Как обследовать ребенка 2 года

Как обследовать ребенка 2 года thumbnail

Содержание статьи

  • Каких специалистов нужно пройти в 2 года
  • Анализы при плановом осмотре в 2 года

За здоровьем ребенка важно следить с самого рождения. Это позволит предотвратить множество серьезных проблем со здоровьем и выявить возможные отклонения в развитии на раннем этапе, когда все можно скорректировать. Сегодня нашей стране практикуется система профилактических осмотров детей с первых лет жизни. За здоровьем малыша следит не только педиатр, но и врачи других специальностей, что позволяет разработать для каждого ребенка индивидуальную программу профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Когда малыш достигает двухлетия, ему предстоит плановый осмотр ребенка в 2 года, включающий целый ряд мероприятий.  Источник:
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Каких специалистов нужно пройти в 2 года

В этот период крайне важно следить за здоровьем, укреплять иммунитет, выявлять возможные проблемы в самом начале и лечить их. Профилактический осмотр в два года подразумевает не только ставший привычным визит к педиатру, но и ряд лабораторных исследований (анализов) и осмотры специалистов. Особенно это важно, если родители планируют посещение детского сада.

Педиатр. Это врач, который оценивает физическое развитие ребенка – измеряет рост и вес, прибавки за контрольный период. Он дает направления на анализы, к специалистам, при необходимости назначает дополнительные обследования (ЭКГ, УЗИ, рентген и т. д.). Анализирует после завершения консультаций и получения результатов анализов все данные, дает рекомендации по питанию, уходу за малышом, развитию и профилактике болезней.

Детский невролог. Нервная система малышей еще очень уязвима, серьезные стрессы могут повлиять на нее крайне негативно. Поэтому важно следить за нервно-психическим развитием малыша, тонусом мышц, становлением речи, координацией движений и множеством других неврологических функций. При необходимости врач порекомендует лекарства, массажи или комплексы ЛФК, развивающие игры.

Хирург-ортопед. Скелет ребенка и его мышечная система развивается очень быстро. Важно не припустить какие-либо отклонения – деформации позвоночника, нарушения осанки, следить за правильным формированием свода стопы, оценивать развитие суставов. Важно вовремя исключать развитие аномалий половых органов (особенно у мальчиков), развитие грыжи, проводить профилактику травм. Врач оценит состояние скелета и мягких тканей, развитие органов и даст рекомендации по уровню физической нагрузки, подбору обуви, профилактике сколиоза.

Офтальмолог. Глазной анализатор ребенка активно развивается, нагрузка на зрение высока. Поэтому важно регулярно проверять у офтальмолога не только остроту зрения, но и состояние хрусталика, роговицы, стекловидного тела и глазного дна. Особенно это важно тем детям, чьи родители носят очки или имеют различные заболевания глаз.

Стоматолог. Врач проведет осмотр полости рта и профессиональную гигиену, даст рекомендации по чистке, уходу за молочными зубами. Если есть нарушения сроков прорезывания, кариозные поражения, он назначит курс лечения. Кроме того, при необходимости стоматолог порекомендует курсы укрепления эмали и коррекцию питания для того, чтобы зубки ребенка получали все необходимые минералы.

Анализы при плановом осмотре в 2 года

Если у малыша нет никаких проблем со здоровьем, он полноценно растет и развивается, родители не предъявляют жалоб на самочувствие малыша, педиатр назначает стандартные анализы, которые позволяют оценить метаболизм и работу системы кроветворения, общее состояние организма. К ним относятся:

  • Общий анализ крови. Врач оценивает уровень гемоглобина и количество красных клеток, уровень лейкоцитов и тромбоцитов.
  • Общий анализ мочи. Педиатр оценивает физические показатели (цвет, плотность, рН) и отсутствие осадка солей, лейкоцитов, эпителия.
  • Кал на яйца паразитов и соскоб на энтеробиоз. Помогает исключить наличие паразитарных болезней.

При необходимости могут быть назначены дополнительные анализы и исследования – биохимический анализ, кровь на сахар, УЗИ брюшной полости, ЭКГ.

Источник:

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).

Записаться на прием

Принимаю

Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения работоспособности сервиса, улучшения навигации и повышения удобства работы с сайтом. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не согласны с этим, то можете поменять соответствующим образом настройки вашего браузера или отказаться от использования данного сайта.

Источник

Татьяна Соколова
Психолого-педагогическая диагностика детей 2–3 лет

I. Исследования движений и действий. Моторика.

1.1 Состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей ребенка (Статические и изолированные движения. Упражнения на координацию движений):

– синхронно и точно выполняет движения, темп выполнения движений нормальный – 3 б;

– отмечаются незначительные нарушения координации, замедленный или ускоренный темп – 2, 5б;

– отмечаются наличие нарушений – трудности нахождения отдельных поз, переключения с одного движения на другое, персеверации, повышенный тонус – 1,5б;

– действует неадекватно или испытывает серьезные трудности нахождения отдельных поз, движения не координированы –1б.

1.2 Подвижность рук и моторика пальцев («Лови шарик», «Собери изюм в мисочку»):

– манипулятивная функция развита достаточно, использует захват двумя пальцами – большим и указательным, движения рук согласованные владеет предметными действиями, темп нормальный или замедленный – 3б;

– манипулятивная функция несколько ограничена, ребенок использует захват двумя пальцами, но часто работает одной рукой, отмечается не достаточная дифференцированность и координации движений пальцев рук, поэтому ребенок не может самостоятельно зашнуровать ботинки, завязать бантик, темп нормальный или замедленный – 2,5б;

– манипулятивная функция ограничена, ребенок использует ладонный захват, или использует захват верхней или нижней третью пальцев рук, от- сутствует согласованность действий обеих рук, характерны трудности в нахождении поз, наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушения дифференцированности, точности движений координации, тремор, не владеет предметными действиями – 1,5б;

– манипулятивная функция резко ограничена – наблюдаются трудности при манипуляциях с предметами при наличии хватания ребенок, самостоятельно не расстегивает и не застегивает пуговицы на одежде – 1б.

Читайте также:  Бесцветная сыпь по телу у ребенка 2 года

II. Восприятие.

2.1 Практическая ориентировка на величины, наличие соотносящих действий («Спрячь шарик», «Разбери и сложи матрешку», «Разбери и сложи пирамидки»):

– зрительное соотнесение использует соотносящие действия – 3б;

– примеривание или целенаправленные пробы, но трудности при выполнении соотносящих действий эффективно использование указательного жеста или речевой инструкции – 2,5б;

– выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого, нет соотносящих действий –1,5б;

– не сформировано восприятие величины или действует неадекватно – 1б.

2.2 Зрительное восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции («Найди парные картинки»):

– зрительное восприятие предметных картинок сформировано – уверенно сличает парные картинки – 3б;

– зрительное восприятие предметных картинок несколько снижено допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно – 2,5б;

– зрительное восприятие предметных картинок резко страдает – не сличает парные картинки даже после обучения – 1,5б;

– зрительное восприятие предметных картинок не сформировано – действует неадекватно, не фиксирует взгляд на картинке –1б.

2.3 Целостное восприятие предмета («Сложи разрезные картинки»):

– целостное восприятие предмета сформировано – действует самостоятельно методом целенаправленных проб, либо практическим примериванием – 3б;

– целостное восприятие предмета несколько снижено – с заданием справляется самостоятельно после обучения – 2,5б;

– целостное восприятие предмета резко страдает – с заданием не справляется и помощь не эффективна – 1,5б;

– целостное восприятие предмета не сформировано – действия беспорядочные, не адекватные – 1б.

III. Пространственные представления.

3.1 Части тела и лица (Беседа):

– различает и называет части тела, дифференцирует их местоположение, но может ошибаться – 3б;

– показывает по просьбе взрослого части тела и лица (голова, лицо, руки, ноги, спина) – 2,5б;

– показывает части тела и лица по подражанию – 1,5б;

– не ориентируется в частях собственного тела, помощь не принимает –1б.

