Как грудное молоко влияет на развитие мозга ребенка в первые годы его жизни

Как грудное молоко влияет на развитие мозга ребенка в первые годы его жизни thumbnail

Благодаря использованию метода магнитно-резонансной томографии, группе исследователей впервые удалось наглядно продемонстрировать различия в развитии различных структур головного мозга у детей, находящихся исключительно на материнском молоке, на смешанном или же на искусственном вскармливании. Оказалось, что у «грудничков» мозг развивается значительно быстрее.

Грудное вскармливание положительно влияет на развитие головного мозга детей. Благодаря использованию специально адаптированного метода магнитно-резонансной томографии, группе американских и британских исследователей впервые удалось наглядно продемонстрировать различия в развитии различных структур головного мозга у детей, находящихся исключительно на материнском молоке, на смешанном или же на искусственном вскармливании. Работа опубликована в журнале NeuroImage.

Результаты предыдущих исследований свидетельствуют о том, что грудное вскармливание способствует более эффективному умственному развитию в подростковом и взрослом возрасте. Авторы работы, во главе которых стоял Шон Дэони (Sean Deoni) из Brown University (Провиденс, штат Род-Айленд, США), имели своей целью определить, насколько рано наступают изменения в головном мозге, ведущие к столь положительным последствиям.

Дэони и его коллеги отобрали для своего исследования 133 здоровых ребенка в возрасте от 10 месяцев до четырех лет. Все дети были нормально доношены и происходили из семей с похожим социо-экономическим статусом. Все дети были разделены на три группы — на тех, кто находился исключительно на грудном вскармливании хотя бы в течение трех месяцев, тех, кто получал материнское молоко и молочную смесь и тех, кого кормили только смесью.

Головной мозг детей из каждой группы во время сна с помощью адаптированной МРТ изучался на предмет микроструктуры белого вещества — ткани, образованной пучками нервных волокон, покрытых миелиновой оболочкой, благодаря которым осуществляется коммуникация различных областей мозга друг с другом. В особенности обращалось внимание на уровень миелинизации нейронов, от чего зависит скорость проведения нервных импульсов. Полученные показатели сравнивались в каждой из групп по возрастам, чтобы отследить динамику роста белого вещества.

Было установлено, что у детей из «грудной» группы наблюдается наиболее быстрый рост уровня миелинизации нейронов по сравнению с детьми из других групп, причем наиболее заметной эта разница становится в возрасте двух лет. Различие между «грудничками» и «искусственниками» по этому показателю достигает 20-30 процентов, а дети из «смешанной» группы оказались посередине. При этом наиболее значительный рост отмечается в регионах мозга, связанных с языком, эмоциональной и когнитивной функцией.

Кроме того, в ходе исследования был выявлен положительный эффект для развития головного мозга, связанный с длительностью грудного вскармливания. Сравнение уровня развития белого вещества у тех, кого кормили грудью меньше года и больше, показало, что у последних этот показатель значительно выше, в особенности в регионах мозга, ассоциированных с моторной функцией.

«Хотя механизмы, лежащие в основе этих структурных различий, пока не ясны, результаты исследования еще раз указывают на преимущества грудного вскармливания для раннего развития ребенка», — отмечают авторы работы.

Источник

На форумах и сайтах для мам пишут много разных советов, когда стоит закончить кормить ребёнка грудью. Кто-то советует сделать это как можно раньше, кто-то наоборот. Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова, объясняет, почему грудное вскармливание нельзя затягивать.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, развивается, опираясь на прижизненный опыт. Есть предуготованные биологические схемы, но развиваться они могут только при наличии внешних стимулов из реального мира. Это и есть причина, по которой мы так качественно и в разы превосходим инстинктивное поведение животных. Именно за счёт этого у нас есть сознание собственного «я», свобода воли и разнообразие жизненных стратегий-сценариев. Причём ребёнок может развиться и превратиться в человека исключительно в среде себе подобных, то есть в общении с другими людьми.

Что мы понимаем под общением?

Накормить и гигиенически «отработать» ребёнка блестяще могут и представительницы животного мира. Но что такое человеческое общение? Исследование психологов из Йельского университета показало, что даже шестимесячные младенцы наделяют отношения чисто человеческим смыслом («Социальная оценка младенцев доречевого уровня развития», Карен Уинн, Пол Блум, Кейли Хамлин, 2007). Если в разыгрываемой перед ребёнком сценке круг пытается забраться на небольшую горку, а треугольник у склона горки, подталкивая, помогает кругу, а, в свою очередь, квадрат на вершине мешает кругу залезть на горку, то после окончания сценки ребёнок однозначно выбирает (протягивает руку) к положительному герою, то есть к хорошему и доброму треугольнику. В домах малютки совсем крохотные младенцы впадали в депрессию и отказывались от еды, если ухаживающие за ними женщины осуществляли только механические действия по уходу и кормлению, не давая детям тепло, внимание, какое-то личное человеческое отношение, любящий контакт.

Читайте также:  Центры развития ребенка в старом осколе

Однако только у человека отношения привязанности пересекаются со сферой познания, освоением принципов и закономерностей окружающего мира, включая также и психику другого как часть этого мира вокруг. Ребёнок использует представление о существовании у другого человека психики для того, чтобы познавать мир, а не наоборот! Это очень важно! Человеческое существо-младенец рождается уже с предуготовленностью к взаимодействию в социальной среде, в среде людей. В течение первых трёх месяцев идёт развитие и освоение социальной улыбки, способность различать и имитировать мимику взрослого, ориентироваться на неё как на индикатор того, как нужно реагировать на что-либо незнакомое в окружающей среде. Например, в одном из экспериментов Дж. Соурса годовалым детям на пути их движения размещали визуальную пропасть, и когда мама демонстрировала испуганное выражение лица, ни один из детей не пересекал зрительный обрыв. Исследование восприятия лиц младенцами показывают, что новорождённые предпочитают смотреть на схематическое изображение человеческого лица, а не на его отдельные детали, кружочки, черточки (Фридман, 1974). Уже к двухмесячному возрасту дети способны запоминать и отличать лица незнакомых людей (Бласс, Кэмп, 2004). По мере развития дети начинают различать выражение различных эмоций. Уже у 4–6-месячных детей отмечается разная реакция на счастливое и удивлённое лицо, и совсем другая — на грустное и испуганное (Майер, 1981, Нельсон, 1087). Кроме того, на радостное выражение лица младенцы смотрят дольше (Изард, 1999).

Эксперименты Майкла Томассело ясно показывают, что ребёнок к году уже требует общения, кооперации чисто человеческого качества (М. Томаселло, М. Карпентер, Дж. Колл. Понимание и разделение намерений: источники культурного познания, 2005). Так, после получения ребёнком игрушки, которую ранее использовали для эксперимента, в качестве приза в игре со взрослым годовалые дети часто вновь возвращали игрушку в экспериментальный аппарат и требовали от взрослого продолжения совместных действий, совместной игры. То есть своё собственное эгоистическое желание — владеть игрушкой — уходило на второй план, а преобладала ценность совместной деятельности со взрослым.

Ребёнку около года уже недостаточно простого удовлетворения его витальных потребностей — поесть, быть сухим, быть в безопасности

Ему уже хочется, чтобы другие люди разделяли его намерения, воспринимали ситуацию так же, как он, были с ним заодно. Вспомните, как годовалый ребёнок тянет вас показать что-то или зовёт куда-то, где у него что-то интересное, и как сияют его глаза, когда вы откликаетесь и начинаете с ним взаимодействовать! Всё это говорит о чрезвычайной и неотъемлемой роли социального контакта в развитии психики и, соответственно, интеллекта ребёнка.

Причём по мере взросления и овладения ребёнком реальностью (заработали сначала руки, потом включились ноги, потом речь) контакт со взрослым усложняется, пополняется ситуативный репертуар, содержание контакта обогащается разными видами деятельности. К чему, естественно, прилагается эмоциональная окрашенность контакта. Для ребёнка жизненно важная вещь — ориентация на одобрение и принятие со стороны окружающих. Иначе не выжить! «Я должен нравиться» — буквально выпестованный эволюцией психический лозунг младенца.

Человек по сравнению с животным крайне уязвим: нет шерсти, чтобы спастись от холода, нет рогов, когтей, клыков, чтобы добыть мясо, не очень-то на двух ногах побегаешь, да и лазить по деревьям тоже проблематично. Сама природа в ходе эволюции в силу того, что человеческие особи только в стае и только благодаря сотрудничеству и взаимопомощи могли нормально выживать, заложила в человека механизм усложнения мозга за счёт развития именно тех областей, которые отвечают за социальное взаимодействие, коммуникацию, одобрение и принятие со стороны себе подобных. Благодаря этому в человеческом мозге (частично и в мозге приматов) сформировалась и достигла высочайшего уровня сложности дефолт-система мозга, отвечающая за восприятие человеком других людей, за представленность и богатство социальных связей, за разнообразие сценариев и паттернов отношений между людьми (Маркус Рейчел, 2001). Ребёнок по мере взросления заполняет эту матрицу отношений большим количеством персонажей и репертуаром взаимодействия с ними, ориентируясь на одобрение/неодобрение со стороны окружающих. Иначе будешь отвергнут, а значит, есть риск не выжить в одиночку — всё чётко, с точки зрения эволюции. По последним данным психологических исследований, именно эта система — дефолт-система мозга — отвечает у человека за общую его способность мыслить, решать сложные интеллектуальные задачи любого качества и содержания. То есть чем сложнее, разветвлённее, богаче у человека эта система, чем больше ребёнку посчастливится насоздавать в рамках этой системы нейронных связей, тем лучше и эффективнее будет справляться его мозг с различными видами интеллектуальных задач, начиная от разрешения жизненных трудностей и кончая задачами из области матанализа, тем успешнее и эффективнее такой человек будет в жизни!

Какое это имеет отношение к грудному вскармливанию после полутора-двух лет?

Ребёнок к году уже требует и настроен именно на общение со взрослым. Его мозг готов и нуждается развиваться дальше, эффективно разворачивая свои заложенные природой психические программы по адаптации к среде и окружающей его реальности, как социальной, так и предметной. Раньше, до года, материнская грудь была для него практически «нерасчлененной»: «Не знаю, где заканчиваюсь я, где начинается мама», полный симбиоз. Его мозг был в подобном недифференцируемом состоянии на уровне полярных стимулов: мне хорошо/мне плохо. Материнская грудь была едой, безопасностью и любовью в одном флаконе — три в одном. После года у него появляются уже и обида, и страх, и радость, и гнев, и удивление, и интерес, и любопытство, мама для него уже объект мира, выделенный и узнанный «другой», то есть отдельный от него человек. А вы ему чуть что — сразу грудь, «на, ешь меня!». Вот, ребёнок испугался, заплакал, все специалисты по длительному грудному вскармливанию упирают: «Дайте ребёнку грудь, и он успокоится!» Успокоится, да, но нужна ли была ему грудь, хотел ли он есть? Что за неудовлетворённая потребность стояла за плачем? Об этом никто не вспоминает и не думает даже. Цель — успокоить и снять проблему. Чью? Маминого комфорта. Для ребёнка это не то, что было нужно ему для развития, это регресс!

Читайте также:  Стадии развития ребенка по месяцам

Что будет, если вы не дадите ребёнку грудь? Правильно, он будет продолжать плакать, кричать, истерить, вам придётся заставить себя искать выход, как успокоить, чем помочь, разобраться в потребностях ребёнка, найти способ, как отвлечь или как договориться. Это уже посложнее.

Вырвать у матери идею сверхполезного для её здоровья и здоровья ребёнка (вплоть до четырёх-пяти лет) грудного вскармливания зачастую совершенно невозможно

Это и понятно. Вы посмотрите, что творится в соцсетях. Попробуйте намекнуть, что странновато кормить ребёнка грудью до четырёх-пяти лет, вас сразу забросают обвинениями в чудовищной бесчеловечности и эгоистическом отношении к ребёнку, непонимании принципов и основ здоровья ребёнка, половой системы матери, закладки иммунитета, незнании психологии детского развития!

Мозг дико ленив, нацелен экономить энергию всегда и везде. Найти решение в конфликте или трудной ситуации с ребёнком — это мыслительная активность и затраты для мозга, поэтому маме гораздо удобнее успокоить себя идеей о мощнейшем влиянии грудного молока на здоровье ребёнка и волшебном воздействии ситуации кормления на укрепление здоровой психики ребёнка. Всё это так, но имеет место до полутора лет. Вследствие, простите, лени и нежелании мамы напрягаться, искать варианты иного взаимодействия с ребёнком, соответствующего уже иному уровню развития, идея длительного грудного вскармливания будет подпитываться и «канонизироваться» страстно, беспощадно и ревностно. С другой стороны, во время кормления у матери и ребёнка вырабатывается дофамин (гормон удовольствия). Это ещё один фактор нежелания прекращать этот приятный для обоих процесс — в данный конкретный момент обоим так хорошо! Вопрос в том, что с вашим ребёнком будет потом.

Мышление развивается, как я уже писала вначале, при взаимодействии с другими людьми, а также при наличии препятствий и конфликтов в этом взаимодействии. В момент возникновения у ребёнка некой проблемы вы не помогаете ему решить её, а своими руками тормозите естественное развитие ребёнка, рост и усложнение его психики и интеллекта. Вместо того чтобы дать ребёнку столкнуться с дискомфортом, почувствовать и пережить эмоцию, помочь осознать, чем она была вызвана, какая неудовлетворённая потребность стояла за ней, помочь ему найти способ её реализовать или пережить, что её удовлетворение на данный момент невозможно, и научиться справляться с подобным дискомфортом, чтобы иметь такой навык в своём поведенческом репертуаре на будущее, сохранить и удержать в непростой момент контакт с близким, дорогим и любящим человеком, вы просто даёте ему «успокоительное». Тем самым развитие и усложнение психики, его дефолт-системы мозга катится в тартарары. Вдобавок усваивается крайне губительный и нежелательный паттерн справляться с дискомфортом — набивать себе рот пищей и уходить в блаженство. В старшем возрасте таким «успокоительным» и средством выхода из сложных ситуаций и выскакивания из реальности могут стать алкоголь, наркотики, бесконечное времяпрепровождение в компьютерных играх, соцсетях, роликах на ютьюбе. Эти средства не решают проблему человека, а лишь откладывают переживание боли и неприятных ситуаций, но не могут заставить их исчезнуть!

Я совсем не против специалистов по грудному вскармливанию. Они действительно помогают матерям наладить процесс кормления, дают необходимую информацию, оказывают неоценимую психологическую поддержку. Однако, как и во многом, есть обратная сторона медали: чем дольше вы кормите, тем дольше вы в них нуждаетесь, — конечно, не забесплатно. Учитывайте это.

В адекватном прекращении грудного вскармливания (около полутора лет) есть и ещё один плюс. Именно к этому возрасту в силу естественного физического развития и первичной сепарации от матери (сам может взять что-то, дойти до чего-то) ребёнок уже окончательно формирует представление о маме как о другом человеке. Он уже не слит с ней в едином симбиозе, как ранее. В эту естественную сепарацию вполне безболезненно вписывается и отлучение от груди. Это прекрасный шанс отделиться без проблем, без истерик, без психологической травмы. В силу естественного хода вещей. Инициатива может идти от обоих. Радость от нового бытия и новых возможностей может вполне возместить в ребёнке «молочное» удовольствие. Это достаточно безобидный период апробирования чего-то нового в отношениях, потом, в более старшем возрасте, когда ребёнок уже больше всего осознаёт и лучше соображает на тему своих удовольствий (всем знакомо упрямство и непреклонность 2,5–3-летних детей по достижению своих «хочу, и всё!»), сделать это будет гораздо труднее и может действительно вызвать стресс, поскольку может восприниматься ребёнком как жестокость, отказ от любви, в каком-то смысле даже насилие, непонятное ребёнку.

Читайте также:  9 месяц жизни ребенка развитие малыша

Длительное грудное вскармливание — за и против? Выбор, конечно, за вами: либо вести ребёнка по пути естественного и всё более усложняющегося развития, либо двигаться по пути наименьшего сопротивления в данных конкретных обстоятельствах, но с потерей психического и интеллектуального потенциала ребёнка в разы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

О важности грудного вскармливания пишут много и
достаточно подробно. Мы так же не станем исключением.

Напомним что ребенку в возрасте до одного года
грудное молоко просто жизненно необходимо, прежде всего, для развития его
собственного иммунитета. Далее уже после года мамино молоко необходимо крохе
для правильного развития детской нервной системы. Собственно именно поэтому так
важно как можно дольше стараться кормить своего малыша грудью. Собственно об
этом говорят медики со всего мира. И не зря ведь грудное молоко максимально
активно развивает детскую иммунную систему, причем не, только от рождения и до
года, но и позволяет сформироваться защитным силам организма в дальнейшей
жизни.

 умственное развитие грудничка

Как мы уже оговорились после года некий акцент,
несомненно, смещается на развитие правильных психоневрологических реакций
ребенка. При этом дети, которые так и продолжают получать молоко матери на
своем втором (и  даже на третьем) году их
жизни, в большинстве своем, вырастают значительно более эмоционально
устойчивыми. Кроме того у таких деток значительно выше скорость мыслительной
реакции а значит и успехи умственного развития. По словам медиков, увеличение
числа детей, которые разговаривают односложными предложениями, может быть
связано, прежде всего, со слишком ранним их переводом на смешанное либо
искусственное питание.

Отметим что общая длительность грудного вскармливания,
конечно же, может зависеть только от конкретной матери, ее пожеланий и
возможностей. Если же ребенок сам отказывается от материнской груди, то, по большей
вероятности, на то имеется какая-то серьезная патология, либо же кроха перенес сильный
стресс что так же не пойдет ему на пользу.

В качестве еще одного серьезного аргумента в
пользу грудного вскармливания хотелось бы привести некие исследования ученых из
США. Исследования, которые смогли выяснить и подтвердить, что именно грудное
молоко может влиять на развитие мозга у ребенка.

Так научные работник являющиеся сотрудниками
Университета Брауна решили провести специальные исследования с участием более
сотни детей. Ученые наблюдали за выбранными детьми, начиная с 10-месячного
возраста и вплоть до четырех лет. Более того ученые постоянно оценивали
микроструктуру мозга обследуемых детей при помощи МРТ-сканирований.

В ходе исследований все дети были намеренно
разделены на три определенные группы в зависимости от выбранного их матерями
типа вскармливания. При этом первая группа детей находилась исключительно на полноценном
грудном вскармливании, причем не менее чем три месяца. Далее вторая группа
выбрала смешанное питание с рождения, когда параллельно с грудным молоком детей
кормили и смесями. А вот третья группа от рождения получала в качестве еды только
специальное детское питание качественной марки.

Результаты исследований не заставили себя ждать. Значительно
большее развитие самых ключевых зон детского мозга, которые впоследствии будут
связаны и с языковыми навыками, и с познавательными способностями, и даже с
эмоциями, было выявлено именно у детей, находившихся в первой группе. Разница же
в количестве так называемого белого вещества мозга ребенка и количестве миелина
(специального защитного вещества нервных волокон) стала значительно более
заметной к двум годам.

Как вы понимаете, данные тесты показали, что
дети, находящиеся в группе грудного вскармливания значительно лучше говорят,
значительно лучше воспринимают любую визуальную информацию и прекрасно
контролируют моторику, нежели их же ровесники, получавшие иное питание. Более
того чем дольше матерям таких детей удавалось сохранить полноценное грудное
вскармливание, тем собственно лучшие результаты показывали их детки.

Источник