Как нарисовать натюрморт с ребенком 5 лет
Мастер-класс по рисованию натюрморта с пошаговыми фото для детей 5-6 лет. Знакомство с натюрмортами М. Сарьяна
Средина Ольга Станиславовна, руководитель изостудии МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель: Учебный рисунок
Задачи
Обучение работе кистью без предварительного рисунка
Закрепление понятия симметрии
Развитие глазомера и чувства цвета
Воспитание любознательности, желания совершенствовать художественные навыки
Расширение кругозора и словарного запаса
Знакомство с живописью (натюрмортами) армянского художника Мартироса Сарьяна.
Инструменты и материалы:
Белая бумага формата А3 (ватман, бумага для акварели или черчения), гуашь, кисти № 1-3. палитра.
Вступление:
Немало замечательных живописцев обращались в разное время к жанру натюрморта.
Мартирос Сарьян — известный армянский живописец, оставил после себя много произведений, в том числе и портреты и пейзажи.
Но именно в натюрмортах чувствуется жаркий, солнечный климат Армении.
В его картинах яркие желтые, оранжевые, сочные цветы и фрукты оттеняют, выделяют и подчеркивают глубокие синие и фиолетовые мазки тени.
Свет и тень играют каждый свою партию и слагают гармонию восприятия музыки его красок.
Предварительная работа:
Просмотр произведений Сарьяна в жанре натюрморта
Можно и виде игры провести эту часть занятия, дав задание детям найти среди прочих натюрморты, принадлежащие кисти Сарьяна.
(Здесь представлены только работы Сарьяна)
Ход занятия:
На палитре создаем с помощью белил и черного разнообразные оттенки фиолетового и оранжевого цветов. Можно использовать две палитры или обойтись одной.
Создаем фон с помощью губки, или работая широкой кистью. Горизонтальную плоскость стола выделяем более насыщенным цветом.
Вазу для цветов рисуем любой формы. Она может быть низкой или высокой, с узким или широким горлышком. Но для того, чтобы ваза была правильно построена, мы проведем кистью вспомогательные линии. Это вертикаль и несколько горизонтальных линий, показывающих самые широкие или узкие места, линию дна и горловины. При желании можно изобразить не одну, а несколько сосудов с цветами и расположить их произвольно, даже перекрывая друг друга.
Соединяя между собой линии построения, обозначаем контур вазы.
Закрашивая вазу, поправляем мелкие неточности (если они есть).
Можно добавить фигурные ручки. В данном случае ручки маскируют случайные капли.
Вторая ручка может и не рисоваться. (Можно вместо вазы изобразить кувшин).
Добавив в исходный цвет белил (или найдя на палитре нужный оттенок), рисуем легкую шторку. Можно наметить этим же цветом несложный растительный или геометрический рисунок на боках вазы.
Насыщенным цветом (прямо из баночки) рисуем цветы. Каждый отпечаток кисти – лепесток. Располагаем цветы произвольно, рисуем открывшиеся и закрытые бутоны.
Рассыпаем на столе сливы.
Намечаем свет и тень на предметах нашего натюрморта. В зависимости от освещения оттенок краски снова стал фиолетовым.
Чистым оранжевым цветом рисуем апельсины (или мандарины). Добавляем оранжевых цветов в букет.
Свет и тень на оранжевых апельсинах создаем короткими мазками. Веточки и листья в сказочном букете рисуем изумрудным цветом кистью номер 1.
Чуть углубляем тени. Вот натюрморт и готов.
Детские работы:
(подготовительная группа)
Приложение:
(из интернета)
Мартирос Сарьян родился 16 февраля 1880 года в армянской семье. На хуторе, расположенном в сорока километрах от Нахичевани, прошли детские и юношеские годы художника. Об этих годах Мартирос Сергеевич всегда вспоминал с любовью: «Высокие травы с бесконечным количеством цветов, с реющими над ними миллионами многоцветных бабочек и снующих под ногами или греющихся на солнце ящериц. Яркое солнце, до изнурения жаркие дни. Мы же, маленькие дети, изнемогающие от жары, тайком ползком залезали в запрещённые баштаны, чтобы утолить свою жажду сочными дынями и арбузами»…
Эти детские впечатления оставили глубокий след в душе мальчика и определили палитру его работ на долгие годы. Отбрасывая все разнообразнейшие цветовые нюансы, имеющиеся в природе, и сводя краски к нескольким контрастным сочетаниям жёлтого, розового, синего, голубого, фиолетового, художник допускал известную условность. Но эти моменты условности не умалили, а усилили эмоциональное звучание картин, подчеркнули остроту, новизну сарьяновского восприятия природы Армении.
