Как общаться с трудным ребенком 5 лет

Как общаться с трудным ребенком 5 лет thumbnail

Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять.
В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число
«трудных» обычно попадают дети не «худшие», а
особенно чувствительные и ранимые.
Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и
трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более
устойчивые.

Отсюда следует вывод, что «трудный»
ребенок нуждается только в помощи — и ни в коем случае не в критике
и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его
психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается»,
«просто не желает понять «, а на самом деле причина иная.
И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того,
она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения
детей.

Первая — борьба за внимание. Если
ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо
для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит
способ его получить — непослушание. Взрослые так и сыплют замечания…
Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено.
Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина — борьба за самоутверждение
против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование
«я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства,
особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению
этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются,
в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают,
что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку,
предупреждают ошибки, вообще — воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания
и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения
слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель
сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл
такого поведения для ребенка — отстоять право самому решать свои дела,
и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение
подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это — главное!

Третья причина — желание отомстить.
Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные:
учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны
к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили
в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель
постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое
замечание, несправедливое наказание…

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности
— все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл «плохого»
поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо
— пусть и вам будет тоже плохо!..»

Наконец, четвертая причина — потеря веры
в собственный успех.
Может случиться, что ребенок переживает
свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него
возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться
отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом
случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома
и т.д.

Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой
самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес,
он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего
стараться, все равно ничего не получится». Это — в душе, а внешним
поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть
плохой», «И буду плохой!»

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны
и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность
в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание
успеха. Беда «трудных» детей в том, что они, во-первых,
остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от
попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так «неразумны»? Да потому, что не
знают
, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное
нарушение поведения ребенка — это сигнал
о помощи
. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо!
Помогите мне!»

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины
внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана
и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле,
и с попытками «отплатить» родителям, и с потерей веры в
свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно
просто, хотя способ может показаться весьма странным — нужно
обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас
самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта
реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания
взрослых — это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы
ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками,
то у нас возникает раздражение.

Если подоплека — противостояние воле воспитателя, то у последнего
возникает гнев.

Если скрытая причина — месть, то ответное чувство у нас — обида.

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия
мы оказываемся во власти чувства безнадежности,
а порой и отчаяния.

Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно
подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?

Первый и общий ответ на него такой — постараться
не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас
ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный
круг.Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается,
что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит,
наша задача — перестать реагировать прежними способами и тем самым
разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются
почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, «со
стажем». И все же изменить характер общения можно! Можно остановить
если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания
и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить,
что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему
ребенка: с чем, против чего или от чего он «воевал».
А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления
на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно,
будет разная.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку
ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно
спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого
не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки,
заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете,
какой благодарностью отзовется ребенок.

Что же касается его привычных «выходок», то их лучше всего
оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что
они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному
вниманию, отпадет.

Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется
асоциальный в своем поведении человек.

Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует,
наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как
важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач.
В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от
таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит.
Напротив, очень помогает то, что может быть названо «методом
подстройки» — вы не оспариваете решение, к которому он пришел,
а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше
всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание,
что упрямство и своеволие ребенка — это лишь раздражающая вас
форма мольбы: «Позволь же мне, наконец, жить своим умом».
Помните, что прожить чужую жизнь — задача неблагодарная.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка
причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно
обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация — у отчаявшегося взрослого и разуверившегося
в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя
в этом случае — перестать требовать «полагающегося» поведения.
Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка
ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у
вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это
ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед.
Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может.
При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый
маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных
провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят
вашего ребенка.

Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину
в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит
долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное,
заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать
свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать
их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять
себя. Но это — единственный путь воспитания.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках
улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение!
Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять
их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

Источник: Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Видео — Букварь на YouTube

Какие возможности предоставляет ледяная горка?

Развивающие игры для детских праздников

Как организовать детский праздник

Источник

На чтение 10 мин. Обновлено 04.03.2017

Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.

Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны

Психология ребенка в пятилетнем возрасте

Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.

Общение с родителями -важны фактор психологического развития

Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).

Психологические тесты для 5-ти лет

По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.

Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.

В целом на протяжении этого периода у детей активно развивается познавательная сфера.
Способен ребенок и накапливать знания о тех объектах окружающего мира, которых никогда не видел воочию. Например, об определенных животных, странах, автомобилях и т.д. Эти знания формируют у него конкретное отношение к миру (любовь к домашним питомцам, страх диких животных и т.д.). Этим багажом знаний и впечатлений малыш стремится поделиться со сверстниками.

Возраст почемучек – 5-6 лет

Коммуникабельность детей пяти лет

У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.

Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».

Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.

Общение со сверстниками – важный компонент развития

Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.

Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.

Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.

Родители должны уделять внимание физическому развитию детей

Как наладить доверительные отношения с ребенком

На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.

Любознательность в 5 лет – основа интеллектуального развития

Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.

Сравнение с другими детьми недопустимо

Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.

Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте

Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.

Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.

  • Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
  • Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
  • Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.

Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.

  • В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
  • Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
  • Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.

Развитие способностей и обучение – подготовка к школе

  • Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
  • Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.

Развивающие игры – очень важный момент в развити

И последний пункт выделен отдельно. Это игры

С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.

Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей

Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!

Оставить комментарий

Источник