Как и чем развивать ребенка в 1 год и 10 месяцев
Всего через два месяца малыш отпразднует свой второй «юбилей» — 2 года!
А пока он достаточно быстро растет, осваивает большой мир и приобретает множество новых навыков.
Анализируя развитие ребенка в 22 месяца, можно отметить, что он достаточно окреп к этому возрасту, стал физически ловким, быстрым и освоил огромное количество ранее недоступных ему движений и умений.
Но, прежде чем сравнивать ребенка согласно нормам, на которые опираются педиатры, необходимо сказать о том, что каждый малыш развивается индивидуально, в соответствии с собственным ритмом, обусловленным генетикой, рядом косвенных факторов и работой его нервной системы.
Физические параметры малыша в год и девять месяцев
Рост малыша в возрасте 1 год и 10 месяцев имеет нижние и верхние границы:
- у мальчиков от 83,5 см до 93 см;
- у девочек – от 84 до 90,5 см.
Вес может колебаться от 10,5 кг до 14,5 кг.
Окружность головы:
- у мальчиков в возрасте 22 месяца – около 47-51 см;
- у девочек – от 46 до 50 см.
Окружность груди:
- у девочек – от 48 до 54 см,
- у мальчиков – от 48,5 до 54,7 см.
Данные параметры одобрены отечественными педиатрами и немного отличаются от нормы ВОЗ.
Важно! Нормы всегда нужны только для того, чтобы анализировать те, или иные показатели, делая некоторые соответствующие выводы, но не боле того!
Что умеет делать малыш?
Возраст в 22 месяца предполагает наличие у ребенка определенных бытовых навыков и умений, существенно облегчающих жизнь как малышам, так и их родителям. Например, дети в этом возрасте умеют:
- Самостоятельно пить из чашки, а во время еды пользоваться и ложкой, и вилкой.
- Снимать и надевать обувь, определяя соответствующую ногу (малыш может справиться с застежкой – липучкой, но вот шнурки ему пока еще не «подвластны»). Ребенок умеет и может самостоятельно надевать и снимать одежду, только не справляется еще с пуговицами и застежками.
- Умываться, мыть ручки с мылом, правильно пользоваться полотенцем.
- Пользоваться горшком по назначению, контролируя естественные потребности своего организма.
- Играть самостоятельно некоторое время, используя игрушки.
- Убирать за собой игрушки.
- Ухаживать за домашним питомцем (совершая некоторые посильные действия, например: налить водички в миску животного).
Дети такого возраста просто обожают активность – бегают, прыгают, лазают.
Часто малыши разбрасывают вещи; стремятся открыть шкафы, различные емкости и коробки, рассыпая и разливая их содержимое.
Это, конечно же, доставляет немало хлопот родителям – их задачей становится не постановка постоянных запретов , а направление его энергии и стремления познать окружающий мир в правильное русло, основываясь на желании малыша полностью копировать поведение взрослых.
В возрасте 1 года и 10 месяцев ребенок может участвовать в совместных играх с другими детьми, произносит все больше новых слов, стремясь выразить свои впечатления – речь ребенка хорошо понимают не только родители, но и посторонние люди.
Важно! Малышам в этом возрасте достаточно интересно помогать взрослым, особенно в домашних делах. Ребенок сам предлагает свою помощь, ожидая похвалы и поддержки от старших и стремиться полностью копировать действия взрослых.
Особенности психоэмоциональной сферы
Они проявляются в поведении ребенка:
- малыш, который умеет не только ходить, но и бегать, вдруг начинает часто «проситься на ручки»;
- проявляет необычную требовательность к мелочам – пьет только из определенной чашки или ест только выбранную им еду;
- избирательно относится к выбору игрушек, собственной одежды или обуви;
- требует от родителей ежевечернего чтения сказки (иногда – одной и той же) – все это лишь консервативное желание стабильности и ощущение защиты и контроля для ребенка.
Родителям необходимо использовать такие особенности малыша грамотно – выполняя его просьбы, можно обеспечить ребенку ощущение стабильности и уверенности.
Обратите внимание! Потакать откровенным капризам ребенка, особенно основанным на желании что-то приобрести, не стоит – такое поведение взрослых укрепляет в малыше уверенность в ложном всемогуществе и возможность манипулировать взрослыми.
Ребенок в этом возрасте эмоционален, активен, всегда находится в состоянии какой – либо деятельности.
