Как общение влияет на развитие личности ребенка

Влияние общения на формирование личности  ребенка

Общение-основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности ,  один из главных видом деятельности человека, устремлённой на познание и оценку  самого себя через взаимодействие с другими людьми. С  первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

              Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки, вы—вы первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа-ваш дом-окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на то, чему меня учили дома, чему учила меня моя мать, что показал отец. Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает этот фон , который ведет к развитию речи ,умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычислению смысла слов.

           Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий         успех в межличностном общении.                                                                                                                                                                В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.                Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее:

— Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребёнок  будет говорить так, как его домашние. Вам  например, приходилось слышать: да он разговаривает точь-в-точь как его отец! .  Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

— Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия,  безопасности в любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

— Вам принадлежит исключительно активная роль в общении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

— Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удаленных от него.

— Следует уделять больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие, приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладывается основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем- и на работе.

— По возможности нужно присоединиться к ребёнку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

— У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребёнка реальные цели.

— Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и в разнообразии впечатлений, но не  терзайтесь , если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.

                                                                                               Лозница.Т.В. 2019 год

Источник

Тема № 5. Влияние общения на психическое развитие ребенка

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Важность общения для развития ребенка. 4

Глава 2. Пути влияния общения на психическое развитие детей. 8

Заключение. 10

Список литературы.. 11

Введение

Общение представляет собой взаимодействие двух и более людей. Оно, как правило, ориентировано на объединение совместных усилий с целью установления и улучшения отношений и достижения необходимого общего результата.

Значение категории общения определяется тем, что оно помогает выявить общественную суть человека и его личности, а также понять развитие психики ребенка как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно–исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослым, живым носителем этого опыта.

Следовательно, целью данной работ является изучение важности общения в контексте психического развития ребенка.

Задачами являются:

1.  Изучение имеющей информации по данной теме

2.  Выявление неких особенностей, характеризующий важность общения для ребенка.

Глава 1. Важность общения для развития ребенка

Личность людей формируется лишь в случае их взаимоотношения с окружающими, и только в подобных связях развивается. Судя по всему, имеется определенная истина в тезисе — что формирование внутреннего мира индивида тесно взаимосвязано с его общением. Все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, то есть такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И только со временем данные функции становятся внутренними, изменяются из «интерпсихических» в «интрапсихические»[1]. Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию советскими психологами оригинальной концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно–исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Опыт подобного рода представлен в продуктах материальной и духовной культуры человечества, однако спрятан таким образом, что изначально увидеть его нельзя. Только представители следующего поколения могут извлечь данный опыт посредством тесного общения с хранителями знаний. Взаимодействие со старшими для маленького ребенка является единственно вероятной возможностью постичь и понять важные общекультурные ценности. Именно поэтому общение является важнейшим фактором общего психического развития детей. Следует добавить, что в данном случае общение представляет собой решающую роль не только в формировании содержания детского сознания, но и устанавливает и формирует базис психических основ человека.

Читайте также:  Роль педагога дошкольного учреждения в развитии ребенка

Тремя группами фактором объясняется важнейшая роль общения для правильного психического развития малыша:

1) исследование феномена «детей–маугли»;

2) изучение природы и факторов «госпитализма»;

3) явное выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

«Дети–маугли» периодически обнаруживаются в среде животных, преимущественно волков, и каждый раз подобный случай притягивает к себе внимание ученых и исследователей психики человека. Результаты проведенных обследований показывают сильный разрыв в психическом развитии обычного ребенка и ребенка, выросшего в среде животных. На сегодняшний момент нет сомнений, что окружающие существенно влияют на путь и качество развития малыша. Без поддержки взрослых ребенок не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, судя по всему, и вовсе ее теряет.

Явление госпитализма было обнаружено при первых попытках исправить воспитание детей, оставшихся без родителей. В начале прошлого века образовались государственные и частные дома для детей (приюты), которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» – так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Те же дети, что продолжали жить, существенно отставали в своем развитии, как физическом, так и психическом. К трехлетнему возрасту они не владели базовыми навыками самообслуживания, были неопрятны, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, в другом случае, суетливость и агрессивность. Данный феномен и был назван госпитализмом. Грубые его формы привлекали внимание общественности также в период второй мировой войны, когда в европейских странах многократно увеличилось количество сирот.

