Как общаться с ребенком аутистом 5 лет

Дата публикации: 26.04.2017
Ведущие специалисты в сфере педиатрии особенно остро относятся к проблеме заболевания под названием «аутизм». В США ранее проводились статистические наблюдения, которые установили, что болезненным состоянием психики страдает каждый 90-й новорожденный малыш. Через сто лет тенденция изменилась в худшую сторону. Оказалось, что недугу подвержен каждый 68-й ребенок. По гендерному признаку заболевание «предпочитает» мальчиков.
Что такое аутизм?
В РФ данного рода исследований и наблюдений не осуществлялось. К большому сожалению, на территории стран постсоветского пространства недуг у детей является широко распространенным. Сегодня квалифицированные психиатры и психологи уделяют проблеме особенное внимание.
Дети с аутизмом имеют совершенно другое восприятие мира. Именно по этой причине ребенок с расстройствами в функционировании мозга требует грамотного подхода к социализации. Им приятно находиться со сверстниками и поддерживать коммуникативную связь. Это влияет на здоровье малышей и генерирует сочувствие, рассуждение и логику. Как общаться с ребенком аутистом правильно? Какие существуют правила? Разберемся в этих вопросах по порядку.
Особенности процесса общения с ребенком аутистом
Детский аутизм представляет собой отклонение от нормы в психологическом развитии, которое проявляется в особом контакте с окружающим миром. Больное чадо систематически погружается в свой внутренний мир и не желает поддерживать связь с внешней средой. Аутисты, как правило, не являются ограниченными в чем-либо личностями. Это обычные люди, которые просто испытывают трудности в общении с другими. Данные сложности можно преодолеть, если найти к человеку рациональный подход. Подобрать корректную схему общения с аутистом бывает непросто. Это зависит от его поведенческих особенностей и специфики восприятия мира.
К признакам детского психического расстройства можно отнести:
значительное снижение потребности или ее частичное отсутствие в общении с другими людьми;
преобладание страха к новизне и любым переменам в окружающей среде. Такая ситуация может возникнуть даже тогда, когда в жилой комнате переставляется местами шкаф;
преобладание в интересах ребенка стереотипных игр и сенсорного поведения (перекладывание листочков, сортировка предметов, смешивание красок и пр.);
наличие расстройств в навыках речи;
развитие агрессивного настроя по отношению к родителям или новым людям;
проявление реакции «протест». В медицинской практике были случаи, когда ребенок выкидывал посуду из шкафа, чтобы мама не покидала дом;
интеллектуальное расстройство нередко коррелирует с нарушением в концентрации внимания и при обучении.
Когда можно диагностировать?
Детский аутизм начинает четко просматриваться от 3-х лет. Однако одиночные симптомы могут наблюдаться и в более раннем возрасте. При психологической инвалидности малыши стремятся к уединению в доме или на улице. Чадо равнодушно к присутствию родителей, которые постоянно проявляют к ним заботу и любовь. Некоторые дети даже готовы резко прогонять от себя взрослых, лишь бы остаться в одиночестве. Любая форма изменений в действительности может повлиять на изменение привычного ритма жизни младенца. В результате ребенок начинает плакать, кричать и валяться на полу.
Больные аутизмом дети имеют задержку в усвоении навыков самообслуживания. Так, например, у них не получается умываться, использовать туалетную бумагу, чистить зубы или держать вилку. Уровень интеллектуального развития такого человека может варьироваться от отсталости и нормы, до гениев в различных областях науки. Моцарт, Гейтс, Мария Кюри, Ван Гог, Эйнштейн, Джефферсон, Перельман. Это далеко не полный список известных личностей в истории, которые имели данное психологическое расстройство.
Речевое развитие детей может быть как обычным, так и с задержкой. Но в любом случае малыши не стремятся к общению с другими, часто игнорируют задаваемые вопросы или просто повторяют их.
Эффективные методики построения общения
Дети с аутизмом уникально воспринимают мир. Это и есть их главным отличием от прочих людей. Ярко выраженная разница в плане навыков общения значительно усложняет процесс их социальной адаптации в обществе. Аутисты, как правило, пользуются собственным языком и задействуют персональную систему для коммуникации. Если вам необходимо наладить «диалог» с таким ребенком, то для этого потребуется выучить его язык.
Рассмотрим более подробно методики и рекомендации по общению.
