Как общаться с ребенком 2 года
Секреты общения
Как же найти ту форму общения, при которой взаимоотношения с ребенком останутся гармоничными, несмотря на кризис и ужасное поведение малыша? Вот несколько правил, которые помогут сделать общение эффективным и комфортным для обеих сторон.
1. Любая ваша эмоциональная реакция на негативное поведение малыша способна только закрепить такое поведение, ведь делая что-то, ребенок ожидает результата. Неважно положительную он получил реакцию или отрицательную, главное, что он ее получил, и круг обучения замкнулся. Поэтому старайтесь сохранять невозмутимый вид в любой ситуации, а эмоции лучше приберегите для тех ситуаций, когда хотите закрепить положительное поведение ребенка.
2. Лучший способ прекратить истерику — лишить малыша аудитории, то есть удалиться на время из поля его зрения. Без публики, истерика прекратиться сама собой.
3. Давайте ребенку возможность управлять ситуацией, но не забывайте устанавливать границы там, где это нужно. Для этого нужно научиться преподносить информацию способом, более понятным малышу, то есть в виде игры. Например, маленькая Соня отказывается, есть суп, ни чем это не мотивируя. Мама не спорит с девочкой, а рассказывает ей историю о том, что рецепт этого супа изобрела одна волшебница, и суп дет ей волшебные силы и помогает ей совершать волшебные поступки. А когда Соня не хочет одевать варежки, мама начинает разговаривать с Сониными пальчиками, забавно предлагая им погреться в варежках. В общем, фантазия и игра, помогут избежать давления и конфликтов.
4. Дети еще не умеют быстро переключаться с одной деятельности на другую, и резкие смены занятий способны довести их до истерики. Поэтому старайтесь заранее готовить ребенка к предстоящим событиям. «Еще немного поиграем, и через пятнадцать минут пойдем кушать». То, о чем ребенок знает заранее, реже вызывает у него сопротивление. А если вы еще красочно расскажете ему о том, что вкусного будет на обед, малыш примет перемены еще спокойнее. По возможности сопровождайте любое ваше действие комментариями – это не только успокоит малыша, но поможет развитию его речи. Например: «Подожди немного, мама сейчас погреет еду, и мы покушаем». «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Где твои штанишки?» и т.д.
5. Старайтесь упредить конфликт: если видите, что малыш подбирается к чему-то запретному, попробуйте быстро переключить его внимание на что-то более интересное.
6. Если вы запрещаете что-то ребенку, делайте это четко и конкретно. Проявите терпение, и если малыш не слушается, повторите свою просьбу спокойным голосом несколько раз. Объясните, почему этого нельзя делать.
7. Будьте последовательны, если вы что-то не разрешаете, то стойте на своем, не меняйте мнения. Договоритесь с другими членами семьи, что бы ваши запреты были единообразными. Разное отношение папы и мамы к одному и тому же вопросу способно расшатать неокрепшую психику ребенка.
8. Предоставляйте малышу возможность выбора, и позволяйте ему время от времени говорить нет, если это не грозит его здоровью и безопасности.
9. Направляйте самостоятельность малыша в позитивное русло. Давайте ему возможность проявить себя, поощряя любую посильную помощь, которую он хочет оказать вам. Тем самым вы способствуете не только развитию его навыков, но и мышлению, логике и речи. Пытается мыть посуду? Похвалите его, и покажите, как нужно делать это правильно. Не ругайте, если что-то не получается, помните, что запоминается любая ваша реакция, и негатив может надолго отбить охоту проявлять самостоятельность.
10. Больше общайтесь с ребенком на равных, в позиции «глаза в глаза». Это способствует более доверительному общению. Покажите, что понимаете его чувства и желания. «Я вижу, ты расстроен, потому что тебе не разрешили взять ножницы. Это нельзя делать потому…..»