3.2 Ориентировка в помещении (Беседа, наблюдение):

– самостоятельно ориентируется в пространстве группы, понимает вопросы, может показать, где что находится в группе –3б;

– слабо ориентируется в пространстве группы, но после дополнительных уточняющих вопросов выполняет поручение – 2,5б;

– ориентируется в пространстве группы с помощью взрослого–1,5б;

– не ориентируется в помещении группы и на участке детского сада, помощь не принимает, либо ребенок самостоятельно не передвигается – 1б.

IV. Мышление.

4.1 Наглядно-действенное мышление («Достань тележку»):

– самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки, имеется почти постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий и «оречевить» её – 3б;

– анализирует условия, поиск орудия и способа его применения происходит на уровне проб, после двух – трех попыток достигает результат – 2,5б;

– отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения общепринятого орудия, не отбрасывает ошибочные варианты и не фиксирует верные, после некоторых неудачных попыток отказывается от выполнения задания – 1,5б;

– в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно – 1б.

4.2 Умение анализировать образец, действовать по подражанию, показу («Построй из палочек»):

– действует целенаправленно, работает по показу или образцу, заинтересован в конечном результате – 3б;

– целенаправленность резко снижается из–за неустойчивости внимания, пресышения деятельностью, выполняет задание только после подражания действиям взрослого – 2б;

– не целенаправленная деятельность, после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается – 1,5б;

– действует неадекватно, бесцельно, хаотично, не доступны даже совместные действия – 1б.

4.3 Элементарные математические представления (Беседа)

– различает количество предметов один и много, большой и маленький, кирпичик, куб, шар –3б;

– принимает и выполняет задание по показу, либо по подражанию, но затрудняется различать предметы по величине, форме по слову –2б;

– не различает много и один, предметы по форме и величине, не понимает и не выполняет задание, действует неадекватно – 1б.

V. Запоминание.

Особенности мнемических процессов («Послушай и выполни»):

– действует в соответствии с инструкцией, запоминает и выполняет 3 – 4 действия – 3б;

– инструкцию понимает, запоминает и выполняет 2 – 3 действия – 2,5б;

– запоминает и выполняет одно действие после неоднократного повторения – 1,5б;

– задание не принимает и не выполняет – 1б.

VI. Общий запас знаний и представлений.

Точность осознанность представлений «Беседа»

– представления об окружающем конкретны, развёрнуты, отвечает на все вопросы – 3б;

– представления об окружающем конкретны, осознанны, но знаний недостаточно, в ответах на вопросы допускает грамматические ошибки – 2,5б;

– представления об окружающем неполноценны, ограничены, знания бессистемны, фраза односложная, аграмматичная – 1,5б;

– представления об окружающем резко ограничены, или отсутствуют, не дифференцирует имя и фамилию или только откликается на свое имя, узнает себя и родителей на фотографии, либо на вопросы не отвечает и отказывается сотрудничать со взрослым – 1б.

VII. Игровая деятельность.

Уровень развития игры (Наблюдение):

– оптимальный уровень (высокий) – выполняет 2–3 предметно-игровых действия, игровые действия носят отобразительный, сюжетный характер,

начинает играть вдвоём со сверстником; использует заместители; игровые действия сопровождает речью – 3б;

– достаточный уровень (средний)– проявляет интерес к играм сверстников, но неустойчивый предпочитает играть в одиночестве или рядом, игровые действия носят отобразительный характер, заместители почти не использует, игру речью не сопровождает, игра не продолжительна – 2б;

– допустимый уровень (ниже среднего) – интерес к игрушкам поверхностный, игровые действия процессуального характера, действиям других детей не подражает, интерес к игрушкам кратковременный – 1,5б;

Читайте также:  Средство от заложенности носа ребенку 2 года

– критический уровень (низкий) значительное отставание от возрастных нормативов – ребенок самостоятельно не играет, использует игрушки не по назначению (грызёт, стучит, бросает, ломает) – 1б.

VIII. Продуктивные виды деятельности.

Предпосылки к предметному рисунку, согласованность действий обеих рук («Нарисуй», (дорожку, домик, наблюдение):

– предпосылки к предметному рисунку ярко выражены – уверенно держит карандаш, чертит линии, узнает, и называет, что нарисовал, четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук – 3б;

– предпосылки к предметному рисунку на достаточном уровне – пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными, прерывистыми линиями без определенного направления, понимает конечный результат своих действий, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук – 2,5б;

– предпосылки к предметному рисунку на допустимом уровне – есть стремление что-то изобразить (черкание, к конечному изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук –1,6б;

– предпосылки к предметному рисунку не сформированы, не использует карандаш для черкания по бумаге, либо действует неадекватно – 1б.

IX. Состояние речевой деятельности (Беседа, наблюдение, логопедическая диагностика):

9.1 Понимание речи

– понимание речи в полном объеме, принимает активное участие в речевом диалоге 3б;

– понимание речи ситуативное, на бытовом уровне – 2б;

– понимание речи недостаточно (импрессивный аграмматизм) плохое понимание жеста, употребление примитивных стандартных жестов – 1,5б;

– не понимает обращенную речь, не может осуществлять функцию общения, не компенсируется мимико–жестикуляторными средствами –1б.

9.2 Состояние речевого аппарата

– анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений – 3б;

– незначительные нарушения – 2б;

– значительные нарушения строения артикуляционного аппарата –1б.

9.3 Наличие фразовой речи и ее характеристика

– собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих – 3б;

– собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих – 2б;

– собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов – 1,5б;

– собственная речь отсутствует, либо нет даже отраженной речи – 1б;

9.4 Сформированность грамматического строя речи

– отвечает на вопросы фразой, грамматически правильно строит предложения, употребляет простые предлоги –3б;

– отвечает на вопросы словом – 2,5;

– высказывания на уровне звукоподражания, либо лепета –1б.

9.5 Сформированность фонетической стороны речи

– звукопроизношение соответствует возрасту –3б;

– отмечаются незначительные дефекты произношения – 2,5б;

– не сформирована фонетико-фонематическая сторона речи (звуки отсутствуют или замены и смешение звуков) – 1б.

Вывод: (среднее значение данного блока в баллах):

– развитие речи в пределах возрастной нормы

– незначительное отставание в развитии речи

– значительное или выраженное отставание в развитии речи.

Анализ данных, полученных в результате диагностики детей группы, позволит определить фактический уровень развития каждого ребенка, своевременно отследить отклонения в развитии или поведении малыша и общими усилиями с родителями скорректировать коррекционно-развивающие воздействия, опираясь на зону ближайшего развития, не забегая вперед (что может вызвать у детей перенапряжение, потерю интереса к какой-либо деятельности, и не пропуская ни одну ступень в развитии.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждённых в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или психолого-педагогическим консилиумом учреждения, содержание коррекционно-развивающей программы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически– ориентированных навыков

Источник

Следить за здоровьем детей надо как минимум до достижения ими 18 лет. Именно до этого возраста в родительские обязанности входит и пункт прохождения регулярных диспансеризаций. На практике же это выглядит несколько иначе.

Обычно активно здоровьем малышей занимаются мамы младенцев, как только крохи подрастают и перестают постоянно болеть ОРВИ, на этом контроль ослабляется. А на самом деле в национальной стратегии сохранения здоровья для детей предусмотрен ряд диспансеризаций, которые следует проходить, чтобы не пропустить какие-то сбои в здоровье.

Неонатальное обследование

Еще в роддоме ребенок, находясь под контролем врачей, проходит сразу несколько обследований. Так, его регулярно осматривает педиатр на предмет состояния здоровья и основных параметров. Кроме того, еще в рамках медучреждения у крохи берут материал на неонатальный скрининг по таким опасным патологиям, как гипотиреоз, фенилкетонурия, муковисцидоз, адреногенитальный синдром, галактоземия, аудиологический скрининг. Эта мера позволяет выявить тяжелые заболевания на ранних этапах и вовремя принять меры по их лечению.

В течение первого года жизни

До года кроха регулярно проходит врачей. Предполагается сразу несколько обследований и осмотров в первые 12 месяцев. Итак, в 1 месяц малыш первый раз посещает с мамой поликлинику (до этого его осматривают каждую неделю на дому, что называется патронажем новорожденных). Здесь он должен посетить сразу несколько специалистов — педиатра, невролога, хирурга, офтальмолога. В некоторых случаях предлагается еще пройти стоматолога, даже несмотря на то, что зубов, даже молочных, у малыша еще нет. 

