Как измерить уровень развития ребенка никитин
Тогда, да
сейчас в официальной системе просвещения и образования исследования в
области раннего чтения были категорически запрещены. Вскоре появились
сообщения, что в стране появились диссиденты от педагогики, Борис и Лена
Никитины, которые осмелились научить детей читать за два — три года до
школы. На них немедленно обрушилась почти вся тогдашняя
государственная пресса, специалисты и академики сразу двух министерств:
просвещения и здравоохранения. Сохранились более 200 публикаций в том
числе и нынешних академиков против раннего развития и чтения.
РАН:
Институт психологии
Работая
над созданием методики измерения продуктивности интеллектуальной деятельности,
ее автор, известный педагог Борис Павлович Никитин, ставил перед собой цель —
создать тест, который может определять возможности невербального мышления;
«сообразительность», а не уровень знаний. Ему потребовалось значительное
количество времени, чтобы осуществить эту идею на практике.
В основу
методики положен один из субтестов Векслера — кубики Косса. Авторская разработка
Никитина заключается в творческом подходе к их использованию. Выяснилось, что
даже 4 кубика, уложенные квадратом, позволяют сложить около 20 тысяч различных
узоров.
В
оборудование к методике, которую Б.П. Никитин назвал ПТУР («продуктивность
творческой умственной работы»), входит комплект четырехцветных кубиков (16
штук), секундомер, набор контрольных узоров возрастающей сложности, протокол
измерений, экспериментальный график зависимости ПТУР от возраста, график
определения «умственного возраста» по результатам испытаний и узор для укладки
кубиков в коробку («начальный порядок»), в каком должен увидеть их испытуемый,
открывая впервые коробку.
Существует
определенный порядок измерения ПТУР, подробно разработанный автором и
апробированный на протяжении более чем двадцати лет. Он включает четкие
инструкции для экспериментатора на всех этапах проведения исследования, —
начиная от конкретных инструкций испытуемому, порядка предъявления кубиков и
узоров, контроля за ходом выполнения ребенком задания, хронометража, временных
норм (максимального времени складывания узора [Тмакс]), ошибок, которые должны
учитываться при работе. Подробно расписан и подсчет результатов по записи в
протоколе, которые поступают в виде показания «Продуктивности творческой работы»
и оценки уровня развития каждого ребенка в зависимости от его возраста. По
величине ПТУР, показанной ребенком, легко определяется его «умственный возраст»,
сравнивая который с календарным, можно увидеть, насколько опережает или отстает
ребенок в своем развитии от статистически среднего.
Основным
достоинством теста, как считает сам автор, является то, что он не только
диагностирует, но и развивает творческие возможности, показывает способность к
творчеству и самообучению.
ПТУР можно
успешно применять для диагностики различных операций невербального мышления,
пространственной ориентации, виртуального восприятия, творческого мышления.
Он может
быть применим как для детей (начиная с двух-трех лет), так и для взрослых. Тест
прошел экспертную проверку в Институте психологии Российской академии наук и
рекомендован для психолого-педагогической диагностики. Основные материалы теста
(кроме кубиков) выпущены в специальном издании: Б.П. Никитин, «Как измерить
уровень развития ребенка». Кубики продаются отдельно в готовом виде или могут
быть использованы четырехцветные кубики из других наборов.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
О Никитине, его семье и творческом наследии:
Педагогика Б. и Л. Никитиных >>>
Памяти Никитина Б.П. — великого гуманиста, Педагога, Воспитателя XX века >>>
О книгах Никитина >>>
Что стало с семьёй Никитиных >>>
Популярно о интеллектуальных играх Б.П.
Никитина:
С чего начать и как играть? >>>
Игры с Большой Буквы >>>
Рамки — вкладыши Монтессори геометрические >>>
Из первых уст:
Беседа Л.А. Никитиной с родителями >>>
Профессионалы о интеллектуальных играх
Б.П. Никитина >>>
Как
измерить уровень развития ребёнка? >>>
Книги Никитина Б.П.:
«Развивающие
игры» >>>«Резервы
здоровья наших детей» >>>«Мы и наши дети» >>>
Источник
Тогда, да
сейчас в официальной системе просвещения и образования исследования в
области раннего чтения были категорически запрещены. Вскоре появились
сообщения, что в стране появились диссиденты от педагогики, Борис и Лена
Никитины, которые осмелились научить детей читать за два — три года до
школы. На них немедленно обрушилась почти вся тогдашняя
государственная пресса, специалисты и академики сразу двух министерств:
просвещения и здравоохранения. Сохранились более 200 публикаций в том
числе и нынешних академиков против раннего развития и чтения.
РАН:
Институт психологии
Работая
над созданием методики измерения продуктивности интеллектуальной деятельности,
ее автор, известный педагог Борис Павлович Никитин, ставил перед собой цель —
создать тест, который может определять возможности невербального мышления;
«сообразительность», а не уровень знаний. Ему потребовалось значительное
количество времени, чтобы осуществить эту идею на практике.
В основу
методики положен один из субтестов Векслера — кубики Косса. Авторская разработка
Никитина заключается в творческом подходе к их использованию. Выяснилось, что
даже 4 кубика, уложенные квадратом, позволяют сложить около 20 тысяч различных
узоров.
В
оборудование к методике, которую Б.П. Никитин назвал ПТУР («продуктивность
творческой умственной работы»), входит комплект четырехцветных кубиков (16
штук), секундомер, набор контрольных узоров возрастающей сложности, протокол
измерений, экспериментальный график зависимости ПТУР от возраста, график
определения «умственного возраста» по результатам испытаний и узор для укладки
кубиков в коробку («начальный порядок»), в каком должен увидеть их испытуемый,
открывая впервые коробку.
Существует
определенный порядок измерения ПТУР, подробно разработанный автором и
апробированный на протяжении более чем двадцати лет. Он включает четкие
инструкции для экспериментатора на всех этапах проведения исследования, —
начиная от конкретных инструкций испытуемому, порядка предъявления кубиков и
узоров, контроля за ходом выполнения ребенком задания, хронометража, временных
норм (максимального времени складывания узора [Тмакс]), ошибок, которые должны
учитываться при работе. Подробно расписан и подсчет результатов по записи в
протоколе, которые поступают в виде показания «Продуктивности творческой работы»
и оценки уровня развития каждого ребенка в зависимости от его возраста. По
величине ПТУР, показанной ребенком, легко определяется его «умственный возраст»,
сравнивая который с календарным, можно увидеть, насколько опережает или отстает
ребенок в своем развитии от статистически среднего.
Основным
достоинством теста, как считает сам автор, является то, что он не только
диагностирует, но и развивает творческие возможности, показывает способность к
творчеству и самообучению.
ПТУР можно
успешно применять для диагностики различных операций невербального мышления,
пространственной ориентации, виртуального восприятия, творческого мышления.
Он может
быть применим как для детей (начиная с двух-трех лет), так и для взрослых. Тест
прошел экспертную проверку в Институте психологии Российской академии наук и
рекомендован для психолого-педагогической диагностики. Основные материалы теста
(кроме кубиков) выпущены в специальном издании: Б.П. Никитин, «Как измерить
уровень развития ребенка». Кубики продаются отдельно в готовом виде или могут
быть использованы четырехцветные кубики из других наборов.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
О Никитине, его семье и творческом наследии:
Педагогика Б. и Л. Никитиных >>>
Памяти Никитина Б.П. — великого гуманиста, Педагога, Воспитателя XX века >>>
О книгах Никитина >>>
Что стало с семьёй Никитиных >>>
Популярно о интеллектуальных играх Б.П.
Никитина:
С чего начать и как играть? >>>
Игры с Большой Буквы >>>
Рамки — вкладыши Монтессори геометрические >>>
Из первых уст:
Беседа Л.А. Никитиной с родителями >>>
Профессионалы о интеллектуальных играх
Б.П. Никитина >>>
Как
измерить уровень развития ребёнка? >>>
Книги Никитина Б.П.:
«Развивающие
игры» >>>«Резервы
здоровья наших детей» >>>«Мы и наши дети» >>>
Источник
27 апреля 2016
Аверьянова Света
Уже больше полувека система педагогического влияния на развитие детей семьи Никитиных пользуется популярностью не только среди педагогов, но и родителей на просторах бывшего Советского Союза.