Схема №1
Включает следующие правила:
- Выстраивайте разговор с малышом о том, что ему действительно интересно. Для этого определите объекты его увлечений и сферу творчества. Таким образом, вы сформируете оптимальные условия, чтобы малыш раскрылся для будущей дружбы. Легкость общения достигается при помощи длины «волны». Например, ваша маленькая дочь в возрасте 10 лет обожает цветы. Поэтому данная тема может стать отправной точкой для развязывания полноценной беседы;
- Сведите к минимуму длину предложений при диалоге с карапузом, который сложно «переваривает» устную речь. Данное правило не является эталонным, так как некоторые аутисты способны осмысливать достаточно сложные по структуре предложения. При определенных проблемах допускается замена речи на письменные сообщения (специальные таблички, записи и пр.);
- Аутисты имеют великолепно развитое мышление и эффективно воспринимают рисунки. Поэтому психиатры рекомендуют систематически рисовать схемы или показывать малышу изображения простого типа. Таким образом, вы сможете продуктивно доносить свои идеи ребенку. Просто визуализируйте распорядок дня на карточках: завтрак – тарелка, обед – ложка, ужин – чашка, поход в школу – портфель, идти спать – подушка и т.д. Персонализация символом (цвет, форма и прочие особенности) поможет сформировать четкий график на день, что существенно облегчит задачу по развитию вашего чада;
- Выделяйте мальчику или девочке достаточное количество времени на осмысление. При необходимости могут понадобиться паузы. Не спешите задавать второй вопрос, если первый остался без ответа. Не переживайте! Все придет своим чередом;
- Введите за жесткое правило соблюдать языковое пространство. Для конструирования фраз можно использовать разные слова. Помните, что дети аутисты не улавливают данных различий. Поэтому при общении применяйте одни и те же слова. Например, при трапезе называйте блюда или предметы одинаково (без синонимов или жаргонных слов);
- Постоянно проявляйте к ребенку чуткость. Его молчание не должно восприниматься вами, как личная обида или душевный груз. В такой ситуации чувство уважение к личности поможет справиться с переживаниями;
- Разговор должен начинаться с конкретного утверждения. Избегайте абстрактных вопросов «Как дела?», «Что делаешь?», «Как настроение/ самочувствие?». В противном случае малыш будет испытывать эмоциональное давление на себя. Как правильно поступить? Все просто. Похвалите его игрушку, прокомментируйте конкретную ситуацию, беседуйте на интересные для него темы;
- Уделяйте чаду достаточное количество внимания. Но для этого правильное выбирайте время. Разговор будет уместен в спокойной обстановке и в момент расслабленности;
- Всегда говорите прямо и без использования метафорических мыслей. Аутисты, как правило, не понимают сарказм, иронию и шутки. Образное мышление может возникнуть лишь по мере взросления и развития.
Схема № 2
Эта методика подразумевает системную поддержку ребенка в различных сферах жизнедеятельности. В данном случае родители часто посещают лечащего врача и постоянно беседуют с ребенком. Здесь также следует учитывать возможности чада по усвоению информации. Короче говоря, его мысленная загруженность не должна стать причиной изоляции от собеседника. Особое внимание уделяется установке зрительного контакта. Данный элемент является важной составляющей при адаптации к социуму. Также отличным вариантом будет пояснение ситуации в школе учителям или няне в садике. Диалог с другими людьми может дать позитивный результат. В некоторых ситуациях родители используют специальные сенсорные и стереотипные игры зрительного, слухового, вкусового и двигательного типов.
Практические советы
Общение с ребенком-аутистом – это настоящее искусство, которое требует терпения и концентрации. Для этого взрослому человеку придется изучать психику малыша и находить оптимальные пути подхода к нему. Квалифицированные специалисты из Hospital Research Center of Brest (Франция) провели практические исследования, по которым были установлены следующие рекомендации и советы, а именно:
- создайте специальный дневник, в котором будут фиксироваться все записи относительно действий с ребенком. Таким образом, вы сможете установить четкую корреляционную зависимость с его поведением;
- разрабатывайте на каждый день конкретный план действий (игры, посещение заведений, разговоры, визиты к врачу и пр.);
- установите максимальный контакт с ребенком, который позволит его намного лучше понимать;
- взаимодействие с домашними животными благотворно влияет на психологическое состояние детей с аутизмом. Поэтому заведите дома попугая, рыбок, мышку, черепаху, кота или собаку. Так ребенок узнает чувство ответственности, любви и заботы. Животные принесут в дом дополнительный прилив позитива и эмоционального окраса. Терапевтическое воздействие на психику будет иметь благотворный характер;
- как можно чаще обращайтесь к родителям, которые имеют таких же по расстройству сыновей или дочерей. Обмен опытом очень важен. Не отказывайтесь от помощи знающих и более опытных людей. Таким образом, вы сможете повысить адаптацию малыша к окружающей среде.
