Как легче адаптировать ребенка к детскому саду в 3 года
Содержание:
- Развиваем самостоятельность у ребенка
- Привыкаем постепенно
- Обеспечиваем психологический комфорт
- Учимся дружить
- Защищаем от инфекций
Ваш малыш делает первые шаги в самостоятельную жизнь. Во многом от родителей зависит, насколько легко для него пройдет период адаптации.
Всем известно, что первые дни в детском саду — тяжелое испытание для ребенка и его родителей. Расставаясь утром с мамой, дети, как правило, плачут, кричат, а по вечерам у них бывает плохое настроение, подавленность или же, наоборот, нехарактерная раньше чрезмерная активность, перевозбуждение. Чтобы миновать этот негативный период как можно быстрее, следует грамотно подойти к адаптации чада в дошкольном учреждении. В противном случае слезы каждое утро перед выходом из дома и нежелание идти в садик могут затянуться на месяцы.
Развиваем самостоятельность у ребенка
Еще до начала посещения дошкольного учреждения родителям настоятельно рекомендуется научить ребенка самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, умываться, раздеваться и одеваться, пользоваться горшком. У овладевшего этими премудростями малыша трудностей в период адаптации будет гораздо меньше.
Чтобы вашему сыну или дочери было легче раздеваться самостоятельно, приобретите практичные и удобные вещи без лишних застежек. Лучше, если вместо пуговиц будут кнопки. И желательно, чтобы они были расположены спереди, а не на спине. Так ребенок сможет справиться с процессом сам, и ему не придется лишний раз просить о помощи воспитателя. Предпочтение лучше отдать немаркой одежде. Тогда и родители избавятся от лишних стирок, и дети не будут бояться испачкаться. К примеру, неплохой вариант для маленьких модниц — майка и джинсовая юбочка на резинке или джинсовый сарафан с кнопками, застегивающимися спереди. Мальчику будет удобнее находиться в группе в футболке и шортиках на резинке.
Выбирайте обувь, которую малыш сам сможет надеть. Она не должна быть тесной, но должна хорошо держаться на ноге, не «болтаться», не слетать, а фиксироваться ремешками. Для удобства предпочтение отдайте моделям на липучках.
Обязательно потренируйтесь дома с ребенком надевать и снимать одежду, предназначенную для садика. Пусть некоторое время он поносит ее, чтобы привыкнуть. В противном случае уже в первый день в саду может выясниться, что она неудобная, малышу в ней неловко.
Соблюдаем режим
Еще за месяц-два до начала посещения дошкольного учреждения стоит максимально приблизить домашний распорядок дня к тому, который будет в садике. То есть
7.00-7.30 —
подъем,
8.30-9.00 завтрак,10.30-11.30 —
прогулка, 12.00 — обед,
12.30-15.00 —
подготовка ко сну, дневной сон, 15.30 — полдник.
Во время же адаптации к садику режим нужно соблюдать особенно тщательно. Не отступайте от него больше, чем на полчаса-час в выходные и праздничные дни.
Замечено, что тяжелее привыкнуть к жизни в группе тем детям, с которыми практически безотрывно дома сидела мама. Поэтому за несколько месяцев до того, как малышу предстоит пойти в дошкольное учреждение, позвольте себе оставлять его дома с другими родственниками, няней. Это будет своеобразный «тренинг расставания с мамой» перед детским садом.
Привыкаем постепенно
Первое время, и об этом вам скажут педагоги и воспитатели, ребенок должен находиться в саду 1-2 — максимум 3 часа (а еще лучше первые два-три дня — час, потом еще три дня — два часа и, наконец, три часа). Такой период может длиться неделю, а то и две. Постепенно время пребывания в группе увеличивают. Затем хотя бы до месяца с момента первого посещения (то есть еще две-три недели) малыша оставляют в садике до сна. И только потом малыш может находиться в группе целый день.
Приведенные здесь цифры — это минимум. Некоторые дети в силу своих индивидуальных особенностей могут адаптироваться к новому образу жизни и дольше.
В некоторых учреждениях малышам разрешают находиться в период адаптации вместе с мамой.
«Если вы имеете возможность (не ходите пока на работу, например), подходите к адаптации ребенка в садике спокойно и терпеливо. Это может занять не две недели (как правило, так говорят работники детских садов), а два месяца. В это время вы вместе с малышом будете „погружаться“ в новый этап его жизни. Ходите вместе с ним в детский сад, оставайтесь на некоторое время с ребенком в группе, забирайте в первые дни, когда он захочет «, — говорит психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии и открытого психоаналитического общества Татьяна Илларионова.
Обеспечиваем психологический комфорт
Еще до посещения детского учреждения следует объяснить ребенку, что такое детский сад. А еще лучше — наглядно показать. Сходите туда вместе с малышом, посмотрите на ребят во время прогулки. Расскажите, что еще они делают в саду (играют, обедают, спят, поют песенки), и как это интересно.
Можно поиграть с ребенком «в садик»: взять разных кукол и распределить между ними роли: кто-то из них будет воспитателем, кто-то малышом, кто-то родителем. Утром взрослые отводят детей в садик. Там ребята играют, едят, спят, гуляют. А вечером мама обязательно забирает их домой. Вы можете проявить фантазию и придумать вместе с малышом бесконечное число подобных игр: можно «показывать в лицах» ситуацию на куклах, членах семьи, рассказывать сказки собственного сочинения «о том, как одна девочка пошла в детский сад, и там ей было очень весело».
Когда отводите малыша в группу, старайтесь не показывать ему свое волнение, которое у вас обязательно возникнет. При расставании будьте спокойны, но тверды. Обязательно скажите, когда вы за ним придете (а то он, не дай Бог, решит, что его оставили с чужой тетей навсегда) и укажите время прихода в доступной для его понимания форме. Например: «я приду за тобой, когда ты пообедаешь», «когда ты вместе с ребятами пойдешь гулять». Помогает преодолеть стресс расставания привычный ритуал прощания (поцелуй, объятия, возможность посмотреть на маму из окна). Если малыш слишком болезненно реагирует на прощание, поручите отводить ребенка папе или бабушке.
Встречая ребенка, спрашивайте, как он провел день, что делал, во что играл. Вместе обсуждайте события, произошедшие за время вашей разлуки. Хвалите его за успехи, давайте советы, если считаете, что он поступил неправильно. Малыш в этом случае будет знать, что проблему, возникшую в садике, родители всегда помогут решить. Он будет чувствовать, что в сложных ситуациях не одинок, ему есть на кого положиться.
«Отдавая ребенка в садик, родители должны понимать важность этого события как для малыша, так и для их отношений с собственным чадом. Разговаривайте и обсуждайте с малышом свои позитивные переживания и ощущения по поводу садика, оказывайте поддержку и хвалите за новые достижения! Только в дружелюбной и спокойной атмосфере малыш почувствует уверенность в вашей любви и поверит в собственные силы», — продолжает Татьяна Илларионова.
В период адаптации проводите больше времени вместе с малышом, старайтесь после садика погулять. Ребенок получит новые впечатления и отвлечется от негативных переживаний. Побалуйте его чем-нибудь приятным. Однако излишне сильные эмоции в это время ему вредны. Поэтому на время откажитесь от походов в театр, кино, цирк и даже в гости. Телевизор также может вызвать у малыша перевозбуждение, поэтому ограничьте время просмотра телепередач до 10-15 минут за вечер.
Не рекомендуется отдавать малыша в садик в период так называемого «кризиса трех лет». Пусть ребенок пойдет чуть раньше — в 2,5 года или уже к четырем годам, когда кризисный период кончится.
Послушаем специалистов.
Илларионова Татьяна, психоаналитик:
Возраст от
2-х
до
4-х
лет — важный этап в жизни маленького человечка. Дети приучаются к туалету, овладевают навыками опрятности и проходят процесс социализации. У них происходит дальнейшее освоение собственного тела, развиваются способности жить в обществе, подчиняться принятым нормам и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому самым лучшим возрастом для начала посещения садика является этот возраст — 3 года. Или немного старше. Как правило, к этому периоду ребенок уже обладает навыками самообслуживания и готов психологически вступать в контакты с другими детьми, выстраивать с ними отношения.
Морозова Ольга, социальный педагог:
Каждый ребенок — это личность со своим темпераментом и особенностями характера, потому ошибочно было бы сказать, что всех детей лучше отдавать в детский сад, к примеру, в 4 года. Я считаю, что сами родители должны определить готовность своего малыша к детскому саду, проанализировав его характер, поведение. Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: самостоятельно одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Но помимо этого важна и психологическая готовность к нахождению в коллективе, то есть его умение общаться с другими детьми, готовность делиться или меняться игрушками. Важный аспект готовности к детскому саду — умение расставаться с мамой. Задача родителей — заблаговременно приучить ребенка к тому, что в саду он будет находиться без них, а с воспитателем и другими детьми.
Непременно хвалите малыша за то, что он посещает детский сад. Скажите ему, какой он молодец. Ведь он теперь взрослый и ходит в садик, совсем как мама и папа на работу.