Методика Никитиных основывается на главном принципе – это раннее развитие ребенка как физическое, так и интеллектуальное. Она включает в себя все периоды ранней возрастной категории, начиная от родов и заканчивая дошкольным возрастом.
Сейчас основные постулаты этой системы не вызывают удивления или непонимания у родителей, так как они уже хорошо знают или хотя бы слышали о важности раннего развития для своего малыша. А еще совсем недавно основные правила методики у многих вызывали непонимание и массовые протесты. Они базировались на том, что ее основа не уникальна, и что детей, которые воспитаны по ней и достигли во взрослой жизни определенных вершин, не так уж много.
Но факты пользы такого раннего развития говорят сами за себя. Кроме того, методика семьи Никитиных принята одной из основных детских программ развития в такой стране, как Япония. Книги автора переведены на многие языки мира и активно продаются даже в наше время, а в Германии открылся институт имени семьи Никитиных, изучающий ранее развитие.
Кем были авторы
Борис и Лена Никитины – это мама и папа из многодетной семьи. Они оба имели педагогическое образование. Идея воспитания детей по новой системе вынашивалась у Бориса Павловича, когда он был в молодом возрасте и работал в сфере авиации. Он мечтал создать собственную школу, где молодое поколение воспитывалось бы не по заезженным методикам советского пространства.
Лена Алексеевна Никитина после встречи с прекраснейшим человеком, по ее словам, своим мужем Борисом, родила ему семерых детей. Вместе они приняли решение внедрить новую методику воспитания в свою семью. Они создали в своем доме атмосферу творчества и активно воспитывали и обучали своих детей.
Постепенно она обогащалась гипотезами, доказательствами правильности теории, новыми методами. Здесь были пробы и ошибки, но результат был – воспитание по новой схеме дает свои положительные результаты.
Для жителей подмосковного поселка, где обитала многодетная семья, было странно наблюдать методику воспитания никитинских детей. В головах у них не укладывалось, как можно выпустить ребенка бегать босиком по снегу, а гимнастические упражнения, которые с легкостью выполняли их дети, были завораживающим зрелищем для них. Начиная с трех лет, ребята из семьи Никитиных уже учились читать и легко считали до десяти.
Согласитесь, такие результаты в конце 50-х годов ХХ столетия удивляли любого.
Да, Никитины нашли в себе мужество противостоять системе воспитания тех времен, и сегодня их методика или ее элементы пользуются популярностью среди молодых родителей. «Воспитание ребенка не может быть одинаковым для всех и по определенным программам», – говорил Борис Никитин, – «каждый малыш – это индивидуум, а задача родителей – поощрять его активность» – основные принципы по воспитанию детей.
Основные постулаты методики
Опыт семьи Никитиных говорит о необходимости создать такую ауру и среду для детей, при которых они имели бы возможность развиваться в любом направлении.
Поэтому малыш выбирает именно то, что на данный момент может развиваться и дает высокую эффективность.
Еще одна важная мысль – все занятия с ребенком должны проходить с активным участием их родителей. Но не стоит навязывать им свое мнение или желания. Задача родителей – поощрять выбор ребенка самостоятельно мыслить и дать возможность самому найти логическое решение задачи.
По методике Никитиных нежелательны такие родительские проявления:
- чрезмерная забота и уход;
- непрерывные занятия с ребенком;
- лишить малыша возможности самостоятельно выбирать игру, времяпрепровождение;
- навязывать свои идеи, правила, занятия.
По мнению Бориса Никитина, среди родителей существует две основные ошибки, которые ведут к неправильному всестороннему развитию ребенка.
- Полная организованность дня малыша родителями и чрезмерная опека над ним. В этом случае ребенок лишается возможности самостоятельно развиваться и выбирать то, что ему интересно в данный период его жизни. В дальнейшем в более взрослом возрасте для таких людей принять самостоятельное решение будет крайне сложно или практически невозможно. Они выберут проторенный путь или будут управляемы другими.
- Вторая ошибка – это заброшенность. При этом родители все свое внимание уделяют уходу и не занимаются развитием малыша. Они заботятся о том, чтобы у ребенка было что покушать, он был помыт и одет. При этом духовное развитие уходит на второй план. У таких детей в дальнейшем будет наблюдаться значительное отставание в психоэмоциональном развитии.