Рекомендуем посмотреть:
Как нарисовать ландыши гуашью поэтапно
Рисование для детей 8-10 лет. Букет ромашек поэтапно с фото
Мастер-класс по рисованию для детей 5-7 лет «Сказочные цветы в кружевной рамке» поэтапно с фото
Цветы из ладошек своими руками. Поэтапное рисование с фото
Участник №30 творческого конкурса для детей и педагогов «Добрая весна» с 1 марта 2018 года по 31 мая 2019 года
Источник
Мастер – класс по рисованию натюрморта для детей 5-8 лет «Август — астры»
Автор: Гусева Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» г. Евпатория, Крым
Мастер-класс для детей 5-8 лет, педагогов, родителей.
Мастер – класс будет полезен в работе воспитателей детских садов, учителей и родителей, а также подарит немного фантазии творческим людям.
Назначение: для поднятия настроения, оформления стендов, украшение для интерьера.
Цель: создание яркого рисунка необычным способом
Задачи:
— познакомить с нетрадиционными техниками в изобразительном искусстве;
— формировать интерес и положительного отношения к рисованию
— развивать творческие способности у детей в построении композиции;
— развивать мелкую моторику рук,
— воспитывать любовь к природе, цветам;
— воспитывать самостоятельность, аккуратность, любознательность.
…Шапки пестрые цветут,
Словно праздничный салют.
Сто оттенков и сортов
Этих радостных цветов: Розовые, красные –
Самые прекрасные! (Т.Лаврова)
Астру с прямыми ее лепестками
С древних времен называли “звездой”.
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой. (Всеволод Рождественский)
Легенда об астре
Астра – в переводе с греческого означает «звезда».
Древняя легенда говорит о том, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы — богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала.
Существует поверье, что если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать легкое перешептывание: это астры ведут нескончаемый разговор со своими сестрами-звездами.
В Китае астры символизируют красоту, точность, элегантность, очарование и скромность.
Для венгров этот цветок ассоциируется с осенью, поэтому в Венгрии астру называют «осенней розой». В древние времена люди верили, что если в костер бросить несколько листьев астры, то дым от этого костра способен изгнать змей.
Астра считается подарком человеку от богов — частица далекой звезды.
Необходимые материалы:
— альбомный лист (А4),
— гуашь,
— стакан с водой;
— простой карандаш;
-кисти разных размеров;
— одноразовая вилка.
Ход работы.
1. Начинаем с построения композиции. Простым карандашом делаем набросок будущего натюрморта. Рисуем вазу (в форме перевернутой трапеции)
2. Овалы – это наши будущие цветы.
3. Толстой кистью заполняем вертикальную и горизонтальную поверхности цветом. Оттенки лучше выбрать светлые. Будущие вазу и цветы постараемся не закрашивать. Но при этом не стоит оставлять четкие контуры вазы и цветов.
4. Начинаем прорисовывать зелень. Кисть стараемся вести от верхнего основания вазы вверх.
5. Добавляем другой оттенок зеленого. Он может быть более светлым или темнее (на Ваше усмотрение)
6. Теперь дорисуем тонкие травинки
7. Вазу оформляем в светлых оттенках.
8. В середину будущего цветка ставим каплю сиреневой гуаши. Капля должна быть большой.
9. Добавим еще рубиновой.
10. Можно немного красной.
Вы можете сочетать любые другие цвета красок.
Сто оттенков и сортов
Этих радостных цветов:
Розовые, красные
Самые прекрасные!
11. Теперь возьмем вилку и аккуратно растягиваем краску от центра к краям будущего цветка.
12. Вот какой цветок получается.
13. Продолжим выполнять в этой же технике и другие цветы. Затем добавим желтые серединки цветка.
14. Добавляем еще зелени и разнообразных веточек
Оформляем работу в рамку
Творческих успехов и солнечного настроения!
Рекомендуем посмотреть:
Натюрморт с цветами гуашью поэтапно
Как нарисовать ландыши гуашью поэтапно
Как нарисовать цветы лилии пошагово с фото
Пальцевая живопись для детей. Мастер-класс с пошаговыми фото
Похожие статьи:
Астра из ниток. Мастер-класс
Источник
Ирина Сергеевна Панова
Фотоотчёт «Рисование натюрморта «Овощи» с детьми 5–6 лет»
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу-
Знай, что это натюрморт. (Григорий Гладков)
Занятия изобразительной деятельностью с дошкольниками вызывают у меня восторг. Рисование натюрмортов — это одно из самых интересных для них занятий. Уже на втором занятии рисования натюрморта дети для себя уяснили, что рисовать с натуры намного проще, чем рисовать по воображению или по памяти. Так как изображаемые ими предметы, находятся всегда перед глазами, их можно потрогать, рассмотреть, остаётся лишь правильно расположить изображаемые предметы на листе бумаги, правильно отобразить их величину и подобрать цвета при рисовании красками.