Всегда уважительно отзывайтесь о воспитателе и персонале, ухаживающем за детьми. Ни в коем случае не критикуйте их работу при сыне или дочери и не говорите никогда плохо о самом дошкольном учреждении (даже если на то есть основания). Наоборот, старайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.
Лучше, чтобы время адаптации к дошкольному учреждению не совпадало с такими значимыми событиями, как рождение нового члена семьи, развод родителей, переезд на новую квартиру.
«Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, родители короткими замечаниями способны сформировать у ребенка позитивное отношение к дошкольному учреждению. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша», — советует социальный педагог Морозова Ольга.
И будьте в период адаптации терпимы к изменившемуся поведению ребенка. Вы же взрослый человек и понимаете, что он капризничает не потому что «плохой», а из-за того, что ему очень трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателю, более строгим требованиям, режиму.
Учимся дружить
Не стоит и пренебрегать взаимоотношением ребенка с одногруппниками. Ведь научиться правильно общаться с людьми для человека не менее (и даже более) важно, чем освоить школьную программу.
Расспросите малыша, есть ли у него в садике друзья, с кем он играет, нравится ли ему в группе. Покажите ему, как нужно дружить. Пусть во время прогулок во дворе он делится игрушками с другими малышами, а также не стесняется попросить у них что-нибудь на время или предложить вместе поиграть. И пусть не обижается в случае отказа.
Разучите детские песенки о дружбе, расскажите о своих друзьях детства, как вам было с ними весело.
Расспросите воспитателя, с кем малыш играет, нет ли у него проблем в коллективе. А еще лучше сами придите на час в группу и посмотрите, как ваш ребенок общается с другими детьми: участвует ли он в общих играх или стоит в стороне, дружелюбно ли он обходится с ровесниками или, напротив, обижает их. А может, наоборот, кто-нибудь обижает его? Это ценное наблюдение даст вам прекрасную возможность скорректировать поведение маленького человека. Объясните, что нельзя никого задирать, но если кто-то обижает, следует постоять за себя. Если вы боитесь, что не справитесь с этой ситуацией сами, обратитесь за советом к детскому психологу. Лучше выявить проблемы в общении в раннем возрасте и предупредить их, чем хвататься за голову, когда они подрастут вместе с ребенком.
Маленькая хитрость
Если ребенок очень остро переживает разлуку с мамой, пусть его отводит в садик кто-нибудь другой. Тогда отправляться утром в группу будет не так тяжело.
Защищаем от инфекций
Еще один животрепещущий вопрос, связанный с адаптацией малышей к дошкольному учреждению, — это частые респираторные инфекции у малышей, которые ходят в садик.
Посещая детский сад, ребенок общается с большим количеством сверстников и сталкивается с огромным количеством респираторных вирусов. Они-то и вызывают ОРВИ. И особенно сильным этот натиск инфекционных агентов становится для малыша, только что преступившего порог дошкольного учреждения. Как же быть?
Одеваемся
Следует правильно одевать ребенка в сад: не давать ему замерзнуть (ведь переохлаждение — это пусковой механизм для активации находящихся в нашем организме вирусов), но и не перегревать. Оцените температуру в группе. Часто осенью в комнатах бывает довольно прохладно. Зимой, наоборот, в детских садах бывает слишком тепло, даже жарко.
Заболел — остался дома
Если вы заметили у вашего малыша первые признаки инфекции (насморк, чихание, кашель), то следует немедленно забрать его из группы домой и вызвать врача. Если легкое ОРЗ легко можно вылечить за 3 дня, то борьба с серьезным заболеванием займет не меньше недели-двух. Не говоря уже о том, что в случае возникновения осложнений (бронхита, гайморита др.) этот период растянется на несколько недель, а в худшем случае и месяцев.
Когда организм ослаблен борьбой с инфекцией, можно легко «подхватить» и другие респираторные вирусы (которых в детских коллективах немало). Наконец, пожалейте других детей из группы. Ведь ваш ребенок может заразить их.
Для профилактики заболеваний можно использовать назальные капли интерферона. Также очень полезны промывания носа слабым соленым раствором воды (подойдет и спрей на основе морской воды). При частых респираторных заболеваниях, которые могут свидетельствовать о снижении иммунитета, следует проконсультироваться со специалистом (педиатром, иммунологом), пройти обследование на наличие аллергии.