Тем не менее, для малыша нет ничего смертельно опасного в разлуке с матерью. Разумеется, если мать жива и может воспитывать ребенка, естественно, проще и лучше всего, когда она сама занимается своими детьми. Ее интерес к ним, ласка, забота имеют, в первую очередь, некую биологическую основу, как у всех видов, детеныши которых рождаются беспомощными. Но природная основа – лишь то, с чего начинается развитие родительской любви у человека. Если у животных инстинкты продолжения рода и заботы о потомстве – темное, слепое чувство, то любовь родителей к своим детям – это светлая, высокая, истинно нравственная эмоция, сочетающаяся с пониманием того, что дети – наследники дела отцов, его вершители и продолжатели. Именно по этой – социальной – причине другой человек, испытывающий подобные эмоции к ребенку, вполне способен заменить ему биологическую мать. В данном случае является важным, чтобы человек четко понимал свою ответственность и осознавал, что и как он должен делать с ребенком. И вот здесь необычайно важна роль науки – нормальной физиологии, педиатрии, педагогики и, конечно, психологии.

Общение со взрослыми оказывает сильное влияние на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного возраста. Нет никаких оснований утверждать, что постепенно, по мере взросления, роль общения для ребенка повышается или понижается. Более правильным было бы отметить, что данное значение становится комплексней и глубже. По мере развития и обогащения душевной стороны ребенка, существенно развиваются и его связи с миром, проявляются новые навыки, интересы, способности.

Базовый и, вполне возможно, наиболее яркий и позитивный элемент общения заключается в том, что оно имеет способность ускорять развитие детей.

Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, что оно позволяет детям преодолеть сложные этапы в жизни. Достаточно известно, что в детских учреждениях закрытого типа у маленьких детей проявляется сильная отсталость в развитии речи. В. В. Ветровой[2] был проведен научно-педагогический эксперимент, касающийся попыток облегчить образование и развитие у детей пассивной и активной речи. Систематическое прослушивание магнитофонной записи речи детьми ускорило их вербальное развитие, однако лишь при учитывании двух факторов: если у ребенка была создана потребность в понимании речи взрослых и если, слушая магнитофон, он одновременно видел взрослого, который вместе с ним воспринимал звуки разговора. Иными словами, лишь при взаимодействии со взрослыми возможно достичь значительных результатов по данной методике.

Влияние общения может также способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. Помимо этого, воздействие общения можно отметить в разного рода сферах психического развития ребенка:

Читайте также:  Периоды развития грудного ребенка

1) в области общения и взаимодействия

2) в области интересов касательно окружающего мира

3) в области эмоциональных переживаний

4) в формировании любви ко взрослым

5) в области овладения речью

6) в области формирования личности и самосознания

Глава 2. Пути влияния общения на психическое развитие детей

Для маленьких детей огромной важностью обладает тот факт, что взрослый – это поразительно богатый источник разного рода воздействий. Младенец, еще не умеющий передвигаться и вынужденный ожидать, когда неподалеку от него что–то случится, . Именно взрослые позволяют малышу тренироваться в восприятии и взаимодействии. Взрослый одновременно адресуется к разным чувствам ребенка – зрению, слуху, обонянию и осязанию; он стремится привлечь внимание младенца, варьируя, видоизменяя свои воздействия с учетом реакций младенца; взрослый сосредоточенно ловит еще такое неустойчивое, слабое внимание детей. Именно так общение с ухаживающим за ним взрослым становится для малыша источником не сравнимых ни с чем других ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений.

Еще один путь воздействия общения на развитие детей – это обогащение опыта ребенка. Взрослый знакомит малышей с книгами, берет их с собой в путешествия, он открывает для них мир музыки. Да и в самом общении взрослый, обращаясь к детям и откликаясь на их призыв, дает детям возможность испытывать сладость утешения, впервые открыть для себя радость взаимопонимания, несравненное удовлетворение от сопереживания, от чувства общности, совпадения своих мнений и оценок со взглядами мудрого и намного более опытного старшего человека.

Далее, в общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть каким–то новым знанием, новым умением. Настаивая на решении задачи, взрослые добиваются того, что ребенок с нею справляется. В качестве примера можно сослаться на овладение речью. Ничто в предметной действительности не заставляет ребенка заговорить. Лишь требования взрослых да реально создаваемая ими необходимость вынуждают ребенка проделать гигантский труд, который для этого требуется. Когда ребенок овладевает словом, перед ним раскрываются поистине необозримые горизонты для развития мышления и самосознания, для овладения самым ценным в копилке человеческого знания.

Важнейший путь влияния общения на психическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контактах со взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Заключение

Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания. Общение – действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.

Список литературы

1.  В. Влияние прослушивания речи взрослых на вербальное развитие детей раннего возраста: Автореф. канд. дис. – М., 1975

2.  С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 3

3.  Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.

4.  И. Формирование личности ребенка в общении. – Питер, 2009. – 96 с.

[1] С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 3, С 14

[2] В. Влияние прослушивания речи взрослых на вербальное развитие детей раннего возраста: Автореф. канд. дис. – М., 1975. – С. 23

Источник

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ «Я» складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением «Я»

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Читайте также:  Развитие сосудов сердца у ребенка

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения «мне»,» ты», по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

Антонина Свинцова
Советы родителям «Общение как фактор развития личности ребенка»

Общение играет огромную роль в формировании психики, в развитии и становлении человека как личности. Сфера общения – мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка и его здоровья. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в отношениях с окружающим миром. Огромное значение в развитии полноценного общения отводится родителям ребенка, которые с момента рождения оказывают влияние на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, мыслительная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведения в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Для того, чтобы общение ребенкасо взрослыми происходило полноценно необходимо соблюдать следующие правила:

Родители должны принять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями;

— Взрослые должны оценивать конкретные действия, а не личность ребенка;

Общение должно строиться на положительном, эмоциональном фоне;

Ребенок должен чувствовать любовь и веру родителей.

К сожалению, рост потока информации, обострение социальных проблем негативно влияют на общение взрослых и детей. Возникает растерянность, нервные срывы, страдает детская психика. Родители должны ориентироваться на длительную работу с ребенком. Взрослый должен овладеть игровыми приемами, методиками проведения различных занятий, словесными, танцевальными упражнениями.

Очень важным в развитии ребенка являются взаимоотношения в семье. Если в семье царит доброжелательность, любовь, забота, взаимопомощь, то ребенок усваивает особенности общения в естественных для себя условиях.

К сожалению, есть семьи, в которых с ребенком разговаривают грубо, его одергивают, высмеивают, общаются очень мало, поэтому в такой семье ребенок начнет хитрить или замкнется, не умея наладить общение с окружающими людьми.

При нарушении семейных отношений страдают дети. У них проявляются личностные отклонения, нарушается личностное общение. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее вызывающей сложности взаимодействия его с окружающим миром. Дети становятся тревожными, малокантактными, испытывают страхи или проявляют агрессивность. Это вызывает отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Эмоциональное благополучие школьника и развитие его личности определяется и его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Дети активно общаются в различных видах деятельности: в игре, учёбе, труде. Дружеские связи между детьми возникают и угасают, дети ссорятся и мирятся, утрачивают авторитет и наоборот. Надо поощрять в общении детей друг с другом возникновении ситуаций, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательности к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради общих целей.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей. Для этого нужна полноценная речь. Развитие речи идет тем успешнее, чем большую активность проявляет сам ребенок под руководством взрослого. Если у ребенка присутствуют речевые нарушения, это будет мешать полноценному общению со взрослыми и сверстниками. Родители должны помнить, что их речь – образец для подражания. Она должна быть четкая, эмоционально окрашенная, нормальная по темпу, плавная и простая по структуре. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно.

Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Источник