При положительных оценках его действий хорошо настроен и стремится выполнять все просьбы взрослых. При неудачах расстраивается и быстро отказывается от выполнения любых действий.
Часто упрямится, капризничает и настаивает на своем, но легко «переключается» (при грамотной попытке старших отвлечь внимание малыша на другое действие или предмет).
Речевые способности
Малыш способен воспринимать и произносить короткие рассказы (без показа действий), связанные с его действиями, отвечая на вопросы об этих событиях.
Знает, показывает и называет части тела и детали лица.
Словарный запас малыша в возрасте 1 год и 10 месяцев обычно состоит из 50 слов. Но встречаются дети, которые знают до 200-300 слов.
Важно! Развитие каждого ребенка индивидуально. Если ваш малыш еще не знает столько слов, не отчаивайтесь. И вы скоро все освоите!
Ребенок активно произносит предложения из 3-4 слов (при общении, констатациях или просьбах); повторяет простые четверостишия, подпевает знакомые песни; умеет описывать то, что видит рядом с собой и называть предметы и действия по картинкам.
Но фразы ребенка еще не оформлены правильно, часто он может называть себя в третьем лице.
В 1 год и 10 месяцев малыш способен заменить облегченные слова на правильные, может дать словесную оценку не только самому себе, но и окружающему миру, знает и правильно употребляет слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и т.п.
Интеллект
- В возрасте 22 месяцев уже можно определить, какая ручка у крохи ведущая – правая, или левая.
- Малыш умеет соотносить объемные фигуры с их плоскостным изображением.
- Ориентируется в контрастных величинах.
- Определяет 3-4 цвета.
- Распознает вес, фактуру и температуру окружающих его предметов.
- Умеет «рисовать» (не только изображать на листе бумаги различные линии, но и назвать то, что он нарисовал).
- Во время игры способен выполнять два-три сюжетных действия.
- Умеет сооружать постройки из кубиков и выполнять правильные действия с пирамидкой.
В 1 год и 10 месяцев интеллект малыша стремительно развивается, у ребенка достаточно активно функционирует память и мышление; он тонко улавливает и различает интонацию речи не только взрослого, но и сверстников.
Кроха внимательно слушает разговоры окружающих – в зависимости от услышанного у него меняется настроение. Малыш все больше начинает проявлять интерес к действиям, основанным на образном мышлении, наблюдательности и запоминании.
Рацион питания
Примерное меню малыша в этом возрасте должно обязательно содержать определенные продукты:
- Каши необходимо готовить вязкие, в них можно добавлять кусочки овощей или фруктов (как вареных, так и сырых). В каши без молока можно положить вареное мясо.
- Яйца и рыбу — яйца малыш должен есть не реже трех раз в неделю, их необходимо чередовать с рыбой или продуктами из нее.
- Мясо.
- Овощи и фрукты свежие — фрукты и овощи – каждый день, можно готовить пюре из отварных овощей, а также добавлять в рацион сухофрукты.
- Обязательно, молочные продукты – молоко в чистом виде давать ребенку следует гораздо меньше – оно способно спровоцировать значительные проблемы с пищеварением. Из молочных продуктов лучше всего ребенку подходят: кефир, йогурт, сыр и творог.
Меню малыша обязательно должно быть разнообразным, а рецепты приготовления блюд и их подача – интересными.
Например, ребенку можно приготовить бутерброды, как у взрослых: на тончайшие ломтики хлеба можно выложить тоненькие пластины отварного мяса (курицы, индейки или говядины) и украсить такие бутерброды овощами.
Можно сделать «овощные канапэ» — нарезать разные овощи (можно и сырые, и вареные), нанизать их в различном сочетании на специальные палочки и украсить зеленью.
Важно! Желательно привлекать малыша к приготовлению блюд и сервировке стола – так развивается не только эстетический вкус у ребенка, но и навыки правильного питания.
Особенности гигиены и ухода
Особенности ухода за ребенком в этом возрасте и правила гигиены включают в себя соблюдение навыков аккуратности и чистоплотности, направленные на укрепление его здоровья и профилактику различных заболеваний.
Главное – содержать в чистоте тело малыша, все его вещи, игрушки и, по возможности, все что его окружает.
Важное внимание необходимо уделять кожным покровам ребенка, поскольку кожа у малыша очень нежная и легко повреждается.
Каждый день крохи должен начинаться и заканчиваться умыванием и чисткой зубов.
Купать ребенка необходимо не менее 2-х раз в неделю, стричь ногти и волосы – по мере необходимости, используя специальные инструменты.
Взрослые, ухаживающие за малышом, также обязаны соблюдать правила личной гигиены, следить за состоянием своего здоровья и вести правильный образ жизни.
Соблюдение правил гигиены поможет не только сохранить здоровье, но и привить ему необходимые навыки – главное – это личный пример взрослых!
Режим дня и сна
В этом возрасте продолжительность дневного сна малышей сокращается до 2-х часов. Один сеанс дневного сна – тоже норма, но некоторые спят больше одного раза – все зависит от индивидуальных особенностей и потребностей маленького организма.
Ребенок спит ночью по 10-12 часов, причем в этом возрасте он уже умеет спать самостоятельно, отдельно от родителей.
Обратите внимание! Часто проблемой ночного сна у малышей в возрасте 1,5-2 лет становятся неоднократные ночные пробуждения – в таких случаях ребенка необходимо приучать засыпать самостоятельно, чтобы он не звал и не будил взрослых.
Занятия с малышом
Занятия с малышом очень важны:
- Игры – основное внимание уделяется играм, направленным на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; отлично подходит рисование фломастерами или пальчиками (с помощью безопасных красок). Ребенок с удовольствием играет со взрослыми, или самостоятельно, а вот игры со сверстниками еще не все малыши воспринимают положительно.
- Игрушки, конечно же, в первую очередь, должны быть безопасными. Основное предпочтение необходимо отдавать пазлам, конструкторам с большим количеством объемных деталей и игрушкам, участвующим в сюжетно-ролевых играх. Для этого хорошо подойдут куклы, которых можно одевать в наряды или костюмы супер героев с соответствующими атрибутами.
- Песни – на сегодняшний день существует большой выбор музыкальных произведений и песенок, которые малыши слушают с удовольствием. Возраст ребенка и его развитие позволяет не только слушать такие песенки, но и подпевать им.
- Мультики для детей в возрасте 22 месяца должны быть короткими, яркими и музыкальными. Очень хорошо смотреть мультфильмы вместе с ребенком – развивающие и обучающие мультики способны дать малышу более гармоничное развитие.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 11 месяцев.
Полезное видео
Предлагаем вам также посмотреть данное видео по теме:
Советы родителям
Малыши в возрасте 1 года и 10 месяцев требуют к себе пристального внимания. Для того, чтобы кроха развивался правильно и гармонично, необходимо уделять ему как можно больше внимания – хотя ребенок достаточно быстро растет, познавая окружающий мир, нужно направлять его развитие.
Источник
Малыш на пороге своего двухлетия. Это «серьезный» возраст.
Что умеет ребёнок в 1 год 10 месяцев?
Развитие малютки идёт быстро, продолжается освоение новых умений, формируется личность крохи.
Нормы веса и роста
Родители, сравнивая показатели роста и веса своего малыша со стандартными, должны понимать, что приведённые значения являются усреднёнными и оптимальными. Если параметры физического развития малютки попадают в указанные в таблице границы, волноваться не стоит.
Мальчики | Девочки | |||||
Критично низкое | Среднее значение | Критично высокое | Критично низкое | Среднее значение | Критично высокое | |
Вес (кг) | < 10,3 | 11,0-13,2 | > 14,4 | <9,7 | 10,7-12,3 | >13,4 |
Рост (см) | < 79,5 | 83,2-86,8 | >91,8 | <78,5 | 81,9-83,2 | >90,5 |
Окружность головы (см) | < 46,7 | 47,8-50,4 | > 52,1 | <45,5 | 47,0-50,1 | >51,3 |
Оценивать рост и вес нужно постоянно. Таблица стандартов помогает определить, правильно ли идёт развитие ребёнка в 1 год и 10 месяцев. Если замечены небольшие отклонения, это не страшно, главное, чтобы наблюдался прогресс: вес и рост увеличивались пропорционально. Тревогу должны вызывать критичные отклонения от нормы.
Особенности развития психики
Кроха продолжает знакомиться с окружающим миром: если сломалась любимая игрушка, малыш несёт её родителям «на ремонт». Малютка активно взаимодействует с другими детками на площадке: вместе с ровесниками он разыгрывает небольшие сюжеты, сообща лепит куличики.
Дети наблюдают за реакцией взрослых, это для них своеобразная подсказка, как себя вести в непонятной ситуации.