11. Так же научитесь выражать свои эмоции более эффективным способом чем ругань и крик. Обязательно сообщите малышу о том, что вы ощущаете. Всегда используйте местоимение Я когда говорите о своих чувствах. А когда обсуждаете поведение ребенка, говорите о его конкретном поступке, а не его поведении и личности вообще. «Мне не нравиться, когда ты сбрасываешь посуду со стола». «Я расстраиваюсь, когда ты убегаешь от меня» и т.д.
12. Будьте ребенку другом, познавайте мир вместе с ним, объясняйте как что работает, что и зачем нужно, и какие могут быть последствия для разных действий. Только постоянный контакт и общение, а не «сеансы воспитания» помогут сохранить гармоничные отношения с малышом и принести пользу его развитию.
Источник
Подробности
Автор: Anastasiya
Категория: Развитие детей
Опубликовано: 04 февраля 2020
Развитие речи ребенка в 2 года. Разговоры с двухлетним ребенком. Словарный запас к второму дню рождения.
Время «односторонних» разговоров миновало. Ко второму дню рождения большинство малышей способно отвечать родителям. Продолжительность ответа зависит ребенка. В среднем двухлетний малыш знает около 200 слов, однако этот интервал включает в себя детей, которые оперируют всего двумя десятками слов, и дети, знающих более 500. Некоторые малыши к двум годам успевают уже несколько месяцев попрактиковаться в составлении предложений, другие только-только начинают складывать слова в простые фразы. Способность говорить полностью раскрывается к третьему году, когда те, кто отставал, зачастую начинают догонять тех, кто вырвался вперед; расширяется словарный запас, быстрее формируются мысли. К третьему дню рождении средний малыш оперирует примерно 1000 слов.
Лучший способ разговорить малыша в этом и более раннем возрасте — это говорить с ним. Хотя большинство родителей естественным образом делают все, чтобы подтолкнуть развитие речи у ребенка, нижеследующие советы помогут закрепить разговор.
Как разговорить ребенка в два года.
- Вкладывайте слова в уста ребенка. Дополните то, что говорит ребенок, и скоро он начнет говорить больше. Когда малыш произносит: «Большой дом», добавьте: «Большой и высокий дом. Посмотри, какой высокий, прямо до неба».
- Будьте конкретны. Выражайте свои замечания как можно яснее. Если вы хотите показать ребенку, как кошка лезет на дерево, не говорите просто «смотри!», а скажите: «Смотри! Видишь, белая кошка лезет по тому вон большому дереву. Наверное, она охотится за птичкой».
- Описывайте. Украсьте мир ребенка прилагательными. Не говорите «вон собачка», а скажите: «Вон маленькая черная собачка с кудрявой шерстью. У нее красивый красный ошейник».
- Немного усложните речь. Если вы старались говорить как можно проще, пока ребенок был младше, теперь пора ставить перед ним задачу находить смысл в более сложных предложениях («Мы идем в парк с Сашей, братом Ани»), в указаниях из двух или трех частей («Пожалуйста, подними плюшевого мишку и посади его на кровать к другим игрушкам»), в меняющихся корневых согласных («У тебя ухо испачкано, надо помыть уши») и в ударениях. Однако продолжайте говорить отчетливо, неторопливо и будьте готовы повторить, если ребенок не понял с первого раза.
- Беседуйте. Даже если малыш еще не говорит предложениями, он может слушать вас, вставлять слова, а иногда и полностью участвовать в разговоре с вами. Обсуждайте события, которые только что состоялись, происходят на ваших глазах или должны вскоре состояться. По дороге с игровой площадки домой обсуждайте происшествия: «Помнишь, какой замок ты построил в песочнице?.. Какая красивая птичка купалась в фонтане». За обедом говорите о играх, в которые малыш играл утром, о книжке, которую вы собираетесь прочитать с ним вечером. Дожидаясь автобуса, говорите о людях в машинах, о том, откуда они едут. Хотя поначалу вклад малыша будет ограничиваться одним-двумя словами, очень скоро вы обнаружите, что он превратился в равноправного собеседника.
