Как говорить чтобы ребенок слушался в 2 года
На чтение 6 мин. Обновлено 28.12.2017
Многим мам в декрете знакома ситуация, когда двухлетний ребёнок не слушается, капризничает, отказывается выполнять просьбы родителей. Иногда непослушание принимает форму истерик. Малыши падают на пол, размахивают руками и ногами, орут, как говорится, не своим голосом. Взрослые просто не знают, что делать с разбушевавшимся сорванцом и как остановить приступы неповиновения.
Кризис 2-х лет может проявиться от 1.5 до 2,5 лет
Почему?
На самом деле, причина истерик проста и понятна. Дети в два года проявляют свой характер и не хотят выполнять те действия, к которым их принуждают насильно.
Ребенок желает делать лишь то, что он сам считает нужным. Если родители осознают, что имеют дело не просто с маленьким человечком, а со свободной личностью, у которой есть свои интересы, мысли и желания, то предотвратить конфликты будет намного легче.
Дети – большие манипуляторы
Дети – великие манипуляторы. Истерики и капризы – это способ управления взрослыми, так сказать, своеобразный психологический приём для достижения поставленной цели.
Так вот подавлять и предупреждать ситуации, в которых ребёнок от года до трёх лет не слушается родителей, следует такими же психологическими приёмами. Специалисты в области детской психологии разработали модели поведения взрослых и способы усмирения малышей.
Малыш не слушается в общественном месте
Правило пяти «нельзя» или как избежать ошибок
Прежде чем изучать правила поведения с непослушными детьми, следует ознакомиться с запрещёнными действиями родителей.
Нельзя переходить на повышенные тона. Крик родителей провоцирует ещё большую раздражительность малыша, что приводит к усилению гнева взрослых. И так по кругу, пока вся семья не придёт в тупик гнева и отчаяния. Не стоит ломать психику себе и детям, нужно делать аккуратные шаги на пути к преодолению трудностей. Если малыш не слушается, это не повод пугать его громкими криками и скандалами.
Нельзя кричать и наказывать ребенка
Нельзя придумывать наказания. Детям в возрасте двух лет сложно осознать за что именно он наказан. Поэтому такие радикальные меры могут только усугубить положение дел. Можно лишь устранять объект споров.
- если ребёнок просит поиграть стеклянную чашку, уберите её в шкаф;
- когда малыш отказывается собирать игрушки, отнесите их на балкон;
- раскапризничавшегося в магазине кроху следует прекратить брать с собой за покупками.
Таким образом и проступки не окажутся безнаказанными, и человечек в два года станет осознавать: «что такое хорошо, а что такое плохо».
Нельзя оскорблять и унижать малышей. Как говорилось выше, ребенок (даже тот, какому всего два года) – это в первую очередь личность, к которой следует проявлять уважение и понимание. Обзывания и обидные сравнения со стороны взрослых провоцируют ребят вести себя в дальнейшем таким же образом с младшими и теми детьми, которые слабее.
Нельзя выяснять отношения при детях
Нельзя противоречить друг другу. Если один родитель наказал, а другой простил, то хитрый ребёнок быстро научится искать утешение и выходить из ситуации с удобной для себя стороны. Итог – малыш в два года не слушается ни маму, ни папу.
Во избежание подобных оплошностей согласовывайте свои действия друг с другом.
Нельзя выяснять отношения при посторонних людях. Помните? Сор из избы не выносят. Так вот и проблемы с малышом нужно решать подальше от любопытных глаз.
Бывает так, что малыши капризничают без всякой причины. Нервная система детей очень хрупкая и неустойчивая. Она иногда даёт сбои, проявляющиеся вот таким образом. Всё, что нужно – это просто дать ребенку выплакаться. Вот увидите, через полчаса всё встанет на свои места. Что делать маме это время? Показывать малышу, что он любим, нужен, а самое главное, понят родителями.