На нашем занятии мы рисовали натюрморт из овощей — моркови и луковицы. В начале занятия мы с ребятами рассмотрели репродукции с изображением разных натюрмортов, художники рисовали и ягоды, и фрукты, и овощи. Вспомнили, что такое натюрморт, что именно рисуется в этом жанре. Сначала рисовали простым карандашом, затем гуашью. При рисовании простым карандашом, я делала акцент на то, что нажим на карандаш должен быть слабым. Обращала внимание детей на то, что нужно показать фон, на котором мы видим морковь и луковицу.
Публикации по теме:
«Подснежники». Конспект занятия по рисование в нетрадиционной технике по трафарету тампоном с детьми 6–7 лет
«ПОДСНЕЖНИКИ» Рисование с помощью нетрадиционной техники (Рисование по трафарету тампоном). Фото-отчет занятия с детьми 6-7 лет. Цель.
«Портрет Осени» Фотоотчёт по занятию аппликацией с детьми 5–6 лет.
Тема занятия по аппликации: «Портрет осени» Возраст детей: 5-6 лет. Цели и задачи: активизировать и поощрять у детей стремление создавать.
Фотоотчёт о познавательно-исследовательской прогулке с детьми 6 лет «Путешествие по экологической тропинке»
Летний период в ДОУ это замечательная пора,когда есть большая возможность находиться на свежем воздухе дольше,чем в другое время года. В.
Искусство натюрморта в ДШИ им. А. И. Плотнова.
Натюрморт один из интереснейших жанров изобразительного искусства. Внешне бессюжетный, этот жанр является одним из самых философских, отражая.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Рисование натюрморта»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «РИСОВАНИЕ НАТЮРМОРТА» (с натуры) Программное содержание: 1. Знакомить детей с изобразительным.
Конспект занятия с детьми со сложным дефектом «Овощи»
Е. Н. Шаравина ГБДОУ детский сад № 104 Невского района, Санкт-Петербург, Россия. Конспект занятия с детьми сложный дефект «Овощи». ЦЕЛЬ.
Консультация для родителей «Рисование с детьми 2–3 лет»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Рисование с детьми 2-3 лет» воспитатель группы раннего возраста Г. В. Фортуна В этом возрасте дети стремятся.
Проект «Рисование песком на стекле с детьми 3–4 лет»
Тип проекта: краткосрочный Участники: воспитатели, дети, родители Вид проекта: инновационный Цель проекта: знакомство с техникой рисование.
Рабочие программы ФГОС ДОУ. Досуговая деятельность «Рисование песком «Веселый песок». Возраст:3–4 года, 4–5 лет, 5–7 лет
“Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум” К. Г. Юнг Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен.
Рассказ на основе картины-натюрморта с использованием ТРИЗ-технологии
В этом году, реализуя свою тему самообразования работаю над составлением рассказов по картине, используя ТРИЗ — технологию. Над натюрмортом.
Источник
Этапы работы в рисовании натюрморта с детьми дошкольного возраста.
Натюрморт – первый жанр живописи, с которым нужно знакомить дошкольников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими.
На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются и в 6, и в 7, и более лет.
На втором уровне ребенок начинает осознавать элементарно-эстетические качества произведения – могут оценить в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию.
На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7 лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника.
Существуют правила составления натюрморта
1. Замысел.
2.Компоновка предметов в пространстве предметной плоскости .
Важен момент составления натюрморта самими обучающимися.
3.Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону.
4. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое добавляют драпировки, подчеркивая разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов.
5.Важную роль играет освещение — искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень.
рекомендации для составления натюрморта :
— состоит из трех предметов (одного большого — центра композиции и двух-трёх меньшего размера) и драпировок;
— предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов;
— маленькие предметы могут быть активными по цвету (по ним ведут сравнение цветовых характеристик);
— предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу;
— размещение постановки при прямом дневном освещении (легко читаются большие цветовые отношения, имеют декоративную привлекательность).
Итак, сегодня мы будем с вами учиться рисовать натюрморт. Нам нужно постараться к концу занятия завершить нашу работу. Нам понадобятся альбомы, простые карандаши, краски и акварельные карандаши.
1. Расположим лист вертикально и проведём линии, так, как я покажу. Эти линии будут очень важны для нас. Они делят лист на части: верх-низ, лево-право. Верх – это наш будущий задний план, низ – поверхность, на которой мы расположим предметы. Давайте посмотрим, где на листе мы расположим наши предметы, где мы их нарисуем. Покажите ладошкой это место.