- Продолжайте спрашивать. Очень эффективный способ обучения речи — это задавать ребенку вопросы. Задавайте вопросы так, чтобы малыш должен был обращаться к своему словарному запасу (но не раздражаться), а не так, чтобы он мог ответить просто «да» или «нет»: «Как, по-твоему, что делает эта белка?» или «Почему этот малыш смеется?».
- Читайте. Чтение многое дает ребенку для развития речи. Кроме того, оно увлекательно.
Читайте подробнее в статье: Как заинтересовать ребенка чтением, если он не хочет.
- Играйте в словесные игры. Для кроссвордов еще слишком рано, зато можно играть в «Что это?». Правила просты: читая книгу с картинками, периодически останавливайтесь и просите малыша отыскать на странице определенные объекты, о которых вы читаете (только не останавливайтесь слишком часто, чтобы не рвать нить повествования). Или играйте в «Что он (она) делает?». Что делает младенец в колыбели? Что делает собака с косточкой? Или попробуйте поиграть в «Что сейчас случится?»: пусть ребенок догадается, как будет развиваться сюжет, прежде чем вы перевернете страницу. (Если ребенок запнется, выскажите несколько предположений: «Поезд переедет через гору? Или ты считаешь, что он устанет и остановится?») Можно также поиграть во внутри/снаружи, вверх/вниз, на/под, в которой игроки берут небольшую игрушку и коробку из-под обуви, чтобы продемонстрировать значение внутри-снаружи-вверху- внизу-на-под и назвать, где сейчас игрушка («Мяч был на коробке. Теперь он под коробкой»).
- Познакомьте с буквами, чтобы алфавит не был совершенно чужим, когда начнется процесс обучения чтению, а также чтобы помочь произношению. Пойте песенку про алфавит, читайте книжки с алфавитом (начните с тех, где стоят знакомые ребенку слова: «а» — арбуз в этом возрасте лучше, чем «а» — антилопа), напишите имя малыша на его двери и начните подбирать слова, которые начинаются с той же буквы («М» — это Макс, а еще мама, машина, молоко»). Руководствуйтесь при этом интересами ребенка (или отсутствием заинтересованности).
- Но воздержитесь от грамматических наставлений. Малыш гораздо успешнее освоит грамматику, если будет слышать, как говорите вы, нежели выслушивая критику его фраз. Говорите правильно сами, но не заставляйте ребенка следовать правилам. Пусть пока слова текут свободно, со всеми ошибками.
Создано: 04 февраля 2020
Обновлено: 21 мая 2020
Просмотров: 415
Источник
Когда ребенок достигает двухлетнего возраста, то родители малыша должны особое внимание обратить на развитие индивидуальности и личности. Общаться с окружающими, постигать мир и приобретать полезные навыки ребенок сможет только тогда, когда родители начнут с ним проводить активные занятия. Основная цель данных занятий — это развивать у малыша основные психологические функции, такие как: память, мышления и моторика.
Развиваем чувства
Самое главное это научить ребенка развивать свою речь, постепенно расширяя словарный запас, развивать мышление и тренировать моторную функцию. Некоторые психологи советуют основные занятия с ребенком на развитие мышления, памяти и моторики. И на все это должны быть направлены такие действия:
- Развитие чувств.
- Развитие математического мышления.
- Тренировка и развитие моторики.
- Развитие речи и расширение словарного запаса.
- Развитие творческого мышления.
Развитие памяти и творческого мышления
Для того чтобы развить память и речь надо с малышом читать книги и смотреть картинки. Начать лучше с простых сказок, в которых обычно есть повторяющиеся фразы. Малыш должен проговаривать вместе с вами все фразы вслух. Когда смотрите на картинку, то озвучивайте ее, говорите, что на ней изображено и предложите ребенку повторить за вами.