Система воспитания семьи Никитиных основана на естественности, труде, непосредственной близости к природе. Дети сами выбирают свой режим и в питании, и в игре, и в быту. Задача родителей состоит в своевременной помощи в решении сложных жизненных вопросов и постоянное участие в жизнедеятельности ребенка.
Принципы воспитания
Все своды воспитания по методики семью Никитиных можно условно разделить на четыре основных принципа, которые воедино дают положительный результат в развитии малыша.
Система Никитиных предпологает:
Первый принцип основывается на свободе творчества детей на занятии. Не нужно специальных уроков, все они носят чисто познавательный характер, и только ребенок определяет то, чем он хочет заниматься, как и сколько. Основные правила для родителей:
- не навязывайте определенную программу обучения;
- не нужно объяснять правила, лучше вовлечь его в новый вид деятельности с помощью сказки, воспользовавшись интересом и желанием малыша подражать взрослому. Если это вызовет интерес ребенка – он будет играть и развиваться в этом направлении;
- начало любой новой игры требует активного участия взрослого, но в дальнейшем его присутствие не обязательно.
Второй принцип – дать малышу делать все самостоятельно. Если определенное задание ребенку под силу, дайте ему возможность выполнить его самому. Пусть в первый раз не получится, но учиться новому путем проб и ошибок – это правильный путь к воспитанию личности. Для родителей важно помнить следующее:
- не спешите решать проблему за малыша, дайте ему возможность подумать и решить самостоятельно;
- если найти правильный путь для ребенка становится тяжело, вернитесь к более легкому, уже сделанному подобному заданию и снова начинайте по нарастающей, не забывая хвалить малыша за его маленькие победы;
- если невозможность найти правильное решение заставляет кроху покинуть начатое, отложите занятие, пока снова не появится интерес.
Третий принцип – это гармоническое распределение внимания и на физические, и на умственные способности малыша. Не нужно акцентироваться на одном из пунктов. Они должны дополнять друг друга. Только в этом случае методика дает всестороннее развитие ребенку.
Совместная работа взрослого и малыша – это четвертый постулат методики семьи Никитиных. Помогая по хозяйству маме или отцу, девочки и мальчики учатся этому труду. При этом родители не забывают активно участвовать и в занятиях их малышей.
Похвала занимает очень важное место в воспитании ребенка. Такое утверждение закономерно, ведь любящие родители не могут не похвалить свое дитя за его достижения в решении той или иной задачи. Даже если ребенок потерпел неудачу, найдите способ похвалить его, не акцентируя внимания на его поражении, и он обязательно вернется и доведет дело до конца.
Воспитательные аспекты с момента родов
Уже упоминалось, что воспитательная методика семьи Никитиных берет свое начало с периода родовой деятельности у женщины. Хотя у педагога Б. Никитина были советы о поведении будущей матери и при вынашивании. Но все же, основа воспитания начинается с родовой деятельности.
Когда Лена и Борис Никитины отправляли свою дочь в роддом, они составили целый список с просьбами к врачам и медицинским сестрам учреждения.
- Роды без медикаментов. Применение анестезии в несколько раз ухудшает родовую деятельность и пагубно сказывается на здоровье и матери, и малыша.
- Роды в положении полусидя.
- Пуповина перерезается только после того, как в ней перестает пульсировать кровь.
- Раннее прикладывание к груди. Это дает малышу спокойствие, чувство защищенности и понимание, что мама рядом.
- Совместное присутствие новорожденного с матерью сохраняет их связь и в значительной степени успокаивает малыша.
- Кормление по требованию. Это первый шаг к самостоятельности малыша. Он сам определяет, когда ему кушать. Кстати, перед процессом кормления грудью Никитин предлагал полностью раздевать кроху, чем вовлекал его организм в способность терморегуляции.
- Не пеленать. Отсутствие движения и контакта с окружающим миром сокращает возможности крохи познавать его.
- Закаливание. Применение воздушных ванночек сразу же после рождения – это путь к успешному и крепкому здоровью.
Многие их этих предпосылок сегодня используются в родильных домах и значительно улучшают процесс появления малыша на свет.
Если вы решились на методику воспитания ребенка по принципам семьи Никитиных, то при правильном подходе и выполнении всех требований вы гарантируете хорошее физическое и умственное развитие своего малыша.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник