Как лучше развивать речь ребенка в 4 года
Последнее обновление статьи: 10.10.2019
На четвертом году жизни ребенок находится в переходной стадии. Он еще не взрослый, но уже не малыш. В этот период идет активный процесс формирования личности и будущего характера. В 4 года у детей уже начинается интеллектуальное развитие и когнитивное восприятие мира. Именно в этом возрасте родителям необходимо активно участвовать в процессе развития ребенка.
Что должен уметь ребенок в 4 года
К этому возрасту вы каждый день видите новые достижения малыша. Теперь не только вы рассказываете ему об окружающем мире, но и он вам. Для детей в этот период свойственна обостренная самостоятельность. Ребенок активно делится с вами своими мыслями и умозаключениями. Он может строить планы на будущее, исходя из полученных за день впечатлений.
Речь ребенка в 4 года должна быть «чистой» и отчетливой. Но эта характеристика субъективна. Развитие всех детей проходит индивидуально. Зачастую, родители сами не замечают дефекты произношения. Занятия с логопедом в школе будут проходить намного тяжелее, чем в дошкольный период. Для большинства малышей характерна «шепелявость», которая может сама пройти со временем. Она называется физиологической дислалией.
Каждый звук речи появляется в определенном возрасте. Например, соноры ([Р],[Рь],[Л],[Л]) появляются в пять лет, поэтому их отсутствие в четыре года является нормой.
Речевое развитие на этом этапе помогает детям озвучивать свои действия и познавать мир с помощью вопросов к родителям. При правильном ходе речевого развития словарный запас к 5 годам может достигать более 3000 слов. Это необходимый минимум речевого комплекса дошкольников.
В особенности этого возраста входит потребность к социализации: малыш активно знакомится со сверстниками, дети играют в групповые игры для дошкольников с четким набором правил. В возрасте 4-х лет ребенок с удовольствием следует этим правилам.
Интеллектуальное развитие ребенка в этот период переходит на новый уровень. К возрасту 5 лет ваш малыш должен знать цифры до 10 и различать геометрические фигуры. Когнитивное развитие четырехлетних детей позволяет складывать пазлы из крупных деталей, определять лишние предметы и находить между ними общие черты.
В бытовых отношениях малыш становится вашим компаньоном:
- Он помогает делать уборку.
- Может заботиться о домашних питомцах.
- Ведет себя сдержанно при гостях и не закатывает истерики по любому поводу.
- Он отлично знает названия бытовых предметов и мебели.
- Кушает самостоятельно ложкой и вилкой.
- Умеет пользоваться ножницами.
По сравнению с возрастом 3 года, в арсенале малыша уже достаточно инструментов для самостоятельного времяпровождения.
Как понять, правильно ли развивается речь ребенка
Специалисты ограничивают норму правильного развития: если ребенок знает примерно 3000 слов — это хорошо. Но вряд ли вы считаете за малышом слова, которые он произносит без остановки. Богатство речи можно определить по умению составлять предложения. Поговорите с малышом и обратите внимание — использует ли он сложные предложения. Пример:
- Сложноподчиненные предложения (я взял яблоко, потому что хотел есть).
- Сложносочиненные предложения (в моей комнате есть игрушки и книги).
В особенности этого периода входит акцент на эмоциональной и интонационной окраске речи. Ребенок может пересказать мультик или прочитать четверостишие, причем сделает это с выражением, имитируя интонацию первоисточника.
Важно: нужно обратить внимание и принять меры, если вы слышите, что ребенок плохо произносит часть звуков или полностью заменяет их. Особенно это касается свистящих ([C],[CЬ],[З],[Зь],[Ц] и шипящих ([Ш],[Ч],[Щ][Ж]. Пример: «суба», вместо «шуба», «шамолет» вместо «самолет» и т.д.
Отклонениями развития речи в 4 года считаются:
- Неправильное произнесение части слов, замена звуков. Если вы слышите это в речи ребенка, срочно обращайтесь к логопеду. В 4 года можно скорректировать произношение путем вовлечения в интересные игры.
- Бедный словарный запас. Если речь малыша состоит из непонятных слов, которые он придумал сам — это повод для беспокойства. Вместо имен друзей и родственников ребенок произносит слова типа «Бака», «Мума» и т.д. В 4 года у дошкольников буйная фантазия. Переделывать новые слова для них становится забавой, которая может войти в привычку и затормозить правильное развитие речи.