Если ребенку исполнилось два года, то самое время начать изучать цвета. Это отличный возраст для того, чтобы ребенок начал ориентироваться в цветовой гамме самостоятельно. Учить с ребенком цвета можно сколько угодно и как угодно. Просто покажите ему любой предмет и назовите цвет. Все это надо повторить несколько раз. Потом малышу надо дать возможность самому назвать увиденный цвет.
Для того чтобы развить творческое мышление и моторику, ребенок должен учиться рисовать. Благодаря этому малыш сможет ориентироваться в формах предметов, цветах, которые его окружают, и тогда он будет рисовать осмысленно. Для того чтобы ребенку было очень интересно, купите яркие и цветные карандаши или фломастеры. Тогда ваше чадо будет радовать вас яркими и детскими рисунками.
Музыка нужна, для того чтобы развивать чувства. Для ребенка надо включать песни или обычные мелодии. Тогда они будут вызывать у него разнообразные эмоции и чувства. Можно посмотреть музыкальные мультики или фильмы, прослушать много детских песен и так далее. Если вы хорошо поете, то можно и петь своему ребенку.
Как справиться с истериками
Раз в неделю, в среднем, от ребенка этого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой считаются истерики, что проходят до 2-3 раз в неделю. Тут же все зависит от темперамента и интенсивности развития малыша. Однако, если вы видите слезы более 2-3 раз в день, то ребенок может проходить критический период или же переживать длительный стресс. А вот без истерик и раздражений дети в возрасте двух лет могут быть будущими флегматиками.
Когда ребенок начинает плакать, то самое главное – сдерживать эмоциональное сопротивление, гнев и раздражение. Если ваш ребенок, например, не хочет идти домой или перестать смотреть мультики, то самое главное, что надо сделать, это не подключаться к эмоции малыша. Не стоит говорить на повышенных тонах, сердиться или кричать.
Далее, спокойным голосом и на доступном ребенку языке объясните то, что с ним происходит. Попробуйте привести самые обычные аргументы, почему надо сделать то или другое. Конечно, такая мера не даст мгновенного результата. А плач и крик только усилятся в первые минуты. Тут же сработает накопительный и долговременный эффект. Данный метод поведения уже через месяц способен действовать безоговорочно и быстро.
Сверстники
У ребенка начинает появляться устойчивый интерес к ровесникам к двум или трем годам. Также ему становятся интересны игры и меняется поведение. Малыш кого-то выделяет из группы детей, а после называет их своими друзьями. В данном возрасте может быть полезным посещать занятия, на которых дети находятся вместе с родителями. Это поможет достичь максимально развивающий эффект, так как возраст отделения от мамы еще не наступил.
Чаще всего дети в это время играют не вместе, а около друг друга, поглядывая с большим интересом в сторону одногодок. Данная стадия считается первой совместной игрой. Родители могут комментировать действия других детей своему малышу и рассказывать, что они делают. Благодаря этому малыш начнет разбираться в поведении или отношении остальных деток.
Что умеют делать дети в два года
Не стоит думать, что двухлетний малыш не способен на что-либо, кроме как кушать еду и плакать. Как только ребенку исполняется два или три года, то он может водить ручкой или фломастером по бумаге. Конечно, фигуры получаются бессмысленные. Однако, мы же не ждем увидеть в нем Пикассо. Дети в данном возрасте уже спокойно могут использовать воображение в играх или слушать любимые сказки по множеству раз. Также малыши любят играть в простой конструктор, складывать пазлы из 2-3 деталей.
Источник
«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.
Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.
У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.
С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.
Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.
Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:
????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.
????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.
????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения
????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы
????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.
????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.
????Игры на развитие мелкой моторики.
????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.
И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:
- Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
- Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
- До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
- Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
- К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.
И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.
Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.
И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.
Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.
К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.
Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).
Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.
В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.
Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.
Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.
А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:
- Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
- О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
- Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.
Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.
По теме:
Статья с примерами подражательных потешек
Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»
Источник