Все мы люди разные! У каждого есть свои странности и недостатки, которые в разной степени проявляются. Но большая часть расстройств зависит от того, что общество называет нормой. Если мы научимся адекватно воспринимать тех, кто отличается от нас поведением, то наша жизнь станет намного ярче и богаче. Писательница Кэти Летт создала качественную книгу «Мальчик, который упал на землю». Ироническая форма изложения истории одной семьи делает ее поучительной и интересной для тех, кто хочет понять глубину аутизма у детей.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
Дети-аутисты уникальны и видят мир не так, как остальные люди. Их отличия ярко выражены в контексте навыков общения. Аутисты пользуются собственным языком и оперируют системой, которая работает на них. Если у вас есть знакомый ребенок с диагнозом аутизм, тогда вам важно выучить их язык, чтобы правильно вести себя и общаться с ними.
Эффективное общение с ребенком-аутистом
1
Говорите о том, что им интересно. Узнав, чем интересуется ребенок, вам будет гораздо проще построить вашу беседу. При обсуждении удобной для них темы такие дети могут раскрыться. Для легкости общения необходимо найти правильную «длину волны», на которой им удобно общаться.
- Например, ваш сын может обожать автомобили, и эта тема станет отличным началом беседы.
2
Сокращайте предложения в разговоре с маленьким ребенком или человеком, которому сложно осмысливать устную речь. Разговаривая с аутистом короткими предложениями, вы дадите ему возможность более эффективно «переваривать» информацию.
- Это зависит от ребенка. Некоторые аутисты вполне могут осмысливать длинные предложения. Никогда не показывайте, что вы старше и не обращайтесь с ними как с младенцами.
- Некоторые дети-аутисты с трудом понимают устную речь. В этом случае можно общаться с ними посредством письменных сообщений, например, “Сейчас мы будем кушать”. Они могут написать ответ или ответить устно благодаря зрительной коммуникации.
- Письменное общение может стать отличным помощником.
3
Рисуйте. Аутисты имеют образное мышление и хорошо воспринимают рисунки. Пробуйте рисовать схемы, инструкции или простые изображения, чтобы доносить до них свои идеи. Так они смогут точнее понять, что вы пытаетесь им донести, ведь большинство детей-аутистов лучше реагируют на визуальную коммуникацию.
- Попытайтесь визуализировать распорядок дня ребенка.
- Нарисуйте повседневные занятия; завтрак, поход в школу, возвращение домой, свободное время, сон. Если ваш ребенок учится читать, тогда можете добавлять слова.
- Так ребенок сможет проверять свои занятия и правильно планировать свой день.
- Используйте схематические рисунки для пояснения действий, но добавляйте элемент, который будет персонализировать каждый символ.
- Например, у вас могут быть рыжие волосы. Добавьте их к рисунку, чтобы при его виде у ребенка возникала ассоциация с мамой.
- Попытайтесь визуализировать распорядок дня ребенка.
4
Давайте время на осмысление. Может потребоваться больше пауз, чем в обычном разговоре. Ребенку необходимо время, чтобы обдумать услышанное. Запаситесь терпением и не торопите их; давайте им время подумать и подготовить свой ответ.
- Если ребенок не ответил на первый вопрос, то не спешите задавать второй. Это сбивает их с толку.
- Тут дело в способе обработке информации, а не интеллекте. Даже очень умные люди могут иметь сложности с пониманием устной речи, поэтому не следует делать вывод, что ребенок глуп.
5
Соблюдайте языковое постоянство. Всем известно, что в языках существуют различные варианты построения фраз. Для выражения одной мысли могут использоваться разные слова. Дети-аутисты не улавливают таких различий, поэтому говорите одинаковыми фразами, чтобы не сбивать их с толку.
- Системность и постоянство очень важны.
- Например, за обеденным столом можно попросить подать горох десятком различных фраз. Но для аутистов лучше придерживаться единого и постоянного варианта.
- Следует понимать, что у вас не получится всегда повторять слово в слово, поэтому не нужно паниковать, если вы произнесли непривычную фразу.
6
Проявляйте чуткость и не воспринимайте молчание как личное отношение. Ваш ребенок может не говорить со всеми, но старайтесь не воспринимать это лично. Проявляйте чуткость, уважайте их границы и давайте понять, что вы всегда рады ребенку.
- Вы никогда не можете точно знать, почему ребенок молчит. Возможно, неудачно выбрано время для беседы, не подходит окружающая обстановка или ребенок фантазирует о чем-то другом.
- Глубокое уважение по отношению к чувствам и границам ребенка это лучший способ убедить их открыться.
