что делает зайка ________________________________________________________

Назови, что делает мишка _______________________________________________________

  1. РАССКАЖИ СТИШОК

«Зайка» ______________________________________________________________________

«Мишка косолапый» ___________________________________________________________

  1. РАССКАЖИ

Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________

Девочка рисует________________________________________________________________

Девочка поливает цветы _________________________________________________________

Мама купает малыша ___________________________________________________________

Мальчик кормит голубей ________________________________________________________

Девочка танцует________________________________________________________________

Мальчик катается на коньках ______________________________________________________

СЕРИЯ 6

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания __________________________________________________________

надувание щек _________________________________________________________________

наморщивание_________________________________________________________________

нахмуривание _________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы _________________________________________________________________________

зубы _________________________________________________________________________

прикус _______________________________________________________________________

язык _________________________________________________________________________

уздечка _______________________________________________________________________

твердое и мягкое небо_____________________________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________

выдвинуть губы вперед _________________________________________________________

округлить губы________________________________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________

высунуть язык на верхнюю губу __________________________________________________

пощелкать язычком_____________________________________________________________

«часики» ______________________________________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте________________________________________

«улыбка» – «трубочка» _________________________________________________________

«трубочка» – «улыбка» _________________________________________________________

высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу______________

высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу _____________

«улыбка» _____________________________________________________________________

«показать язычок киске» ________________________________________________________

Гласные: а, и, у, о ______________________________________________________________

Согласные: м, п, б, то, д, н, в, ф, к, г, х _____________________________________________

Йотированные: я, ю, е, ё _________________________________________________________

Мягкие согласные: сь, зь, ль ______________________________________________________

Как гудит поезд? _______________________________________________________________

Как плачет маленькая девочка? ____________________________________________________

Как кричит лошадка? ___________________________________________________________

Заключение: ___________________________________________________________________

Рекомендации:       

Источник