Как адаптировать ребенка к яслям в 2 года
В предыдущей статье (https://www.b17.ru/article/113600/) мы говорили о том, что такое адаптация к детскому саду, что происходит с ребенком в это время, как может протекать адаптация у детей с различной степенью готовности к посещению, как надо готовить ребенка к началу посещения детского учреждения … Все эти моменты актуальны и важны для детей любого возраста.
Привыкание детей 2ого года жизни к детскому саду имеет свои особенности. И их надо знать и учитывать при принятии семейного решения – отдать ребенка 1,5 – 2х лет в детский сад или подождать до 3х-летнего возраста? Давайте поговорим об этом?
Если трехлетний ребенок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет довольно широкий опыт общения со взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, то полутора-двухлетний малыш менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда в течение полугода), и дальнейшее развитие малыша.
Примем во внимание, что в раннем возрасте у малыша формируются новые отношения со взрослым: на смену эмоциональному приходит деловое общение.
А чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? И почему это важно знать родителям?
Прежде всего тем, что эмоциональные отношения — это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми.
Помните, как ваше чадо — младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относился к любому взрослому и достаточно было самых простых знаков внимания, чтобы он отозвался на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек? Но вот уже со второго полугодия жизни малыш начал четко различать своих и чужих? Примерно в 8 месяцев у детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое раньше происходило почти безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон.
Родителям важно серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Ведь если ребенок привыкнет общаться только с матерью, у него будут трудности в установлении контактов с другими людьми.
По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие не связано с привычкой к определенному человеку. Ведь в данном случае оба партнера действуют с предметом, который притягивает малыша к себе и заставляет забыть о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости.
Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкую социальную среду и благополучного самочувствия в ней. Но путь этот не всегда прост, и чтобы его пройти, требуется довольно много времени. Необходимо и внимание со стороны взрослых.
Существует четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. В случаях затруднений он пытается преодолеть их, проявляя выдумку и терпение. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослым решать предметные задачки (например, открыть коробочку с секретом или придумать способ, чтобы достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные ощущения во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним.
Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне манипуляций. Трудноадаптирующиеся дети не умеют сосредоточиваться на игре, малоинициативны в выборе игрушек, нелюбознательны. Малейшая трудность вызывает у них нежелание играть, капризы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты и предпочитают им эмоциональные.
Поэтому, уважаемые родители, надо правильно готовить малыша к поступлению в ясли. Наряду с гигиеническими мероприятиями по укреплению здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения, должна проводиться целенаправленная работа по формированию у ребенка соответствующей возрасту формы общения со взрослыми и развитию предметной деятельности.
Как же помочь ребенку развивать эту самую предметную деятельность?
— Вы можете помочь ребенку выбрать нужные игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе. Не забывайте поощрять любые успехи малыша — и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
— Регулярные 10- 15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление сидеть у вас на коленях.
— Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучение к порядку лучше осуществлять тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание особенностей малыша помогут подобрать верный способ действий с ним в этом направлении.
— Разумеется, необходимо обучать ребенка и умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель начнет надевать им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую же картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют, вряд ли сделают ребенка довольным своим пребыванием в детском учреждении.
— Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, наряду с занятиями в семье полезно поощрять его общение с другими людьми. Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, и вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку. Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.
За сравнительно небольшое время (примерно в течение месяца) поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть вместе со взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. А это и нужно для того, чтобы безболезненно привыкнуть к условиям детского сада!
Успехов вам!
При возникновении трудностей адаптации при соблюдении всех условий подготовки ребенка обращайтесь к специалисту – психологу, который поможет, разберется, даст совет.
До следующей встречи!
Буду признательна за Ваш отклик о полезности для Вас материала в виде отклика, комментария или нажатия кнопки «спасибо». Удачи!
Источник
Ольга Спицына
Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду»
Часто родителизадают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптацияк ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду.
Форма проведения консультации для родителей: информационно-аналитическая.
Предварительная подготовка к проведению консультации «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду:
• психолог проводит с родителями группы тестирование «Готовность моего ребенка к детскому саду»;
• воспитатель подбирает необходимый информационный материал по теме консультации;
• воспитатель вместе с психологом составляют социальные паспорта семей и проводят их анализ;
• за две недели до проведения консультации в раздевалке группы выставляется «Ящик доверия», в который родителям предлагают помещать все интересующие и вопросы по поводу адаптации детей. Перед проведением консультации все вопросы анализируются и на консультации на них даются исчерпывающие ответы.
Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает ревами. Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.
Вопрос: «Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать». Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у каждого будет своя. Все зависит от степени адаптации детей.
Выделяют 3 фазы адаптационного периода:
• Легкая. Длится от 1 до 16 дней.
• Средняя. Длится от 16 до 32 дней.
• Тяжелая. Может длиться до 64 дней.
Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду
Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы исчезнут.
• Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
o не сформированы культурно-гигиенические навыки;
o он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
o режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
• Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.
•Биологические причины:
o сильный токсикоз у мамы в период беременности;
o осложнения при родах;
o болезни в первые три месяца жизни.
• Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
• Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
• Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
Как облегчить период привыкания к детскому саду
Принимая во внимание вопросы, которые были заданы в период подготовки к консультации «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду», был сделан вывод, что, оставляя ребенка в детском саду, родители беспокоятся, как он проведет день без них. Это нормальная реакция, ведь кроха остается с чужими людьми. К тому же, нежелание малыша заходить в группу, слезы, просьбы забрать его немедленно домой любую маму заставят волноваться. Поэтому хотим поделиться важными рекомендациями, как облегчить ребенку период адаптации.
•Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений.Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.
• Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
• Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
• Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером, целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
• Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать «ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не попадете.
• Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т. д.
• Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
• Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка
Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к садику:
• Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
• Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.
• Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.
Во время подготовки консультации для родителей вы имели возможность задать анонимно интересующий вопрос, опустив его в «Ящик доверия». Сейчас пришло время ответов на эти вопросы. (Воспитатель зачитывает вопрос и дает на него ответ).
Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду
Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду.Поиграйте со своими детишками в такие игры:
«Детский сад»
Во время игры в детскийсад может быть много сюжетных линий:
• «Дети собираются на прогулку».
• «Дети обедают».
• «Дети приходят в детский сад».
• «Дети готовятся к дневному сну».
• «Дети на прогулке».
Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
«Сочиняем сказку»
Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее.Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось,что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».
«Хорошо-плохо»
Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши,при отрицательном грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».
Варианты вопросов:
• играть с игрушками в детском саду;
• плакать утром;
• дружить с другими детками;
• стесняться попроситься в туалет;
• самостоятельно кушать суп;
• мешать деткам спать во время дневного сна;
• делать утром зарядку и т. д.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.
Источник
Vera
По идее никто не мешает ребёнка забрать хоть через час)
У нас первый день 2 часа (с 8 до 10), а там по ребёнку. На второй я забрала её с прогулки в 11 с чем-то, на третий мне сказали приходить после обеда, но когда я пришла, она спала уже ???? И с этого дня забираю после полдника. Но если ребёнок плачет, воспитатели могут порекомендовать, например, пораньше забирать.
Юлия
Старший сын примерно через 3 недели стал ходить на весь день. Первая неделя на несколько часов с утра: завтрак, прогулка; потом добавился обед; через 2-2,5 недели самое сложное — сон. И после этого весь день ))
Наталья Ганина
Дочь пошла в детский сад в 1 год 7 мес, я сразу на работу вышла. Первую неделю ходила до обеда, со второй недели ходила на целый день. Начальник больше не разрешал работать по полдня. В 7 подъём, завтракали и бежали в детский сад. В 18.00 забирала дочь. Бежали на кружки 2-3 раза в неделю. Потом ужинали. В 21.00 отбой. Потому что утром рано вставать.
Ольга
Все индивидуально: зависит только от вашего ребёнка. Кто-то сразу идет без плача (или немного похнычет). У таких адаптация проходит максимум за неделю. А кто-то и полгода, и год привыкает, и из болезней не вылезает.
В среднем у большинства детей адаптация идет от 1 недели до 1-2 месяцев.
Первую неделю оставляют с 8 до 10 (или 12 часов). Вторая-третья неделя — забирают после сна. С четвертой недели — на целый день.
Но опять же все индивидуально.