2. Теперь мы с вами зафиксируем то место, где будем рисовать, чтобы нам его не потерять. Легко проведём линии.
Но это только контур, а нам надо нарисовать предметы.
3. Рисуем горшочек. Покажем, что он объемный.
4. Нарисуем грушу на переднем плане.
5. Следующий шаг. Аккуратно сотрем все лишние линии. Акварель не любит ластик. Основа натюрморта готова.
6. Этапы 6 — 12 – работа в цвете. Затонируем фон.
7. Наносим тон на горшок. Покажем самые светлые места – блики света.
8. Аналогично наносим тон на грушу. Делаем акцент на блики.
9. Прорисовываем тени и полутени на горшочке.
10. А теперь рисуем тени и полутени на груше.
11. Делаем прорисовку фона.
12. Прорисовываем, уточняем детали.
Этапы работы над натюрмортом
1.Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную, обратив внимание на эффекты освещения, то есть с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно более интересно и выразительно они выглядят при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется.
2.Следует продумать, какой выбрать формат бумаги и как лучше скомпоновать натюрморт на листе — вертикально или горизонтально.
3.Начинать рисунок всегда нужно с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого мысленно объединяем всю группу предметов в одно целое и продумываем ее размещение в соответствии с форматом листа бумаги.
4.Педагог объяснить ученикам, что сверху надо оставлять больше места, чем снизу — тогда у зрителя создастся впечатление, что предметы крепко стоят на плоскости. Вместе с тем надо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, чтобы не оставалось много пустого места.
5.Композиционная задача не всегда решается просто. Иногда детям приходится затрачивать много сил и времени, чтобы добиться успеха. А если постановка очень сложная, то без помощи педагога не обойтись. Объясняется это тем, что кроме размещения изображения на листе бумаги, необходимо еще найти композиционный центр на картинной плоскости.
6.На доске педагог должен продемонстрировать последовательность линейного построения рисунка натюрморта, уделяя особое внимание определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги.
7.Педагогу следует также показать правильную и неправильную компоновку рисунка на листе. Затем следует стереть рисунки с классной доски, и дети приступают к работе.
Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общий характер формы предметов, их пропорции, а также расположение в пространстве.
Тем детям, у которых не получается определение в рисунке общей композиции группы предметов натюрморта, можно разрешить рисовать каждый предмет отдельно, начиная, однако, с приблизительной оценки размеров каждого из них. Далее нужно уточнить величину каждого предмета в отдельности.
Таким образом, на рисунке получается как бы изображение проволочных моделей.
Особое внимание надо обратить на перспективное изображение оснований предметов. Нельзя допускать, чтобы в рисунке следок одного предмета «наступал» на следок другого, иначе говоря, ученик должен четко представлять, какой предмет находится на первом плане, какой — на втором.
Затем более детально прорисовываем все предметы натюрморта, убрав линии построения.
Приступая к выявлению объема предметов, прежде всего надо определить самое светлое и самое темное место в натюрморте.
При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми переходами светотени.«Работать над деталью долго не следует, так как пропадает острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки.
Заканчивая рисунок, ученики под руководством педагога внимательно анализируют натюрморт. Для этого нужно посмотреть на рисунок издали прищуренными глазами и сравнить с натурой.
Способы и приемы наложения красочного слоя различны. Писать можно толстым или тонким слоем, мазками или растушевывать краску кистью, делать смеси с другими красками, белилами или класть в чистом виде, жидко разводить краски и накладывать прозрачными слоями, чтобы просвечивали нижние слои, и тем самым создавался новый цветовой тон. В масляной живописи широко применяются кисти из щетины. Также хорошим качеством обладают кисти из волоса белого медведя. Они достаточно мягки, эластичны, упруги. У хорошей кисти волосяной пучок должен быть к концу компактно собран, а не торчать в стороны. После работы кисти обязательно промывают разбавителем, а затем теплой водой с мылом. Чистую кисть при высыхании заворачивают в мягкую бумагу, чтобы при высыхании она сохранила
Средства выразительности, используемые учащимися довольно многообразны: цвет, форма, композиция, живописные техники. В наше время существует множество техник работы живописными материалами, они различны по трудоемкости и исполнению в зависимости от целей и задач, поставленных учителем перед учащимися. Различные живописные техники позволяют работать в разном стилистическом течении, наполняя и усложняя художественный образ изображаемых предметов.
