Как быстро развить речь ребенка в 3 года

Как быстро развить речь ребенка в 3 года thumbnail

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Читайте также:  После операции аденоидов ребенку 3 года

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Источник: https://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/

Источник

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Читайте также:  Наказать ребенка 3 года

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Источник

как развивать речь ребенка в 3 годаРечь ребенка в 3 года развита настолько, что мама и близкие люди без труда понимают малыша. Ребенок становится общительным, и пользуется своими умениями в различных ситуациях: в магазине и аптеке он заказывает продукты и лекарства. На детской площадке рассказывает, кто купил ему новую игрушку и куда они собираются с мамой. В этом возрасте у малыша нет секретов от чужих. Он выболтает все, что ему известно об отношении мамы с папой, о том, что думает бабушка по поводу соседей и прочее.

Активный словарный запас увеличивается каждый день и уже не поддается подсчету. Если на 3 день рождения малыш владел 250 словами, то через полгода в его запасе уже 1000 слов. Давайте  разберемся, как развивать речь ребенка в 3 года.

Артикуляционная гимнастика

Хотя у ребенка словарный запас большой, но страдает произношение. В этом возрасте артикуляционный аппарат еще недостаточно развит, поэтому малыши искажают некоторые звуки. Особенно трудными представляются шипящие и сонорные звуки. Как мы можем помочь? Проводить артикуляционную гимнастику. Если у вас нет специальной книжки по артикуляционной гимнастике, то предлагаем вам воспользоваться следующей сказкой.

Расскажите малышу, что его язычок живет в домике, где щеки – это стены домика, а ротик  — дверцы. Постучите пальчиком по щечке: «Тук-тук». Пусть дверцы домика откроются и малыш широко откроет рот. Язычку интересно, кто пришел к нему в гости, поэтому он смотрит направо, налево, вверх, вниз (языком касаемся правого, левого угла рта, верхней и нижней губы). Язычок никого не увидел и опять спрятался к себе в домик (ротик закрываем).

В домик опять постучали (стучим пальчиком по другой щечке), теперь язычок выглядывает в окно (просим малыша сказать «о», округлив губки). А вот и друг. «Давай вместе играть», — предлагает воображаемый друг (или игрушка). «Хорошо», — соглашается язычок. Язычок катается на качелях (попеременно касается верхней и нижней губы), играет на дудочке (вытягиваем губы и поем «ду-ду-ду»), надувает и лопает воздушные шарики (набираем воздух в щеки и хлопаем по ним ладошками).

Ух, как проголодались друзья. Пора и подкрепится. Будем печь блины (высовываем широкий язычок изо рта и, хлопая по нему губами, говорим «пя-пя-пя»), жуем блины и облизываемся (язычком облизываем верхнюю и нижнюю губу). Вот уже и вечер, друзьям пора домой. Язычок машет «пока-пока» и возвращается в свой домик.

Речевые игры

Речевые игры хороши тем, что в них можно играть везде: на прогулке, в магазине, в поликлинике, дома (когда вы заняты, а малыш скучает). Эти игры помогут перенести слова из пассивного словаря в активный. Давайте рассмотрим некоторые из них. Уловив суть, вы сможете придумать другие игры, учитывая интересы малыша.

  1. Загадки

Загадывайте загадки, используя выразительное описание предмета. Например: желтый, вкусный, сладкий, ароматный, сделан пчелами, его любит медведь, а Маша пьет с ним молоко на ночь. (Мед)

Следующую загадку загадывает ребенок. Если малыш использует мало описательных слов, то попросите подсказку. Какого цвета, формы, вкуса, для чего используется и т. д.

  1. Подбор глаголов к существительному и наоборот

Предложите малышу рассказать, что делает тот или иной предмет. Например: паровоз – едет, шумит, гремит, спешит, везет, гудит, дымит и т.д.

И наоборот, подбирайте существительные к глаголу. Например: Что или кто может идти: человек, животное, дождь, снег, телепередача и пр.

  1. Игры на обобщение и наоборот

Ваш ребенок уже знаком с такими общими  понятиями как игрушки, мебель, одежда, обувь, продукты, посуда, животные, сказки? Тогда можете предложить ему поиграть в эту игру. Озвучьте предметы из какой-то категории, а малыш должен назвать их одним словом. Или вместе выберите одну категорию и по очереди говорите предметы. Выигрывает тот, кто последним сможет сказать слово (не забудьте поддаться, малыши в 3 года еще не умеют проигрывать).

  1. Подбор существительных к прилагательному
Читайте также:  Ребенок 3 года моргает глазами

Вы спрашиваете: что бывает острым (круглым, мягким, теплым, желтым и т.д.), а ребенок отвечает: нож, вилка, иголка. Если малыш любит соревноваться, можете говорить слова по очереди.

  1. Рассуждения

Спросите у малыша: что будет, если мы поедем в лес? Если ответ малыша односложный, задавайте наводящие вопросы: кого мы там увидим? Что будем делать?

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Задавайте провокационные вопросы: что произойдет, если зимой выйти на улицу в легком платье? Что будет, если мама не посолит суп?

Театральные постановки

Говоря о том, как развивать речь ребенка в 3 года, нельзя не упомянуть о таком инструменте, как театр. Здесь могут быть различные варианты:

Фланелеграф

Фланелеграф (ковролинограф) в обязательном порядке сейчас имеется во всех развивающих центрах, логопедических кабинетах, детских садах. Это столь универсальное пособие, что переоценить его развивающие возможности сложно. Для использования дома можете сделать фланелеграф сами. Если вы сделаете набор карточек для разыгрывания сказок, то ваш малыш с удовольствием будет пересказывать сказки и сочинять новые. Часто дети стесняются, когда их просишь рассказать сказку, но возле фланелеграфа стеснение проходит. Малыш ставит карточки одну за одной и рассказывает сказку, иногда меняя конец на новый. Или смешивает всех персонажей, наделяет их новыми качествами и рассказывает свою сказку.

Куклы – перчатки

В возрасте 3 лет, ребенок одушевляет игрушки. А когда игрушка шевелится, машет руками и кивает головой, то не остается никаких сомнений, что она живая. С такой игрушкой малыш поделится сокровенными тайнами и тревогами, расскажет последние новости и будет повторять «сложные» слова. Перчаточная кукла поможет выучить песенку или стишок и расскажет забавную историю, если малыш загрустит.

Ролевые игры с костюмами

В возрасте 3 лет начинает формироваться ролевая игра. Малыш с удовольствием берет на себя роль и исполняет ее. А наличие даже небольшого элемента костюма (маска из бумаги, ушки зайца, крылья бабочки) переносят в мир сказки, и ребенок начинает вести себя по-другому и говорить новые слова, о знании которых вы даже не подозревали. Например, одна трехлетняя «бабочка» рассказала: «Я бабочка, я легкая и воздушная, я порхаю с цветка на цветок. Посмотрите на меня, я — сама элегантность!».

Детям также нравится разыгрывать известные им сказки, изменяя сюжет по настроению. Позвольте им быть главными, и вы удивитесь их фантазии, памяти и словотворчеству.

Развитие мелкой моторики

Когда мы развиваем речь ребенка в 3 года, то не стоит забывать о необходимости продолжать занятия по развитию мелкой моторики. В этом возрасте малышу становятся доступны более сложные пальчиковые игры. Некоторые из них можете посмотреть в этом видео:

 https://www.youtube.com/watch?v=WR_u-xihYFM

Лепка из пластилина дается малышу все лучше. Малыш уже хорошо лепит шарики, колбаски и лепешки. Используя пошаговые инструкции из книги Рони Орена «Секреты пластилина», ребенок легко слепит забавных зверюшек. Из них можно будет сделать выставку и показывать гостям.

лепка из пластилина

Пуговичные тренажеры и шнуровки подойдут для развития мелкой моторики, если малыш ими еще не овладел в полной мере.

 Пишем письмо

Предлагайте ребенку периодически писать письма: папе о прошедшем дне или бабушке об интересных событиях на этой неделе. Такая игра развивает навык письменной речи. Пусть малыш диктует, а вы записывайте. Когда письмо готово – прочитайте его ребенку и спросите, не хочет ли он что-нибудь изменить. Поначалу предлагайте свои варианты, «как сказать лучше». Постепенно малыш научится красиво выражать свои мысли, и письма станут интереснее. Обязательно зачитывайте письма папе и бабушке и храните их. Во-первых, вам будет с чем сравнить, а во-вторых подросшему ребенку будет интересно читать свои первые рассказы.

Когда мы развиваем речь ребенка в 3 года, нам нужно направлять свои усилия в разных направлениях: увеличение активного словаря, улучшение произносительной стороны речи, расширение понимания речи ребенком. Эти и многие другие задачи вы сможете решить, используя приведенные игры.

Приглашаю обсудить в комментариях вопрос развития речи ребенка 3 лет. Как вы развиваете речь ребенка в 3 года?

 Материал был для вас полезен? Поделитесь с вашими знакомыми мамами, нажав на кнопочки социальных сетей в конце статьи.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Как быстро развить речь ребенка в 3 года

Автор: Виктория Сахно

Все статьи автора

Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.

Предыдущие записи рубрики

  • Тематическое занятие «Музыка погоды»
  • Игры по осенним сказкам
  • Лэпбук «Прогноз погоды»
  • Сценарии игр по детским песенкам
  • Сценарий праздника «Детский Тун Пайрам»

Вам будет интересно:

Источник