Качество оценки развития личности ребенка
Влияние оценки на развитие личности ребёнка.
Оценка — мощное средство воспитания, воздействующее не только на самооценку, но и на развитие личности в целом. Контроль и оценка необходимы для успешного осуществления учебной деятельности. Вопрос состоит в том, в какой форме они должны осуществляться. Основные традиционные формы — опрос и отметка — вносят немало отрицательных моментов в учебно-воспитательный процесс, хорошо известных каждому учителю. Наиболее серьезные негативные последствия имеют проявления процентомании в установках учителя, использование им угроз, нотаций, недоброжелательной иронии в адрес ученика, сравнение успеваемости и способностей учащихся, не равных в этом отношении, отсутствие оценки после опроса.
Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметки в журнале и в вербальной форме. Между ними имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в журнал, является официальной, выставляемой на основе специально разработанных критериев. Вербальные оценки не контролируются строгими показателями, но они должны быть гуманными, должны способствовать развитию учащихся.
Отметка в качестве мотива учебной деятельности может воплощать в себе разные причины: потребность в одобрении со стороны учителя, потребность быть на уровне своей собственной самооценки, стремление завоевать авторитет товарищей, желание облегчить себе поступление в высшее учебное заведение, многие другие потребности.
Развитие возможно лишь тогда, когда не сама по себе педагогическая оценка выступает в роли главного мотива, но когда учебный труд регулируется познавательной потребностью.
Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приёмами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
С самооценкой тесно связано и другое личностное образование – уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определённой положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи на оценку выше всех остальных.
Самооценка школьника в основном ориентирована на оценки, выставляемые в журнал. Однако вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если учитель умеет правильно ими пользоваться. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы для учащихся.
Самооценка и связанный с ней уровень притязаний позволяют судить о том, как происходит процесс развития личности школьника под влиянием учебной деятельности. Особое значение дети придают тому, как они оцениваются другими. В младшем школьном возрасте самооценка формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя.
С возрастом у слабоуспевающих школьников растёт недооценка своих возможностей. Преобладание неуспеха над неуспехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведёт к увеличению неуверенности к себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями, уровню притязаний.
Большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребёнок постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности.
Положительное влияние на учебную деятельность и личностное развитие детей оказывают развернутые содержательные оценки учителем ученических ответов и работ, сопоставление успехов ученика с его старыми достижениями, констатация правильности выполнения задания и эмоциональная поддержка ученика в ходе работы, использование в разных формах самооценок учащихся. Следует подчеркнуть, что влияние оценок учителя становится благотворным при наличии доверия к нему у школьника. В возникновении отношений доверия между учителем и учеником важную, часто решающую роль играют особенности личности учителя, его ожидания, общая позиция, стиль его общения с классом, способность создать атмосферу психологического комфорта.
Подавляющее большинство учителей считают, что ученики средних классов всегда согласны с их оценками, поэтому учителя не анализируют свои оценочные суждения и не пытаются искать причин педагогических неудач в этом направлении.
Необходимо помогать ученику формировать собственную оценочную деятельность, развивать умение анализировать оценочные суждения учителя и тем самым формировать самооценку.
Для того чтобы не возникало противоречий между учеником и учителем при выставлении оценок, необходимо обучать ребёнка самому оценивать свою работу.
Метод взаимного рецензирования. В процессе обучения очень важной является готовность школьника сквозь призму требований, предъявляемых к работе, выполненной другим, критически пересмотреть собственную работу. Как стимулировать этот процесс?
В I и II классах детей привлекали к взаимооценке и самооценке чтения и пересказа текстов, изделий, изготовленных на уроках труда. Изделия до того, как их оценивал учитель, раздавались на взаимную оценку детям. После оценки работы товарища ученику вручали предмет, изготовленный им самим, и просили также рассмотреть его и оценить. На начальном этапе во всех случаях работа учеников-«рецензентов» по оценке собственных работ не отвечала тем требованиям, которые они предъявляли к изделию, выполненному товарищем. В дальнейшем критическое отношение детей к собственным работам неуклонно возрастало. Одновременно снижалась чрезмерная критичность при оценке работ товарищей.
В III и IV классах оказалось возможным организовать взаимное рецензирование и саморецензирование в письменной форме заданий, выполненных на уроках русского языка (изложений, сочинений). После оценки работы другого, при повторном рассмотрении своих сочинений учащиеся существенно изменили отношение к результату собственной деятельности. Каждый ученик с учетом сделанных другими замечаний по его работе и недостатков, которые он сам обнаружил при ее повторном просмотре, писал каждый раз новый вариант сочинения, всегда гораздо лучший.
Такой способ работы учителя очень эффективен не только для воспитания учащихся (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, завышенной самооценки либо, наоборот, неуверенности в себе, ощущения своей неполноценности), но и для развития его собственных профессиональных качеств, таких, как уважение к ребенку, терпеливость, педагогический такт.
Групповые и индивидуальные нормы оценки
Те учителя, которые в ходе оценки пользуются в первую очередь групповой нормой, оценивают деятельность учащихся в узком интервале времени. Они рассматривают достижения ученика в сравнении с существующим уровнем достижений класса. При использовании этой нормы ученикам ясно, кто в их классе принадлежит к группе лучших, а кто к группе худших. Педагоги, оценивающие учеников на основе групповой нормы, стремятся к стандартизации заданий. Они дают всему классу задания приблизительно одинаковой трудности, одного и того же типа, стремясь создать ситуацию равенства, что дает возможность непосредственного сравнения и оценки учащихся. В результате более сильные ученики часто работают над легкими для них заданиями, а более слабые — над более сложными для них заданиями. Так постепенно складываются разные способы взаимодействия учителя с группой успешных и группой неуспешных учеников. С точки зрения мотивации учения учебная ситуация такого типа для одних учащихся оказывается слишком сложной, для других — слишком простой. В первом случае актуализируется потребность избежать неуспеха, во втором — потребности вообще не актуализируются.