- Пытаясь заговорить с вашим ребенком, другие люди могут подумать, что он асоциален или они ему не нравятся. Вероятнее всего, что эти предположения не являются верными. В любом случае необходимо объяснять людям, что они должны войти в положение.
7
Начинайте разговор с утверждения. Детям-аутистам не всегда легко отвечать на вопросы вроде «Как дела?», которых они могут даже испугаться. Превращение мыслей в предложения для них может требовать времени, поэтому начинайте разговор без подобного давления, чтобы не ставить их в неловкое положение.
- Можно похвалить игрушку.
- Просто прокомментируйте что-нибудь и попытайтесь дождаться ответа.
- Опять же, говорите о том, что им интересно.
- Более старшие дети могут придумать ответы, которые они будут излагать после наводящего вопроса. В таком случае на вопрос «Как дела?» вы автоматически получите ответ «Хорошо». Вопрос в начале беседы не будет стрессом, если у ребенка есть заготовленные ответы.
8
Уделяйте им внимание. Достаточно часто ребенок хочет привлечь внимание, но может испытывать внутреннюю борьбу. Не забывайте о них и уделяйте внимание. Предпринимайте попытки, даже если они не отвечают. Для них это много значит.
9
Выбирайте правильное время для разговора. Пытайтесь разговаривать, когда ребенок спокоен. В моменты расслабленности они более восприимчивы к информации. Также важны окружающие условия, вокруг не должно происходить много всего одновременно, так как излишнее количество входящих сигналов может сковать ребенка.
10
Говорите прямо. Аутисты могут не воспринимать метафоры. Им сложно понимать сарказм, идиомы и шутки. Говорите максимально прямо и по делу, чтобы им было проще вас понять.
- Можно пытаться использовать образную речь по мере развития и взросления.
Поддержка в других жизненных сферах
1
Оставайтесь на вершине плана лечения ребенка. Тесно общайтесь с лечащим врачом ребенка и не забывайте беседовать с ребенком. Очень важно помнить, что ваш ребенок обрабатывает информацию иначе, поэтому и общаться он будет иначе. Это не должно быть причиной изоляции; наоборот, лучше поощрять их.
2
Научите ребенка таким навыкам сближения, как зрительный контакт. Научите ребенка другим способам позитивного социального взаимодействия посредством примеров. Объясните важность зрительного контакта, запаситесь терпением и проявляйте чуткость.
- Попытайтесь решить проблему сложных навыков. Например, многие аутисты не могут нормально слушать и говорить, если смотреть им в глаза. Такой ребенок может смотреть на брови или подбородок, чтобы создать иллюзию зрительного контакта.
3
Если нужно, поясните это няне и учителям. Отличным вкладом в развитие вашего ребенка станет донесение ситуации до других взрослых, которые часто общаются с ребенком. Обсудите ситуацию в школе, так как в общении с ребенком необходимо соблюдать последовательность.
Чем дети-аутисты отличаются от остальных
1
Следует понимать, что у них другая картина мира. Аутисты просто иначе воспринимают окружающий мир. Когда возникает проблема с пониманием вещей, им также может быть сложно говорить, слушать и воспринимать. Но у них также имеется уникальное и важное видение ситуации.
- Например, некоторым сложно понимать устную речь и проще общаться письменно. Их владение письменным словом позднее может вылиться в написание увлекательных романов или глубоких статей, благодаря чему другие люди станут счастливее и более информированными.
2
Понимайте, что отсутствие интереса не несет ничего личного. Дети-аутисты сосредоточены на своих увлечениях и не особо интересуются темой беседы. Это связано не с неприятием человека, а с отсутствием интереса к конкретной теме. В некоторых крайних случаях ребенка может вообще не интересовать, что вы говорите.
3
Непонимание намеков. Аутисты могут не понимать, что они говорят грубо, не распознавать грусть или даже что вы хотите им сказать. Если кажется, что происходит недопонимание, то лучше сказать об этом прямо и помочь понять информацию.
4
Следует понимать, что аутисты могут не знать, как включиться в беседу. Они могут хотеть участвовать в действии, но им может не хватать социальных навыков, чтобы предложить свою кандидатуру. Их следует учить таким вещам, как начало разговора.
- Они общительны по-своему, но вам необходимо найти подход для эффективной беседы.
5
У некоторых аутистов ограничены навыки устной речи. Это не значит, что они не могут учиться; в реальности, многие аутисты обладают острым умом и адаптируются. Вопрос лишь в том, научитесь ли вы общаться с ними на одном языке. Для этого нужно осознать уникальность их потребностей и относиться к ним без пренебрежения.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 57 491 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник