Как делать растяжку для ребенка 4 года
Упражнения на растяжку для детей – неотъемлемая часть физического развития ребенка.
Комплектация первоначального базового комплекса должна определяться и составляться сертифицированным специалистом на основе:
- данных полного медицинского обследования,
- возраста,
- уровня физической подготовки.
Дальнейшая корректировка производится личным тренером с одновременными контрольными замерами медицинского работника.
Цели и задачи детской растяжки
Упражнения на растяжку – это комплекс мер, направленный на:
- Повышение эластичности гладкой мускулатуры.
- Укрепление связок, сухожилий и суставов.
- Перераспределение и гармонизацию внутримышечного тонуса.
- Снижение тонического напряжения.
- Увеличение амплитуды движений.
Достижение вышеназванных целей существенно увеличит коэффициент полезного действия тренировочного процесса, оздоровит и укрепит организм.
Классификация стретчинга для детей
По способу и характеру воздействия упражнения делятся на четыре основных группы.
- Статическая. Постепенное растяжение одной или нескольких мышц в замедленном темпе.
- Динамическая. Растягивания определенной мышечной группы в ускоренном темпе.
- Баллистическая. Маховые движения, совершаемые с высокой амплитудой и предельным диапазоном.
- Проприоцептивная. Стимуляция нервно-мышечной деятельности путем попеременного расслабления и сокращения. Предназначена для проработки мышц-антагонистов.
Методология
Перед растяжкой следует разогреть мышцы легкой разминкой в виде бега, приседаний, прыжков со скакалкой, махов руками и ногами. Длительность разминки определяется индивидуально, согласно возрастным и физическим данным ребёнка, но не более 15-20 минут.
Каждое упражнение на растяжку проводится в 4 этапа:
- исходное положение,
- растяжение,
- выход из растяжки,
- интервальная пауза.
Во время выполнения пульс должен быть ровным, хорошо наполненным, дыхание – спокойным. Движение начинается на вдохе. На время растяжения делается медленный выдох. Главный показатель положительной динамики – отсутствие болевых ощущений во время и после проведения занятий.
Возрастные характеристики
Для детского стретчинга возрастных ограничений нет. Более того, чем раньше ребёнок начнет регулярные занятия, тем больше пользы они принесут.
Исключение составляют специализированные упражнения, предназначенные для спорта и хореографии. Растяжка профессионального типа проводится только под контролем опытного тренера.
3-4 года
Как растянуть ребенка младшего дошкольного возраста? До 4 лет занятия желательно проводить в игровой форме – это сформирует и закрепит необходимый для систематических тренировок интерес.
Этап разогрева начинается с прыжков со скакалкой. Помимо прочего, скакалка – прекрасный инструмент для развития координации движений. Далее следуют 8-10 (не больше) приседаний. Закончить разминку рекомендуется наклонами вперед на прямых ногах.
- «Бабочка летает» – упражнение для выворотности и растяжки тазобедренных суставов. Сидя, подтянуть ноги к тазу и соединить стопы. Совершить плавные «взмахи» руками и согнутыми ногами 5-6 раз.
- «Бабочка сидит на листочке» –в той же исходной позиции мягко надавливать руками на колени, прижимая их к полу.
- «Бабочка спит» – не меняя положения ног, вытянуть руки вперед и прижать корпус к полу. Можно помочь ребенку, слегка прижимая коленки к полу. Если спинка колесом, попробуйте мягко надавить на неё для выравнивания.
- «Лягушка». Лечь на живот, голову повернуть в сторону и положить на согнутые в локтях руки. Подтянуть ножки, сгибая их в коленях, как можно выше. Зафиксировать позу на 10-20 секунд.
- «Качели». Лежа на животе, согнуть ноги. Плотно обхватить ладонями щиколотки и медленно поднимая ножки (тянуть к голове), осторожно прогнуться (5-10 сек).
5-6 лет
У детей 5 лет и 6 лет суставной аппарат, при условии регулярных тренировок, уже вполне сформирован, достигнут требуемый уровень эластики. Поэтому в комплекс включаются более сложные растяжки, включая продольный и поперечный шпагаты.
- Проработка трицепсов и бицепсов. Встать ровно. Заведя правую руку через плечо, достать область между лопатками, одновременно другой рукой нажимая на локоть правой руки. Повторить 5-6 раз, меняя руки.
- Грудные мышцы. Отвести руки назад и соединить в замок. Слегка выгибаясь, поднимать соединенные руки до максимально возможной точки.
- Растяжка мышц спины и поясницы. Встать на колени. Сесть, прижимая пятки к тазу. Вытянув руки вперед, наклоняться, стараясь достичь максимальной точки напряжения.
- Проработка тазобедренных мышц. Закрепить на ступнях эластичный бинт или гимнастическую эластическую ленту. Лечь на спину. Поднять ноги при помощи ленты до прямого угла.
- Квадрицепсы. В положении стоя согнуть ногу. Держа стопу рукой, тянуть вверх до предела.
- Икроножные мышцы. Стойка на носках. Фиксация в подъёме 10 сек.
- Стопы. Сидя, спина ровная. Тянуть стопы носками к себе.
В базовый комплекс также входят усложненные упражнения типа «бабочка», «лягушка», «качели» и т.п.
7-8 лет
Возраст 7 лет и 8 лет характеризуется увеличением подвижности костных соединений скелета. Суставной аппарат сформирован, связки приобрели необходимую степень эластичности. Начиная с этого периода тренировочный план включает в себя упражнения всех четырех групп растяжки от статической до проприоцептивной.
Шпагат
У нам есть подробная статья о том, как научить ребенка садиться на шпагат. Постепенность и последовательность – главные условия эффективного обучения. В домашних условиях лучше начинать с освоения техники продольного шпагата.
- В положении сидя ноги вытянуть вперед и развести в стороны. Сохраняя спину прямой, сделать глубокий наклон вперед. Обхватив руками верхнюю часть стопы, зафиксироваться в позе на 10 сек. Выпрямиться.
- Встать, развести ноги больше ширины плеч и сделать несколько пружинящих действий. Корпус прямой.
- Ноги – шире плеч, носки – в стороны. Наклонившись вперед, опереться руками на пол. Фиксация в позе – 10 сек.
Внимание! Занятия проводятся только после разминки! Характер движений, количество и степень сложности разнятся в зависимости от возраста и уровня физической подготовки ребенка.
Самостоятельные занятия
Несомненную пользу растяжка для детей дает и тем, кто не занят регулярными занятиями спортом или хореографией. Плюсы выполнения в домашних условиях простейших упражнений для начинающих:
- Профилактика травматизма.
- Совершенствование координации движений.
- Профилактика и/или лечение сколиоза.
- Укрепление опорно-двигательного аппарата.
- Регулировка работы мочеполовой системы.
- Улучшение функций органов пищеварения.
- Развитие органов дыхания.
Занятия дома лучше приурочить ко времени утренней зарядки – так ребёнку будет проще привить этот полезный навык. Новичкам рекомендуется начинать с простейших упражнений в виде наклонов, махов и потягиваний. Со временем сложность и интенсивность можно увеличивать.
Важно! Растяжку можно включить в домашнюю зарядку только после медицинского осмотра. Так как при наличии межпозвоночной грыжи, растяжении и других серьёзных проблем со здоровьем, можно причинить вред организму.
Видео: групповой урок растяжки для детей с тренером
Источник
Иногда так бывает, что для самых маленьких детей (3-4 года), растяжка — это очень неприятная часть занятия. Как сделать ее интереснее — рассказываю в этой статье.
Фото из открытых интернет-источников
Основная цель у нас, как у педагогов, на начальном этапе — не отбить у ребенка охоту заниматься танцами упражнениями на растяжку и, в то же время, развивать тело ребенка. Поэтому все упражнения — только в игровой форме. Никаких острых болевых ощущений быть не должно, то есть руками в начале года мы никого не растягиваем. Подойти поправить — да; подойти и начать тянуть ногу вверх — нет. Руками начинаем тянуть, когда ребенок готов, а это случается далеко не сразу.
Оговорюсь сразу — у нас не гимнастика, у нас любительская студия танцев. На гимнастике все происходит по другому.
Сначала мы всегда объясняем детям, что такое «хорошая» боль и «плохая» — то есть где можно и нужно немножко потерпеть, а где терпеть категорически нельзя. Просим прислушаться к себе во время упражнения: а где сейчас немножко неприятно? а какая это боль «хорошая» или «плохая». «Хорошая» — это когда есть чувство натяжения и «иголкой не колет». Причем приносим резинку в зал и показываем, что это вообще такое — «натяжение». Нужно, чтобы ребенок понимал, что такие ощущения в мышцах — это нормально и не страшно.
1. Самое любимое упражнение у наших детей — «Телефон». Это когда ребенок садится на коврик, берет стопу рукой, подносит к уху, «набирает номер» и «звонит маме». А потом разговаривает с мамой или папой. А в это время разрабатывается тазобедренный сустав. Потом у нас всех теряется связь и мы поднимаем «телефон» — стопу повыше, выпрямляя ногу. Примерно, как на картинке.
Фото из открытых источников. «Ловим связь»
2. Когда садимся в «пистолет», стараемся «нюхать носки» — это всегда вызывает смех и дети начинают выпрямлять спину, когда тянутся носом к пальцам, а не к колену, как легче всего.
«нюхаем носки»- фото из открытых источников
3. Всем известную «складочку» делаем либо через «чемодан», либо через «бутерброд» .
Складка — фото из открытых источников. Самое сложное в этом положении — научить выпрямлять колени — мы говорим, чтобы «под коленкой ни один жук не смог пройти», и дети начинают сами смотреть и проверять — пройдет жук под коленкой или нет.
«Чемодан» — это когда мы садимся сначала ровно, ноги вперед вместе, и начинаем складывать на них воображаемые вещи — «собирать чемодан», а потом его «закрываем» — кладем корпус вперед. И смотрим — не торчит ли какая-то вещь из чемодана — это происходит, когда живот не касается ног. Обычно дети стараются «закрыть» чемодан хорошо, чтобы ничего не потерять.
«Бутерброд» — это исходная позиция (сели ровно, ноги вместе вперед) и представили, что ноги — это хлеб и мы его намазываем шоколадом (или еще чем-то — у детей куча вариантов). Причем, чтобы было вкуснее, мажем весь «хлеб» — от бедер до кончиков пальцев. И потом «кладем сверху что-то вкусненькое» , то есть наклоняемся вперед. И педагог идет «пробовать бутерброды», то есть проверять правильность исполнения.
5. В следующем положении обычно ставим игрушку перед ребенком и предлагаем до нее дотянуться. Всегда проходит на «ура».
Фото из открытых источников.
6. «Бабочка»
«Бабочка» — фото из открытых источников
«Бабочку» мы называем «книжкой» — наклоняемся вперед и рассматриваем в ней картинки, дети рассказывают, что они видят.
А можно целый комплекс упражнений дать на основе любимой сказки или мультфильма — тогда дело пойдет еще веселее.
На самом деле все эти «пляски с бубном» достаточно скоро перестают быть нужны. Дети привыкают к ощущениям во время растяжки и уже начинают соревноваться между собой «закрывая чемодан» лучше и поднимая ногу выше. Еще легче у ребенка пройдет адаптация к неприятным ощущениям, если мама и папа дома будут заниматься вместе с ребенком, тоже выполняя «складочки и бабочки», конечно, предварительно разогревшись. И тогда растяжка всегда будет в радость.
А у Вас ребенок растягивается с удовольствием?
Источник
Загрузка…
Мечта многих родителей – чтобы ребенок сел на шпагат. Да и самим малышам нередко хочется научиться выполнять это красивое упражнение. Помимо эстетической составляющей шпагат является полезным и для организма. Он делает мышцы малыша сильными и гибкими, улучшает подвижность суставов и координацию движений, что позволяет снизить риски получения ребенком травм при падениях. А ведь мы знаем, что дети и падения – это практически синонимы.
Особенности детского шпагата
Садиться на шпагат очень полезно, и это касается как взрослых, так и детей. Выделим следующие преимущества этого:
- Малыши, конечно, не страдают артритом и артрозом. Однако со временем риски этих заболеваний появятся и у них, и шпагат – замечательная их профилактика.
- Упражнение улучшает работу суставов, крестцового отдела, таза.