Другие учителя используют индивидуальные нормы при оценке учащихся. Достижения учащихся они рассматривают в сопоставлении с их же предшествующими достижениями. Такие педагоги не используют задания, подобные тестовым ситуациям, а исходят из актуального уровня школьных успехов ученика и выбирают задания соответствующей трудности, оказывая необходимую помощь. При таком обучении ученики одного класса могут в одно и то же время с различной продолжительностью работать над различными по сложности заданиями. Педагоги, оценивающие достижения учеников подобным образом, готовы рассматривать их достижения в более широких интервалах времени, охотно допуская возможность изменений в дальнейшем развитии ученика. Обнаруживается, что подобное взаимодействие уменьшает боязнь неуспеха и страх перед опросом, у более слабых учеников появляется вера в собственный успех.
Надо ли сравнивать детей между собой? Наблюдения показывают, что постоянное акцентирование недостатков одних учеников и достоинств других неблагоприятно сказывается на нравственно-личностном развитии каждого учащегося и на межличностных отношениях, складывающихся между детьми в классе.
Как писал В. А. Сухомлинский, «следует иметь в виду некоторые подводные камни самой логики педагогического процесса: обучение проникнуто постоянной, повседневной проверкой, контролем, ежечасным сравнением успехов одного ученика с успехами другого. За всем этим таится опасность разочарования, неуверенности в своих силах, замкнутости, равнодушия, озлобления, то есть таких душевных сдвигов, которые приводят к огрублению души, утрате чуткости».
Мы зависим от оценки других людей. Когда нас оценивают хорошо, мы возносимся, становимся большими, красивыми, умными, мы приняты собой, потому что судим о себе с чужих слов. А когда нас чернят, говоря, что мы плохие, нехорошие, топают на нас ногой, покрикивают – немедленно возникает испуг и наше «я» внутренне сотрясается.
Оценка должна служить главной цели — стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника и тем самым способствовать его развитию.
Источник
Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством образования в начальной школе
Самсонова О.Н. руководитель кафедры начальных классов МОУ СОШ № 35
Сегодня школа вся и во всём изменяется, обновляется и перестраивается Новая социально-экономическая ситуация предъявила к ней и новые требования. «Развивающемуся обществу, — подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… , прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».
Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да… если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать. Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто. Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения.
Изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли универсальные учебные действия: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их пополнения и обновления. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Поэтому диагностико-технологическое управление качеством образования включает обязательное планирование мониторинга качества знаний, т.к. контроль и диагностика знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса.
Успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знания, как было раньше, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
В системе общего образования начальному этапу обучения отводится особая роль: именно на этой ступени закладывается фундамент знаний об окружающей деятельности, развивается учебно-познавательный интерес, формируются универсальные учебные действия, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности.
Основная задача начального общего образования – развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и к окружающим.
Решение этих задач возможно, если исходить из их гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.
Сразу же, в первые дни обучения каждый учитель исследует и составляет диагностическую карту первоклассника, опираясь на психологическое тестирование (входную диагностику), с целью зафиксировать начальный результат. Определив уровень интеллектуального развития школьника, можно в какой-то мере прогнозировать то, каковы будут его успехи в обучении, скорректировать образовательный процесс.
Систематическая диагностика («Лист личных достижений») помогает проследить траекторию изменения интеллектуального развития ребёнка, чётко увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижения запланированным результатам, то есть определить каково качество образования.
В ходе работы по данному вопросу нами выработан алгоритм действия учителя при оценке качества образования в процессе развития личности ребёнка , его познавательных и созидательных способностей, формирования целостной системы универсальных учебных действий.
- Определение способностей и возможностей каждого учащегося
- Определение критериев обученности
- Уточнение цели диагностики.
- Определение темы, содержания, форм, методов диагностики.
- Подготовка текстов контрольных работ, срезов знаний, тестов.
- Определение сроков проведения диагностирования.
- Осуществление анализа, оценки, обобщения, систематизации полученных данных.
- Ознакомление ученика и родителей с результатами диагностики
- Коррекция учебного процесса в соответствии с полученными результатами
В зависимости от текущих целей учитель может оценить результаты учебной деятельности каждого ученика или класса( «Сад успеха»), определить относительное место учащегося в классе, выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями, что позволяет оценить эффективность работы педагога с конкретным ребёнком, своевременно проводить коррекцию успешного обучения, для обеспечения равных возможностей получения качественного начального общего образования.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребёнка выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Специально организованная система сочетания индивидуальной деятельности с работой в малых группах, продуманная система заданий разного уровня трудности позволяет обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития. То , что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, в малой группе.
Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика устойчивой мотивации познания, развитие различных сторон его жизни.
Безусловную ценность для формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности представляет портфолио ученика («Портфель достижений») .Основные цели и задачи ведения порфолио:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
.
Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, обучить приёмам рефлексивной самооценки.(«Волшебная линеечка», «Знаковая оценка», «Баллирование»…) Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Всё это в комплексе создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений , компетенций, видов и способов деятельности.
Известный физик Ландау дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто», А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, навыки и умения.
Источник