Надо давать малышу выплакаться
Даже взрослому человеку требуется поддержка и опора, что уж говорить про двухлетнего кроху.
Правило пяти «всегда» или полезные советы для родителей
Зачастую ребёнок в два года становится непослушным и неуправляемым из-за ощущения вседозволенности. Взрослые ошибочно полагают, что если они будут что-либо запрещать своим детям, то те будут считать их плохими родителями. Малыши, в свою очередь, начинают ошибочно полагать, что можно делать, всё что вздумается. Грамотные действия мам и пап обеспечат уменьшение количества конфликтных ситуаций.
- Всегда проговаривайте сложившуюся обстановку. Ребенку нужно всё подробно объяснять и рассказывать, досконально разбирая, что малыш сделал плохо, а что хорошо.
Надо объяснять малышу ситуацию
- Всегда будьте последовательными. Знакома ситуация, когда родители, будучи в прекрасном расположении духа, позволяют детям взять какую-либо вещь, которую ранее запрещалось трогать руками? Так вот эти самые «всплески великодушия» полностью рушат восприятие малышами таких понятий как «можно» и «нельзя». Ребёнок окончательно запутается, он не сможет понять, почему вчера запрещалось, а сегодня позволяется. Итогом будут капризы и акты непослушания.
- Всегда выстраивайте невербальные границы. Это значит, что крохе нужно дать понимание того, как следует вести себя со своей мамой, а чего делать точно нельзя. Если малыш не даёт маме спокойно принять пищу, почистить зубы или приготовить ужин, то такое поведение необходимо пресекать. Многие родители считают, что ребёнок нуждается в полной самоотдаче. Это ошибочное мнение. Потребности, желания и вообще жизнь мамы с появлением детей никуда не девается. И малыш должен давать себе отчёт в том, что у взрослых тоже есть какие-то нужды.
- Всегда сохраняйте спокойствие. Несомненно, капризы «выводят из себя», раздражают, вызывают приступы злости и ярости. Но терять самообладание ни в коем случае нельзя. Думайте о том, что ребенок только начинает познавать азы справедливых поступков. Он учится не только произносить слова или держать ложку, но и вести себя должным образом. Задача взрослых – помочь ребенку в два года освоить навыки правильного поведения.
Надо научиться сохранять спокойствие
- Всегда отвлекайте внимание детей. При надвигающейся буре целесообразно «переключить» малыша. Посмотри, какая красивая кошка пробежала; прислушайся, кажется, птичка поёт; давай споём твою любимую песенку. У каждого родителя свои хитрости. Если ребёнок всё равно не слушается, предложите ему альтернативу: я с тобой поиграю, но позже; я включу тебе мультфильм, но на десять минут; я куплю игрушку, но не сегодня, а через неделю. Главное, не идти на поводу у маленького манипулятора, а настоять на своих правилах.
Если ребенок не слушается родителей, это повод бить тревогу. Нельзя сидеть сложа руки. Прихоти и причуды должны пресекаться. Вот только делать это нужно грамотно, без вреда для детской психики.
Любовь и ласка лечат все
Малыш в два года начинает выстраивать стереотипы и модели поведения. С лёгкой руки родителей всё может пойти в противоположную сторону.
Если взрослые совсем запутались и не знают, что делать, можно прибегнуть к помощи специалистов. Консультация семейного психолога – это не страшно и не стыдно. Единственное, что поистине важно и ценно – это здоровье собственных детей.
Оставить комментарий
Источник
Сегодня — еще немного советов о том, как легко и быстро приучить к дисциплине маленьких детей. Первые семь мы приводили здесь.
1. Говорите с ребенком коротко и просто
Некоторые родители грешат тем, что начинают читать ребенку пространные лекции о хорошем поведении, едва только ребенок нарушит правила. Но такие монологи неэффективны по той простой причине, что у маленького ребенка пока не развиты когнитивные способности, чтобы понимать сложные предложения, насыщенные абстрактными понятиями. Он понятия не имеет, о чем вы! Какой стыд? Какая совесть? Он просто захотел забрать лопатку у соседа по песочнице и забрал ее. О том, что так делать нельзя, надо объяснить проще и короче. И без эмоциональных закатываний глаз и заламываний рук, пожалуйста. «Не бей маму лопаткой! Это больно. Нельзя бить маму! И брата тоже нельзя. Никого нельзя, это плохо!». «Не прыгай на диване, это опасно, ты можешь упасть и сильно удариться, и тебе будет больно». «Не трогай чужую вещь. Никому нельзя трогать чужие вещи. Попроси вежливо разрешения, а не бери без спроса».
2. Предлагайте ребенку выбор
Как только родители понимают этот крутой лайфхак, они начинают довольно профессионально им пользоваться в каждой ситуации, способной спровоцировать капризы ребенка.
Не заставляйте его идти немедленно чистить зубы, если он отказывается и топает ножкой. Предложите ему выбор: «Ты сам почистишь зубки или мне тебе помочь это сделать?». Смотрите: речи не идет о том, чтобы не чистить зубы. Речь о выборе как ребенок хочет это сделать. В этом случае у ребенка создается впечатление, что он больше контролирует ситуацию, чем вы. По большому счету, все истерики, когда ребенок что-то отказывается делать, вызваны сильным контролем с вашей стороны, вы не оставляете ему возможности самостоятельно принимать хоть какие-то решения. А это же очень важно для развития. Мы же сами потом в подростковом возрасте хватаемся за голову: «почему ты вырос таким несамостоятельным!».
Давать выбор можно в любой ситуации: «ты наденешь розовую шапочку или оранжевую?», «что ты сначала уберешь на место — игрушки или книжки?». Только не предлагайте открытый выбор: «Ты какую шапочку наденешь?», «Ты когда пойдешь убирать в своей комнате?», «С чего ты хочешь начать уборку?». Такие предложения наоборот могут только усилить конфликт, особенно если ребенок в плохом настроении или устал. Предлагайте конкретный выбор, который ребенок может сделать быстро.
3. Следите за своими словами и особенно за «ты»-сообщениями
Пример плохого «ты»-сообщения: «Ты такой жадный, что не хочешь поделиться игрушкой даже с лучшим другом!». Мы не замечаем порой, как много посылаем ребенку таких вот плохих «ты»-сообщений. Они не способствуют дисциплине и послушанию, они скорее обижают (даже если замечания справедливые) и настраивают на самозащиту. Возьмите за правило со своей стороны контролировать их и превращать в «я»-сообщения: «Мне так приятно видеть, когда ты делишься своей игрушкой с другом».
Еще один момент в нашем общении с ребенком, на который нужно обратить внимание: мы слишком часто говорим маленькому ребенку, что ему нельзя. Гораздо эффективнее с детьми работает формула говорить, что нужно делать вместо того, что нельзя делать». Например, ребенок оставил свой велосипед посреди коридора вместо того, чтобы убрать его в угол. «Сколько раз тебе говорить, что нельзя оставлять велосипед в коридоре!», — это не самый лучший вариант попросить ребенка убрать на место свою вещь. Гораздо эффективнее работает просьба с четким действием: «Поставь велосипед в угол, пожалуйста. Там он никому не мешает».
Интонации часто важны даже больше, чем сами слова. Не позволяйте себе говорить ребенку интонациями, в которых он заподозрит, что его не любят. «Какой же ты невыносимый, когда так себя ведешь!» — обидно, больно и кажется, что такой ты маме больше не нужен. Измените слова и тон: «Ты хороший мальчик, но поступок, который ты сделал — плохой, не делай так больше и извинись перед братом».
4. Учите ребенка эмпатии
Трехлетнему ребенку трудно понять, почему он должен прекратить делать то, что ему нравится, например, отбирать игрушку у соседа по песочнице. Поэтому задача мудрого взрослого — все время учить его чувствам и внимательному отношению к другим. Вместо «не смей кусаться, кому говорят», объясняйте ребенку, почему «не сметь»: «Когда ты кусаешь кого-то или бьешь, ты делаешь ему больно», «Когда ты отбираешь игрушку у мальчика, ты обижаешь его, ему становится грустно, ведь он тоже хотел играть с ней». Такие разговоры, возможно, не возымеют действие в первый или второй раз. Но раз за разом, будьте уверены, ребенок будет все лучше и лучше понимать, как его поведение влияет на других, и это научит его думать о последствиях своих поступков.
5. Предупреждайте о последствиях и наказаниях и не превышайте обещанного
К слову о последствиях. Прежде чем наказывать ребенка за какой-то проступок, предупредите его о том, что можете его наказать. Некоторые дети честно не понимают, что в данный момент ведут себя плохо, им нужно это сообщить. Обычно предупреждения хватает. Но если ребенок продолжает плохо себя вести, и вы пообещали лишить его за это компьютерной игры на вечер, то наказание не должно быть в сердцах увеличено. На вечер — значит, на вечер. Не на все выходные. Учите ребенка своим примером, что если плохо поступил или кого-то обидел, нужно извиняться. Обязательно завершите этот момент объятиями, покажите ребенку, что вы больше не сердитесь.
6. Предлагайте ребенку альтернативные способы выражения чувств
Некоторые дети обрушивают свой гнев на того, кто их обидел — набрасываются с кулаками, начинают кусаться и так далее. Это естественная реакция. Но мы же люди, мы так не решаем конфликты и стараемся вести себя прилично. Помогите ребенку найти другой способ выразить недовольство: проговорить вслух свою обиду, громко покричать, побить подушку, постучать игрушечным молоточком, нарисовать злую рожицу. Ребенок должен понять, что хоть его эмоции и приемлемы, но некоторые способы их выражения — нет. Поощряйте вашего ребенка придумывать свои собственные варианты выражать негодование. Пусть он поделится с вами своим способом, не перебивайте, но говорите о последствиях, к которым может привести альтернативный вариант выражения эмоций.
7. Оставайтесь уверенным в себе взрослым
Даже если вы очень сильно расстроены поведением ребенка и вам хочется кому-то пожаловаться об этом, постарайтесь сделать это не в присутствии малыша. Дело в том, что услышав, как вы говорите о нем в безнадежном ключе (например, «Я не знаю, что мне делать с этим мальчиком! Он мотает мне нервы! Я бессильна что-либо с ним сделать!»), ребенок начнет терять к вам доверие, уверенность в том, что вы надежный взрослый. Нет, он не подумает так! Но почувствует. Детям нужны уверенные взрослые рядом, которые способны контролировать любую ситуацию. Ребенок, который начинает понимать, что он главнее, растет тревожным. И гораздо чаще устраивает истерики, чем ребенок, который видит своего родителя уверенным в своих решениях. Еще очень важно, чтобы родитель был не только уверенным, но и позитивно настроенным, не нервозным.
— Ольга Ракитина
Источник
Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.
Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.
Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.
Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.
Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.
Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.
Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.
Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.
Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.
Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.
Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.
Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.
Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!
Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?
Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.
>h3>Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.
Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!
Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?
1. Заведите книжку для чтения
Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.
2. Сократите репертуар
Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.
3. Используйте в своей речи одни и те же слова
Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».
4. Выводите ребенка на речь
Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».
Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.
5. Говорите только на одном языке
Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.
6. Где игрушки?
Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.
7. Не прекращайте развивающие занятия
Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.
8. Музыкальные занятия
Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.
Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.
Дата публикации: 27.05.2016. Последнее изменение: 07.12.2020.
Источник