Как наладить отношения с ребенком которому 2 года
Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.
Психология ребенка в 2 года
Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».
Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой автономную личность.
Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.
Особенности психологического развития ребенка 2 лет:
- Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него — эталон.
- Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
- Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности — исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
- Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
- Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
- Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.
Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.
Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.
Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни
Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.
Психология детей от 2 до 3 лет имеет свои особенности:
- Просыпается тяга к новым видам деятельности. В этот момент важно предоставить возможность их освоения.
- Малыши делают рывок в умственном развитии. Упражнения должны быть направлены на развитие моторики, подойдут аппликации, лепка, шнуровка. Эти виды деятельности улучшают образное мышление и память.
Психология и развитие ребенка 2,5 года характеризуется появлением самостоятельных занятий и формированием воображения. Не надо сильно загружать малыша развивающими упражнениями, ему полезно заниматься игрушками. Желательно приобрести несколько кукол, кубики, зверушек и конструктор. В двухлетнем возрасте ребенок сооружает из игрушек замысловатые строения. Он кормит, укладывает спать кукол и зверей. При этом малыш разговаривает от лица каждого из персонажей. Это нормальные психологические особенности поведения детей 2–3 лет.
Чтобы развить память дошкольника надо читать ему поэзию. Если малыш в состоянии легко запомнить небольшие стихи, то можно пытаться выучить другую информацию (имена и фамилии родных, адрес, возраст). Читать сказки и стихи желательно каждый день, это помогает развить речь. Подойдут сказки Пушкина, стихи Барто, Чуковского и Маршака. В 2–3 года малыши хорошо усваивают новые языки, это время надо использовать для их изучения, особенно если родители ребенка разных национальностей.
Психология детей 2–3 лет такова, что часто возникают сложности с эмоциональным состоянием. Малыш выясняет границы своего влияния путем протеста. В этом возрасте ребенок стремится делать все самостоятельно. Чтобы это желание не исчезло, надо позволять ему несложные действия, которые он сможет осилить.
Строгие запреты нередко приводят к возникновению истерик и агрессии. Поэтому психология воспитания детей до 3 лет включает преподнесение информации в форме игры. Это снимет напряженность и позволит не допустить припадка истерии. В этом возрасте возможны первые проявления тревожности.
Если в этом возрасте были получены психологические травмы на фоне стресса, страхов, испуга, в будущем человеку потребуется психологическая помощь, которую должен оказывать специалист, например, психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.
Развитие речи и артикуляционных навыков
В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.
Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.
В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.
Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:
- играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
- рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
- проговаривать или пропевать сложные слова;
- изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
- разучивать скороговорки и песенки.
Родители играют важную роль в становлении речи малыша. Многое зависит от их усилий и терпения. Но не стоит изводить малыша беспрерывными занятиями и замечаниями. Развитие речи должно проводиться в форме игры и заканчиваться в тот момент, когда дошкольник теряет интерес, и его внимание рассеивается.
Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия
В начале 3 года жизни малыши начинают осознавать свою принадлежность к одному из полов. До 2 лет половая самоидентификация отсутствует. Осознание наступает раньше, если ребенок посещает детский коллектив. Его можно отметить по разделению детей на группы для совместной игры.
Особенности психологии ребенка 2–3 года, мальчики:
- не любят повторений в обучении;
- воспринимают информацию больше визуально, чем на слух. Поэтому им лучше показать, чем рассказать;
- несмотря на общепринятое мнение, мальчики иногда бывают более эмоциональными, чем девочки. Не надо запрещать им плакать, если для этого есть веская причина;
- мальчишки больше используют дальнее зрение, поэтому им необходимо много места для развлечений. Они любят подвижные занятия (догонялки, сражения, игры с мячом);
- любят игрушки, которые предполагают трансформацию и движение: машины, конструкторы, кубики и т. д.;
- они стремятся конкурировать, выделяться, это желание можно перенаправить на спортивные мероприятия.
Мальчикам надо с раннего возраста прививать уважительное отношение к девочкам. Объяснять недопустимость драк с ними. Беседовать о роли мужчины в семье как защитника и главы. Этим лучше заняться отцу, и на своем примере демонстрировать отношение к женщинам в семье.
Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:
- знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
- информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
- девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
- они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.
Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.
Задания для детей, еще не освоивших речь
Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.
Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.
Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.
Нравственное воспитание
В возрасте 3 лет уже можно прививать детям любовь к родным местам, развивать гражданственность. Следует начинать с развития самоуважения, благородства в отношении к окружающим в быту, изучения национальной культуры. Если преподнести это в интересной форме дети все быстро усвоят. Проще всего прививать патриотическое воспитание при помощи мультипликации. Есть много мультфильмов как современных, так и советских, которые передают благородные и сильные образы витязей, русских богатырей, а также отважных, склонных к самопожертвованию женщин.
Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет
До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания — что он плохой и его не любят.
До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.
Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать самостоятельной личностью, и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные — плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.
Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.
В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.
Источник
Секреты общения
Как же найти ту форму общения, при которой взаимоотношения с ребенком останутся гармоничными, несмотря на кризис и ужасное поведение малыша? Вот несколько правил, которые помогут сделать общение эффективным и комфортным для обеих сторон.
1. Любая ваша эмоциональная реакция на негативное поведение малыша способна только закрепить такое поведение, ведь делая что-то, ребенок ожидает результата. Неважно положительную он получил реакцию или отрицательную, главное, что он ее получил, и круг обучения замкнулся. Поэтому старайтесь сохранять невозмутимый вид в любой ситуации, а эмоции лучше приберегите для тех ситуаций, когда хотите закрепить положительное поведение ребенка.
2. Лучший способ прекратить истерику — лишить малыша аудитории, то есть удалиться на время из поля его зрения. Без публики, истерика прекратиться сама собой.
3. Давайте ребенку возможность управлять ситуацией, но не забывайте устанавливать границы там, где это нужно. Для этого нужно научиться преподносить информацию способом, более понятным малышу, то есть в виде игры. Например, маленькая Соня отказывается, есть суп, ни чем это не мотивируя. Мама не спорит с девочкой, а рассказывает ей историю о том, что рецепт этого супа изобрела одна волшебница, и суп дет ей волшебные силы и помогает ей совершать волшебные поступки. А когда Соня не хочет одевать варежки, мама начинает разговаривать с Сониными пальчиками, забавно предлагая им погреться в варежках. В общем, фантазия и игра, помогут избежать давления и конфликтов.
4. Дети еще не умеют быстро переключаться с одной деятельности на другую, и резкие смены занятий способны довести их до истерики. Поэтому старайтесь заранее готовить ребенка к предстоящим событиям. «Еще немного поиграем, и через пятнадцать минут пойдем кушать». То, о чем ребенок знает заранее, реже вызывает у него сопротивление. А если вы еще красочно расскажете ему о том, что вкусного будет на обед, малыш примет перемены еще спокойнее. По возможности сопровождайте любое ваше действие комментариями – это не только успокоит малыша, но поможет развитию его речи. Например: «Подожди немного, мама сейчас погреет еду, и мы покушаем». «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Где твои штанишки?» и т.д.
5. Старайтесь упредить конфликт: если видите, что малыш подбирается к чему-то запретному, попробуйте быстро переключить его внимание на что-то более интересное.
6. Если вы запрещаете что-то ребенку, делайте это четко и конкретно. Проявите терпение, и если малыш не слушается, повторите свою просьбу спокойным голосом несколько раз. Объясните, почему этого нельзя делать.
7. Будьте последовательны, если вы что-то не разрешаете, то стойте на своем, не меняйте мнения. Договоритесь с другими членами семьи, что бы ваши запреты были единообразными. Разное отношение папы и мамы к одному и тому же вопросу способно расшатать неокрепшую психику ребенка.
8. Предоставляйте малышу возможность выбора, и позволяйте ему время от времени говорить нет, если это не грозит его здоровью и безопасности.
9. Направляйте самостоятельность малыша в позитивное русло. Давайте ему возможность проявить себя, поощряя любую посильную помощь, которую он хочет оказать вам. Тем самым вы способствуете не только развитию его навыков, но и мышлению, логике и речи. Пытается мыть посуду? Похвалите его, и покажите, как нужно делать это правильно. Не ругайте, если что-то не получается, помните, что запоминается любая ваша реакция, и негатив может надолго отбить охоту проявлять самостоятельность.