Ксю
Ребёнок пошёл в сад в прошлом сентябре ( 2,4 было на тот момент) с лета готовила ее, говорила, что скоро она вырастет и будет ходить в сад к новым друзьям и будут у неё воспитатели феи ( она ждала этого и потому поход в сад не был стрессом) первую неделю оставляла на час, потом каждый день добавляла ещё по часу, но на сон не оставляла. Недели через 2-3 уже осталась на сон, дальше оставляла с 8 до 16:00. Плакала только когда я уходила, секунд 20, дальше заигрывалась и до вечера обо мне не вспоминала)
Учтите, что с походом в сад у детей вырабатывается иммунитет к простудам- вся наша группа болела каждые 2-3 недели, но ближе к марту ситуация стала ровной, практически не болеют детки. Во всяком случае, весна и лето прошли без орви в группе. ( минус 1,5 месяца на карантин сад)
Единственное, воспитатели перед приемом в сад, просили всех родителей снимать подгуз на сон- кто ещё с ним спал.
Все будет хорошо, не волнуйтесь) я вот вспоминаю своё блаженство от первых часов свободных)))
Елена ♥ ℒℴѵℯ ♥
первую неделю ходили на 2 часа, вторую неделю ходили до 12, на 3 недели пробовали оставаться на сон. первый раз не лег, через час заныл. забрала. 2 раз уснул через час. отходили так неделю и заболел сын сильно.
младший в сад пошел 2 июля, нормально ходил, нравилось. за все время раза 2 похныкал. обычно радостный забегал в группу
3 раза его там покусали, один раз хорошо так.
первый раз пустил сопли через 5 дней на 2 дня, не ходили эти 2 дня, потом вышли. потом опять через 5 дней пустил сопли. опять 2 дня и прошли, пошли в сад. 3 раз заболел уже 1 августа, началось все соплей и уже 2 недели прошло, стало только хуже. выходит месяц отходили и ушли на больничный уже на 2 недели. многие уходили на больничный через неделю после сада, практически дружно все вышли через неделю. потом отходили еще неделю и опять больше половины группы ушли на больничный.
Саша
У нас сначала приводят ребенка на прогулку, к 10-10.30. Знакомимся с воспиталем, смотрим площадку, мама прощается, ребенок остаётся на часок. И так несколько дней-неделю, смотря по настроению. Потом приводят к 9 уже в группу, забирают так же после прогулки в 11-11.30. Потом к 8.30 к завтраку. Дальше остаётся на обед. И потом на сончас. В среднем на каждый этап от пары дней до недели. Зависит от ребенка и от мамы, некоторым на работу срочно.
Старшая у меня сама на четвертый день осталась на сончас. Просто за детьми пошла и не захотела уходить. Месяц всё было отлично, а потом началась отложенная адаптация- слезы по утрам. Поэтому думаю,лучше не торопится и всё делать постепенно.
Анастасия
У сына было так: мы неделю ходили на прогулку с ребятами и уходили домой, а потом уже пришли утром и он стал оставаться до сна, потом сам попросился спать с ребятами и очень быстро перешёл на полный день, все прошло мягко, без истерик и тп. В другом садике сказали приводить сначала утром на пару часов, потом постепенно увеличивать время. В разных садиках свои негласные правила, этот вопрос лучше обсудить с воспитателями или уточнить на родительском собрании
Юлия *
У меня обе ходили с двух лет. Старшую привели в первый день на два часа с утра. Все было отлично, предложили оставить на 4 часа на следующий день. На третий день оставили на сон. На четвертый до прогулки. И в пятницу уже осталась на весь день. Но она у меня с года сидела с няней, не цеплялась за меня. А вот со второй дочей было сложнее. Неделю ходили до сна, ещё неделю прибавляли часы. На весь день пошла недели через две только.
Елена
Младший пошел в 2,2. Я очень долго не водила на полный день. Забирала после обеда до сна. Уже и воспитатели говорили оставлять на сон. Но я видела,, что не готов и делала как нам удобно. Потом уже попробовали уложить, я стояла за дверью) уснул быстро и стали оставаться на сон. А на полный день я его только месяца через два оставила. К тому времени ребёнок уже полностью адаптировался.
Точно такой же опыт был и со средним, там мы ещё дольше не оставались на полный день, на сон вообще сам попросился остаться) правда и воспитатели ничего не говорили, не настаивали (пошли в сентябре — на полный день остались только после новогодних праздников)
Моё мнение — торопиться не надо.
Читать
все
10
комментариев
Источник