НАТЮРМОРТ «Базовые законы композиции»
Термин «композиция» происходит от латинского глагола «сочинять» и в изобразительном искусстве означает примерно то же, что и в музыке — составление отдельных элементов в единое целое, подбор ритмов и динамики, выделение главного и второстепенного, таким образом, чтобы на выходе получилось цельное, гармоничное и выразительное изображение.
Первое, о чём следует здесь поговорить — это компоновка предметов в формате листа таким образом, чтобы избежать откровенных композиционных ошибок, которые «царапают глаз» и мешают восприятию работы. Обидно ведь, если вы уже поработали цветом, проработали детали, а из-за некорректной композиции ваша картина «разваливается». Итак:
1. Компоновка изобразительной плоскости
1.1 Первое требование хорошей компоновки — это корректное соотношение между предметами и пустым пространством листа. Изображение на листе не должно быть слишком крупным или слишком мелким. В первом случае, предметам будет «тесно», что будет вызывать ощущение зажатости, неудобочитаемости изображения. Во втором случае, предметы будут «плавать» в формате листа, что снизит выразительность изображения:
1.2 Изображение не должно находиться слишком низко или слишком высоко в формате листа. Зрительно мы ощущаем «тяжесть изображения», для нашего сознания изображенные предметы имеют ту или иную массу. Поэтому свободное пространство между низом изображения и нижним краем листа (нижнее поле) должно быть шире, чем верхнее. Это пустое пространство снизу играет роль «постамента», на котором держится тяжесть изображенных масс. Если этот «постамент» будет слишком низким (т.е. свободного пространства до края листа будет слишком мало), предметы начнут «проваливаться» за край листа.
В то же время, изображение не должно быть завышенным, т.е. между верхним краем предметов и верхним краем листа также должно быть достаточно места.
1.3 Изображение должно быть уравновешенным. То есть, его левая и правая половины должны быть равны по массе. На этом рисунке изображено яблоко (малая масса) и кувшин (большая масса). Если мы располагаем яблоко примерно по центру, а кувшин справа, то равновесие масс также сдвигается вправо. Если кувшин находится ближе к центру, а яблоко чуть левее, то общее равновесие приходится как раз на центр композиции, т.е. мы видим, что такая композиция корректна.
2. Типичные ошибки компоновки
2.1 Главный предмет композиции не должен совпадать с геометрическим центром листа или его центральной осью.
2.2 Нежелательно, чтобы предметы или края изображенной плоскости (напр., стола) упирались в край листа. Во-первых это создает чувство тесноты и напряженности в листе, во вторых, рушит иллюзию объема. Соответственно, изображенный предмет должен либо недоходить до края листа, либо чуть выходить за него.
2.3 Такое же неприятное ощущение создается, если линии рисунка уходят прямо в углы листа.
2.4 Контуры предметов (расположенных рядом или на разных планах рисунка) не должны соприкасаться вплотную. Это также уничтожает иллюзию пространства в листе, делая изображение более плоским. Соответственно, предметы должны или отстоять друг от друга на некотором расстоянии, или слегка перекрывать друг друга.
ВАЖНО: Чтобы успешно закомпоновать предметы в листе, нужно (как и всегда) идти от общего к частному. Сначала следует увидеть и наметить в листе общую массу, которую создают собой все предметы, а уже потом разбивать эту общую форму на части, наметив контуры отдельных предметов (легкими линиями, без прорисовки деталей). А уже затем, когда вы решите, что найденная композиция равновесна и пропорции переданы верно, можно переходить к дальнейшей прорисовке (см. иллюстрацию ниже):
Видоискатель
Чтобы облегчить себе поиск композиционного решения (это применимо и для домашних постановок, но в особенности это бывает важно на пленэре, т.е. когда вашей натурой служит большое пространство с множеством объектов), можно пользоваться таким достижением человечества, как видоискатель. По сути своей, это может быть вырезанное из бумаги окошко с соотношением сторон примерно 2:3. Можно натянуть в этом окошке нитку, чтобы имитировать разделительные линии, как в фотоаппарате. Как вариант, видоискатель может представлять собой две угловые рамки, двигая которые друг относительно друга, можно менять формат изобразительной плоскости.
«Никогда не берись за карандаш или за кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины»[1].
Видоискатель – это кусок картона или бумаги, в котором вырезано небольшое прямоугольное отверстие. Ученик, глядя через видоискатель, видит как бы рамку своей будущей картины. Размеры рамки устанавливаются в зависимости от размеров основного листа бумаги.
Выбрав с помощью видоискателя наиболее удачный вариант, ученик начинает работать на листе бумаги.
Итак, рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. На второй стадии работы ученик должен научиться видеть основную форму предмета.
Источник