- Молчание и неразговорчивость. Здесь проблема может быть глубже и потребуется помощь психолога. Возможно, ребенок боится общаться с окружающими из–за психологической травмы. Нередко молчание у детей в этом возрасте связано с нарушением в работе органов слуха или задержкой в развитии.
В любом случае, не оставляйте без внимания выявленные отклонения. Вашими наблюдениями необходимо делиться с врачами и педагогами. Главное, не затягивать и не откладывать решение проблемы.
Как развивать речь ребенка в возрасте 4-х лет
Родители должны понимать, что процесс развития ребенка — это большой труд. В первую очередь — для них. Для речевого развития не требуется тратить много времени или выделять в режиме дня часы на уроки. Развивающие речь занятия для дошкольников можно проводить, не отвлекаясь от повседневных бытовых забот. Они должны быть в игровой форме. Так малыши лучше усваивают новые знания и быстрее вовлекаются в процесс обучения.
Используйте любую возможность. Когда вы читаете сказку, постарайтесь четко называть определенные звуки и выделять их интонацией. Попросите ребенка повторить эти звуки. Можно визуализировать игру – показывать картинки со словами и делать акцент на отдельные звуки.
Пример: показывайте картинку с изображением руки, говорите «рука», выделяя голосом звук «р». Постепенно это войдет в привычку и у вас, и у вашего ребенка. Если ему не нравится такая игра – отложите на другой день или замените.
Развивать речь можно не только с помощью правильного произношения звуков. Поиграйте в игру, где должна произноситься характеристика предмета — пусть малыш выражает свои мысли. Используйте эти же карточки с изображениями — пусть ребенок придумывает прилагательные к одушевленным и неодушевленным предметам.
Пример: серая кошка, зеленая трава, маленькая кружка, острый нож и т.д.
В возрасте 4 лет дети становятся фантазерами. Не поправляйте, если малыш определяет предмет не так, как вы. Если вы считаете очевидным, что трава зеленая, то ребенок может сказать «трава мягкая».
Важно: Забудьте про использование дома своих привычных «че», «тута», «нету» и т.д. 4-летним детям свойственно копировать взрослых. Если вы не будете следить за собой, как потом сможете требовать от ребенка правильной речи? Даже если ребенок услышит плохие слова от незнакомых людей, вы можете сказать, что «дядя ошибся и будет наказан».
Не расстраивайтесь, если процесс обучения идет медленнее, чем вам хотелось бы. Наберитесь терпения. Главное, не останавливаться и находить в себе силы для ежедневных занятий!
Источник
Здравствуйте, дорогие читатели! Время неумолимо бежит, дети растут с каждым днем. Чем старше они становятся, тем больше способностей и навыков у них развивается. Соответственно и речевое развитие не стоит на месте. Именно об это и пойдет речь в нашей статье: какова должна быть речь ребенка в 4 года.
Особенности речевого развития 4-летнего возраста
Окружение детей
Уровень речевого развития в этом возрасте максимально зависит от окружающей среды вашего сынишки или дочурки. Что имеется в виду под этим? Во-первых, воспитание в семье.
Родители не должны отмахиваться от детей, когда те желают поговорить. Умейте выслушать их в любой момент. Более того являйтесь и сами инициаторами разговора. Следите за правильностью своей речи. Вы все еще главный пример для своего чада.
Во-вторых, высококвалифицированный воспитатель и хороший детский сад также оказывают влияние. В этом возрасте ребенок проводит 50/50 времени дома и в детском саду. Поэтому очень важно найти подходящее заведение и преподавателя, который знает свое дело. Однако, нельзя скидывать все работу, направленную на развитие ребенка, на бабушек, нянь и воспитателей.
В-третьих, не стоит забывать про правильную художественную литературу и ее наличие в целом. Если у вас стоит выбор между покупкой новой игрушки или книжки, то не раздумывая берите книгу.
Читайте с ребенком как можно больше. Придумывайте задания по книгам. Например, изменить концовку или составить рассказ по картинке и т.д.
Своеобразие речи
Все вышеперечисленное можно отнести к человеческому фактору. Теперь давайте поговорим о более конкретных особенностях. Главным отличиям словарного запаса этого возраста является то, что в речи появляется больше прилагательных.
