Как концентрировать внимание у ребенка 5 лет
«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» – родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?
О концентрации внимания.
Концентрация внимания — это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.
При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).
К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.
Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.
Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них — это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.
Второй тип — это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.
Например — шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.
Как распознать нарушение концентрации внимания?
Ответьте себе на несколько вопросов:
1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?
2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?
3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?
4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?
5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?
6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?
Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.
Как тренировать концентрацию внимания у детей?
Требовать внимания.
Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример – если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.
Слушайте внимательно.
Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах…» — то мягко верните малыша к теме обеда.
Будьте точными и не делайте поблажек.
Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри – здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».
Много практикуйтесь.
На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.
Источник
Концентрация внимания – базовый и фундаментальный навык, без которого дальнейшее обучение невозможно в принципе. А с учётом того, что мы живём в век информации, отыскать нужный материал и сконцентрироваться именно на нём становится для нас одной из важнейших задач. И сознательные родители задают себе вопрос: как подобрать систему развития концентрации внимания именно под своего ребёнка? Правильно подобранная и выстроенная стратегия больше сработает на профилактику, чем на решение различных проблем в учёбе, общении с одноклассниками и дальнейшей социализации.
Определяемся с терминами
Постараемся не лезть в глубины психологии и психиатрии, но без некоторых определений не обойтись. Итак, под концентрацией внимания принято понимать психический процесс, посредством которого человек фокусируется на тех или иных особенностях окружающего бытия и пространства, выделяя их относительно других статических и динамических объектов. Период концентрации внимания – продолжительность времени, когда человек (в данном случае – один ребёнок или группа детей) может сосредоточиваться и заниматься какой-то конкретной деятельностью. Развитие и постановка данного навыка – комплекс мероприятий и упражнений, направленных на выработку и закрепление у детей умения сконцентрироваться на той или иной задаче.
Принятые нормы
В детской психологии и психиатрии для определения уровня развития концентрации внимания и предупреждения отклонений приняты следующие нормы времени, в течение которого ребёнок может концентрироваться:
- от рождения до 2 лет – 5-9 мин;
- от 2 до 3 лет – 5-15 мин;
- от 3 до 4 лет – 6-20 мин;
- от 4 до 5 лет – 10-25 мин;
- от 5 до 6 лет – 15-30 мин;
- от 6 до 7 лет – 20-35 мин;
- от 7 до 9 лет – 20-40 мин;
- от 9 до 10 лет – 25-50 мин.
Обратите внимание: маленькие дети очень непостоянны. Их разум открыт всему новому, они активно осваивают этот мир. Чем ребёнок младше, чем чаще его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Впрочем, если ваши дети не сильно вписываются в вышеназванные цифры, не спешите впадать в панику. Развитие концентрации внимания – вещь достаточно индивидуальная, и при соответствующем подходе ваше чадо со временем, скорее всего, наверстает упущенное. В среднем прирост умения концентрироваться должен составлять 3-5 минут за каждый последующий год жизни.
От чего зависит развитие внимания
Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.
Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.
С чего начинать развивать навык концентрации
Добейтесь позитивного настроя. Или, по крайней мере, отсутствия явной агрессии и неприятия. Постарайтесь обратить всё в игровую форму. А к составным частям среды, необходимой для развития внимания у детей, относится следующее.
- Прогулки на солнце и свежем воздухе должны составлять не менее 25-30% от общего времени, которое проводится за играми. Развитие тела и моторики напрямую влияет на развитие тех участков мозга, которые отвечают за концентрацию внимания. Не спешите ругать своих детей за испорченную одежду после игр в прятки, салки, догонялки и т.д., ведь эти игры полезны для развития интеллекта вашего чада.
- Постановка дыхания. Тут также отмечается прямая зависимость между объёмом лёгких и умением сосредоточиться. Недостаток кислорода плохо влияет на активность мозга. И тогда мозг вынужден экономить ресурсы и частично или полностью отключать процессы, происходящие не только в теле, но и в нём самом, которые, по его «мнению», не первостепенны. Последствия очевидны: сконцентрироваться не получается или получается плохо, даже если очень нужно. К развитию лёгких и дыхания можно отнести игру на духовых инструментах, пение или речевое дыхание. А из спорта бег и плавание.
- Работа руками и рукоделие. Лучше этого для развития внимания пока что не придумали ничего. Условно такие занятия можно разделить на мужские и женские. Девочкам больше подойдёт вышивка, изготовление кукол и браслетов из бисера. Мальчикам – работа с конструктором, создание по готовым шаблонам или произвольно моделей различной техники из картона, пластмассы или дерева.
- Любые настольные игры. Помимо внимательности, они развивают навык социализации и взаимодействия между игроками. Впрочем, индивидуальные занятия типа сбора мозаик, головоломок и прочих логических игр дают тот же, а может, даже лучший результат, особенно если ребёнок индивидуалист.
- Чтение. В идеале читать ребёнку литературу, соответствующую его возрасту, надо с самого рождения (и даже до рождения). Делайте поправку на возрастное ограничение в его способности быть внимательным. После прочтения попросите вкратце пересказать то, что он услышал. Также попросите его придумать другую концовку того или иного рассказа. Избегайте слишком печальных произведений.
- Помощь в домашних делах. Посильный труд и помощь по части уборки и приготовления пищи с похвалой за проявленные усилия – одна из форм ненавязчивого обучения концентрации. Также, если ни у кого нет аллергии или иных противопоказаний, возможным вариантом будет завести кота или небольшую собаку, чтобы ваш сын или дочь могли о нём заботиться.
- Поддержка и помощь. Если у детей не получается сделать что-то с первого раза, не торопитесь бросаться на помощь. И не вздумайте ругаться. В первом случае вы лишите своё чадо радости при достижении поставленной цели, во втором есть немалая вероятность получить установку, что труд связан с болью. А всё живое в этом мире стремится избегать боли. Выводы делайте сами.
Основные игры для развития концентрации внимания у детей (без учёта возраста)
Шахматы и нарды. Древнейшие игры, развивающие стратегическое мышление с некоторой долей здорового азарта. Игроку предлагается просчитывать действия на определённое количество ходов вперёд, а также делать поправку на удачу и вероятность.
«Поймай такт». Отстучите в ладоши или карандашом по столу простейшую мелодию, например футбольную кричалку, и попросите ребёнка повторить. Чем лучше он концентрируется, тем длиннее можно выбирать мелодии. А также подключать хлопки по телу, по предметам, мебели и т.д. с последующей просьбой повторить. Аналогичное упражнение можно делать на скорость: чем быстрее такт, тем быстрее определённые, заранее подготовленные движения. И наоборот.
«Слово – действие». Тут проще объяснить на примере. Например, игра «Фруктовый сад». Вы называете фрукты: яблоко, груша, апельсин, гранат, слива и т.д. После каждого слова он должен выполнить определённые действия: встать на носочки, присесть, подпрыгнуть и т.д. Вначале слова произносятся медленно, потом быстрее. Смотрите, при какой скорости ребёнок начинает путаться. Исходя из последнего, регулируйте тренировки.
«Список – действие». Работа на расширение «оперативной памяти», т.е. объёма внимания. Ребёнку даются инструкции (обычно список начинается с трёх действий): присесть, назвать дикое животное, взять в руки любой пластмассовый предмет. Когда этот этап освоен, предлагаются задачи более сложные, причём как по количеству позиций в списке, так и по содержанию задачи в каждой позиции. Например, подпрыгнуть столько раз, сколько тебе лет, подойти к предмету на букву «с» и т.д.
«Алфавит». Игра для тех, кто уже выучил буквы. Дайте малышу набор букв и цветные карандаши. Попросите подчеркнуть все гласные одним цветом, а согласные – другим. Справился? Усложните задачу: букву «д» зачёркиваем, букву «о» подчёркиваем, букву «у» обводим кружочком. По окончании смотрите процент правильно выполненных задач. Это также подготавливает ребёнка к тесту перед поступлением в школу (корректурная проба).
Вместо заключения
Когда ребёнок играет, постарайтесь не отвлекать его от игры без веской причины и не совершать параллельных действий (он играет, а вы включили мультики). Старайтесь, чтобы он в любом случае завершил начатое дело. На переключение с одного вида деятельности на другой расходуется слишком много энергии. Чем чаще это будет происходить, тем труднее будет приучать ребёнка концентрировать внимание. Удачи вам в подготовке ребёнка к условиям современной жизни.
Источник
Научить ребенка сосредотачиваться и концентрироваться не простая задача. Как же с ней справиться?
Настоящая проблема современных детей – дефицит внимания и неумение сосредотачиваться на поставленной задаче. Причина этого – современный темп жизни, увлечение СМИ, телефонами, компьютерными играми. Быстрое мелькание кадров в телевизоре не позволяет малышу успевать следить за ними. Он привыкает к поверхностному усвоению информации. Это перевозбуждает нервную систему ребенка и способность сосредотачиваться.