Как обследовать ребенка 2 года

Кроме того, могут быть предложены исследования УЗИ органов брюшной полости, тазобедренных суставов, почек, ЭКГ, аудиологический скрининг. Также в раннем возрасте, пока не закрылся родничок, врачи предлагают провести обследование мозга посредством УЗИ.

В 2 месяца кроха снова приходит к педиатру на осмотр, могут быть назначены анализы крови и мочи для контроля состояния органов.

В 3 месяца снова осмотр у педиатра, вместе с которым состоянием крохи озадачится и ортопед. Кроме того, именно на этот срок обычно приходятся первые прививки, а значит, надо сдавать анализы. Присоединяется к осмотру и невролог.

Дальше ребенок посещает педиатра ежемесячно в специальные дни здорового ребенка, по необходимости получает направление к узким специалистам. Так, например, невролога надо проходить каждые три месяца в течение первого года. Регулярно сдает анализы, когда подходит время плановых прививок. Стоит помнить, что перед каждой вакцинацией малыш должен быть обследован и осмотрен врачом во избежание осложнений на фоне пропущенного заболевания.

Читайте также:  Можно ли ребенку 2 года давать чеснок

В год малыш завершает этот цикл ежемесячных диспансеризацией полным обследованием. Он должен посетить педиатра, невролога, хирурга, ортопеда, ЛОР-врача, офтальмолога. В числе анализов предлагаются стандартные клинические исследования и ЭКГ. Сердце обследуют, чтобы оценить риски отклонений от нормы, а также проследить за закрытием открытого овального окна.

Как обследовать ребенка 2 года

От года до трех

Если здоровье малыша крепкое, он не цепляет ОРВИ без конца, посещать врача придется трижды с года до двух и по разу в году после. Итак, в год и три месяца надо пройти педиатра, то же самое в полтора. Стоит вписать в график и постановку прививок. В два года диспансеризация предполагает осмотр педиатром, стоматологом, в некоторых случаях рекомендуют пройти психиатра. В три года снова полноценный осмотр широким кругом врачей, среди которых педиатр, невролог, детский хирург, стоматолог, офтальмолог. ЛОР. Также добавляются гинеколог для девочек и уролог-андролог для мальчиков. Такие специалисты на столь раннем сроке нужны, чтобы оценить правильность строения органов половой системы, увидеть потенциальные проблемы, которые могут образоваться из-за неправильного ухода.

Также ребенок сдает клинические анализы на общую проверку процессов, которые происходят внутри.

Диспансеризация с 4 до 5 лет

Здесь режим «лайт». Предполагается, что детей, у которых нет каких-либо жалоб или заболеваний, осматривать должны только педиатры и стоматологи.

Диспансеризация в 6 лет

Тут осмотров будет больше, потому что начинается подготовка к школе. Детям советуют пройти целый список врачей. В их числе педиатры, неврологи, хирурги, стоматологи, ортопеды, офтальмологи, ЛОР-специалисты, психиатр, гинеколог и уролог-андролог. Потребуется пройти и через ряд обследований — клинические анализы крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости, почек, ЭКГ, ЭХОКг.

Как обследовать ребенка 2 года

Диспансеризация в 7 лет

Прохождение медосмотра в возрасте 7 лет практически схоже с тем, что было в 6. Правда, можно не проводить обследований УЗИ и ЭХО, ограничившись одними анализами крови и мочи.

Диспансеризация в 8-9 лет

Обследование здоровья детей в эти возрастные периоды подразумевает посещение раз в год педиатра и стоматолога.

Диспансеризация в 10 лет

В первую десятилетку для детей предусмотрено глобальное обследование, которое, кстати, нередко организуется группами в школе. Для детей выделяют отдельное время и дают направление в поликлинику, к которой прикреплена школа.