Это связано с тем, что для детей становится важно уточнить качества и признаки предмета. Также в речи увеличивается количество предлогов и местоимений.
Что касается грамматического строя, то отличительной чертой детской речи становится частое употребление более сложных предложений. Ошибки встречаются все реже, но все же они имеют место: неправильная структура предложений, неверное согласование по родам и числам и ошибочные глагольные окончания.
В вопросе звукопроизношения, артикуляция становится все лучше, натренированней и уверенней. В этом возрасте с детьми уже начинают проводить работу логопеды в детском саду. Так что при возникновении какой-либо проблемы они помогут. Будьте лишь внимательны с ребенком, чтобы вовремя заметить какие-либо нарушения.
Нормы речевого развития детей 4-х лет
- Ребенок употребляет слова точно по смыслу.
- В его словарном запасе присутствуют все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения и числительные.
- Способен описать картинку в 7-8 предложениях.
- Малыш способен контролировать громкость речи.
- В речи присутствует выразительная интонация.
- Правильный темп речи.
- Ребенок в силах выучить несложные стишки и песенки.
- Произношение всех звуков правильное, однако могут возникнуть проблемы с л, р, ш, щ, ц.
Задержка развития речи
Существует две основные причины нарушений: биологическая и социальная. Первая связана с нарушениями развития ребенка будучи еще в утробе матери (асфиксия, недоношенность, травмы при родах и т.д).
К тому же на задержку могут повлиять сложные и серьезные вакцинации. Или, например, снижение слуха.
Вторая — социальные причины зависят от окружением ребенка. Это могут быть отсутствие стимула роста, несвоевременное развитие, стрессовые ситуации, отсутствие коммуникации и т.д.
С социальными причинами обычно справиться легче, чем с биологическими. Но в любом случае, важно – вовремя заметить нарушения и обратиться к специалисту. Давайте перечислим некоторые примеры задержки речи.
- неправильное произношение сложных слов;
- не может составить предложение больше чем из 2-3 слов;
- словарный запас беден (в основном состоит из слов, встречающихся в быту);
- нарушена артикуляция;
- не замечает ошибки за собой и другими.
Диагностика нарушений
Вы можете проделать диагностику речевого развития с ребенком дома. Для этого есть несколько заданий, исходя из результатов которых вы сможете сделать определенные выводы.
- Попросите ребенка назвать слова по картинкам: игрушки, мебель, животные, времена года.
- Также по этим картинкам спросите о качествах этих предметов.
- Предложите детям выполнить какие-либо ваши поручения: принести игрушку, нарисовать дерево и т.д.
- Для грамматического исследования речи, попросите ребенка: изменить число существительного, посчитать предметы и произнести ласково слова, используя уменьшительно-ласкательный суффикс.
- В целях определения уровня развития фразовой речи, предложите малышу закончить ваше предложение. Для облегчения этой задачи, вы можете использовать картинки с подходящим сюжетом.
Как помочь малышу в речевом развитии?
Тренируйте мышцы артикуляции. Для этого можно играть в различные игры. Например, поиграть с языком в прятки, постучать им по зубкам, сделать его узким или широким и т.д. Предлагаем посмотреть видео упражнений для губ и языка — артикуляционная гимастика:
Вот еще несколько важных советов, следуя которым вы сможете избежать речевых нарушений и улучшить речь вашего ребенка.
- Поощряйте стремление своих детей в общении. Пусть они делятся впечатлениями, рассказывают про свои интересы, задают вам и окружающим тысячу вопросов. Старайтесь всегда найти на это время.
- Если ребенок не стремится к общению, стимулируйте его сами. Будьте инициатором беседы. Найдите те темы для разговоров, которые заинтересуют малыша.
- Читайте с ребенком как можно больше сказок, рассказов, стихов. Пойте вместе детские песни.
- Мастерите с ребенком поделки (например, про любимых героев сказки), при этом общаясь и описывая каждый ход действий.
- Добавляйте элементы игры в свои упражнения. Малышам очень интересны пальчиковые игры или кукольные театры.
Полезное видео о том как развивать и формировать речь ребенка в 4 года:
Дорогие будущие или нынешние родители, уделяйте своим детям достаточно сил и времени! Ведь это способствует их правильному и успешному развитию. Надеюсь, статья про речь ребенка в 4 года была вам полезна. Оставляйте свои комментарии и делитесь своим опытом. До свидания!