10. Больше общайтесь с ребенком на равных, в позиции «глаза в глаза». Это способствует более доверительному общению. Покажите, что понимаете его чувства и желания. «Я вижу, ты расстроен, потому что тебе не разрешили взять ножницы. Это нельзя делать потому…..»
11. Так же научитесь выражать свои эмоции более эффективным способом чем ругань и крик. Обязательно сообщите малышу о том, что вы ощущаете. Всегда используйте местоимение Я когда говорите о своих чувствах. А когда обсуждаете поведение ребенка, говорите о его конкретном поступке, а не его поведении и личности вообще. «Мне не нравиться, когда ты сбрасываешь посуду со стола». «Я расстраиваюсь, когда ты убегаешь от меня» и т.д.
12. Будьте ребенку другом, познавайте мир вместе с ним, объясняйте как что работает, что и зачем нужно, и какие могут быть последствия для разных действий. Только постоянный контакт и общение, а не «сеансы воспитания» помогут сохранить гармоничные отношения с малышом и принести пользу его развитию.
Источник
Сын или дочь доросли до 2-х лет и на все отвечают «нет»?
Ребенок пошел в сад, сборы занимают 2 часа, потому что «я сам!»?
А дальше 4 года, 5, 6 лет и снова
крики, капризы, плевание кашей, кидание песка в лицо, дележ игрушек с детьми…
Ребенок до 7 лет – что не год, то кризис.
Он активно познает мир и себя в нем. Каждый день – новые навыки, новые знания. Это же так тяжело!
Главное, помочь ему преодолеть все кризисы и чувствовать себя счастливым.
В статье расскажем не просто как «выжить» в череде детских кризисов,
а как сделать родительство радостью как минимум на 90%.
Вы узнаете:
- 3 секрета здоровых отношений с детьми;
- 7 советов: что делать с капризами ребенка?
- «Прийти к осознанности и освободиться от груза проблем» — опыт Алексея Лосева
3 СЕКРЕТА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ
Секрет №1.
Отношения между родителями
Нет нормальных отношений между взрослыми – не будет адекватным поведение ребенка.
Дети очень чувствительны, тревожны.
Сначала выстройте понимание, принятие, поддержку, умение выразить свои эмоции между собой и мужем/ женой.
Тогда ребенок будет чувствовать себя спокойно и радостно.
Секрет №2.
Отношение к ребенку как к ребенку
Сегодня модно говорить о ребенке, как о полноценной личности.
Да, это верно на 100%.
Но, к сожалению, многие родители понимают этот тезис буквально и начинают ждать от ребенка осознанного поведения, на которое не все взрослые способны.
Помните, ребенок – это личность, но ребенок.
Он не может решить, куда ехать в отпуск. Или выбрать врача.
Или понимать последствия всех своих поступков.
Секрет №3.
Участие обоих родителей во всех кризисах ребенка
Самый главный кризис – детские страхи.
Он начинается в возрасте примерно 2,5 лет и продолжается почти до 7 лет.
Это могут быть:
- Природные страхи: темноты, грозы, шума, различных предметов и др.
- Страх смерти (формируется к 7 годам).
Ребенок начинает задавать вопросы: «А вы не умрете?»,
«А вы меня не оставите?», «А я не умру?» – это подготовка к первой социализации школьного возраста.
РЕШЕНИЕ: наберитесь терпения и подробно объясните, почему этот предмет не является страшным.
Например, что в темноте нет никого кроме темноты и т.д.
И убедите ребенка, что вы сделаете все, что быть с ним как можно дольше.
Родителям нужно помогать ребенку не только в преодолении страхов, но и других кризисов:
- В 3 года – кризис «Я САМ»
- С 5 до 6-7 лет – кризис идентичности (какого я пола и чем я отличаюсь от других детей) и др.
Хотите без ущерба для себя и ребенка преодолеть кризисы?
Избавить ребенка от страхов?
Приходите на гештальт-курс «Системный и гештальт подходы в консультировании»,
Александр Рязанцев уже 25 лет учит людей понимать и себя, и своих детей, и окружающих.
7 СОВЕТОВ: КАК ЛЕГКО РАЗРЕШИТЬ ДЕТСКИЕ КРИЗИСЫ
Что такого сказать ребенку, чтобы «все наладилось»?