Каждый ребенок индивидуален. Кто-то уже в два года может подолгу сосредоточенно сидеть собирать две половинки пазла. Кто-то и в 4 года может с трудом 5 минут усидеть на месте, выполняя не сложное задание.
Способность концентрации развивается только тогда, когда ребенок чем-то увлечен, поглощен этим делом.
Психологи выделяют приблизительную шкалу времени концентрации ребенка на одной задаче:
2 года –до нескольких минут, 3 года- 10 минут, 4 года — 15 минут, 5 лет -20 минут, 6- лет — 25 минут.
Способность сосредотачиваться так же зависит и от времени суток.
Топ 10 советов как научить ребенка сосредотачиваться и концентрироваться:
1. Режим. У ребенка должен быть режим. Сон не менее 9 часов. Ложиться спать вечером лучше до 22 часов. Время с 22-24 часов – это лучшее время для перезагрузки мозга, природой так устроено, что именно в это время мозг отдыхает и набирается сил на новый день. Это время сна называют лечебным.
2. Сосредоточиться поможет правильное освящение. В идеале у ребенка должна быть лампа зеленого цвета с неярким мягким светом. Это позволяет глазам и мозгу ребенка на дольше оставаться в работе. Работоспособность увеличиться с присутствием в комнате аквариума с рыбками.
3. Хорошо помогают сконцентрироваться миндальные орешки, чай с лимоном — стимулируют мозговую деятельность.
4. Начинайте читать ребенку книги как можно раньше. Рассматривайте с ним картинки, детали на картинках, называйте предметы.
5. Настольные игры. Учите ребенка играть в настольные игры с раннего возраста. Они развивают не только концентрацию, но и внимание. Логическое мышление, речь, умение договариваться.
Самым маленьким подойдет детское лото. От 2-х лет пазлы. От 3-х лет и старше – бродилки, дидактические игры. В процессе игры родители обязательно должны показать ребенку как здорово учиться, трудиться, познавать и открывать что-то новое. И тогда вы увидите результаты своих усилий очень скоро.
6. Перерывы. Делайте перерывы во время занятий. Чем меньше ребенок, тем чаще должны быть перерывы. В перерывы нужно попрыгать, побегать. Вы должны отвлечь ребенка от работы раньше, чем он сам начнет отвлекаться. Длительность концентрации индивидуальна у каждого ребенка. Наблюдайте, засекайте, сколько минут ваше чадо способно сосредотачиваться и исходя из этого делайте перерывы.
7. Занятие должно быть интересно ребенку, тогда он будет усидчив. Хорошо развивают способность сосредотачиваться, а так же мелкую моторику — совместные поделки. Это гораздо полезнее, чем академические уроки.
8. Научитесь сами давать ребенку внимание. Тогда получите и от него внимание. Во время занятия с ребенком сядьте рядом с ним. В комнате должна быть тишина. Контакт «глаза в глаза».
9. Предупредите рассеянность заранее.
Перед началом занятия пусть ребенок пополдничает. Это позволит не отвлекаться на перекусы и попить. Не стоит начинать занятия после подвижных игр или спортивных тренировок, когда ребёнок устал. Не перегружайте его. Школа, уроки, секции не должны идти потоком. Время отдыха должно быть.
Позаботьтесь, чтобы во время занятий ребенка его ни кто не отвлекал. Разведите сестру или брата в разные комнаты. И уж, тем более, не разрешайте одному ребенку смотреть телевизор, в то время когда вы занимаетесь с другим.
Терять сосредоточенность дети могут тогда, когда задача кажется им слишком трудной. Разделите задачу на несколько этапов. Так ребенку будет понятнее и легче. Не забывайте хвалить свое чадо за самостоятельную работу.
10. Самая главная рекомендация – как можно меньше времени давать ребенку сидеть с гаджетами и у телевизора. Для многих родителей это удобно, они могут заняться своими делами, думая, что ребенок занят и развивается. Это иллюзия.
Длительное сидение перед экраном приводит:
• Не развивается мышление. Мышление подразумевает задавание вопросов и поиск ответов на эти вопросы. А в телевизоре он получает готовые ответы на не заданные вопросы.
• Не развивается воображение. Картинки на экране двигаются и переключаются очень быстро, что делает развитие воображения ненужным.
• Речь деградирует. В современных мультфильмах персонажи общаются на крайне примитивном уровне междометий и их речь не направлена на ребенка. Конечно, ест хорошие мультфильмы, которые можно использовать в обучении. Но не забывайте отслеживать и контролировать, во что играет, что смотрит ваш ребенок и как долго.
Источник