Источник
01.10.2015,
Нормы развития речи, Статьи
У всем известного детского писателя (автора таких сказок, как “Телефон”, “Краденое солнце” и др.) Корнея Ивановича Чуковского есть книга, которая называется “От двух до пяти”, где он собирал смешные высказывания детей. “Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!”
Автор объяснял, что ребенок возраста трех-пяти лет придумывает слова, которые понятны окружающим, но не правильны с точки зрения русского языка.
Четырехлетний малыш может слово “лейкопластырь” спокойно заменить на “клейкопластырь” – детское видение мира.
Ребенку 4 года, он считает себя самостоятельным и активно интересуется всем происходящим, задавая кучу вопросов как элементарных, так и довольно сложных даже для родителей. Пришло время покупать энциклопедии!
Вопросы сыплются на голову родителей, как из рога изобилия.
От четырехлетнего малыша можно услышать самые неожиданные вопросы, начиная от строения его игрушек и заканчивая устройством мироздания. Естественно, мамам, папам, бабушкам и дедушкам необходимо огромное терпение и выдержка, чтобы не отмахнуться от надоедливых вопросов, которые иногда ставят в тупик.
Малыш уже почти сам умеет одеваться (кроме завязывания шнурков и застегивания сложных крючочков и петелек), бегает и прыгает ловко, общается с другими детьми и взрослыми.
Одним словом, четырехлетний ребенок – это взрослый в миниатюре, только очень любопытный и забавный.
Речь ребенка в 4 года, нормы.
Что должен говорить ребенок в 4 года? В идеале, малыш 4-х лет обязан владеть словарным запасом в пределах 3 000 слов. Богатство языка отражается в том, как ваше чадо строит предложения. По требованиям, которые предъявляют специалисты (логопеды, педиатры, неврологи), малыш должен уже говорить сложными предложениями:
• сложносочиненными (“Солнышко спряталось, и пошел дождик”.);
• сложноподчиненными (“Мы подрались, потому что Егор меня стукнул”.)
Ваш малыш отличается рассудительностью, умеет объяснять свои поступки. Некоторые дети в возрасте 4-х лет знают уже все буквы и учатся читать, а некоторые начинают изучать иностранные языки. Однако, если ребенок не знает букв и не умеет пока читать, то это не является отклонением и поводом срочно бежать к врачам. Занимайтесь и постепенно малыш всему научится!
Яркая эмоциональная речь, умение и желание рассказать, что произошло за день, поделиться увиденным и услышанным – вот что ожидает родителей на 5-ом году жизни малыша. Он уже может пересказать сказку или прочитать наизусть несложные стихи – с выражением, передавая интонацию, темп текста и имитируя разной тональности голоса. Причем и содержание сказки усложняется. Это уже не “Курочка Ряба”, а “Машенька и медведь”, “Три медведя” и т.п. Сказки уже стоит подробно обсуждать с ребенком: сюжет, героев, эмоции и т.п. Прекрасно подходит для совместного чтения в этом возрасте, например, произведения Чуковского. Ориентировочные вопросы, которые можно задавать малышу во время чтения вы можете посмотреть на примерах сказок “Путаница” или “Телефон”.
Однако стоит заметить, что если родители не читают ребенку сказки вообще, то их чадо и не сможет пересказывать.И опять-таки, если произведение читается монотонно, не в лицах, то и от малыша требовать этого не приходится. Откуда ему брать примеры?
Речь ребенка в 4 года, отклонения.
Что стоит считать отклонениями в развитии речи в 4 года и на что стоит обратить внимание:
- В этот период ребенок еще не произносит некоторые звуки вообще или заменяет их на другие: “плинц” вместо “принц”, “сыска” вместо “шишка” и т.д.
В таком возрасте начинаются логопедические упражнения на исправление подобных недостатков, которые не являются грубыми отклонениями. Обычно все упражнения связаны с укреплением мышц языка и губ, которые участвуют в образовании звуков.
“Покажи, какой у тебя длинный язык? А теперь быстренько спрячь его, чтобы ворона не утащила!”
“А ты видел, как облизывается киска, когда молоко выпила? Покажи, как язычок облизывает губы!”