Закаляйся
Наиболее эффективный способ предупреждения ОРВИ — это закаливание. Совершенствование терморегуляции делает человека более устойчивым к охлаждению. Эти процедуры не только защитят ребенка от инфекций в саду, но и станут фундаментом для формирования здоровых привычек в будущем, укрепят нервную и эндокринную систему, повысят работоспособность.
Один из наиболее доступных и простых способов укрепить иммунитет — прогулки. Гулять дошкольнику следует не менее 4-х часов в день. Также к общим закаливающим процедурам относятся сон при открытой форточке, регулярное проветривание комнат.
Памятка родителям
Привыкание ребенка к детскому саду: 5 нужно и 5 нельзя.
Нужно
- Научить малыша самостоятельно есть, одеваться, пользоваться горшком.
- Соблюдать четкий распорядок дня, максимально приближенный к тому, который будет в садике.
- В простой и доступной для понимания форме рассказать ребенку о том, что его ждет в ДОУ.
- Делиться с малышом впечатлениями дня: спрашивать у него, что он делал в садике, рассказывать, как прошел день у вас на работе.
- Говорить, когда вы его заберете домой, и обязательно сдерживать свое обещание — не опаздывайте в садик, не приходите позже, чем обещали.
Нельзя
- Негативно отзываться о садике или воспитателе в присутствии ребенка. Пугать детским садом.
- Сразу оставлять ребенка в группе на целый день.
- Водить в сад больного малыша.
- Наказывать его за капризы, энурез в период адаптации. Плохое поведение является результатом перенапряжения нервной системы, а вовсе не упрямства или проявлением «плохого» характера ребенка.
- Одевать слишком тепло или, наоборот, излишне кутать малыша.
Источник
Ольга Спицына
Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду»
Часто родителизадают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптацияк ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду.
Форма проведения консультации для родителей: информационно-аналитическая.
Предварительная подготовка к проведению консультации «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду:
• психолог проводит с родителями группы тестирование «Готовность моего ребенка к детскому саду»;
• воспитатель подбирает необходимый информационный материал по теме консультации;
• воспитатель вместе с психологом составляют социальные паспорта семей и проводят их анализ;
• за две недели до проведения консультации в раздевалке группы выставляется «Ящик доверия», в который родителям предлагают помещать все интересующие и вопросы по поводу адаптации детей. Перед проведением консультации все вопросы анализируются и на консультации на них даются исчерпывающие ответы.
Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает ревами. Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.
Вопрос: «Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать». Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у каждого будет своя. Все зависит от степени адаптации детей.
Выделяют 3 фазы адаптационного периода:
• Легкая. Длится от 1 до 16 дней.
• Средняя. Длится от 16 до 32 дней.
• Тяжелая. Может длиться до 64 дней.
Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду
Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы исчезнут.
• Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
o не сформированы культурно-гигиенические навыки;
o он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
o режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
• Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.
•Биологические причины:
o сильный токсикоз у мамы в период беременности;
o осложнения при родах;
o болезни в первые три месяца жизни.
• Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
• Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
• Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
Как облегчить период привыкания к детскому саду
Принимая во внимание вопросы, которые были заданы в период подготовки к консультации «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду», был сделан вывод, что, оставляя ребенка в детском саду, родители беспокоятся, как он проведет день без них. Это нормальная реакция, ведь кроха остается с чужими людьми. К тому же, нежелание малыша заходить в группу, слезы, просьбы забрать его немедленно домой любую маму заставят волноваться. Поэтому хотим поделиться важными рекомендациями, как облегчить ребенку период адаптации.
•Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений.Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.
• Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
• Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
• Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером, целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
• Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать «ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не попадете.
• Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т. д.
• Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
• Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка
Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к садику:
• Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
• Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.
• Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.
Во время подготовки консультации для родителей вы имели возможность задать анонимно интересующий вопрос, опустив его в «Ящик доверия». Сейчас пришло время ответов на эти вопросы. (Воспитатель зачитывает вопрос и дает на него ответ).
Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду
Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду.Поиграйте со своими детишками в такие игры:
«Детский сад»
Во время игры в детскийсад может быть много сюжетных линий:
• «Дети собираются на прогулку».
• «Дети обедают».
• «Дети приходят в детский сад».
• «Дети готовятся к дневному сну».
• «Дети на прогулке».
Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
«Сочиняем сказку»
Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее.Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось,что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».
«Хорошо-плохо»
Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши,при отрицательном грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».
Варианты вопросов:
• играть с игрушками в детском саду;
• плакать утром;
• дружить с другими детками;
• стесняться попроситься в туалет;
• самостоятельно кушать суп;
• мешать деткам спать во время дневного сна;
• делать утром зарядку и т. д.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.
Источник