В рамках такого обследования дети проходят педиатра, невролога, стоматолога, эндокринолога, ортопеда, офтальмолога, эндокринолога и ЛОРа. Сдают анализы.

До следующего этапа советуют ходить раз в год к педиатру на осмотры.

Как обследовать ребенка 2 года

Диспансеризация в 13 лет

Еще одна рубежная дата для детей, которые переходят в статус «подростков». Здесь предусмотрено посещение педиатра, стоматолога, психиатра, гинеколога и уролога-андролога. Дальше до 15-17 лет дети могут быть свободны.

Диспансеризация в 15-17 лет

Организм в эти годы стремительно меняется, параллельно возрастают нагрузки. Поэтому обследование детей данной возрастной категории будет достаточно масштабным.

Оно включает в себя прохождение таких врачей, как педиатр, хирург, стоматолог, эндокринолог, невролог, ортопед, офтальмолог, ЛОР, психиатр, гинеколог и уролог-андролог. Предлагаются к сдаче и такие анализы, как клинические исследования крови и мочи, УЗИ брюшной полости, почек, ЭКГ. Многие обследования проводятся в рамках подготовки справки для поступления в вуз.

Порядок организации

В разные возрастные периоды «набор» врачей, которые должны осматривать ребенка, разнится. Когда составляется программа, врачи особое внимание уделяют учету статистики характерных патологий для того или иного возраста. Так, например, считается, что большая часть проблем со слухом у детей определяется на первом году жизни. А вот оценивать состояние половой системы раньше, чем ребенку исполнится 3 года, нецелесообразно.

Приведенная стандартная программа диспансеризация по мере необходимости может быть расширена и дополнена — так происходит в тех случаях, когда у ребенка обнаруживаются какие-то отклонения от нормы. Важно понимать необходимость своевременных диспансеризаций. Ведь организм ребенка гибче взрослого, поэтому многие начинающиеся патологии можно быстро вылечить, не допустив их хронизации. Во взрослом же возрасте справиться с последствиями заболеваний из детства обычно сложно, а то и невозможно.

График прививок

Не стоит забывать и про прививки, которые входят в национальный календарь. Они также позволяют сохранять здоровье детей и защищать их от опаснейших инфекций с непредсказуемым результатом.

Возраст

Прививка и ревакцинация

В первые сутки после рождения

Первая прививка от гепатита B

3-7 суток со дня рождения

Вакцинация против туберкулеза

1 месяц

Вторая вакцина от гепатита B

2 месяца

Третья вакцина от гепатита B для детей из групп риска, а также первая вакцина от пневмококковой инфекции

3 месяца

Первая прививка АКДС – от дифтерии, коклюша, столбняка;

Первая вакцинация против полиомиелита;

Для групп риска первая вакцинации от гемофилии

4,5 месяца

Вторая вакцинация АКДC;

Для групп риска вторая вакцинация от гемофилии;

Вторая вакцинация от полиомиелита;

Вторая вакцина от пневмококка

6 месяцев

Третья вакцинация АКДС;

Третья вакцинация от гепатита B;

Третья вакцина от полиомиелита;

Для групп риска третья вакцина от гемофилии

1 год

Вакцинация против кори, краснухи, паротита (свинки);

Четвертая вакцинация против гепатита B для групп риска;

Ревакцинация от пневмококка

1 год и 3 месяца

Ревакцинация против пневмококка

1 год и 6 месяцев

Первая ревакцинация от полиомиелита;

Первая ревакцинация АКДС;

Для групп риска ревакцинация от гемофилии

1 год 8 месяцев

Вторая ревакцинация от полиомиелита

6 лет

Ревакцинация против кори, краснухи, паротита

6-7 лет

Вторая ревакцинация против дифтерии и столбняка;

Ревакцинация против туберкулеза

14 лет

Третья ревакцинация от дифтерии и столбняка;

Третья ревакцинация против полиомиелита

18 лет

Каждые 10 лет ревакцинация от дифтерии, столбняка

График прививок может корректироваться по фактическому здоровью детей. Например, если они прибаливают на момент плановой постановки прививки, ее можно перенести. Но затягивать тоже не стоит. Ведь несвоевременные прививки снижают иммунитет.

Источник