“А как скачет лошадка? А как она будет скакать, если торопится домой к маме? А если ей нужно скакать тихо-тихо? А теперь изобрази, как она весело и радостно бежит за мороженым?”
Таких упражнений можно придумать много, превратив занятия в увлекательную и веселую игру.
- Словарный запас четырехлетнего малыша беден, состоит только из слов, которые придуманы им самим и непонятны для других. “Бика“, “Мика”, “кия” вместо имен и всех частей речи, начиная от существительного и заканчивая наречиями. Это веский повод для того, чтобы обратиться к специалистам, которые проведут обследование речи ребенка в 4 года.
Очень редко бывают такие случаи, когда малыш просто ленится общаться. Такое возможно в семьях, где растет один ребенок, а родители и бабушки-дедушки понимают его с полуслова и спешат выполнить все, что он просит.
Но, в основном, если ваше чадо молчит, не разговаривает с вами и со своими ровесниками, то налицо нарушения, вызванные различными причинами:
• тяжелой родовой травмой;
• замедленным речевым развитием;
• перенесенными заболеваниями;
• психическими травмами;
• нарушением слуха и проч.
Настоящие причины отклонений в силе установить только врач, так же как и назначить соответствующее лечение.
Как помочь малышу?
- Внимательно следить за его развитием в любом возрасте;
- Вовремя обращаться к специалистам;
- Проводить лечение, назначенное врачами;
- Заниматься с ребенком:
– много и выразительно читать сказок, стихов, детских рассказов;
– спрашивать малыша о прочитанном:
“Про кого мы с тобой сейчас прочитали? А как ты думаешь, как выглядит медведь? А как одета Машенька? Какой у нее платочек, сарафанчик?”“А какими голосами говорят три медведя? Медведь-папа и медведь-сын одинаково громко рычат?”
Необходимо создавать такие речевые ситуации, когда у малыша нет возможности промолчать;
- Очень хорошо помогает развивать речь одновременная лепка и рассказывание сказки
Например, о колобке. Пусть фигуры не будут выглядеть похожими на настоящих зверей. Ведь не всякий взрослый умеет красиво лепить. А что уж говорить о детях! Или лепить одни только головки героев и надевать их на пальчики ребенка, разыгрывая сценки.
Удовольствие получит не только малыш, но и родитель;
- Полезна также и аппликация.
Здесь множество вариантов и материала, и сюжетов. Некоторые родители с детьми делают замечательные картинки из стружек-мусора от подточенных карандашей, накладывая сначала нижний слой, а потом все выше и выше
Бумага, цветные салфетки, ткань разных видов, природный материал, пластилин, крупа – все это можно и нужно соединять и смешивать в различных комбинациях и сочетаемости. Например, на пластмассовый стакан, облепленный пластилином, крепить узоры из гороха и фасоли. А из ткани и цветной бумаги можно делать красивые аппликации, используя одновременно 2 материала. Придумайте фантастических птиц и животных, сказочные растения и т.п.
Возьмите бархатную бумагу, нарисуйте, например, контур собаки и обычной ватой заполняйте его. Маленькие пальчики будут накладывать вату, двигая ее к контуру и, одновременно, массироваться. Простое и интересное упражнение;
- Интересны и полезны пальчиковые игры.
Для этого не обязательно заучивать сложные стишки. Можно изображать пальцами стук дождя, громкий и частый сначала и тихий и редкий в конце, топот лошадиного табуна и многое другое, для чего нужно просто стучать по любой поверхности;
- Также результативны и игры с песком, мокрым и сухим. Мелкие песчинки очень хорошо массируют пальчики, недаром детей любого возраста так манит песочница;
- Игры в воде, когда малыш пытается поймать ускользающее от него мыло, переливает воду из различных емкостей в другие;
- И, конечно же, конструктор. Сейчас в продаже так много конструкторов и мозаик, пазлов и кубиков, мягких и твердых, крупных и мелких, пластмассовых, деревянных, металлических и тканевых. На любой вкус и кошелек. Здесь важный момент – не покупать слишком мелких и трудных деталей для возраста 4-х лет. Они могут представлять опасность для жизни ребенка и сложность для самостоятельных занятий.
Главное – это ценить своего малыша и любить его беззаветно таким, какой он есть – единственным и неповторимым во всем мире!
Источник