Способ №1,
Подайте правильный пример
Кошки учат котят ловить мышей личным примером.
Птицы показывают птенцам, как надо летать.
Прививайте положительные черты характера ребенку на личном примере.
Например, занимайтесь спортом вместе с ребенком, если хотите, воспитать в нем силу и выносливость.
Читайте сами, чтобы у ребенка появился интерес к чтению.
Помогайте другим, если хотите научить сына или дочь доброте.
Способ №2.
Игнорирование неправильного поведения
Родители в этом случае должны игнорировать не ребенка, а его плохое поведение.
Соблюдайте несколько правил:
- Наберитесь терпения: не кричите и не ругайте ребенка (считайте до 10, 20,100, вспоминайте стихи, что угодно, лишь бы отвлечься);
- Занимайтесь своими делами, но следите за своим чадом «одним глазом»;
- Игнорируйте до тех пор, пока ребенок не перестанет плохо себя вести.
- Похвалите за хорошее поведение.
К примеру, когда ребенок перестанет кричать и капризничать, похвалите его. Объясните, что теперь в тишине все хорошо себя чувствуют, и можно продолжить игру.
Способ №3.
Отвлечение
Этот способ эффективен, если ребенок из-за своих капризов уже не слышит вас.
Переключите внимание малыша: дайте ему игрушку, покажите фокус, рассмешите, начните игру. Отвлекитесь от предмета конфликта.
Родителям нужно знать, о чем мечтает ребенок, что вызовет у него любопытство. Чем креативнее будет новое предложение, тем быстрее удастся успокоить ребенка.
Например, сочините сказку про пропавший грузовик и идите его искать, когда ребенок не хочет одеваться на прогулку.
Способ №4.
Смените обстановку
Родитель может физически отстранить малыша от возникшего конфликта.
Осваивайте новые места. Сходите с детьми в кафе, в театр, в зоопарк, в лес и т.д.
Способ №5.
Используйте замену
Недостаточно сказать ребенку: «Так делать нельзя!»
Найдите альтернативу и подробно объясните, почему нужно поступать так, а не иначе.
Например: дайте ребенку раскраску, если он рисует на обоях; поиграйте в мяч, если малыш кидается камнями и т.д.
Используйте воображение! Ребенка можно легко вовлечь в интересное и новое для него дело.
Счастливая семья – это просто со знанием гештальт-психологии
Хотите стать примером счастливой семья, как Кейт, Уильям и их дети?
Мечтаете наладить отношения с детьми?
Мирно разрешить все конфликты и кризисы?
Понять ребенка и помочь ему понять вас?
Станьте лучшим психологом для себя и своей семьи с помощью курса ««Системный и гештальт подходы в консультировании».
Способ №6.
Предложите выбор
Почему ребенок часто сопротивляется тому, что говорит родитель?
Потому что он хочет отстоять свое «Я». Как не дать конфликту разгореться?
Просто: предоставьте ребенку выбор.
Например, спросите: что он хочет съесть на завтрак: кашу или омлет; какую игрушку он хочет взять: машинку или самолет и т.д.
Право выбора помогает ребенку ощутить свою значимость и самостоятельность.
Способ №7.
Игры
Давно ли вы играли, дурачились вместе с ребенком?
Игры помогают сблизиться и понять друг друга. Найдите занятия, которые будут интересны всем: и детям, и взрослым.
Бегайте, играйте с мячом, рисуйте, лепите, танцуйте и т.д.
Главный критерий — совместная радость.
Как наладить не только отношения в семье, но и во всех сферах жизни?
Делится участник гештальт-курса Алексей Лосев:
«Стоит отметить, что метод (Александра Рязанцева) меня впечатлил. Удивительно, как за 15-20 минут из бессознательного всплывают наружу родовые узлы, которые просят развязать себя, что и происходит в момент расстановки.
Это очень правдивая техника, она явно показывает человеку его слепое пятно, повышает осознанность. Конечно, многое зависит от специалиста, его квалификации и опыта. Резюме: рекомендую всем, кто готов нырнуть глубоко в себя и обнаружить там нечто освобождающее и исцеляющее».
Читать все отзывы о курсе
Источник