Например, кроха хочет поиграть с окружающими, но он оглядывается на родителей, ища у них одобрения, или возвращается к маме, если его что-то беспокоит. Дети часто пугаются, потому что многого пока не понимают. Поэтому, если малышу страшно, нужно поддержать ребёнка и объяснить, почему данной ситуации не стоит бояться.
Следует помнить, что у ребёнка в этом возрасте ещё не сформировался инстинкт самосохранения: находясь в опасности, малыш может не испытать чувство тревоги. Родителям следует всё время «мониторить» ситуацию, не выпуская кроху из поля зрения ни на минуту.
Год и десять месяцев — время, когда можно заметить, что ребёнок часто капризничает.
Так, малыш уверенно стоящий на ножках и любящий побегать, вдруг без особой причины просится на руки, всем своим видом показывая, что он устал.
Ситуация ставит взрослых в тупик, но такое поведение вполне объяснимо: карапуз понимает, что раз он научился ходить самостоятельно, родители уже не обязаны помогать ему в передвижении. Поэтому смысл подобных «капризов» в том, чтобы напомнить взрослым — кроха все ещё нуждается в их поддержке и опеке.
Появляются и другие требования. Малыш хочет пользоваться своей посудой, желает иметь личные игрушки, одежду, обстановку. Так, ребёнок пытается выявить подконтрольное ему пространство, очерчивает границы возможного.
Родители должны идти навстречу просьбам малютки, чтобы выработать у ребёнка чувство уверенности — он владеет ситуацией! А неизбежные в таких случаях ошибки добавляют новые знания, которые крохе нужно будет осмыслить и пополнить ими картину мира.
Конечно, откровенным капризам, например, покупке очередной игрушки, потакать не нужно. В противном случае у малютки разовьётся чувство ложного всемогущества, уверенность в том, что родителями можно легко манипулировать.
В 1 год и 10 месяцев ребёнок любит повторять — «Я сам». Следует поощрять малыша в своей самостоятельности. Придётся запастись терпением, но очень скоро карапуз без посторонней помощи освоит простые навыки.
Например, он будет стараться снимать кофточку или носочки, даже если родители, наоборот, пытаются одеть непоседу для прогулки. Такими действиями ребёнок желает показать свою независимость. Кроха запросто может закатывать истерики, если родители не понимают его намерений — вполне допустимая для данного возраста реакция.
Малыш года и десяти месяцев хочет быть в центре внимания. И он пытается добиться этого любыми доступными способами. Родителям следует твёрдо, но аккуратно донести до крохи мысль, что папа с мамой — не его собственность. Ребёнок всё поймёт, он уже умеет строить причинно-следственные связи.
Если малыш сложил из кубиков картинку — он рад, когда не получилось реализовать задуманное — огорчён. Это свидетельство того, что ребёнок обретает самостоятельность.
Общение с окружающими людьми
Общение очень важно. Малыш должен развивать социальные навыки, играя с другими детками, пусть даже старшими по возрасту. Только так у ребёнка появится интерес к коллективным занятиям.
Малыши в 22 месяца уже должны иметь базовые понятия о норме поведения в обществе, поэтому следует учить их контактировать с другими ребятишками, избегая конфликтных ситуаций. Можно брать на прогулку несколько игрушек, которыми малыш может обмениваться, налаживая коммуникативные навыки.
В этот период дети особенно чувствительны и могут негативно отреагировать на попытки познакомить их с другими малышами. Правильнее будет не «давить» на ребёнка, а предоставить ему свободу выбора. Пройдёт немного время, и карапуз самостоятельно наладит первый контакт и обретёт друзей «по песочнице».
Нельзя сравнивать своего малыша с другими ребятишками, это выработает у малютки заниженную самооценку и неуверенность в собственных силах.
Навыки и умения
Координация движений малютки в 22 месяца уже достаточно хорошо сформирована: он умеет пинать мяч так, чтобы тот покатился, и при этом не падать и не спотыкаться. Если кроха пока не освоил данное упражнение, следует просто предоставить ему больше попыток, детки в 22 месяца очень упорны в достижении поставленной цели.
Что ещё должен уметь малютка:
- бегать, не натыкаясь на препятствия;
- балансировать на 1 ноге, держась за опору. Уже скоро малыш начнёт осваивать трёхколёсный велосипед;
- рисовать линии и складывать простые пазлы. Поэтому стоит запастись фломастерами и красками;
- собирать сортер из 4-х форм;
- строить несложные конструкции из кубиков;
- отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?» применительно к знакомому предмету или изображению;
- удерживать в уме последовательность из 2-х действий и выполнять её: может взять и принести игрушку по просьбе взрослого;
- различать круг и квадрат;
- учится понимать речь. Словарный запас малыша составляет порядка 50 слов. Сам он пока активно не говорит, но разбирается в том, что сказано;
- узнавать себя и родных на фото;
- может попытаться изучать свои интимные места. На данном этапе это свойственно мальчикам и девочкам, считается нормой и не должно вызывать беспокойства у родителей.
Некоторые дети демонстрируют готовность сидеть на горшке. Это стремление следует поощрять. Но давление оказывать пока рано: большинство ребятишек осваивает данный навык позднее – на 27-32 неделе.
В год и 10 месяцев уже можно предположить: ребёнок «правша» или «левша». Обычно у большинства детей ведущей является правая рука, и только у 10% — левая.
Как помочь малышу правильно развиваться
Что поможет 22-месячному карапузу быстрее понять мир и освоить новые умения? Конечно, игры и развлечения.
Книги
У малютки уже есть «библиотека любимых произведений». И родители должны ежедневно читать их крохе.
Пока карапуз не может запомнить информацию с первого раза, поэтому потребуется многократное повторение. Следует читать медленно, чтобы малыш не потерял интерес и успевал связать сказанное с изображением на картинке.
В результате таких занятий развивается память малютки, пополняется словарный запас. Пройдёт совсем немного время, и ребёнок сам перескажет сюжет любимой сказки или напоет строчки из песенки.
Развивающие игры
Популярные игрушки в этом возрасте — машинки и тележки, нарядная одежда, кассовые аппараты и посуда. Дети обожают собирать конструктор, строить башенки, изучать форму и объём фигур. Играя совместно со взрослым, карапуз следит за его действиями и усердно их копирует.
Увлечь непоседу можно, сделав кукольное представление по мотивам любимой сказки. Следует вовлекать ребёнка в процесс: попросить помочь в установке декорации, выбрать подходящие для спектакля игрушки и обязательно хвалить за любые усилия.
Чем больше совместных дел, тем меньше у крохи времени на капризы. Рекомендуется разнообразить интонацию, за медведя нужно говорить баском, за мышку — тонким и высоким голосом.
Обыгрывая сказку, следует объяснять малютке мотивы поступков тех или иных персонажей: «Козочка пошла за молоком.– Зачем? – Деток напоить». Или: «Лисонька купила муки. – Что она хочет? – Пирожков испечь». Если малыш затрудняется, нужно ответить за него. Такой диалог оживляет занятие, помогая крохе разобраться в ситуации и находить выход из трудного положения.
Можно купить малютке интерактивную книжку для изучения цифр и букв. Играя, малыш осуществляет последовательные действия: сначала умывает куклу, затем кормит её, одевает на прогулку, укладывает спать. Так карапуз становится самостоятельным и ответственным. Это очень полезные навыки, которые ребёнок перенесёт в реальную жизнь. Нельзя прерывать детскую игру. Для малыша это важнейший познавательный процесс.
Музыка
Следует включать малышу фольклорные произведения и классическую музыку, мелодии со звуками природы и популярные песенки из мультфильмов. Ребёнок в 22 месяца эмоционально реагирует на смех или голос, звучащий на записи.
Нужно предлагать карапузу простые задания, например, убрать мусор или помочь разобрать принесённые из магазина продукты. Ребёнок должен почувствовать, что он справился с заданием. Это придаст ему оптимизма и уверенности в своих силах, он не будет бояться браться за новые дела.
Физкультура
Нельзя забывать и про ежедневную зарядку. Приучение малыша к регулярным физическим упражнениям станет полезной привычкой, укрепит иммунитет ребёнка и даст уверенность в своих силах.
Заниматься с непоседой нелегко: родители могут поддаться искушению и накричать на кроху. Нужно помнить, что для малыша в этом мире всё в новинку и ему необходима поддержка взрослых. Поэтому родителям следует научиться быть спокойными и не нервничать из-за мелочей.
Видео по теме
О развитии детей в 1 год и 10 месяцев в видео:
Приоритетными направлениями в воспитании малыша данного возраста являются: развитие и стимулирование речи, формирование первых привычек: разъяснение крохе таких понятий, как «нужно» и «нельзя», доброжелательного отношения к окружающему миру и культуры поведения.
Источник