- При выполнении упражнения улучшается кровообращение в малом тазу и брюшной области, что благотворно влияет на работу мочеполовой системы.
- Существует связь между гибкостью и правильной работой кишечника. Если малыш освоит шпагат, то и пищеварительная его система скажет за это спасибо.
- Огромна польза этого упражнения для позвоночника. Он вытягивается, благодаря чему улучшается осанка, снижаются риски сколиоза.
- Как мы уже говорили, шпагат улучшает координацию движений, предотвращая тем самым травмы при падении.
- И, конечно, это просто красиво.
Дети садятся на шпагат намного проще и быстрее, чем взрослые, так как связки их более подвижны и эластичны. Но родителям нужно знать, как подойти к этому вопросу правильно и научить малыша, сделав все безопасно. Оптимальным возрастом чтобы сесть на шпагат ребенку является возраст 4-7 лет, когда мышцы очень гибкие и эластичные. Основное в шпагате – это именно тренировка гибкости.
Заниматься с малышом нужно каждый день – редкие тренировки, даже если они будут очень активными, пользы не принесут.
Учтите, что нельзя растягиваться на неразогретое тело – это может спровоцировать травму. Сначала посвятите 10-15 минут разминке. В нее можно включить бег, прыжки, махи ногами, приседания и так далее.
Растяжка на шпагат для детей будет определяться видом упражнения. Как известно, шпагат бывает продольным и поперечным. Продольный более простой в выполнении, поэтому в основном начинать рекомендуют именно с него.
- Чтобы помочь ребенку сесть на продольный шпагат, уделите особое внимание упражнениям стоя на коленях. Нужно поочередно вытягивать каждую ногу. Основная цель при этом – максимально приблизить таз малыша к полу. При выполнении таких упражнений важно, чтобы нога оставалась ровной и не сгибалась в колене.
- Для поперечного шпагата нужно, чтобы ноги малыша максимально раздвинулись при вытянутых вперед руках. При этом крайне важно, чтобы ребенок умел переносить тяжесть с рук на ноги. Руки должны сгибаться медленно, отрыв от пола их нужно уменьшать.
Очень популярные упражнения для улучшения гибкости – это различные махи и наклоны. Сначала не стоит гнаться за количеством. Пусть малыш повторит предложенное упражнение малое количество раз, но технически сделает все правильно. Также не стоит пытаться достигнуть результата крайне быстро – пусть ребенок с каждым разом тянется хоть чуть-чуть больше, и даже пара миллиметров будет прогрессом.
В процессе занятий обязательно разговаривайте с малышом. Вы должны объяснить ему, что допускать сильной боли нельзя. Пусть всегда говорит вам о своих ощущениях. Если он чувствует сильную боль, прекратите упражнение и перейдите к другому комплексу. Кроме того, вы должны заинтересовать ребенка в том, чтобы он научился, как сесть на шпагат. Вам будет проще научить его этому, позиционируя занятия как увлекательную игру, заинтересовав малыша. Сопровождайте упражнения веселой музыкой, которая нравится ребенку.
Упражнения на шпагат для детей
Подобрав правильные упражнения для детей, чтобы сесть на шпагат, вы сможете увидеть у своего малыша немалый прогресс. Сначала, как мы уже говорили, стоит провести небольшую разминку, а уже потом переходить к непосредственному комплексу.
Упражнение 1
Очень полезны для шпагата махи ногами. Одной рукой малышу нужно держаться за спинку стула, вторую пусть поместит на пояс. Махи делаются каждой ногой со сменой положения возле стула на противоположную сторону. Можно делать их назад, вперед, в стороны. Повторять по 10 раз для каждой ноги. Спина при выполнении упражнения должна оставаться ровной. Колени держите прямо, носочек вытягивайте.
Упражнение 2
Данное упражнение сначала выполняется на ширине плеч, а после в шестой позиции. Малышу нужно делать наклоны вперед, чтоб коснуться пола ладошками. В таком положении нужно задержаться примерно на 6-10 счетов, после вернуться в исходное.
Упражнение 3
Для выполнения этого упражнения нужно встать на колени. Вытянуть вперед сначала одну, а после вторую ногу. Коленки должны оставаться прямыми. Тазом нужно постараться максимально приблизиться к полу. Таз с прямой ногой опустить на 6-10 счетов.
Упражнение 4
Нужно сесть в позу, как для поперечного шпагата. Руки вытянуть вперед. Нужно сначала пружинить всем телом вперед, а после в стороны, поочередно к каждой из ног. Со временем можно начинать сгибать руки, постепенно уменьшая расстояние до пола.
Упражнение 5
Нужно сесть и раздвинуть ноги в сторону. Опираясь на руки, пусть малыш переползает вперед, практически на животе. Со временем отрывать таз от пола нужно стараться все меньше.
Упражнение 6
Для выполнения этого упражнения необходимо сидеть на ягодицах, соединив стопы у паха. Теперь старайтесь придвинуть их к области паха максимально близко и достать до пола коленями. Выполняйте махи коленями, будто крылышками, на 6-10 счетов.
Регулярно выполняя с малышом этот комплекс упражнений, вы уже скоро сможете похвастаться его отличными достижениями. Когда придет время садиться непосредственно на шпагат, придерживайте ребенка за плечи. И помните, что нельзя допускать слишком сильной растяжки и резкой боли. Предлагаем посмотреть несколько видео, как малыши садятся на шпагат.
Видео-уроки по растяжке на шпагат для детей
Источник
Я на занятия растяжкой беру детей от 5 лет, однако есть и желающие приобщить свое чадо к растяжке с более раннего возраста. Мы очень поощряем подобное желание, поскольку растяжка отчасти — вопрос ответственного отношения к развитию ребенка, и, чем раньше родители задумаются об этом, тем лучше. Однако, хочу рассказать, почему не беру маленьких детей на занятия, и как быть родителям, желающим своим детям хорошо развитой гибкости.
Цели растяжки
Самое главное в данном вопросе: почему вы задумались о необходимости подобных занятий для ребенка. Если речь просто об оздоровительной растяжке, то тут вам достаточно будет даже этой статьи, читайте дальше. Если вы спешите растянуть маленького ребенка ради занятий спортом, то возможно нам удастся вас предостеречь. Всё-таки дети — это самое ценное, что у нас есть, и любая деятельность, способная причинить вред ребенку, наверняка не в ваших интересах. Спорт — это здорово, но стоит реалистично относиться к срокам развития спортивных навыков у детей. В растяжке это особенно важно.
Гибкие и негибкие дети
Негибких детей не бывает. Это просто невозможно. Их связки ещё эластичны, суставы обладают большой податливостью, мышцы быстро приспосабливаются к предложенной им нагрузке. Способности к хорошей гибкости есть у каждого более менее здорового ребенка. Отдельный случай — дети с гипермобильностью суставов — они считаются особенно гибкими. Однако в развитии здоровой гибкости это — скорее проблема, чем помогающий фактор, ведь более подвижный сустав, как правило, слабее. Он требует более длительного времени для развития достаточных координационных навыков, чтобы его контролировать. В зависимости от того, как заниматься растяжкой с такими детьми, можно этими занятиями спасти их от множества потенциальных проблем со здоровьем, а можно наоборот эти проблемы приблизить.
Что касается всех остальных, то изначально гибкость у каждого своя — то есть свой угол сгиба в суставе, свои особенности положения тела, гибкость вообще — дело индивидуальное. Мы же привыкли называть гибкостью умение выполнять определенные упражнения из гимнастики, йоги и пр. Техника выполнения упражнений — это уже отдельный навык. Если ребенок не садится на шпагат, это не значит, что он не гибкий, это значит лишь то, что с ним не было проведено эффективных занятий, обучающих умению садиться на шпагат.
Кстати о шпагате
Шпагат — не физиологичное положение, поэтому ждать от детских суставов, что они это положение быстро примут — наивно. Обучать шпагату, если это необходимо, надо грамотно и довольно долго. Да, да, это требует времени. В принципе можно посадить ребенка на шпагат за 2-3 недели, но как это резкое вмешательство в положение сустава скажется на его развитии, никто контролировать не может. Во многих случаях это ведет не к эффективной растяжке мышц, а затрагивает суставные связки. Связки не могут сократиться обратно, как мышцы, если их растянуть, сустав уже не будет прежним, подобная растяжка его деформирует, и это может быть необратимо.
Огромное количество спортивных травм можно избежать, если с детства бережно относиться к развивающимся и меняющимся суставам. Разве не здоровья мы желаем своим детям в первую очередь? А уже со здоровыми суставами и спортивная деятельность будет более благодатной, надо лишь терпения в начале набраться!
Так вот, на шпагат надо садиться постепенно, даже ребенку с его мягкими суставами дайте на это не менее полугода, это — реалистичный срок, и он не особо затормозит спортивную деятельность.
Так как же растягивать ребенка до 5 лет?
Главное в этом возрасте — привить позитивное отношение к растяжке и приучить ребенка тянуться регулярно. Так же, как чистить зубы и расчесывать волосы, так же полезно и ежедневно делать хотя бы маленькую растяжку.
Если вы занимаетесь для здоровья, то йога для малышей — отличное подспорье. Кроме того, хорошо бы заниматься вместе с ребенком. В этом возрасте для него лидеры во всем — это родители, и подражать он будет в первую очередь им, а не чужому тренеру. То, что делают мама с папой, для него считается нормой, а действия тренера в зале — это как в гостях: интересно, но всё чужое. Следите за обновлениями на нашем сайте, мы опубликуем комплекс растяжки для мам и малышей, чтобы заниматься дома, когда у ребенка есть настроение и растяжка может стать веселой игрой и способом провести время вместе.
Если вы хотите увлечь ребенка серьезным спортом, всё, что написано выше, тоже вас касается. Можно начать рассказывать ребенку о положениях тела, необходимых в спорте — что такое шпагат, что такое мостик, можно играть в эти позиции, не сильно увлекаясь их коррекцией и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДАВИТЬ ФИЗИЧЕСКИ, форсируя эти растяжки. Если вы научите ребенка любить растяжку, то в дальнейшем она будет даваться ему легко.
Но растяжка — это же больно
Отнюдь. Это уже довольно давно опровергнуто, и хотя где-то еще практикуются болезненные методы растяжки, сами подумайте, какой смысл к ним прибегать, если тех же результатов можно достичь без “пыток”? Ключ как раз в развитии положительного отношения к растяжке. В этом виде деятельности завязано много психологических факторов, и если ребенок к растяжке подготовлен психологически, то с физической её частью в дальнейшем особых проблем не будет.
Растяжка бывает неприятной. Понятия “больно” и “неприятно” — это разные вещи. Научить ребенка преодолевать сложности — это замечательный навык, но с растяжкой надо быть очень осторожным, радоваться малейшим достижениям, даже если это преодоление длилось 1 секунду. Подобные маленькие победы должны по-настоящему радовать, но ни в коем случае не переборщите и не давите на ребенка. Он ведь не захочет вновь испытывать затянувшиеся неприятные ощущения, и тогда будет сложно мотивировать его в следующий раз.
Если вы тянетесь на результат, то задумайтесь о том, что мотивирует вашего ребенка. Моя дочка обожает фотографировать свои шпагаты и сравнивать их, собирает свой фотоальбом, где со временем видно, как ее гибкость прогрессирует. Кого-то радует банальная похвала. Кто-то хочет порадовать именно папу. Кто-то “зарабатывает” наклейки для альбома.
Моя дочь умеет радоваться растяжке всем телом. Ей 6 лет, и она обладает чудесной здоровой симметричной гибкостью. До 5 лет мы «баловались» с растяжкой, а серьезно тянуться мы начали уже в 6, когда в спортивной секции стали требовать. По началу тренер пыталась отправить нас на «зверские» растяжки к гимнастам (именно так она их окрестила), но я не торопила дочь, и в итоге мы очень рады результатам. Даже оказавшись в спортивном лагере, где растяжки были достаточно жесткие, она была единственной, кто с нетерпением ждал, чтобы её потянули. Хотя я по прежнему не сторонница агрессивной растяжки у детей, я была рада, что её тело открыто к растяжке и радуется возможности расправиться, удлиниться, открыть в себе новые способности. Именно этого я желаю и вашим детям.
Прогресс в работе с моим ребенком можно наблюдать у меня в Инстаграме: @yuliadimadeya
Источник